Кто такой обслуживающий персонал
Обслуживающий персонал это…
На страже комфорта и порядка: основные характеристики категории обслуживающего персонала
Лучший из руководителей и талантливейший из начальников чаще всего остаётся «за кадром» для клиентов предприятия. Приходя в ресторан, заселяясь в гостиницу, заказывая еду или планируя мероприятие, потребитель услуг в первую очередь сталкивается с представителями младшего корпоративного звена – обслуживающим персоналом. Чистота территории компании, вкусный кофе на ресепшене, поданный гостю вовремя и к месту, искренняя улыбка продавца работают лучше, чем грамотно выстроенная маркетинговая стратегия.
Обслуживающий персонал – это люди, чей ежедневный незаметный труд составляет основу комфортного существования общества. Знать специфику работы этой категории сотрудников – задача каждого HR-менеджера.
Кого называют обслуживающим персоналом
Персонал принято делить по характеру трудовых функций. Те, кто задействован в обеспечении хозяйственной стороны жизни компании, а также оказывают услуги, именуются обслуживающим персоналом. К категории рабочих относятся те, кто создаёт материальные ценности или участвует в процессе производства.
Количество должностей, которые могут быть отнесены к обслуживающему персоналу, огромно. Некоторые из них:
Это далеко не все, кто относится к обслуживающему персоналу. По сути, это совокупность людей, которая обеспечивает комфорт и порядок в зданиях, заботится о клиентах.
Обслуживающий персонал – ключ к успеху компании
Значение этой категории сотрудников сложно переоценить. В какой бы то ни было сфере деятельности зачастую впечатление о компании клиенты составляют исходя из опыта общения именно с обслуживающим персоналом. Заботливая официантка, улыбчивый портье и дипломатичный администратор способны сыграть в успехе предприятия не меньшую роль, чем менеджер управления.
Однако с той же долей вероятности неприятное впечатление от одного младшего сотрудника может испортить имидж заведения в целом. Неопрятный внешний вид, неуважительное отношение, личные разговоры при клиентах – масса причин предшествует решению посетителя более не возвращаться в «это место».
При работе с обслуживающим персоналом важно грамотно подобрать команду и выдать чёткие инструкции. Только в таком случае можно рассчитывать на успех и приток новых клиентов.
Какие требования выдвигать обслуживающему персоналу:
Это общие положения, единые для обслуживающего персонала. В зависимости от места работы, занимаемой должности, список обязательных требований и ограничений для обслуживающего персонала может значительно расширяться.
Кто такой обслуживающий персонал
Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?
К категории обслуживающего персонала относятся работники организации, выполняющие функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
Прямого распределения работников организации по категориям персонала законодательством не предусмотрено. Наименование должностей работников определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367) (далее — ОКПДТР), Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также согласно профессиональным стандартам (ст. 57 ТК РФ).
Распределение работников по категориям персонала может осуществляться на основании указанных документов.
В общем понимании к категории обслуживающего персонала относятся работники, осуществляющие функции обслуживания. Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников обслуживающего персонала законодательно не установлен.
К примеру, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 N 15а), приведен Общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, оплачиваемых по окладам, но без указания, где профессии рабочих, а где — младшего обслуживающего персонала.
Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.
Как правило, в промышленных организациях к обслуживающему персоналу относят работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу и осуществляющих функции по обслуживанию служебных помещений и персонала организации. Например, к таким работникам могут относиться:
уборщики непроизводственных помещений;
дворники;
курьеры;
водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.
К обслуживающему персоналу в организациях общественного питания относятся основные категории работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей:
метрдотель (администратор зала, менеджер зала, менеджер бара);
официант (бригадир официантов, старший официант, помощник официанта);
бармен (бригадир барменов, старший бармен, помощник бармена);
сомелье (заведующий винным погребом);
бариста;
работник предприятия быстрого обслуживания;
буфетчик (старший буфетчик);
кассир (старший кассир);
хостес;
продавец магазина (отдела) кулинарии (п. 4.3 ГОСТ 30524-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу», введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1674-ст).
В организациях торговли к обслуживающему персоналу относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей:
заведующий отделом (секцией);
администратор торгового зала;
продавец продовольственных товаров;
продавец непродовольственных товаров;
продавец мелкорозничной (торговой) сети;
продавец-консультант;
кассир торгового зала;
контролер-кассир и др. (п. 4.1.1 ГОСТ Р 51305-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу», утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст).
В организациях по оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг перечень должностей обслуживающего персонала зависит от принадлежности к службам, функционирующим в средствах размещения.
Служба приема и размещения (фронт-офис, фронт-деск) включает в себя персонал следующих должностей:
администратор;
старший администратор;
менеджер службы приема и размещения;
менеджер/ассистент менеджера по обслуживанию;
специалист по размещению и
Обслуживающий персонал — особенности подбора кадров
Качество работников младшего корпоративного звена определяет успех развития бизнеса по оказанию услуг. С другой стороны, обслуживающий персонал — это сфера занятости, где личные качества человека определяют его успех в профессии. Именно с обслуживающим персоналом контактируют клиенты. Сотрудники олицетворяют репутацию и уровень компании. Один неверный поступок, неприветливое выражение лица, небрежность в одежде способны отвратить клиента или стать причиной увольнения.
Специфика деятельности
С услугами обслуживающего персонала сталкиваются люди ежедневно. Это работа продавца, консультанта на ресепшене, водителя, горничной в отеле и официанта в общепите. Люди этих профессий должны настолько владеть собой, чтобы в каждом постояльце, посетителе, пассажире видеть только желанного гостя.
Рекрутеры, которые занимаются поиском сотрудников для гостиниц, знают, каким должен быть даже менталитет. Например, в качестве горничных нет персонала лучше, чем выходцы из Средней Азии, а именно из Киргизии. Особенности их воспитания, природная приветливость, искреннее желание угодить клиенту позволяют исполнять обязанности наилучшим образом — услужливо, но с достоинством. Россияне проигрывают на этом фоне своим стремлением к независимости.
Аутсорсинговая фирма при подборе обслуживающего персонала уделяет внимание стрессоустойчивости работника, его коммуникативным качествам и желанию работать с людьми. Унылое, неприветливое лицо отпугивает клиентов. Неумение погасить конфликт в зародыше портит репутацию компании.
Общие требования
Сфера услуг — это область деятельности, основанная на эмоциональной составляющей. Однако чувства не поддаются количественному измерению, поэтому для успешной работы обслуживающего персонала нужны правила поведения. Задача управляющего персоналом создать критерии визуального образа и должностную инструкцию. Цель — обезличить сотрудника и создать имидж компании.
Для этого на предприятии сферы услуг вводят:
Помимо приветливого вида, обслуживающий персонал обязан владеть профессиональными знаниями и навыками:
Обходительность, внешний вид и умение держаться с достоинством определяют атмосферу заведения, создают ему репутацию, привлекают или отвращают клиентов. Легкомысленное отношение к подбору обслуживающего персонала может стоить хозяину бизнеса. Начинающей компании стоит использовать услуги аутсорсинга. Профессиональные кадровики имеют в своем распоряжении обслуживающий персонал требуемого уровня.
Особенности младшего обслуживающего персонала
К младшему обслуживающему персоналу относят работников, которые не входят в категории управленцев, администрации, сферы производства, не контактируют с клиентами при оказании услуг. Сотрудникам запрещается находиться в помещениях для клиентов в спецовке, если этого не требует выполнение их обязанностей.
Сюда относят следующие сферы деятельности:
Профессионализм младшей обслуги проявляется в незаметности его работы для клиентов. С учетом этого требования составляют график работы. Лучшее заведение то, в котором все работает автоматически, без видимого управления.
обслуживающий персонал
1.2.13.5 обслуживающий персонал (service person): Лица, имеющие соответствующую техническую подготовку и опыт, осознающие опасность, которой они могут быть подвергнуты при выполнении задания, и владеющие способами снижения этой опасности для себя и других лиц.
1.2.13.5 обслуживающий персонал (service person): Лица, имеющие соответствующую техническую подготовку и опыт, осознающие опасность, которой они могут быть подвергнуты при выполнении задания, и владеющие способами снижения этой опасности для себя и других лиц.
3.11 обслуживающий персонал : Работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.
3.3 обслуживающий персонал: Работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании покупателей.
3.11 обслуживающий персонал: Лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию [3].
1.2.13.5 ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ: Лица, имеющие соответствующую техническую подготовку и опыт, осознающие опасность, которой они могут быть подвергнуты при выполнении задания, и знающие способы снижения этой опасности для себя и других лиц.
Полезное
Смотреть что такое «обслуживающий персонал» в других словарях:
обслуживающий персонал — EN service personnel trained persons having familiarity and experience with the construction and operation of the system and the risks involved [IEC 62282 5 1, ed. 1.0 (2007 02)] FR personnel de service personnes formées étant… … Справочник технического переводчика
обслуживающий персонал — сущ., кол во синонимов: 1 • обслуга (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
обслуживающий персонал — – в автобусах – все, кроме пассажиров – первый водитель, второй водитель, экскурсовод (гид), контролер, кондуктор, охрана. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
обслуживающий персонал — ▲ работник ↑ обслуживание служитель. парикмахер. официант. официантка. подавальщик. подавальщица (разг). кельнер. метрдотель. гарсон. половой. горничная. коридорный. стюард. стюардесса. кондуктор. проводник. бортпроводник. швейцар. портье.… … Идеографический словарь русского языка
обслуживающий персонал (инж. оборуд. зданий) — обслуживающий персонал Физические лица, имеющие профессиональную подготовку (специальность, квалификацию) и выполняющие работы по техническому обслуживанию, ремонту, монтажу, диспетчерскому контролю, осмотру, управлению лифтом и эвакуации людей… … Справочник технического переводчика
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА — члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства (шоферы, повара и др.). Нередко члены О.п.д.п. назначаются из числа граждан аккредитующего государства. Однако Венская конвенция о… … Юридическая энциклопедия
ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА — члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства (шоферы, повара и др.). Нередко члены О.п.д.п. назначаются из числа граждан аккредитующего государства. Однако Венская конвенция о… … Энциклопедический словарь экономики и права
ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ — ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия
ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ — (см. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права
МЛАДШИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ — (МОП) работники, не участвующие непосредственно в процессах производства продукции и управлении этими процессами, а выполняющие функции обслуживания (курьеры, уборщики, гардеробщики, мойщики). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
Классификация персонала
Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.
Что такое «персонал», его признаки
Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.
У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.
Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.
На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:
После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.
Категории персонала
Делят на производственный и непроизводственный.
Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
Работников также делят:
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
Для чего нужна классификация и примеры ее использования
Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.
Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.
Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.
Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.
Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.
Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.