Кто такой виктюк биография
Роман Виктюк
Биография
Сейчас, в эпоху вседозволенности, публику сложно чем-либо удивить. А когда-то Роман Виктюк стал одним из тех, кто привнес в привычный всем театр долю эпатажности и скандала. У режиссера напрочь отсутствовало чувство страха. Он первым ставил Людмилу Петрушевскую, Александра Вампилова, Эдварда Радзинского и многих других, кого было велено «не пущать». И при этом умудрялся виртуозно обходить запреты, установленные на самом высоком уровне.
Детство и юность
Роман Григорьевич родился в октябре 1936-го в тогда еще польском городе Львове. Глядя на то, как сын руководил дворовыми друзьями, ставя с ними спектакли и импровизации, родители догадывались, кем он будет.
По окончании школы Виктюк стал студентом ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Франко. Хвалебных отзывов удостоились первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».
Театр
В конце 60-х местом служения искусству для Романа был Театр юного зрителя в Калинине. Потом он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина», «Мария Стюарт» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.
Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Oн единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.
Роман жил и творил по принципу «смелость города берет». Правда, такой напор иногда выходил боком. Так закрылся руководимый им Студенческий театр МГУ, в котором начинал студент Романа Григорьевича по эстрадно-цирковому училищу Ефим Шифрин. Спустя годы с собственным видением искусства профессор Виктюк знакомил учащихся РАТИ (ГИТИС).
Десятки лет с афиш не сходили знаменитые «Служанки». Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале. Премьера прошла в столичном «Сатириконе», в первом составе актеров блистал Константин Райкин.
Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Старую актрису» с Татьяной Дорониной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19, настолько все свежо и нереально.
Очередной переворот в мире антрепризы совершила «М. Баттерфляй». Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков. Так Роман отметил открытие собственного театра, носящего его имя. Здание на Стромынке — мировой шедевр авангарда и обязательный пункт для остановки экскурсий.
В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли — Дмитрий Бозин, которого Роман Григорьевич рассматривал как возможного своего преемника.
Такая же судьба — худрука — уготована и Игорю Неведрову. Оба актера уже попробовали силы в режиссуре, поставив пьесы, которые выбирал Виктюк. Учитель в целом доволен результатом и уверен, что ученики не предадут совесть.
Личная жизнь
Виктюк охотно делился подробностями своей биографии, но личная жизнь была неприкосновенной территорией.
Знаменитый постановщик только раз был женат на работнице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской сфере. Имени бывшей супруги Виктюк не раскрывал, а сам брак считал ошибкой и грехом, способом контроля человека государством.
Никак не проявляющаяся заинтересованность Романа в женщинах породила слухи о нетрадиционной ориентации. Ему приписывали связь не просто с мужчинами, а с артистами собственного театра. Свои пристрастия режиссер никак не комментировал, яро отрицал интимные отношения с членами труппы. Для Виктюка, который называл актеров детьми, такие связи были сродни инцесту.
Роман Виктюк: биография, достижения режиссера
Роман Виктюк: YouTube/РГ МЕДИА
Известный театральный режиссер, талантливый педагог и яркая личность — таким был Роман Виктюк. Биография Романа Григорьевича пестрит достижениями, а его творчество отличается от традиционного взгляда на искусство. В возрасте 84 лет он ушел из жизни. Это произошло 17 ноября 2020 года. Вспомним самые яркие этапы творчества маэстро в статье.
Роман Виктюк: биография
Знаменитый Роман Виктюк появился на свет 28 октября в семье педагогов. Он рос во Львове, который в 1936 году, на момент его рождения, был территорией Польши, а позже перешел к Украине. В раннем возрасте у Романа проснулась любовь к театру, поэтому вместе с дворовыми и школьными приятелями он организовывал свои первые театральные представления.
Родители поддержали сына, и после школы он поступил в ГИТИС. Обучение проходил в мастерской супругов Орловых, его наставниками стали: Юрий Завадский, советский режиссер театра и кино Анатолий Эфрос и другие талантливые педагоги. После института он устроился на работу сразу в несколько театров:
Роман Виктюк: YouTube/ArtistMediaChannel
Кроме Киева и Львова, режиссер в 1960-х годах работал в Театре юного зрителя города Калинина (Тверь). В 1970-х четыре года был ведущим режиссером Русского драматического театра в Вильнюсе и ставил спектакли в Москве.
Позже, после череды триумфальных гастролей по Европе, Виктюка охотно приглашают в Америку, Швецию, Италию и Финляндию. В Италии он получил награду за вклад в современную драматургию.
В 1991 году Роман стал сооснователем необычного проекта под названием «Фонд Мазоха» во Львове. С его творчеством познакомились и телезрители:
Роман Виктюк на творческом вечере: YouTube/Roman Astakhov
Многими талантами обладал Виктюк. Театр раскрыл в нем педагога, поэтому он преподавал в:
Он воспитал таких известных актеров, как Ефим Шифрин, Геннадий Хазанов, Ростислав Колпаков, Евгений Лавренчук и другие. Своих учеников режиссер называл детьми и очень трогательно, по-отечески относился к ним. В творческом наследии Романа Григорьевича есть книги и статьи.
Сцена из спектакля Романа Виктюка «Кот в сапогах»: YouTube/Театр Романа Виктюка
Официально он не был женат, не имел детей. Все знали, что в вопросах личной жизни не было более закрытой персоны, чем Роман Виктюк. Семья его — это театр, ученики и поклонники. В некоторых интервью режиссер упоминал о неудавшемся браке и дочери, которая живет во Львове, но тут же подчеркивал, что очень одинок и предпочитает держать людей на расстоянии. Противоречивый и многогранный, он так и не открыл свою душу до конца никому.
Роман Виктюк: творчество режиссера
В самый ранний период режиссер выпустил несколько работ, получивших положительные отзывы не только от зрителей, но и от экспертов:
Карьера стремительно развивалась. Наиболее яркими работами стали спектакли:
Все, за что брался мэтр, получалось необычным, потому что неординарным был сам Виктюк. «Мастер и Маргарита» — постановка, созданная по роману Михаила Булгакова, — была представлена публике в октябре 1988 года. Это было незабываемо.
Спектакль Романа Виктюка «Служанки»: YouTube/Big Bilet
В 1988 году в театре «Сатирикон» вышел также лучший спектакль, который когда-либо ставил Виктюк. Роман превзошел сам себя, создав манифест новой театральности. Речь идет о знаменитом спектакле «Служанки». Костюмы, грим, пластика, музыка и хореография — все это создало уникальный гипнотический эффект, который более тридцати лет ощущают на себе зрители.
В постановке Виктюка сыграли такие звезды кино и театра:
С этим спектаклем труппа в полном составе исколесила половину Европы, получила мировое признание. Американцы даже включили Виктюка в список 50 влиятельных персон мирового масштаба того периода благодаря этому шедевру театрального искусства.
Был ли авторитетом для творческой среды Виктюк? Спектакли режиссера всегда привлекали актеров. Он приглашал в них самых красивых и талантливых актрис. В драматическом театре имени Моссовета в «Царской охоте» блистала Маргарита Терехова, в «Татуированной розе» во МХАТе — Татьяна Доронина.
Так выглядит фасад «Театра Романа Виктюка»: Wikipedia
Обилие споров вокруг постановки «М. Баттерфляй», полной эпатажа и вызова, ознаменовало новую эру в карьере Виктюка — он открыл собственный театр. В дебютном спектакле театра приняли участие актеры, которые выступали в других творческих коллективах. «Театр Романа Виктюка» процветает и сегодня.
Режиссер готовил преемников, его режиссерский стиль и «Театр Виктюка» должны жить и развиваться.
Когда стало известно, что Роман Виктюк болен, то режиссер уже был госпитализирован. Недуг победил тело, но талант остался бессмертным: слишком велико творческое наследие, которое оставил Виктюк. Фото режиссера, его работы, книги и интервью останутся в истории.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Одинокий творец: запрещенные спектакли, личная жизнь и интересные факты о Романе Виктюке
«Счастье – это пауза между двумя несчастьями»
«Искусство – это радость, жизнь – кошмар. Когда выходишь на подмостки, ничего другого для тебя не существует. В этом наше единственное спасение»
«Человек беспределен. Самая суть его – беспредельность. И выражением этого и служит метафизика»
Романа Виктюка не стало 17 ноября 2020 года. Знаменитый режиссер, педагог и новатор – постичь его искусство было «делом не для всех». На его спектакли выстраивались очереди, а мир пытался «словить» поток мастера, чтобы понять.
Творческий путь мэтра из Львова на московские подмостки, награды и главные достижения, эпатаж и популярность Романа Виктюка – все в материале OBOZREVATEL.
Из Львова – в Москву: начало творческого пути Романа Виктюка
Из двух бриллиантов выше ценится тот, который имеет червоточину, а не тот, у которого все грани одинаковые.
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове, который еще тогда принадлежал Польше. Родители Романа были простыми учителями. Войну мальчик запомнил смутно, но до конца жизни вспоминал бомбежки и лишения. Правда, никакие мировые катаклизмы не смогли перебить любовь будущего режиссера к творчеству: с детства Виктюк проявлял интерес к литературе и лицедейству, в школе участвовал в кружке самодеятельности, причем сразу определился, что ему интереснее всего находиться в зрительном зале и в кресле режиссера.
В 1952 году, будучи 16-летним подростком, Роман Виктюк начинает учебу в ГИТИСе, поступив туда с первого раза на курс Василия и Марии Орловых. При этом, юный студент был самым младшим, но одним из самых перспективных на курсе, а среди учителей были легендарные Юрий Завадский и Анатолий Эфрос.
По окончании ГИТИСа, Роман Виктюк вернулся во Львов, куда его отправили «по разнарядке», где работал во Львовском театре юного зрителя. Затем параллельно режиссер начал сотрудничать с киевскими театрами, а в 1960 году отправился в Калинин (Тверь) и оттуда – в Вильнюс, где продолжил работу в Литовском русском драматическом театре. Здесь Виктюк стал ведущим режиссером в 1970-74х годах.
Я работаю для себя. Я думаю, что театр должен существовать, как и существует он во всем мире, для избранных. Театр элитарен по самой своей природе, он предназначен для тех, кому искусство действительно необходимо для постижения прежде всего самих себя. И тогда естественно, что круг интересующихся театром будет избранным. Театр должен быть аристократичен, а аристократичен – значит качественен.
Работая в Литовском русском театре, Виктюк впервые в СССР поставил пьесу Питера Шеффера «Черная комедия» в 1971 году, драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», в переводе Бориса Пастернака. Помимо иностранных авторов, Виктюк также ставил и современных драматургов – к примеру, с успехом прошла премьера спектакля по пьесе Рощина «Валентин и Валентина» в 1971 году, «С любимыми не расставайтесь» Володина и других.
В середине 1970-х Роман Виктюк отбывает в Москву и начинает работу в театре им. Моссовета, но в Вильнюс он еще приезжает в 1988 году по приглашению руководства, чтобы поставить спектакль «Уроки музыки» Петрушевской и «Мастер и Маргариту» по Булгакову. В столичном театре Виктюк ставит «Царскую охоту» и «Вечерний свет». Затем режиссер стал сотрудничать с МХАТом, где стал режиссером «Украденное счастье» и «Муж и жена снимут комнату», а также ряд других спектаклей.
Затем режиссер работал в театре им. Вахтангова, Одесским русским академическим драматическим театром, Театра эстрады и вновь отправился в Прибалтику, где в Таллиннском театре также поставил «Мастер и Маргариту» и «Бульвар Сан-Сет».
До самого развала Советского Союза, знаменитый режиссер работал во множестве ведущих театров страны – «Сатирикон», «Современник», Театр Эстрады и других.
Роман Виктюк был одним из немногих советских деятелей искусства, кто выиграл от развала Советского Союза. В 1991 году мастер открыл собственный театр, вначале не имевший сцены. Антрепризный театр выступал в разных городах с ярким премьерным спектаклем «Мадам Баттерфляй» с Сергеем Маковецким.
Спустя пять лет, в 1996 году, Театр Романа Виктюка получил собственное здание на Стромынке, которое было бывшим Домом культуры. Несмотря на то, что в постройке были проблемы с отоплением, а само здание требовало ремонта, театр продолжал действовать, а за два года Виктюк поставил 18 спектаклей, которые игрались не только на «родной» сцене, но и стали хитами во многих городах и странах.
Так, в театре шли спектакли: «Служанки», Ж. Жене (1991), «Лолита», (по роману В. Набокова) (1992), «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона (1992), «Рогатка» (1993) и «Полонез Огинского Н. Коляды» (1994), «Философия в будуаре», по диалогам де Сада (1996), «Осенние скрипки И. Сургучёва» (1997), «Путаны» Н. Манфреди» (1997), «Саломея» Уайльда (1998), «Заводной апельсин», по роману Бёрджесса (1999) и другие.
В 1997 Виктюк получил премию Института итальянской драмы и стал первым иностранным режиссером, удостоившегося этой награды. Также в копилке мэтра – «Киевская пектораль», театральная премия «Maratea» Центра европейской драматургии. В 2015 году Театр Виктюка пережил серьезную реконструкцию, но уже в 2016 вновь открыл свои двери для зрителей и удивил: зрительный зал превратился в подобие античного амфитеатра на 500 мест.
Зритель все время должен ощущать, что над ним есть нечто неосязаемое и невидимое, но с чем он неразделимо связан, иначе все происходящее на сцене получит крен в сторону плоского сюжета,несущего лишь знак одного конкретно-бытового явления, без анализа истоков, его питающих.
Что говорил Роман Виктюк об Украине – читайте на OBOZREVATEL.
Влиятельный человек и народный артист
В середине 1990-х годов Виктюка в США включили в список 50 людей мира, которые оказали влияние на вторую половину ХХ века. Однако, это – не последние награды режиссера. В 2006 он получил звание народного артиста Украины, в 2009 – народного артиста России.
Преподаватель и его ученики
С актерами Роман Виктюк взаимодействовал не только на сцене: за свою жизнь режиссер успел побывать и преподавателем. Так, в Московском эстрадно-цирковом училище Виктюк работал с Геннадием Хазановым и Ефимом Шифриным. Также мэтр выпустил три курса в РАТИ-ГИТИС, среди его учеников: Павел Карташев, Ростислав Колпаков и другие известные артисты.
Виктюк много ездил с лекциями и мастер-классами по городам России, Украины и Италии, преподавал в Институте театрального искусства и вел тренинги на курсах при Польском театре в Москве.
«Режиссеру всегда должно быть 19, потому что он всегда начинает. И если у него есть опыт и знания, то он безумно много теряет. Потому что в нем пропадает детское восприятие жизни, и в расчет входит сознание. А должно быть все первородно!»
Личная жизнь мастера
О личной жизни Романа Виктюка всегда ходили слухи, причем часто – довольно нелицеприятные. Режиссер, по одной из версий, был женат лишь единожды – на сотруднице «Мосфильма», не имеющей отношения к театральной среде. Однако, по официальной информации, знаменитый режиссер никогда не был женат и детей также не имел. При этом, в интервью он признавался, что был влюблен в Людмилу Гурченко, но раннего брака вполне хватило, чтобы понять: одиночество – единственный удел творца.
И хотя Виктюк оставил нам большое театральное наследие, собственных наследников у него не было. Детьми для него были актеры из его театра и любимые студенты.
В жесткую кожуру, в непроницаемый кокон одиночества заключена человеческая душа. И чем крепче эта оболочка, тем мучительней и безнадежней тоска по воссоединению с себе подобными.
«Это было невероятно смелое предложение Романа Григорьевича. Он принес пьесу, он ее нам прочел, никто из нас, четырех будущих участников, сперва ее не понял. Но он стал говорить, и так увлекательно, что спектакль нам стал как-то видеться, и я, новоиспеченный тогда худрук, решился на эту постановку», – вспоминал Райкин, сыгравший в нем одну из главных ролей.
«Я – Роман»: Похвала от Марчелло Мастроянни
Роман Виктюк был одним из первых театральных режиссеров в СССР, о ком не просто узнали, а по-настоящему заговорили за границей. Он не боялся эпатировать публику и хотя многие его спектакли раз за разом запрещали к показу, Виктюк не сдавался и искал новые способы самовыражения.
В 1969 году звезда итальянского кино Марчелло Мастроянни, приехавший на Московский кинофестиваль, оценил талант молодого Виктюка, посмотрев его «Коварство и любовь» по Шиллеру в Калининском (ныне Тверском) драматическом театре. По легенде, в финале спектакля впечатленный Мастроянни закричал на итальянском «Geniо!» («Гений!»). Правда, сам Виктюк решил, что его назвали Женей и лишь скромно ответил: «Я – Роман!».
«Мастер и Маргарита», «Служанки» – все это спектакли, которые увидели свет, поскольку появились уже в пору Перестройки, ставшей для Виктюка глотком свежего воздуха. Но на заре карьеры мастеру пришлось работать в душной атмосфере худсоветов, утверждений, совещаний и «линии партии», что убийственно для драматургии театра.
В 1978 году в студенческом театре МГУ Роман Виктюк поставил спектакль «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской. Зрители стояли в очередях за билетами, а руководство института, а затем и комиссия, были недовольны. В итоге, спектакль был запрещен, как несущий в себе идеологическую опасность.
Роман Виктюк при жизни был режиссером из Космоса – так его окрестили не только артисты его театра, но и многие коллеги по цеху. Он всегда держался обособленно, стараясь никого не задеть, никому не досаждать и придерживаться своей четкой линии. Его не стало 17 ноября 2020 года и нам на память остаются новаторские постановки, дерзость и безграничное искусство мастера, которого мир ловил, но так и не поймал.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал о жизни, интересных фактах, великих потерях и главных ролях Армена Джигарханяна.
Роман Виктюк
фотографии >>
биография
Виктюк Роман Григорьевич
Российский и украинский театральный режиссёр, актёр, сценарист.
В 1956 г. окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, ныне РАТИ) в Москве, мастерская М.Н.Орловой и В.А.Орлова. Среди учителей были Юрий Александрович Завадский, Анатолий Васильевич Эфрос.
Работал в театрах Львова, Калинина, Таллина, Вильнюса, Минска, Киева, Москвы. В середине 1970-х годов начал ставить спектакли в Москве. В середине 1980-х годов на сцене Театра Моссовета поставил пьесу Леонида Зорина «Царская охота». Громкую славу снискал благодаря «Служанкам» Жана Жене, поставленным на сцене «Сатирикона» в 1988 году.
С 1991 года — художественный руководитель и режиссер организованного им частного театра (Театр Романа Виктюка), который в 1996 году получил статус государственного. Режиссёр ряда телеспектаклей на Центральном телевидении («Игроки», 1978, «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1980, «Девочка, где ты живешь?», 1982).
Профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
Заслуженный деятель искусств РФ (2003)
Народный артист Украины (2006)
Народный артист Российской Федерации (2009)
Похоронен 23 ноября 2020 года в семейном склепе на Лычаковском кладбище Львова, Украина.
1965—1968 — Львовский ТЮЗ им. М.Горького
«Всё это не так просто» Г.Шмелёва (инсценировка рассказа Л.Исаровой «Дневник»)
«Когда взойдет месяц» Г.Грегори
«Семья» И.Попова
«Фабричная девчонка» А.Володина
«Город без любви» Л. Устинова
«Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера
1968—1969 — Калининский ТЮЗ
«Мне хочется видеть сегодня тебя» Р.Виктюка
«Волшебная ёлка» В.Ткаченко
«Мы, джаз и привидения» Э.Низюрского
«Одной любовью меньше» А.Кузнецова
«Коварство и любовь» Шиллера
1971—1975 — Литовский Русский драматический театр
«Чёрная комедия» П.Шеффера
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске») А.Вампилова
«Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М.Микаэлян
«Похожий на льва» Р.Ибрагимбекова
«Валентин и Валентина» М.Рощина
«Мария Стюарт» Ю.Словацкого
«Любовь — книга золотая» по А. Н. Толстому
«Дело передаётся в суд» А.Чхаидзе
«С любимыми не расставайтесь» А.Володина
«Продавец дождя» Р.Нэша
1976 — «Вечерний свет» А.Арбузова, — Театр имени Моссовета
1976—1977 — МХАТ «Муж и жена снимут комнату» М.Рощина
«То была не пятая, а девятая» А.Николаи
1977 — «Царская охота» Л.Зорина, — Театр имени Моссовета
1977 — «Украденное счастье» И. Франко, — МХАТ им. М. Горького
1977 — «Утиная охота» А.Вампилова, — Студенческий театр МГУ
1977 — «Незнакомец» Л.Зорина, — Театр Комедии им. Н. П. Акимова
1977 — «Самозванец» Л.Корсунского, — Русский драматический театр, Одесса
1979 — «Уроки музыки» по пьесам Л.Петрушевской, — Студенческий театр МГУ
1980 — «Утиная охота» А.Вампилова, — Студенческий театр МГУ
1981 — «Самозванец» Я.Костюковского — Русский драматический театр, Одесса
1982 — «Украденное счастье» И.Франко, — МХАТ им. М. Горького
1982 — «Татуированная роза» Т.Уильямса, — МХАТ им. М. Горького
1982 — «Муж и жена» Альдо Николаи, — Театр-студия ДК «Москворечье»
1983 — «Анна Каренина», по роману Л. Н. Толстого — Театр им. Евг. Вахтангова
1983 — «Льстец» К.Гольдони, — Театр Комедии им. Н. П. Акимова
1983 — «Очевидное и невероятное», по произведениям А. Хайта, — Театр эстрады, Москва
1983 — «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, — Таллинский русский драматический театр
1984 — «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, — Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж»
1984 — «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э.Олби — Театр «Сфера»
1984 — «Девочки, к вам пришел ваш мальчик» («Чинзано»)
Л. Петрушевской, — Театр-студия ДК «Москворечье»
1986 — «Квартира Коломбины» Л.Петрушевской, — Театр «Современник»
1987 — «Стена» А. Галина, — Театр «Современник»
1987 — «Масенькие трагедии», по произведениям М.Городинского, — Театр эстрады, Москва
1987 — «Священные чудовища» Ж. Кокто, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1987 — «Глубокое синее море» Т.Рэттигана, — Первый московский областной (Камерный театр)
1987 — «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, — Академический театр им. Горького, Горький
1988 — «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, — Русский драматический театр, Вильнюс
1988 — «Служанки» Ж. Жене, — Театр «Сатирикон»
1988 — «Федра» М.Цветаевой, — Театр на Таганке
1988 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Таллинский русский драматический театр
1988 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Русский драматический театр, Вильнюс
1988 — «Старая актриса на роль жены Достоевского»,
Э. Радзинского, — МХАТ им. М. Горького
1988 — «Чёрный как канарейка», по пьесе А.Николаи, — Первый московский областной (Камерный театр)
1989 — «Чёрный как канарейка», А.Николаи, — Академический театр имени Горького, Горький
1989 — «Наш Декамерон», Э. Радзинского, — Театр им. М. Н. Ермоловой
1989 — «Мелкий бес», по роману Ф.Сологуба, Театр «Современник»
1989 — «Рогатка», Н. Коляды, — San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США
1990 — «Уроки мастера», Д.Паунелла, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1990 — «Дама без камелий», Т.Рэттигана, Театр им. Вахтангова, Москва
1990 — «М. Баттерфляй», Д. Хуана, — «Фора-театр», Москва
1990 — «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, — Таллинский русский драматический театр
1990 — «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», А.Николаи, — Театр драмы им. Горького, Нижний Новгород
1991 — «Рогатка», Н. Коляды, — Театр г.Падуя, Италия
1991 — «Соборяне», по роману Н. Лескова, — Театр им. Евг. Вахтангова
1991 — «Татуированная роза», Т. Уильямса, — Объединенный шведско-финский театр, Хельсинки
1991 — «Служанки», Ж. Жене (вторая редакция), — Театр Романа Виктюка
1992 — «Служанки», 1965—1968 — Львовский ТЮЗ им. М.Горького 1965 — «Всё это не так просто», по пьесе Г.Шмелёва (инсценировка рассказа Л.Исаровой «Дневник») — рецензия
«Когда взойдет месяц», по пьесе Г. А. Грегори
1967 — «Семья», по пьесе И. Ф. Попова
«Фабричная девчонка», по пьесе А.Володина
«Город без любви», по пьесе Л. Е. Устинова
«Дон Жуан», по пьесе Ж.-Б. Мольера
1968—1969 — Калининский ТЮЗ «Мне хочется видеть сегодня тебя», по пьесе Р.Виктюка
«Волшебная ёлка», по пьесе В.Ткаченко
«Мы, джаз и привидения», по пьесе Э.Низюрского
«Одной любовью меньше», по пьесе А. И. Кузнецова
«Коварство и любовь», по пьесе Шиллера
1971 — 1975 — Литовский Русский драматический театр (Вильнюс) «Чёрная комедия», по пьесе П.Шеффера
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске»), по пьесе А.Вампилова
1972 — «Принцесса и дровосек», по пьесе Г. Б. Волчек и М. И. Микаэлян
«Похожий на льва», по пьесе Р.Ибрагимбекова
«Валентин и Валентина», по пьесе М.Рощина
«Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого
«Любовь — книга золотая», по пьесе А. Н. Толстого
«Дело передаётся в суд», по пьесе А.Чхаидзе
«С любимыми не расставайтесь», по пьесе А.Володина
«Продавец дождя», по пьесе Р.Нэша
1976 — «Вечерний свет», по пьесе А.Арбузова, — Театр имени Моссовета
1976—1977 — МХАТ «Муж и жена снимут комнату», по пьесе М.Рощина
«То была не пятая, а девятая», по пьесе А.Николаи
1977[3] — «Царская охота», по пьесе Л.Зорина, — Театр имени Моссовета
1977 — «Украденное счастье», по пьесе И. Франко, — МХАТ им. М. Горького, Москва
1977 — «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, — Студенческий театр МГУ, Москва
1977 — «Незнакомец», по пьесе Л. Зорина, — Театр Комедии им. Н. П. Акимова, Ленинград
1977 — «Самозванец», по пьесе Л.Корсунского, — Русский драматический театр, Одесса[4]
1979[5] — «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, — Студенческий театр МГУ, Москва
1980[5] — «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, — Студенческий театр МГУ, Москва
1981 — «Самозванец», по пьесе Я. Костюковского — Русский драматический театр, Одесса[5]
1982 — «Украденное счастье», по пьесе И.Франко, — МХАТ им. М. Горького, Москва
1982 [5] — «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, — МХАТ им. М. Горького, Москва
1982 — «Муж и жена», по пьесе Альдо Николаи, — Театр-студия ДК «Москворечье», Москва
1983 — «Анна Каренина», по роману Л. Н. Толстого, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1983 — «Льстец», по пьесе К. Гольдони, — Театр Комедии им. Н. П. Акимова, Ленинград
1983 — «Очевидное и невероятное», по произведениям А. Хайта, — Театр эстрады, Москва
1983 — «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, — Таллинский русский драматический театр, Таллин [5]
1984[5] — «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, — Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж», Москва
1984 — «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э.Олби, — Театр «Сфера» [6], Москва
1984 — «Девочки, к вам пришел ваш мальчик» («Чинзано»), по пьесе Л. Петрушевской, — Театр-студия ДК «Москворечье», Москва
1986[5] — «Квартира Коломбины», по пьесам Л. Петрушевской, — Театр «Современник», Москва
1987 — «Стена», по пьесе А. Галина, — Театр «Современник», Москва
1987 — «Масенькие трагедии», по произведениям М. Городинского, — Театр эстрады, Москва
1987 — «Священные чудовища», по пьесе Ж. Кокто, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1987 — «Глубокое синее море», по пьесе Т. М. Рэттигана, — Первый московский областной (Камерный театр)
1987 — «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, — Академический театр им. Горького, Горький [5]
1988 — «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, — Русский драматический театр, Вильнюс [5]
1988 — «Служанки», по пьесе Ж. Жене, — Театр «Сатирикон», Москва
1988 — «Федра», по пьесе М. Цветаевой, — Театр на Таганке, Москва
1988 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Таллинский русский драматический театр
1988 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Русский драматический театр, Вильнюс[5]
1988 — «Старая актриса на роль жены Достоевского», по пьесе Э. Радзинского, — МХАТ им. М. Горького, Москва
1988 — «Чёрный как канарейка», по пьесе А.Николаи, — Первый московский областной (Камерный театр)
1989 — «Чёрный как канарейка», по пьесе А.Николаи, — Академический театр имени Горького, Горький [5]
1989 — «Наш Декамерон», по пьесе Э. Радзинского, — Театр им. М. Н. Ермоловой, Москва
1989 — «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, — Театр «Современник», — Москва
1989 — «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, — San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США
1990 — «Уроки мастера», по пьесе Д. Паунелла, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1990 — «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Рэттигана, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1990 — «М. Баттерфляй», по пьесе Д. Хуана, — «Фора-театр», Москва
1990 — «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, — Таллинский русский драматический театр
1990 — «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», по пьесе А.Николаи, — Театр драмы им. Горького, Нижний Новгород
1991 — «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, — Театр г.Падуя, Италия
1991 — «Соборяне», по роману Н. Лескова, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1991 — «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, — Объединенный шведско-финский театр, Хельсинки
1991 — «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), — Театр Романа Виктюка
1992 — «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), — ДК Железнодорожников, Тула[источник не указан 791 день]
1992 — «Мистерия о нерождённом ребёнке», по пьесе С. Коковкина, — Театр им. Моссовета, Москва
1992 — «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона, — Театр Романа Виктюка
1992 — «Лолита», пьеса Э. Олби (по роману В. Набокова), — Театр Романа Виктюка
1992 — «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Рэттигана, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1993 — «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, — Театр Романа Виктюка
1993 — «Адский сад», по пьесе Р. Майнарди, — Театр «Современник», Москва
1993 — «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А. де Бенедетти, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1994 — «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, — Молодёжный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург
1994 — «Полонез Огинского», по пьесе Н. Коляды, — Театр Романа Виктюка
1995 — «Любовь с придурком», по пьесе В. Франчески, — Театр Романа Виктюка
1995 — «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге», по пьесе Г. де Кьярра, — ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург
1996 — «Философия в будуаре», по диалогам Д.-А.-Ф. де Сада, — Театр Романа Виктюка
1996 — «Бабочка… Бабочка», по пьесе А. Николаи, — Театр Сатиры на Васильевском — рецензия
1997 — «Осенние скрипки», по пьесе И. Сургучёва, — Театр Романа Виктюка
1997 — «Путаны», по пьесе Н. Манфреди, — Театр Романа Виктюка
1997 — «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1998 — «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, — Таллинский русский драматический театр
1997 — «Саломея», по пьесе О. Уайльда, — Югославянский драматический театр, Белград, Сербия
1998 — «Саломея», по пьесе О. Уайльда, — Театр Романа Виктюка
1999 — «Заводной апельсин», по роману Э. Бёрджесса, — Театр Романа Виктюка — пресса
1999 — «Пробуждение весны», по пьесе Ф. Ведекинда, — Театр Романа Виктюка
1999 — «…но облака…», по пьесе С.Беккета, — одноактный балет в бенефис Аллы Осипенко
2000 — «Антонио фон Эльба», по пьесе Р. Майнарди, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Кот в сапогах», по пьесе М. Кузмина, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Сладкоголосая птица юности», сцены из пьесы Т.Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной, — Центральный дом актёра им. А. А. Яблочкиной [7], Москва
2001 — «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, — Рижский театр русской драмы
2001 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Театр Романа Виктюка
2001 — «Наш Декамерон XXI», по пьесе Э. Радзинского, — театральная компания «Бал Аст», Москва
2002 — «Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого, — Рижский театр русской драмы
2002 — «Мою жену зовут Морис», по пьесе Р. Шарта, — Театр Романа Виктюка
2002 — «Давай займемся сексом», по пьесе В. Красногорова, — Театр Романа Виктюка
2003 — «Иоланта» П. И. Чайковского, — Краснодарский музыкальный театр
2003 — «Кармен», по пьесе Л. Улицкой, — театральная компания «Бал Аст», Москва
2004 — «Нездешний сад» («Нуриев»), по пьесе А. Абдуллина, — Театр Романа Виктюка
2004 — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, — Новая Опера
2005 — «Коза, или Сильвия — кто же она?», по пьесе Э. Олби, — Театр Романа Виктюка
2005 — «Последняя любовь Дон Жуана», по пьесе Э.-Э. Шмитта, — Театр Романа Виктюка
2005 — «Сергей и Айседора», по пьесе Н. Голиковой, — «Теорема Продакшн», Москва
2006 — «Непостижимая женщина, живущая в нас», по пьесе Х. Левина, — Театр Романа Виктюка
2006 — «Служанки», по пьесе Ж. Жене (возобновление), — Театр Романа Виктюка
2006 — «Масенькие супружеские преступления», по пьесе Г. Запольской, — «Театр-Медиа», Москва
2007 — «Запах лёгкого загара», по пьесе Д.Гурьянова, — Театр Романа Виктюка
2008 — «Восемь любящих женщин», по мотивам пьесы Р. Тома и фильма Ф. Озона, — Театр Романа Виктюка
2009, январь — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В.Гафта, — Московский театр «Современник» — пресса
2009, 15 июня — «R&J», по мотивам пьесы Шекспира — Театр Романа Виктюка — программка — рецензия, фото
2009, 16 ноября — «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, — Театр Романа Виктюка — программка
2010, 5 мая — «До свидания, мальчики!», по пьесе Б. Балтера, — Алтайский краевой театр Драмы им. В. М. Шукшина
Ж. Жене (вторая редакция), — ДК Железнодорожников, Тула[источник не указан 791 день]
1992 — «Мистерия о нерождённом ребёнке», по пьесе С. Коковкина, — Театр им. Моссовета, Москва
1992 — «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона, — Театр Романа Виктюка
1992 — «Лолита», пьеса Э. Олби (по роману В. Набокова), — Театр Романа Виктюка
1992 — «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Рэттигана, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1993 — «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, — Театр Романа Виктюка
1993 — «Адский сад», по пьесе Р. Майнарди, — Театр «Современник», Москва
1993 — «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А. де Бенедетти, — Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
1994 — «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, — Молодёжный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург
1994 — «Полонез Огинского», по пьесе Н. Коляды, — Театр Романа Виктюка
1995 — «Любовь с придурком», по пьесе В. Франчески, — Театр Романа Виктюка
1995 — «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге», по пьесе Г. де Кьярра, — ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург
1996 — «Философия в будуаре», по диалогам Д.-А.-Ф. де Сада, — Театр Романа Виктюка
1996 — «Бабочка… Бабочка», по пьесе А. Николаи, — Театр Сатиры на Васильевском — рецензия
1997 — «Осенние скрипки», по пьесе И. Сургучёва, — Театр Романа Виктюка
1997 — «Путаны», по пьесе Н. Манфреди, — Театр Романа Виктюка
1997 — «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, — Киевский академический русский драматический театр им. Леси Украинки
1998 — «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, — Таллинский русский драматический театр
1997 — «Саломея», по пьесе О. Уайльда, — Югославянский драматический театр, Белград, Сербия
1998 — «Саломея», по пьесе О. Уайльда, — Театр Романа Виктюка
1999 — «Заводной апельсин», по роману Э. Бёрджесса, — Театр Романа Виктюка — пресса
1999 — «Пробуждение весны», по пьесе Ф. Ведекинда, — Театр Романа Виктюка
1999 — «…но облака…», по пьесе С.Беккета, — одноактный балет в бенефис Аллы Осипенко
2000 — «Антонио фон Эльба», по пьесе Р. Майнарди, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Кот в сапогах», по пьесе М. Кузмина, — Театр Романа Виктюка
2000 — «Сладкоголосая птица юности», сцены из пьесы Т.Уильямса в бенефис Татьяны Дорониной, — Центральный дом актёра им. А. А. Яблочкиной [7], Москва
2001 — «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, — Рижский театр русской драмы
2001 — «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, — Театр Романа Виктюка
2001 — «Наш Декамерон XXI», по пьесе Э. Радзинского, — театральная компания «Бал Аст», Москва
2002 — «Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого, — Рижский театр русской драмы
2002 — «Мою жену зовут Морис», по пьесе Р. Шарта, — Театр Романа Виктюка
2002 — «Давай займемся сексом», по пьесе В. Красногорова, — Театр Романа Виктюка
2003 — «Иоланта» П. И. Чайковского, — Краснодарский музыкальный театр
2003 — «Кармен», по пьесе Л. Улицкой, — театральная компания «Бал Аст», Москва
2004 — «Нездешний сад» («Нуриев»), по пьесе А. Абдуллина, — Театр Романа Виктюка
2004 — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, — Новая Опера
2005 — «Коза, или Сильвия — кто же она?», по пьесе Э. Олби, — Театр Романа Виктюка
2005 — «Последняя любовь Дон Жуана», по пьесе Э.-Э. Шмитта, — Театр Романа Виктюка
2005 — «Сергей и Айседора», по пьесе Н. Голиковой, — «Теорема Продакшн», Москва
2006 — «Непостижимая женщина, живущая в нас», по пьесе Х. Левина, — Театр Романа Виктюка
2006 — «Служанки», по пьесе Ж. Жене (возобновление), — Театр Романа Виктюка
2006 — «Масенькие супружеские преступления», по пьесе Г. Запольской, — «Театр-Медиа», Москва
2007 — «Запах лёгкого загара», по пьесе Д.Гурьянова, — Театр Романа Виктюка
2008 — «Восемь любящих женщин», по мотивам пьесы Р. Тома и фильма Ф. Озона, — Театр Романа Виктюка
2009, январь — «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В.Гафта, — Московский театр «Современник» — пресса
2009, 15 июня — «R&J», по мотивам пьесы Шекспира — Театр Романа Виктюка — программка — рецензия, фото
2009, 16 ноября — «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, — Театр Романа Виктюка — программка
2010, 5 мая — «До свидания, мальчики!», по пьесе Б. Балтера, — Алтайский краевой театр Драмы им. В. М. Шукшина
В 1991 году Роман Виктюк получил премию «Maratea» Центра европейской драматургии.
В 1997 году, единственный из режиссеров иностранного происхождения, был награжден международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.
Награжден премией «Киевская Пектораль» и премией СТД Украины «Триумф».
В США включен в категорию «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века».
В 2011 году награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» за вклад в развитие культуры и искусства региона.