Моторная программа в логопедии что это

Моторная программа в логопедии что это

МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ

Моторное планирование — основа для развития более сложных способностей, так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Например, для семи- или восьмилетних детей за этим стоит способность решать проблемы и доводить дело до конца, не отступаясь, пока проблемы не будут решены. Это непросто для многих детей, причем не только для детей с РАС, но и для тех, кто испытывает трудности обучения, связанные с нарушением внимания. Авторы телеграм-канала logopractice рассказывают от чего зависит формирование моторного планирования и как правильно его развивать.
Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что этоМоторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что это Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что это
На фото Тиша и Федя планируют моторную программу по закидыванию друг друга снегом.
А если серьезно, совсем недавно нас попросили рассказать о моторном планировании. Решили не откладывать в долгий ящик и сделать это сегодня.

Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что этоМоторное планирование понимается специалистами как возможность нашего мозга задумывать, организовывать и выполнять новое действие или последовательность действий. По мере того, как человек осваивает навык, потребность в активном моторном планировании каждого отдельного этапа сходит на нет. Такой навык становится автоматизированным и нам не нужно тратить свои ресурсы на обдумывание того как именно мы его осуществляем.

Ребёнок с трудностями моторного планирования вынужден каждый раз «простраивать» программу своих действий заново. Он начинает избегать такой энергозатратной деятельности, а для родителей это может выглядеть как лень или отсутствие интереса.

Основа моторного планирования и формирование моторных навыков напрямую зависит от чёткого сенсорного восприятия своего собственного тела и движения его отдельных частей.
Сенсорная информация (проприорецепция), которую мы получаем от положения суставов, натяжения мышц формирует «схему тела». Наш мозг использует эту схему для того, чтобы движения, которые мы осуществляем были чёткими и соответствовали программе.

Для примера можно представить себе ситуацию, когда вам нужно взять с низкого журнального столика бокал с водой. Мозг должен обработать огромное количество информации о том, на сколько нам нужно наклониться, как далеко протянуть руку, как расположить пальцы для того, чтобы взять бокал за ножку, насколько сильно их сдавить, чтобы не выронить предмет, но и не сломать его, как сильно напрячь мышцы руки в зависимости от того, насколько бокал оказался тяжёлым и т.д., и т.п.

Поэтому при работе с детьми, испытывающими трудности моторного планирования, особое внимание уделяется развитию и формированию схемы тела, проприорецепции, чувству равновесия.

Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что этоПомогайте ребёнку разделять новую деятельность на небольшие, понятные этапы. При необходимости покажите, расскажите и помогите, но старайтесь чтобы ваша помощь была минимальнаМоторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что это

Источник

Моторная программа в логопедии что это

Автор: Мухортова Светлана Сергеевна

Организация: МАДОУ Шарлыкский детский сад №4

Населенный пункт: Оренбургская область, с.Шарлык

Тема занятия: «Моторное планирование для детей с задержкой речевого развития» (средняя группа 4-5 лет)

Тип занятия: индивидуальный

Цели:

Задачи:

Форма работы: индивидуальная, игровая.

Методы обучения: практический, словесный.

Пояснительная записка

Речь – это не только функция органов артикуляции, но и результат согласованной деятельности нескольких областей головного мозга. Артикуляционные способности находятся в прямой зависимости от движений рук, ног и тела.

За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Произнесение слов – сложный процесс. Каждое слово содержит один или несколько слогов, каждый слог включает отдельные звуки, а каждому звуку соответствует определенная моторная схема. Чтобы объединить несколько моторных схем ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока это не станет навыком. Как правило, у детей с расстройствами речи слабо развиты крупная и мелкая моторики. Для успешной социализации ребенка, развивать речевые функции нужно как можно раньше. В процессе решения данной задачи первичным и эффективным методом является развитие моторного планирования.

Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.

Речевая активность требует сложного моторного планирования. Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений.

Для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

Основной принцип моторного планирования – постоянное усложнение:

Чтобы был эффект от тренировок, необходимо правильно выстроить структуру занятия. Все упражнения должны быть непривычны и иметь эффект неожиданности.

Игры на развитие общей моторики, такие как «Иди-беги», «Полоса препятствий» являются самыми любимыми сред детей дошкольного возраста. Преодоление различных препятствий тренирует мышцы, ловкость, координацию, позволяя развить сообразительность, логику, изучить возможности своего тела.

Игры для развития мелкой моторики:

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

И, наконец, артикуляционная моторика – самый сложный, но и самый необходимый этап логопедической работы. Сюда входят различные артикуляционные упражнения, выполняемые с помощью языка, губ зубов, щек, нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слогов.

Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Например, ребенок наизусть знает простой пазл и с легкостью собирает картинку. Здесь нет моторного планирования, это уже навык. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача.

Для воспитания моторного планирования при проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:

Успешная реализация зависит от слаженности сенсомоторных и интеллектуальных структур мозга, также требует правильной вестибулярной и проприоцептивной обратной связи.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуй (имя ребенка)!

Сегодня мы с тобой пойдем в сказочный лес, в котором живет ежик по имени Проша. Хочешь с ним подружиться? (воспитатель показывает ежика). Только он сегодня очень грустный, потому что растерял все свои припасы на зиму, которые собрал на полянке и нес к себе в норку. Давай поможем ежику Проше найти его припасы.

Для этого нам нужно добраться до полянки, где он их потерял. Но дорога будет очень трудной. Ты согласен преодолеть препятствия?

Упражнение 1. Зеркальное копирование поз и движений.

Цель: развитие крупной моторики и зрительной координации.

Результат: копирование движений взрослого в игровой форме развивает реакцию и учит чувствовать свое тело, дает толчок для развития речи.

Игра «Победи лешего»

Воспитатель: Вход в сказочный лес охраняет леший. Ты знаешь, кто это? (ответ ребенка). Правильно, это лесной дух, хозяин леса. Он следит за порядком в лесу и не пускает на свою территорию только тех, кто ему понравится. Чтобы зайти в лес, тебе нужно разрешение Лешего. (Выходит леший).

Леший: Здравствуй (имя ребенка). Зачем ты пришел ко мне? (ответ ребенка – чтобы помочь ежику Проше). Я знаю ежика Прошу, он очень добрый. Его все звери в лесу любят. Разрешаю тебе ему помочь. Но в свой лес я пускаю только тех детей, которые смогут повторить мою утреннюю зарядку. Ты готов?

(Леший показывает движения, а ребенок должен их скопировать. Повторить 2-3 раза)

Леший: Молодец! Ты меня победил! Такой способный ученик не пропадет в моем лесу. Можешь идти дальше, только будь внимателен. Впереди еще много испытаний.

Воспитатель: Ой, какой густой лес! Нам с тобой нужно добраться до речки. Пойдем! (ребенок пробирается между стульчиками, расставленными в хаотичном порядке). Вот мы и дошли до нашей полянки. Только чтобы попасть на нее, ты должен преодолеть глубокую речку. Видишь мостик, попробуй по нему перейти реку.

Упражнение 2. Прыжки на двух ногах с поворотами на 90 и 180 градусов.

Цель: развитие чувства равновесия и пространственного мышления.

Результат: Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

Игра «Перейди речку по мостику»

На полу разложены парами массажные следочки, носки которых направлены в разные стороны. Ребенку нужно в прыжке повернуться в ту сторону, в которую направлены следы, и приземлиться на них обеими ногами. Если не получается с первого раза – повторить 2-3 раза.

Упражнение 3. Пуговичная терапия.Воспитатель: Очень хорошо! Ты смог преодолеть высокий мостик и не упал в речку. Вот ты и на месте, где ежик потерял свои припасы. Давай их поищем.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, закрепление названия цветов.

Результат: Пуговичная терапия позволяет нам использовать пуговицы для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Воспитатель: Ура! Ты справился с заданиями! Смотри как ежик повеселел. Теперь он принесет в свою норку припасы и зимой не останется голодным. Как ты думаешь, что ежи делают зимой? (ответ ребенка). Правильно, зимой ежик будет спать в своей норке и лишь изредка просыпаться, чтобы покушать. А также, ежик будет кормить сухими фруктами и грибами своих деток-ежат.

Тебе понравилось занятие? (ответ)

С кем ты сегодня познакомился? (с лешим, с ежиком)

Что нового ты сегодня узнал? (кто живет в лесу, как зимует ежик)

Придешь на следующее занятие?

(ребенку дается домашнее задание на развитие мелкой моторики)

Заключение

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, можно добиться следующих результатов:

Как ни странно, но между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.

Список используемой литературы:

Источник

Моторное планирование и речь

Речь – это очень сложный и многоплановый процесс, в котором функция центра Брока не является единственной и главной.

В последнее время появились научные работы, подтверждающие, что первичным центром речи у детей раннего возраста является древняя кора лимбической системы. Таким образом, тренировка мелкой моторики в раннем возрасте никак не будет способствовать появлению речи. Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам жизни ребенка, поэтому можно сделать вывод, что пальчиковые тренировки с целью развития речи будут целесообразны начиная с этого возраста.

Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что это

Почему же в эксперименте Кольцовой дети начали говорить на третий день работы? Этому есть неврологическое объяснение. Детям пришлось выполнять новые действия, которые потребовали моторного планирования. Но Кольцова тогда не могла этого знать – это сравнительно новое направление в науке.

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, они перестают требовать моторного планирования и выполняются легко и быстро, без предварительного обдумывания.

Как это происходит у взрослых? Моторное планирование появляется, когда нужно завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.

Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.

Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?

Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»!

Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым,– это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, она привычная! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.

1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.

3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет?

1. Хватательные движения:

2. Развитие соотносящих действий.Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие). Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими.Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

Нужно слегка менять сюжет игры, как только вы заметили, что игра освоена. Не бойтесь вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия: сначала выложите из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. Через некоторое время выложите дорожку для куклы, затем – речку для рыбки и т. д.

Все игры и упражнения всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.

Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики и моторного планирования детей

Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять.

1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимайте на нее, чтобы получилась струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Как вариант можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

2. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!

3. Упражнения с бумагой:

4. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.Сортировка может происходить в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

5. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза: «Что там?» Когда ребенок развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.6. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять:

Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.

Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.

Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.

Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте? Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.

Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.

Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений.Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.

Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.

Источник

Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР

Моторная программа в логопедии что это. Смотреть фото Моторная программа в логопедии что это. Смотреть картинку Моторная программа в логопедии что это. Картинка про Моторная программа в логопедии что это. Фото Моторная программа в логопедии что это Наталья Колмакова
Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи (Бернштейн Н. А., 1947, Лопатина, 1992).

Исследованиями многих учёных показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л. С., 1982; Горская И. Ю., 2000; Дворкин П. С., 2002; Карпова Н. В., 1997).

Не вызывает разногласий в научной среде тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулом много дающим для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л. А., 1994; Жукова Н. С., 1994;Колпаковская И. К., 1961; Узорова О. В., 2002 и др.).

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньевной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики.

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [7].

Для решения данных задач был составлен комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР. Рассмотрим часть упражнений, которые вошли в данный комплекс.

Под общей моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног.

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

1. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Упражнения для развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться

несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнения для развития пространственных представлений

2. «Зеркало». Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

3. «Телевизор». Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо) [2].

Пассивная гимнастика (массаж)

Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

1.Поглаживание: совершается в разных направлениях.

2.Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

3.Вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).

4.Массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев;практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться,тогда возможно сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец По-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику [2].

II. Развитие мимической моторики

Цель работы: развитие умения передавать мимикой разные чувства.

1. Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить.

Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

2. Нахмурить брови, расслабить.

3. Поднять брови, расслабить.

4. Прищурить один глаз, затем другой.

5. Зажмурить глаза, расслабить.

6. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.

7. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

8. Воспроизвести свист.

9. Максимально оскалить зубы.

10. Опустить верхнюю губу на нижнюю.

Упражнения для развития мимической моторики.

Упражнение № 1.

Для этого упражнения вам понадобится специальный мимический кубик. Сделать его очень просто. Возьмите обычный кубик и заклейте его

стороны чистыми белыми листиками бумаги.На каждой грани нарисуйте мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость. Состояния вы можете выбрать сами. Это будут своеобразные смайлики. Тренажер готов. Можно приступать к тренировкам. Вы по очереди с ребенком бросаете кубик и изображаете лицом то состояние, которое выпало на кубике. Чудесное упражнение.

Упражнение № 2.

Возьмите в руки детскую книгу и начинайте читать стихи. После каждого стихотворения ребенок должен найти соответствующе стихотворению (или стихотворной строчке) мимическое выражение лица. Сначала можно найти на кубике, а потом сотворить это выражение лицом.

Упражнение № 3.

Придумайте простое предложение и предложите ребенку произнести его с том мимической интонацией, которая выпадет на кубике[3].

III. Развитие артикуляционной моторики

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

Чередование положений губ [4].

Упражнения для развития подвижности губ.

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Упражнения для губ и щек.

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Трусливый птенчик.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая

кулаки. Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

Сказочные истории из жизни Язычка.

История 1. «Домик для Язычка».

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное не было сквозняков.

История 2. «Язычок делает ремонт».

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь губы, затем вторую дверь зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5-10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу упражнение «Маляр».)

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху вниз по внутренней стороне обеих щек.)

После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы упражнение «Забор».) [8,5].

IV. Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторикинеобходимо предлагать:

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

4. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Предлагаемая далее пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов – пять недель).

Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

Комплекс 1:

1.«Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

2. «Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

3. «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

4. «Цветок». То же, но пальцы разъединить.

Комплекс 2:

1.«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,

2. Большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

3.«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

4.«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

Комплекс 3:

1.«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

2.«Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

3. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Комплекс 4:

1. «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

2. «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

3. «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

4. «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх [1].

V. Развитие чувства ритма.

I I. Два быстрых удара

I I I. Три быстрых удара

1.«Мы похлопаем в ладошки».

Цель: развитие чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

1. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях. Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III. Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.

2. Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.

На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.

На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.

Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».

Цель: развитие чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям с помощью любого ударного инструмента.

Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Рецензия на конспекты занятий по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Конспекты занятий по математическому развитию старших дошкольников составлены в соответствии с пособием «Развитие математических представлений.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *