Методика обучения географии подразумевает изучение чего

Методика преподавания географии как наука

Методика преподавания географии является самостоятельной научной дисциплиной в составе педагогических наук. Предметом ее исследования служит процесс обучения учащихся основам географии. В таком определении предмета может быть вычленен ряд составляющих.

Во-первых, что можно и нужно считать «основами географии», какой материал из спектра географических знаний может и должен быть изложен в пределах школьного курса в соответствии с требованиями современной географической науки и возрастными особенностями восприятия учащихся.

Во-вторых, определяя обучения как процесс, необходимо понимать, что процесс этот не может быть ни самопроизвольным, ни вялотекущим, а, следовательно, должен быть продуман, направляем, и иметь свое логическое завершение, которым могут считаться реальные географические знания учащихся.

Исходя из вышесказанного, задачами Методики преподавания географии будут:

1. определение целей обучения,

2. формирование содержания школьного курса географии,

3. раскрытие принципов и правил преподавания географии, с помощью которых учитель сможет наиболее эффективно вести обучение; определение формы, методов и приемов преподавания,

4. исследование условий и особенностей усвоения учащимися географических знаний, определение способов и приемов контроля усвоения знаний.

Целью Методики преподавания географии как науки является постоянное совершенствование содержания, методов и форм обучения географии и формирования мировоззрения учащихся.

Все теоретические вопросы, попадающие в поле зрения Методики преподавания географии как научной дисциплины, делятся на два крупных блока, и, в соответствии с этим, в составе науки принято выделять направления: общую и частную методики преподавания.

Общая методика рассматривает весь процесс обучения географии, в том числе, во-первых, вопросы содержания обучения, такие как:

1. сущность географических знаний и их развитие,

2. развитие школьной географии,

3. значение школьной географии в образовательном процессе,

4. строение школьного курса географии.

Во-вторых, вопросы организации, методы и технологии обучения, в том числе:

1. методы и технологии обучения,

2. методы закрепления полученных знаний,

3. методы контроля и оценки знаний,

4. общее строение урока географии.

В круг интересов частной методики входят методические вопросы преподавания отдельных курсов школьной географии.

Кроме того, связь с географическими науками проявляется в разработке средств обучения и приемов работы с ними, которые в значительной степени вытекают из методов исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, широко применяемый в географии, трансформируется в процессе школьного обучения в систему приемов работы с географическими картами. В школьных курсах экономической географии значительную роль играет работа с экономическими и демографическими статистическими материалами, что соответствует статистическому методу исследования экономической и социальной географии. Полевые методы исследования географической науки в школьных географических курсах представлены учебными экскурсиями и наблюдениями.

Так же связь Методики преподавания географии с географическими науками заключается в единстве подходов к изучаемым объектам. Например, всем школьным географическим курсам присущ территориальный подход к рассмотрению объектов и явлений.

Кроме того, многие известные географы уделяли большое внимание вопросам школьного географического образования и внесли значимый вклад в развитие Методики преподавания географии как науки. В качестве примера можно упомянуть Н.Н. Баранского.

Включая Методики преподавания географии в состав педагогических наук, естественно предполагать ее тесную связь с другими науками этой системы, в частности с Дидактикой, раскрывающей общие закономерности образования и воспитания и образующей научную основу всех учебных предметов. Зачастую Методику преподавания географии рассматривают как частную дидактику. На базе положений Дидактики разрабатывается содержание школьного (или любого другого учебного) курса географии и система методов обучения. Однако Методика преподавания географии не только опирается на общие положения Дидактики, но и обогащает последнюю (обратная связь), выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений в процессе обучения географии. Так, в Дидактику вошли результаты исследований Методики преподавания географии, касающихся способов повышения объективности проверки и оценки знаний и умений учащихся, условий и путей развивающего обучения географии, подходов к определению системы мировоззренческих идей и возможностей их формирования у школьников.

Глубокая связь Методики преподавания географии с Общей (педагогической) психологией и, в частности, с Возрастной психологией, обусловлена тем, что для выявления наиболее эффективных средств и методов обучения необходимо знание закономерностей психики. В основе обращения Методики преподавания географии к Психологии лежит идея К.Д. Ушинского о «превращении психологии в краеугольный камень педагогики», а также одно из основных положений Психологии, сформулированное Л.С. Выготским: «Обучение всегда должно опережать развитие и являться для него источником нового». Психология обеспечивает Методику преподавания географии данными об особенностях памяти, развития воображения, мышления, о различиях в восприятии теоретического и фактического материала. Данные Психологии учитываются при разработке мотивов учения, развитии познавательного интереса к изучению географии, опята творческой деятельности. Психология показывает пути развития способностей учащихся, помогает определять взаимоотношения и взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничество. В методических исследованиях, касающихся процесса обучения географии, широко используются результаты работ психологов разных школ:

Н.А.Менчинской и Д.Н. Богоявленского о стимулировании умственного развития, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о роли обобщений в усвоении теоретических знаний, Л.В. Занкова об обучении с высоким уровнем самостоятельной познавательной активности учеников и повышении темпов обучения, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о поэтапном формировании механизма умственных действий, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.С. Якиманской и других.

Выводы и рекомендации Методики преподавания географии, как и всякой другой науки, строятся на основе исследований, осуществляемых определенными методами. Все методы исследования Методики преподавания географии принято объединять в две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы направлены на установление и формулировку закономерное гей изучаемых явлений и процессов, а также их обобщение. Одним из применяемых при этом теоретических методов является системный подход (системно-структурный анализ), суть которого состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В качестве системы в Методике преподавания географии, прежде всего, выступает процесс передачи знаний. Данная система включает в себя такие элементы, как учитель, ученик и их деятельность по:

• определению целей, содержания, методов, технологий и средств обучения;

• реализации доступных методов, технологий и средств обучения для достижения поставленных целей и задач, изложения содержания курса;

• усвоению знаний, овладению умениями и навыками и контролю этого процесса;

• оценке эффективности педагогической деятельности.

Системный подход проявляется и в том, что содержание школьного курса географии представляет собой совокупность знаний и умений, находящихся во взаимной связи, т.е. систему. Системность строения курса и го преподавания в данном случае определяется спецификой самого учебного предмета и географической науки.

Функцией математических и статистических методов исследования в Методике преподав; пня географии служит, например, выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями процесса обучения, в частности между применяемыми методами и технологиями обучения и уровнем знаний учащихся.

Исторический метод исследований, также включаемый в группу теоретических методов, заключается в том, что отдельные педагогические явления и процессы рассматриваются в их развитии во времени, данные историко-методических исследований привлекаются к решению проблем современной Методики преподавания географии.

Сравнительный метод применяется, например, при анализе возможностей различных авторских разработок исходя из поставленных перед учителем целей.

Эмпирические методы исследования Методики преподавания географии в свою очередь подразделяются на две подгруппы: предполагающие активное вмешательство исследователе в образовательный процесс и исключающие подобное вмешательство (исследователь выступает в качестве стороннего наблюдателя).

Вторая подгруппа включат в себя следующие методы:

Метод эксперимента относится к первой подгруппе эмпирических методов, поскольку предполагает активное вмешательство исследователя в процесс обучения путем изменения условий, к которых он протекает. Эксперимент позволяет выявить влияние тех или иных факторов на процесс обучения и установить условия, при которых результат педагогической деятельности 6удет оптимальным. Чаще всего эксперимент ставится с целью определения доступности для учащихся того или иного учебного материала, впервые включаемого в курс, выявления эффективности новых метилов, приемов или технологий обучения и их сочетаний.

Эксперимент предполагает предварительную разработку научной гипотезы и, на оси ‘не положений первой, рабочей гипотезы, исходя из теории науки и практического опыта. Рабочая гипотеза должна включать вероятный результат, а также описание условий, при соблюдении которых он может быть получен, т.е. изменения в содержании, формах и методах обучения географии, вносимые в ходе эксперимента. Причем, формы, методы и технологии обучения должны находиться в строгом соответствии с положениями гипотезы. Для проведения эксперимента выбираются специальные экспериментальные и контрольные классы с равным уровнем предшествующей подготовки, успеваемости и, по возможности, иных психолого-педагогических особенностей.

Так как исследование процесса обучения требует знания психологических особенности учащихся, то педагогический эксперимент обычно сочетается с психолого-педагогическим.

Обычно теоретические и эмпирические методы исследования применяются во взаимной связи. Например, при разработке научной гипотезы эксперимента очень важной считается опора на результаты теоретических исследований с использованием исторического и блока математических и статических методов. Кроме того, как теоретические, так и эмпирические методы осуществляются с помощью таких логических операций, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.

При подготовке ответа на данный вопрос так же можно воспользоваться текстом учебного пособия:

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 1128 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методы обучения, используемые на уроках географии

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы обучения, используемые на уроках географии

1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:

2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) частично-поисковый метод обучения географии;

3) исследовательский метод обучения географии

4. Методы самостоятельной работы

(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)

1. Словесные методы обучения географии

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

2. Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.

2. Частично-поисковый метод обучения географии

Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.

3. Исследовательский метод обучения географии

Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.

Источник

Реферат по географии «Средства и методики географии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Реферат по дисциплине:

« Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ »

«Система средств обучения географии и методика их использования.»

Буданова Анастасия Александровна

Медвежьегорск 2017 год

ГЛАВА 1. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ……………5

Теоретические аспекты средств обучения географии…………………..5

Классификация средств обучения географии…………..………………..7

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ………. 11

2.1. Теоретические аспекты методов изучения географии…………………. 11

2.2. Методы изучения географии……………………….……………………. 12

Важнейшим звеном в общей системе российского образования считается школа. Она всегда была и остается предметом серьезного внимания. Здесь учителя и новое подрастающее поколение обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни.

Обучение географии — это научно обоснованный педагогический процесс, направленный на усвоение предметных знаний, умений, навыков, развитие творческих сил и потенциальных возможностей обучаемых, формирование мировоззренческих ценностей и способностей к самообразованию. Реализация указанных научных представлений в дидактической практике осуществляется посредством методики обучения географии.

География – единственный предмет в школе, в сферу рассмотрения которого входят и естественные, и общественные, и социальные объекты и явления.

Интерес к географии как учебной дисциплине основывается на знакомстве школьников с географическими методами познания мира, на выявлении многообразных связей изучаемого материала с жизнью.

Целью данной работы является изучение средств обучения географии и методики их использования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть теоретические аспекты средств обучения географии;

2. рассмотреть классификацию средств обучения;

4. исследовать содержательную часть методики изучения географии;

5. определить методы изучения географии;

При выполнении работы в качестве общенаучного метода был использован системный подход, применялись методы, обусловленные конкретными задачами исследования: сравнительный анализ, монографический метод (метод изучения отдельного случая), выборочный (статистический метод исследования общих свойств совокупности каких-либо объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов, взятых на выборку).

Написание этой работы основывалось на различной информации: учебных пособиях, словарях, в том числе и на журналах. Наиболее используемым источником информации при написании этой работы являются электронные журналы «Наука и жизнь» и «Эксперт» различных выпусков, по причине наличия в них наиболее точной, насыщенной и актуальной информации.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

1.1 Теоретические аспекты средств обучения географии

Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются:

1) активизация познавательной деятельности учащихся;

2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний;

3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс.

Однако средства обучения служат не только источником знаний. Они необходимы для формирования практических умений и навыков. Это в первую очередь такие средства, как приборы и инструменты. Некоторые из них имеют двойное функциональное назначение и служат, в зависимости от решаемых учебных задач, либо источником знаний, либо средством формирования практических умений и навыков (компас, карта. ).

Таким образом, средства обучения это различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Важную роль в обучении географии играют натуральные объекты и явления и различные формы их воспроизведения: карты, картины, модели, фотографии и т. д.

Во многих случаях назначение этих средств — обеспечение наглядности, особенно важно в связи с тем, что учащиеся нередко должны усваивать знания об объектах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия. Очень важно использовать эти средства обучения и в тех случаях, когда изучаемые объекты и явления могут восприниматься учащимися в их естественной среде. Это обусловлено тем, что в реальных предметах трудно различимы некоторые существенные признаки и для их выделения необходимо использовать чертежи, схемы, модели и т. д.

Анализируя содержание отдельных учебных средств, наблюдая их в процессе демонстрации, учащиеся развивают познавательные способности, мышление и речь, овладевают простейшими методами научных исследований, при этом повышается их интерес к предмету.

Отражая хозяйственную деятельность человека в различных социально-экономических условиях, его воздействие на природу, раскрывая взаимосвязь между отдельными объектами и явлениями географической среды, средства обучения способствуют формированию диалектико-материалистического мировоззрения.

Важной чертой средств обучения является также и то, что, взаимодействуя с методами обучения, они оказывают существенное влияние на их совершенствование. Систематическая работа со средствами обучения побуждает к поиску активных методов и организационных форм обучения, способствующих развитию творческих сил и способностей школьников.

1.2. Классификация средств обучения географии

Термин «классификация» обозначает распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их признаков. Средства обучения географии являются одним из объектов окружающего мира, поэтому на них распространяются общие классификационные положения.

Классификация средств обучения имеет большое теоретическое и практическое значение, так как, с одной стороны, она служит ориентиром для моделирования, конструирования, отбора и оценки эффективности отдельных средств и их совокупности, а с другой — облегчает их комплектование, использование, каталогизацию и хранение.

Необходимость классификации средств обучения обусловлена тем, что от их типологических особенностей зависит использование в учебном процессе. Существует несколько классификаций.

1. Вербально-информационные: методические пособия для учителей,

учебники, учебные пособия для учащихся;

2. Наглядные: карты, картины, раздаточный материал, таблицы, диаграммы, чертежи, схемы, графики;

3. Аудиовизуальные: диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, транспаранты.

Все средства обучения географии можно подразделить на средства: обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся. Для этих средств характерны внутренние признаки сходства, обусловленные источником знаний и дидактическим назначением. В то же время средства имеют классификационные различия.

Средства, обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся, представляют собой материальные объекты и явления окружающего мира или их отображения и изображения в виде учебно-наглядных пособий.

1. Натуральные объекты:

а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе (коллекции, гербарии и т.д.);

б) природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях (растительность, почвы, промышленные и с/х предприятия и т.д.).

Служат образованию непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях, отношениях.

2. Воспроизведение натуральных географических объектов и явлений.

а) объемные модели (форм поверхности, хоз. объектов и т.д.);

б) иллюстративные плоскостные пособия (картины, рисунки, портреты, диапозитивы, кинофильмы и кинофрагменты).

Воспроизводят образы соответствующих объектов, явлений, служат формированию конкретных представлений о хозяйственных и природных объектах.

3. Описание предметов и явлений символами:

а) вербальные пособия (учебники, справочники, тетради напечатанной основе, текстовые таблицы);

в) графические схематические пособия (схемы структурные, классификационные, связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);

г) графические статистические пособия (графики, диаграммы).

Служат развитию воображения. Они раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности их пространственно-территориального разделения. Эти пособия помогают приобретению теоретических знаний.

4. Средства, необходимые для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений.

Это приборы и инструменты, предназначенные для измерительных работ местности и в классе, определения количественных и качественных показателей явлений природы, картометрических работ, воспроизведения годового и суточного движения Земли. Служат формированию умений работы с инструментами и приборами, выполнению наблюдений, фиксации и обработки материалов. Так как использование приборов и инструментов требует анализа полученных материалов, работа с ними является условием формирования географического мышления учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *