Можно с уверенностью сказать что человек

А. Н. Толстой писал: «Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной рабо

Автор: Потуремская Валерия, 5 класс

Руководители: Мисс Марина Юрьевна, учитель начальных классов

Валиуллина Наталия Захаровна, учитель русского языка и литературы

Тема: Давайте говорить правильно.

Образовательное учреждение: МОУ лицей № 7, г. Томск

1. Актуальность проекта. (Почему данная тема взята автором для проектно – исследовательской работы).

А.Н.Толстой писал: « Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной работы является исследование устной речи современных школьников: использование жаргонной, вульгарной и просторечной лексики. Меня заинтересовало, почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов. Я ставила следующие задачи:

1) составить словарь подобных слов;

2) рассмотреть основные теоретические понятия: жаргон, сленг, просторечие, вульгарная речь;

3) выяснить, как возникли эти слова и почему ученики используют их в речи.

2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?

ЖАРГОН – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.

ПРОСТОРЕЧИЕ – слова, выражения, не входящие в норму литературной речи.

ВУЛЬГАРНАЯ РЕЧЬ – речь, относящаяся к сниженному стилю (фамильярная, грубая).

3. Формулировка проблемы ( В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить? );

Почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов.

Составив словарь подобных слов, мы пытаемся привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка.

По результатам опроса учеников 3-5 классов был составлен словарь слов и выражений, относящихся к жаргонной (сленговой), просторечной лексике.

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ:

ДЕВОЧКИ – девки, курицы, чумички;

МАЛЬЧИКИ – поцы, чуваки;

ХОРОШИЙ УЧЕНИК – ботан, ботаник;

РУССКИЙ ЯЗЫК – русич;

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН – труба, мобила,.сотик;

КОМПЪЮТЕР – компик, комп;

ЕДА – хавчик, жрачка;

ДИСКОТЕКА – дискач, туса;

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – днюха, бездник;

ДЕНЬГИ – бабки, баблосы;

ГОЛОВА – репа, башка;

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

ПЛОХО – отстой, зашибись;

ХОРОШО – клево, классно, супер, круто, потрясно;

ВОЩЕ, БЛИН, В НАТУРЕ.

4. Выдвижение гипотизы. Каким может быть предположительный ответ?

5. Проверка гипотизы. Выбор методов исследования.

В работе были использованы исследовательские приемы и методы:

2) классификация выявленных слов;

3) изучение словарных статей;

Чтобы определить отношение учеников к подобным словам, был проведен опрос в 4,7, 11 классах. Предлагались следующие вопросы:

1.Знаете ли вы, что такое жаргон (сленг, просторечие, вульгарная речь)?

2.Употребляете ли такие слова в своей речи?

3.Нужны ли они, если «да», то для чего?

4.Кто чаще всего употребляет эти слова в своей речи?

5.Всегда ли вы знаете, что обозначают жаргонные слова?

6.Переведите данный текст.

7.Какова цель этого опроса?

8.Что можно предпринять, чтобы школьники не использовали подобные слова в речи?

6. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.

4 классы: в опросе приняли участие 27 школьников, возраст – 10-11 лет.

7 классы: в опросе приняли участие 30 человек, возраст – 13-14 лет.

Все участники опроса знают, что такое жаргонные слова. 12 человек отметили, что не употребляют их в речи, 18 – употребляют иногда. 12 учеников понимают значение жаргонизмов, 18 – не всегда. Значение этих слов понимают не всегда 17 человек. Ребята этой возрастной группы считают, что чаще всего употребляют подобные слова взрослые и ученики старших классов. Никто из них не испытал трудности при переводе текста «Клевый бездник». Все понимают, что цель опроса – привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка, предлагают принять следующие меры:

разъяснительные ( дополнительные уроки по культуре речи, классные часы, чтобы повышать общий культурный уровень);

карательные (штрафы, общественные работы, вызов родителей в школу).

Семиклассники отмечают, что решение данной проблемы во многом зависит и от родителей, не всегда подающих положительный пример, отказ от использования жаргонных слов – это новая ступень в развитии человека.

11 классы: в опросе приняли участие 25 человек, возраст – 17-18 лет.

Старшеклассники имеют представление, что такое жаргон, сленг, вульгарная речь.

Подобные слова употребляют иногда – 16 человек, не употребляют – 7 девушек, употребляют постоянно – 2 молодых человека. Участники опроса считают, что чаще всего используют эти слова ученики 5-8 классов. Не всегда знают значение слов – 5 учеников, знают – 20. Представленный текст смогли понять все; цель опроса – выявить отношение молодого поколения к жаргонным словам. Большинство опрошенных отмечают, что частота использования этих слов зависит от уровня развития нашего общества, принудительные меры не будут действовать, необходимо повышать общий культурный уровень людей. Употребление жаргонизмов – личный выбор каждого человека, свидетельствующий о его уровне воспитанности и образованности.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

1. Ученики лицея признают, что проблема сохранения чистоты русского языка существует;

2. Необходимо чаще говорить об этом, повышать свой уровень воспитанности и образованности;

3.Активно участвовать в решении этой проблемы должны родители, руководители образовательных учреждений и другие взрослые и умные люди.

ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!

7. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала.

8. Список используемой литературы.

1. С. И. Ожегов « Словарь русского языка», 1994г.

2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 2009г.

3. Орфографический словарь, 2004г.

4. Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль

Источник

Пробный вариант ЕГЭ 2022 №211018 по русскому языку 11 класс с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый пробный тренировочный вариант №7 КИМ №211018 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 18 октября 2021 года.

Данный тест составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы.

Решать пробный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №211018:

Задания и ответы для варианта

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче. Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Ответ: 1245

2)Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

Ответ: ведь

Ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. клалА, бАнты, слИвовый, сверлИшь, кУхонный.

Ответ: клала

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову. Отношения между ещё мало знакомыми людьми постепенно стали приобретать более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями. Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах. Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

Ответ: доверительный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Количество девятиклассников, желающих поехать летом в приморский лагерь, прогрессирует с каждым днём.

Ответ: растёт

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НАДЕТЬ шапку ЛЯЖЬТЕ на пол десять ГРАММОВ нет ПЯТИ ТЫСЯЧ ШЕСТИСОТ ТРИДЦАТИ ДВУХ рублей много ТУФЕЛЬ.

Ответ: лягте

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 56913

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

Ответ: 25

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 13

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 234

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Ответ: 25

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ещё видны остатки (НЕ)РАССТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы. Через два дня состоялся тот самый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор. Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ)ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами. Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица, сидящие напротив людей. Путники шли без привала весь день, (НЕ)ЧУВСТВУЯ усталости.

Ответ: нелёгкий

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ нельзя отторгнуть стихотворение «Арион». (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, над которым клубы огня крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, всё увеличиваясь в размерах. (НЕ)СМОТРЯ на усталость, туристы шагали быстро, озабоченно поглядывая на солнце, (НА)СКВОЗЬ пробивающее лёгкие тучки. Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги – и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому. Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

Ответ: несмотря насквозь

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка, не торопясь, сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и идёт к морю.

Ответ: 1234

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий. 2) После смерти старого хозяина наследник не только вырубил последние берёзы в парке но и сбыл по частям всю пахотную землю и поставил на аукцион всё имение. 3) В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз. 4) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков ни бормотания бурундуков. 5) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

Ответ: 24

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

Ответ: 34

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.

Ответ: 134

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я уверил себя (1) что эта осень первая и последняя в моей жизни (2) потому что сердце моё (3) которое когда-то пылало от любви (4) теперь было разбито.

Ответ: 1234

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

Ответ: 1234

21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Ответ: 78

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты. 2) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать. 3) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. 4) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы. 5) Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.

Ответ: 235

23)Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение. 2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7. 3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию. 4) В предложениях 12, 13 представлено описание. 5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.

Ответ: 123

24)Подберите синоним к слову нерадение (предложение 13). Запишите этот синоним.

Ответ: леность

25)Среди предложений 15−21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 19

26)«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А) (в предложениях 3, 5) и приём – (Б) (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В) («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г) («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

Источник

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

«Точность словоупотребления – основной закон культуры речи». (Л.Н. Толстой).

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». (А.Н. Толстой)

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности». (В.В. Виноградов).

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть фото Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть картинку Можно с уверенностью сказать что человек. Картинка про Можно с уверенностью сказать что человек. Фото Можно с уверенностью сказать что человек

Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть фото Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть картинку Можно с уверенностью сказать что человек. Картинка про Можно с уверенностью сказать что человек. Фото Можно с уверенностью сказать что человек

Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть фото Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть картинку Можно с уверенностью сказать что человек. Картинка про Можно с уверенностью сказать что человек. Фото Можно с уверенностью сказать что человек

Автор в друзьях: 6

У автора в друзьях: 8

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лингвостилистический анализ текста

Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть фото Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть картинку Можно с уверенностью сказать что человек. Картинка про Можно с уверенностью сказать что человек. Фото Можно с уверенностью сказать что человек

Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть фото Можно с уверенностью сказать что человек. Смотреть картинку Можно с уверенностью сказать что человек. Картинка про Можно с уверенностью сказать что человек. Фото Можно с уверенностью сказать что человек

Содержимое разработки

Тема урока: «Лингвостилистический анализ текста»

Лингвостилистический анализ текста

Лингвостилистический анализ это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения»; его объектом служит текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности»

Основные задачи лингвостилистического анализа текста:

раскрыть замысел автора,

осознать смысл произведения,

определить концептуальную и функционально-эстетическую значимость отдельных языковых единиц.

Лингвостилистический анализ текста может быть использован при изучении грамматики, стилистики, культуры речи, чтения, аудирования и др.

План лингвостилистического анализа:

4. лексические средства выразительности;

5. стилистические фигуры речи;

6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Теперь попробуем проанализировать текст, согласно составленному нами плану. «Согласно плану» не значит строго в такой последовательности. План нужен для того, чтобы ни о чём не забыть при анализе.

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам , это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации. ( Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Идея – «чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

цитация: недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет»;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Выразительное чтение текста. Сделайте лингвистический анализ текста

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)

Примерный лингвистический анализ текста

Какого типа речи текст перед вами?

Какова композиция текста?

К какому стилю речи относится текст (Какова тема текста?)?

Какова идея текста (основная мысль)?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *