Медсестра сказала врачу в присутствии пациента что состояние последней ухудшилось

МДК 01 Теория и практика сестринского дела. практическое занятие №1 тема:»Общение в сестринском деле»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБПОУ СК «Буденновский медицинский колледж»

МДК 01 Теория и практика сестринского дела

«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 24232 Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Практическое занятие № 1

ПМ 04 МДК 04.01 34.02.01 Сестринское дело

ПМ 05 МДК 05.01 31.02.02 Акушерское дело

ПМ 07 МДК 07.01 31.02.01 Лечебное дело

Тема занятия: «Общение в сестринском деле»

1. Формирование знаний: о понятиях, терминах и принципах профессиональной этики

2.​ Формирование компетенций: ПК 2, 4, 5, 9; ОК 1-13.

3.​ Сформировать практический опыт: эффективно общаться с пациентами и их окружением в процессе профессиональной деятельности.

Воспитательная: воспитать уважительное отношение к правам и достоинствам пациента. Воспитывать ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, заботиться о безопасности своего здоровья и здоровья пациентов. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Развивающая: способствовать развитию личностных качеств, необходимых в деятельности медицинской сестры, трудолюбия, развивать мыслительные способности, привить любовь к данной деятельности, активизировать познавательную деятельность студента.

2.​ Интеграционные связи

Дисциплины обеспечивающие: ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01. Основы философии; ОП.00Общепрофессиональные дисциплины- ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.09. Психология, ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.

Дисциплины обеспечиваемые: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий- МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации

ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.

Дидактический материал: стандарты (технологии) действий медсестры, тесты, ситуационные задачи, графический диктант, тестовые задания, методические указания для самостоятельной работы на занятии.

4.​ Место проведения занятия : кабинет доклинической практики.

5.​ Основные этапы занятия:

Организационная часть (проверка формы одежды, готовность обучающихся к занятию, проверка присутствующих) – 5 минут.

Начальная мотивация учебной деятельности (название темы занятия, ее цели, значение связь с современностью, перспективы развития. Изложение плана проведения занятия) – 10 минут.

Контроль знаний (тестовые задания, устный фронтальный опрос) – 30 минут.

Изучение нового материала – 15 минут.

Самостоятельная работа учащихся ( работа в дневниках, построение схем) – 180 минут.

Закрепление (решение тестовых заданий ) – 20 минут.

Подведение итогов занятия (работа над ошибками – анализ, выводы, выставление оценок с комментированием) – 5 минут.

Домашнее задание – 5 минут.

Методика проведения занятия и его содержание : практическое

Организационный момент: отмечается внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации и реализации профильности.

Проверка готовности студентов по теме данного практического занятия:

Контроль уровня знаний:

1.​ Фронтальный опрос.

Оформляют тетради и дневники, словарики.

На примере ситуационных задач определяют нарушение удовлетворения потребностей пациента, осуществляют постановку сестринских диагнозов.

2.​ Решение ситуационных задач.

Подведение итогов занятия:

Проведение анализа допущенных ошибок, выставление оценок с комментированием.

Домашнее задание: « Обучение в сестринском деле»

1.​ Т. П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела».

2. ​ Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум».

3.​ С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела».

4.​ С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».

Что такое биоэтика?

Что такое деонтология?

Понятие о субординации?

Основные принципы биоэтики?

Основные обязанности, возложенные на медицинскую сестру?

Этический кодекс медицинской сестры России, его статьи?

Ответственность за нарушение норм Этического кодекса медицинской сестры России?

Элементы эффективного общения?

Характеристика вербального общения?

Характеристика невербального общения?

Понятие и функции общения?

Как использовать общение, как средство социальной поддержки?

Пациент обратился в лабораторию с просьбой выдать ему на руки результаты проведенных исследований. Лаборант выполнил его просьбу. Дома, сопоставив результаты исследований с нормой, пациент расстроился и ночью у него поднялось артериальное давление (страдал гипертонической болезнью), в связи с чем был срочно госпитализирован.

Имеет ли право лаборант выдавать пациентам на руки результаты лабораторных исследований?

Медсестра сказала врачу в присутствии пациентки, что состояние последней ухудшилось после введения лекарства. Пациентка категорически отказалась от назначенных врачом инъекций.

Как должна была поступить медсестра?

Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу инфаркта миокарда. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования.

Как должна поступить медсестра в данном случае?

В беседе с пациенткой медсестра сообщила о новом методе лечения ее болезни, который еще не внедрен в данном лечебном учреждении, в связи с чем возникла конфликтная ситуация.

Правильно ли поступила медсестра?

Пациент Р., находящийся на лечении в терапевтическом отделении, во время

обхода пожаловался, что ему не были сделаны все назначенные инъекции.

Медсестра, приглашенная врачом в палату, доложила, что назначенного препарата нет в отделении.

Какие ошибки были допущены медработниками?

Сын пациентки, госпитализированной в ночное время, попросил разрешения остаться с матерью для ухода за ней. Дежурная медсестра потребовала покинуть отделение. Сложилась конфликтная ситуация.

Является ли решение медсестры правильным?

У пациента Д., 32 лет, лечившегося в терапевтическом отделении обнаружен туберкулез легких. Палатная медсестра сообщила об этом родственникам пациента.

Правильно ли поступила медсестра?

У дежурной медсестры справились по телефону о состоянии тяжелобольного и о диагнозе. Говоривший представился братом пациента.

Должна ли медсестра сообщать сведения по телефону?

К дежурной медсестре детского отделения обратилась мать больного ребенка с настоятельной просьбой разрешить забрать его из больницы.

Как должна поступить медсестра?

Во время врачебного обхода в палату вошла взволнованная медсестра и доложила врачу, что рентгенолог просил срочно прислать на дообследование пациента К., у которого обнаружены какие-то изменения в легких. Пациент К., находившийся в палате, побледнел и попросил у врача нитроглицерин.

В чем ошибка медсестры?

Пациент Н., 58 лет, лечится в терапевтическом отделении стационара по

поводу гипертонической болезни. Вечером он обратился к дежурной медсестре в связи с усилением головной боли и попросил измерить артериальное давление. Медсестра обнаружила, что давление значительно повышено, но цифры сообщить пациенту отказалась, чем вызвала его недовольство.

Как должна поступить медсестра?

Пациентка Л., 33 лет, находилась на лечении в ревматологическом отделении стационара около 5 недель по поводу сердечной недостаточности. Состояние пациентки улучшилось, при выписке из стационара ей рекомендовано принимать лекарственные препараты в дозе, подобранной в отделении. Через 2 недели при очередном посещении участковая медсестра, не обнаружив у пациентки симптомов сердечной недостаточности, посоветовала ей эти препараты не принимать.

Правильно ли поступила медсестра?

К фельдшеру здравпункта обратился пациент, которого ранее лечил участковый врач. Вы считаете, что назначения, сделанные врачом, не все целесообразны.

Пациентка М., обратилась в регистратуру с просьбой записать ее на прием к хирургу в связи с острыми болями в животе, слабостью.

Однако регистратор отказала пациентке по причине отсутствия у нее документа, удостоверяющего личность.

Как Вы расцениваете сложившуюся ситуацию?

Участковая медсестра проводит лечение пациентки на дому согласно назначениям лечащего врача. В связи с отсутствием эффекта пациентка

обратилась с просьбой пригласить к ней для консультации старшего специалиста.

Верна ли тактика медсестры?

К медицинской сестре одного из отделений крупного научно-клинического центра обратилась пациентка: профессор назначил ей прием на 11 часов. Так как уже было 11 часов, медсестра зашла в кабинет профессора и, вернувшись через некоторое время, сказала: «Профессор пьет чай, когда закончит, Вас примет». Заметив выражение глубокой обиды и недоумения на лице пациентки, медсестра пожала плечами и заметила: «Что же тут особенного? Профессор ведь тоже человек и имеет право попить чаю или пообедать».

1) Прокомментируйте ситуацию,

2) Как бы поступили Вы?

Прочитайте следующий отрывок из книги И.А. Шамова:

«Как и многие студенты, я во время учебы иногда ночами дежурил в горбольнице медбратом. Обычно мне удавалось ладить с больными, и отношения у нас были самыми сердечными. Все же на очередном дежурстве у меня возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного врачом. Я не смог убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила мне.

Утром, как обычно, я подошел к ней, чтобы сделать инъекцию назначенного врачом лекарства. Во время укола больная резко воскликнула: «Что Вы делаете! Решили отомстить мне?!»

Я был шокирован. Я и думать забыл о случившемся вечером, и у меня, конечно, и в мыслях не было ничего подобного».

1) Как бы Вы вышли из подобной ситуации?

2) Можно ли было не допустить ее возникновения?

Пациенту врач назначил эритромицин в суточной дозе 1,5 грамма, то есть, 15 таблеток по 0,1 грамма. Пациент заявил, что не будет принимать такую «лошадиную» дозу лекарства и задал медсестре вопрос о профессиональной компетенции врача.

Вы заканчиваете бессонное дежурство, устали, торопитесь домой, а Ваш пациент, напротив, чрезвычайно словоохотлив. Заметив брошенный Вами выразительный взгляд на часы, он даже взял Вас за руку, чтобы Вы не убежали и выслушали его до конца.

Пациент перегружает свой рассказ подробным перечислением дат и сроков пребывания к различных больницах, а молодая медсестра торопливо, не разгибая спины, записывает в блокнот каждое слово, не глядя на него.

1) Является ли их общение терапевтическим и продуктивным?

3) Охарактеризуйте свою стратегию общения с таким пациентом?

Н.А. Магазаник в своей книге «Искусство общения с больными» приводит пример своего пациента известного художника с довольно тяжелым заболеванием сердца, вынуждающим его останавливаться через каждые 100-200 метров. Неожиданно он получил приглашение поехать в Италию, где без устали ходил по Риму и многочисленным музеям, почти не пользовался нитроглицерином, а ведь воздух в Риме загрязнен уж никак не

Какие принципы и приемы общения способствуют созданию и сохранению хорошего настроения?

Старик жалуется на боль в колене. На слова медицинского работника:

Охарактеризуйте подобный стиль общения медработника, а также глубокий медицинский смысл этой шутки.

У пациента снижены интеллект и память, он раздражает медсестру своей медлительностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Нельзя ли найти другой выход из ситуации?

1) С каких слов Вы начнете?

2) Назовите факторы, способствующие формированию благоприятного и эффективного «эффекта ореола» и подробно охарактеризуйте каждый из них.

Упражнение №1. «Общение без слов».

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники встают в два концентрических круга лицом к друг другу. Внешний и внутренний круги двигаются в противоположные стороны. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение минуты в глаза партнёру, улыбнитесь, опустите руки и начинаёте двигаться дальше. Следующие задания: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь и т.д.

После упражнения участники обмениваются чувствами. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями

Упражнение № 2. «Разговор и пространство общения».

Инструкция: участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнёру о каком-то своём затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют своё пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты:

v что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? По отношению к его проблеме? По отношению к себе?

v какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда ваш партнёр встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли Вам продолжать разговор? Почему?

Упражнение № 3 «Испорченный телефон».

Текст: «Звонил Иван Петрович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-1

1 . Передача информации может осуществляться с помощью:

д) все ответы верны.

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

3. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

4. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

5. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

6. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

7. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

г) обязанности медсестры.

8. Вербальная информация передается с помощью:

г) взаимного расположения партнеров.

9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

а. больной б. товарищ в. пациент г. обращение по имени и отчеству

д. гражданин е. мужчина/женщина

10. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см) б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см) г. публичная зона (свыше 400 см.)16

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-2

1. Вербальная информация передается с помощью:

г) взаимного расположения партнеров.

2.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

а. больной б. товарищ в. пациент

г. обращение по имени и отчеству д. гражданин е. мужчина/женщина

3. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см.)

б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см)

г. публичная зона (свыше 400 см.)16

4. Передача информации может осуществляться с помощью:

д) все ответы верны.

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

6. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

7. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

а) альтруизма; б) индивидуализма; в) сотрудничества; г) равенства.

8. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

г) обязанности медсестры.

9. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

10. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Общение в сестринском деле».

Выбрать один ответ В-3

1. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а) логического непонимания;

б) религиозных предпочтений;

в) наличия в речи звуков-паразитов;

г) быстрой невыразительной речи;

д) нарушений дикции.

2. Перцептивная сторона общения рассматривает:

а) невербальные способы кодирования информации;

б) коммуникативные барьеры;

в) пути выхода из конфликтов;

г) познание себя и партнеров по общению.

3. Авторитарное воздействие предполагает:

а) общение на равных;

б) учет позиций каждого;

в) манипулирование одним человеком другого;

г) выработку стратегии совместных действий.

4. В отношениях медсестры и пациента наиболее продуктивен мотив:

а) альтруизма; б) индивидуализма; в) сотрудничества; г) равенства.

5. Социальный статус медсестры:

а) положение медсестры в социальной иерархии общества;

б) модель поведения медсестры;

г) обязанности медсестры.

6. Вербальная информация передается с помощью:

г) взаимного расположения партнеров.

7. Передача информации может осуществляться с помощью:

а) запаха; б) паузы; в) позы; г) прикосновения; д) все ответы верны.

а) психологическая защита;

б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;

в) реакция реципиента;

г) информация для размышления;

д) все ответы верны.

9.Наиболее этичные и психологически комфортные формы обращения к человеку, получающему медицинскую помощь:

г. обращение по имени и отчеству

10. Оптимальной зоной для делового общения считается:

а. интимная зона (до 50 см.)

б. личная зона (50-120 см.)

в. социальная зона (120 – 400 см)

г. публичная зона (свыше 400 см.)16

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ПО ТЕМЕ:

Источник

Как элемент личностно – ориентированного подхода

(для практической части занятия).

На «5» (отлично):

Блок 10.

1.Пациент М., 48 лет, находится в кардиологическом отделении стационара по поводу заболевания сердца. При повторной электрокардиограмме медсестра, снимавшая ее, обнаружила ухудшение. Пациент попросил сообщить ему результат исследования, но медицинская сестра ответила, что сейчас пригласит врача, который подробно ответит на все его вопросы.

Задание: Вы изучили Этический кодекс медицинской сестры России. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: а) правильно ли поступила медсестра в данной ситуации? б) к каким последствиям, в данном случае, может привести разглашение пациенту результатов исследования? в) какая статья Кодекса определяет действия медсестры в данной ситуации?

2. Медицинская сестра должна была сопровождать больного К.,38 лет, болеющего эпилепсией (приступы судорог) в неврологическое отделение областной больницы. Больной находился в салоне автомобиля скорой помощи, медсестра села в кабину с водителем. При резкой остановке дверь автомобиля открылась, а больной выпал из машины. Ударившись головой о твердое дорожное покрытие, больной К. умер.

Задания: оцените действия медсестры. 1. Как должна вести себя медсестра в подобной ситуации? 2. Какая статья Этического кодекса регламентирует право пациента на получение качественной медицинской помощи?

3.Во время дежурства медсестры больной сказал, что сосед по палате по ночам храпит, мешает уснуть другим, другой – открывает форточку, а он боится простудиться, а третий больной – слишком разговорчив.

Задание: оцените ситуацию. Ваши действия как медсестры в данной конкретной ситуации.

Эталон ответа: задача 1. Согласно статьи 6 «Медицинская сестра и право пациента на информацию»,медсестра поступила совершенно верно. Понимая, что известие об ухудшении состояния здоровья вызовет у пациента психологический шок, она вызвала врача для продолжения беседы, который предоставит ему необходимые сведения.

Эталон ответа: задача 2.Осуществляя транспортировку пациента в лечебное учреждение, медицинская сестра не должна оставлять его одного. Она должна была находиться в машине вместе с пациентом, осуществляя наблюдение за ним в целях своевременного оказания медицинской помощи в случае необходимости. Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь:«…Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет ответственность за свою деятельность перед пациентом и коллегами и обществом».

Эталон ответа: задача 3.В данной ситуации медицинская сестра должна продумать порядок заполнения палат. Учитывая личностные особенности пациентов и их индивидуальную несовместимость, целесообразно поставить вопрос перед лечащим врачом о переводе этого пациента в другую палату. Если это возможно, врач может выполнить просьбу пациента.

Критерии оценок:

«5»(отлично) – верное решение всех трех ситуационных задач. Полные ответы с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *