Сакральное место что это такое

Значение слова «сакральный»

Смысл и значение слова «сакральный». Объяснение выражений «сакральный смысл», «сакральная жертва». На какой слог падает ударение? В чем разница между сакральным и сакраментальным? Примеры предложений.

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Сакральный – это священный, относящийся к религиозным культам или ритуалам. Происходит от латинского sacralis (священный). Ударение ставится на второй слог: сакра́льный.

Бывают сакральные места и сакральные объекты, связанные с определенным культом. Есть сакральные книги и сакральные числа, которые верующие считают божественными.

Нередко это прилагательное используется в переносном смысле. «Сакральным знанием» иронически можно назвать информацию, доступную не каждому: «Петрович поделился сакральным знанием о том, где здесь рыбные места».

Антоним к слову «сакральный» – «профанный», то есть мирской, обыденный, не связанный с верой и религией.

Сакральный смысл и сакральная жертва – что это значит?

Сакральный смысл – это высший духовный смысл, связанный с верой и религией. В переносном значении – глубокий смысл, скрытый в чем-либо. Так можно сказать и с иронией – о чем-то, лишенном серьезного объяснения: «Петя, ну зачем ты туда поперся? В чем сакральный смысл?»

Сакральный мир – это мир духовный, священный. Например: «Входя в храм, переносишься в особый сакральный мир».

Сакральная геометрия – это свойственное мифологии и некоторым религиям представление о том, что мир и человек подчиняются неким высшим геометрическим законам. Так, долгое время люди верили, что вселенная создана Богом в виде правильных сфер, а древние египтяне строили усыпальницы для фараонов в виде пирамид.

Примеры предложений

Сакральный и сакраментальный – в чем разница?

Некоторые люди путают прилагательные «сакральный» и «сакраментальный».

Источник

Священные вещи, места и люди: как работает сакральное в религиозной и повседневной жизни

Сегодня жизнь многих людей далека от религии, и кажется, что не менее далека она от ассоциируемой с религией категорией священного. Однако на самом деле всё не так. Сакральное присутствует в повседневности каждого из нас, оборачиваясь то ритуалами почитания предков, то обсуждением конституции, а то и вовсе новогодней елкой. О том, как функционируют эти особые предметы, явления и пространства, рассказывает Алиса Загрядская.

Сакральное сегодня всё чаще попадает в поле зрения исследователей и аналитиков на фоне накопившейся усталости от рациональных подходов. Никакие мыслительные проекты Нового времени так и не избавили человечество от внутренних противоречий и не лишили нас иррациональных ценностей, которые описываются парадоксальной формулой «верую, ибо абсурдно».

Примеры классических исследований сакрального — работы религиоведа Мирчи Элиаде, антрополога Леви-Стросса, представителей французской социологической школы. Однако сам феномен ученые понимают по-разному.

Один из первых теоретиков сакрального Рудольф Отто определял его как «нечто отличное» (ganz Andere) или «нечто совсем иное».

Оно связано с божественным и иррациональным, находится «по ту сторону» от привычного, обыденного.

Что может быть сакральным? В общем-то, почти всё, от дня недели или наготы до насилия. Оно динамично на фоне своей противоположности — обычного, профанического. Рассмотрим формы существования сакрального, его связь с другими категориями и попробуем разобраться, как этот феномен проявляется в сегодняшней, казалось бы, преимущественно светской жизни.

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Онтология сакрального: вещи, тела, время и пространство

Материальные предметы

В Средние века походы за Гробом Господним привели к настоящему помешательству на святых реликвиях. Умберто Эко в романе «Баудолино» рассказывает о циничной подделке мощей и прочих сакральных предметов в ту эпоху: торговцы в промышленных масштабах производили розги, губки, гвозди, обрывки багряницы и множество других артефактов, якобы имевших отношение к жизни и крестным мукам Спасителя. Историк и исследователь средневековья Арон Гуревич приводил свидетельства того, что заподозренных в святости иногда даже убивали, чтобы завладеть их мощами.

Однако столь высоким статусом могут обладать не только предметы религиозного почитания.

Портрет покойной матери в медальоне, пробитое знамя полка, военный мемориал — это тоже сакральные вещи, имеющие огромную значимость, как и главные материальные символы государственности.

Президент, вступая в должность, кладет руку на конституцию — так он подчеркивает, что служит закону, который имеет высшую природу.

Сакральный предмет в религиозном представлении — это не просто вещь, а своего рода интерфейс, позволяющий осуществлять выход в иное, непрофаническое пространство. Мирча Элиаде называл такую манифестацию священного иерофанией — по аналогии с теофанией (богоявлением), но вне конкретных конфессий. В язычестве это, например, камень, разбитый молнией, или животное, в котором живет дух-предок. Христианская концепция воплощения Господа в человеке тоже иерофания. Божественное, проявляя себя в материальных вещах, делает существование неоднородным, разделяя его на обыденное и «нечто совсем иное».

Священная флора не так чужда современному человеку, как кажется на первый взгляд.

Гуляя по лесу, мы можем не видеть в елях ничего особенного, но украшенное гирляндой и игрушками дерево сразу заставляет ощущать волшебство и таинственность зимних праздников.

Так же мы относимся к предметам замещения (пластиковые елки) и к другим атрибутам Нового года и Рождества. А вот ощущение, что игрушки и мишура «не настоящие, потому что не радуют», — явный симптом дефицита сакрального.

В отличие от Мирчи Элиаде, который разграничивал сакральное и профаническое, богослов Анри Буйяр наряду с этими двумя категориями выделял еще и понятие «божественного». Прикоснуться к последнему как раз и помогает сакральное, понимаемое как некая «буферная зона» в профаническом мире. Как видим, в обеих системах сохраняется разделение на «обычные» и «необычные» предметы, что принципиально важно для понимания этого феномена.

Пространство и время

Сакральные пространства отличаются от профанических, предполагают определенные правила поведения и доступны не для всех. В племенной «мужской дом» строго запрещалось входить женщинам, а в некоторых культурах — неженатым юношам. Во времена раннего христианства на основной части литургии могли присутствовать только члены церкви, поэтому оглашенные (те, кто готовились принять крещение) покидали храм — им разрешалось находиться в притворе, у дверей.

Внутреннее устройство всякого священного места неслучайно и повторяет метафизическую организацию мира.

Для бурятских обрядов в юрте устанавливаются березы, выходящие верхушкой в дымоход, — дерево позволяет шаману выбраться на небо, а пространство сооружения связывается с общим устройством вселенной.

Береза тут центр не только сакральной локации, но и всего мироздания. В организации христианского храма также есть самое священное пространство, «сердце» церкви — алтарь с престолом, где находятся святые дары, особый крест, Евангелие для богослужений и другие подобные предметы. Горнее место, возвышение, расположенное рядом, — это кафедра для епископа, которая соотносится с Престолом Господним.

Время в религиозном мировосприятии также неоднородно. Существуют периоды, когда «профанический» ход событий прерывается и человек приобщается к «священному» времени. Это позволяют сделать особые дни — религиозные праздники. Например, Шаббат у евреев, Пасха или Рождество у христиан, календарные торжества у язычников и неоязычников. Подобно тому как пространственные категории не подчинены законам обычного мира (маленькая юрта в ходе обряда вмещает в себя вселенную), сакральное время тоже течет не так, как профаническое.

Когда события священной истории раз за разом воспроизводятся в религиозных ритуалах, они действительно снова и снова происходят в переживании верующих — скажем, Христос ежегодно рождается, претерпевает страсти, воскресает.

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Человек и его телесность

И в мифологии, и в религии, как правило, в творении человека принимает участие божество. И все инициатические ритуалы, которые приобщают людей к этим преданиям, «пересобирают» их — уже в качестве субъекта, причастного к религиозной культуре. Сюда относятся членовредительские практики, используемые многими народами: надрезы, удаление зубов, бодимодификации. В ходе ритуалов тело создается заново — как будто лепится из первозданной глины.

Отзвуки сакрального отношения к телесности отчетливо слышны до сих пор. Так, людская нагота, казалось бы совершенно натуральная по своей сути, табуирована в культуре. Исторически в обнаженном виде совершались языческие и оккультные обряды, античные атлеты раздевались в гимнасии, но все эти особые ситуации были строго регламентированы.

Несмотря на то, что со времен винтажных натуристов и хиппи 60-х многие общественные движения призывают «десакрализировать наготу», оказывается, что людей не так-то просто заставить поменять установки и перестать впечатляться ню. Художники и политические активисты, от Марины Абрамович до Femen, неоднократно оголялись на публике, пытаясь донести свои идеи до масс. Но пока внеконтекстное раздевание на глазах у других считается перформансом (представлением, актом), это действие так и остается выходом из обыденного, за пределы нормы.

На футбольных полях время от времени появляются раздетые фанаты. Их странное хобби называется «стрикерство» и наверняка дарит бегущему перед огромной толпой и камерами голому человеку массу трансгрессивных переживаний. Это своего рода триумф антиинтимности, грубое и демонстративное нарушение правил локализованной наготы.

Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета.

Сакральное и другие категории

Ужасное и нуминозное

Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма. Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким. Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога.

Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека. У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное.

В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх.

А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира. Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным.

Сакральное являет себя в насилии и войне, которые также нарушают обыденное существование и буквально именуются адом. «Эта местность, объятая желтоватым пламенем, где бушевала дьявольская пляска смерти, не могла быть земным пейзажем», — писал Эрнст Юнгер. Комментируя его фронтовые воспоминания, Жорж Батай отмечает: «Это язык мистицизма. Это пристальное внимание к ужасам — не порочность и не отчаяние. Это преддверие храма».

Сакральный страх выводит субъекта за границы обыденного. Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть.

Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее.

Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости». Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум. «Неименуемое», пришедшее «извне» — это определенно сакральный опыт, только вот герои Лавкрафта обычно ему не рады, потому что контакт с ним предполагает утрату человеческого способа мышления.

Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал, что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого». Чтобы избежать оценочных трактовок, Отто ввел для религиозного опыта категорию нуминозного. Это прикосновение к чему-то настолько далекому от обыденного, что ни одно из «земных» ощущений не может сравниться с ним в полной мере. Нуминозное, согласно Отто, сочетает в себе моменты ужасающего (tremendum), всемогущего (majestas), «энергийного» (то есть того, что позволяет говорить о Боге как о мировой воле) — «совершенно иного» (mysterium).

Мистическое «иное» определяется как «чужое и чуждое, выпадающее из сферы привычного, понятного, знакомого, противостоящее этой сфере как „сокрытое“ вообще и поэтому наполняющее душу остолбенелым изумлением».

Постигнуть такую силу невозможно, потому что она находится вне нашего рацио, однако ее присутствие ощущается, создает эффект таинственности, вызывает ужас и восторг.

Искусство и эстетически прекрасное

Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве. Или же через произведения, предназначенные для того, чтобы быть предметом почитания и поклонения (например, иконы и храмы). Разделение эстетической и сакральной функций вообще оформилось не так уж давно — на протяжении большей части человеческой истории они представляли собой одно целое. Но с точки зрения философии культуры особенно интересны взаимоотношения самих этих понятий.

В эстетической науке существует категория возвышенного, которая связана с переживанием чего-то невероятно значимого, огромного и необъятного. Это предмет наслаждения, выходящий за пределы прекрасного. В «Критике способности суждения» Кант определяет его (das Erhabene) как нечто великое, порой обладающее силой и динамикой. В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику (Macht) и способны вызывать страх.

Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство. Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное. И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно.

Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем.

Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной.

Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис.

Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия. А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения.

По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития (маленького дионисийского акта) люди часто стремятся найти собутыльника.

Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт.

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Сакральная социология Новейшего времени

Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места. Таинственные белые пятна постепенно исчезали с карт, и не только географических. Мир, некогда полный божественного, разделился на естественный и сверхъестественный, причем непонятно, существует ли этот последний. Тем не менее сакральное всё еще обнаруживает себя в разных областях жизни, включая политику, право и этику, а дискуссии о содержании этого понятия идут до сих пор.

«…Мирское существование никогда не встречается в чистом виде. Какой бы ни была степень десакрализации Мира, человек, избравший мирской образ жизни, не способен полностью отделаться от религиозного поведения. …Даже самое что ни на есть мирское существование сохраняет в себе следы религиозных оценок Мира».

Мирча Элиаде

Можно предположить, что в этой цитате речь идет о сакральном в метафорическом смысле слова. Действительно, для человека из светского мира продолжают существовать явления, которые определяются как что-то особое в ряду прочих, как «нечто совсем другое».

В СССР с его официальным богоборческим курсом были сформированы полноценные культы вождей, выдающихся пионеров и мучеников революции, сочетающие мифотворчество, античное восхваление героев и мессианство.

Монополия на священное перешла от церкви к советской власти, но формы почитания не слишком изменились.

Такая преемственность типична для любых общественных систем и социальных процессов, в основе которых лежит жертва. Впоследствии она становится символом, а мученики и герои в силу суверенности получают более высокий статус, чем другие люди.

Нам до сих пор знакомы практики инициации, позволяющие субъекту стать полноправным членом сообщества, — и, наоборот, ритуальные изгнания, когда участник группы совершает проступок и подвергается травле. Буллинг вместо побивания камнями. Пластиковая елка вместо настоящей (а та, в свою очередь, — вместо языческого жертвоприношения).

Эмиль Дюркгейм выдвинул тезис: «Общество и есть Бог». Как и в случае с религией, социум накладывает на человека ряд морально-этических ограничений, опутывает сетью разрешений и запретов, обрядов и ритуалов, которые связывают, инициируют индивидов.

Таким образом, в современном мире место божественного занимает личность. Это можно заметить даже в массовой культуре, где почти мифологические образы обрастают кучей бытовых проблем и вместо механического набора опций и общих признаков приобретают… характер. Так, Джокер, практически дух хаоса и едва ли человек в классических комиксах, в фильме с Хоакином Фениксом становится героем социально-психологической драмы.

Из-за сакрализации индивидуальных переживаний этика сегодня занимает такое важное место в общественных дискуссиях, а оскорбление чувств другой личности оказывается кощунством. Священное не может быть предметом споров. Его ценность не обсуждается, а покушения на него вызывают сильный эмоциональный отклик и приводят к закланию нарушителей в соответствии с теорией Рене Жирара о «козле отпущения»: подвергнув индивида сакрализованному насилию, группа совершает символическое жертвоприношение и становится сплоченнее. Когда личное представление признаётся главным основанием реальности, системы, которые не позиционируются как религиозные, приобретают тем не менее собственную метафизику.

Концепция вины за привилегии имеет выраженную сакральную природу и рифмуется с идеей первородного греха. Актуальные расовые конфликты и сопутствующие им практики совпадают с некогда священными мероприятиями даже по форме.

Религиозная символика явно читается в искупительных ритуалах, которые проводят белые участники движения Black Lives Matter: распластывание на земле, целование ног, шествия, чтение «мантр».

Осквернение памятников напоминает ритуальное низвержение старых идолов или поругание вражеских божеств после взятия укрепленного поселения.

Существует ли разница между подлинным сакральным и сакрализованным, которое представляет собой «человеческое, слишком человеческое» и редуцирует нечто огромное и непознаваемое до личных и социальных проблем? Это вопрос тех самых убеждений каждого, которые так трудно оспаривать. Тем более кто сказал, что из «личных и социальных проблем» не может вырасти миф, дающий жизнь новым божествам? Тот же Дюркгейм полагал: не имеет значения, подкреплены ли те или иные верования доказательствами, — важно лишь, насколько они сильны и как сплачивают социум. Хороша та вера, которая «работает», то есть продуцирует смыслы и ценности и связывает людей между собой.

Учитывая, к каким проблемам и даже трагедиям приводят разночтения в понимании сакрального, многим сторонникам рациональности, вероятно, хотелось бы вовсе ниспровергнуть священное, объявить любые подобные ценности ненужными и сделать человечество исключительно «разумным». Однако это вряд ли когда-нибудь станет возможно. Люди, какими бы разными они ни были, всегда будут считать одни объекты и явления «чем-то совершенно иным» на фоне прочих, обычных и неважных. И возможно, это к лучшему, потому что ровное поле абсолютного профанического, в котором человек остается «голым на голой земле», напоминает картину клинической депрессии, а то и лоботомии.

Источник

Как найти сакральные знания

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Воистину сказано, что нет ничего нового под солнцем, ибо знание раскрывается и снова погружается, подобно тому, как народ поднимается и падает. Вот система, проверенная веками, но вновь и вновь утрачиваемая невежеством или предрассудками, подобно тому, как великие нации поднимались и падали и были потеряны для истории под песками пустыни и в океанских глубинах. — Парацельс

Обозначение слова «Сакральный»

Сакральные знания — это все, относящееся к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому. В том числе информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка их знания, которые они передали людям в виде текста, знаков, использовании разных веществ и движений для получения знаний и здоровья.

Сейчас человечество задумывается над духовным измерением своей жизни и ищет как и чем можно гармонизировать ее с высшим смыслом. Это и будет сакральное, запредельное измерение своего бытия. Здесь определяющим является цель — передать или получить священные знания.

Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Считается, что основа sac относит нас к пра- индоевропейскому saq, значение которого — «ограждать, защищать». Исходя из этого, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религии мира со временем углубили этот термин таким образом, что он стал выражать не только нечто священное, а уже как предназначенное к особому высшему служению или употреблению в связи с самыми высшими, непостижимыми для большинства знаниями.
В таком случае и любой посвященный или полученный от Бога, Богов и/или Высших существ знания и/или предмет наделяется качеством священности, равно сакральности.

Люди любят читать о каких-либо «секретах», это будоражит воображение, навевает мечты, а также создает мысли об избранности. Ведь обычно книги и фильмы показывают как некто избранный получает знания и умения высших и/или Богов. А уж эти знания и иже с ними дают герою богатство и успех. Поэтому самое волнующее в секретах –это то, что они спрятаны. Нас волнует поиск сакрального знания, а это поиск длиною в жизнь. Ведь есть сакральные знания, которые мы получили, но не поняли этого, не использовали, не применили, не заметили!

Поиск сакральной информации

Существует огромный запас информации, фактов, мнений, теорий, предположений и доктрин, но мудрости, необходимой для того, чтобы перебрать гору мусора в надежде найти золотой самородок, не хватает. — Колин Лоу

Считается, что секрет перестает быть секретом как только он найден, будто это клад в старом огороде. Не можем с этим согласиться, ведь некоторая доля сакральности (верхняя часть айсберга) окружает нас и выражается в знаках, символах, в культах, иногда к людям приходят знания. Кажется, оглянись вокруг, присмотрись и познаешь нечто скрытое и священное, но нет, высшие сакральные знания не всем даются, не всеми осознаются. Вспомните сказку про «курочку Рябу». Сказка, предание показывает нам, что не все люди, даже достигнув пожилого (и вполне может быть мудрого) возраста поняли и оценили сакральные знания, данные им свыше.

Согласимся с тем, что сакральная информация скорее всего неясна, труднодоступна, малоизвестна или даже игнорируема (есть же забытые Боги, технологии). Оттого дед и баба и плакали в этой сказке, но успокоились обещанием курочки снести им простое яичко. Герои сказки успокоились от мысли, что им не надо искать и пытаться осознать высшие знания, а можно просто жить со своими основными навыками без изменений.

Так и многие люди: начав искать эти знания, вскоре понимают, что все не просто, нужны духовные практики, большой объем разной, не всегда полезной информации, из которой надо выудить нечто ценное и являющееся сакральным.

Приведем пример: лучшим хранилищем разной информации и знаний, даже не скрытой, является публичная библиотека. Но как часто именно вы посещаете библиотеки, краеведческие музеи и ищете сакральные знания в таких доступных местах?

Интернет в нашем 21 веке дает доступ к огромному количеству информации, но где уверенность в достоверности и ссылках на источники?! Будьте немного скептиками, старайтесь обосновать или опровергнуть интересные вещи, которые вывешены в интернете со словами, примерный смысл которых такой: «только здесь вся достоверная правда о секретных сакральных знаниях»…, а особенно, если эту информацию предлагают бесплатно или с подарками. Пути поиска сакрального –это пути не всегда простые и они (поиски) должны быть осознанными, а не спонтанными!

Сакральное пространство

«Множество красноречивых примет и знаковых событий, даже персональные визиты высоких сущностей… — все это не раз случалось в сакральных «местах силы», об этом существуют многочисленные свидетельства».
Л.Л. Штуден, профессор кафедры философии НГУЭУ, г. Новосибирск

Мы разобрались с понятием термина сакральность, теперь стоит углубиться в сакральное пространство и разобраться в чем же оно выражается?!Говоря сакральное пространство имеется в виду две ипостаси – сакральное здание и сакральное место, например, священные рощи, лабиринты под открытым небом, иногда такие места называют широким понятием «аномальные места». Сакральным значением наделены долины, горы, леса, каменные массивы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Чаще всего эти места выделяют специальными знаками – флажками, лентами, изображениями, ведь их значение связано с каким-либо чудом, событием, явлением, религиозным наследием прошлого.

На Чукотке, например, воздают уважение и считаются сакральными Кигиляхи. Это останцы (изолированные горные массивы) и местные охотники верят, что творцами сооружений были «шаманские боги», а не природные стихии, трудившиеся здесь веками.
Культовые сакральные места как элементы ландшафта выступают в качестве ритуальных, символических объектов поклонения. Они выступают созданию образа божества: духа — хозяина местности, которому посвящаются обращения и жертвоприношения в виде ритуальной пищи. Яркий пример – Бурятия, где коренные жители c древнейших времен почитают и считают сакральной Баргузинскую долину.
Те же почитания сакральных мест и на Алтае. Здесь стоит выделить сакральное место Петроглифический комплекс Калбак-Таш.

Там присутствуют искусно высечены изображения людей, животных и неведомых фантастических существ. Часть из них легко соотносится с конкретными сюжетами алтайской мифологии, другие связаны с ритуальными действами.
То есть речь идет о местах, где есть изображения (рисунки, петроглифы, небесная сфера со знаками зодиака, как, например, в пирамидах Египта), несомненно имеющие сакральный смысл.
Примеров по всему миру настолько огромное количество, что можно долго изучать хотя бы свой регион проживания и удивляться открытиям.
А вот поддаются они расшифровке с нашими знаниями и исследовательской прозорливостью или нет — это уже другой вопрос.
Не зря гласит древняя мудрость «Народ, не знающий своих корней, недостоин будущего»!

Второй пример сакрального пространства – это любой храм, даже неиспользуемый, заброшенный. В зависимости от религии, функции храма или храмового комплекса будут существенно различаться. Например, храмы для поклонения, воздаяние почестей производится внутри или перед храмом. Сразу вспоминается древнегреческие храмы. А вот исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые являются залами для религиозных собраний и предназначены более для верующего человека, нежели для Бога.

Сакральное место что это такое. Смотреть фото Сакральное место что это такое. Смотреть картинку Сакральное место что это такое. Картинка про Сакральное место что это такое. Фото Сакральное место что это такое

Иллюстрация: Сальвадор Дали «Постоянство памяти» («Стойкость памяти» / «Мягкие часы» / «Течение времени»)

Священное и сакральное время

Затронем и сложное понятие священного времени. С одной стороны, течение времени часто синхронно обычному повседневному времени. А с другой стороны, время не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример – католическая месса, содержание которой – таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов.

Смысл в том, что сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и действом. Отрезки времени, такие как цикл дня, недели, месяца, года принимают форму празднеств, встречи или, наоборот, дней скорби и прощания. Например, Страстная седмица, Пасха, Святки, Встреча Весны, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния или затмения,…
В каждой культуре и религии есть особые отрезки времени в календаре. Священное время определяет и четко очерчивает ритуальную жизнь, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

Сакральное искусство и его виды

«Главная задача сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между духом и материей, телом и душой» Архитектор Норман Кунси

Перейдем от пространства к более точному, узкому профилю: сакральное искусство. В западноевропейском мире священное искусство называлось «ars sacra». Сакральное искусство можно разделить на следующие направления:

Сакральная живопись

Это произведения искусства религиозного характера, например, иконы, статуи, картины, мозаики, барельефы и т. п. Отдельно можно выделить современное сакральное искусство, оно включает в себя произведения того же направления, но в современном понимании, а так же арт-объекты.

Сакральная геометрия

Все символические изображения, например, христианский крест, Кадуцей — древний индийский символ, позднее ставший символом медицины, Масонский герб Строителей – перекрещенные циркуль и угольник, иудейская звезда «маген Давид», «Всевидящее Око» — все Божественные пропорции, Ярга и свастика – знаковая вязь (считается еще Арийской сакральной символикой), китайский символ инь-ян, египетский анкх, пятилепестковая роза — пропорция золотого сечения в пентаграмме, Мальтийский крест и т. д.
Сакральные символы присутствуют внутри или снаружи оргонитов, которые гармонизируют и убирают негативную энергию.

Сакральная архитектура

Здания/строения храмовых, монастырских комплексов, то есть любые сооружения религиозного характера. Сюда включаются соборы, церкви, мечети, ступы, синагоги, пагоды, пирамиды, и др. Это может быть как небольшая Церковь Покрова на Нерли или Собор Парижской Богоматери (парижский собор Нотр-Дам), каждое строение ценно и является сакральным в своей стране, религии, а большинство уже являются памятниками всемирного наследия.

Сакральная музыка

Культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов. Имеются в виду литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Есть даже направления небогослужебных музыкальных произведений, которые имеют отношение к сакральному, потому что созданы по мотивам традиционной духовной музыки. Например, многие образцы «new age» (буквально «новая эра») или Творчество И.Ф. Стравинского, так как он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в древнейшем и современном фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации.
Отдельно отметим такой сакральный инструмент как гусли. Во времена правления Михаила Алексеевича Романова, отца Петра 1 на гусли было гонение их сжигали, но почему? Звучание гуслей, а на них может играть даже ребенок, помогает восстановиться организму, гармонизироваться, получить свободу воли. Сейчас гусли возродились, мы можем насладиться их звучанием и на себе почувствовать их влияние на организм.

О каждом из перечисленных видов сакрального искусства написаны книги, статьи и очерки ученых, историков и искусствоведов. Но в данной статье наша цель –понять где же именно прослеживается все сакральное.

Сакральные тексты

«Просите — и вам дадут; ищите — и найдете; стучите — и вам отворят дверь. Ибо всякий просящий получает; ищущий находит; и тому, кто стучит, отворится дверь. — Библия, Матфея 7: 7-8

Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др. Они являются священными и претендуют на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, где и смысл и форма имеет значение. К ним можно причислить и немного иные труды – труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской, тома С.А. Вронского или книги Алисы Бейлис. Авторитет таких произведений литературы может быть разным, но по характеру изложенной в них информации они все содержат сакральные тексты.

Ранее ма­териалом для записи сакральных текстов служили каменные поверхности, глиняные таблички, деревянные доски, папирус, пер­гамент.
С 13 в. материалом уже служит бумага начинает использоваться бума­га и свитки уступили места книгам. Большинство из существующих и наиболее почитаемых письменных сакральных текстов появилось в результате записи устного наследия, что помогло этим знаниям дойти до наших дней.
«То, что зафиксировано письмен­но, свободно от случайностей своего происхождения и своего автора» (Х.Г. Гадамер).

Сейчас в религиях мира сакральные тексты различаются по многим критериям:

Большинство сакральных текстов овеяны магическим ореолом и даже одно прикосновение к ним, обладание ими, хранение их способно вызывать чудодейственный эффект – отгонять демонов, излечи­вать от болезни, спасать от беды. Таким образом сакральный текст превращается из священной реликвии в магический талисман. Какими еще могут быть талисманы? Они могут быть в виде фигурки священного животного.

Сакральные животные

Поклонение символам священных и сакральных животных называется зоолатрия. В разных культах количество сакральных животных разное, где то они повторяются, где то изумляют редкостью самого животного.

Кошка- сакральное животное

Сразу вспоминается Древний Египет и то многообразие священных животных, где кошки занимают особое, наиболее почитаемое место (богиня Бастет, статуэтки кошки или девушки-кошки). Интересен факт, что кошки почитаются также у христиан и мусульман. Славяне тоже почитали кошку и она первой входила в новый дом, чтобы обезопасить его, помочь домовому попасть в дом, но это уже другая тематика. Также кошка обладает сакральным значением у ведьм, что придает кошкам, особенно черным загадочность и таинственность.

В Китае богиня Ли Шо изображается в виде кошки, а в Японии очень популярен символ Манэки-нэко – кошки с поднятой лапой, изображающей богиню милосердия. Манэки-нэко принято дарить в дом на удачу, и для охраны. В Индии кошки с давних пор жили в священных храмах, охраняя его в том числе и от змей.
Стоит отметить здесь, что кошки помогли Ною в его ковчеге. Мыши и крысы взятые по паре, очень быстро расплодились на борту и стали уничтожать запасы еды. И именно пара кошек помогли сохранила запасы пищи в Ноевом ковчеге. Отсюда вывод, что кошка – самое почитаемое сакральное животное.

Лошадь- сакральное животное

Следом за кошкой по частоте обращений и почитания идет лошадь/конь. Понятно, что это животное всюду сопровождало (поездки, охота, земледелие, войны, парады, соревнования) человека в его жизненном пути. Священная лошадь или же конь есть у разных народов, например, Древняя Греция. Там почитается получеловек-полуконь, который был учителем Геракла, Персея и других героев –Хирон. В Китае –лошадь является символом огня, в Монголии и на Кавказе конь принимает участие на свадьбах и похоронах, в Японии Великая Мать богиня Бато Канон изображается в виде белой лошади. В Великобритании и у Скандинавов эти животные тоже почитаются, участвуют в решающих битвах в их сказаниях и песнопениях. У христиан сразу вспоминается Георгий-Победоносец на белом (серебрянном) коне, сейчас это герб Москвы.
Сказочные Сивка-Бурка, Конёк-горбунок не просто помогали героям былин, а еще и были обладателями сверхестественной силы, поднимались высоко – до облаков. С детства мы через сказания и былины впитывали эти образы, почитали их и вдохновлялись.

Священная корова

Священные животные

Не обойдем вниманием других священных животных:

Сакральных животных очень много, в данной статье всех не перечесть (коза, собака, олень, крыса, кенгуру и далее), потому что суть повествования в обзоре всего сакрального в нашем мире.

Тайные знания, Теология и Теософия

Проводите различие между теми, кто понимает, и теми, кто согласен.
Тот, кто понимает учение, не замедлит применить его к жизни.;
Тот, кто согласится, будет кивать и превозносить учение как замечательную мудрость.,
но не будет применять эту мудрость к своей жизни.
Есть много тех, кто согласился, но они похожи на засохший лес.,
бесплодно и без тени. Их ждет только разложение.
Тех, кто понимает, немного, но они, как губка, впитывают драгоценное знание.
и готовы очистить мир от ужасов драгоценной жидкостью. — Будда

Очень популярным во все времена были поиски тайного знания – секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные достижения – власть над миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тп. Подобные тайны относятся к сокровенному знанию, иногда их вычеркивают из понятия сакральногой тайны, но автор статьи не согласен с этим, потому что тайные знания предвещали и являлись на протяжении веков скрытыми сакральными знаниями в каком бы виде они не были. Согласитесь, что нельзя скрыть то, что уже является частью изученного и принятого знания в мировом плане, какой-либо догмы. Тут можно долго рассуждать являются ли сакральными неверно истолкованные знания. Но ведь именно понятных и изученных сакральных знаний, символов и открытых тайн в нашем мире минимальное количество.

Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве примера можно привести теологию. Самыми известными теологами в мире были: Фома Аквинский, Бонавернутра, Швейцер Альберт, Эразм Роттердамский, … Что такое Теология — — это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. В контексте данной статьи имеется в виду сама наука, изучающая все об откровении божеств, мир и место в нем человека.
Или взять к примеру Теософию. Это – мистическое богопознание, религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистического откровения и интуиции, доступных избранному кругу лиц. Ярким примером здесь выступает религиозно-философское учение Е.П. Блаватской и ее последователей.

Будем искать, учиться, находить учителей, постигать, понимать, получать сакральные знания!
Как сказано в произведении Пауло Коэльо «Алхимик»:
«На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кто ты и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. Это и есть твое предназначение на Земле.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *