С чем сравнивает пушкин последние цветы
Как Пушкин относится к природе в стихотворении цветы последние милей
«Цветы последние милей…» А. Пушкин
«Цветы последние милей…» Александр Пушкин
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Анализ стихотворения Пушкина «Цветы последние милей…»
Миниатюра «Цветы последние милей…» при жизни Пушкина опубликована не была. Широкий круг читателей познакомился с ней в 1838 году, когда ее напечатал журнал «Современник». Несколько раз стихотворение фигурировало под другими названиями — «Последние цветы» и «Стихи на случай в позднюю осень присланных цветов к П. от П. О.». Второй вариант требует пояснений. Под инициалами «П. О.» скрывается Прасковья Александровна Осипова — близкая подруга Пушкина, его соседка по имению Михайловское и хозяйка усадьбы Тригорское. Их первая встреча состоялась в 1817 году. Эта женщина занимала значительное место в творчестве Александра Сергеевича. По подсчетам ученых, ее имя и слова, имеющие к ней отношение, упомянуты в произведениях поэта около 170 раз. Осипова общалась и с другими известными литераторами своего времени: Дельвигом, Вяземским, Баратынским, Козловым. Интересно, что незадолго до смерти она уничтожила всю переписку с друзьями и близкими знакомыми. Оставила Прасковья Александровна только письма Пушкина.
Исследователи лирики Александра Сергеевича датируют стихотворение «Цветы последние милей…» 16 октября 1825 года. Осипова часто присылала цветы своему другу. Если она уезжала из Тригорского, то обязанность эту возлагала на слуг. Почему именно осенью 1825 года Пушкин решил отблагодарить приятельницу стихотворением? Дело в том, что незадолго до написания произведения в гости к Прасковье Александровне приехала ее племянница — Анна Петровна Керн, адресат знаменитого мадригала «Я помню чудное мгновенье…». Прибыла она не одна, а с мужем. С ним Пушкин не поладил, вследствие чего встреча с Керн не подарила поэту радости. Намного больше положительных эмоций Александру Сергеевичу принесла переписка с Анной Петровной, предшествовавшая неудачному свиданию в Тригорском.
Если принимать во внимание отношения Керн с Пушкиным, становится предельно ясным смысл миниатюры «Цветы последние милей…». Осенние цветы поэт сравнивает с разлукой, которая оказывается живее сладкого свиданья. Действительно, общение с Анной Петровной на расстоянии было для Александра Сергеевича гораздо приятнее, нежели встреча с ней в Тригорском. Причем Осипова прекрасно знала обо всех перипетиях взаимоотношений своей племянницы с известным поэтом. Откуда же тогда возник эпитет «сладкий», которым сопровождается слово «свидание»? Скорей всего, употребляя его, Пушкин желал несколько приглушить автобиографический элемент.
Стихотворение и анализ «Цветы последние милей…»
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас,
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Краткое содержание
Л. Брезжинская. Осенняя прогулка. 2018
В поэтической миниатюре говорится о том, что дары осени поэту ближе даров весны, так как они находятся на стадии увядания. С возрастом гораздо выше ценишь всё то, что не замечал и обесценивал в молодые годы. В шести коротких строчках поэт передаёт не только изменчивость настроения, но и отдельную сюжетную линию: сорванное свидание, конфликт с Музой, надежда на скорую встречу с ней, мысли о мимолётности счастливых минут.
История создания
Данное произведение не случайно было вписано в альбом Прасковьи Ивановны Осиповой – подруги поэта и его соседке по имению. Эти строки вызваны к жизни силой личных переживаний автора: в течение всего 1825 г. он находился в своём родном Михайловском.
К соседке Прасковье Осиповой прибыла погостить Анна Петровна Керн: как известно, ей Пушкин посвятил множество стихов. Но в гости к тётушке Анна приехала вместе с супругом, вызвав этим в душе влюблённого в неё поэта глубокую печаль. Пушкин, желая поделиться своими переживаниями, решил написать элегическое произведение, понятное Прасковье Ивановне, осведомлённой о его любовных взаимоотношениях со своей племянницей.
Но не только с этим связана история появления этого миниатюрного произведения. Поэт ещё со времени ссылки крепко сдружился с Прасковьей Ивановной. Эта женщина оказала на жизнь Пушкина заметное влияние. Он регулярно получал от неё цветочные букеты. Однажды пасмурным осенним днём, приняв цветы от соседки, благодарный получатель оставил в её альбоме эти короткие строки. Благодаря данному событию, установлена точная календарная дата стихотворения – 16 октября 1825 г. При жизни автора миниатюру могли прочитать лишь гости дома Осиповой. Но в 1838 г. она была напечатана на страницах популярного журнального издания «Современник».
Жанр, направление, размер
Эти строки можно смело отнести к жанру элегии: они наполнены глубоким философским содержанием. Перед нами вовсе лёгкое описание осени, прочитав которое мы чувствуем всего лишь лёгкую печаль: перед нами раздумья взрослого, мудрого мужчины о собственной нелёгкой судьбе.
Поэтический размер – любимый автором ямб. Рифма смешанная: первые две строчки – парная, финальное четверостишие – перекрёстная.
Композиция
Композиция одночастная, линейная. Стихотворение включает в себя только шесть строчек. Поэт использует в качестве главного композиционного приёма образный параллелизм: к примеру, «цветы последние» он сопоставляет с «разлуки часом».
Пушкин не сразу раскрывает перед нами содержание своего произведения, делая это поэтапно:
Образы и символы
Невзирая на миниатюрный объём стихотворного произведения, Пушкин представил нам несколько ключевых образов:
Темы и настроение
Тема этой поэтической миниатюры – размышления поэта о зрелом возрасте, когда малейшие жизненные радости ценятся гораздо выше, чем в ветреной юности.
Основная идея
Поэт доносит до читателей мысль о том, что человеческая жизнь слишком коротка, а любовь скоротечна. Человеку важнее мечтать, чем получить желаемое, которое, скорее всего, разочарует. Эта идея посвящена встрече у Осиповой с уже замужней Анной Керн.
Также в произведении поэт воплощает идею о значимости и важности пограничных моментов в окружающем мире и в человеческой жизни: «цветы последние», как и «разлуки час», запоминаются гораздо острее.
Средства выразительности
Это крошечное стихотворение щедро насыщено различными тропами. Пушкин использует следующие выразительные средства:
Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина
Всего получено оценок: 23.
Всего получено оценок: 23.
Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.
История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда многие жизненные ценности переосмысливаются.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.
Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своём имении, к его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал прекрасные поэтические строки. Но визит к своей тёте она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин ещё со времён своей ссылки в имение родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от неё цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в её альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она всё же была напечатана в журнале “Современник”.
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвящённая как раз встрече с Анной Керн.
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной всё ещё впереди, на смену первым цветам придут ещё более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с её снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
Пушкин использовал в данном стихотворении свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учётом шестистрочности стихотворения, в нём оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берёт парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на неё.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.
«Цветы последние милей…» (анализ)
«Цветы последние милей…» – это короткая элегия с философским оттенком. Существует версия, что это стихотворение было написано в качестве послания ближайшей соседке по имению, владелицы Тригорского П. А. Осиповой. Пушкин любил семейство Осиповых, ее очаровательных дочерей, с некоторыми из них был дружен. Прасковья Александровна нередко присылала поэту цветы из своего сада, а когда уезжала из имения, эта обязанность возлагалась на управляющего.
Пушкин написал это стихотворение не для печати. Оно носило личностный характер, поэтому при жизни поэта не печаталось. Созданное осенью 1825 года, это произведение было опубликовано через год после гибели Александра Сергеевича.
Прасковья Александровна, которой было адресовано это небольшое послание, конечно, понимала, что в стихотворении поэт намекает на ее племянницу, гостившую летом 1825 года в Тригорском. Он не умел скрывать своих чувств, и все обитатели имения знали о влюбленности поэта в Анну Петровну Керн.
Некоторые «знатоки» творчества Пушкина пишут о том, что якобы Анна Петровна приехала в Тригорское с мужем, и между поэтом и генерал-майором вспыхнула ссора. Но в своих воспоминаниях Анна Петровна пишет:
Прожив несколько времени в Дерпте, в Риге, в Пскове, я возвратилась в Полтавскую губернию к моим родителям. Возвратилась одна. Муж занимал пост коменданта Рижской крепости, и не мог позволить себе разъезжать по гостям с супругой.
Анна Петровна приехала в Тригорское в июне, и отсюда возвратилась в Ригу. Нигде в ее воспоминаниях нет ни малейшего намека на присутствие супруга в имении Осиповой.
Это письмо было написано Александром Сергеевичем Анне Петровне Керн, и оно помогает глубже понять главную мысль стихотворения:
Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, – это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого, – но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.
Прощайте, божественная; я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу и поклон г-ну Вульфу.
Это письмо было написано Пушкиным 25 июля 1825 года, а Ермолай Федорович Керн – супруг Анны Петровны.
Не правда ли, по почте я гораздо любезнее, чем при личном свидании; так вот, если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности: в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю — у ваших ног.
Находясь рядом с Анной, Пушкин робел, стеснялся, вел себя, как ему казалось, весьма нелепо. Но в посланиях он имел возможность откровенно, и искренне, выказать свои чувства без опаски, быть осмеянным. Ожидание писем от Керн оживляли разлуку.
Анне Петровне Пушкин запомнился как человек энергичный, импульсивный, остроумный, способный на всякие шутки и шалости.
Под роскошными первенцами полей, вероятно, упоминаются подснежники, появляющиеся весной, когда пробуждается природа, набухают почки. Цветы последние, это, вероятно, хризантемы, распускающиеся и радующие своим ярким цветом на фоне увядающей природы. В стихотворении поэт сравнивает с весной моменты свидания, а с осенью – разлуку, порождающую надежду на встречу в будущем, светлые мечты. Потому она оказывается живее уже состоявшегося свидания.
Стихотворение короткое, состоит из 6 строк, написанных четырехстопным ямбом. В первых двух строчках рифма парная, в последующих – перекрестная.
В стихотворение включены:
Эти средства выразительности подчеркивают в произведении грустное, элегическое настроение.
Есть в нем еще один скрытый подтекст: чем становишься старше, тем сильнее начинаешь ценить радости жизни.
«Цветы последние милей» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, эпитеты, идея, рифма
Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.
История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – элегия с философскими мотивами.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.
Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.
Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.