Молитва что это такое кратко

Молитва

Моли́тва – обра­ще­ние чело­века к Богу или к Его святым (Бого­ро­дице, анге­лам, душам пра­вед­ни­ков) как к нашим хода­таям перед Богом, с целью пока­я­ния, хвалы, испра­ши­ва­ния мило­стей или бла­го­да­ре­ния.

Пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский гово­рил, что лишь с помо­щью молитвы можно достиг­нуть испол­не­ния запо­ве­дей Божиих, так как «чело­век сам бес­си­лен их испол­нить».

В основе хри­сти­ан­ства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт обще­ния с Богом. Молитва уста­нав­ли­вает именно эти отно­ше­ния. Поэтому не моля­ще­гося хри­сти­а­нина невоз­можно себе пред­ста­вить. Не уме­ю­щий или неже­ла­ю­щий молиться чело­век в каком-то смысле атеист. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним ника­кой связи… Веру­ю­щий чело­век – это чело­век моля­щийся!

Молит­вой мы не Бога при­бли­жаем к Себе, а себя к Богу. Бог всегда рядом. Свя­щен­но­му­че­ник Дио­ни­сий Аре­о­па­гит исполь­зо­вал для иллю­стра­ции этого такой образ: как бы нахо­дясь в корабле, схва­тив­шись за канаты, при­креп­лен­ные к скале и про­тя­ну­тые нам, чтобы мы при­ча­лили, мы бы при­тя­ги­вали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале.

Молитва есть воз­но­ше­ние ума и сердца к Богу, это духов­ная пища, необ­хо­ди­мая душе как воздух телу. Молитвы не вычи­ты­вают, а творят или совер­шают.

Виды молитвы

Молитвы про­си­тель­ные, – когда просим у Бога помощи. Пока­ян­ные, когда сделав худое дело, просим про­ще­ния. Бла­го­дар­ствен­ные, когда бла­го­да­рим и про­слав­ляем Бога.

Один старец гово­рил, что один раз про­из­не­сён­ное «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Гос­поди, поми­луй».

Сту­пени молитвы

Раз­ли­чают три сту­пени в каче­стве молитвы — устную, ума и сер­деч­ную, между кото­рыми есть, конечно, много про­ме­жу­точ­ных поло­же­ний.

Первая сту­пень — молитва устная, когда хри­сти­а­нин, говоря слова молитвы, не может еще спра­виться с рас­се­ян­но­стью мысли.

Вторая сту­пень — когда разум обла­дает уже спо­соб­но­стью к сосре­до­то­чен­но­сти и вполне улав­ли­вает смысл про­из­но­си­мых молит­во­сло­вий. Умная молитва не обя­за­тельно про­из­но­сится про себя.

Тре­тьей сту­пе­нью явля­ется молитва сер­деч­ная — когда мы про­из­но­сим молитву языком, и пони­маем ее умом, и чув­ствуем серд­цем.

Молитва и жертва

Самая силь­ная молитва — та, кото­рая сопря­жена с личным подви­гом моля­ще­гося. Есть древ­няя тра­ди­ция соче­тать сугу­бые молит­вен­ные про­ше­ния с постом, пешим палом­ни­че­ством, мило­сты­ней. Иначе мы просим у Бога чуда, а сами не хотим и мини­маль­ную жертву при­не­сти в под­твер­жде­ние важ­но­сти нашей просьбы.

Пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский рас­ска­зы­вал:
Отец девочки, тяжело боль­ной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попро­сил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и неко­то­рые вещи ребенка, чтобы батюшка пере­кре­стил их.

Старец сказал несчаст­ному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен при­не­сти какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подви­га­ется» от жерт­вен­ной любви.

Отец девочки спро­сил:
– Чем же пожерт­вую, батюшка?

Старец сказал:
– Пожерт­вуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое пред­став­ле­ние о духов­ной жизни, отве­тил:
– Нет у меня ника­кой стра­сти.

Тогда старец спро­сил:
– Сига­реты куришь?
– Да, – отве­тил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сде­лает её здо­ро­вой, – потре­бо­вал старец.

Тот немед­ленно бросил курить. Девочка начала посте­пенно поправ­ляться и совер­шенно выздо­ро­вела, что под­твер­дили и врачи.

Отец, однако, забыв­шись, нару­шил свое обе­ща­ние Богу и опять начал курить. Одно­вре­менно же у дочери его опять начал обна­ру­жи­ваться рак, и девочка снова пришла в преды­ду­щее тяже­лое состо­я­ние. И тогда отец её опять пришел к старцу.

Но старец с твёр­до­стью сказал ему:

– Если ты, будучи отцом, не имеешь любо­че­стия и не жерт­ву­ешь стра­стью, раз­ру­ша­ю­щей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём.

Почему Бог не всегда испол­няет наши молитвы или медлит с их испол­не­нием?

• Потому, что часто люди живут без Бога, не испол­няют Его запо­ве­дей и взы­вают к Нему лишь с потре­би­тель­ской уста­нов­кой. Такую уста­новку можно назвать «молит­вен­ным взя­точ­ни­че­ством». В Свя­щен­ном Писа­нии читаем: «и чего ни попро­сим, полу­чим от Него, потому что соблю­даем запо­веди Его и делаем бла­го­угод­ное перед Ним» ( 1Ин.3:22 ).
По словам одного бого­слова «мы слиш­ком часто гово­рим о Его мол­ча­нии, но слиш­ком редко о нашей глу­хоте».

• Потому, что мы неми­ло­сердны. По словам свт. Иоанна Зла­то­уста «Что ты наде­ешься на то, что Бог даст тебе про­си­мое, если ты не дал своему ближ­нему?».

• Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обла­даем все­ве­де­нием, как Бог, кото­рый абсо­лютно точно всегда знает что и когда нам тре­бу­ется для спа­се­ния.

• Потому, что хотим полу­чить без труда. Иногда моля­щи­еся бывают как дети, но не в смысле искрен­но­сти, к кото­рой при­зы­вал Хри­стос, а в тре­бо­ва­нии полу­чить про­си­мое немед­ленно и без труда. Есть пого­ворка: Молись так, как будто всё зави­сит только от Бога; дей­ствуй так, как будто всё зави­сит только от тебя. Гос­подь ждёт, когда и мы при­ло­жим соб­ствен­ные усилия для дости­же­ния про­си­мого. Он готов помочь нам, дать Свою бла­го­дать, а мы просим сде­лать за нас.

Пре­по­доб­ный Авва Доро­фей: «Если ты про­сишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к при­ня­тию семени».

• Потому, что решаем за Бога каким обра­зом Он должен отве­тить на нашу просьбу. Мы счи­таем, что молитва должна испол­ниться опре­де­лён­ным обра­зом, но Бог всегда знает как лучше её испол­нить, ведь мы можем оши­баться, а Он нет. Напри­мер, просит чело­век вни­ма­ния в молитве, Бог авто­ма­ти­че­ски не лишает его помыс­лов, а при­во­дит в цер­ков­ную лавку к книге, кото­рая учит нерас­се­ян­ной молитве. Или мы просим о здра­вии тяжело боль­ного чело­века, а Бог не исце­лит его, но через болезнь или земную кон­чину при­ве­дёт к себе его близ­ких и спасёт и боль­ного по их молит­вам.

• Чтобы даро­вать нам ещё больше, воз­на­гра­див за тер­пе­ние ( Ин.20:29 ). Чело­век раз­ви­ва­ется пре­одо­ле­вая труд­но­сти, в духов­ной жизни та же зако­но­мер­ность. Неко­то­рые подвиж­ники не молили Бога об избав­ле­нии от стра­стей, желая боль­ших венцов в Цар­ствии Небес­ном.

• Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каж­дому чело­веку веч­ного спа­се­ния и бла­жен­ства, а не сию­ми­нут­ного уте­ше­ния.

• Дли­тель­ность про­ше­ний испы­ты­вает сте­пень жела­ния. Неда­ром ска­зано: «Дол­го­тер­пите в молит­вах». Посмот­рим при­меры из Еван­ге­лия: рас­слаб­лен­ный ожидал исце­ле­ния у купальни 38 лет; сог­бен­ная жен­щина 18 лет, кро­во­то­чи­вая – 12 лет.

Нередко после усерд­ной молитвы чело­век думает: «Нужно ли мне это в дей­стви­тель­но­сти?» Моля­щийся дух ведь не только сту­чится в Небес­ные двери. Он еще и спус­ка­ется в глу­бины сердца. Мино­вав поверх­ност­ные слои, те места, где живут при­выч­ные жела­ния, чело­век сходит глубже, туда, где этих жела­ний может уже не ока­заться. Там могут ока­заться другие нужды и просьбы, более важные и не такие замет­ные на первый взгляд.

• В то же время можно ска­зать, что молитва нико­гда не бывает без­от­вет­ной. По словам прп. Иоанна Лествич­ника: «Долго пре­бы­вая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не при­об­рел. Ибо самое пре­бы­ва­ние в молитве есть уже при­об­ре­те­ние; и какое благо выше всего, при­леп­ляться ко Гос­поду и пре­бы­вать непре­станно в соеди­не­нии с Ним?»

Можно ли читать молитвы от жен­ского лица?

Молитва – не мантра, не закли­на­ние, а живое обра­ще­ние к Богу, святым или бес­плот­ным силам. Поэтому есте­ственно жен­щине обра­щаться в молитве от соб­ствен­ного имени.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спро­сить, а как Вы учи­тесь?

Точно так же, как спортс­мен должен застав­лять себя тру­диться во время тре­ни­ро­вок, хри­сти­а­нин при­ла­гает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.

Молитва — это то, что вызы­вает есте­ствен­ный бунт пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства.

С одной сто­роны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается моля­ще­муся. Когда чело­век понуж­дает себя к посто­ян­ной, еже­днев­ной молитве, тогда, в конце концов, при­об­ре­тает и навык и бла­го­дать, укреп­ля­ю­щую его в молит­вен­ном подвиге.

Не путайте молитву и молит­во­сло­вие: первая от сердца, вторая устами.

Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): Все пре­пят­ствия встре­ча­е­мые на поприще молитвы, побеж­да­ются посто­ян­ством в молитве.

Как же Хри­стос гово­рил: «А молясь, не гово­рите лиш­него, как языч­ники, ибо они думают, что в мно­го­сло­вии своем будут услы­шаны; не упо­доб­ляй­тесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего про­ше­ния у Него» ( Мф.6:7-8 )?

Язы­че­ская молитва пред­став­ляла собой одно­об­раз­ное повто­ре­ние слов, обра­щен­ных к боже­ству, и лишен­ных искрен­них чувств, как мантру. В Св. Писа­нии есть пример язы­че­ской молитвы. Жрецы Ваала, собрав­шись на Кармил, от утра до полу­дне при­зы­вали имя своего идола, говоря: “Ваале, услыши нас!” ( 3Цар.18:26 ). Этот прин­цип исполь­зо­вали и фари­сеи.

Цель молитвы — не ска­зать как можно больше слов. Цель – войти в молит­вен­ное состо­я­ние. Это такое состо­я­ние, состо­я­ние духа, ума, при кото­ром молитва не про­яв­ля­ется в каком-то выра­же­нии, а она посто­янно при­сут­ствует в сердце.

Что каса­ется про­дол­жи­тель­ных молит­вен­ных правил, то они сло­жи­лись в полном согла­сии со сло­вами Спа­си­теля: “Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его” ( Мф.11:12 ). В молитве, кроме бла­го­дар­но­сти и сла­во­сло­вия, могут быть и земные про­ше­ния, о чем гово­рит Иисус Хри­стос: “Про­сите и дастся вам” ( Мф.7:7 ). При этом Гос­подь при­зы­вает к настой­чи­во­сти ( Лк.18:1-7 ), ( Лк.11:5-13 ). Сле­до­ва­тельно 8‑ой стих гово­рит не о про­дол­жи­тель­но­сти наших молитв и настой­чи­во­сти в про­ше­ниях, а о каче­стве ее. Подвиж­ники веры опытно убеж­да­лись, что долгий молит­вен­ный труд очи­щает и осве­щает душу.

Почему иногда молитвы испол­ня­ются, но не так, как нам бы хоте­лось?

Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он всегда пред­ла­гает чело­веку то, что для чело­века дей­ственно и посильно. Его дей­ствие направ­лено в первую оче­редь на духов­ное исце­ле­ние, спа­се­ние в веч­но­сти.

Прот. Максим Козлов:
“Нужно созна­вать цену молитве. Скажем, мать, про­ся­щая об избав­ле­нии от стра­сти нар­ко­ма­нии своего сына, должна пони­мать, что это менее всего веро­ятно про­изой­дет так, что завтра он проснется аки агнец, забыв­ший о своих при­стра­стиях, тру­до­лю­би­вый, воз­дер­жан­ный и любя­щий своих ближ­них. Скорее всего, прося об избав­ле­нии сына, она просит ему скор­бей, болез­ней, тех или иных очень непро­стых жиз­нен­ных обсто­я­тельств, с кото­рыми сын может столк­нуться – может быть, армии, тюрьмы.
Цену молитвы нужно осо­зна­вать, но молиться, тем не менее, нужно о пра­виль­ном и не бояться Бога”.

Суще­ствуют ли особо силь­ные молит­во­сло­вия против дья­вола?

Дьявол боится не текста, не опре­де­лён­ных слов, а искрен­ней веры. Вспом­ним, что сам дьявол, во время иску­ше­ния в пустыне, сво­бодно цити­рует Христу 90‑й псалом кото­рый счи­та­ется осо­бенно силь­ным ору­дием против демо­нов.

На молитве сле­дует осте­ре­гаться:

Нужно ли застав­лять себя молиться?

Сна­чала нужно понуж­даться к молитве; вскоре она начнет достав­лять уте­ше­ние, и этим уте­ше­нием облег­чать понуж­де­ние, обод­рять к понуж­де­нию себя. Но к молитве нужно понуж­де­ние в тече­ние всей жизни, и редкие подвиж­ники изба­ви­лись, по при­чине обиль­ней­шего бла­го­дат­ного уте­ше­ния, от понуж­де­ния себя: молитва дей­ствует убий­ственно на нашего вет­хого чело­века; доколе он жив в нас, дотоле про­ти­вится молитве как вку­ше­нию смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее бла­го­твор­ное дей­ствие, ста­ра­ются вся­че­ски отвлечь от нее подвиж­ника, под­учая упо­треб­лять время, назна­чен­ное для молитвы, на другие дела: или же они ста­ра­ются уни­что­жить и осквер­нить ее сует­ною и гре­хов­ною рас­се­ян­но­стью, при­нося во время совер­ше­ния ее бес­чис­лен­ные житей­ские и гре­хов­ные помыслы и меч­та­ния.
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Непра­вильно гово­рят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы гово­рят, что когда чело­век молится легко, с радо­стью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, тру­дишься для Бога, Он видит этот твой труд и раду­ется этому твоему усилию, этой работе для Него.
свмч. Сера­фим (Звез­дин­ский), епи­скоп Дмит­ров­ский

Молитва есть вели­чай­ший, бес­цен­ный дар Творца твари, чело­веку, кото­рый чрез нее может бесе­до­вать с Твор­цом своим, как чадо с Отцом, изли­вать пред Ним чув­ства удив­ле­ния, сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния.
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штад­ский

Конечно, всякая доб­ро­де­тель, тво­ри­мая ради Христа, дает бла­го­дать Духа Свя­таго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стя­жа­ния бла­го­дати Духа.
св. Сера­фим Саров­ский

Мать всех доб­ро­де­те­лей – молитва: она не только может очи­щать и питать, но и про­све­щать и в состо­я­нии сде­лать подоб­ными солнцу искренне моля­щихся.
св. Нил Синай­ский

Да не отхо­дит от мысли твоей убеж­де­ние, что одно воз­но­ше­ние ума к Богу и одно сми­рен­ное коле­но­пре­кло­не­ние во славу и честь Божию несрав­ненно более ценно, чем все сокро­вища мира.
св. Нико­дим Свя­то­го­рец

Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напро­тив, кто не при­бе­гает к молитве, тот, хотя бы сидел на цар­ском пре­столе, слабее всех.
Молитва, совер­ша­е­мая с усер­дием, есть свет для ума и души, свет неуга­си­мый.
Молитва и слу­же­ние Богу есть знак всякой пра­вед­но­сти, она явля­ется неким боже­ствен­ным и духов­ным оде­я­нием, про­ли­вает в наши мысли боль­шую кра­соту, управ­ляет жизнью каж­дого, не поз­во­ляет ничему дур­ному и неумест­ному гос­под­ство­вать над умом, убеж­дает почи­тать Бога и ува­жать ту честь, какая от Него дару­ется нам, учит уда­лять от себя всякое ухищ­ре­ние лука­вого, изго­няет постыд­ные и непри­лич­ные раз­мыш­ле­ния, при­во­дит душу каж­дого в состо­я­ние пре­зре­ния к удо­воль­ствиям.
св. Иоанн Зла­то­уст

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде про­ше­ния нашего, в чем нуж­да­емся; Он, Пре­ми­ло­сер­дый, и на не про­ся­щих у Него изли­вает обиль­ные щед­роты. Нам необ­хо­дима молитва: она усво­яет чело­века Богу. Без нее чело­век чужд Бога, а чем более упраж­ня­ется в молитве, тем более при­бли­жа­ется к Богу.
свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Без молитвы и чтение свя­то­оте­че­ских писа­ний, и пост, и память смерт­ная ока­жутся чем-то совер­шенно мерт­вым и пустым, напо­до­бие книг, сто­я­щих на полке у негра­мот­ного чело­века.
схи­и­гу­мен Авраам (Рейд­ман)

Молиться – это значит нахо­диться в том особом внут­рен­нем состо­я­нии, когда духов­ное начало в чело­веке входит в таин­ствен­ное и непо­сред­ствен­ное сопри­кос­но­ве­ние с Гос­по­дом Богом и поту­сто­рон­ним неви­ди­мым миром.
про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий

Источник

Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно?

Окошко к Богу

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Негромкая тайна православной молитвы состоит в том, что она, как праща, отправляет человека к Богу, утверждал схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Как не промахнуться мимо цели? Как правильно совершать молитвенное служение? Как по-разному можно молиться и почему это надо делать? На эти вопросы отвечает протоиерей Павел Великанов.

Все начинается с молитвы

— Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе?

— Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека.

— Что значит переориентирование?

— В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.

— Нужно ли принуждать себя к молитве?

— Конечно. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества, потому что нечто претендует на разрушение абсолютной диктатуры самодостаточности человека.

Какие бывают молитвы

Это совершенно особенная практика, обязательно требующая общения с опытным духовником. Представьте, что в пространстве вашего внутреннего мира идет некий постоянный процесс, который становится доминантой внутренней жизни. Это можно сравнить с окошком, которое человек старается держать открытым. Молитва — это окошко из нашей самодостаточности, из этой душной комнатки. Если держать окно открытым, туда проходит свежий воздух Божественной силы и есть чем дышать.

— Есть ли другие разновидности молитвы?

— Видов молитвы, конечно, множество. Есть такое понятие — предстояние человека перед Богом, когда ум настолько увлечен Богом, настолько влюблен в Божественное, что все остальное ему как-то мало интересно. И даже когда человек занимается совершенно другими вещами, основной фокус его внимания все равно остается в глубине этого предстояния. Это хорошо понимают люди, которые были сильно влюблены. Сам факт, что ты любишь, уже является мощным источником вдохновения. И чем бы человек ни занимался, он все равно согревает свой внутренний мир этим огонечком. То же самое касается непрестанной молитвы. Цель всякой молитвы — это именно согревание сердца. Не получение экстатического удовольствия путем изменения сознания, а радость от того, что ты живешь правильно и праведно.

У отцов встречается часто такое понятие, как сведение ума в сердце. Это особое состояние, когда при постоянном произнесении молитвы вовлекается человеческое сердце как вместилище личности, некая сердцевина нашей жизни. Когда это происходит, человек настраивается на волну богообщения, его состояние допускает глубинное и непосредственное общение с Богом.

— Иисусова молитва — это монашеский опыт, простому мирянину недоступный?

— Ничего подобного. Я знаю многих прихожан, которые Иисусову молитву практикуют. Этому ничто не препятствует. Сидит человек в офисе, занимается работой, не требующей предельного напряжения сил, и тихо про себя творит Иисусову молитву. С. И. Фудель в своей замечательной книге «У стен Церкви» описывает некоего швейцара, который уже в советское время работал в гостинице, стоял в дверях, носил чемоданы, и при этом у него был дар непрестанной молитвы.

Как молиться правильно

— Здесь все очень индивидуально. Очевидно одно — режим должен быть. Человек, который ждет, что настанет время, когда он освободится от житейских попечений, и благословенная харизма непрестанной молитвы посетит его, — такой человек никогда не будет молиться. Поэтому есть определенное правило утренних и вечерних молитв, молитвы, связанной с богослужением. Самое главное, к чему должен приучиться человек, — это к еженедельному посещению храма во время Божественной литургии. Самая правильная молитва — молитва благодарения, созидания Церкви как общности людей вокруг Христа. Это самое тяжелое. Множество людей готовы молиться дома, но вот регулярно ходить в храм — это тяжело. Всех прихожан можно четко разделить на две категории: те, кто еженедельно ходят в храм, и те, кто ходят в храм, когда душа лежит. Это две совершенно разные категории людей по пониманию веры. Когда человек приходит в храм, он поверяет правильность своего внутреннего состояния тем духом, которым живет Церковь. Он как бы опускает себя, как огурец, в рассол и вылезает оттуда малосольным огурчиком с определенным вкусом и запахом. А так он может в холодильнике лежать долго и даже не протухнуть, но в нем не будет этого аромата, этого вкуса. Это первое и самое основное.

Второе — я сторонник, чтобы молитвенное правило у каждого человека было индивидуальное, с учетом обстоятельств его жизни. Одно дело, когда человек нигде не работает. Другое дело, когда человек занят на производстве. Третье — многодетная мать, у которой семеро по лавкам. Четвертое — человек творческой профессии, который делает что хочет и когда хочет. Эти обстоятельства должны обсуждаться с духовником, который и определяет объем молитвенного правила.

Молитвенное правило — это ежедневные гаммы, которые, если не играются, то пальцы атрофируются, и на занятии ты ничего не сыграешь — не говоря уже про концерт.

— А в чем состоят правила?

— Во-первых, молитва совершается перед святым образом, перед иконой. Правильно, когда этот образ близок человеку, вызывает определенные переживания. Это своего рода ключ к разговору с Богом. Плохо, когда человеку приходится заставлять себя смотреть на образ, потому что он ему чужой. Образ не должен быть чужим. В отличие от католической мистической духовной практики православие настаивает на отсутствии какого бы то ни было фантазирования во время молитвы. Молитва с закрытыми глазами не приветствуется. Ум не терпит пустоты. Мы вперяем свой взгляд в образ иконы, и это есть то пространство, перед которым мы молимся. Мысль не должна гулять. Надо сфокусировать сознание перед этим образом.

Следующее правило — предельное сосредоточение на словах молитвы. Ум должен уходить от любых воспоминаний, размышлений. Он должен, как схиархимандрит Эмилиан пишет, вытягиваться к Богу в молитве с тем, чтобы только слова молитвы структурировали человеческую душу по направлению к Богу.

Кроме того, желательно и правильно молитву творить вслух. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься, чем когда вы ее творите про себя. Умная молитва творится про себя, но о ней можно говорить, когда у человека есть уже определенный навык и он может продолжительное время быть собранным и никуда глазами не убегать.

И еще одно требование молитвы — это отсутствие искусственного подогревания эмоций. Эмоции здесь не являются самоцелью. Никакого экстаза. Мы выполняем свой труд по отношению к Богу. Я вспоминаю эпизод из жизнеописания одного из валаамских подвижников. Когда ему очень хотелось молиться, он откладывал четки, шел во двор, рубил дрова, занимался разными житейскими попечениями. А когда он готов был делать все что угодно, только не молиться, вот тогда он брал свои четки и молился. Он объяснял это так: когда я молюсь и получаю от этого утешение душевное, можно очень легко это утешение принять за Бога и оказаться в состоянии прелести — вместо того, чтобы быть предельно открытым действию Божественной благодати, ты просто захлопываешься. Ты оказываешься самодостаточным — и всё. Это и будет тот самый духовный тупик, о котором многие отцы предупреждали. Почему возгревание какой бы то ни было чувственности в молитве категорическим образом отсекается? Почему в храме читают монотонно? Почему даже партесное пение* в храме звучит скромнее, нежели пение оперное? Потому что в молитве нужно открыться не эмоциям, а совершенно другим переживаниям. Когда я попадаю на греческую службу и там начинают петь, я почти физически чувствую, как меня за шкирку взяли, пинка дали, и вот — я уже лечу. И ты понимаешь, что летишь не потому, что ты такой хороший и крылья у тебя натренированные, а потому, что эта храмовая стихия тебя берет и увлекает. Там нет никакой чувственности. Там есть экзистенция — глубинное переживание предстояния человека перед Богом, а все чувственное наше, оно где-то сбоку идет.

В чем польза молитвы

— Молитва — это событие, не приносящее очевидной пользы. Результат молитвы если и будет, то не скоро, и поначалу кажется, что он не очевиден. Если называть все своими именами, для многих молитва кажется бесполезной тратой времени. Логика здесь понятная: неужели Бог Сам не знает, что мне надо, зачем Богу надоедать просьбами? Что я ему скажу? Господи, давай-ка, решай мои проблемы? И вот здесь мы подходим к очень важной вещи — значимости нашего участия в духовной жизни. Делая что-то, мы сами делаемся. Молитва выступает не просто как некая техника выпрашивания благ. Молитва— это соработничество. Когда Господь говорит «просите и дано будет вам», Он это говорит не потому, что просто так дано не будет. У преподобного Исаака Сирина есть интересные слова о том, что сын у отца своего уже не просит хлеба, но домогается большего и лучшего в доме своего Отца. В Евангелии сказано: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6:25–33). Эта установка показывает, что, даже когда мы что-то просим у Бога, мы не ставим себя в положение просителей у некоего вредного господина. Все с точностью до наоборот.

Бог хочет, чтобы мы научились молиться, потому что в молитве мы становимся соработниками, мы включаемся в процесс сотворчества. Нам дается право своим произволением участвовать в решении Божественных судеб мира.

Нам дается право быть Его консультантами, советниками, кем угодно.

— Все в руках Божьих, но, если ты просишь, что-то меняется?

— Самый яркий пример здесь — это история пророка Ионы в Ниневии. Бог отправляет Иону в Ниневию сказать, что скоро она полностью погибнет, ибо таков суд Божий. Приговор уже вынесен, всё. Иона это объявляет. Но неожиданно ниневитяне каются, меняют свою жизнь, и ничего не происходит — Бог отменяет приговор. А Иона выглядит обманщиком: что за пророк, который пророчествует, а ничего не происходит? Тут за одну ночь вырастает над Ионой некая тыква, и он спасается под нею от палящего солнца пустыни. На следующую ночь тыква засыхает, и он оказывается опять под палящим солнцем. И это его просто добивает! В полном непонимании он вопиет к Богу и просит смерти. И тут ему Господь говорит: вот смотри, тебе было жалко эту тыкву, которую не ты садил, не ты поливал? А Мне ли не пожалеть этих несчастных ниневитян, среди которых более ста двадцати тысяч человек, которые не умеют отличить правой руки от левой? То есть Бог не формальный закон, где все предрешено и наше участие ничего не меняет. Почему христианство всегда категорически против какого бы то ни было фатума, рока? Потому что в пространстве нашей жизни мы отвечаем за то, куда дальше наша жизнь пойдет. Другое дело, что Бог вне этого пространства, вне этого времени. Он знает, что будет, но Он не предопределяет наш выбор. В своем времени, в своем месте мы действительно свободны, и поэтому ответственны.

— И молитва тоже оказывается вариантом свободы выбора?

— Да. И как показывает огромное количество чудес, молитва имеет силу. Она работает.

— Вы можете привести пример?

— У меня очень много подобных примеров. Ну вот свежий случай. Мой друг Алексей как-то звонит и говорит: у нас беда, жена беременна вторым ребенком, и при обследовании на УЗИ выяснилось, что у ребенка некий дефект позвоночника. Врачи говорят, что надо делать аборт, ребенок гарантированно родится инвалидом, ни ходить, ни сидеть не сможет. А срок уже большой, шесть или семь месяцев. Во всем мире есть одна единственная клиника в Швейцарии, где делают операции внутриутробно, и там готовы рискнуть ее оперировать. Это, естественно, требует огромных денег. А время-то идет. Есть всего 2 недели, в течение которых операция должна быть проведена. То есть моему другу надо найти 3-4 миллиона рублей в течение недели. Это нереально! Он обычный научный сотрудник Института востоковедения. Я посоветовал ему обратиться в благотворительный фонд «Предание». И вот, представьте себе — за неделю была собрана сумма в полтора раза больше, нежели требовалось. И, конечно, все молились. Он не верил, что это возможно. Но они с женой поступили очень правильно: делай все, что можешь, а остальное предай в руки Бога. В итоге операция была проведена, ребенок родился совершенно здоровый. Я его крестил неделю тому назад.

— Нет ли тут соблазна вступить с Богом в товарно-денежные отношения? В 1990-е годы в моем родном городе появились адвентисты, которые очень многих собрали под свои знамена простым тезисом: молись, не пей, не кури — и будет тебе двухкомнатная квартира. Они были так убедительны!

— Ну, не всем досталась квартира. Но народ все равно просил.

— Да, соблазн. У меня личное отвращение к такому подходу. В этом есть некий механицизм — если я сделаю то-то и то-то, то Бог неизбежно сделает то-то и то-то. Но в этом отсутствует самое главное — любовь, возможность любви. Если Бог — это такой закон, при соблюдении которого ты с неизбежностью самого закона получишь какой-то результат, — это далеко от христианства. В христианстве акцент делается на то, что между человеком и Богом должны быть личные отношения. Эти отношения предполагают веру как область бесконечных рисков, способность ввериться тому, ответ от которого ты можешь получить не такой, как ты ожидаешь.

— Но Вы говорите о чудесах? Значит, адвентисты правы?

— Я думаю, что в этом есть некое сознательное понижение уровня отношений. Вот представьте, вы приходите к какому-то очень известному литератору, очень состоятельному человеку. У вас есть возможность с ним пообщаться. И вот перед вами два пути. Первый путь — это рассказать ему, какой вы бедный, несчастный и сколько вы могли бы сделать, если бы у вас появилась двухкомнатная квартира. А второй вариант: вы просто общаетесь с ним и пытаетесь получить то, что несоизмеримо ни с какими квартирами, потому что он великий литератор, глубокий человек, вы можете войти с ним в некий душевный резонанс, и даже качество жизни вашей может измениться просто потому, что этот человек прошел концлагеря, знает, почем фунт лиха и у него такой опыт, какого вы ни в какой книжке не вычитаете. Мне кажется, если общение с Богом низводить до выпрашивания какого-то конкретного житейского блага, это значит обращаться не к тому и не с тем. Бог не запретил нам просить у Него. Но при этом мы должны добавлять: да будет воля Твоя, потому что Бог — это не инструмент нашей собственной жизни, а цель. Само общение с Ним — это наша цель. Если я дружу с человеком, который имеет большие финансовые возможности, я никогда не буду его просить. Почему? Потому что тем самым я покажу, что мне он интересен только как денежный мешок. А это уже — не любовь, а пользование.

— Говорят, вот зуб болит, надо помолиться такому-то святому. В этом есть смысл?

— Смысл, конечно, в этом есть, но гораздо меньший, нежели традиционно считается. Все-таки святые для нас — это не альтернативные божества, более доступные, чем огромный, недоступный Бог, как это происходит в язычестве. Нет, святые — это скорее спутники, близкие по времени и обстоятельствам люди, но никоим образом не подмена Бога. К ним человеку проще обращаться, нежели молиться Христу. Но это неправильно, потому что вся жизнь Церкви вращается вокруг Христа. У нас нет никакой альтернативной святости, кроме Бога. И даже обращаясь к святому, мы все равно обращаемся к Богу, чтобы через этого святого нам была оказана помощь. И вот тут мы возвращаемся к теме соработничества. Церковь верит, что Бог дает святым некую благодать, право выступать ходатаями перед Ним в тех или иных нуждах. Это опять-таки не альтернатива, а соработничество.

— Чем христианская православная молитва отличается от других духовных прак­тик, медитации, например?

— Тем, что средоточие христианской молитвы — это Бог. Не наши переживания, не просветление сознания, а именно Бог. Идея преображения человеческого существа в формате молитвы является первичной. Я, конечно, не специалист в глубинах буддийских, но из знакомства с техниками йоги я понял, что все равно речь идет о концентрации человека вокруг его личности. Нет там этого перехода личности в вечность. Задача молитвы какая? Чтобы в человеке восторжествовал Христос. В молитве мы вступаем в глубинный резонанс с волей Божией. Это радость от того, что тебя ведут, что ты согласен с тем, Кто ведет, ты сам за Ним идешь, куда бы Он ни пошел.

На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *