Кто такой заброшенный ребенок
Заброшенные дети
Полезное
Смотреть что такое «Заброшенные дети» в других словарях:
Заброшенные дети (neglected children) — Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к рых можно было бы избежать, и/или … Психологическая энциклопедия
Воскресные школы Вечерние школы Воскресные и вечерние курсы и классы — Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются В. школами, их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и вечерние курсы и классы — Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются В. школами, их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Одиночество (loneliness) — О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др.… … Психологическая энциклопедия
заброшенность — ЗАБРОШЕННЫЙ, ая, ое; ен. Оставленный без внимания, ухода, употребления. З. сад. Заброшенные дети. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАБРОШЕННЫЙ — ЗАБРОШЕННЫЙ, ая, ое; ен. Оставленный без внимания, ухода, употребления. З. сад. Заброшенные дети. | сущ. заброшенность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТИБО: ОСКАР — ТИБО: ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault: Oscar, Antoine, Jacques) герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей: «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная… … Литературные герои
АНТУАН — ТИБО: ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault: Oscar, Antoine, Jacques) герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей: «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная… … Литературные герои
ЖАК — ТИБО: ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault: Oscar, Antoine, Jacques) герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей: «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная… … Литературные герои
Тибо — ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault: Oscar, Antoine, Jacques) – герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей: «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная пора» … Литературные герои
Заброшенные дети (neglected children)
Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к-рых можно было бы избежать, и/или не способен обеспечить одно или более из условий, обычно необходимых для полноценного развития физ., интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка». Заброшенность детей следует отличать от жестокого обращения с ребенком. Несмотря на то, что невнимание к детям может рассматриваться в качестве одной из форм жестокого обращения, его причины, как правило, кроются в бедности или невежестве. Жестокое обращение, напротив, в большей степени обусловлено психол. особенностями самого воспитателя.
О причинах заброшенности детей известно не слишком много. К соц. факторам, к-рые, по-видимому, играют определенную роль в этой проблеме, относят семью без отца или семью с низким уровнем дохода. На способы воспитания и ухода за детьми тж влияют культурные ценности. Кроме того, важным фактором является уровень эмоциональной зрелости воспитателя. Родители З. д. зачастую сами были заброшены, что наводит на предположение о присутствии цикличности в подобном отношении к детям на протяжении поколений.
Осн. признаками заброшенности являются: частые пропуски занятий или опоздания в школу; неадекватная одежда или гигиена; наличие синяков или др. травм; высокая враждебность; изоляция от др. детей; неадекватный медицинский уход; недостаточное питание; частая сонливость; равнодушие родителей; соц. изоляция родителей; иррациональное или нетипичное поведение родителей.
З. д., как правило, характеризуются либо апатией и безразличием, либо чрезмерной агрессивностью. Их уровень физ. и интеллектуального развития находится ниже возрастных норм. Они часто обнаруживают аттитюды беспомощности и поражения, с подозрением относятся к др. и не верят в себя. При столкновении с жизненными проблемами З. д. склонны переоценивать их трудность и недооценивать свою собственную способность справляться с этими проблемами с помощью др.
См. также Жестокое обращение с ребенком, Отношения «родитель — ребенок»
Психологические особенности детей из семей с зависимостями. «Заброшенный ребенок»
«Заброшенный ребенок»
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в семьях больных с зависимостью.
Пьяный отец может валяться на полу, дети переступают через него как бы не замечая.
Мать при этом ничего не говорит, тоже будто не замечает отца.
Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. Не менее важно, что «царапины души могут оставаться невидимыми, но внутреннее разрушение может быть опустошительным».
Одна девушка рассказывала: «Моя мама не была подзаборной пьяницей. Но она не могла выслушивать мои исповеди. Я же в то время была в том подростковом возрасте, когда отчаянно нуждалась в ком-нибудь, кто бы меня выслушал. Бывало, я изолью ей душу ночью, а на следующее утро она ничего, ну, ни слова из того, что я ей рассказала, не помнит».
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях не уделяют должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают даже элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.
«Низкая самооценка, недостаток самоуважения»
Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно.
«Жизнь в мире фантазий»
Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, больного алкоголизмом. Он не мог обнаруживать свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ребенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца.
Мальчику приснился сон: «Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости, успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись, то увидели, что от отца остался только небольшой кусочек кишок». Сон свидетельствует о том, что мальчик в беде.
Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»; «Если бы у нас было больше денег, мы были бы счастливы».
«Мифы, помогающие выжить»
У детей складываются ложные верования.
«Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая, что существует магическое, чудесное решение проблемы, и когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замеченным, быть уважаемым.
2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, как именно. Это чувство вносит дискомфорт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру.
Для детей больных алкоголизмом родителей это чувство не только приятно, но и дает ощущение безопасности. Когда же подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять переживание бессилия и безнадежности. И тогда этот миф не помогает разрешать дилемму, а сам становится бременем.
Попытка ребенка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль над обстоятельствами не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность изменить что-либо в своей жизни.
4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф предлагает надежду. В действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуацию в семье к лучшему, во всяком случае, до тех пор, пока родители не попросят помощи у специалистов.
В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно детям. Плохо, когда фантазии, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, а это опасно для его развития: способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает.
Указанные особенности психического склада детей из семей с больными алкоголизмом или наркоманией родителями следует учитывать всем, кто работает с этими детьми.
Дополнить психологический портрет ребенка из алкогольной или наркоманической семьи можно следующим образом.
Как дети в этих дисфункциональных семьях себя чувствуют?
— виноватыми и ответственными за пьянство родителей;
— нелюбимыми и незамечаемыми, как будто они невидимки, поскольку вся жизнь в доме вертится вокруг больного родителя;
— неуверенными и незащищенными из-за вечного непостоянства поведения родителей, их отношения к детям и царящих в доме правил;
— они испытывают страх, что родитель-алкоголик (наркоман) заболеет, попадет в катастрофу, умрет;
— стесняются поведения больного родителя в общественном месте;
— стыдятся «пятна» на своей семье и необходимости постоянно скрывать «секрет» семьи;
— напуганными внутрисемейной агрессией и жестоким обращением.
Как дети в этих дисфункциональных семьях реагируют на болезнь родителей?
— могут плохо учиться в школе;
— имеют мало друзей;
— часто совершают правонарушения;
— могут употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества.
Психологические особенности детей из семей с зависимостями. «Заброшенный ребенок»
«Заброшенный ребенок»
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в семьях больных с зависимостью.
Пьяный отец может валяться на полу, дети переступают через него как бы не замечая.
Мать при этом ничего не говорит, тоже будто не замечает отца.
Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. Не менее важно, что «царапины души могут оставаться невидимыми, но внутреннее разрушение может быть опустошительным».
Одна девушка рассказывала: «Моя мама не была подзаборной пьяницей. Но она не могла выслушивать мои исповеди. Я же в то время была в том подростковом возрасте, когда отчаянно нуждалась в ком-нибудь, кто бы меня выслушал. Бывало, я изолью ей душу ночью, а на следующее утро она ничего, ну, ни слова из того, что я ей рассказала, не помнит».
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях не уделяют должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают даже элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.
«Низкая самооценка, недостаток самоуважения»
Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно.
«Жизнь в мире фантазий»
Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, больного алкоголизмом. Он не мог обнаруживать свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ребенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца.
Мальчику приснился сон: «Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости, успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись, то увидели, что от отца остался только небольшой кусочек кишок». Сон свидетельствует о том, что мальчик в беде.
Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»; «Если бы у нас было больше денег, мы были бы счастливы».
«Мифы, помогающие выжить»
У детей складываются ложные верования.
«Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая, что существует магическое, чудесное решение проблемы, и когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замеченным, быть уважаемым.
2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, как именно. Это чувство вносит дискомфорт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру.
Для детей больных алкоголизмом родителей это чувство не только приятно, но и дает ощущение безопасности. Когда же подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять переживание бессилия и безнадежности. И тогда этот миф не помогает разрешать дилемму, а сам становится бременем.
Попытка ребенка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль над обстоятельствами не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность изменить что-либо в своей жизни.
4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф предлагает надежду. В действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуацию в семье к лучшему, во всяком случае, до тех пор, пока родители не попросят помощи у специалистов.
В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно детям. Плохо, когда фантазии, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, а это опасно для его развития: способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает.
Указанные особенности психического склада детей из семей с больными алкоголизмом или наркоманией родителями следует учитывать всем, кто работает с этими детьми.
Дополнить психологический портрет ребенка из алкогольной или наркоманической семьи можно следующим образом.
Как дети в этих дисфункциональных семьях себя чувствуют?
— виноватыми и ответственными за пьянство родителей;
— нелюбимыми и незамечаемыми, как будто они невидимки, поскольку вся жизнь в доме вертится вокруг больного родителя;
— неуверенными и незащищенными из-за вечного непостоянства поведения родителей, их отношения к детям и царящих в доме правил;
— они испытывают страх, что родитель-алкоголик (наркоман) заболеет, попадет в катастрофу, умрет;
— стесняются поведения больного родителя в общественном месте;
— стыдятся «пятна» на своей семье и необходимости постоянно скрывать «секрет» семьи;
— напуганными внутрисемейной агрессией и жестоким обращением.
Как дети в этих дисфункциональных семьях реагируют на болезнь родителей?
— могут плохо учиться в школе;
— имеют мало друзей;
— часто совершают правонарушения;
— могут употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества.
Клуб многодетных. Самый заброшенный человек в семье
Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Второе заседание посвящено проблеме трудных и заброшенных детей.
Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук
«Заброшенный» и «трудный» — смежные понятия. Во многих семьях есть кто-то самый проблемный, самый трудный — тот, кто стянул на себя всё внимание. Если ребенок — то тот, который дерется в школе, не может выучить правила по математике, болеет все время; если взрослый — то тот, кто запил или свалился с депрессиями.
Связана ли трудность с предполагаемой заброшенностью? Обычно, когда человек становится трудным, восходит на «трон» трудного — он уже не заброшен: вся семья мобилизуется, начинает его спасать и спасаться от его выходок. Но перед этим могло быть так, что человеку чего-то не хватило; и не обязательно потому, что ему этого не дали.
Когда детей несколько, ситуация всё время меняется. Все растут, не успел понять, что кому нужно, как все изменилось: у кого-то лезут зубы, у кого-то появились прыщи, кто-то поссорился в классе, — внимание привлекает то один, то другой. Плюс — нехватка времени. Почти у всех есть ощущение «горячих точек» в семье, т. е. того, на кого нужно особенно внимательно посмотреть.
Известно, что если поселилось в человеке ощущение заброшенности, то он может к себе притягивать внимание неадекватными способами — как взрослый, так и ребенок. Отрицательное поведение — один из надежных признаков того, что человеку чего-то не хватило. Представьте себе большое семейное одеяло, которым вся семья укрывается: у кого-то иногда пятки вылезают, у кого-то спина,куда-то оно съедет, — и его надо все время поправлять, чтобы избежать заброшенности.
Иногда в положении заброшенного оказывается самый удобный ребенок или взрослый. Бывают и взрослые, и дети, которые очень удобно устроены: очень терпеливые, выносливые, с очень покладистым характером, миролюбивые, склонные по натуре уступить и пожалеть. Люди, которые не будут выгрызать свое. Такой «удобный» человек находится в зоне риска.
Есть люди — и взрослые, и дети — которые просто склонны себя чувствовать заброшенными, чувствовать независимо от того, так ли это на самом деле. Такие люди бывают везде, такое поведение — это своеобразный взгляд на мир. Этим людям всегда будет мало. Они рискуют оказаться среди тех, кто имитирует заброшенность. Когда такие люди говорят о своей семье, создается ощущение,что-то не так у родителей или братьев и сестер.
Если удобного ребенка следует держать в точке прицела, чтобы он не ущемлял себя, то эти люди — место, куда можно приложить безразмерные усилия, но ситуация при этом не изменится. Выход из нее можно найти только тогда, когда человек сам захочет измениться, перерасти свой эгоизм.
Такой человек не обязательно есть в каждой семье — так же, как и самый удобный. Но если есть, то с ним отношения нужно строить по принципу меры.
Чаще всего дети чувствуют себя заброшенными от одиночества. Дети рождаются с каким-то интервалом. И бывает так, что у кого-то из них не оказывается игровой пары — по особенностям характера, по разнице возраста, по другим причинам. Такие дети могут себя чувствовать заброшенными.
Считается, что склонны чувствовать себя заброшенными, недополучившими чего-то люди, которые выросли с ощущением — не с реальностью — что им в детстве глобально не хватало любви и внимания. Если люди так воспринимают своё детство, то они это тащат и в семью, где они — уже родители.
Надо отметить, что даже в больших семьях рождаются дети-интроверты, которым для нормального самочувствия надо каждый день находить время, чтобы побыть одним. Лучшее, что можно для них сделать, когда им плохо — оставить их одних, ничем не загружая.
Если родители устали или по какой-либо другой причине не имеют возможности дать детям всё, в чём они нуждаются, нужно постараться, чтобы ребенок понял: это не его не любят и не хотят, а так сложились обстоятельства, и это временно. Если же кто-то в семье не заброшен, а просто примеряет на себя образ «заброшенного», всё равно нужно подумать, что бы можно было ему дать еще.
Семья — это колоссальный ресурс, которым могут пользоваться все: детей могут понемногу утешать не только родители, но и старшие дети, равно как и наоборот. Если родители начнут традицию реабилитации, то дети ее подхватят, и это станет перетеканием тепла. Детей много — и тепла много. Важно видеть, кому тепла не хватает, и аккумулировать его в этих точках.