Присадка для двигателя как заливать
Как и какие применять присадки для моторного масла
Статья о применении присадок для моторного масла — виды присадок, нюансы использования, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о присадках. Статья о применении присадок для моторного масла — виды присадок, нюансы использования, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о присадках.
Присадки (добавки) для моторного масла представляют собой специальные средства для повышения противоизносных и эксплуатационных характеристик двигателя, а также для микроремонта поверхностей уже изношенных элементов. Кроме того, присадки способны выполнять функции герметика и закупоривать микропротечки в сильно изношенном моторе.
Нужны ли присадки
Изготовители присадок часто называют свою продукцию «трибосостав» (защитно-восстанавливающее вещество). А слово «присадка» является народным названием трибосостава.
В вопросе присадок для моторного масла есть немало скептиков, утверждающих, что эти составы не нужны вовсе. При этом они предъявляют простой аргумент: «моторное масло и так уже имеет все необходимое для нормальной работы мотора». И данный аргумент, в принципе, верен, но с одним важным уточнением: «для нормальной работы». Но часто ли двигатели «нормально работают», без повышенных или критических нагрузок (особенно в городах с многочисленными пробками)?
Вопрос риторический, так как ответ на него совершенно очевиден — «нормальная работа» двигателя случается далеко не всегда (скорее, наоборот – чаще «ненормальная»), и не только из-за пробок, но и из-за жестких погодных условий, плохого топлива или масла, неисправности систем зажигания и газораспределения, несвоевременного техобслуживания и т. д.
Если использовать медицинские термины, то в недалеком прошлом к моторным присадкам относились как к «энергетику», повышающему тонус и работоспособность «старческого» двигателя.
Однако при использовании моторных присадок важно знать и понимать, какими свойствами они обладают и насколько они безопасны, полезны (или бесполезны) для «сердца» автомобиля.
Группы и виды присадок для моторного масла
Их можно разделить на две основные группы:
Заводские присадки
В целом, моторное масло состоит из двух частей: базовое масло и присадки. То есть, производители масел просто берут базовое масло и добавляют в него пакет (набор) присадок. Поэтому все современные заводские товарные масла (продающиеся в магазинах) для автомобильных двигателей уже содержат в себе эти составы, общее содержание которых может доходить до 25%.
В зависимости от свойств и назначения, заводские присадки делятся на несколько видов:
Важно знать, что заводские присадки нельзя выбрать и купить в обычном магазине, так как они предназначены для заводов по производству моторных масел в промышленных масштабах. При этом технология производства и химический состав присадок у разных производителей, как правило, различаются и засекречены. В открытом доступе есть только общая информация о некоторых компонентах и свойствах продукта.
Индивидуальные присадки (для самостоятельного применения)
Нетрудно догадаться, что для применения индивидуальных присадок потребуется индивидуальный подход. И каждый вид этих составов должен применяться только для конкретной цели и для конкретного двигателя с учетом его состояния.
Индивидуальные присадки делятся на четыре основных вида:
Дополнительно, присадки для моторных масел делятся на три вида, согласно их химическому составу:
Как применять присадки для моторных масел
Перед их применением нужно определиться со следующей информацией:
Как правило, конкретный способ применения (дозировка, периодичность и т. д.) указывается производителем в «Инструкции по применению» средства, которую необходимо строго соблюдать.
При этом следует помнить, что при несовместимости присадки с моторным маслом на поверхности может образоваться плотная пленка, похожая на резиновый слой. Для удаления такого слоя придется полностью заменить масло и провести промывку всего двигателя.
В некоторых случаях несовместимая присадка может превратить масло в желеобразную массу, которая закупорит масляные магистрали, в результате чего придется полностью разбирать двигатель. Поэтому, вопрос совместимости такого состава с маслом имеет первостепенное значение, особенно при использовании веществ на основе минеральных порошков.
Если использование присадки предполагает ее заливку в масло, уже использующееся в двигателе, то перед ее добавлением необходимо убедиться в свежести находящегося в двигателе масла. Если оно уже отработало 1 000 км и более, то нужного результата достигнуто не будет. В лучшем случае, несвежее масло с присадкой оставит на поршне отложения, на 70% больше обычного, в худшем – приведет к повышенному износу деталей и перегреву двигателя с необратимыми последствиями.
Дело в том, что несвежее отработанное масло, в отличие от свежего, теряет впитывающую способность и не может растворить в себе присадочные компоненты. Лучшим моментом для использования присадки является полная замена масла с масляным фильтром. Особенно актуально применение присадок при использовании низкокачественно масла.
Целесообразность применения той или иной жидкости должна определяться начальным состоянием двигателя. Для новых и не сильно изношенных моторов целесообразно применение геомодификаторных составов, которые повышают характеристики двигателя и увеличивают его ресурс. К тому же геомодификаторные присадки используются по принципу «залил и забыл», без постоянного повторного применения. А вот «старческим» и сильно изношенным двигателям потребуется более сильнодействующее средство (металлоплакирующее или полимерное), с пожизненным использованием. Это, конечно, не спасет двигатель от капремонта, но позволит значительно его отсрочить, уменьшит расход масла и снизит вероятность неожиданного отказа двигателя.
Недостатки
Кроме положительного эффекта, применение присадок имеет и некоторые недостатки:
Заключение
Как показала практика, использование присадок для моторных масел действительно дает положительный эффект. А все отрицательные отзывы об этих веществах, как правило, основаны или на неправильном применении присадок, или на использовании низкокачественных подделок, которые бесполезны, а иногда и вредны.
Поэтому выбирать присадки необходимо тщательно и ответственно, от проверенных производителей и желательно по рекомендации. Эксперименты по принципу «получится, не получится, все равно», в этом вопросе не уместны!
Видео о присадках в моторное масло:
Присадки в бензиновый двигатель
Присадку в мотор актуально лить в том случае, когда у него теряется мощность, компрессия, появляется масложор и дымность. Для решения таких проблем лучшим вариантом является ремонт, но отсрочить его можно и присадками заливаемых в масло. В данной статье мы предлагаем рассмотреть рейтинг лучших присадок в ДВС на бензине или дизеле, и разобраться какую пользу они приносят двигателю.
Учтите, что универсального средства, способного “вылечить” двигатель не существует, такие присадки в большинстве случаев направлены на такое действие как: увеличение вязкости масла, размягчение резиновых сальников, уменьшение трения, заполнение микрочастицами царапин. А уже как результат, приводить к изменениям в его работе.
Как выбрать присадку для восстановления двигателя
Все двигатели внутреннего сгорания имеют высокую температуру горения топлива до — 1500 градусов С. При этом температура поверхностей трения ЦПГ может достигать 350 градусов С. Поэтому важно подбирать присадки в масло, которые соответствуют требованиям и нормам термостойкости. Самыми популярными для ДВС являются присадки уменьшающие расход масла, восстанавливающие двигатель и антифрикционные составы.
Виды присадок и как они работают
Антифрикционные присадки в моторное масло
Принцип действия восстанавливающих присадок заключается в повышении вязкости масла либо размягчении резиновых сальников. Также одной из задач подобных составов является создание на поверхности трущихся деталей более плотной защитной пленки либо заполнение царапин микрочастицами. Они помогают поднимать компрессию, давление в масляной системе, избавиться от утечки либо угара масла.
В целом присадки для восстановления двигателя можно разделить на несколько категорий – тефлоносодержащие, реметаллизанты, кондиционеры металла, слоистые модификаторы трения и геомодификаторы трения.
Тефлоносодержащие присадки заливаются в масло двигателей с большим пробегом. Они образуют прочный слой на деталях, но рекомендуются только как временное решение (в противном случае придется добавлять при каждой замене масла). Несмотря на явные преимущества, средства с тефлоном имеют свои недостатки – они дорогие, могут разлагаться при высоких температурах, при постоянном использовании способны закоксовать поршневые кольца.
Реметаллизанты – это присадки в ДВС с металлоплакирующими компонентами, их еще называют “реметаллы”. Состав представляет собой металл в виде мелкодисперсного порошка “мягких” металлов – меди, олова, свинца и др. Благодаря такой форме во время работы двигателя он налипает на те участки деталей, на которых есть царапины. Добавка способна улучшить работу силовой установки и отсрочить капитальный ремонт. Правда такой мелкодисперсный металл довольно мягкий и поэтому восстановленный слой держится на деталях сильно изношенного двигателя не дольше 5000 км пробега.
Кондиционеры металла – средства с хлоропарафиновыми компонентами. Основу добавки составляют хлор и сера, благодаря которым происходит растворение продуктов износа. Принцип работы соединений заключается в трансформации мелких частиц металла в соли, которые проникают в зону трения и снова оседают на деталях, образуя защитное покрытие. Также в составе кондиционеров металла есть противозадирные компоненты – фторированные полиэфиры.
Слоистые модификаторы трения представляют собой соединение вольфрама, молибдена, графита, тантала и прочих элементов. Благодаря этим компонентам на поверхности деталей образуется слоистое покрытие, которое снижает коэффициент трения. Единственный минус слоистых модификаторов в том, что их эффекта хватает не более чем на пару тысяч км. При высоких температурах сернистые соединения быстро разлагаются, а графит постепенно откладывается в поршневых канавках, на клапанах и в масляных каналах.
Уплотнение зазоров между кольцами и стенками цилиндра
Геомодификаторы трения состоят из серпентина, талькохлорита, амфибола и рудных минералов. В некоторых составах применяют терморасширенный графит. Действует присадка в двигателе следующим образом – во время трения композиция минералов разрушается в зоне трения, одновременно очищая поверхности металла с образованием тонких частичек. В результате рабочие поверхности покрываются прочным металлическим слоем.
Антифрикционные присадки являются универсальными реставрирующими составами. Данные средства в основном добавляют в масло тех бензиновых двигателей, пробег которых уже давно перевалил за 100 тыс. км. Антифрикционные присадки направлены на растворение нагара и смолистых отложений, которые оседают на стенках деталей мотора. В процессе очищения происходит распад частиц металла до ионного состояния, а также заполнение мелких трещин на рабочей поверхности. Газы не могут прорваться в картер за счет уплотнения зазора между кольцом и стенкой цилиндра.
В таблице ниже рассмотрены наиболее распространенные проблемы изношенных двигателей и с помощью каких присадок их можно решить.
Проблема, которую может решить присадка | Тип присадки и ее предназначение | Чем поможет двигателю и когда будут результаты |
---|---|---|
Присадка от масложора для бензинового мотора | Если масложор немного больше нормы – подойдет стандартная присадка против угара масла (с реставрирующими свойствами). Если же расход масла сильно вырос и появились следы наружной течи – лучше используйте присадку стоп-течь | Состав против угара защищает детали двигателя от повышенного износа, а вот стоп-течь восстанавливает эластичность резиновых сальников клапанов. Также такая присадка уменьшает расход смазки на маслосъемных кольцах (на угар). |
Присадка для восстановления компрессии | Лучшим вариантом будет триботехнический состав, который эффективно восстанавливает поверхности деталей | В среднем в бензиновых двигателях компрессия повышается на 0,2-0,3 МПа, а в дизельных на 0,3-0,7 МПа, и выравнивается по цилиндрам. Если же на исправном бензиновом двигателе компрессия не просто восстановилась, а выросла еще больше – значит в камере сгорания образовалось много отложений и следует сделать раскоксовку. |
Присадка для борьбы с шумом мотора | Здесь также подойдет триботехнический состав, поскольку шум часто возникает из-за разности компрессии по цилиндрам (мотор может начать есть больше масла) | Средство начнет проявлять восстанавливающие свойства на пробеге до 1 тыс. км. Шум постепенно снизится, а компрессию получится восстановить, если добавить присадку при очередной замене масла |
Противодымная присадка для бензинового двигателя | Ситуацию исправит присадка реметаллизант. Применяют ее, когда из выхлопной трубы идет сизый, синий дым (признаки от износа поршневой группы) | Обработка реметаллом позволяет недорого устранить дымность мотора, снизить чрезмерное потребление топлива и масла |
Упала мощность мотора с пробегом | Быстро восстанавливают мощность двигателя геомодификаторы трения | Средство наращивает восстановительный слой благодаря силикатам магния, снижает уровень трения и защищает масло от окисления |
Присадка против задиров в цилиндрах | Залейте кондиционер металла с фторированными полиэфирами | Чистый фтор позволяет защищать цилиндры против образования задиров на протяжении всего периода до следующей замены масла (около 10 тыс. км) |
Рейтинг лучших присадок для бензинового двигателя с пробегом
Разобравшись с тем, какие типы присадок в мотор помогают устранить определенные проблемы, предлагаем вместе рассмотреть рейтинг лучших средств. Так как далеко не все присадки действительно решают сразу несколько проблем изношенного двигателя, мы определили ТОП составов, основываясь на универсальности и общей эффективности самых популярных средств.
Супротек триботехнический состав “Актив плюс”
Трибосостав для двигателя Suprotec “Актив плюс” продается в баночке 90 мл. Артикулы – 122899 и 240491 (производства двух заводов). Стоимость в пределах 1830 рублей. Применяется для бензиновых и дизельных двигателей. Ранее компания предлагала для бензиновых моторов отдельные средства “Актив бензин” (пробег до 50 тыс. км) и “Актив Плюс Бензин” (пробег более 50 тыс. км), а с 2019 года они были сняты с производства.
Отличительной чертой средства Актив плюс Супротек является то, что обычные присадки формируют свойства моторного масла, а триботехнические составы формируют свойства поверхности. Это означает, что заливая добавку в масло, вы добиваетесь не столько улучшения характеристик масла, сколько образования защитных слоев на поверхности деталей ДВС.
Присадку для двигателя с пробегом можно использовать независимо от того, атмосферный он или турбированный. Максимальный рабочий объем до 2,5 л, а масляная система должна быть объемом от 4 до 7 л.
Для получения востребованного результат следует придерживаться приложенной инструкции, так как применяется трибосостав в 3 этапа и на каждом из них используется по одному флакону трибосостава.
Hi-Gear мягкий очиститель для двигателей с износом, с SMT2
Присадка Hi-Gear SMT2 для моторов со средним и сильным износом продается в баночке 444 мл. Артикул – HG2206, цена в среднем составляет 670 рублей.
Данная присадка для двигателя с большим пробегом направлена в первую очередь на очищение системы смазки, а также внутренней поверхности от всевозможных отложений. Кондиционер металла Хай Гир может восстановить подвижность как маслосъемных, так и компрессионных колец. В результате состав присадки может продлить срок службы масла и деталей ДВС.
Чтобы восстановить мощность мотора, рекомендуется использовать добавку за 150-200 км до замены смазки. Если есть симптомы сильного износа, необходимо добавить еще 1 банку SMT2 спустя 2000 км после плановой замены масла.
Liqui Moly Cera tec
Антифрикционная присадка Liqui Moly Cera Tec поставляется в колбе 0,3 л. под артикулом 3721, купить можно по средней цене в 1570 рублей.
Это слоистый модификатор трения, в котором присутствуют молибден и керамические компоненты. Керамика создает специальное восстановительное покрытие, которое уже спустя 700-1000 км значительно снижает уровень трения. Эффект, по словам производителя, должен сохраняться на протяжении 50 тыс. км.
Присадку Ликви Моли Кера Тек рекомендуется заливать в свежее масло для двигателей с износом с объемом моторной смазки до 5 л.
ABRO Lube
Тефлоновая присадка в моторное масло ABRO Lube продается в бутылке 946 мл под артикулом AL-629. Ее стоимость в среднем равна 1300 рублей.
Средство является универсальным, поскольку подходит для ДВС, работающих на бензине, сжиженном газу и дизеле. Благодаря имеющемуся в составе тефлону и смеси вязкой смазки, добавка снижает уровень трения деталей, износ мотора и способствует его более легкому запуску.
RVS Master Engine
Геомодификатор трения RVS Master Engine предлагается в прозрачной баночке объемом 180 мл, его артикул Ga6, стоимость – более 2600 рублей, а также Ga4 и Ga3 (объем средства рассчитан на 4 и 3 литра масла).
Добавка ориентирована исключительно на бензиновые моторы и позволяет предотвращать появление задиров, уменьшает стук цилиндропоршневой группы. С ее помощью можно выровнять компрессию по цилиндрам. Геомодификатор не только снижает расход масла, но и стабилизирует его давление в системе.
Lubrifilm Metalyze 8
Швейцарский реметаллизант Lubrifilm Metalyze 8 продается в фасовке 207 мл и стоит порядка 2600 рублей. Артикул LBFM-MTLZ8.
Восстановитель предназначен для бензиновых и дизельных моторов, пробег которых составляет более 150 тыс. км. со значительным износом, признаками потери мощности и приемистости. Если объем двигателя не превышает 2,0 л, то достаточно одной упаковки. Действует на протяжении 10 тыс. км. Для улучшения эффекта рекомендуется проехать на присадке не менее 5 тыс. км.
Xenum VX300
Антифрикционная присадка-модификатор Xenum VX300 поставляется в объеме 0,3 л. Артикул банки – 3123301, стоимость в районе 1460 рублей.
Это полностью синтетический состав российского производства. Его можно заливать как в моторные, так и в трансмиссионные масла. Улучшает характеристики смазки, и защищает поверхности трущихся деталей на протяжении 100 тыс. км.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Какие присадки можно лить в мотор?
Наиболее подходящими для изношенных ДВС являются триботехнические составы и геомодификаторы трения. Эти присадки лучше остальных наращивают поверхность поврежденных деталей и отлично подходят в качестве составов для бензиновых и дизельных двигателей внедорожников (так как они надежно защищают поршневую группу при тяжелой эксплуатации автомобиля).
Какую присадку выбрать если он дымит?
Присадка “стоп-течь” позволяет уже спустя 600 км пробега снизить угар масла. Она частично восстанавливает эластичность всех пластиковых и резиновых прокладок, сальников. В результате устраняется сизый дым из выхлопной.
Работают ли на самом деле восстанавливающие присадки?
Да, присадки действительно работают. Только важно подбирать состав, исходя из тех симптомов, которые проявились в вашем моторе. При пробеге более 50 тыс. км практически все присадки рекомендуется использовать в 3 этапа: в старое масло до замены, после плановой замены и после одного полного цикла в 10 тыс. км (второй замены масла).
Какой присадкой можно повысить мощность старого мотора?
Лучшими для этой задачи считаются: кондиционер металла (Hi-Gear) и трибосостав (Супротек Актив Плюс) или слоистые модификаторы трения от Liqui Moly Cera Tec. Они комплексно повышают мощность, компрессию и снижают расход масла (если он проявился в пределах 1 л на 1000 км). Помимо улучшения мощности и приемистости мотора, компоненты присадок минимизируют вероятность появления задиров, если в старом моторе происходит аварийная потеря масла.
Присадка для двигателя: в масло и бензин
Присадка в двигатель – это препарат, который добавляется в топливо или масло для улучшения их эксплуатационных свойств.
Производятся различные виды присадок, и некоторые из них действительно позволяют достичь желаемого эффекта.
Называть какие-то конкретные цифры сложно, поскольку в механизме воздействия присадки на двигатель слишком много составляющих. Это возраст автомобиля, изношенность двигателя и качество его комплектующих, стиль вождения, режимы езды (городской или загородный), качество топлива. Этот список не полон, но дает представление о том, насколько сложно заранее просчитать конечный результат.
Большинство автолюбителей считают, что присадки действительно дают необходимый результат, хотя и не такой масштабный, как обещают производители.
Присадки действительно продлевают ресурс двигателя, улучшают динамические показатели и экономят топливо.
Это проверено большим количеством испытаний, как на стендах, так и в реальных условиях.
До недавнего времени абсолютно все автопроизводители были категорически против присадок, однако сейчас мнение многих изменилось. Они уже говорят о пользе присадок, а некоторые составы даже настоятельно рекомендуют.
Основные 2 типа присадок – те, которые заливаются в масло, и те, которые заливаются в топливо.
Присадки в масло
Предназначены для лучшего сохранения маслом своих свойств. Любое масло в процессе эксплуатации медленно, но верно теряет свойства, что ухудшает его изначальный химический состав. В результате масло уже не так хорошо справляется со своей основной задачей – защитой двигателя. Увеличивается трение, растет расход топлива, снижаются мощностные показатели. Считается, что максимальные потери свойств масла происходят в период после замены масла, особенно, если машина используется в городском режиме. Присадки способны замедлить старение масла. Это не означает, что интервал между заменами масла можно увеличить.
Стабилизирующие присадки в масло
Автовладельцы их называют «антидымными», поскольку видимый результат их действия – чистый выхлоп, без копоти или синевы. Именно так и должны выглядеть выхлопные газы у нового автомобиля, не имеющего проблем с двигателем. Наиболее частая причина задымленности – масляные отложения в камере сгорания. Происходит это в результате износа ЦПГ. Присадка увеличивает вязкость, снижая уровень нагара. Важный момент: проблему износа цилиндро-поршневой группы такие присадки не решают, их действие временное. Но как профилактическая мера против нагара, это дает результат. Эти присадки очень популярны у продавцов б/у автомобилей, поскольку они маскируют явно видимые неисправности.
Реставрирующие присадки в масло
Другое название – антифрикционные. Действительно способны помочь двигателю, пробег которого превышает 100000 км. На трущихся поверхностях двигателя со временем возникают потертости и микротрещины. Присадки сперва очищают, а потом восстанавливают проблемные участки. В результате выравнивается компрессия, улучшаются динамические показатели.
Большинство специалистов считают, что новому автомобилю присадки в масло не требуются, вполне достаточно соблюдать рекомендуемые сроки замены масла, а также заливать только качественную продукцию от известных брендов. И, конечно, тщательно соблюдать период обкатки нового авто. Для разных моделей автомобилей периоды обкатки нового двигателя различаются, иногда довольно существенно – от 3000 км. у Mazda 3-6, до 20000 км. у Ford Focus. Сроки обкатки каждой модели указаны в рекомендациях производителя, при их несоблюдении велик шанс отправить новый двигатель в капремонт.
В ситуации, когда двигатель за годы своей работы «подустал», присадки могут помочь подлить его срок службы, а также улучшить рабочие показатели. Здесь главное – правильно определить, какая именно присадка требуется. Хотя существуют и универсальные присадки, обладающие широким спектром действия.
Присадки в топливо
Бензиновые, в свою очередь, подразделяются на присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей.
Почти все они имеют «моющий» эффект, и предназначены для того, чтобы растворять смолосодержащие вещества, имеющиеся в составе любого топлива.
Помимо этого, присадки растворяют уже имеющиеся отложения, осевшие в топливной системе. Карбюраторные присадки должны еще обеспечивать связывание и вывод влаги. Обусловлено это тем, что в карбюратор, в отличие от инжектора, попадает и постепенно накапливается атмосферная влага. Это не идет ему на пользу, а в холодное время года осложняет запуск двигателя.
Моющие присадки в топливо
Их еще называют топливосберегающими. Они поддерживают уровень чистоты в двигателе и хороши в качестве регулярной профилактической меры. Также их применение имеет смысл в случае попадания в двигатель некачественного бензина, с чем рано или поздно сталкиваются все автовладельцы.
После заправки абсолютно исправный автомобиль вдруг начинает «тупить», падает динамика, авто неравномерно набирает скорость – это основные признаки плохого топлива. Не всегда виноват бензин, частицы грязи могут попасть в систему во время заправки, также грязь может отслоиться от стенок бензобака.
Дегидрирующие присадки в топливо
Как это видно из названия, помогают избавиться от влаги в топливной системе. Вода может попасть в систему вместе с бензином, либо образоваться в виде конденсата из-за перепадов температур.
Присадки связывают молекулы воды и выводят их; это особенно актуально в зимний период, когда возможно образование льда. В результате применения таких присадок работа двигателя становится более ровной, автомобиль легко запускается в морозы.
Очень важны присадки для дизельных двигателей. Связано это с тем, что технологии производства дизтоплива на постсоветском пространстве не модернизировались со времен Советского Союза.
Производители не считают нужным вкладывать деньги в обновление производства такого безперспективного топлива, как солярка. При этом смолообразующих веществ в ней на порядок больше, чем в бензине. Поэтому дизельные двигатели быстрее покрываются нагаром и отложениями из спекшихся смол, а следовательно, быстрее выходят из строя. Помимо этого, присадки для дизеля помогают сэкономить топливо лучше, чем бензиновые.
Правила применения присадок
Применение присадок требует соблюдения определенных правил, которые обычно указаны в инструкции. Но не помешает и просто запомнить их:
Самые лучшие присадки в двигатель
Сейчас идет немало споров, пользоваться присадками, или нет. Кто-то считает, что раньше ездили без присадок, и все было нормально. Кто-то, наоборот, полагает, что пользование достижениями современной науки облегчает жизнь. В конечном счете, каждый решает этот вопрос сам, исходя из личного опыта, или ориентируясь по информации в интернете.
Основное пожелание тем, кто решит обратить свой взор на присадки – перед их применением постарайтесь тщательно изучить имеющуюся информацию. И, конечно же, рекомендации производителей никто не отменял.