Самость что это такое простыми словами
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Эзоликбез: самость
Казалось бы знакомое и тихое слово «самость», оказывается, имеет массу значений и даже первооснователи психологии и психиатрии не смогли сойтись во мнениях:
Самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.
Самость по Юнгу – это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида: «С интеллектуальной точки зрения самость – не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом ее можно назвать «богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым способом зарождаются в этой точке, и все высшее и последние цели, кажется, сходятся на ней [2] ».
В теории Юнга самость проявляется в жизни человека в процессе индивидуации, который понимается как процесс психологической дифференциации, осуществляющийся с целью формирования единой, неделимой психики из комплексов и островкового, «инсулярного» сознания: «…в полдень жизни наша удивительная человеческая природа осуществляет переход из первой половины жизни во вторую.
От состояния, в котором человек является лишь орудием инстинктивной природы к другому состоянию, где он не является более чьим-то орудием, но становится самим собой: происходит преобразование природы – в культуру, инстинкта – в дух.
Сравнение теорий самости у Юнга и Фрейда
По мнению Юнга, цель психического развития состоит не в том, чтобы эго «подчинило» себе бессознательное, а в том, чтобы оно признало силу самости и уживалось с ней, приспосабливая свои действия к потребностям и желаниям своего бессознательного партнера. Он утверждал, что самость обладает мудростью, превышающей понимание отдельным человеком себя, поскольку самость одного человека связана с самостями всех остальных человеческих (а возможно, и не только человеческих) существ.
По Фрейду, в состоянии психического здоровья эго является главной действующей силой психики. Активность бессознательного, внедряющегося в сознание, говорит Фрейд, «подкрепляет» деятельность, задуманную эго. Такое сотрудничество возможно лишь тогда, когда энергия, поступающая из бессознательного, может быть преобразована в эго-синтонную. Юнг рассматривает эту взаимосвязь прямо противоположным образом. По его мнению, в основе анализа лежит такое влияние на сознание со стороны бессознательного, при котором сознание обогащается и совершенствуется. Установки эго не подкрепляются, но видоизменяются таким образом, что его погрешности компенсируются за счёт установок бессознательного. Более того, в то время как у Фрейда инициатива всегда принадлежит эго, даже если не осознается им, у Юнга инициатором является самость, которая «хочет» реализовать себя. Д
Подход Юнга принципиально иной: он рассматривает весь клинический материал – сны, психосоматические симптомы, особенности поведения, невротические или психотические проявления, феномены переноса или контрпереноса – как «ангелов», то есть посланников бессознательного, пытающихся донести весточку до сознания. Юнг считал, что задача психоаналитика в том и состоит, чтобы помочь пациенту осознать эти послания, со всеми их содержаниями и смыслами; «посланцы» смогут освободиться от вахты, только когда «письмо» будет доставлено. Вика
Только человек, достигший полного космического сознания своими силами, излучает во всех направлениях во всей вселенной положительную и только положительную энергию. Он живет в Боге, в Монистическом сознании сущности, самости.
Именно самость нам всем сейчас не помешала бы, господа присяжные заседатели!
Самость. Грехи и пороки, болезни души
ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –
Самость – это концентрация внимания на себе, своей личности, на удовлетворении своих потребностей, воле своего эго. Это угождение себе, потакание своим греховным привычкам, желаниям, намерениям. Самость, как и гордыня, это – иллюзорный центр, который находится на сосредоточии земных проявлений человека и воспринимается им как «я», «моя личность». Самость характеризуется тем, что этот иллюзорный центр особо раздувается, его импульсы воспринимаются как руководящие. Самость подобна опухоли на центральном столпе существа человека.
Старцы говорят, что самость – это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией.
Это завышение значимости своего земного «я». Т.е. земная воля человека, его желания, его цели, достижения возводятся в высшую ценность и важность. Разрастаясь, самость подчиняет себе все сферы существования человека. Она, подобно раковой опухоли, разъедает Божественные структуры, все заполняя собой.
Проявляется самость как погружение в себя, замкнутость, некая закрытость, недоверие к людям, и недоверие Богу, характеризуется искажением или серьезным обрывом взаимосвязей и с Богом, и с людьми. Она возникает, как способ компенсировать неустойчивость человека из-за ухода от истинного центра и опоры на Бога, создаёт иллюзию самодостаточности и независимости, но на самом деле не даёт их. Самость это лишь способ спрятать внутреннюю уязвимость, уязвлённое самолюбие, обиды на людей, не пройденные уроки и ошибочные выводы. Самость противопоставляет себя окружающему миру. Ощущая внутренний диссонанс и неустроенность, самость считает, что основная причина этого находится извне. Блокируется духовное сердце человека, уходит радость и перекрывается чувствование.
Через определенное отделение от мира, человек часто не видит кроме себя никого. Он может быть при этом и внешне общительным, но внутри себя какой-то частью закрыт и потому слеповат душой. Даже если, являясь и верующим, такой человек старается помогать другим – часто в эти деяния вмешивается его самость, он может делать категоричные выводы, давать другим то, что им нужно по его мнению, а не по Божьей Воле. Из самости исходит обида, невозможность по-настоящему простить, потому что человеку кажется, что по значению того, что он делает и кем он является, люди с ним не расплатятся, присутствует чувство, что все вокруг ему должны, что все его деяния имеют огромную ценность и, в принципе, ничем не могут окупиться. Ему кажется, что его воля приоритетна над другими, дела важнее тех, что совершают окружающие, его движению не должны препятствовать и мешать, подобно полиции с проблесковыми маячками, перед которой все остальные машины должны расступаться. Будучи обращен к самому себе на процент его самости, человек разрастается самолюбием, самомнением, самонадеянностью, самообольщением, самолюбованием, самосудом и проч. При этом ему кажется, что любви и внимания по отношению к себе он получает недостаточно. Самость часто проявляется во властолюбии, желании подчинить своей воле волю других, указать им правильную дорогу, контролировать и ограничивать, поощрять и привязывать к себе. Все это самости кажется проявлением любви и заботы. Самости очень свойственно завязывать людей на себе, с чем переплетается грех кумирства. Добиваться привлечения к себе самость может разными путями – и рассыпаясь в благодеяниях, и жестко воздействуя деспотизмом. Воля высшего «Я» через раздутую самость сильно блокируется, и потому человеку не кажутся его действия чем-то аномальным. Он плохо видит себя и других, самость кажется ему естественным состоянием, проявлением его личности. Он может показывать это явно, выказывая всевозможные требования к окружающим, навязывая им чувство вины по отношению к нему, чувство неоплаченного долга, говоря о важном значении всего, где коснулась его рука, может говорить о своей незаменимости, уникальности. А может все это проецировать в пространство, но не показывать открыто, но окружающие будут чувствовать разрушительное воздействие его мыслей. Самость может проявляться во всех сферах одинаково, а может иметь какую-то избирательную направленность. Т.е. человек может в одних проявлениях быть мягким, уступчивым, смиренным, но в других сферах, которые он считает своим важным качеством, сметать движения воли других, если они в чем-то противоречат его движению. У человека, одержимого самостью может быть множество прекрасных дарований, умений, но проявляя их, он, большей частью, делает это во имя свое, считая все, чем обладает – своим имуществом, своей заслугой. Подобно проявлениям тщеславия, самость стремится подчеркнуть свое участие в чем-то. Ей кажется, что благодаря ее участию все буквально преображается, что только ей удается так все хорошо сделать, понять, решить проблемы. Никто другой так не сможет все успеть, так красиво сказать, так помочь. Конечно, остальные люди временами что-то и делают хорошее, но когда она, самость берется за дело – это не сравнить ни с чем. Если окружающие не хотят оценивать по заслугам его значимость, он начинает бунтовать, может испытывать гнев, обиду, зависть, возмущение. На самом деле во всех действиях самости виден недостаток настоящей жертвенной любви, которая, собственно и сжигает самость.
Самости не хватает настоящей простоты, скромности, смирения, бесстрастия, не хватает целостности. Чтобы победить самость, как и остальные ее проявления нужно перестать ее кормить – т.е. отказаться от всего, что ее питает, что питает значимость. Не брать ничего себе – ни восхищения людей, ни признания деяний – все отдавая Богу. Жить всем существом, стремясь к целостности духа, души и тела. Принести в жертву все свои страстные желания. Чем больше человек раздувает свою значимость – тем больше он соединяется с миром иллюзии и раскрывается в нем. Когда он ничего не приписывает себе, обретает смирение, становясь прозрачным для прохождения Божественных лучей – тогда он свободно проходит через «игольное ушко» и раскрывается в мире духовном, соединяясь с Богом. Не так просто разобраться и обнаружить в себе эти греховные болезни, но в любом случае, нужно стараться увидеть мотивы своих действий, мыслей, слов, понять во имя чего на самом деле мы это совершаем – во имя свое, для своей корысти или все же во Славу Бога.
Когда мы читаем в Новом Завете о том, что должны умереть со Христом, чтобы с Ним воскреснуть – речь идет о смерти самости и породившей ее гордыне, о полном исчезновении ложного центра, мешающего человеку быть воедино с Богом:
«. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:6-8).
Феномен самости личности Юнга и в чём его проявления в психологии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
С точки зрения аналитической психологии, архетипы – это образы и идеалы коллективного бессознательного, которые оказывают колоссальное влияние на каждого из нас, хотя и существуют опосредованно от нас. Они устойчивы, встречаются у всех народов, рас и цивилизаций, часто выражаются в мифах и сказках, при этом вызывая у личности сильный эмоциональный отклик.
Карл Юнг выделял множество архетипов, но центральным и одним из самых значимых являлся архетип Самости.
Самость с точки зрения аналитической психологии Юнга
Самость – это важнейший, центральный архетип, через который развертываются все остальные архетипы. Самость парадоксальна и имеет следующие характерные черты:
Наша самость всегда стремиться к целостности, законченности, она имеет образ круга, мандалы, какой-то гармоничной, стройной, цикличной системы, где каждая часть не может существовать сама по себе.
Самость является неотъемлемой частью каждого человека. С одной стороны, ей свойственна постоянность. С другой стороны, самость постоянно меняется, развивается, порождая все новые и новые архетипы.
Самость – целостное ядро личности, хотя выражается в противоположностях каждого из нас: добро и зло, ум и глупость, пессимизм и оптимизм, смелость и трусость, мужское и женское и так далее. Все это есть в каждом из нас, оно как-то уживается, то распадается, то соединяется, но центр всего один – самость.
Самость — как усилить с ней связь?
Самость включает в себя наше сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем.
Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность, наша неповторимость, самость – это суть нашей личности.
Значение самости для каждого из нас
В современной психологии понятие самости, как ядра, центра личности, часто связывают со многими процессами, требующими рефлексии и осознания себя настоящего, хотя по Юнгу полное осознание самости невозможно. К ней, а точнее, к себе, можно лишь приблизиться, ощутить, частично «подглядеть» и с помощью рефлексии понять о себе чуть больше, чем мы понимали до этого.
С помощью чего мы приближаемся к своей самости? Самопознание, саморазвитие, самоутверждение, самоощущение, самосовершенствование, самоактуализация. Последнее – это высшая потребность человека. По утверждению гуманистической психологии, только через самоактуализацию мы можем полностью реализовать свой потенциал. Стать тем, кем можем стать, а не тем, кем нам сказали быть. Это значит обрести смысл своей жизни.
Саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование – все эти процессы невозможны без ощущения своей самости. Если мы не принимаем себя, своих желаний, своих бессознательных, глубинных сторон, своих стремлений, в том числе к успеху, к счастью, к хорошей жизни, мы не сможем развиваться, не сможем достигать большего, не найдем смысл своей жизни.
Общество, в которым мы живем, наше ближайшее окружение, наша культура, воспитание, нормы морали и этики – все это дает нам много смыслов и много целей:
Мир вокруг нас пестрит общепризнанными в нашем окружении целями. Примеры людей, которые нас окружают, их образ жизни, их образ мыслей. Уклад, по которому жили наши родители, книги, которые мы читали в детстве и разбирались, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Каждая из целей, которые диктуют общество по-своему хороша и правильна. Но иногда человек оказывается в такой ситуации, что он много чего достиг, он играет много важных социальных ролей, у него хорошая профессия, стабильная работа и благополучная семья. Но в момент, когда цели достигнуты, когда закончилась «гонка», он останавливается и у него появляется странное, пугающее ощущение – как будто он живет не своей жизнью.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Жизнь есть, а его в этой жизни как бы и нет. Его настоящего. Так бывает, когда мы выбираем не свой путь, а точнее, когда кто-то другой выбирает это за нас. Мы не самостоятельно принимали решения. Реализовались и самоутверждались не в тех сферах, в которых действительно хотели.
Добивались целей, которые не соответствуют нашим истинным желаниям и потребностям. Отказывались или вытесняли те черты своей личности, которые наш социум считал неприемлемыми. Они могут быть самыми разными: лень, нескромность, нарциссизм, эгоизм, гнев, амбициозность или отсутствие амбиций, все, что угодно.
Как прожить свою жизнь?
Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.
Самость – это мы реальные.
С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.
Фото автора Sam Lion: Pexels
Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.
Принятие себя реального, помогает:
Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.
В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.
Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.
САМОСТЬ
Некоторые авторы не проводят различия между Я и Самостью. В концепциях К.Г. Юнга (1875–1961), уделившего особое внимание проблеме Самости, одно не сводится к другому. Самость имеет столько общего с Я, сколько Солнце с Землей. Самость не тождественна Я, которое противостоит ей как часть целому. Если в классическом психоанализе З. Фрейда Я – это центр сознания, а Оно – сосредоточение бессознательного, то в аналитической психологии К.Г. Юнга Самость представляет собой единство сознательного и бессознательного.
Согласно К.Г. Юнгу, Самость можно охарактеризовать как своего рода компенсацию за конфликт между внутренним и внешним. Самость – это центральный архетип (изначальный образ) личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Самость – «верховная личность», целостность личности. Эмпирическая Самость ощущается не только как субъект, но и как объект.
Данный термин был выбран К.Г. Юнгом под влиянием древнеиндийской философии Упанишад, акцентирующей внимание на целостности человека. Поскольку Самость включает в себя наряду с сознательными и бессознательные компоненты, то она «отчасти выражается человеческими фигурами, отчасти же – вещественными абстрактными символами».
Архетип Самости рассматривался К.Г. Юнгом через призму различных символов. Главный из них – мандала, то есть архетипичный образ, существование которого прослеживается на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Его изображали в форме магического круга, олицетворяющего собой древнеиндийское представление о сосредоточении всего сущего. Пластическое образование подобного рода существует и в тибетском буддизме, где фигура мандалы имеет значение культового инструмента, поддерживающего медитацию. В алхимии мандала предстает в виде четырех, расходящихся друг от друга, элементов. Чаще всего мандала характеризуется кругом, четвертицей, квадратурой круга. Если культовые мандалы обнаруживают ограниченное количество типичных мотивов в качестве своего содержания, то индивидуальные мандалы имеют неограниченное количество мотивов и символических намеков. С точки зрения К.Г. Юнга, в целом мандала означает целостность человека, его божественную сущность, божественное начало.
В понимании швейцарского психотерапевта Самость есть точка нового равновесия, которая в силу своего положения между сознанием и бессознательным предопределяет жизнедеятельность человека. Она связана с достижением целостности и единства личности. В этом смысле Самость сродни процессу индивидуации, то есть процессу самостановления, самоосуществления человека. Она является целью жизни.
Для К.Г. Юнга Самость – это психическая тотальность. Ее можно приравнять к древнеиндийскому понятию «атман» или древнекитайскому понятию «дао». Самость не что иное, как психологическое понятие, выражающее сущность человека. Все первопроявления его душевной жизни начинаются в этой точке. Все высшие и последние цели сосредоточиваются в ней.
Являясь высшей точкой духовного развития человека, Самость представляет собой тот общезначимый идеал, который граничит с понятием «Бог». В концепции К.Г. Юнга «Самость» и «Бог» выступают как тождественные понятия. Не случайно, описывая Самость, он замечал, что она в равной степени может быть названа «Богом внутри нас» или «сосудом для милости Божией». Но К.Г. Юнг вовсе не имел в виду обожествление человека или разжалование Бога, у него речь – о некоем парадоксе, а именно о том неустранимом парадоксе, когда человек пытается охарактеризовать то, что превосходит возможности его разума.
Рассматривая традиционную фигуру Христа, К.Г. Юнг говорил о ней как об аналоге психической манифестации Самости. В мире христианских идей Христос, по его мнению, «несомненно, представляет Самость».
Таким образом, Самость в трактовке К.Г. Юнга – это совершенное выражение того, как складывается судьба не только отдельного человека, но и всех людей, когда они дополняют друг друга до целостного образа. Самость охватывает мужское и женское, светлое и темное, духовное и хтоническое (материальное). Будучи «апофеозом индивидуальности», Самость имеет атрибуты единственности и единовременности. Однако поскольку психологическая Самость представляет собой понятие, охватывающее совокупность содержаний сознания и бессознательного, то она поддается описанию только в терминах противоречий, антиномий.
Сама по себе идея Самости, по словам К.Г. Юнга, может быть психологически оправдана, но не может быть доказана научно. Важно иметь в виду и то, что реализация Самости ведет к конфликту между двумя противоположностями, а именно завершением и совершенством. Поэтому терапевтическая цель аналитической психологии К.Г. Юнга состоит в том, чтобы не столько добиться разрешения всевозможных внутрипсихических конфликтов, связанных с обретением Самости, сколько привести пациента к состоянию «приблизительной целостности, лишенной совершенства», поскольку индивид может стремиться к совершенству, но будет страдать от чего-то действующего во имя его завершенности.
Понятие Самости широко используется не только в аналитической психологии, но и за ее пределами. Оно является важной концептуальной частью психологии Самости Х. Кохута (1913–1981), где в отличие от К.Г. Юнга Самость рассматривается не в качестве центрального архетипа, а с точки зрения организационного единства, способствующего формированию психических структур, осуществляющих разнообразные функции (адаптивные, защитные, когнитивные и др.), предопределяющие мышление и поведение человека.
В современной психоаналитической литературе существуют различные представления о Самости. Это понятие используется при описании целостной (телесной и психической) организации человека, личности как таковой, опыта чувствования индивидом себя, субъективного восприятия внутреннего образа Я. Психоаналитические концепции Самости относятся, как правило, к обобщенным представлениям о потребностях человека в создании собственного образа, конкретных механизмах формирования различных аспектов его и внутрипсихических процессах, связанных с переживаниями по поводу несовпадений этого образа с реальным мышлением и поведением индивида.