Кто такой внутренний коуч

Вопрос психологу: что такое коучинг и так ли он хорош на самом деле?

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

В чем суть коучинга?

«Коуч» переводится как «тренер», но, по сути, слово означает «наставник». Коуч, как правило, помогает добиться результата в какой-то определенной сфере. Можно нанять коуча, чтобы овладеть иностранным языком, стать успешным блогером, отработать навыки эффективных деловых переговоров. Бывают коучи по отношениям, по бизнесу, по здоровому образу жизни и далее по списку. Это очень модная и востребованная на сегодняшний день услуга, и предложений на рынке великое множество.

То есть коуч — по сути тот же психолог?

Коуч — это специалист, который может быть в своем бэкграунде психологом, но также может иметь и другое образование, например, специальность профессионального консультанта. Коуч сопровождает человека в решении каких-либо задач: профессиональных, личностных, связанных с отношениями. Это определенная структурированная прикладная работа, которая направлена на тренировку тех или иных навыков.

Однако проблема в том, что подобным наставничеством часто занимаются люди без образования. Более того, в сфере коучинга на сегодняшний день нет никакой системы стандартизации и сертификации услуг. То же самое касается всех видов тренингов. По факту их может проводить любой, у кого есть пробивные качества и навыки манипулирования людьми. Достаточно арендовать зал в бизнес-центре или коворкинге и заинтересовать народ громкими «продающими» названиями курсов. Проведение таких тренингов законодательно никак не регулируется. В большинстве случаев не заключаются договоры, не выдаются платежные документы.

Все потому, что на сегодняшний день работать в сфере коучинга можно и без лицензии. «Дикий» сегмент российского коуч-рынка активно присутствует в интернет-пространстве, использует маркетинговые технологии для продвижения своих продуктов в соцсетях. При этом компетенции многих участников коуч-движения сегодня не просто вызывают сомнения, но и грозят клиентам заведомо ложными установками.

Из-за отсутствия каких бы то ни было рамок в этой сфере нишу заняли непрофессионалы, которых уже успели окрестить «инфоцыганами». Вернуть доверие поможет введение профессионального стандарта. Его обсуждают уже более пяти лет, но пока безрезультатно.

Может ли коучинг вообще причинить пользу? Если да, то какие качества с его помощью можно развить?

Можно условно выделить экологичный и неэкологичный коучинг.

В первом случае коуч развивает сильные стороны человека и помогает ему реализовываться.

Но есть еще неэкологичный вредящий коучинг, который направлен на культивирование негативных нарциссических сторон личности. Это развитие эго, самолюбование под соусом «я все смогу». Такой подход не позволяет человеку исследовать, понять себя и в дальнейшем опираться на себя и черпать в этом силы («я себя понимаю, принимаю, умею строить отношения и в этом черпаю силы»), а лишь заставляет закрыть глаза на свои проблемы, недостатки, изъяны, на других людей, ограничения, которые существуют в реальности.

Да, даже в этом случае можно накачать человека ресурсом так, чтобы он сначала побежал и чего-то достиг, но потом он неизбежно рухнет в изнеможении, потому что никакой настоящей опоры и ресурса там изначально не было и в помине. Была только установка «воодушевить», но не дать реальных инструментов. Такой коучинг не способен помочь человеку понять, где у него на самом деле есть проблема, которая в дальнейшем может выйти ему боком. Если человек придумает себе какой-то образ («я крутой»), это в конечном итоге не сработает, потому что это далеко от действительности, он не сможет на это реально опереться. Опереться на выдуманную опору нельзя.

На чем базируется коучинг? Какие приемы и методы коуч использует в работе?

Большинство подходов в коучинге основаны на бихевиоральных методах — то есть они тренируют то или иное поведение, те или иные навыки в решении проблем.

Зачастую коучи используют провокационные методы. Часто они дают своим клиентам задания, которые отнюдь не помогают людям, а приносят в их копилку тяжелый негативный опыт.

Например, люди с обсессивно-компульсивными расстройствами (то есть с навязчивыми идеями) тоже могут получать провокационные советы от своего психолога. Скажем, пациент, который боится повернуть ручку двери и открыть ее, получит совет от психолога все же попробовать преодолеть себя и сделать это. Но нужно понимать, что эта провокация используется на определённом этапе терапии, когда пациент готов к подобному шагу. Обычно это происходит через несколько месяцев после начала терапии и делается строго в присутствии психотерапевта. Человека никто не бросает в открытый океан: это важно. А вот провокация для неподготовленного человека опасна.

Похожа ли сессия у коуча на прием у психотерапевта?

Коучинг далек от психотерапии, которая имеет дело с психоэмоциональными проблемами, которые дезадаптируют человека и мешают полноценно жить. Психотерапевты работают по определенным протоколам, прошедшим клинические исследования в мире. Например, есть стандарты лечения тревожных расстройств, последствий травмы и так далее. Эти методы проходили исследования в медицинских центрах подобно тому, как лекарство проходит уровни клинических исследований до того, как быть применённым повсеместно.

В отличие от коучинга, в психотерапии нет ничего, что было бы связано с фантазией или интуицией специалиста. Это строго структурированный подход, который доказал свою релевантность. Это терапия по четким правилам.

Кому и в чем может помочь консультация коуча?

У коучей также есть свои определенные стандарты и методики поддержки людей. Сложно однозначно сказать, хорош или плох коучинг. Кому-то этот метод действительно помогает. Однако здесь есть одно важное условие: коучинг применим ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к ментально здоровым людям. Да, возможно, они столкнулись с кризисами в профессии, испытывают трудности с позиционированием на новой работе или же они только поступили в университет и испытывают проблемы с выстраиванием отношений в новой группе. Во всех этих случаях коучинг может стать для них полезным способом поддержки.

Например, если человек получил повышение на работе, это требует от него новых навыков: социальных, командных. И в таких ситуациях не помешает человек, который будет сопровождать нас на новом пути совершенствования, что-то советовать. Коуч в этом смысле очень хорош, поскольку помогает повысить адаптивные способности. Если речь идет о стандартизированных апробированных программах коучинга — это круто.

Вместе с тем, эти программы реально опасны для людей с психоэмоциональными расстройствами — начиная от детской травмы, заканчивая психическими болезнями. Именно поэтому на сегодняшний день встречается гораздо больше людей, которые имеют крайне негативный опыт коучинга. Это люди, которые решили получить «помощь» от коуча, которая оказалась сокрушительной для их здоровья.

Чем коуч может навредить?

Как мы уже отметили ранее, работа коуча хороша исключительно для здорового человека. В 90 процентах случаев коучи не имеют специальной психотерапевтической подготовки и не могут оценить масштаб возможной проблемы. Например, у нас в детской клинике первично ребенок получает вердикт психиатра — не потому, что мы хотим найти у него психическую болезнь и начать его лечить, а потому что мы выступаем за безопасность и нам важно понимать, что мы не пропускаем проблемы.

В этом смысле коучи не оценивают реальные риски того, с чем они имеют дело. Зачастую люди с психоэмоциональными проблемами, обратившиеся к коучу, могут получить осложнения. Если пациент страдает глубокой депрессией, нельзя заниматься лечением какой-то травмы или подвергать его эмоциональным перегрузкам. Это может крайне негативно повлиять на его заболевание. Проходя программы коучинга, люди, которые страдают эндогенными заболеваниями, например, расстройством шизофренического аспекта, равно как люди с повышенной сензитивностью (восприимчивостью) к стрессу, могут на таких сессиях получать обострения и попадать в больницу. Поэтому мы всех призываем прежде всего получать поддержку от психологов и психотерапевтов.

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

В чем главная опасность неэкологичного коучинга?

Гигантская проблема возникает тогда, когда коучи начинают конкурировать с врачами и психотерапевтами. Когда они не только не сотрудничают с ними, но даже настраивают пациента против получения реальной помощи профессионального специалиста. Это может стоить человеку жизни.

В своей практике я нередко сталкивалась с пациентами, которым коучи внушали, что лекарства — это вредно, опасно, от них может возникнуть зависимость. Также, среди коучей довольно распространен аргумент, что психотерапевты подсаживают на себя пациентов, заставляя их пожизненно к ним обращаться.

Возможно, это прозвучит чересчур жестко, но на мой взгляд это можно сравнить с тем, когда гомеопат утверждает, что вылечит больного с онкологией.

Использует ли коучинг в своей работе запрещенные психологические приемы?

Это преимущественно элементы гипноза и приемы НЛП (нейролингвистического программирования). То есть введение в состояние измененного сознания плюс приемы ментальной манипуляции. Формально они не запрещены, но вы должны понимать, что вашим сознанием манипулируют. Зачастую коучи применяют именно эти инструменты.

В России, к сожалению, мы все еще имеем проблему недостаточного контроля не только над коучингом, но и над психотерапией, при том, что существуют институции, которые сертифицируют психотерапевтов. Как следствие — у нас есть большой пробел в контроле за тем, чем занимаются люди на местах.

Что в поведении коуча может и должно насторожить?

Чтобы не попасть в опасную ситуацию, перед регистрацией и оплатой любого курса или тренинга, необходимо проверить документы человека, который будет предоставлять вам услуги. Важно узнать, по какому методу работает специалист, и есть ли у него разрешительные документы, подтверждающие его право работать по этому методу. Хорошо было бы получить изначально какой-то план того, что будет происходить в ходе коучинг-сессий.

Если коуч требует от вас переступить эмоционально допустимую для вас границу, это повод насторожиться. Если он уверяет вас в том, что это важно для достижения результата, то все равно стоит усомниться в его компетенциях.

На чем строится феномен одного из самых известных коучей в мире, Тони Роббинсона?

В первую очередь на харизме — именно благодаря этому качеству человек может повести за собой других. Во многом благодаря этому у аудитории происходит идеализация образа спикера, он воспринимается как носитель некого уникального знания. Его тренинги строятся на том, что он, якобы, может дать вам чудо-инструмент, который решит все-все ваши проблемы. При этом любой психотерапевт вам с уверенностью скажет, что не существует ни одного универсального метода с функциями волшебной палочки.

Всегда ли коучинг находится в оппозиции к психотерапии?

Неправильно говорить о том, что все коучи делают плохую работу. Это не так. Коучи дают человеку совет. Но важно понимать, что идея психотерапии заключается как раз в том, чтобы научить человека самостоятельно решать свои проблемы, не ориентируясь на мнение третьих лиц. В лице коуча человек получает «говорящую голову», которая учит его жизни. Это поддержка из вне, а не твой внутренний стержень. В этом ключевая разница.

Что кроется за словосочетанием «тренинг личностного роста»?

Это определенные программы, в процессе которых у людей тренируются те или иные социальные навыки.

В индустрии массовых тренингов сегодня в моде два направления: тренинги личностного роста и бизнес-тренинги по типу «как заработать больше денег».

В разных целевых аудиториях сегодня модно разное. У молодежи популярны тренинги формата «бизнес-молодость». Там учат, как стать успешным предпринимателем. У женщин модно ходить на публичные консультации коучей по различным энергетическим практикам. В деловой сфере в тренде развитие эмоционального интеллекта и развитие критического мышления.

Увы, нередко такие тренинги бывают деструктивными и больше походят на секты. Они могут провоцировать депрессии и приводить к суицидальным мыслям.

Проблема в том, что многие люди считают, что у них проблемы в общении. А когда мы начинаем разбираться, то получается, что у них серьезная глубокая депрессия. Прежде чем заниматься тренингами, получите консультацию профессионального специалиста-психолога!

Какие есть признаки деструктивных тренингов, которые предлагают коучи?

1/ Манипуляции любовью. Это когда на тренинге тебе становится теплее, чем в семье или с друзьями. Когда там у тебя появляется ощущение, что ты — избранный, что тебе все рады. Когда хочется опять и опять туда вернуться. Казалось бы, что плохого в том, когда все вокруг тебя любят и улыбаются тебе? С этого все начинается — это своего рода пусковой механизм. Это мотивирует клиента на дальнейшее посещение тренингов, а впоследствии дает организаторам контроль над его поведением и финансами.

2/ Изоляция человека от семьи, коллег и друзей. А также запреты из разряда «не рассказывай никому, что у нас происходит, это наш секрет».

3/ Участникам внушают: «Ты особенный!» — и это дает огромное чувство вовлеченности, люди становятся приверженцами программы, больше напоминающей некий ритуал или культ.

4/ Еще один тип внушения: «Ты ответственный за все, что с тобой происходит». По большому счету это так, но все хорошо в меру. Нередко горе-коучи обвиняют клиентов, что они сами виноваты в том, что, к примеру, стали жертвами насилия.

Как отличить качественный коучинг от низкопробного и вредного?

Для начала поискать в Интернете информацию о коуче и его курсах, а также честные отзывы о нем.

К основным признакам некачественного коучинга можно отнести следующее:

Источник

Расскажем кто такой коучер

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

Коучинг — это искусство по раскрытию внутреннего потенциала человека, для достижения его целей.
Коуч — это человек, который владеет этим искусством.

Чем он занимается?

Основная цель коуча – помочь клиенту переместиться из точки А в точку Б наилучшим для него способом.

Коуч помогает клиенту:

выявить, четко сформулировать и поставить цели

Простыми словами, коуч – это «проводник с фонарем», который следует за вами в том темпе, в котором удобно вам, и показывает вам те стороны ситуации, которые вы сами не видите.

Основные показатели того, что с вами работает действительно Коуч:

Основные показатели того, что с вами работает НЕ Коуч:

Коуч – это не тренер, не ментор и не наставник.

Для сравнения: тренер, наставник и ментор является экспертами в той области, в которой вам нужна помощь. Они знают больше, чем вы, и обладают внушительным опытом, а поэтому дают вам рекомендации и наставления, обучают, подают правильный пример. Это противоположно тому, что делает коуч, согласны?

От коуча не требуется:

Главные инструменты коуча – это его навыки коммуникации, умение находить подход к каждому человеку, эмпатия, доверие, способность слушать и слышать человека. Только после этого идут техники и методики, которые коуч предлагает своим клиентам.

Как определить профессионализм Коуча?

Самый простой способ – узнать, какую программу коучинга он прошел и уровень его квалификации.

Существуют следующие сертификаты:
— CCE ICF (небольшой курс по коучингу, дополнительные программы)
— ACSTH ICF (базовая программа обучения коучингу)
— ACTP ICF (продвинутая программа обучения коучингу)

Существуют следующие уровни квалификации:
— ACC ICF (ассоциированный коуч, более 100 часов практики)
— PCC ICF (профессионал коуч, более 500 часов практики)
— MCC ICF (мастер коуч, более 2500 часов практики)

Желательно, чтобы обучение коучингу осуществлялось по стандартам ICF (Международная федерация коучинга, самая крупная коучинговая ассоциация в мире).

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии

Коллеги, всем привет!

В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:

Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.

Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.

Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.

Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.

Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:

Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.

Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.

Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.

Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?

Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.

Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).

У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:

1. Со стороны клиента:

У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.

Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.

Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

2. Со стороны коуча:

Коуч не дает советов.

Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.

Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.

Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.

3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.

Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.

Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.

Инструмент 1 (открытые вопросы).

Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.

Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.

Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:

Ты будешь кофе с молоком или без?

Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?

Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?

Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.

Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:

Что бы ты хотел выпить?

Какое время встречи для тебя наиболее удобно?

Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?

Еще примеры открытых вопросов:

Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?

Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?

Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?

Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

Инструмент 2 («А что еще?»)

Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.

Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.

Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.

Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.

В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.

Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.

Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)

Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).

«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».

«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».

«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».

Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:

«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».

«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».

«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»

Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».

Кто такой внутренний коуч. Смотреть фото Кто такой внутренний коуч. Смотреть картинку Кто такой внутренний коуч. Картинка про Кто такой внутренний коуч. Фото Кто такой внутренний коуч

Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)

Инструмент 4 (шкала).

Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:

1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.

2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:

Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).

Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.

И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).

3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».

4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.

5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».

6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.

Шаблон коуч-сессии.

Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.

Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).

Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:

Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).

Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.

Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.

Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.

Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)

Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *