Молитва что это такое история 5
Молитва: понятие и история происхождения
Молитва – это важная часть духовной жизни верующих людей. Молитва считается одним из методов общения с Высшими силами: Богом, его посредниками (Пресвятой Девой, святыми, ангелами, духами) и персонифицированными природными силами.
Сложно найти человека, который в безвыходных ситуациях не обращался бы к небу и не просил поддержки у Высших сил. При этом неважно его отношение к религии и знание текста молитв. Мы верим, что нас услышат и повернут ситуацию наилучшим образом. Главное – молиться с чистым сердцем и безусловной верой. Сегодня мы поговорим о том, что такое молитва, а также какова история ее происхождения.
Что такое молитва
Классификация молитв состоит из следующих категорий:
Христиане обращаются к Высшим силам с благодарностью, восхвалением, просьбами, покаянием и т.д. Также можно просить поддержку для другого человека.
Как появилась молитва
История возникновения молитв напрямую связана с религией. Эксперты полагают, что она возникла в период каменного века (верхний палеолит) около 45-50 тыс. лет назад, когда первобытное общество занимало относительно высокую ступень развития. На тот период времени действовал культ животных и колдовства охотников.
Интересно! Охота в древнем мире играла жизненно важную роль и позволяла выжить всему племени, поэтому считалась высшим священным действом.
Племена, жившие в лесах, совершали загадочные и странные для современного человека охотничьи ритуалы. Почитались лесные духи и божества, животные, будущие жертвы. Перед охотой первобытные люди обычно делали следующее:
До официального крещения Руси князем Владимиром древние славяне относились к язычникам, имели самобытную религию и молились многочисленным богам, например:
Уровни религиозной пирамиды
Первый уровень. Возглавляли иерархию Боги, которые управляли глобальными ситуациями: войнами, погодными катаклизмами, рождение и смертью.
Второй уровень. На втором месте находились Боги, которые покровительствовали локальным делам. Им молились для удачи в хозяйстве, рыбалке, охоте и ремесле.
Третий уровень. На последней ступеньке в славянской иерархической пирамиде находились сущности, отдаленно напоминавшие человеческий облик. К кикиморам, лешим и русалкам с просьбами не обращались, но защищались от них с помощью молитв.
Со временем развитие человеческой цивилизации приводило к развитию и усовершенствованию религии, появлению новых верований и течений.
Но однозначные выводы невозможно сделать до сих пор: развитие цивилизации обеспечивало усиление религии или, напротив, верование было залогом прогресса. Сегодня главная цель религии, наряду с молитвами, – это познание мира, обретение смысла в случайных событиях (стихийных бедствиях, смерти и т.д.). Общаясь с высшими силами, человек ищет помощи и поддержки, вручает свою судьбу в руки Высших сил.
Важно! Православному христианину необходимо молиться всегда, а не только в тех случаях, когда он в чем-то нуждается. Именно в молитве происходит диалог с Богом.
Молитва в христианстве
В большинстве древних культур молитвы содержали суеверия и магию, чем искреннее обращение к Богу. Евреи пришли к более высокому пониманию единого Бога, поэтому их молитвы отличал высокий нравственный уровень.
В раннем христианстве, описанном в Евангелии, Иисус Христос был представлен учителем и образом молитвенной жизни. После просьбы своих учеников-апостолов он дал особую Господнюю молитву «Отче наш», которую необходимо знать всем верующим христианам (даже юным и маленьим). Это единственная молитва, дарованная нам самим Господом (называется Господня молитва). Она считается самой главной и совершенной в христианстве, включает всю суть необходимых православных обращений, защищает от зла и врагов (видимых и невидимых), а также учит:
Другие молитвы, написанные святыми отцами, можно найти в молитвословах. Они не менее эффективны и предназначены для чтения в разных нуждах. Часть молитв можно найти в Священном Писании (Библии), Евангелии и Ветхом Завете.
Сегодня православные христиане молятся не только Богу, но и ангелам, святым – ходатателям за человека перед Всевышним. Что касается языка писания, преобладает церковнославянский язык. С XIX ст. часть молитвы уже начали появляться на русском языке (например, акафист «Слава Богу за все»). Чтением и проверкой молитв из РПЦ занимается Синодальная Богослужебная комиссия. Любое обращение от чистого сердца не будет оставлено без внимания, главное – не просить зла для другого человека.
МОЛИТВА
Вербальная молитва может сочетаться с пением, танцами, особыми жестами и другими обрядовыми действиями.
Также немного сторонников у теории анимизма Э. Тайлора, полагающей, что первоначально молитвы имели исключительно просительный характер и касались земных благ, часто следуя принципу взаимообмена. Существующие во всех религиозных практиках просительные молитвы обычно соединяются с молитвами восхваления, благодарения, им часто предшествуют покаянные молитвы и плачи.
Существование молитв в глубокой древности у людей дописьменной эпохи косвенно подтверждается изобразительными памятниками: отпечатки ладоней на стенах пещер (верхний палеолит), которые могут трактоваться как знак личной причастности святыне; изображения людей в характерных для молитвы позах (росписи Чатал-Хююка; средний неолит).
О всеобщности молитвы свидетельствуют первые тексты и воспоминания ранних письменных цивилизаций о дописьменном времени. Так, согласно английскому издателю шумерских литургических текстов С. Лангдону (начало XX века), молитвенные тексты на шумерском, древнейшем письменном языке Месопотамии (III тысячилетие до н. э.), намного чаще имеют просительный, покаянный или хвалебный характер, чем более поздние тексты на семитских языках Месопотамии (если это не переводы с шумерского), в которых преобладают речения магического типа.
Древне-египетские литургичекие тексты III тысячилетия до н. э. (Тексты пирамид) не содержат молитвы, однако обычно относимые к этому же времени египетские дидактические тексты говорят о молитве как о необходимом моменте в отношениях человека и Бога («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну царевичу Мерикара»). В древне-египетских гимнах Среднего царства (начало II тысячилетия до н. э.) о молитве говорится уже вполне определённо, ещё более полно свидетельствуют о молитве гимны Нового царства (конец II тысячилетия до н. э.). Ряд гимнов Ригведы (II тысячилетие до н. э.), особенно обращённые к Варуне, имеют ярко выраженный молитвенный характер (7:88, 89).
В Евангелии Христос, с одной стороны, рекомендует молиться тайно, затворив двери своей комнаты и не уподобляясь лицемерам, молящимся напоказ (Мф. 6:6), с другой стороны, Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
В Русской православной церкви в XX веке вошли в практику коллективные молитвы всех собравшихся в храме: пение всем собранием, а не только хором «Отче наш», других молитв, часто общее чтение (не только священником) заключительной молитвой перед причащением («Верую, Господи, и исповедую…»).
В отличие от магических практик, молитва, совершаемая только словами без полного внутреннего сосредоточения на объекте молитвы, считается бесполезной. Для полного сосредоточения на молитве, которая должна исходить из сердца молящегося даже во время сна, в различных религиозных традициях используются вспомогательные психофизические средства сосредоточения, например православная практика Иисусовой молитвы.
От молитвы следует отличать созерцание (медитацию), грань между которыми часто бывает очень тонкой.
В современном религиоведении различают три аспекта молитвы: молитва-текст, молитва-действие и молитва-причина.
Что такое молитва и почему люди молятся Богу?
Вы когда-либо думали о том, почему вообще люди молятся Богу и что такое молитва? Сегодня мы хотим познакомить вас с небольшим уроком о молитве.
Запишите ответы на эти два вопроса или хотя бы сформулируйте ответы для себя лично.
Что такое молитва
Подумайте о том, как вы молитесь. Молитва — это для вас обращение к Богу или разговор с Богом? А также, для чего вы молитесь?
Лично для меня, пока я рос как христианин, примером молитвы служило то, что я видел, как люди молятся публично. Это очевидно, что во время публичной молитвы люди говорят. Когда они перестают говорить, молитва закончена. Поэтому для меня молитва является обращением к Богу, или, по крайней мере, это то, как я это понимал на протяжении многих лет.
Но с таким пониманием есть несколько проблем:
В Послании к Римлянам 8:26-27 сказано:
«К тому же, нам, немощным, помогает в нашей слабости Дух. Мы не умеем молиться как положено, Дух же молит за нас Бога с таким жаром, который не выразить словами. Но Бог, для Кого открыты сердца наши, знает, о чём молит Дух, ибо по воле самого Бога Он молит за святых Божьих».
Вспомните момент в вашей жизни, когда вы делились вашими самыми сокровенными желаниями и чувствами с кем-то, кого вы очень сильно любите. Если вы женаты, это мог быть тот взгляд, которым вы обменялись с вашим супругом, когда вы оба впервые поняли, что любите друг друга. Этот взгляд сказал все. Словами просто невозможно передать самые сокровенные чувства, которые мы испытываем. Молитва — это не просто разговор. Молитва — это чувство. Молитва — это получение сообщения. Святой Дух помогает нам выразить наши самые глубокие чувства Богу. Это двустороннее общение. Он также передает глубокие желания Бога к нам. Иногда во время молитвы нужно помолчать. «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалом 45:11).
Существует духовная дисциплина, которая отсутствует у большинства из нас, и я также причисляю себя к новичкам в этой сфере. Это глубокие внутренние размышления или «медитация». Медитация или глубокие внутренние раздумья, это не только индуистская практика. Нам нужно снова начать использовать их в христианской молитве. Когда Давид медитировал, он не повторял мантры, а размышлял о славе Божьей. Псалом 118:27 говорит: «Буду размышлять о чудесах Твоих». В Псалме 76:13 Асаф говорит: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Это невозможно осуществить разговаривая. В Псалме 48:9 сынов Кореевых говорится: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Молитва, которую Бог ждет от нас, включает в себя медитацию или глубокие раздумья.
Так что же такое молитва? Она включает в себя очень многое. Было бы ошибкой сводить ее к чему-то одному. Одна из этих вещей — это рассказ о наших самых глубоких чувствах и желаниях Богу и ответ Бога нам подобным образом. Давайте рассматривать молитву не только как разговор, но также, как и чувства, и глубокие внутренние размышления (медитацию). Давайте подумаем о роли Святого Духа в этом процессе и научимся умолкать: перестанем говорить и будем глубоко размышлять о Боге, Его чудесах, Его работе, Его неимоверной любви.
Почему люди молятся Богу
Когда у нас есть более целостное видение того, что такое молитва, тогда есть и лучшее понимание того, зачем молиться Богу. Конечно, одна из причин, почему мы молимся, — нам это было заповедано. Но подумайте, пожалуйста, об отношениях, которыми вы очень дорожите. Если они на самом деле для вас ценны, тогда, конечно же, вы общаетесь с тем, кого вы любите, не потому что вы «должны». На самом деле, если вами движет чувство долга, то это уже не любовь.
Есть три гораздо лучшие причины для молитвы, о которых хотелось, чтобы вы подумали:
Вероятно, одно из самых лучших мест в Писании, которое иллюстрирует, почему и как молиться, — это отрывки от Луки 11:1-4 и от Матфея 6:9-13. Здесь ученики Христа, которые молились всю свою жизнь, осознали, что Иисус является великим знатоком молитвы. И они скромно попросили Его научить их молиться. Мы видим, что Его ответ включает в себя три вышеперечисленных пункта.
Молитву Иисус начинает, воздавая славу Богу. Вся честь и слава принадлежат Богу и только Ему одному. Отрывок из Писания об этом, который я лично больше всего люблю, исходит, неудивительно, из уст второго великого молящегося всех времен — Давида:
И тогда Давид благословил Господа перед всем народом, который собрался. Давид сказал:»Господи, Боже Израиля, отец наш, да будь благословен Ты вечно! Тебе принадлежат величие, могущество, слава, победа и честь!Ибо всё Твоё, всё, что на небе и на земле. Царство Тебе принадлежит, Господи!Ты — глава и владыка над всем. Богатство и слава исходят от Тебя. Ты правишь всем. В Твоих руках могущество и сила!Любого можешь сделать Ты великим и могучим. И теперь, Боже наш, мы благодарим Тебя и превозносим славное имя Твоё! Все эти вещи пришли не от меня и моего народа!Все эти вещи от Тебя пришли. Мы только возвращаем Тебе то, что получили от Тебя. Мы всего лишь пришельцы, идущие через эту страну, как и наши предки. Наше время на земле подобно проходящей тени. И не можем мы остановить его. Господи, Боже наш!
Мы собрали все эти вещи, чтоб построить Тебе храм. Мы построим этот храм в честь имени Твоего. Но всё это получено от Тебя, и всё принадлежит Тебе! Мой Бог, я знаю, что Ты испытываешь людей и любишь, когда делают добро. Я от чистого сердца и с радостью отдаю Тебе всё это. Я вижу, что и Твой народ, который здесь собрался, с радостью жертвует Тебе. Господи, Бог наших предков, Авраама, Исаака и Израиля, помоги народу Твоему задумывать доброе. Помоги им быть преданными Тебе и честными! И Соломону, сыну моему, помоги быть честным с Тобой. Чтобы всегда он следовал Твоим заповедям, законам и правилам. Помоги Соломону исполнить всё этои построить великолепное здание, для которого я сделал приготовления». Затем Давид сказал всем собравшимся: «Восхваляйте теперь Господа, Бога вашего». И весь народ благословил Господа Бога, Которому поклонялись их предки. Они пали на землю, и поклонились Господу и царю. (1-я Паралипоменон 29:10-20)
Во-вторых, мы молимся для того, чтобы наши сердца и желания соответствовали воле Божьей на нашу жизнь и на мир в целом. Иисус говорит в Своей молитве: «Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе.» Означает ли это, что Божья воля не всегда исполняется? Я думал, что Бог обладает полным суверенитетом. Но на самом деле Божья воля не всегда исполняется, потому что существуют создания со свободой выбора, чьи желания часто не совпадают с волей Их создателя. В молитве мы стремимся привести наши желания в соответствии с желаниями нашего Отца небесного. Мы капитулируем перед Богом. Мы молимся за какие-то вещи, но мы ожидаем, что Бог ответит на наши молитвы только, если это соответствует Его воле, верно? В 1 Иоанна 5:14-15 говорится, что мы получим все, что просим, что соответствует Его воле. Поэтому, когда мы молимся, мы стараемся привести наши намерения в соответствие с Его волей.
Третья причина молитвы исходит из первой части этого урока. Великая цель молитвы — это воздать славу Богу. В молитве мы приводим нашу свободную волю в соответствие с Божьей волей. Это все верно, но в конце концов молитва — это двустороннее общение. В молитве Бог открывает нам Свои самые глубокие желания о нас, Свои намерения на нашу жизнь и на мир в целом. В молитве мы обнажаем наши самые глубокие желания Богу.
Одно из самых удивительных таинств состоит в том, что Создатель Вселенной хочет, чтобы мы, такие немощные, несостоятельные оказывали на Него влияние. Во время молитвы мы меняем этот мир. То есть, вернее, это не мы, кто меняет этот мир, но мы оказываем влияние на Бога, Который меняет этот мир. В Своей молитве Иисус (от Матфея 6:11) просил Бога, чтобы Он «дал нам наш насущный хлеб». В молитве мы обращаемся к самой влиятельной личности во Вселенной, зная, что, если это будет Его волей, Он это нам даст. «С молитвой, мольбами и благодарностью» мы «открываем наши желания перед Богом» (К Филиппийцам 4:6). Наша молитва способна изменить этот мир, и это одна из причин, почему мы молимся, потому что мы получаем, когда мы просим. Но давайте запомним несколько вещей:
Перевод: Анна Силина
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Молитва
Содержание
Особенности определения
Новая философская энциклопедия [3] :
«В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего свое творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение.»
Новая философская энциклопедия [3] :
«Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва «своими словами»), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие.»
Иными словами, согласно предложенному определению, молитва предполагает наличие веры в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой обращение (осуществляемое общественным или частным образом) к его представителям, словесное или мысленное, с просьбой, благодарением или прославлением.
Из этого определения понятно, что молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство делает возможными общественные богослужения.
Общественные и частные молитвы
Общественные и частные молитвы во многих религиозных практиках сосуществуют друг с другом. Например, в Православии регулярные молитвы, совершаемые частным образом, вне общественного богослужения (см. «Молитвенное правило»), признаются необходимыми наряду с общественными молитвами, совершаемыми в ходе (литургии, утрени, вечерни, полунощницы).
Внутренняя и наружная молитва
Как уже было сказано, молитва может быть как словесной, так и мысленной. Если брать шире, она может быть как наружной, так и внутренней («умной», «сердечной», «умно-сердечной»). Взгляды на то, каким должно быть соотношение между наружной и внутренней молитвой, по всей видимости, существенно отличают друг от друга разные религиозные практики.
Трудно отделаться от ощущения, что в некоторых религиозных традициях приоритет отдается наружной (внешней) молитве или тому, что воспринимается в качестве таковой. В частности, использование в ламаизме (тибетском буддизме) молитвенных барабанов, иногда приводимых в движение даже не человеком, а ветром, или водой, или теплом свечи, заставляет либо считать такие «молитвы» исключительно наружными, либо вообще не считать их таковыми, как не соответствующими определению, поскольку вращение барабана с текстами молитв лишь со значительной натяжкой можно считать обращением к кому бы то ни было, тем более если это действие производится силой воды или ветра, то есть происходит без непосредственного участия человека.
В Православии, напротив, принято ценить, в первую очередь, внутреннюю молитву. Например, святитель Феофан Затворник пишет [7] : «У кого нет умной [8] внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва». Иначе говоря, отсутствие внутренней молитвы обесценивает молитву наружную, сколь бы обильной последняя ни была.
Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.
В авраамических религиях молитва зачастую сопровождается коленопреклонениями, поклонами, крестными знамениями (в традиционном христианстве), раскачиванием (в иудаизме), «говорением на языках», смехом, танцами, падениями (у харизматов) и т.п.
Общественные православные богослужения обычно сопровождаются каждением. Однако в Православии любые внешние действия ценятся не сами по себе, а лишь как средства к достижению правильного внутреннего молитвенного настроения.
Хвалебные, благодарственные, просительные и другие молитвы
Православная Энциклопедия [9] :
Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (45; 47; 75; 83; 86).
Ходатайственные молитвы выражают прошения, подаваемые за других людей (их также можно рассматривать как разновидность просительных).
Молитва в сравнении с иными практиками
Наряду с вопросом о том, чем является молитва, важно рассмотреть и другой — чем молитва не является.
Молитва и медитация
Определение молитвы как обращения, связывающего верующего с невидимым миром, предполагает определенную дистанцию между ними. С этой точки зрения, медитативные практики не являются молитвами; однако некоторые молитвенные традиции и техники (в их числе называют визионерство, «мистицизм сердца» и пр.) занимают как бы промежуточное положение, что отмечают, в том числе, и православные авторы. Например, архимандрит Рафаил (Карелин) пишет [10] :
В западной церкви и, прежде всего, в самом большом по численности и влиянию монашеском ордене иезуитов, разработан целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв, где монах, запираясь в своей келии, визуально представляет ад и рай в картинах, напоминающих «Божественную комедию» Данте. |
Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется «прелестью» в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приемы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство [10] …
Молитва в христианстве
Необходимость молитвы
В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф.26, 41).
Как своим примером, так и в своих поучениях Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36).
Апостол Павел в своем послании (1 Фес. 5, 17) жителям Фессалоник (Солуни) также призывает их: «Непрестанно молитесь.»
Образцы и примеры молитв в Новом Завете
Иисус Христос, придя в мир, предостерегал своих учеников от фарисейского лицемерия в молитве (т.е. от показной молитвы ради прославления между людьми) и языческого многословия (Мф. 6:5-8). Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех молитв христианских» [5] —Отче наш. Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это молитва мытаря (Лк. 18:13) из притчи о мытаре и фарисее. Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о чаше (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35-36, 39; Лк. 22, 41-44) в Гефсиманском саду.
Порядок совершения молитв
На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).
В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою [5] ; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).
Молитва в исламе
Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан
Пророк Мухаммед сказал:
Отсюда следует, что пророк Мухаммед, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).
Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:
В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.
Молитва в иудаизме
В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).
Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.
Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.
Молитва в буддизме
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [5] :
Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.
В прошлом понятие «молитва» нередко использовалось для обозначения практик буддизма. В частности, так эти практики именуются в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Однако выше уже было указано на механическое отношение к молитве в ламаизме (который иначе именуют «тибетским буддизмом», несмотря на то, что он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии). Как уже говорилось, далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана» («молитвенной машины», «молитвенной мельницы»).
Энциклопедия религий мира [13] :
Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.
В настоящее время, описывая практику ваджраяны (к которой относится и «тибетский буддизм»), говорят не о молитве, а о медитации и чтении мантр (см. цитату из «Энциклопедии религий мира» во врезке).
Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова, а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.
Молитва в индуизме
Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами.
Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.
Молитва в древних языческих культах
У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.
О молитве в художественных произведениях
Молитва в прозе
Виктор Гюго в своем романе «Труженики моря» так написал о молитве [16] : «Молитва—могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое.»
Молитва в стихотворных произведениях
К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты.
Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
Cтихотворные переложения молитв
Некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. Покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу прекрасного стихотворения:
* * *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.