Можно с уверенностью сказать что человек говорящий на хорошем
А. Н. Толстой писал: «Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной рабо
Автор: Потуремская Валерия, 5 класс
Руководители: Мисс Марина Юрьевна, учитель начальных классов
Валиуллина Наталия Захаровна, учитель русского языка и литературы
Тема: Давайте говорить правильно.
Образовательное учреждение: МОУ лицей № 7, г. Томск
1. Актуальность проекта. (Почему данная тема взята автором для проектно – исследовательской работы).
А.Н.Толстой писал: « Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной работы является исследование устной речи современных школьников: использование жаргонной, вульгарной и просторечной лексики. Меня заинтересовало, почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов. Я ставила следующие задачи:
1) составить словарь подобных слов;
2) рассмотреть основные теоретические понятия: жаргон, сленг, просторечие, вульгарная речь;
3) выяснить, как возникли эти слова и почему ученики используют их в речи.
2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?
ЖАРГОН – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова, выражения, не входящие в норму литературной речи.
ВУЛЬГАРНАЯ РЕЧЬ – речь, относящаяся к сниженному стилю (фамильярная, грубая).
3. Формулировка проблемы ( В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить? );
Почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов.
Составив словарь подобных слов, мы пытаемся привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка.
По результатам опроса учеников 3-5 классов был составлен словарь слов и выражений, относящихся к жаргонной (сленговой), просторечной лексике.
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ:
ДЕВОЧКИ – девки, курицы, чумички;
МАЛЬЧИКИ – поцы, чуваки;
ХОРОШИЙ УЧЕНИК – ботан, ботаник;
РУССКИЙ ЯЗЫК – русич;
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН – труба, мобила,.сотик;
КОМПЪЮТЕР – компик, комп;
ЕДА – хавчик, жрачка;
ДИСКОТЕКА – дискач, туса;
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – днюха, бездник;
ДЕНЬГИ – бабки, баблосы;
ГОЛОВА – репа, башка;
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:
ПЛОХО – отстой, зашибись;
ХОРОШО – клево, классно, супер, круто, потрясно;
ВОЩЕ, БЛИН, В НАТУРЕ.
4. Выдвижение гипотизы. Каким может быть предположительный ответ?
5. Проверка гипотизы. Выбор методов исследования.
В работе были использованы исследовательские приемы и методы:
2) классификация выявленных слов;
3) изучение словарных статей;
Чтобы определить отношение учеников к подобным словам, был проведен опрос в 4,7, 11 классах. Предлагались следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое жаргон (сленг, просторечие, вульгарная речь)?
2.Употребляете ли такие слова в своей речи?
3.Нужны ли они, если «да», то для чего?
4.Кто чаще всего употребляет эти слова в своей речи?
5.Всегда ли вы знаете, что обозначают жаргонные слова?
6.Переведите данный текст.
7.Какова цель этого опроса?
8.Что можно предпринять, чтобы школьники не использовали подобные слова в речи?
6. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.
4 классы: в опросе приняли участие 27 школьников, возраст – 10-11 лет.
7 классы: в опросе приняли участие 30 человек, возраст – 13-14 лет.
Все участники опроса знают, что такое жаргонные слова. 12 человек отметили, что не употребляют их в речи, 18 – употребляют иногда. 12 учеников понимают значение жаргонизмов, 18 – не всегда. Значение этих слов понимают не всегда 17 человек. Ребята этой возрастной группы считают, что чаще всего употребляют подобные слова взрослые и ученики старших классов. Никто из них не испытал трудности при переводе текста «Клевый бездник». Все понимают, что цель опроса – привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка, предлагают принять следующие меры:
разъяснительные ( дополнительные уроки по культуре речи, классные часы, чтобы повышать общий культурный уровень);
карательные (штрафы, общественные работы, вызов родителей в школу).
Семиклассники отмечают, что решение данной проблемы во многом зависит и от родителей, не всегда подающих положительный пример, отказ от использования жаргонных слов – это новая ступень в развитии человека.
11 классы: в опросе приняли участие 25 человек, возраст – 17-18 лет.
Старшеклассники имеют представление, что такое жаргон, сленг, вульгарная речь.
Подобные слова употребляют иногда – 16 человек, не употребляют – 7 девушек, употребляют постоянно – 2 молодых человека. Участники опроса считают, что чаще всего используют эти слова ученики 5-8 классов. Не всегда знают значение слов – 5 учеников, знают – 20. Представленный текст смогли понять все; цель опроса – выявить отношение молодого поколения к жаргонным словам. Большинство опрошенных отмечают, что частота использования этих слов зависит от уровня развития нашего общества, принудительные меры не будут действовать, необходимо повышать общий культурный уровень людей. Употребление жаргонизмов – личный выбор каждого человека, свидетельствующий о его уровне воспитанности и образованности.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. Ученики лицея признают, что проблема сохранения чистоты русского языка существует;
2. Необходимо чаще говорить об этом, повышать свой уровень воспитанности и образованности;
3.Активно участвовать в решении этой проблемы должны родители, руководители образовательных учреждений и другие взрослые и умные люди.
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!
7. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала.
8. Список используемой литературы.
1. С. И. Ожегов « Словарь русского языка», 1994г.
2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 2009г.
3. Орфографический словарь, 2004г.
4. Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль
Готовые сочинения для варианта №1 из сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П
ПОДЕЛИТЬСЯ
5 готовых сочинений для варианта №1 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 вариантов, проблема веры в человека по тексту А. П. Чехову и другие.
Готовое сочинение №1
В чём заключается вера в человека? Вот проблема, которую ставит в тексте А.П.Чехов.
Рассуждая над поставленным вопросом, писатель повествует о том, что вера в человека играет большую роль в жизни каждого из нас. Его герой, участвуя в диалоге с садовником, во-первых, соглашается с Михаилом Карловичем, по мнению которого, если суд будет доверять человеку, а не уликам и доказательствам, то в этом и будет заключаться истинная вера в личность. Вера, которая, на мой взгляд, выше всяких соображений! Во- вторых, в подтверждение своей мысли садовник рассказывает старую легенду о том, что даже в зале суда, где проходило заседание по поводу убийства одного доктора, судья, произнося обвинительный приговор, не смог признать подсудимого виновным. Не смог признать потому, что не был уверен в его вине. Вот она, истинная вера в невиновность человека!
Оба примера- иллюстрации схожи друг с другом: ведь вера в человека заключается в добром начале каждой личности. На мой взгляд, это и есть позиция автора.
Я полностью разделяю точку зрения писателя, потому что вера в людей очень похвальна: она благотворно влияет не только на тех, кто столкнулся с законом, но и на всех окружающих.
Таким образом, вера в человека зиждется на его нравственном совершенстве, стремлении быть лучше и гуманнее.
Готовое сочинение №2
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Вот проблема, которую ставит А.П. Чехов в тексте.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор говорит, что уверенность в доброте любого человека — то основание, на котором должно строиться отношение к личности. Так, рассказчик вспоминает героя легенды, замечательного врача с «чудным, ангельским сердцем». Он заботился о пациентах до конца своих дней, несмотря на то что сам болел чахоткой. И всё потому, что этот добрый человек чувствовал себя счастливым, помогая незнакомым людям. Примером умения находить даже в преступнике что-то хорошее является отношение судьи, героя этой же легенды, к предполагаемому убийце доктора. И всё потому, что этот служитель Фемиды не мог допустить «мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить» великодушного врача. Определить позицию А.П. Чехова несложно: вера в светлое начало и добрые дела личности является основой, без которой невозможно найти общий язык с другими людьми.
Я разделяю точку зрения автора: каждый человек наделён рядом положительных качеств, и наша вера во всех людей, даже плохих, способна пробудить чужие сердца.
Таким образом, очень важно хранить уверенность в доброе начало каждого из нас, потому что именно она помогает сделать мир счастливее.
Готовое сочинение №3
В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни из них добрые, мягкие, а другие кажутся холодными и неприятными. Автор в своём тексте напомнил нам о том, что настоящая доброта и настоящая любовь к людям способны сердца всех обратить к тому человеку, который всегда готов помочь. Я думаю, что одна из основных проблем текста — это проблема любви к людям и признательности людей за эту любовь.
В тексте мы читаем о том, что появившийся в маленьком городке доктор бескорыстно, забывая о себе, помогал жителями. Несмотря на чахотку, бедность, тяжёлые житейские условия, он стремился помочь всем и относился к горожанам как к родным. Этот пример иллюстрирует то, что человек может быть по-настоящему любящим и относиться к окружающим с любовью и вниманием.
И жители города отплатили этому человеку такой же любовью. Автор говорит об этом в предложениях 20-23. Мы видим, что по-настоящему доброе дело, сделанное от души, вызывает ответную реакцию любви и желание добра от окружающих людей. Писатель нам хочет напомнить, что если человек делает что-то хорошее от чистого сердца, с любовью, то это неизбежно найдет отклик в душах окружающих.
Я думаю, что с этим невозможно поспорить. Действительно, человек, который хочет людям добра и ради этого не жалеет себя, вызывают у всех нас восхищение и добрые чувства. Примером могут служить такие святые люди, как доктор Гааз, о котором упоминал Достоевский, или мать Тереза, о которой мы знаем из истории. Совсем недавно погибла доктор Лиза, которая тоже сделала очень много хорошего для несчастных, попавших в тяжелую ситуацию. Этих людей все знают и любят. Причина в том, что они не просто делают добро, но делают его от чистого сердца и с искренней любовью к людям.
Готовое сочинение №4
Насколько важна в нашей жизни вера в добро в душе человека? На чём должно строиться отношение к окружающим? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.
Авторская позиция заключается в следующем: единственное основание, на котором строятся взаимоотношения, — это вера в доброе начало человека.
Я соглашаюсь с мнением писателя. Действительно, нам необходима вера в людей, так как она оказывает благотворное воздействие на нас и на окружающих. Именно вера в человека воспитывает великодушие, благородство, заставляет любить ближнего.
В романе Ф. М. Достоевского Соня Мармеладова верит в изначальное добро в душе человека, не хочет никого осуждать. Несмотря на то, что мачеха Катерина Петровна несправедливо обращалась с ней, подтолкнула её к выходу на улицу, вследствие чего Соня пошла по жёлтому билету, девушка отказывается осуждать женщину, которая ищет правду.
Мы пришли к выводу, что вера в человека пробуждает в нас добро и великодушие.
Готовое сочинение №5
Бывают ли люди, лишённые каких-либо достоинств? Всем известно, что идеала не существует, но у каждого ли из нас есть доброе начало? Над этим вопросом размышляет А.П. Чехов. В произведении русского прозаика поднимается проблема веры в человека.
По мнению автора, любовь к ближнему делает нас сильнее духом. Так, рассказчик вспоминает замечательного врача с «чудным, ангельским сердцем». Он самозабвенно заботился о пациентах до конца своих дней, несмотря на то что сам болел чахоткой. Такие люди чувствуют себя счастливыми, когда совершенно бескорыстно помогают другим. Герой Чехова – истинный альтруист, и это возвышенное чувство глубокой привязанности даже к незнакомому человеку, умение находить в любом случайном встречном что-то прекрасное, положительное давало доктору силы справляться с жизненными трудностями.
Итогом размышлений становится такая позиция А.П. Чехова: вера в доброе начало каждого человека – та основа, без которой невозможно найти с кем-либо общий язык. Эта вера имеет на нас благотворное влияние, потому что побуждает любить и уважать личность.
Нельзя не согласиться с мнением писателя. Я считаю, что каждый от природы наделён рядом положительных качеств, и только от нашего выбора зависит, сумеем ли мы их сохранить. Доброе отношение способно пробудить чужое сердце. «Человек – это звучит гордо!» – утверждал писатель-гуманист М. Горький. Действительно, мы обладаем почти неограниченными возможностями, которые необходимо использовать по назначению.
Таким образом, очень важно хранить веру в доброе начало, потому что она помогает как человеку, так и миру в целом становиться прекраснее.
Сам текст из 1 варианта по которому писались сочинения:
А. Н. Толстой писал: «Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной рабо
скачать Автор: Потуремская Валерия, 5 класс Руководители: Мисс Марина Юрьевна, учитель начальных классов Валиуллина Наталия Захаровна, учитель русского языка и литературы Тема: Давайте говорить правильно. Образовательное учреждение: МОУ лицей № 7, г. Томск Используемы медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point. 1. Актуальность проекта. (Почему данная тема взята автором для проектно – исследовательской работы). А.Н.Толстой писал: « Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной работы является исследование устной речи современных школьников: использование жаргонной, вульгарной и просторечной лексики. Меня заинтересовало, почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов. Я ставила следующие задачи: 1) составить словарь подобных слов; 2) рассмотреть основные теоретические понятия: жаргон, сленг, просторечие, вульгарная речь; 3) выяснить, как возникли эти слова и почему ученики используют их в речи. ^ 2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению? ЖАРГОН – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. ПРОСТОРЕЧИЕ – слова, выражения, не входящие в норму литературной речи. ВУЛЬГАРНАЯ РЕЧЬ – речь, относящаяся к сниженному стилю (фамильярная, грубая). ^ 3. Формулировка проблемы ( В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить? ); Почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов. Составив словарь подобных слов, мы пытаемся привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка. По результатам опроса учеников 3-5 классов был составлен словарь слов и выражений, относящихся к жаргонной (сленговой), просторечной лексике. ^ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ: ДЕВОЧКИ – девки, курицы, чумички; МАЛЬЧИКИ – поцы, чуваки; ХОРОШИЙ УЧЕНИК – ботан, ботаник; РУССКИЙ ЯЗЫК – русич; МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН – труба, мобила,.сотик; КОМПЪЮТЕР – компик, комп; ЕДА – хавчик, жрачка; ДИСКОТЕКА – дискач, туса; ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – днюха, бездник; ДЕНЬГИ – бабки, баблосы; ГОЛОВА – репа, башка; ^ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ: ПЛОХО – отстой, зашибись; ХОРОШО – клево, классно, супер, круто, потрясно; ^ ВОЩЕ, БЛИН, В НАТУРЕ. 4. Выдвижение гипотизы. Каким может быть предположительный ответ? ^ 5. Проверка гипотизы. Выбор методов исследования. В работе были использованы исследовательские приемы и методы: 2) классификация выявленных слов; 3) изучение словарных статей; Чтобы определить отношение учеников к подобным словам, был проведен опрос в 4,7, 11 классах. Предлагались следующие вопросы: 1.Знаете ли вы, что такое жаргон (сленг, просторечие, вульгарная речь)? 2.Употребляете ли такие слова в своей речи? 3.Нужны ли они, если «да», то для чего? 4.Кто чаще всего употребляет эти слова в своей речи? 5.Всегда ли вы знаете, что обозначают жаргонные слова? 6.Переведите данный текст. 7.Какова цель этого опроса? 8.Что можно предпринять, чтобы школьники не использовали подобные слова в речи? 6. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы. 4 классы: в опросе приняли участие 27 школьников, возраст – 10-11 лет. 7 классы: в опросе приняли участие 30 человек, возраст – 13-14 лет. Семиклассники отмечают, что решение данной проблемы во многом зависит и от родителей, не всегда подающих положительный пример, отказ от использования жаргонных слов – это новая ступень в развитии человека. 11 классы: в опросе приняли участие 25 человек, возраст – 17-18 лет. Старшеклассники имеют представление, что такое жаргон, сленг, вульгарная речь. Подобные слова употребляют иногда – 16 человек, не употребляют – 7 девушек, употребляют постоянно – 2 молодых человека. Участники опроса считают, что чаще всего используют эти слова ученики 5-8 классов. Не всегда знают значение слов – 5 учеников, знают – 20. Представленный текст смогли понять все; цель опроса – выявить отношение молодого поколения к жаргонным словам. Большинство опрошенных отмечают, что частота использования этих слов зависит от уровня развития нашего общества, принудительные меры не будут действовать, необходимо повышать общий культурный уровень людей. Употребление жаргонизмов – личный выбор каждого человека, свидетельствующий о его уровне воспитанности и образованности. По результатам опроса можно сделать следующие выводы: 1. Ученики лицея признают, что проблема сохранения чистоты русского языка существует; 2. Необходимо чаще говорить об этом, повышать свой уровень воспитанности и образованности; 3.Активно участвовать в решении этой проблемы должны родители, руководители образовательных учреждений и другие взрослые и умные люди. ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО! 7. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала. 8. Список используемой литературы. 1. С. И. Ожегов « Словарь русского языка», 1994г. 2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 2009г. 3. Орфографический словарь, 2004г. 4. Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИТолстой Лев НиколаевичБез любви жить легче. Но без неё нет смысла. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого. В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший. Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем. Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего. Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам. Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь. Где кончается любовь, там начинается ненависть. Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки. Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека. Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать. Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях. Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль. Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Из всякого положения есть выход. Нужно решиться. Алкоголь и никотин сбивают с людей верхи мыслей и чувств. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе. Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою. Если хочешь узнать всю радость доброго дела, то делай добро тайно. Если хочешь быть спокоен, угождай совести, а не людям. Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет. Знание — орудие, а не цель. Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Истинно неверующий тот, кто думает и говорит, что верит в то, во что не верит. Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди. Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди. Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним. Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их. Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью. Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль. Счастье есть удовольствие без раскаяния. Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге. У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством. Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях. Вера учит людей тому, как понимать жизнь. Люди за многие тысячи лет до нас не знали и не понимали того, что понимают люди нашего времени, и потому многое из той веры, которую исповедовали в древности, уже не годится для нас. Грехи, соблазны и суеверия скрывают от человека его душу. Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями. Перемены в нашей жизни всегда бывают от перемен в наших мыслях. Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви. Старайся держать свою жизнь так, чтобы не бояться смерти и не желать её. Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств. Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным. Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости. Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь. Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни. Тот, кто заботится о том, что говорят про него люди, никогда не будет спокоен. Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет. Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера. Сомнения не разрушают, но укрепляют веру. Кто доволен собой, тот всегда недоволен другими. Человеку, для того, чтобы узнать зло, надо вкусить плода его. Прошедшее было, будущего нет, есть одно настоящее. Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас. Большая часть бедствий людей происходит от злоупотребления разумом. За дурными мыслями следует дурная жизнь. Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры. Надо соблюдать разум в чистоте, чтобы он всегда мог отличать истину от лжи. Чем умнее и образованнее человек, тем ложь его вреднее и опаснее. В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший. Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего. Для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т.е. несправедливым к себе, если же будешь желать быть только справедливым, то будешь пристрастен к себе и несправедливым к другим. Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же. Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти. Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его. Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся. Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской. Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины. Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека. Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования. Музыка — это стенография чувств. Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше. Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости жизни разумной. Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна. Самое обычное изречение гордого человека: «Меня не понимают». А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: «Не понимают моего величия». По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла. Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное. Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность. Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её. Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть. Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться. Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её. Разумное и нравственное всегда совпадают. Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его. Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет. На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума. Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто. Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла. Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно. Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении. Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности. Никакие результаты и достижения не могут исправить ложного направления. Воспитание стирает индивидуальность. Недовольство собой есть трение, признак движения. Роскошь не есть ли приготовление лучшего, когда есть достаточное. Совесть и есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим. Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой. Сдерживать гнев ещё хуже. Надо его победить. В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями. Попробуйте встать совершенно на уровень с народом, и он станет презирать вас. Отчаяние есть слабость веры и надежды. Свобода состоит в отсутствии принуждения делать зло. Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал. Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения. Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость. Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении. Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда. Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельствами, то есть даёт выбор из тысячи фактов. Если люди действуют безумно, то наверно они будут и говорить безумное. Мы вскоре начинаем чувствовать то, про что очень много думаем. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость. Если кто сомневается в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как на другом конце всегда сходятся глупость и эгоизм. Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь. Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо. Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее. Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других. Путём сомнений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству. Тот, кто ничего не делает, делает дурное. Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках. Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения. Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь. Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой
|