С чем проводятся игры по методике монтессори
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори для детей раннего возраста
Ольга Потапова
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори для детей раннего возраста
Раннее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру. Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность — ее метод обучения и воспитания действенный и уникальный, а его основой является предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
Развивающие игры по методике Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию от Марии Монтессори. Также все игры Монтессори для раннего развития детей направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что послужит прекрасным фундаментом для правильной речи и письма малыша. А главное — для занятий не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы в доме.
«Что внутри?»
Задачи: развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.
Материал: воздушные шары одинакового цвета и размера, вода, песок, мука, горох, фасоль, крупы.
Игровые действия: Рассыпаем все заготовленные материалы: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
«Волшебные прищепки»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук.
Материал: оформленная коробка, плоскостные предметы из разного материала.
Игровые действия: Предложите ребёнку вынуть прищепки из коробки, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край коробки или за край предмета (хвостик для петушка и т. д.)
«Рисунок на крупе»
Задачи: Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.
Материал: поднос, манка.
Игровые действия: На поднос или любую другую подходящую поверхность насыпаем слой манки. Показываем малышу, как можно рисовать пальчиком на крупе. Рисуем самые простые рисунки – прямые линии, извилистые, солнышко, тучку и т. д. Если малыш впервые рисует на крупе – не стоит ему предлагать что-либо повторять или что-то определенное рисовать. Пусть сам вдоволь рисует и экспериментирует.
«Что нарисовано»
Задачи: Помочь малышу сделать открытие, что у предмета может быть плоскостное изображение.
Материал: картинки с изображением игрушек, предметов и соответствующие этим картинкам реальные предметы, например, рисунок машина и сама машина.
Игровые действия: Вы даёте ребёнку картинки, а рядом расставляете реальные игрушки и предметы, изображённые на карточках. Ребёнок смотрит на карточку и находит по ней предмет, кладёт карточку рядом.
«Открыто – закрыто»
Задачи: Развивать внимание, координацию, мышление и мелкую моторику рук.
Материал: несколько разных по форме и размеру баночек, бутылочек с закрытыми крышками.
Игровые действия: предложите малышу открыть, а затем снова закрыть все ёмкости. Игру можно усложнить. Перемешайте все крышки и предложите ребёнку подобрать к каждой посуде свою.
«Пересыпаем ложкой»
Задачи: Способствовать развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности.
Материал: крупа, 2 мисочки с крупой, ложка.
Игровые действия: Поставьте на подносе две мисочки: слева – с крупой, справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой мисочке и высыпать крупу.
«Бассейн для пальчиков»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.
Материал: таз или 5 – литровая пластиковая бутылка из-под воды, маленькие игрушки (например, «Киндерсюрприз»).
Игровые действия: Спрячьте игрушки в «бассейн» так, чтобы ребёнок не видел, что вы спрятали. Предложите малышу отыскать сюрприз.
«Ищем клад»
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации.
Материал: фасоль (или другие небольшие предметы, смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка).
Игровые действия: Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком.
«Рыболов»
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.
Игровые действия: Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: пробки, рыбки пластмассовые и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все предметы.
«Переливание воды из одной ёмкости в другую»
Задачи: развивать координацию движений, мелкую моторику, усидчивость и аккуратность.
Материал: таз, воронки, ёмкости разного размера и вида, губка.
Игровые действия: Ребёнок ставит материал в тазик, берёт воронку и вставляет в бутылочку, правой рукой наливает в неё воду через воронку. Левой придерживает носик. Далее он выполняет действия с губкой.
«Домик для игрушек»
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, речь.
Материал: пластмассовая бутылка 1,5 – 2 –х литровая с окошком, мелкие игрушки.
Игровые действия: ребёнок вынимает по одной игрушке из окошка бутылки указательным и большим пальцами, называет её. Можно игрушки ставить в ряд, по кругу или ребёнок сам придумывает игру, используя другие игрушки (домик и т. д.).
Картотека прогулок в группе раннего возраста на осень КАРТОЧКА №1. НАБЛЮДЕНИЕ: «Наблюдение за песком. » Свойства песка: сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который.
Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.
Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.
Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста ОБЕД Раз к зайчонку на обед (Ходят по кругу) Прискакал дружок сосед.
Картотека игр для детей раннего возраста Ходьба и подготовка к бегу. 1. Ходьба по ребристой доске Цель. Учить детей ходить по ребристой доске. Материал. Ребристая доска, ободки.
Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.
Мастер-класс игры «Крышечки» по методике Монтессори из пластиковых бутылок Продолжая цикл игр по методике Монтессори, предлагаю мастер-класс игры «Крышечки» Такая игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой.
Игры Монтессори в развитии дошкольников
Света Колмыкова
Игры Монтессори в развитии дошкольников
В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.
Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.
Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающаясреда для взрослых кажется немного упрощенной: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир.
В чем состоит, по Монтессори, сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.
Впитывающее мышление М. Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением».
Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Большое значение Мария Монтессори отдавала развивающей среде. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.
Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Исследования показывают, что до 75% развития мозга происходит после рождения. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывать влияние на структуру связей между нейронами. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.
Развивающие игры – это источник сенсорно-моторных, познавательных и социально-эмоциональных переживаний. Они обеспечивают идеальное развитие мозга ребенка. Поэтому все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игрыможет стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
И вашему вниманию я предлагаю несколько игр:
Цель: Развивает внимание, координацию, мышление и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.
Цель: Развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности.
Ход игры:
Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента.
Цель: Развивает внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
Ход игры:
Подготовкой материала можно заняться вместе – это весело и полезно. Пусть ребенок сам насыпает крупы, потрогает их ручками и опишет вам свои ощущения.
Для этой игры нам понадобятся: воздушные шары одинакового цвета и размера, песок, мука, горох, фасоль, крупы
Рассыпаем все заготовленные материалы: песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Цель: Учить детей сравнивать различные семена, и находить к какому растению они принадлежат.
Цель: Развивать внимание, координацию, мышление, логику и моторику рук. Учить соотносить внешний контур ключа с внутренним контуром замка.
Цель: Учить находить и называть различные виды бумаги. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания геометрических фигур.
«Одним словом назови и запомни»
Цель: учить классифицировать предметы по заданным признакам.
Ход игры:
Ведущий раздает карточки с изображением различных материалов (стекло, дерево, резина, пластик, ткань, металл). У ведущего картинки с изображен6ием различных предметов (ведро, стел и т. д., он их называет, а дети стараются найти подходящие по своим свойствам предметы.
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности. Цель: гармоничное развитие ребенка Задачи: Создать оптимальные условия для развития ребенка. Содействовать развитию сенсорной культуры.
Терентiй Травнiкъ. «Соразделение и Соответствие» Мужчина стремится, женщина ожидает. Мужчина находит, женщина хранит. Мужчина уходит, женщина ждет. Мужчина открывает, женщина входит.
Развивающие игры по методике Марии Монтессори
Методика Монтессори предполагает самообразование. Это значит, что в основном, ребёнок будет учиться самостоятельно, задача родителя — создать для этого все необходимые условия. Лучший метод обучения детей раннего возраста — игра. В такой форме дети быстро усваивают материал и при этом не скучают.
Игры Монтессори — набор занимательных упражнений в игровой форме, направленные на развитие образного мышления. Игры включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Ниже представлены самые простые и легко осуществимые в домашних условиях игры, способствующие общему развитию ребёнка. Буквально со второго занятия малыш сможет работать с каждой из этих игр самостоятельно. Ваша задача — один раз продемонстрировать и объяснить, что от него требуется.
Игровые активности проводятся с подручными материалами и не требуют дополнительных затрат на покупку специального инвентаря, т.к. все можно сделать своими руками в домашних условиях. Для детей 3-7 лет подобные игры подходят больше, чем стандартные игрушки из магазина.
Игры-шнуровки
Такие игры развивают мелкую моторику, координацию движений и усидчивость. Ребёнок учится работать руками, что в будущем поспособствует продуктивному обучению письму.
Шнуровка не предполагает какой-то одной конкретной игры. Здесь вы можете включить фантазию: это может быть простое обучение тому, как правильно вставлять шнурки и завязывать узлы. А можно превратить это в увлекательную ролевую игру.
Самый простой вариант — научить ребёнка протягивать шнурок в дырочки. Когда ребёнок научится этим элементарным приёмам, вы можете найти более сложные варианты шнуровки
Дидактические игры
Ваша задача состоит в том, чтобы подобрать для занятий такие материалы, в которые малыш мог бы погрузиться полностью. При этом излишняя сложность не приветствуется — помните о том, что заниматься ребёнок будет самостоятельно, без вашего участия.
Принципы работы с дидактическим материалом:
Игры для детей раннего возраста
Картотека Монтессори-игр
Самые популярные игры
Игры-шнуровки
Развивающие игры по возрастам
Игры с элементами Монтессори
Игры на координацию
Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания
Как мы знаем, обучение по системе Марии Монтессори подразделяется на так называемые зоны. В соответствии с этим зонированием разработаны игры, каждая из которых способствует проработке проблем в какой-то одной зоне.
«Золушка»:
Целью такой игры является развитие мелкой моторики ребёнка. Кроме того, такая игра позволяет малышу научиться трудиться самостоятельно, без помощи взрослого человека, ведь правила игры просты. Вам потребуются поднос или кастрюля, три миски и три вида крупы. В кастрюлю или на поднос вы высыпаете все три вида крупы вперемешку. Задача ребёнка — вручную расфасовать крупинки по трём мискам. Разумеется, речь не идёт о пшене или манке. Вы можете взять горох, фасоль, любые другие бобы и немного гречневой крупы. Ребёнку нужно показать пример, как раскладывать крупы. Будет также полезно, если вы расскажете ребёнку несколько интересных фактов, рассказывающих о каждом виде крупы. Когда всё это будет выполнено, попросите ребёнка попробовать начать расфасовку самостоятельно. Если у него всё получается — отойдите и не мешайте. В конце игры обязательно похвалите малыша. Интересным опытом для него будет, если вы сварите по несколько крупинок всех трёх видов и дадите ребёнку их попробовать на вкус.
Когда малыш будет уверенно справляться с поставленной задачей, можно усложнить игру, например, завязав ему глаза.
«Шнуровка»:
Данная игра способствует развитию мелкой моторики и усидчивости. Игра очень проста. Вам понадобятся разноцветные шнурки и картонные вырезки с отверстиями для протаскивания шнурков. В ходе игры на одной из вырезок покажите ребёнку, как правильно шнуровать ботинки. Затем дайте ему другую вырезку и позвольте попробовать сделать это самостоятельно, сверяясь с образцом. Если ребёнок ошибается, указывайте ему на образец, сделанный вами, предлагайте сравнить его работу с вашей и найти ошибки самостоятельно. Когда все эти этапы будут пройдены, научите малыша завязывать узел, а затем бантик. В качестве усложнения задания стоит предложить более необычные варианты шнуровки. Кроме того, можно убрать образец. Если ребёнок действительно понял принцип, то он сможет зашнуровать ботинки и без него.
Игра максимально простая. Вам понадобятся несколько картонных заготовок с закреплёнными на них скотчем или нитками «волосами». Объясните ребёнку, как плести косу. Когда у него начнёт получаться плести косы без посторонней помощи, вы можете усложнить задание: например, предложите малышу заплести много мелких косичек или покажите ему более сложные варианты плетения.
«Аккуратные ручки»:
Для этой игры вам понадобятся две картонные заготовки в форме ладоней с прорисованными неровными ногтями. Покажите ребёнку заготовку. Сравните свои ногти и ногти ребёнка с нарисованными. Объясните ребёнку, что в целях соблюдения правил гигиены ногти нужно регулярно подстригать. Объясните также, как правильно стричь ногти, чтобы не пораниться. Далее предложите ребёнку подстричь ногти у заготовки. Сначала пробуйте вместе, очерчивая при этом карандашом ту границу, по которой нужно стричь. Затем позвольте ребёнку сделать это самостоятельно. Для усложнения задачи вы можете, например, перестать прочерчивать линию среза. Также, если вы занимаетесь с девочкой, можно предложить ей накрасить ногти заготовки.
Игры, направленные на развитие сенсорики
«Рваная аппликация»:
Вам понадобится лист с каким-нибудь простым рисунком, клей-карандаш и цветная бумага разных цветов. Покажите ребёнку, как при помощи отрывания маленьких кусочков бумаги можно создать цветовое наполнение картинки. Попробуйте вместе с ребёнком сделать такую аппликацию, а следующую пусть он делает сам. Для усложнения задачи можно предложить ребёнку раскрасить картинку не просто обрывками бумаги, а мятыми бумажными шариками. Это прекрасный способ проработки навыков мелкой моторики. Также можно раскрашивать при помощи полосок бумаги, скатанных в так называемую «улитку». Это вдвойне сложно, так как ребёнок сначала должен нарезать полосы, затем скрутить и закрепить края, а уже только потом наклеить.
«Веселый садовод»:
Для игры вам понадобятся 10 фруктов одного сорта. Предпочтительнее взять яблоки или апельсины. Положите их в ряд перед ребёнком. Объясните ему, что все они одинаковые, но у них есть незначительные различия, например, если берёте яблоки, где-то может быть листочек, где-то не быть черенка и так далее. Если естественных особенностей яблока не хватает для полной дифференцировки, можете подрисовать маркером пару пятен. Так, поговорите с ребёнком об отличиях каждого фрукта. Далее предложите малышу самостоятельно на его усмотрение выбрать один из фруктов и рассказать вам про его отличия от остальных. Затем попросите его отвернуться и перемешайте их. Предложите ребёнку найти среди перемешанных фруктов тот, о котором он вам говорил. Для усложнения игры можете либо просто дать малышу большее количество фруктов, либо взять фрукты и орехи, между образцами которых сложнее разглядеть отличия.
«Букет для мамы»:
Вам понадобится набор полевых цветов, лента, ваза с водой. Вместе с ребёнком разложите собранные цветы на столе, наберите воду в банку (можете намеренно пролить немного и попросить ребёнка протереть поверхность). Затем расскажите ему, как готовить цветы для букета: научите его обрезать нижние листья и выравнивать длину стеблей в букете. Затем покажите, как правильно ставить цветы в вазу — по одному, аккуратно, чтобы не сломать, либо же изначально сформировать букет на столе и перевязать лентой и уже целый букет поставить в воду. Сделанную вами цветочную композицию можете подарить ребёнку, при этом произнеся добрые пожелания. После этого предложите малышу самостоятельно изготовить букет.
«Чудесный мешок»:
Вам понадобится непрозрачный мешочек и несколько предметов, помещающихся в детской руке. Это могут быть монетки, игрушки из киндер-сюрприза, некоторые школьные принадлежности и так далее. Прежде чем начать игру, вы складываете предметы в мешочек, не показывая их ребёнку. Он не должен раньше времени знать, что лежит в мешочке. Затем предложите ребёнку засунуть руку в мешок и на ощупь найти один предмет. Далее малыш должен ощупать предмет и предположить, что это такое, из каких частей состоит объект и из чего он сделан. После можно вытащить вещь из мешка и обсудить с ребёнком ошибки, если таковые имеются.
«Простые пазлы»:
Вам понадобятся старые открытки и ножницы. Разложите перед ребёнком открытки и предложите ему выбрать одну. Потом разрежьте её на несколько — в идеале 8–10 — квадратиков примерно одинаковой величины и перемешайте их на столе. Попросите ребёнка собрать этот пазл. Если ребёнок справляется хорошо, то можно разрезать следующую картинку на более мелкие части. Если же у него не получается, не ругайте малыша, просто отложите пазл — он сможет собрать его позже. Попробуйте упростить ребёнку задачу, разрезав другую открытку на более крупные кусочки. Каждый набор лучше хранить в отдельном конвертике или мешочке. На следующий день после начала игры можно предложить ребёнку вернуться к этому занятию. Смысл теперь будет состоять в том, что для правильной сборки пазла нужно будет подключить мышление, ведь цельный образ картинки уже будет забыт.