Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Царю Небесный

Царю́ Небе́сный – сокра­щен­ное назва­ние молитвы Свя­тому Духу, кото­рая начи­на­ется сло­вами: «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины…».

От Пасхи до Воз­не­се­ния вместо этой молитвы чита­ется тро­парь Пасхи «Хри­стос Вос­кресе…», а от Воз­не­се­ния до Дня Святой Троицы (49 дней) она не чита­ется.

Молитва Свя­тому Духу

Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины, Иже везде сый и вся испол­няяй, Сокро­вище благих и жизни Пода­телю, прииди и все­лися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Душе – дух. Иже – кото­рый. Сый – сущий, пре­бы­ва­ю­щий. Вся испол­няяй – всё напол­ня­ю­щий. Сокро­вище – хра­ни­лище, источ­ник. Благих – добрых. Все­лися в ны – все­лись в нас, среди нас. Скверна – грех.

Пере­вод: Царь Небес­ный, Уте­ши­тель (Совет­ник, Настав­ник), Дух истины, везде сущий (нахо­дя­щийся) и все напол­ня­ю­щий (при­сут­ствием Своим), Сокро­вище благ и Пода­тель жизни, прииди и посе­лись в нас (среди нас), очисти нас от вся­кого греха и спаси, Пре­б­ла­гий, души наши.

В этой молитве мы молимся Свя­тому Духу, тре­тьему Лицу Святой Троицы. Мы назы­ваем в ней Духа Свя­того Царем Небес­ным, потому что Он, как истин­ный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, неви­димо цар­ствует над нами, вла­деет нами и всем миром.

Назы­ваем его Уте­ши­те­лем, потому что Он уте­шает нас в наших скор­бях и несча­стиях.

Назы­ваем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спа­си­тель — Ин.15:26 ), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спа­се­нию. Он Бог, и Он везде нахо­дится и все Собою напол­няет: Иже везде сый и вся испол­няяй.

Он, как управ­ля­ю­щий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокро­вище благих, то есть источ­ник всех бла­го­де­я­ний, источ­ник добра.

Мы назы­ваем Духа Свя­того – жизни Пода­те­лем, потому что все в мире живет и дви­жется Духом Святым, то есть всё от Него полу­чает жизнь, а хри­сти­ане полу­чают от Него святую вечную жизнь ( Ин.3:5 ), очи­ща­ясь от грехов и обре­тая доб­ро­де­тели.

Мы просим Его, чтобы Он пришел и все­лился «в нас». Послед­нее можно пони­мать двояко (и одно пони­ма­ние отнюдь не исклю­чает дру­гого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал оби­те­лью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин.1:14 ) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объ­еди­няя хри­стиан в единое Тело Хри­стово – Цер­ковь.

Очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас свя­тыми, достой­ными Твоего в нас пре­бы­ва­ния, и Спаси, Добрый Источ­ник выс­шего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Цар­ство Небес­ное.

Источник

Молитва «Царю Небесный»

«Царю небесный» — это название молитвы, как часто принято, в православной Церкви, по первым словам. Именно так мы начинаем молиться третьему лицу Святой Троицы – Святому Духу.

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

В первых строках мы называем Святой Дух:

Краткая, но емкая молитва «Царю Небесный» читается, когда верующий просит помощь в любом деле, когда не может освободиться от греха.

В период от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы (49 дней) она не читается.

Текст молитвы «Царю Небесный»

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Толкование молитвы

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Чтобы понять все значение молитвы «Царю Небесный», нужно изучить ее текст на русском языке. В молитвословах даны ударения, которые непременно нужно ставить правильно, ведь ударение не в нужном месте может исказить смысл молитв. Толкование имен Святого Духа уже дано во введении статьи, нужно продолжить читать молитву дальше.

Вот насколько это толкование дает объяснение глубочайшему смыслу такой краткой молитвы Святому Духу «Царю Небесный», настолько и следует относиться к его присутствию в нашей жизни – постоянно давая ему приют и достойное Царя Небесного место пребывания.

Повторяя эту молитву не только утром и вечером, но и в течение дня, верующие напоминают себе, кому они обязаны своей духовной жизнью.

Источник

6 сильных текстов молитв Святому Духу на русском языке и как правильно читать

Молитва, обращенная к Святому Духу, в первую очередь, помогает верующему человеку очиститься от греха и жить, руководствуясь Божьими Заповедями. Призвать Божество можно в любой момент жизни. Молитвенные просьбы, обращенные к Высшим силам, помогают преодолеть трудности, не отойти от веры, исцелиться от болезней. Христиане верят, что, молясь Божеству, можно рассчитывать на исполнение любого желания.

Значение Святого Духа в православии

Святой Дух — это не что иное, как Третья ипостась триединого Бога — Святой Троицы. О Божестве много говорится в Новом Завете. Важно знать, что Святой Дух — это не Иисус Христос и не святейший Бог Отец. Это Божество, посланное Всевышним ради исполнения его воли.

В святейшей Библии Святой Дух сравнивают с дыханием, ветром, жизненной силой, духовностью. Он невидим, бесплотен, но обладает огромнейшей силой. Благодаря Святому Духу появилась Вселенная, была написана Библия, люди смогли понять суть христианской религии, постигнуть веру Христа.

Это невидимые руки Бога, которыми он творит. Действует Божий Дух не самовольно, а по велению Всевышнего. Это преданный помощник Бога, по Божьему велению возвещающий, направляющий, помогающий. Божество нередко нисходит на отдельных людей и дает им Дары (речи, откровения, силы) и сверхъестественные способности. В иконографии Третью ипостась изображают в виде парящего в небесах голубя.

Когда человек крестится, то он вспоминает, наряду с Отцом и Сыном, еще Святого Духа. Третья ипостась тоже считается Богом. Креститься во имя Божьего Духа означает признавать силу Божества и его важную роль в исполнении воли Всевышнего. На Константинопольском соборе в 381 году, то есть спустя 250 лет после смерти последнего из апостолов, было принято считать Святой Дух святейшей Божественной личностью. Это везде существующий Бог. Живет Божество даже в людях, принявших христианство. Может находиться в душах миллионов христиан, всюду и в одно и то же время. По значимости Третья ипостась равна святейшему Богу Отцу и Сыну.

Святой Дух обличает людей в грехах. Божество обращается к человеку через его совесть, призывает верующего к покаянию. Божий Дух приводит людей к Господу и святой Вере. Божество живет внутри каждого человека, принявшего христианство, помогает верующему стать духовной личностью, противостоять дьявольским искушениям, понять Божью истину.

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Главное, что должны помнить христиане, — это то, что молитвы и призывы, обращенные к Святому Духу, очищают души от греха и греховных помыслов. Живя со святейшим Божеством в сердце, можно рассчитывать на исполнение любого желания. Вера в Спасителя немыслима без принятия Божьего Духа. Он не только исцеляет сердце человека, но и способствует, чтобы разум людской смог принять Божественную истину.

Как правильно молиться

Обращаться к Богу принято при помощи молитвы, которая написана святыми людьми. Найти нужный текст можно в молитвослове (специальном сборнике). Молиться можно везде, но лучше в храме, перед святой иконой.

Перед молитвой нужно осенить себя святейшим крестным знамением, то есть перекреститься. Для этого необходимо сложить вместе три пальца правой руки (указательный, средний и большой), а безымянный и мизинец — пригнуть к ладони. Крестясь, вначале нужно прикоснуться ко лбу, потом — к животу, правому и левому плечу. Перекрестившись, необходимо сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Эта фраза произносится каждый раз, когда человек крестится, в том числе перед утренней или вечерней молитвой.

Во время молитвенного ритуала желательно не читать текст, а выучить его наизусть. К Божьему Духу обращаются при помощи молитвы, начинающейся со слов «Царю Небесный». Божество просят прийти и вселиться в человека, а еще — очистить его грешную душу от скверны, спасти от дьявольских происков. Призывание Божьего Духа помогает в любой затруднительной ситуации, например, когда хотят вспомнить молитвенные слова и настроиться на духовный лад.

Утро принято начинать с «Отче наш». Потом можно прочитать «Радуйся, Мария», «Слава Пресвятой Троице», «Символ Веры», «Под Твою защиту», «Ангел Божий» и «Гимн Святому Духу». На протяжении дня верующие молятся перед принятием пищи и после еды, а также перед началом любого доброго и угодного Всевышнему дела. Вечером принято читать те же святейшие молитвы, что и утром, а еще — молитвенный текст перед сном, начинающийся со слов «Огради меня, Господи». По окончании молитвенных просьб нужно сказать «Аминь» и еще раз перекреститься.

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Осеняя себя крестом, всегда нужно складывать три пальца вместе. Это и есть священный символ Троицы. Крестясь, верующие обязательно вспоминают Святого Духа. Без обращения к этому Божеству ритуал крещения немыслим. Во время каждого церковного богослужения обязательно вспоминается Третья ипостась. О Святом Духе говорил даже Спаситель перед своим распятием.

Христос обращался к Богу Отцу и просил его прислать верующим Утешителя. В то время люди не знали это Божество, потому что оно было невидимо. Только ученики и апостолы Спасителя понимали тайну Третьей ипостаси. Верующие приняли Божество, которое всегда с ними пребывало, помогало им не сойти с праведного пути и одолеть все трудности.

Тексты сильных молитв на русском языке

Молитвенные просьбы, обращенные к Божьему Духу, спасают человека от греха и греховных мыслей. Призвать Божество можно, прочитав молитву «Царю Небесный». Верующие верят, что молитвенная просьба поможет им очистить и спасти душу, начать духовную жизнь.

Об исполнении желания

В этой молитвенной просьбе, начинающейся со слов «Царю Небесный», верующие призывают Божество. Христиане просят Святого Духа прийти к ним, очистить души от грехов, наполнить жизнь каждого радостью и главное, — исполнить сокровенное желание. Человек может пожелать только угодные Богу деяния. Молитву об исполнении желания принято читать всего лишь один раз в жизни.

«Царю Небесный, приди ко мне и помоги исполнить мое сокровенное желание (следует изложить свою просьбу). Ты Утешитель и Истины Дух, ты весь мир наполняешь собой. Ты Даритель и Податель жизни. Очисти мою душу от грехов и наполни ее радостью. Аминь».

«Дух Святой, светом Своим все пути озаряющий да в любой беде вспоможение оказывающий! Да не минует меня, смиренно просящую рабу Божью (имя), Твое наставление и благословение, Твоя подмога и милость великая. Молю о прощении прегрешений моих да об очищении души моей от всякого зла и лукавства. Благодарю Тебя за сбережение Твое и восславляю Тебя присно и вовеки веков. Не отвернется взор мой от деяний Твоих, не устанут уста мои молитвы благодарения Тебе возносить. Подле Тебя хочу быть и Слово Твое нести присно. Позволь нужде моей исчезнуть да потребному мне (желание) по воле Твоей исполниться. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

«Царю Небесный»

В святейшей молитве, начинающейся со слов «Царю Небесный», верующие призывают Божьего Духа прийти в их жизнь. Когда-то Третья ипостась снизошла к Спасителю в момент его крещения, а еще — к его апостолам, проповедовавшим слово Божие. Верующие называют Духа настоящим Царем, ведь он незримо царствует над миром. Для Христиан он еще и Утешитель, так как к нему люди обращаются в тяжелые минуты жизни. Третья ипостась излучает истину, являющуюся единственным спасением души. С помощью молитвы верующие очищаются от грехов, а их жизнь наполняется духовностью.

«Царю Небесный, наш Утешитель, Душа истины, Ты находишься везде и все можешь исполнить, Ты сокровищ благих и всей жизни Податель. Приди и вселись в нас, чтобы очистить души наши от разной скверны. Спаси, Господи, Всевышний души наши. Аминь».

Другая молитва «Царю Небесный»

Верующие призывают Святого Духа и просят его вести их по жизни, быть руководителем и учителем. Христиане молятся, чтобы Божество научило их, что следует делать и как жить. Люди, обращаясь к Третьей ипостаси, просят поведать им свои повеления и обязуются их исполнить. Верующие в разговоре с Божеством искренне молят научить их творить Божью волю.

«Господи, Царь Небесный,
Дух истины и душа души моей,
поклоняюсь Тебе и молю Тебя:
наставь меня, укрепи меня,
будь моим руководителем и учителем,
научи меня тому, что мне следует делать.
Поведай мне, Господи, все повеления Твои,
я же обещаю исполнять их и с любовью приму все,
что мне будет послано Тобою.
Одного только прошу у Тебя:
научи меня всегда творить волю Твою. Аминь».

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

При страхе и тревоге

Когда человека одолевает страх, беспокойство и ничем не объяснимая тревога, он может призвать на помощь Божьего Духа. В молитве верующие просят, чтобы Божество пришло и вселилось в них, очистило их души от греховной скверны. С помощью молитвенной просьбы можно покаяться и жить, совершая благие и угодные Богу деяния.

«Душе Святой! Всю вселенную собою наполняй, и всем жизнь подавай, от скверных же человек удаляйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моей, но приди и вселись в мя и очисти мя от всякой греховной скверны. Да помощью Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и так прославлю Тя со Отцом и Сыном во веки веков. Аминь».

Перед началом всякого дела

Перед началом угодного Всевышнему дела рекомендуется призвать Святого Духа и попросить его о помощи. В этом случае читается святейшая молитва, начинающаяся со слов «Царю Небесный». Божество просят прийти и вселиться в человека, очистить душу от греха и спасти от грехопадения. Эта молитва помогает, заручившись поддержкой Высших Сил, смело начать любое дело.

«Царю Небесный, Утешителю, Душа истины, Ты находишься везде и все можешь исполнить, Ты сокровищ благих и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси души наши. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою. Господи, Иисус Христос, Сын Единородный Безначальнаго Твоего Отца, ибо Ты речешь пречистыми устами Твоими, яко без Меня не можете творить ничего сущего. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помоги мне, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершить, во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь».

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

На Троицу

Огромной силой обладают молитвы, произнесенные на Троицу. Молитвенные просьбы, сказанные в такой день, помогают исполнить любое желание, а также выпросить прощение за свои грехи, очиститься от всякой скверны.

В святейшей молитве, начинающейся со слов «Царю Небесный», верующие призывают Божьего Духа прийти и подарить им очищение души. Христиане просят просветить их разум, оживить совесть, обновить сердце, наполнить его радостью. Верующие перед святейшей Троицей молятся, чтобы в их душах не осталось греховных желаний и страстей. Люди просят Божество укрепить их веру, даровать им терпение и любовь. Христиане молят направить их на путь праведный, защитить от дьявольских соблазнов, дать возможность прожить жизнь согласно христианским правилам.

«Царю Небесный, Утешитель всеблагой, Душа истины, от Отца Бога исходящий и в сыне почивающий. Приди и даруй нам недостойным очищения души. О Всеблагой, не погнушайся наших грехов и исцели нас помазанием своим. Просвети наш разум, чтобы мы осознали всю суетность мира нас окружающего, оживи нашу совесть, чтобы мы поняли, что нужно творить добро, исправь и обнови наши сердца, наполнив их радостью.

Пусть не останется в наших душах злых и негожих желаний, укроти наши плотские греховные вожделения и страсти. Укрепи веру нашу и пусть не помрачится в нашем разуме драгоценный образ Божий. Отгони от нас дух праздности и уныние, не позволь нам увлечься празднословием. Даруй нам дух терпения и любви, смирения и кротости, правды и искренности. Направь нас на путь праведный заповедей Божьих и защиты от бесовских соблазнов. Поведи нас по жизненному пути так, чтобы мы смогли избежать всякого грехопадения и сподобились кончине христианской после покаяния. Слава Тебе Святой Дух и Святой Троице слава».

Источник

О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»

Проповедь в День Святой Троицы о молитве «Царю Небесный», в словах которой заключена тайна нашего спасения. Жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба.

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Царь Небесный. Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой ниспосылает нам благодать из недр Божественного Существа и землю делает небом, делает нас, причастников благодати, гражданами Царства Небесного. И об этом нужно всегда вспоминать, зная, что жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба. И в уме нашем, и в сердце нашем, в помыслах, в намерениях, в чаяниях, устремлениях пусть главенствует небесное, как говорит Господь: о горнем мудрствуйте, а не о земном. Живя на земле и по необходимости имея земные попечения, будем и их обращать ко славе Царя Небесного. Все свершать, как учит нас апостол Павел, во славу Господа Иисуса Христа, променивая земное на небесное. Земные сокровища, так сказать, используя ради пользы ближних, будем непрестанно запасаться, умножать сокровище небесное – благодать Духа Святого.

«Утешитель» – таким словом Христос наименовал третье Лицо Святой Троицы. Нет такой беды и скорби, болезни, таких тягостных обстоятельств, которые не развеяла бы Божественная благодать. Нужно лишь иметь веру в Него, Утешителя, меньше жаловаться окружающим, а лучше и вообще не жаловаться, но слушать чужие жалобы. И прибегать к Нему, Утешителю, зная, что всех, кто отвратился от этого скоропреходящего мира и всецело посвятил себя Господу, Дух Святой непременно и поддержит, и укрепит, трудности разрешит, болезни умалит и исцелит, и утешит так, как не утешает родная матерь. Ибо Он есть Бог, «Иже везде сый и вся исполняяй».

«Душе истины», – обращаемся мы к Святому Духу, прося Его наставить нас на всякую правду, избавить нас от всякой мысленной лжи, всякого заблуждения, всякого прельщения, соделать наше сердце простым, чистым, слова и поступки правыми, богоугодными. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, льнёт к истине, она ему приятна, она радостна для него. И, напротив, всякое лукавство, экивоки, всякое вранье, ложь оставляют всегда на душе осадок, отзываются тяжестью. И мы просим Господа, чтобы Он даровал нам всегда ходить во истине, ибо ложь от диавола, а Бог наш есть путь, истина и жизнь.

«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.

«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Именно силою Духа Святого вспомоществуемая наша молитва привносит вечную жизнь в наши сердца.

«Прииди – молимся, – и вселися в ны». Слово «вселися» говорит о том, что благодать Божия посещает нас не только в храме и не только в час причащения, но она всегда сопребывает с богобоязненным христианином, её черпать мы должны в течение всего дня, а может быть, и части ночи. И просим Господа, чтобы Он никогда не расставался с нами и не отступал от нас, а Он и обещает нам всегдашнее сопребывание с нами. А значит, всего больше мы должны бояться греха, любого: и деятельного, и словесного, и мысленного, потому что грех единственный и может отлучить нас от этого дыхания жизни.

«И очисти ны от всякия скверны», – просим Господа Бога Духа Святого, чтоб Он хранил нас от пленения диаволу, от воспоминаний лукавых, от всякого преступления заповедей Божиих. Просим, чтобы Он очищал нас от страстей, которые, к сожалению, нам присущи. Просим Господа Бога, чтобы Он всегда Своей чистительной энергией соблюдал ясность ума нашего непременяемой, сердце хранил в мире и любви.

«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.

И мы с вами праздничную нашу службу продолжим вечерней и будем молиться Святой Троице о том, чтобы Дух Святый, некогда освятивший апостолов, прикоснулся и к нашим сердцам, а мы хранили, блюли и умножали Божественную благодать покаянием, молитвой и деятельной любовью.

Источник

О молитве «Царю Небесный»

Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Смотреть картинку Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Картинка про Молитва царю небесный утешителю в чем помогает. Фото Молитва царю небесный утешителю в чем помогает

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Царю́ Небесный, Уте́шителю, Ду́ше истины, И́же везде сый и вся исполня́яй, Сокровище благи́х и жизни Подателю, прииди́ и всели́ся в ны и очисти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, души на́ша».

Я провел в прошлой нашей беседе параллель с молитвой «Отче наш», которую Господь даровал Своим ученикам, где каждое прошение имеет свое предельно конкретное, определенное содержание. Так вот, продолжим и сейчас. Коротко напомню, что обращение «Утешителю» стоит в звательном падеже (ныне утраченном в русском языке). Слово «Уте́шитель» заимствовано святым составителем этой молитвы из Евангелия, ибо Господь сказал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). На греческом языке слово «Уте́шитель» (греч. Пара́клитос) означает «защитник» – адвокат на суде, защищающий чье-то дело. Когда святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность, они из различных значений этого слова избрали именно это. Почему? Да потому что по смыслу самого действия адвоката на суде это значение более всего подходит и к Духу Святому. Адвокат на суде является единственной надеждой, единственным утешением подсудимого, которого обвиняют; и неизвестно, в чью сторону склонится правосудие – к истине или, может быть, даже к ложному обвинению. И только адвокат может взять под свою защиту и утешить эту мятущуюся душу, смятенного в мыслях своих человека.

Святой апостол Павел далее говорит в своих посланиях, что Сам Дух Святой ходатайствует за нас из сердца воздыханиями неизреченными (Рим 8, 26). Даже тогда, когда человек погружен в бездну греха, когда у него нет нужных слов, чтобы выразить свое греховное состояние, сама совесть из глубины его духа, из глубины сердца обращается тогда к грешнику как внутренний голос, призывая к покаянию и очищению. Совесть тогда взывает и к Богу – о помиловании грешника. Так вот, Дух Святой прежде всего пробуждает нашу совесть и служит для нас Утешителем, как бы ни было глубоко наше греховное поражение. Ведь как бы низко ни пал человек, совесть в нем остается, и она обличает. Вспомните скрягу Барона в пьесе «Скупой рыцарь» Пушкина. Казалось бы, совершенно погрязший в скупости и жестокости человек, промышляющий ростовщичеством! Но он говорит: «Грызет меня палач неумолимый – совесть». Парадоксально, но это и служит нам утешением. Ибо совесть пробуждается Духом Святым, Он – наш Утешитель, в Нем наша надежда и наше утешение, от Него голос, который взывает из глубины нашего сердца.

Следующие слова – «Ду́ше истины», дух истинный. Это также заимствовано из Евангелия: Дух истины, Иже от Опта исходит (Ин 15, 26). И мы видим здесь двоякое содержание, двоякий смысл. Прежде всего, кто и что есть истина? Разуверившееся в древности человечество выразило это в скептическом вопросе Пилата. Когда Господь ему сказал, что Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, Пилат пренебрежительно заметил: Что есть истина? (Ин 18,38); дескать, нет истины на свете. Но еще царь Давид говорил: нет добра ни в ком (Пс 13, 3) и всяк человек ложь (Пс 115, 2) признавая, однако, свою опрометчивость. И Господь Иисус Христос, спустившись к нам на грешную землю, приняв облик человеческий, сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6). Таким образом, когда мы обращаемся «Дух истины», прежде всего должны помнить, что это Дух Христов. Сравним со словами апостола Павла: Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1 Кор 2,15-16). Апостол Иоанн Богослов говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога (1 Ин 4,1-3). И Христос предупреждает: придут лжеучители, лжепророки, будут говорить: «Вот здесь Христос» или «Там Христос» – не верьте им (см.: Мф 24, 23; Мк 13, 21-22).

Святые апостолы, прежде всего Иоанн Богослов (из апостолов долее всех проживший) и апостол Павел (давший глубокое и широкое начертание христианской веры), весь исторический опыт Церкви свидетельствуют, что Дух Святой, Который дышит в евангельских повествованиях и во всем подвижническом опыте Церкви, и есть непреложная истина. Она – единственный путь, ведущий к вечной жизни и спасению человека. Там, где Дух Святой, там есть благодатные Его дары и не может быть лжи и лукавства. Апостол Павел предупреждает своих учеников: слово гнилое да не изойдет из уст ваших (Еф 4, 29). Апостол Иаков призывает: злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак 5, 13); признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак 5, 16). Апостольская община в Иерусалиме и ее последователи не знали ни духа лукавства, ни духа обмана.

Приведу вам один пример, записанный в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян 5, 1-10). О том, как предельно строго наказывалось лукавство. Некие пожилые супруги, Анания и Сапфира, решили отдать свое имущество общине. Тогда многие христиане жили вместе, имея все в общем пользовании, и никто ничего не называл своим. Но вот эти двое, продав имение, утаили часть из его цены, оставили ее себе на всякий случай: а вдруг пригодится? За это лукавство, за ложь против Духа Святого они были сурово наказаны апостолом Петром и пали бездыханными. Так строго наказывалась ложь, согласно Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, потому, что в Библии дьявол, лукавый льстец, враг человеческого спасения, называется лжецом; и не было более бранного слова, чем «лжец». Потому Господь и говорит: братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак 5, 12).

Итак, когда мы произносим эти слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины», то прежде всего вспоминаем слова Господа, Который обещал, что Он не оставит нас сирыми, что Он придет к нам, что Дух Святой, Утешитель, напомнит все, о чем учил Спаситель. Это великие утешительные слова, но вместе с тем мы должны помнить и то, что Дух истины не терпит никакого лукавства. И как бы ни казалось нам иной раз спасительным для себя или для дела слукавить и неправду сказать или что-то сделать неискреннее, мы должны вспомнить: Дух истины, Которому мы молились утром и в течение дня, чтобы Он пришел и вселился в нас, не потерпит этой внутренней лжи. И если мы не падем тотчас мертвыми, как это было в апостольской общине, то это еще не значит, что мы избежали кораблекрушения в вере (1 Тим 1,19), что не сожжена наша душа, что совесть не замучает нас впоследствии своими угрызениями.

Следующие слова – «прииди́ и всели́ся в ны, и очисти ны от вся́кия скве́рны». Это совершенно естественно, что мы просим прийти Духа Святого, чтобы Он явился и вселился в нас и очистил нас oт всякия скверны, как в день Пятидесятницы, когда в великом шуме, как бы от сильного ветра, в виде огненных разделяющихся языков Он сошел на святых апостолов и даровал им силу чрезвычайную. Незримо, в тихом веянии Божественной благости Дух Святой снисходит в сердце каждого человека. Вспомним, как апостол Павел говорит в Послании к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал 5, 22-23). То есть для тех, кто живет по Божиим заповедям, не нужен закон. Вот что значит пришествие Святого Духа и вселение Его в наше сердце. И когда мы просим об этом, Дух приходит к нам и дает нам эти дарования – иногда более, иногда менее, иногда все сразу в виде какого-то глубокого внутреннего порыва, иногда раздельно. Но никто из нас, братья и сестры, не может сказать, что он никогда не испытал на себе веяния благодати Святого Духа. Нужно быть только внимательным к тому, чтобы эти дары, осенившие нас, не прошли незамеченными.

Преподобный Симеон Новый Богослов, глубокий аскет и подвижник XI века, живший в Константинополе и бывший настоятелем монастыря святого мученика Маманта, оставил нам глубокие творения о христианской жизни и о духовной жизни. Есть у него такие слова: «Кто однажды уничижит дар, данный ему от Бога, тот никогда уже более не удостоится его». Это страшные слова, и подвижники это знают. Вот почему, однажды получив умиротворение души как всплеск, как прилив любви ко всем людям, надо с великим тщанием беречь это состояние – плод благодати Святого Духа. Когда мы молимся Духу Святому: «Прииди и вселися в нас», – мы должны быть особенно внимательны, ибо ждем самого дорогого гостя, к приходу которого надо все тщательно вымести, убрать и украсить дом – горницу нашей души, встретить его с полной готовностью, приветливо и радостно.

Переходим теперь к словам «и очисти ны от вся́кия скве́рны». Сколько всякой неряшливости гнездится в нашем сердце, сколько напрасных ненужных слов и мыслей засорило нашу душу! Сколько грехов глубоких и нераскаянных и даже пороков укоренившихся живет в нашей душе! И мы просим, чтобы Дух Святой очистил нас от этой скверны, ибо Дух способен очистить. Как в купели святого крещения Он очищает человека, так и в покаянии очищает. Вторым крещением для нас является таинство Покаяния. Господь еще в Ветхом Завете сказал: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис 1,18).

Таким образом, Дух может сделать все, но что дальше? Господь предупреждает: когда некий человек очищает свой дом, выметает из него весь мусор и всю греховность и изгоняет сатану, то этот враг долго ходит по пустынным местам, нигде не находя себе покоя, и говорит: вернусь-ка я назад; и приходит, и видит, что дом его бывший пуст. И тогда он берет семь духов, злейших себя, и вселяется (см.: Мф 12, 43-45). Господь предупреждает: «И будет последняя беда хуже первой».

Когда мы просим Духа Утешителя очистить нас от всякой скверны, это прошение не о единовременном действии только на этот наш молитвенный час. Это значит, что очищенный свой дом надо усилием воли наполнить добродетелями, чтобы не было пустоты, чтобы не вселился в него враг с более сильными греховными побуждениями. А что для этого нужно? Для этого нужен подвиг, подвиг непрестанный. Первый подвиг – внимание к самим себе. Второй подвиг, который заповедал Бог человеку еще в раю, это труд. Затем, уже после грехопадения прародителей, Бог подтвердил эту заповедь, но труд был ниспослан уже как труд искупительный, труд тяжелый, приносящий человеку хлеб в поте лица (см.: Быт 3, 19). К подвигу труда призвал Господь человека и позже, предупредив Каина: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит (Быт 4, 7).

И нам, братья и сестры, дает Господь прежде всего заповедь трудиться. Лень, как гласит русская пословица, – мать всех пороков. И потому праздности не должно быть. Во время поста мы так и просим: «Духа праздности не дай нам». Второе – это неослабное внимание. Быть на страже своих помыслов и поступков и затем уже прилагать постепенно к этому труду другой труд – труд молитвы, воздержания, любви, расположения ко всем ближним и дальним – все, чему учит нас Святая Церковь. Итак, когда мы молимся «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», мы должны помнить: призывая Духа Святого, Утешителя, надо быть готовыми не только Его принять, но и не отступать впоследствии от служения Ему – ни мыслью, ни словом, ни делом.

Великие подвижники имели зримое дарование Святого Духа, но не только они. Ученик и собеседник преподобного Серафима Саровского помещик Николай Мотовилов, «Серафимов служка», не будучи подвижником, по молитвам своего наставника удостоился той же благодати Святого Духа. Так и многие ученики по молитвам своих старцев также удостаивались благодати Святого Духа. Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что тот, кто еще здесь, на земле, не переживет в душе своей Воскресения Христова, то есть просветления и перерождения своего греховного человеческого естества, тот не воскреснет, не удостоится славы и в жизни будущего века. Итак, еще раз повторяю: слова, с которыми мы обращаемся к Утешителю, – «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны» – это не просто слова призывания, это слова нашего обязательства жить по-христиански.

И наконец, завершающие слова молитвы ко Святому Духу: «и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша». Совершенно ясно, для чего мы молимся или для чего мы проводим христианскую жизнь, если проводим ее по-настоящему, – чтобы спасти себя от вечной гибели, удостоиться Царства Небесного. Господь именуется Христос Спаситель, то есть Тот, Кто дает нам надежду на спасение и совершает наше спасение. В подвижнической письменности многократно говорится, насколько благ Господь: побеждая Сам наши грехи и немощи, Он победу приписывает человеку. Мы просим Матерь Божию подать нам руку помощи. И Матерь Божия ведет нас как Путеводительница (Одиги́трия) по пути спасения; и все это совершается благодатью Святого Духа. Для того и установлены, и соблюдаются как неизменный залог спасения в Православной Церкви ее святые таинства. Через таинство Крещения проходят все христиане. Через покаяние так или иначе проходим все. Таинство Священства дается некоторым, благодать чадородия и дружной семейной жизни также дается не всем. К таинству Святого Елея мы прибегаем, может быть не все, но очень многие, для исцеления души и тела. К таинству Святой Евхаристии мы призваны прибегать, безусловно, все с надеждой принять для себя залог и источник жизни вечной. Ибо Сам Господь сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6, 54). Но мы прибегаем к Святой Чаше не так часто, как надо, а слишком редко, памятуя о том, что сказано в Послании апостола Павла к Коринфянам: кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11, 29). Вот потому, братья и сестры, когда мы просим Духа Святого «спаси души наша», мы прежде всего должны поставить вопрос: Духа Святого мы просим, а что мы сами сделали для этого? А не наносим ли мы оскорбление благодати Святого Духа своим недостоинством?

И вот последнее, на чем я хочу остановиться, – на обращении «Бла́же». Это древняя форма слова «благой». Вспомните слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал законнику в ответ на его вопрос: Учитель благи́й, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Христос строго ему ответил: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф 19,16-17). В контексте Священного Писания слова «благо» и «благой» идентичны, они равнозначны слову «совершенный».

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5,48), ибо Он благ и благотворит всем – благим и злым, совершенным и несовершенным. Итак, когда мы обращаемся к Духу Святому, называя его Благим, мы признаем и призываем его беспредельное Божественное совершенство. И когда мы говорим: «Спаси, Блаже, души наша», мы тем самым ставим себя в неравноценное сравнение с Ним: Он – благой, совершенный; а кто мы?

Таким образом, молитва «Царю Небесный» – это молитва не только призывания на помощь, но это молитва и исповедание, и самоосуждение, и обещание быть достойным тех благодатных даров Святого Духа, которые Он ниспосылает нам. Неслучайно мы называем Его «Сокровище благих и жизни Подателю». «Сокровище благи́х» – место, где скрыты и хранятся блага, главное из которых – совершенство. «Жизни Пода́телю» – об этом Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6). И эту жизнь подает нам Святой Дух через святые таинства в Церкви.

Итак, братья и сестры, молясь Духу Утешителю в день Пятидесятницы и уже как бы прощаясь с праздником, будем и в дальнейшие дни года вдумчивы и внимательны к тем словам, которые мы произносим, чтобы не стали они пустым звуком. Почему и говорится в начале утренних молитв: «Встань, успокой свои помыслы и, не спеша, произноси: «Слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже; слава Тебе, Боже. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины. «» Наша молитва – это груд, сознательный и духовный, идущий из глубины сердца. И потому каждое слово, которое мы произносим в молитве, должно быть осознано и иметь полный глубокий смысл, который влагает в него Святая Церковь. Каждое слово должно произноситься нами сознательно, разумно, из глубины сердца, ясным и чистым умом и крепкой волей. И да будет нам Дух Святой, Утешитель, Помощником в этом деле. Аминь.

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой.М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 304-312.

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *