Митчем к что такое философия техники
Карл Митчем:
Что такое философия техники?
Карл Митчем (Carl Mitcham) — американский философ, профессор гуманитарных наук. Область научных интересов: философия и теория техники, инженерная этика. Настоящее издание представляет собой обобщение многолетней исследовательской работы автора и решает важную задачу — познакомить специалистов, студентов, аспирантов, преподавателей, инженеров и учёных, а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами технического развития цивилизации, с проблематикой современной философии техники.
Предисловие редактора
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Естественно, что феномен техники привлекал внимание философов ещё в древности, хотя предметом систематического научно-философского анализа она стала только в самое последнее время, фактически в конце прошлого — начале нынешнего столетий. Длительное время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе — практического. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь активное развитие техники в нашем столетии, а без философского и социологического осмысления феномена техники современные философские исследования были бы не полными.
Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых современная техногенная цивилизация была бы невозможной. Однако наука и техника принесли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и новые проблемы и даже беды, которые, в свою очередь, порождают проблемы этики учёных и инженеров, их социальной ответственности как перед обществом и человечеством в целом, так и перед отдельными индивидами. Именно эти вопросы составляют ядро книги известного американского философа Карла Митчема наряду с историко-философским аспектом, изложенным в первой её части.
Вместе с Робертом Маккеем в 1972 году им была издана книга «Философия и техника: лекции по философским проблемам техники» (Philosophy and Technology: Readings in the Philosophical Problems of Technology. — NY, Free Press, 1972), содержащая подробную библиографию по данному вопросу. В специальном номере журнала «Техника и культура» («Technology and Culture», 1973, Vol. l4, № 2) также совместно с Робертом Макеем им опубликована подробнейшая библиография книг и статей по философии техники с комментариями, которая позволяет читателю сориентироваться в этой новой тогда проблематике. Позже Карл Митчем постоянно продолжает эту важную для консолидации нового философского направления работу, например, в ежегоднике «Исследования по философии техники» (Research in Philosophy and Technology, 1981, Vol. 3), одним из издателей которого он длительное время является.
Главная сфера интересов профессора Митчема — это этические проблемы инженера, соотношение философии и техники, теологии и техники. Он уделяет также много внимания истории философии техники особенно в его последней книге «Мышление через технику. Путь между инженерией и философией», опубликованной в 1994 году (Thinking Through Technology. Path Between Engineering and Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1994). Основным лейтмотивом его работы в этой области является различение инженерной философии техники, представленной, в частности, Эрнстом Каппом, Петром Энгельмейером, Фридрихом Дессауэром, и гуманитарной философии техники, развиваемой, например, Льюисом Мамфордом, Хосе Ортега-и-Гассетом, Мартином Хайдеггером и Жаком Эллюлем. Большое место в его работе занимает также переводческая деятельность с французского, немецкого и испанского языков на английский язык.
Предлагаемая вниманию читателя книга Карла Митчема представляет собой обобщение многолетней не только исследовательской, но и учебной работы, и решает важную задачу — познакомить широкий круг читателей, интересующихся философией науки и техники, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, инженеров и учёных с проблематикой современной философии техники, активно развивающейся в последнее время в западной науке. Настоящее издание является переводом с английского языка рукописи, текст которой был любезно предоставлен автором. Наибольший объём в книге занимают разделы, посвящённые современности и прежде всего этическим проблемам техники. Следует отметить, что эта проблематика, к сожалению, довольно слабо развита в исследованиях российских философов. Сам этот факт уже свидетельствует о важности издания этой книги в нашей стране. Её издание будет весьма полезно не только философам, занимающимся исследованием в области философии науки и техники, и преподавателям философии в технических ВУЗах, но и широкому кругу инженеров. Она будет также полезна и «неспециалистам», то есть всем, кто в той или иной мере интересуется проблемами и последствиями технического развития современной цивилизации. А эти проблемы в условиях часто драматических социально-экологических изменений в результате, казалось бы, безграничного и все ускоряющегося технического прогресса, но на практике также и регресса природной среды не могут оставить равнодушным никого из живущих сегодня на Земле. Необходимость переосмысления самого понятия научно-технического прогресса выдвигает проблематику философии техники на одно из первых мест в современных философских и социальных исследованиях.
В. Г. Горохов, профессор, доктор философских наук.
Предисловие автора
Предлагаемая вниманию читателя книга охватывает основные области философии техники в трёх перспективах. В первой части книги используется историко-философский метод для анализа гуманитарных аспектов проблемы, составляющих сущность философии техники. Во второй части книги открывающаяся перспектива дополняется новыми поисками и подходами для более углублённого анализа круга наметившихся вопросов под углом зрения основных областей самого философского знания. В этой части центральной является этическая проблематика. В последней, третьей части уже в ином историко-философском плане внимание сосредоточивается на ведущей этической проблеме — проблеме моральной ответственности в технике.
Цель настоящей работы — привлечь внимание к развернувшимся в последние годы обсуждениям идей о природе техники, рефлексиям о науке и технике, вносящим существенный вклад в понимание технического мира, в котором мы живём.
Термины «техника» и «технология» имеют разный смысл, и поэтому естественно возникает вопрос: о какой философии мы будем говорить — о философии техники или о философии технологии? Английские термины «technics» и «technology» по смыслу связываются обычно с совокупностью различных процедур, совершаемых человеком для достижения специфической цели или результата. В этом смысле можно говорить: о технике охоты, технике земледелия, приготовления пищи, изготовления одежды, технике рассказа или танца. Техникой можно также называть орудия и инструменты, применяемые, например, при изготовления лука и стрел, глиняной или металлической посуды и тому подобное. Технология, или современные научные методы изготовления и использования артефактов, предполагает наличие этих более ранних форм человеческой деятельности. Следовательно, точно так же, как современная философия науки должна включить в себя в качестве своей предпосылки некоторую общую эпистемологию как основу объяснения научного знания, так и философия технологии предполагает более широкий и общий план, чем философия техники. Однако те границы и та мера, в которой философия технологии включает в себя также и философию техники, будут зависеть от специфически философской оценки отношения понятий «техника» и «технология» и отражать это отношение.
В настоящей работе мы предпочли термин «философия технологии» как понятие, имеющее более широкий объём. Это, однако, не означает, что другие авторы не могут избрать иной путь и предпочесть другой термин. Учитывая иной образ мысли таких авторов, в своём изложении мы стремимся оценивать их позиции исходя из их собственной терминологии. 1
Карл Митчем:
Что такое философия техники? Приложение. Институциональное оформление гуманитарного направления философии техники
Основные задачи этой части настоящего исследования таковы: — проследить развитие двух фундаментальных направлений философии техники: инженерного и гуманитарного; — показав примат гуманитарного направления, рассмотреть связанные с ним специальные теории; — и, наконец, в силу их преимущественно этической ориентации, проанализировать именно этическое отношение различных дисциплин к технике в свете нового понимания ответственности.
В приложении фиксируются основные этапы институционального развития философии техники; особенно это относится к её инженерному направлению. Такими этапами являются, например, доклад, П. К. Энгельмейера на Всемирном Философском Конгрессе в 1911 году, образование исследовательской групп «Mensch und Technik» (Человек и техника) в Союзе немецких инженеров (Verein der Deutschen Ingenieure) в 1950-x годах и доклад Бунге на симпозиуме «Техника и культура» в 1966 году.
В дополнение к этому автор прослеживает историю возникновения и развития институтов, связанных по преимуществу с гуманитарными аспектами философии техники и частично дублировавших друг друга. Активная институционализация исследований в области философии техники даёт повод говорить об известном напряжении между задачами теории и потребностями практики.
Начало институционального признания философских исследований вопросов техники было положено публикацией всевозможных антологий и сборников, целью которых стали освоение и интеграция теоретических и практических аспектов проблемы. Хотя темой первой в Европе коллективной публикации «Technik im technischen Zeitalter» (Техника и технический век, 1965) под редакцией Хансса Фрайера, Иоганнеса К. Папалекаса и Георга Вайперта, была «техническая эра», цель исследования состояла в выявлении фундаментальных подходов к существующей исторической ситуации. В книге под редакцией Клауса Тухеля «Heraus forderung der Technik» (Вызов техники, 1967) прослеживается та же внутренняя логика, обусловившая соседство обширной статьи «Техническое развитие и социальные изменения» с исследованием «Документы по классификации и интерпретации техники». Обе работы являются отражением немецкой обществоведческой традиции, в известной мере испытавшей на себе воздействие хайдеггеровских размышлений о технике.
Представляя собой коллективные работы и источниковедческие исследования, все эти немецкои англоязычные труды неизбежно отражали определённые институциональные интересы. Однако более существенным признаком начавшейся институционализации стало проведение конференций.
Но вместе с тем секции по эпистемологическим или метафизическим вопросам техники представлены не были.
Своего рода религиозным откликом на эту конференцию явилось проведённое в следующем, 1963 году под эгидой Католического Университета Ампики исследование «Философия в технической культуре». В соответствии с названием эта встреча была попыткой анализа техники в духе исканий европейской мысли — как проблемы философии культуры. Обсуждение сосредоточилось в основном на темах взаимоотношения науки и техники, техники природы человека (то есть в рамках эпистемологии и философской антропологии техники), а также техники и этики. Выступавших объединяло стремление прийти к определённым практическим выводам, оценить ситуацию с точки зрения нравственности и разработать некоторые руководящие этические принципы.
Однако научная встреча, специально посвящённая философии техники как особой полноправной теме, на которой удалось обойтись без привлечения социальных и культурологических теорий, была организована Мелвином Кранцбергом (Society of the History of Technology — Общество истории техники) как особый симпозиум в рамках восьмой ежегодной встречи этого Общества (Сан-Франциско, декабрь, 1965) совместно с Американской Ассоциацией Развития Науки. На следующий год материалы встречи в расширенном виде были опубликованы в журнале Общества истории техники «Technology and Culture» (Техника и культура.) На симпозиуме были заслушаны доклады Дж. Агасси и Хенрика Сколимовски о взаимоотношении науки и техники и о проблеме эпистемологической структуры технического мышления. С комментариями выступили (соответственно) Дж. О. Уиздом и И. К. Ярви. Тема симпозиума «На пути к философии техники» фактически совпала с названием непрозвучавшего доклада Марио Бунге (поэтому в публикации по материалам симпозиума название его доклада было изменено на «Техника как прикладная наука»).
В 1973 году пионеры нового направления предприняли ещё одно усилие в рамках своего междисциплинарного и плюралистического подхода. Под руководством Джорджа Бульгарелло, декана факультета проектирования Иллинойского университета в Чикаго, была проведена международная конференция, первый день которой был посвящён истории техники, второй — философии техники, а третий — их взаимоотношениям и синтезу. И хотя X. Сколимовски продемонстрировал на этой встрече достаточно явное очевидное смещение своих исследовательских интересов от эпистемологических к антропологическим и даже «профетически-этическим», внимание других восьми участников было целиком обращено к обсуждению методологических, историко-философских или программных аспектов проблемы. Этические аспекты на встрече вообще не обсуждались, и это бросалось в глаза, несмотря на то, что политология играла определённую роль в дискуссиях конференции.
Вместе с тем в кругах профессиональных философов Северной Америки (как, впрочем и в других странах) отношение к общей философии техники было все ещё чрезвычайно скептическим. В 1976 году на симпозиуме Ассоциации Философии Науки на тему «Существуют ли вопросы техники, интересные для философии?» Пол Дурбин, Марио Бунге и Макс Блэк попытались защитить собственные версии философии техники от того, что каждый из них считал глубоко укоренившимся предрассудком.
Первым попытался воспользоваться открывшимися возможностями Фридрих Рапп (Германия), редактор сборника «Contributions to a Philosophy and Technology» (Труды по философии техники, 1974), эпистемологически ориентированного коллективного труда, представлявшего собой (за исключением статей Мамфорда и Флейблмэна) переиздание материалов симпозиума «Техника и культура». Француз Рапп является также автором двухтомного труда «Analytische Technikphilosophie». (Аналитическая философия техники, 1978), в центре внимания которого находились вопросы теории. Рапп обратился к Дурбину с предложением созвать совместную германо-американскую конференцию. Её проведение в 1981 году в Бад Хомбурге (ФРГ) положило начало ряду встреч, проводимых каждые два года Обществом по философии техники. Местом второй конференции в 1983 году стал Бруклинский политехнический университет; третьей — Высшая техническая школа Твенте в Эншеде (Нидерланды, 1985); четвёртой — Политехнический университет Вирджиния в Блэксбурге (1987); пятая проходила в 1989 году в Бордо (Франция).
Несмотря на значительные усилия, прилагаемые членами ОФТ к тому, чтобы Общество сохраняло верность идеалам открытости как теоретическим, так и практическим философским проблемам, произошло значительное смещение исследовательских интересов в сторону этических вопросов. Свидетельством этого является издание «Research in Philosophy and Technology» (RPT) (Исследования по философии техники) и материалы бинальных конференций. Так, тома I и II ещё отличает некоторое стремление оживить теоретические дискуссии, однако в дальнейших томах оно неуклонно сходит на нет, и уже в VIII томе (который Дурбин охарактеризовал как самый амбициозный из вышедших до сих пор трудов) на передний план выдвигается тема взаимоотношений техники и общества, трактуемая почти всеми авторами с точки зрения практики.
Под руководством нового редактора издания Фредерика Ферре — автора прекрасно составленного вводного учебного пособия «Philosophy of Technology» (Философия техники, 1988), призывающего к интеграции теоретических и практических аспектов проблемы, — делаются определённые попытки заново утвердить значение теории. Что же касается материалов бинальных конференций, то из пяти выпусков материалов встречи конференции в Бад Хомбурге (1981), вышедших в 1983 году, лишь один не посвящён этическим проблемам. В центре обсуждения Нью-йорской конференции находились теоретические и практические аспекты компьютеризации и информационных технологий, однако более двух третей докладов имели этико-политический характер. В Эншеде темами конференций были: «Техника и ответственность», и в Блэксбурге — «Развитие стран третьего мира и внедрение технологий», в Бордо — «Техника и демократия».
Перенесение центра тяжести на практические вопросы стало лишь отражением тех процессов, которые происходили в самом обществе. Задача подтверждения жизненного значения теории всё ещё остаётся актуальной, и одна из целей настоящей работы — поддержать именно это направление в исследовании техники.
Общество философии и техники — не единственное институциональное образование, возникшее в последние годы, способствующее развитию гуманитарного направления философии техники. Заслуживает внимания также организация отдельных исследовательских центров и исследовательских групп.
Первый из них, Центр исследований философии и техники при Бруклинском Политехническом Университете, возник вскоре после проведения очередной бинальной встречи в 1983 году. Формально существуя с 1984 года, он сосредоточил свои усилия на создании научной библиотеки, финансировании симпозиумов и конференций, приёме учёных приглашённых для чтения лекций и разработки курсовых программ. Кроме того, был осуществлён целый ряд проектов, разрабатывавших, как правило, проблему взаимоотношений техники и морали и содержавших попытку обозначить теоретические перспективы проблемы. Несмотря на то, что в США имеется множество центров и исследовательских институтов, занимающихся конкретными аспектами философии техники, вопросами биоэтики, техники и социальной политики, философии науки и прочего, лишь Бруклинский Политехнический Центр занимается исследованиями философии техники как таковой. Возникновение Бруклинского Центра исследований философии и техники отчасти способствовало созданию Центра философии и истории науки и техники университета в Пуэрто-Рико (Маягуез). Центр, возглавляемый Эленой Луго, уделяет основное внимание курсовым разработкам в области инженерной и биомедицинской этики, а в 1988 году он стал организатором первого Межамериканского Конгресса по философии техники, где было уделено некоторое внимание и теоретическим вопросам.
Обратимся к четырём другим институциональным образованиям.
Жильбер Оттус (Институт философии университета Либр де Брюссель) в начале годов выпустил в свет две книги, написанные под явным влиянием идей Эллюля; подготовил к печати специальные выпуски «Moral et Enseignement» (Мораль и образование) и «Revue International de Philosophie» (Международный философский журнал), посвящённые проблеме техники, и организовал неформальный исследовательский коллектив, ставший в 1987 году спонсором международного коллоквиума «Aspects Ethiques de la Philosophic de la Technik» (Этические аспекты философии техники).
Помимо уже упомянутых, привлекают внимание некоторые другие издания. Наиболее важными из них являются труды по философии техники, выходящие под общей редакцией Дон Иде в издательстве Университета штата Индиана. Иде — американский феноменолог, автор двух серьёзных исследований по философии техники: «Technics and Praxis» (Техника и практика, 1979) — первая англоязычная работа по философии техники, в полной мере достойной названия философии техники, и «Existential Technics» (Экзистенциальная техника, 1983). Автор поставил перед собой задачу осуществить экзистенциальное описание отношения человек-машина и проанализировать, каким образом техника вовлекается в саму структуру научной теории и самоинтерпретации. Третья книга Иде «From Garden to Earth: Technology and the Life World» (Из Эдема на Землю: техника и жизненный мир) — должна открыть новую серию.
Труды по философии техники, издаваемые Индианским Университетом, были, однако, в целом задуманы как довольно плюралистичные по методологии и обращены к традиционным философским сюжетам — от проблем взаимоотношений науки и техники (эпистемология) и социального и этического влияния техники (этика и философия политики) — до таких транскультурных проблем, как разнообразие технологических стратегий и взаимодействие человека и машины. Идет подготовка к изданию новых книг этой серии; среди них работы Майкла Циммермана, Ларри Хикмана, посвящённые отношению классиков философии (Хайдеггера и Дьюи) к проблеме техники. Кроме того, готовятся к печати исследование Роберта Криза о науке и крупной инструментации и Роберта Иннса о технике и восприятии.
Существенный вклад в разработку философии техники внесли и другие издательства США. Так, издательство Чикагского Университета выпустило трилогию, составленную из основополагающих трудов по философии техники: «Техника и характер современной жизни»; «Философский анализ» (1984) Альберта Боргмана; «Императив ответственности: в поисках этики технического века» (1984) Ханса Йонаса; «Кит и реактор»; «Поиск пределов в эпоху высоких технологий» (1986) Лэнгдона Виннера.
Несколько более популярными, написанными скорее в жанре учебного пособия, являются в Нью-Йорском издательстве Сент-Мартин труды по программе «Science, Technology and Society (STS)» (Наука, техника и общество). На протяжении ряда лет это издательство выпустило в свет пользующуюся большим спросом хрестоматию Альберта Х. Тайха «Technology and the Future» (Техника и будущее), впервые опубликованную в 1972 году под названием «Technology and Man’s Future» (Техника и будущее человека) и выдержавшую уже четыре издания, и философские размышления гражданского инженера Сэмюэля Флормэна. Недавно этот список пополнился работами ещё одного гражданского инженера Генри Петроски и содержательным обзором Руди Вольти «Общество и технологические изменения» (1988). Однако издательство Сент-Мартин, видимо, всё же предпочитает инженерное направление философии техники, хотя и с сильной гуманитарной компонентой. Собственно, то же можно сказать и о серии, издаваемой MITP, которая представлена исследованиями в области истории и общественных наук «Military Enterprise and Technological Change» (Военные предприятия и технологические изменения, 1985) под редакцией Мерит Роу Смит и «The Social Construction of Technological Systems» (Социальное конструирование технических систем, 1987) под редакцией Виба И. Тревора, Томаса Р. Хьюгса и Тревара Пинча, а также работами о роли техники в народной культуре.
В Испании сборником «Nueva Ciencia» («Новая Наука») начинается публикация исследований (выпускаемых издательством «Антропос»), методологически весьма схожих с описанным выше, однако преимущественно гуманитарной ориентации.
Карл Митчем:
Что такое философия техники? Часть I. Две традиции в философии техники.
Введение
В человеческом сознании философские идеи и концепции не возникают в законченном виде в противоположность тому, как, согласно древнегреческой мифологии, родилась Афина из головы Зевса со всеми доспехами. Первоначально эти концепции проходят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только достигнув её, подвергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем развиваются и столь же естественно приходят к своему упадку.
Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обозначаемый термином «век техники», в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии техники. Ещё совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о технике возникали скорее в рамках совсем других философских сюжетов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания. По нашему мнению, наиболее приемлемый путь ввести читателя в круг проблем собственно философии техники — это кратко рассмотреть исторические и философские ситуации и предпосылки возникновения философии техники.
Одна из исторических проблем, связанная с возникновением философии техники, состоит в том, что не только само рождение её было запоздалым, но и её возникновение не было связано с одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следствие отношений двух детей-близнецов, проявляющих взаимную соревновательность ещё в утробе матери. Поэтому философия техники может означать две чётко различимые вещи. Если философию техники взять в субъективном аспекте её возникновения, указывая при этом, что здесь является её субъектом, деятельным ноВ человеческом сознании философские идеи и концепции не возникают в законченном виде в противоположность тому, как, согласно древнегреческой мифологии, родилась Афина из головы Зевса со всеми доспехами. Первоначально эти концепции проходят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только достигнув её, подвергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем развиваются и столь же естественно приходят к своему упадку.
Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обозначаемый термином «век техники», в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии техники. Ещё совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о технике возникали скорее в рамках совсем других философских сюжетов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания. По нашему мнению, наиболее приемлемый путь ввести читателя в круг проблем собственно философии техники — это кратко рассмотреть исторические и философские ситуации и предпосылки возникновения философии техники.
Одна из исторических проблем, связанная с возникновением философии техники, состоит в том, что не только само рождение её было запоздалым, но и её возникновение не было связано с одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следствие отношений двух детей-близнецов, проявляющих взаимную соревновательность ещё в утробе матери. Поэтому философия техники может означать две чётко различимые вещи. Если философию техники взять в субъективном аспекте её возникновения, указывая при этом, что здесь является её субъектом, деятельным носителем, то в этом случае философия техники представляет собой попытку техников и инженеров выработать некую философию своей сферы деятельности. Если же брать философию техники в объективном аспекте её возникновения, имея в виду при этом самый предмет, с которым мы имеем дело, то её можно рассматривать как совокупность усилий учёных-гуманистов осмысливать технику серьёзно, как предмет дисциплинарных рефлексий. Таким образом, первый ребёнок в этом случае близок к самой технике, он «протехнологичен», в то время как второй — несколько более критичен.
И прежде чем попытаться установить, который из них более сродственен собственно философии, целесообразно проанализировать некоторые различия между ними по существу.
Примечания
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце раздела.