Мбо на дороге что это
Мбо на дороге что это
Министерство регионального развития
Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2165-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26804-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2013 г.
1 Область применения
В соответствии с требованиями настоящего стандарта изготовляют конструкции ограждений для установки на обочинах автомобильных дорог, границах габарита мостовых сооружений и тоннелей, разделительных полосах автомобильных дорог и мостовых сооружений.
Настоящий стандарт распространяется на конструкции ограждений с использованием в качестве балки двухволнового гнутого профиля.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.307-89 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 5915-70 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 5927-70 Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7796-70 Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры
ГОСТ 7948-80 Отвесы стальные строительные. Технические условия
ГОСТ 8239-89 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент
ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент
ГОСТ 8282-83 Профили стальные гнутые С-образные равнополочные. Сортамент
ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия
ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19903-74 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент
3 Термины, определения и обозначения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 балка: Продольный элемент ограждения, предназначенный для воспринятия, распределения и передачи нагрузки от вступившего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения.
3.1.2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины, разделительной полосы на дороге, покрытия на мостовом сооружении, измеренное со стороны проезжей части.
3.1.3 консоль: Элемент ограждения, расположенный между стойкой и балкой.
3.1.4 консоль-амортизатор: Консоль ограждения, деформирующаяся при наезде транспортного средства.
3.1.5 консоль жесткая: Консоль ограждения дорожной группы, не деформирующаяся при наезде транспортного средства.
3.1.6 консоль-распорка: Недеформирующаяся консоль двухстороннего ограждения дорожной группы.
3.1.7 ограждение барьерное: Ограждение, состоящее из стоек, консолей, балки.
3.1.8 ограждение двухъярусное: Барьерное ограждение с двумя ярусами балок по высоте.
3.1.9 ограждение одноярусное: Ограждение с одним ярусом балок по высоте.
3.1.10 ограждение дорожной группы: Ограждение, устанавливаемое на земляном полотне автомобильной дороги.
3.1.11 ограждение мостовой группы: Ограждение, устанавливаемое на мостовом сооружении.
3.1.12 ограждение комбинированное: Барьерное ограждение мостовой группы, устанавливаемое на цоколь.
3.1.13 прогиб динамический: Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении при наезде транспортного средства на ограждение.
3.1.14 стойка: Вертикальный элемент ограждения, закрепленный в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите, служащий опорой для консоли и балки ограждения.
3.1.15 уровень удерживающей способности: Условный показатель, характеризующий значение поглощаемой ограждением кинетической энергии движущегося транспортного средства при наезде на него.
3.1.16 участок ограждения конечный: Часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия, действующего при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.
3.1.17 участок ограждения начальный: Часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.
3.1.18 участок ограждения переходный: Часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе дороги, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, а также для сопряжения участков односторонних и двухсторонних ограждений на разделительной полосе.
3.1.19 участок ограждения рабочий: Основная часть ограждения, предназначенная для воспринятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки.
3.1.20 световозвращатель: Сигнальное устройство со световозвращающим элементом (элементами), снабженное деталями крепления, служащее для обозначения направления движения или местонахождения препятствия на дороге в темное время суток.
3.2 Обозначения характеристик ограждений и их конструктивных элементов
3.2.1 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
Разделяй и защищай: для чего нужны отбойники на дорогах Москвы
Барьерные ограждения — необходимый элемент безопасности на московских трассах. Сегодня их общая протяженность в Москве достигает 1300 километров и продолжает расти. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как отбойники помогают минимизировать ДТП, и почему металлические разделители никогда не появятся на Тверской.
На вкус и цвет
Разделительные ограждения или, в простонародье, отбойники на московских дорогах выполняют две основные функции. Первая и основная — разделение встречных транспортных потоков.
«Согласно ежегодной статистке, аварии с тяжелыми последствиями чаще всего случаются на встречках. Чтобы их предотвратить, ставятся барьерные ограждения — они не дают автомобилям выехать навстречу друг другу», — говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
Вторая задача отбойников — в случае аварии предотвратить опрокидывание автомобиля в кювет или выезд на встречную полосу. Если водитель теряет управление, и машина врезается в ограждение, специально сконструированный отбойник поглощает силу удара, смягчая его. Это позволяет снизить риск для пассажиров и уберечь других участников движения от возможных травм.
«Такие барьеры самые безопасные с точки зрения минимизации последствий. Существует несколько разновидностей отбойников, и у каждого свои особенности и требования к установке», — отмечает Агре.
Что касается разделительных столбиков, их задача — предупреждать.
«Удержать бесконтрольный автомобиль столбики не смогут. Но их наличие удерживает водителя от выезда на встречку. На дорогах, где есть такие столбики, количество ДТП значительно снижается», — подчеркивает Агре. Она добавляет: по статистике, 2/3 водителей попадают в аварии на встречных полосах, потому что неправильно рассчитывают расстояние, собственные силы и не принимают во внимание погодные условия.
При выборе участков для отбойников специалисты учитывают категорию дороги и саму возможность их установки. И если для скоростных трасс наличие барьеров — обязательное условие, то с остальными магистралями все не так просто.
Трассе трассово
Все дороги делятся на пять категорий. Принадлежность к любой из них, а также правила применения дорожных знаков, ограждений и светофоров, и определяют, будет ли барьер разделять автопотоки.
К первой и второй категории относятся автомагистрали и скоростные дороги. Для них установка металлических барьерных ограждений — обязательное условие. К трем остальным категориям относятся трассы обычного типа. Наличие разделителей для них опционально. Решение об их установке принимают, как правило, местные власти.
«Сегодня уровень качества сбора данных о ДТП по стране находится на очень высоком уровне. Все очаги аварийности можно увидеть на специальной карте Госавтоинспекции», — говорит Агре. Она объясняет: с помощью регулярного мониторинга специалисты выявляют трассы, где аварии на встречных полосах происходят чаще всего. Затем на основе рекомендаций от ГАИ и Минтранса для особо опасных участков принимается решение об установке барьера той или иной функциональности.
Впрочем, существуют оживленные дороги, на которых отбойники, скорее всего, не появятся никогда, например, Тверская. Она, отмечает Агре, часто становится центральной улицей для массовых гуляний и торжественных парадов. Установка разделительной полосы в этом случае была бы нелогичным решением — барьеры пришлось бы регулярно снимать.
«Работа над очагами аварийности показывает высокую эффективность. За последние десять лет количество человек, попавших в аварии с летальным исходом, сократилось с 36 тысяч до 19 — при росте автомобилизации это хорошие цифры», — подчеркивает собеседница агентства.
Реформа безопасности
С 2014 по 2017 год в Москве реализовали программу по замене барьерных ограждений на высокоскоростных трассах — МКАД, ТТК и вылетных магистралях. До реформы на этих дорогах использовались металлические одноярусные ограждения типа «Волна». Чтобы барьеры соответствовали требованиям безопасности дорожного движения, в течение четырех лет их заменили на тип «Трансбарьер». В сравнении с «Волной», их удерживающая способность вдвое выше — 350 килоджоулей.
Гарантийный срок на установку отбойников — два года, при этом срок их эксплуатации достигает десяти лет. Обслуживанием и ремонтом отбойников в Москве занимается ГБУ «Автомобильные дороги».
«Основная работа по замене барьерных ограждений ведется на вылетных магистралях», — говорит начальник ПК «Разметка» ГБУ «Автомобильные дороги» Константин Алимов. По его словам, количество отбойников на столичных трассах постоянно увеличивается.
В зимний период за чистотой отбойников следят коммунальные службы города. Барьеры чистит уборочная техника со специальным навесным оборудованием в виде щеток. А чтобы ограждения не повредились во время механической уборки снега, их устанавливают на расстоянии 0,05-0,1 метра от бортового камня.
Дальше — компактнее
Барьерные ограждения занимают немало место на дорогах — в среднем, отбойник «съедает» по 50 сантиметров полосы с каждой стороны. Сегодня этой проблемой плотно занимается Госавтоинспекция.
«Почти на всех четырехполосных трассах барьеры установлены, а вот на двухполосных, особенно локальных и региональных дорогах, для них не хватает места. Сейчас разрабатывается конструкция меньшего объема», — говорит Агре. По ее словам, если испытания нового барьера пройдут успешно, его могут рекомендовать для установки на двухполосных трассах.
В своих разработках специалисты-безопасники принимают во внимание и зарубежный опыт. Например, рассказывает Агре, интересный формат барьеров недавно предложили в Австралии. Конструкция иностранных коллег — симбиоз бетонной ограды и тросового барьера. Такой отбойник гораздо легче и занимает меньше места на трассе.
«За рубежом, как и в России, высокие показатели смертности в ДТП перешли на локальные и региональные дороги. Сегодня все страны обсуждают, как сделать двухполосные дороги безопаснее, ведь там, где нет переходов и светофоров, водитель часто остается сам по себе, без подсказки», — подчеркивает Агре.
Она добавляет: сокращение числа аварий на дорогах — проблема, которой уделяется большое внимание на законодательном и инфраструктурном уровнях.
«Сегодня очень много находок в дорожной инфраструктуре. Решения должны быть экономически эффективны как с точки зрения установки, так и эксплуатации. Как и Австралия, мы активно работаем в этом направлении и ищем безопасные пути», — отмечает эксперт.
ОДМ 218.3.091-2017 Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой на дорогах общего пользования
Оглавление
ОДМ 218.3.091-2017 Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой на дорогах общего пользования
Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия:
Опубликован:
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой на дорогах общего пользования
ОКС: 93.080
ОКП 52 1000
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Завод Продмаш».
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) устанавливает рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой на дорогах общего пользования.
Настоящий методический документ применим к барьерным дорожным ограждениям с отделяющейся балкой, устанавливаемым с целью обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования, и предназначен для использования организациями, занимающимися проектированием, реконструкцией и строительством дорог, а также для разработчиков дорожных ограждений и для организаций, занимающихся их контролем при эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:
3.1 балка (секция балки): Конструктивный элемент ограждения, предназначенный для принятия, распределения и передачи нагрузки от вступающего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения.
3.2 стойка: Элемент ограждения, закрепленный в земляном полотне служащий для передачи нагрузки от ограждения к полотну дороги.
3.3 шаг стоек: Расстояние между ближайшими стойками по оси барьерного дорожного ограждения.
4 Основные положения
4.1 Настоящий ОДМ рекомендуется применять при проектировании, установке, эксплуатации и содержании барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой
4.2 Барьерное дорожное ограждение с отделяющейся балкой следует проектировать, испытывать и устанавливать в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» межгосударственных стандартов (ГОСТ 33127, ГОСТ 33128 и ГОСТ 33129), СТО 07525912-100-2016 и настоящих методических рекомендаций.
4.3 Разрешается применять в барьерном дорожном ограждении с отделяющейся балкой элементы, изготовленные только в заводских условиях, по конструкторской документации согласно проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ в области строительства.
4.4 Данная марка ограждения должна пройти сертификацию в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
4.5 Рекомендуется проведение тестового симуляционного расчетного анализа, моделирующего наезды транспортных средств (ТС) на ограждения на расчетных моделях в соответствии с указаниями ГОСТ 33128 и ГОСТ 33129, предваряющего натурные испытания окончательных вариантов конструкций.
5 Классификация
5.1 По принципу работы относятся к типу:
5.2 по принципу соединения балки со стойкой относиться к подтипу:
5.3 По условию расположения на проезжей части:
Классификационная схема ограждения представлена на рисунке 1
6 Конструкция барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой
6.1 В данном типе конструкции (Рисунок 2 а, б) при наезде на барьерное ограждение установленного на высоте минимум 0,75 м от уровня дорожного полотна (Рисунок 4 а, б), балка отделяется от стойки, при этом балка остается на прежней высоте. (Рисунок 3)
Рисунок 2: a) Общий вид конструкции барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой устанавливаемой на оси проезжей части;
2)* Общий вид конструкции барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой устанавливаемой на обочине проезжей части
6.2 В случае наезда ТС с энергией большей расчетной, данный конструктив позволяет удержать ТС на дороге путем включения в работу дополнительных стоек, при увеличении динамических характеристик (динамический прогиб и рабочая ширина) (Рисунок 5).
К примеру, а энергоёмкость одной стойки равняется , кДж, то при наезде ТС с большей энергией, происходит увеличение фактической рабочей ширины и динамического прогиба, в работу включаются дополнительно
стоек. Соответственно дополнительная энергоемкость барьерного ограждения к расчетному можно посчитать в соответствии с формулой (1)
, (1)
(2)
. (3)
Таким образом одна и та же конструкция несет разную энергоемкость, чего в ограждении подтипа с не отделяющейся балкой, достичь невозможно.
7 Конструкция барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой
7.1 Установка стоек на земляном полотне и секции балок согласно СТО 07525912-100-2016.
7.2 Установка начального (конечного) участка ограждения устанавливаемого на оси проезжей части.
Торцевая поверхность начального (конечного) участка барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой на разделительной полосе должна быть заглублена в землю:
— на разделительной полосе, с уклоном 1:15 к полотну дороги; (Рисунок 7)
— в местах технологических разрывов разделительной полосы, разворота, пересечений и примыканий в одном уровне, у постов дорожно-патрульной службы и т.п. устанавливают с уклоном 1:10 к полотну дороги. При этом, допускается уменьшение длины начального (конечного) участка до 8,5 м. (Рисунок 8)
7.3 Установка начального (конечного) участка ограждения устанавливаемая на обочине и оси проезжей части согласно ГОСТ 52289*
7.4 Организация безопасности начального (конечного) участка ограждения
7.4.1 Для обеспечения максимальной видимости начального (конечного) участка в любую погоду и любое время суток ограждение участка комплектуется световозвращателем дорожным типа КД7 по ГОСТ 32866 в соответствии с требованиями ГОСТ 33151 и устанавливаться на всех стойках начальных и конечных участков ограждения (Рисунок 9, 10, 11).
7.5 Требования к установке световозвращателя КД7
7.5.1 Световозвращатель КД7 должен иметь световозвращающий элемент пленочного типа красного цвета серии 4090 тип В, габаритом: по высоте не менее 135 мм, по ширине не менее 90, общей площадью не менее 120 см, который наклеивается на прочный корпус с допускаемым отступом от кромки не менее 5 мм и не более 18 мм.
7.5.2 Световозвращатель КД7 устанавливается на верхней части стойки барьерного ограждения в вертикальном положение таким образом, чтобы нижний край световозвращателя возвышался над верхним краем балки ограждения на (50±5) мм (Рисунок 12). При этом световозвращатель не должен выступать за внешние границы балки, а элементы его крепления должны располагаться с ее внутренней стороны
7.5.3 Установкой световозвращателя необходимо обеспечить наилучшую видимость габарита барьерного ограждения.
8 Правила применения барьерного дорожного ограждения с отделяющейся балкой
8.1 Барьерное дорожное ограждение с отделяющейся балкой может устанавливаться как на обочине, так и на оси проезжей части (Рисунок 13), при этом габарит двустороннего ограждения должен быть не более 300 мм.
8.2 При установке ограждения на оси проезжей части рекомендуется устройство полосы безопасности не менее 0,5 м с каждой стороны, выделенной разметкой 1.1 по ГОСТ Р 51256 (Рисунок 13)
Рабочая ширина не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия (Рисунок 15 а, б) находящегося на обочине или за её пределами на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части
На газоне барьерное ограждение устанавливают на расстоянии от 0,05 до 0,10 м от бортового камня до лицевой поверхности балки ограждения.
Библиография
Технический регламент
Таможенного союза ТР ТС 014/2011