С чем олицетворяется водный объект в этом произведении
Образ моря в русской поэзии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Российские поэты в своих произведениях уделяли много внимания природе, часто писали о море. Могучая водная стихия навеяла сотни романтических, загадочных, волшебных образов. Она двойственна по натуре: тихая гладь оборачивается высокими волнами, разрушающими всё на своём пути. В русской национальной поэзии морская тематика занимает значительную роль – авторы создавали сказочные, фантастические образы, воспринимали море как символ свободы, непокорности перед роковой судьбой.
В. А. Жуковский
Стихотворение «Море» (1882 год) – произведение, с которого начался творческий путь элегиста. Водная гладь – олицетворение жизненного пути, небеса – недостижимый идеал. В мире главного лирического героя пространство не подвержено законам, свободно от всех запретов. Его душа, как океан, в котором скрывается пучина и бездна. Герой элегии безустанно стремится покорить «Небесную твердь». Его море – спокойная, смиренная стихия.
Между мечтой и душей стоит буря, как образ неестественности, чего-то лишнего, неправильного. Она тревожит океан, пытается лишить героя неба – возлюбленной, мечты. Мистическую, неделимую, таинственную сущность океана подчеркивает стиль написания стихотворения – белый амфибрахий, разделенный на строфы без рифм.
В стихотворении «Пловец» океан, море ассоциируются с жизненным путем, символизирует саму жизнь.
В «Тревожною думой наполнено ты» автор рассказывает о разных состояниях моря: спокойное, во время бури и после непогоды. Для лучшей передачи мыслей автор использует различные средства художественной выразительности:
А. С. Пушкин
Автор считал В. А. Жуковского своим учителем, наставником. Созданные им произведения отличаются дерзким стилем, непримиримой мятежной подачей. Во время одесской ссылки Пушкин пишет стих «К морю» (1824 г.), в котором находит свою репрезентацию желание автора избавится от душевной моральной неволи, вырваться, освободиться. Обращение к морю становится отражением порыва к беспредельной свободе, абсурдной борьбе с реальностью, зависимостью от материального, социального бытия.
Готовые работы на аналогичную тему
Образы моря в произведениях поэтов XX столетия
Несколько иное восприятие водной стихии прослеживается в произведениях поэтов прошлого столетия. Начало века ознаменовалось глубокими онтологическими трансформациями жизнедеятельности общества, потрясениями и драматическими событиями. В сложных исторических условиях личность оказалась в пучине хаотических событий, в ситуации ломки прежних устоев, утраты интенций, которые на протяжении столетий направляли развитие личности, общества и государства. В этом хаосе, человек обратился к природным образам, которые на протяжении столетий оставались неизменными.
Море – один из центральных природных символов Д. С. Мережковского. Впечатления от моря для него – несравнимы ни с чем и всегда новы. Автор подчеркивает, что налюбоваться изменчивостью и непостоянством моря нельзя, каждую минуту водная гладь меняет свои оттенки, при этом оставаясь всегда неизменной в своей перманентной изменчивости, вариативности. Море – символ самой человеческой жизни, которая столь же изменчива и непредсказуема, однако, всегда и неизменно вариативна.
М. Цветаева сравнивала морскую пучину с изменами и переменчивостью, в ее «Молитве морю» водная пучина – символ бесконечности, всемогущей силы, своеобразный символ всех эмоциональных состояний личности от безмятежно созерцательных до штормовых. Океан, водная стихия воспринимается как символ самого мироздания, как сумма всех потенций существования личности.
Таким образом, символы моря, водной стихии встречаются во многих стихотворениях российских поэтов. Море, водная стихия может выступать символом:
К образу моря обращались поэты в моменты грусти, радости, отчаяния и находили умиротворение, восторгались. В одних произведениях авторы подчёркивают разрушающее, самоуверенное и решительное начало водной пучины, в других – прослеживается робкое, живое, трепетное отношению к вольной, стихийной, хаотичной силе, однако, вне зависимости от восприятия водной стихии, ее художественные образы неизменно выразительны, символичны.
Олицетворение
Определение олицетворения
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:
Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:
С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.
В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.
Примеры олицетворения в литературе
С помощью олицетворения предметы словно оживают. Этот прием помогает нашему воображению рисовать более яркие картинки. Рассмотрим предложения с олицетворением из произведений известных авторов.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку».
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — популярный прием и у поэтов. С помощью олицетворения можно представить, как идет туча, молчит озеро, рыдает птица, поют ручьи. А еще благодаря этому приему мы можем назвать утро радостным, а сердце мудрым.
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Н. С. Гумилев «Воспоминание»
…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей.
В. В. Набоков «Университетская поэма»
Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз.
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
Примеры олицетворения в рекламе
Примеры олицетворения мы видим не только в известных произведениях, но и в рекламе на уличных баннерах, по телевизору или на ютубе. Рекламщики уже давно используют яркие образы и оживляют товар для увеличения продаж.
Например, в серии роликов от M&M’s главные герои — конфеты Желтый и Красный — разговаривают друг с другом и ведут обычную человеческую жизнь.
А вот примеры слоганов с олицетворением:
Разница между метафорой и олицетворением
Метафора и олицетворение — это приемы, которые построены на образности. Оба приема делают речь более живой и яркой. При этом олицетворение считается разновидностью метафоры.
В чем различие между этими двумя приемами:
Метафора: кот наплакал (так мало, как слез у котика).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (действие, которое характерно для людей, применили к деревьям).
«Воля моя — кремень». Кремень — метафора. Нужно поразмышлять, что хотел сказать автор. Возможно, что воля крепкая и несгибаемая, как кремень.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…». В этом случае автор использует олицетворение, он придает зиме качество человека — злость.
Разница между аллегорией и олицетворением
Иногда олицетворение путают с аллегорией, которая передает абстрактное понятие с помощью конкретного образа. Например, голубь — символ мира.
Однако олицетворение не всегда подразумевает аллегорию. Например, в строке «Горные вершины спят во тьме ночной» Лермонтов приписывает скалам способность спать, как живым существам, но аллегории здесь нет.
Иногда писатель может одновременно использовать и олицетворение, и аллегорию. Тогда объект с человеческими качествами становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении у паруса есть человеческие качества и он становится аллегорией мятежной души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Олицетворение — это искусство оживлять неживое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.
Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.
Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.
Что это такое на примерах
Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:
Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.
Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:
Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору
С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.
Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).
Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.
Еще немного примеров для наглядности:
Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.
Олицетворение в русском фольклоре
Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:
Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ
И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:
Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!
Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.
Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.
В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:
А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.
Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.
Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.
Примеры олицетворений в литературе
И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.
Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?
Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.
Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:
ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!
В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.
Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)
Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.
Олицетворение в рекламе
Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.
Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.
И многие слышали подобные слоганы:
Заключение
Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.
Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Видя такой пример в литературе, читатели часто переносят его в реальную жизнь. Ведь многие приписывают человеческие свойства, например, своим машинам и даже дают им имена.
Олицетворение в литературе и русском фольклоре-это естественное явление, которое придает красоту народному творчеству. А вот олицетворять предметы в рекламе я считаю кощунством.
Вода в произведениях русских поэтов
МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 2 им Г.С.Донского».
доклад участника научно –практической конференции
МР «Вилюйский улус(район)» г.Вилюйск РС (Я)
Вода в произведениях русских поэтов
Работа ученика 9 «б» класса ВСОШ № 2 им.Г.С.Донского
Руководители: учитель русского языка и литературы
Прокопьева Сардаана Степановна
Николаева Акулина Николаевна
Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода.
Большинство людей убеждены, что водяной пар белого цвета, и очень удивляются, слыша, что это неверно. В действительности водяной пар совершенно прозрачен, невидим и, следовательно, не имеет цвета вовсе.Тот белый туман, который в обыденной жизни называют паром,представляет собой не пар в физическом смысле слова, а воду,распыленную в мелкие капельки. Облака также состоят не из водяного пара, а из мельчайших водяных капелек.
Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.
Цель работы : изучить состояние воды в поэзии русских писателей.
1. Раскрыть свойства воды в поэзии русских писателей
2. Выявить примерами состояние воды в поэзии.
Объект исследования: поэзия русских писателей
Методы исследования : поисковый метод, художественно-выразительные средства
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в качестве учебного материала.
Природная красота как произведение искусства Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.
Тема воды в литературе очень широка.
Словесная вода не имеет формулы,
но полна формулировок.
Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно в рамках одной страницы не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. Попробуем лишь дотронуться до верхушки водного литературного айсберга.
Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в «Поучении Владимира Мономаха»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…»
Используя образ реки для сравнения, через сотни лет Л.Толстой напишет: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…»
У Г.Р.Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создает стихотворение «Водомет» («Луч шумящий, водометный, Свыше сыплюща роса. Мой последний слышьте вздох»), но самым, наверное, известным, философско-трагическим стало последнее: «Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей…» Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличии от нас.
В литературе вода помогает нам представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления. Пожалуй первым, кто от описания силы и красоты падающей воды («Водопад») перешел к размышлениям о человеческой природе, был Г.Р.Державин. Эту особенность мы можем выделить позднее у Пушкина, Лермонтова и уже упоминавшегося Ф.И.Тютчева.
Последний отметил особую, присущую лишь человеку, воду – «Слезы людские…» С чем только они не сравнивались: с дождем, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой соленой влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: «И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!», а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: «И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли» («Реквием»)..
Марина (р.) – морская. Ср. «маринист» (художник, пишущий море), «аквамарин» (камень цвета морской воды).
Моисей (е.) – извлеченный (из воды).
Имя связано с легендой о египетской царевне, усыновившей ребенка Моисея, плывшего в люльке по Нилу.
Впрочем, египтологи считают имя египетским (Месу), а данную этимологию – еврейской народной этимологией.
Самая известная из литературных Марин – Цветаева.
Многие русские сказки начинает сказочный зачин: «На море – океане, на острове Буяне…»
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.
Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.
В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.
Русалка
Самый известный водный фольклорный персонаж – Русалка. Русалка встречается у А.С.Пушкина «Русалка», у Гоголя в «Майской ночи…» Пришли они в литературу из устного народного творчества, унаследовав основные черты: беззащитность, потребность в любви, верности.
Русалочий праздник – 7 июля, День Ивана Купалы.
Водяной, в отличие от пришедших с земли в воду девушек – русалок, – хозяин воды, в каждом водоеме свой. Его все ублажают: и рыбаки, и мельники. Водяной – злой дух, но любит только доброе обращение. Внешность отталкивающая: большущие, с длинными пальцами лапы, светящиеся зеленым огнем глаза, хвостат и рогат, весь оброс мхом, обмотан тиной. Правда, сейчас водяным и русалкам туго: реки мелеют, озера высыхают, а в соленой воде океанов им неуютно.
Еще один сказочный персонаж, имеющий отношение к воде, Кикимора (вообще-то их две: Шишиги-Кикиморы домовые, а есть еще Кикимора болотная). К Кикиморе болотной относят болотные черти непослушных дочек сердитых матерей, из которых-то и появляются Кикиморы: существа непослушные, проказливые, способные заморочить кого угодно. Слова «морока» и «кикимора» произошли от одного слова Мора или Марона, считавшейся у наших предков богиней смерти.
Во всех древних высказываниях в даосизме образ воды символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях озеро – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры.
Божества источников – это юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, которых можно задабривать, бросая монетки в воду, а те в свою очередь исполнят ваши желания.
Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых озера разделяют мир живых и мертвых. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем.
Вода и фразеология
Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. (Будто) дар речи потерял.
Из посл.: На сердитых воду возят.
Не смотря на то, что планета больше чем на 70% покрыта водой, проблема пресной воды с каждым годом становится острее.
Значит воду надо беречь и это дело каждого.
Надо помнить что каждый из нас может внести посильный вклад в решение этой
Рассмотрим, как передают состояние воды поэты:
Жидкое (агрегатное )состояние воды
Капли жемчужные, капли прекрасные
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых.
Люди, веселые в жизни забвения,
Как велики вы в глазах у других
И как вы жалки во мраке падения,
Нет утешенья вам в мире живых.
Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжелого.
Тихо скользите по стеклам и бродите,
Точно как ищете что-то веселого…
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно…
… А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут…
… Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Вот ливень (не его ль душа ждала)?
И впрямь с небес свалившееся диво-
Так виртуозно, так красноречиво
Вершит свои насущные дела:
Извлек из жести первобытный рев,
Обрушившись неведомо откуда,
Деревья, как зеленые сосуды,
Налил дрожащей влагой до краев,
Какую красоту явил июль,
Опровергая все метеосводки!
Предметов очертания нечетки
Сквозь ливневый колеблющийся тюль.
Твердое состояние воды
Свет небес высоких
… Под голубыми небесами
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Газообразное состояние воды.
Тучки небесные вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Таким образом, в поэзии вода переходит из одного состояния в другое 3 раза:
Жидкое состояние воды : «Капли жемчужные, капли прекрасные»; «Бушует полая вода», « Вот ливень (не его ль душа ждала)?»;
Твердое состояние воды : « И блестящий снег »; « Блестя на солнце снег лежит»; «И речка подо льдом блестит»;
Газообразное состояние воды : « Тучки небесные вечные странники! »; « Стоит туман на волнах охладелых» ;