С чем пушкин сравнивает речку покрытую льдом
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 87 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 87 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3 и 4.
Учебник 1 часть — Страница 87.
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, все бело кругом.
(Из романа «Евгений Онегин»)
* * *
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
(Из романа «Евгений Онегин»)
С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
Речка, покрытая льдом, сравнивается с модным паркетом. Упоминание об опрятном, модном паркете помогает читателю представить, насколько поверхность речки была чистой, блестящей, скользкой и гладкой.
Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Мальчишки изображаются веселыми, беззаботными и игривыми. Они радуются зиме и возможности покататься на коньках. Помогает передать звук скользящих коньков слово «режет».
Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Первый снег изображён в стихотворении так: веселый, он звёздами падает на берег. Автор называет снег звёздами, потому что форма снежинок напоминает звездочки.
Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Фрагмент «В тот год осенняя погода…» можно озаглавить так: «Ожидание зимы», «В окне», «Январь», «Зима наступила!».
Фрагмент «Опрятней модного паркета…» можно озаглавить так: «На реке», «Лёд», «Ледяной паркет», «Первый снег».
С чем сравнивается речка, покрытая льдом в стихотворении Пушкина?
Задание по литературе для 3 класса С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
В романе «Евгений Онегин» можно встретить такое описание народных забав у замерзшей речки,которое начинается словами «Опрятней модного паркета». Именно с модным паркетом сравнивает Пушкин окованную льдом речку. Откуда берется это сравнение?
Паркет в то время был видимо очень модным половым покрытием, и за ним тщательно следили и натирали до такой степени, что паркет блестел. Но также блестит и покрытая льдом речка, поэтому автор решил использовать это уникальное по красоте сравнение, которое к тому же трактуется в пользу речки.
Мы сразу представляем ровную и блестящую поверхность реки, скользкую, ведь и паркет скользкий.
Если бы меня спросили о содержании «Сказки о царе Салтане», то я наверное ответила бы в нескольких словах так: Это сказка о том, как кознями злых людей были разлучены царь-отец и его супруга с маленьким сыном. Это сказка о том, как молодой князь Гвидон и его мать высадились на острове, как он спас Лебедя, который стал помогать Гвидону. Это сказка о том, как князь Гвидон скучал по своему отцу и как встретил свою суженную там, где никак не рассчитывал ее обнаружить. Это сказка о счастливом воссоединении семьи и прощении виноватых.
Это сказа со множеством волшебных приключений и красочных чудес. Это сказка о торжестве добра над злом.
Несложно представить себе отчаяние молодой царицу в сказке «О царе Салтане» которую вместе с младенцем затолкали в бочку и пустили по воле волн.
Она плачет и вопит в бочке, она пребывает в отчаянии и это ее отчаяние автор показывает строчками:
Однако сын ее растет в это время очень быстро и вот он уже начинает обращаться к волнам с просьбой, даже мольбой, вынести их на берег:
Волны с шелестом бьются о стенки бочки и этот шелест волн автор передает обилием шипящих звуков, которые встречаются в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь. Благодаря им мы не только слышим плеск волн, но и чувствуем, как качается бочка на волнах.
В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.
В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.
Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.
И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.
В концовке «Сказки о царе Салтане» Пушкин отдает дать традиционным способам написания русских волшебных сказок, то есть он использует концовку:
Такие концовки характерны для народных сказок, вот только пишутся они обычно прозой и встречаются как в приведенном у Пушкина варианте, так например и в таком виде:
Однако Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не внес в эту концовку и свой элемент, свой яркий юмор, которым кстати пронизана вся эта сказка и прочие сказки Пушкина. Подобное сочетание нехарактерно для народных сказок, но у Пушкина оно встречается сплошь и рядом:
Я бы сказала, что подобное окончание делает сказку Пушкина более достоверной, более приближенной к реальности, добавляет ей правдивости.
Все в мире познается в сравнении и Пушкин прекрасно понимал, что описание красоты зимнего утра, того впечатления, которое оно произвело на поэта и того впечатления, которое он собирался добиться своими строками у читателя, будет неполным, если не сравнить эту красоту с чем-то прямо противоположным. Поэт выбрал для сравнение образ зимней вьюги, которая прошла накануне.
Говоря про «печаль» и «мутное» небо, поэт показывает как поменялось его настроение, ведь утро он описывает уже словами «великолепными», «чудесный».
Вчера все было плохо, с утра все стало очень хорошо и поэта неудержимо манят снежные блестящие просторы, он хочет пронестись по ним на санках, отдавшись бегу коня.
Последние строки наполнены энтузиазмом и бодростью, предвкушением, даже азартом.
Пушкин Александр Сергеевич стр. 86 — 91
«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86
1. Как ты можешь объяснить смысл выражений «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?
Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.
Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.
Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.
Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.
Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.
Свой полёт они сопровождают криками.
Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.
Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.
С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.
Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.
Кажется, что автор безразличен к осени.
Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.
2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Скучная – унылая, тоскливая, нудная, неинтересная.
Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87
1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?
Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.
Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.
Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.
Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.
2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?
Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.
И это не удивительно.
Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.
Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».
Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.
3. Каким изображён первый снег? Как он назван?
Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.
Автор говорит о снеге, как о звёздах.
Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.
4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».
Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».
Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».
Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89
1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
— Как выглядит комната в это утро?
— Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?
Первой картине соответствует первая строчка произведения.
В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.
Это выражение стало очень популярным.
Затем ещё идёт упоминание о блеске снега под лучами солнца:
«Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит».
А комната в это время сияет янтарным блеском.
Это значит, что в неё проникают золотые лучи солнца.
Услышать треск помогают звуки [ш] и [ч].
Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».
2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать её суровость.
А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.
При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.
Из-за этого настроение автора радостное, поднесённое, увлечённое природой.
Он восхищается её разнообразием и неповторимостью.
3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?
Следует использовать возвышенную, поднесённую и радостную интонацию.
Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.
Стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкин стр. 91
1. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.
Произведения совсем разные.
В первом мы наблюдаем радость поэта, его восхищение, поднесённый настрой.
Он счастлив прекрасному зимнему утру, описывает красивые картины.
Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука.
Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него.
Поэт даёт понять, что на сердце невесело.
И только дружеское общение может исправить ситуацию.
2. Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?
3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?
Обращение Пушкина направлено к няне.
Она сделала огромнейший вклад в воспитание поэта.
И это далеко не единственное произведение, в котором присутствует её образ.
В письмах поэт называет няню «мамушка» — настолько их отношения был трепетными.
Известно, что родилась няня в крепостной семье.
На самом деле звали её Ирина, но в истории сохранилась разговорная версия – Арина.
Замуж она вышла в 23 года и было у неё четыре ребёнка.
Когда её муж ушёл из жизни, она попала в семью бабушки Пушкина – воспитывала её племянника.
Благодаря хорошим рекомендациям, Арина Родионовна попала к Пушкиным, чтоб воспитывать Олю, которая являлась старшей сестрой А.С.
А затем её воспитанником стал он сам.
Нянечка жила с Пушкиным в одном доме вплоть до его вступления в ряды студентов.
Когда он был в ссылке, няня, можно сказать, разделила её вместе с ним.
Она и поддерживала, и вдохновляла.
Если бы не эта женщина, многих произведений Пушкина могло бы и не появиться на свет.
Арину Родионовну любили даже друзья поэта, гостившие в Михайловском.
Последний раз няня и её любимый воспитанник встретились, когда старушке было 69 лет.
Когда сестра Пушкина вышла замуж, в число крепостных, которые должны вести хозяйство вошла и Арина Родионовна.
Дорога в Петербург отняла много сил, она начала болеть.
Из-за этого вскоре скончалась.
К сожалению, могила преданной няни Пушкина была утрачена.
Обращение поэта к столь дорогому человеку всегда пронизано тёплыми чувствами, такими как нежность и любовь.
И это не удивительно.
Ведь няня была одной из самых близких людей для Александра Сергеевича.
Она – его поддержка и вдохновение, забота и ласка.
4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
Произведение отображает тревожное настроение, скуку, уныние.
Такие слова ещё раз подчёркивают, что настрой поэта в этот период был погасшим.
Ведь среди них нет весёлых, задорных либо поднесённых слов.
Сегодня я задумался вот над чем
В стихотворении Александра Пушкина «Зимнее утро» (текст можно посмотреть, например, здесь: http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/84.htm ) есть строки:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(с)
У меня возникли такие вопросы-мысли:
1) Почему не «Один прозрачный лес чернеет». Или, например, так: «И только лес один чернеет». В этих вариантах смысл (всё вокруг белое, от снега, а чернеет только лес) передаётся однозначно, в то время как Пушкин почему-то выбрал двусмысленный вариант (оба смысла одинаково «ярки», а второй смысл такой: лес стоит один и чернеет). Ответ, видимо, здесь такой: второй смысл воспринимается как совсем «тусклый» по причине своей неестественности: лес всегда стоит один (и зимой, и летом). И это обстоятельство дало возможность использования в стихе более благозвучной конструкции.
2) Правильно передаёт смысл такая фраза: «И речка, покрытая льдом, блестит», а использованная Пушкиным фраза двусмысленна. Причём, с формальных позиций неправильный, по логике повествования, смысл много ярче «ярче» правильного (неправильный смысл такой: блестит не лёд, а находящаяся подо льдом вода). Однако фактически все знают-понимают, что вода подо льдом блестеть не может – блестит именно лёд. То есть, и здесь та же ситуация: неправильный смысл неестественен, и это даёт возможность использовать более красивую конструкцию фразы.
В итоге этих размышлений я пришел к такому выводу: двусмысленные конструкции допустимы, но только если точно известно, что неправильный смысл будет воспринят целевым читателем как неестественный (и для реального мира, и, если контекст стиха к этому располагает, для сказочно-фэнтезийного мира).
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Тест по литературному чтению по теме «Великие русские писатели» (А.С.Пушкин).
Тест по литературному чтению
по теме : «Великие русские писатели» (А.С.Пушкин).
В каком городе родился А.С.Пушкин?
2. На каком языке было написано первое стихотворение поэта?
3. С чем А.С.Пушкин сравнивает речку, покрытую льдом?
4. В каком произведении поэт вспоминает о зимней вьюге?
в) «Уж небо осенью дышало…»;
г) «Опрятней модного паркета….»
5. Что такое Аврора?
6. Чему учит «Сказка о царе Салтане….»?
а) доброте, терпению, мужеству;
б) умению прощать и любить близких;
в) завидовать другим;
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-699517
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.