Кто такой омаров сапархан
Омаров Сапархан Кесикбаевич
Сапархан Омаров родился 5 мая 1968 года в Чимкентской области, Республика Казахстан. Окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова. Позднее, получил дополнительное образование, успешно завершив курс обучения в Казахском государственном юридическом университете по специальности «юриспруденция».
С 1995 года, работал в качестве специалиста Национальной комиссии РК.
Начиная с 1996 года, Омаров последовательно замещал должности начальника отдела, заместителя начальника управления, начальника управления, директора департамента и управляющего директора Акционерного Общества «Продовольственная контрактная корпорация».
Далее, в 2007 году, опытный управленец назначен Вице-президентом вышеуказанного АО.
С 2007 по 2008 год. Занимал должность заместителя начальника ХОЗУ Парламента Управления Делами Президента Республики Казахстан.
Затем, в 2008 году, перешел на должность Государственного инспектора Отдела государственного контроля и территориально-организационной работы Администрации Президента РК. Входил в состав счетного комитета по контролю за исполнением бюджета.
С 2014 по 2016 год, служил в должности Вице-министра сельского хозяйства РК.
Впоследствии, с 2016 по 2019 год, являлся депутатом Мажилиса Парламента РК VI созыва от партии «Нұр Отан». Занимал пост Председателя Комитета по аграрным вопросам.
Указом Президента от 25 февраля 2019 года, Омаров Сапархан Кесикбаевич назначен на должность Министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
Омаров Сапархан Кесикбаевич (персональная справка)
Омаров Сапархан Кесикбаевич
Последняя должность: Председатель Правления АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация»
Дата рождения: 05.05.1968
Место рождения: КазССР; Чимкент ская область; Кзыл-Кум ский район; ст. Утробат
Семейное положение, родственные связи:
· Жена: Даулетбердиева Айнур Садыковна
Образование, специальность (квалификация), лицензии:
· Российская экономическая академия им. В. Плеханова (1995)
· Казахский государственный юридический университет (2001)
· Специалист, начальник отдела Национальной комиссии РК (1995-1996);
· Начальник отдела, заместитель начальника управления, начальник управления АОЗТ «Продовольственная контрактная корпорация» (1996-2001);
· Директор департамента, Управляющий директор АО «Продовольственная контрактная корпорация» (2001-2006);
· Вице-президент АО «Продовольственная контрактная корпорация» (2006-2007);
· Заместитель начальника ХОЗУ Парламента Управления Делами Президента РК (2007-2008);
· Государственный инспектор Отдела государственного контроля и территориально-организационой работы Администрации Президента РК (2008-2011);
· Вице-министр сельского хозяйства РК (04.2014-03.2016);
· Председатель Правления акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» (с 08.2021 )
· Член совета директоров АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» ( 24.04.2019 );
· Член Совета национальных инвесторов при Президенте Республики Казахстан ( 12.10.2019 );
· Член Государственной комиссии по восстановлению экономического роста при Президенте Республики Казахстан ( 27.05.2020 );
· Ч лен Совета директоров АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» (с 31.08.2021 )
Выборные должности, депутатство:
Государственные и международные награды, премии, почетные звания:
· Орден: «Құрмет» (2013), «Парасат» ( 12.2020 ) ;
· Медали: «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл» (2001), «Тыңға 50 жыл» (2004); «10 жыл Астана» (2008), «Түркістан қаласының құрметті азаматы» (2008), «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл» (2011);
· Благодарственное письмо: Президента РК Н.А. Назарбаева «2010»
Воинская служба, воинские и специальные звания, классные чины:
Сапархан Омаров о фильме «Архитекторы будущего»: Жаль, что авторы не брезгуют ложью
С министром сельского хозяйства поговорили о нашумевшем фильме «Архитекторы будущего», в котором авторы рассказывают, как канадские семена спасут нас от кризиса
Группа молодых казахстанцев под брендом TDFA (The Development Fund of Agriculture) создала в Казахстане агрокомпанию, которая завезла в страну семена сельхозкультур Канадской селекции. На своём сайте менеджеры опубликовали манифест, в котором предложили свой вариант выхода из последующего за пандемией экономического кризиса.
«TDFA предлагает в Казахстане построить 250 элеваторов на 50 млн тонн хранения разных культур. 100-процентными владельцами будут разные страны-импортёры зерна. Это как защищённые банковские депозитные ячейки», – сказано на сайте TDFA.
Авторы хотят подписать соглашение с правительством. Насколько это реально и нова ли сама идея активистов, мы спросили у министра сельского хозяйства Казахстана Сапархана Омарова.
У нас есть печальный опыт создания крупных агрохолдингов
– Сапархан Кесикбаевич, вы в курсе создания в Казахстане агрокомпании TDFA? Молодые казахстанцы даже создали фильм «Архитекторы будущего», в котором авторы представляют своё видение развития сельского хозяйства. Вы смотрели этот фильм?
– Да, я смотрел этот фильм, все три части. Скажу больше, я встречался с инициаторами проекта. Они предлагают создать в Казахстане крупный агропродовольственный фонд. Это по сути агрохолдинг:
При этом предлагают за счёт импортёров казахстанского зерна построить 250 новых элеваторов, которым присвоят специальный международный территориальный статус. И всё это при условии выделения фонду 5 млн га сельхозземель в собственность без проведения конкурсных процедур.
Всё это мы проходили и проходим. Уже имеем печальный опыт создания крупных агрохолдингов. В своё время в стране также существовал семенной фонд, который не смог доказать свою эффективность. Сейчас семена сельхозтоваропроизводители приобретают самостоятельно и полученный урожай реализуют самостоятельно. В Казахстане имеются 189 элеваторов, не заполняемых на полную мощность.
Для повышения компетенции фермеров работают центры распространения знаний НПП «Атамекен», финансированием сельхозпроизводителей занимаются АО «НУХ «КазАгро» и АО «БРК». Принимают участие и банки второго уровня, хотя не совсем активно.
После просмотра видео и при встрече с инициаторами проекта у нас появилось много вопросов. Как говорится, дьявол кроется в деталях. К примеру, хотелось бы понять источники привлечения инвестиций, на каких условиях инвесторы будут входить в сельское хозяйство Казахстана.
Не думаю, что какой-либо частный инвестор, будь то внутри страны, а тем более иностранный, захочет финансировать сырые, непроработанные проекты. К тому же речь идёт о таких колоссальных деньгах как 7 млрд долларов. Достаточно посмотреть объём всех иностранных инвестиций в Казахстан за время независимости, чтобы убедиться, насколько это существенная сумма. И просто так с лёгкостью оперировать ею в неких мечтах по крайней мере наивно.
Сомнительны и их планы по реализации выращенной продукции. Они не берут в расчёт, что Казахстан – не единственная страна в мире, торгующая зерновыми и зернобобовыми, это очень конкурентный рынок. Чтобы даже с небольшим объёмом той или иной продукции выйти на рынок отдельной страны, иногда необходимо затратить минимум несколько лет только на одни переговоры. Полагать, что многие страны мира за большие деньги сразу начнут покупать продукцию, потому что она получена от импортных семян, и каждый такой «эффективный менеджер» получит баснословный доход, не совсем правильно.
Непонятен и механизм отбора претендентов на 1200 «эффективных менеджеров». Ведь далеко не каждый эффективный менеджер из любого другого бизнеса сможет стать эффективным в сельском хозяйстве. Для этого необходим опыт работы в аграрной отрасли.
Вы заметили, что инициаторы проекта предъявляют требования освободить свой агрохолдинг от налогов, госконтроля и передать им 5 млн гектаров земли государства? То есть авторы проекта хотят за счёт государства создать своё «государство в государстве» и при этом требуют, чтобы государство не вмешивалось в их дела. Звучит как «дайте 5 млн га земли – и мы построим коммунизм в отдельно взятом государстве».
Любая идея, даже самая амбициозная, имеет право на жизнь
– То есть вы сомневаетесь в реальности этого проекта?
– Давать оценку реалистичности проекта, опираясь только на впечатления о ролике и слайдах презентации, считаю преждевременным. Сначала мы должны получить ответы на наши вопросы.
В принципе, любая идея, даже самая амбициозная, имеет право на жизнь. Но идея эта должна быть хорошо проработана. У нас же сложилось впечатление, что вся идея проекта построена вокруг импортных семян, в частности канадских. С экрана нам говорят, как всё просто: купите канадские семена и получите гарантированно высокий урожай.
Но многие опытные крестьяне, учёные и эксперты подтвердят, что не одни семена определяют успех в растениеводстве. В гораздо большей степени хороший урожай зависит от погодных условий, комплекса агротехнических мероприятий, а также от опыта, мастерства и компетенций сельских тружеников.
Вам известно, что авторы видео пригласили к сотрудничеству ряд состоявшихся, опытных фермеров с именем, которым предложили апробировать те самые завезённые канадские семена?
Один из участников этого пилотного проекта рассказал, что одна тонна канадских семян ему обошлась в 5 млн тенге, тогда как другие импортные и казахстанские семена с аналогичными посевными качествами обошлись бы в 150-200 тысяч тенге за тонну. Он засеял паровое поле в Акмолинской области канадскими семенами, как положено внёс удобрения и получил урожайность не выше 20 центнеров с гектара. Самое интересное, что соседние поля, засеянные казахстанскими сортами «Алтын сапа» и «Шортандинская», показали такую же урожайность даже без внесения минеральных удобрений.
В Северо-Казахстанской области поля, засеянные завезёнными канадскими семенами, показали результат в 15 ц/га, семена из Германии – 24 ц/га, а районированный российский сорт «Омская-36» – 23,5 ц/га.
Фермеры, участвовавшие в «пилоте», отмечают, что авторы проекта были обескуражены таким результатом. Поэтому, думаю, вместо того, чтобы рассказывать всем о фантастическом глобальном агрохолдинге с тысячами «эффективных ферм», ребятам надо было для начала организовать хотя бы одно своё небольшое фермерское хозяйство, распределить между собой обязанности агрономов, механизаторов, ветеринаров, доярок, зоотехников и начать выпускать хоть какую-то продукцию на отечественном рынке. Так сказать, опробовать силы, понять, как устроено сельское хозяйство, поучиться и далее масштабировать свою идею.
Или могли бы наладить сотрудничество с отечественными землепользователями на принципах сбытовой или производственной кооперации. Обычно так делается.
Ребята работают по принципу: «Есть два мнения, одно – моё, другое – неправильное»
– Автор проекта «Архитекторы будущего» в своём интервью заявил, что вы оказываете давление на участников пилотного проекта для занижения реальной урожайности канадских семян. Как вы это прокомментируете?
– Это неправда и манипуляция мнением зрителей и читателей. Министерство сельского хозяйства заинтересовано только в росте урожайности и валового производства. Очень жаль, что молодые люди ради достижения своих целей не брезгуют ложью.
– В таком случае прокомментируйте ваш ответ авторам видео о якобы отсутствии свободных земель. Это правда?
– Вы можете сами посудить. Площадь пашни по всей стране составляет 25,6 млн га, из которых в этом году было засеяно 22,5 млн га. Остальные земли находятся под парами.
Хочу заметить, что авторы видео просят «всего 5 млн га» из этих 22,5 млн га, не объясняя при этом, как быть с теми, кто на этих землях уже работает, является пайщиками. Всю эту ситуацию я объяснил им. Но у меня сложилось впечатление, что ребята работают по принципу: «Есть два мнения, одно – моё, другое – неправильное». Поэтому меня внесли в список «предателей».
– Значит, нет свободных земель? А как же несколько миллионов неиспользуемых гектаров, которые Минсельхоз выявил в этом году? Об этом неоднократно сообщала пресс-служба министерства…
– Да, мы провели в пилотном режиме космомониторинг использования земель сельхозназначения в четырёх областях. Действительно, выявили 7,7 млн га неиспользуемых сельхозземель. Однако на данный момент площадь выявленных неиспользуемых пахотных угодий составила всего 48,6 тысячи га. Остальная площадь – это пастбищные угодья, предназначенные для животноводческой деятельности.
Работа по выявлению неиспользуемых земель будет продолжена. Возможно, что площадь неиспользуемых пахотных угодий увеличится, однако это маловероятно на фоне роста интереса к сельскому хозяйству в последние годы.
«Архитекторы будущего» могут участвовать в конкурсах на предоставление земли в аренду
– Что происходит с выявленными неиспользуемыми сельхозземлями?
– В первый год проверки выдаётся предписание и начисляется 10-кратный повышенный налог. На второй год проводится контрольная проверка. В случае неисполнения предписания материалы направляются в суд для изъятия. Только после решения суда изъятый земельный участок попадает в земли запаса для нового перераспределения на конкурсной основе.
В соответствии с законодательством Казахстана сельхозземли предоставляются гражданам республики на конкурсной основе. Заявки на участие в конкурсе рассматривают комиссии при акиматах областей, которые наполовину состоят из представителей общественных организаций. Каждый желающий имеет право участвовать в этих конкурсах.
Таким образом авторы проекта «Архитекторы будущего» имеют как право, так и возможность на законных основаниях принять участие в конкурсах на предоставление сельхозземли в долгосрочную аренду.
Кроме того, они могут проработать вопросы кооперации с действующими землепользователями для воплощения своих идей.
У меня нет родственников-олигархов
– Раз уж разговор зашёл за землю, разрешите задать откровенный вопрос. В интервью автор проекта «Архитекторы будущего» сказал, что ваша супруга владеет землями сельхозназначения. Так ли это?
– Нет, не так. Ни у меня, ни у моей супруги нет земель сельхозназначения. У нее имеется только 2,5 гектара земель в сельском населённом пункте, которые к сельскому хозяйству не имеют отношения. Участок приобретён на законных основаниях и задекларирован.
Во избежание новых слухов хочу отметить, что и наши с супругой родственники огромными наделами сельхозземель не владеют, олигархами не являются и вообще не занимаются сельскохозяйственным бизнесом. Всё это легко проверить.
Несмотря на пандемию, сектор АПК устойчиво развивается
– Ну и завершающий вопрос о том, что Президент поручил разработать новый Нацпроект по развитию агропромышленного комплекса. Расскажите, как движется работа в этом направлении.
– Концепция этого документа будет готова уже в декабре этого года. Затем она поступит в рабочую группу, в которую вошли представители НПП «Атамекен», отраслевых союзов и ассоциаций фермеров, а также учёные-аграрии. При разработке новой стратегии развития сельского хозяйства мы хотим учесть потенциал и особенности регионов, поэтому в рабочую группу также включены заместители акимов областей. В разработку также вовлечена продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).
Действующая госпрограмма развития АПК завершается в 2021 году, поэтому наша задача сейчас – обеспечить выполнение заложенных ранее индикаторов, а также сохранить преемственность господдержки аграриев.
Фермеры постоянно жалуются на частую смену приоритетов господдержки, из-за чего они не могут выстраивать долгосрочное планирование. Согласитесь, без этого трудно вести любой бизнес. Поэтому мы обозначили для себя приоритет – сохранить преемственность аграрной политики и сделать её привлекательнее для бизнеса. К примеру, мы исключили ряд барьеров для получения господдержки простым фермером, упростили залоговую политику дочерних организаций холдинга «КазАгро», чтобы сектор активнее финансировался и кредитовался.
Сейчас уже видны промежуточные результаты. Например, в 2018 году в сельское хозяйство Казахстана бизнесмены вложили 365 млрд тенге инвестиций, а в 2019 году уже 495 млрд тенге – на 30% больше.
В этом году, несмотря на пандемию, сектор АПК устойчиво развивается. 16-процентный рост инвестиций в основной капитал наглядно доказывает, что агропромышленный сектор становится всё более инвестиционно-привлекательным.
Сапархан Омаров – из депутатов в министры
Сапархан Кесикбаевич Омаров стал министром сельского хозяйства, его кандидатуру одобрили депутаты мажилиса
Биография
Сапархан Омаров родился 5 мая 1968 года в Чимкентской области, Кзыл-Кумском районе (ныне Туркестанская область).
Семейное положение
Сапархан Омаров женат, воспитывает трех дочерей.
Образование
1995 год – Российская экономическая академия имени Плеханова (экономист);
2001 год – Казахский государственный юридический университет (юрист).
Интересные факты
Сапархан Омаров был депутатом мажилиса парламента VI созыва от партии «Нұр Отан». Осенью 2017 года он предлагал создать в Казахстане специализированный аграрный банк и говорил о необходимости грамотной политики по модернизации агропромышленного комплекса.
Трудовой стаж
Выборные должности
Кандидат в депутаты мажилиса парламента от партии «Нұр Отан», депутат мажилиса парламента VI созыва, председатель комитета по аграрным вопросам.
Награды
Орден «Құрмет», благодарственное письмо президента Нурсултана Назарбаева, медали «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 10 жыл» (10-летие независимости Казахстана), «Тыңға 50 жыл» («50 лет Целине»), «10 жыл Астана» («10 лет Астане»), «Түркістан қаласының құрметті азаматы» («Почетный гражданин города Туркестан»), «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл» («20-летие независимости Казахстана»).
Walk the Talk: Cities Urged to Study Footpaths for Better Land Use
Угасающая звезда Сапархана Омарова
Вот уже два года, как Сапархан Омаров руководит Министерством сельского хозяйства РК. Подобно звезде, он довольно неожиданно засиял на политическом небосклоне нашей страны, хотя ранее уже занимал пост вице-министра профильного ведомства, а в мажилисе возглавлял Комитет по аграрным вопросам. Но, похоже, эта звезда начала угасать столь же стремительно, как и родилась.
«Новая метла», или Сплошные обещания
Когда Сапархан Омаров пересаживался из депутатского кресла на трон министра аграрного ведомства, фермеры не то чтобы с облегчением вдохнули в ожидании грамотных и эффективных шагов «новой метлы», но в отличие от экспертов, посчитавших это перемещение чисто техническим, не стали окончательно сбрасывали со счетов возможность получить в результате кадровой рокировки хоть какие-то бонусы для отрасли. Однако за два года руководства Сапархана Омарова надежды на потенциальный прорыв становятся все призрачнее.
Его предшественникам – Мамытбекову, Мырзахметову, Шукееву – филигранно удавалось внушать руководству страны и депутатам, что благодаря их усилиям совсем скоро отечественный аграрный сектор превратится из выжженной пустыни в цветущий оазис. У нынешнего министра такого дара убеждения нет. А потому все, что слетает с его уст, делится на два, а подчас и на три.
Взять хотя бы его обещания завалить Японию казахстанскими говядиной и кониной или решить за три года проблему импортозамещения, которую за минувшие тридцать лет так и не удалось сдвинуть с мертвой точки.
Когда министр Омаров на полном серьезе вещает о намерении реализовать в ближайшую пятилетку 380 инвестиционных проектов с участием транснациональных компаний или сформировать некие экосистемы в аграрной отрасли, можно смело стряхивать нафталин с этих «новшеств» (потому как где-то такое уже звучало) и заказывать поминки по бездарно растраченным миллиардам, которыми щедро унавоживается отечественная нива сельского хозяйства.
А как иначе, если процессом рулит настоящий фантазер?! Создается впечатление, что Сапархан Омаров оторван от реальности – причем не эфемерно, а вполне себе реально. Эту реальность миллионы казахстанцев ежедневно щупают руками и даже пробуют на зубок. Однако погрузившемуся в стратегические планы и прожекты министру, видимо, некогда зайти в ближайший супермаркет. В противном случае он вряд ли рискнул бы утверждать, что из 30 видов продовольственных товаров зависимость от импорта у нас сохраняется только по шести позициям…
А ведь Касым-Жомарт Токаев ясно дал понять, чего он ждет от главы Минсельхоза в ближайшие пять лет. Это удвоение производства сельскохозяйственной продукции и повышение производительности труда в агропроме в два с половиной раза. Справится ли с поставленными задачами Сапархан Омаров? Вопрос вопросов, однако.
Помнится, лет пять назад в качестве главы Комитета мажилиса по аграрным вопросам он «песочил» тогдашнего министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова, докладывавшего об увеличении в 1,3 раза валового выпуска сельхозпродукции и о 50-процентном росте производительности труда в отрасли. Тогда депутат Омаров пенял министру на отставание темпов развития сельскохозяйственного производства и говорил о том, что главным критерием получения государственных дотаций должен стать конечный результат – единица произведенной сельскохозяйственной продукции, выраженная в конкретных цифрах (тоннах или килограммах). Теперь же, очутившись в шкуре министра, он почему-то предпочел забыть об этом.
О тоннах и килограммах Омаров уже не вспоминает – мелковато будет. Получив министерский пост, Сапархан Омаров ощутил потребность в размахе, да таком, чтобы душа развернулась. А тут как нельзя кстати нашлось поле для маневра. Даже не поле, а целый полигон под названием «цифровизация». Эдакий заморский фрукт. И даже если ему не суждено вызреть в нашей суровой реальности, где земля зачастую, как и несколько веков назад, обрабатывается вручную, с министра будут взятки гладки, поскольку цифровизация – процесс всеобъемлющий и ее результаты зависят от координации усилий различных служб и ведомств. Похоже, именно эти соображения позволяют господину министру оперировать громкими цифрами и обещать, что в течение пяти лет цифровизация АПК даст дополнительный эффект в виде роста валового сбора на 20 процентов и повышения производительности труда на 50 процентов. А также она позволит снизить риски и производственные затраты, адаптироваться к изменению климата, повысить урожайность сельхозкультур и продуктивность животных, станет точкой отсчета для развития агротехнологий.
Но почему, несмотря на столь радужные перспективы, совсем не хочется кричать «Браво!» и воздух чепчики бросать? Может, потому что казахстанская реальность сильно отличается от представлений министра, даже если судить о ней, опираясь на официальные данные?
Так, итогом работы Минсельхоза по налаживанию взаимодействия между аграриями и ІТ-сообществами стало появление в растениеводстве 16 хозяйств, достигших цифрового уровня, и шести smart-ферм в системе животноводства. Годом ранее статус цифровых получили 12 крестьянских хозяйств и три птицефабрики плюс 12 животноводческих хозяйств стали smart-фермами.
Данных за прошлый год обнаружить, увы, не удалось. Но даже если предположить, что Минсельхоз продвигал цифровизацию в АПК ударными темпами, вряд ли общее количество цифровых хозяйств существенно перевалило за сотню.
Для справки: отечественный АПК насчитывает порядка двух тысяч сельхозпредприятий. Что касается юридических лиц, то их в отрасли задействовано почти 14 тысяч. Отсюда вопрос: когда министр говорит о том, что за счет применения новых цифровых технологий в агрономии урожай вырос на 20% с сокращением при этом затрат фермеров на 15%, а в животноводстве надои молока и выход телят увеличились на 20 и 25% соответственно, то на сколько следует делить эти цифры применительно ко всей отрасли?
Во саду ли, в огороде, или Триллионы – на ветер?
Сейчас ведомство Сапархана Омарова плотно занялось разработкой Национального проекта по развитию АПК на 2022 – 2026 годы. В качестве целевых индикаторов в нем указаны все те же пункты – повышение производительности труда в 2,5 раза и насыщение внутреннего рынка социально значимыми продовольственными товарами на уровне 80 процентов. Предварительный вариант этого документа уже опубликован. По сути, он ничем принципиально не отличается от предыдущих программ. Потому разработки каких-то особенных механизмов для достижения поставленных целей тоже вряд ли стоит ожидать.
Отличие нового документа от предшественников – в затратах на реализацию мероприятий. Только на субсидирование кредитов для аграриев за пять лет планируется потратить 838 миллиардов тенге, на переработку продукции АПК – свыше 1,1 триллиона тенге. На производство высокорентабельных культур закладывается свыше 600 миллиардов тенге, примерно такая же сумма – на развитие кормопроизводства. Порядка 700 миллиардов тенге предполагается направить на интенсивное молочное животноводство, на мясное животноводство – около 1,8 триллиона тенге, на развитие птицеводства – еще 300 миллиардов.
Потянет ли Минсельхоз столь внушительное финансирование, особенно учитывая, что ранее у него не получалось эффективно использовать куда меньшие суммы? Причем Сапархан Омаров уже тогда участвовал в этом и имел отношение к реализации некоторых задач.
Например, к программе «Агробизнес-2020». В период с 2014-го по 2016 год он занимал пост вице-министра сельского хозяйства и отвечал за развитие растениеводства. Помнится, именно тогда Счетный комитет проводил проверку, в ходе которой установил финансовые нарушения на общую сумму 21,5 миллиарда тенге, а также нелегитимное использование бюджетных средств – на 53 миллиарда и процедурные нарушения – на 35,9 миллиарда тенге.
Программа развития АПК на 2017 – 2021 годы также подверглась критике со стороны государственных аудиторов: за наличие системных недостатков, отсутствие должного мониторинга и контроля со стороны администраторов при планировании и использовании бюджетных средств. Не менее трети этой критики смело можно адресовать нынешнему главе Минсельхоза, который в течение двух последних лет курировал реализацию программы.
Главным выводом, к которому пришли аудиторы, стало то, что вклад личных подсобных хозяйств, несмотря на снижение их доли в производстве валовой сельхозпродукции, все же преобладает как в растениеводстве, так и в животноводстве по отношению к крупным и средним субъектам сельского хозяйства.
«Тем самым за период реализации госпрограммы проблема преобладания производства в ЛПХ не решена, а инновационные технологии в них практически не внедряются», – говорится в заключении экспертов.
Кроме того, в Счетном комитете отметили, что «при реализации госпрограммы установлено отсутствие должного взаимодействия Министерства сельского хозяйства с государственными и местными исполнительными органами, что привело к несвоевременному либо полному невыполнению отдельных мероприятий и задач, а также достижений индикаторов и показателей по ним».
Всего по итогам государственного аудита установлено финансовых нарушений на общую сумму 2,8 миллиарда тенге, доля неэффективного планирования составила 16,9 миллиарда, неэффективного использования средств – свыше 44 миллиардов тенге.
А совсем недавно все тот же Счетный комитет бросил булыжник уже в личный огород Сапархана Омарова. В ходе проверки эффективности использования средств, выделенных в прошлом году на антикризисные мероприятия, выяснилось, что по направлению «Развитие агропромышленного комплекса» программы по развитию АПК обнаружено нарушений еще на 49 миллиардов тенге. Материалы по 12 фактам были переданы в правоохранительные органы, к административной ответственности привлечены семеро человек.