Самостоятельная работа в обучении используется как что

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку Самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про Самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото Самостоятельная работа в обучении используется как что МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

• задания на восприятие с целью изучения нового материала;

• задания на применение знаний и формирование умений;

• задания на закрепление и повторение учебного материала;

• задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

• воспроизводящий по образцу;

• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

групповые;

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3. Решение задач и выполнение практических работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5. Доклады и рефераты.

6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1. Предусматривать ее место в структуре урока.

2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить оптимальную длительность работы.

6. Подбирать соответствующий дидактический материал.

7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.

Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.

Источник

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку Самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про Самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото Самостоятельная работа в обучении используется как что

Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть фото Самостоятельная работа в обучении используется как что. Смотреть картинку Самостоятельная работа в обучении используется как что. Картинка про Самостоятельная работа в обучении используется как что. Фото Самостоятельная работа в обучении используется как что

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

Статья по педагогике

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

Студентка 246 группы

Преподавание в начальных классах

Жидулина Ксения Сергеевна

Козлова Светлана Александровна

Нижний Новгород, 2019 год

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Одним из доступных и проверенных практикой путей оптимизации учебного занятия, активизации учащихся и повышения качества переподготовки специалистов является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на уроках, так как знания, приобретенные в результате самостоятельной деятельности, становятся истинно «своими».

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. (1( 2., с. 89)

Самостоятельная работа – это средство обучения, которое:

соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует необходимый и достаточный объем и уровень ЗУН для решения познавательных задач;

вырабатывает установку на самостоятельное, систематическое пополнение своих знаний;

помогает ориентироваться в потоке информации;

является орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью ученика в процессе обучения (2(4., 146-149)

Проблема содержания и организации самостоятельной учебной работы в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения:

Как средство педагогической деятельности;

Как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, выполняемые учеником в процессе учебно-познавательной, учебно-практической деятельности;

Как виды продукции ученика;

Как условие обучения;

Как форма организации обучения;

Как ведущий вид исследовательской работы учащихся;

Как показатель уровня подготовки учащихся;

Как цель и результат учебной деятельности ученика.

Сегодня существуют различные подходы к классификации видов и форм самостоятельной учебной работы по разным основаниям: по времени и месту проведения, по дидактическим целям и задачам, по характеру учебной деятельности, по характеру внутри и межпредметных связей (В.И. Загвязинский, М.Л. Косицина, И.И. Малкин, М.И. Махмутов, Е.Н. Перовский, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Поспелов, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др.).

Одни определяют самостоятельную работу через систему приемов обучения, другие через методы обучения.

П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

Б.П. Есипов считает, что самостоятельную работу следует отнести к формам организации учебной деятельности.

В.И. Андреев определяет самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающийся самостоятельно выполняет различные задания с целью развития знаний, умений и навыков и личностных качеств.

В педагогической литературе существует несколько классификаций типов и видов самостоятельной работы :

— по дидактическим целям: познавательная, практическая, обобщающая.

— по типам решения задач: познавательные, творческие, исследовательские

— по уровню проблемности: репродуктивные, продуктивно-исследовательские, исследовательские.

— по характеру взаимодействия: фронтальные, групповые, индивидуальные,

— по методам научного подхода: экспериментальные, наблюдения, моделирование, обобщение, систематизация, классификация.

Какой бы из подходов мы не приняли за основу, реализовать потенциал самостоятельной работы можно только при условии систематической и планомерной ее организации.

Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности в соответствии с учебными возможностями:

Действия по образцу. На этом уровне осуществляется подготовка к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации. На этом уровне начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение сложных типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения новых задач, требующих способности делать индуктивные и дедуктивные выводы.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, формирование аналогового мышления.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на занятии:

самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет цель;

каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;

самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика;

сочетание разнообразных видов самостоятельной работы;

управление процессом работы;

содержание работы, форма выполнения должны вызывать интерес, желание выполнить ее до конца, вырабатывать навыки и привычку к труду;

По форме организации самостоятельной работы ее можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности выделяют четыре типа самостоятельных работ:

Творческие (3(4., с. 154)

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Эти работы формируют фундамент для самостоятельной деятельности.

Реконструктивно-вариативные работы позволяют находить самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям, заставляют осмысливать перенос знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, создают условия для мыслительной активности и формируют основу для творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. ученик сам определяет пути решения задачи и находит его, обобщает, систематизирует, переносит знания в новые нестандартные ситуации

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности. Они позволяют получить принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний.

Виды самостоятельной учебной работы учащихся:

Работа с текстом документов, работа с графиками, рисунками и схемами.

Составление плана ответа по прочитанному тексту.

Поиск ответа на поставленные вопросы.

Анализ, сравнение, обобщения, систематизация материалов нескольких параграфов.

Работа с первоисточниками, справочниками, документами, научной литературой (конспектирование, реферирование)

Дидактические условия организации самостоятельной работы с учебником на занятии:

Планирование, подбор наиболее удачных тем для такой работы.

Управление деятельностью учеников: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения.

Работа с учебником должна сочетаться с другими видами работы на уроке.

При чтении учить выделять главную мысль каждого абзаца, конспектировать ее, составлять план прочитанного.

Использовать для анализа графический материал, схемы, рисунки, таблицы.

Примеры заданий для самостоятельной работы с текстом учебника:

составление системы вопросов, ответы на которые ученик должен найти в тексте;

обоснование и доказательство основной мысли текста;

составление сжатого плана текста (плана-конспекта);

составлении различных планов текста: простых, развернутых, устных, письменных, вопросов, тезисов, цитат;

выделение в тексте материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение;

составление сравнительных характеристик;

обобщение и систематизация информации; (4(1.,39-47.)

Воспроизводящие по образцу

Составление задач, вопросов и их решение

Рецензирование ответов, оценка деятельности своей и других на занятии

Решение задач, выполнение лабораторных и практических работ

Подготовка докладов и рефератов

Моделирование и конструирование

Самостоятельная работа учеников в школе проводится с целью:

систематизации и закрепления, углубления и расширения теоретических знаний и практических умений учащихся;

формирования умений использовать нормативно-правовую, справочно-документационную и специальную литературу;

развития познавательных способностей и активности слушателей, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством учителя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется слушателем по заданию учителя, но без его участия.

Объем самостоятельной работы учащихся исходя из объема максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки, самостоятельно планируется учителем.

Таким образом, правильно организованная и постоянно направляемая учителем самостоятельная работа способствует формированию навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, обеспечивая непрерывность продвижения от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который соответствует качественному овладению учебной деятельностью.

Зотов, Ю.Б. «Организация современного урока»: Кн. Для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.-Просвещение, 1984.- 144 с.

Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. Просвещение.- 1980.

Рогозинский, В.М. Азбука педагогического труда Пособие для начинающего преподавателя.- М.: Высш. Шк., 1990.- 112 с.

Источник

Организация самостоятельной работы обучающихся

«Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся как условие качественного усвоения знаний»

1. Понятие самостоятельной работы, цели, задачи

2. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся

3. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы

1. Сформировать умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу

2. Развитие самостоятельности, ответственности и творческих способностей.

3. Качественная подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности.

4. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации

В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов как высококвалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.

Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.

1. Понятие самостоятельной работы, цели, задачи

В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Авторы используют его в различных значениях. Например, И.И. Ильясов определяет самостоятельную работу как форму обучения, А.В. Усова как метод обучения, О.А. Нильсон как вид учебной деятельности, а П.И. Пидкасистый как средство организации и управления познавательной деятельностью.

Анализируя все возможные определения и подходы к описанию понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов − это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя.

Исходя из понятия «самостоятельная работа», можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов − это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. А значит, ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента − подготовкой специалиста с средним профессиональным образованием и сформированными профессиональными компетенциями.

Тогда задачами самостоятельной работы студента, относительно цели являются:

− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

− углубление и расширение теоретических знаний;

− формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

− развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

− развитие исследовательских умений.

Исходя из поставленных целей и задач изучения дисциплин, в процессе обучения используются различные виды самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов, а так же требованиями к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут. Объем самостоятельной работы студентов определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Она является обязательной для каждого студента, ее объем в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения. Данный стандарт так же устанавливает обязательное наличие аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При этом ее планируемый объем составляет 50 и более процентов от учебной нагрузки студентов, что требует в первую очередь разработки более четкого нормативно-методического и организационного обеспечения данного вида деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студента играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому ее организации должно уделяться особое внимание. Но, к сожалению именно самостоятельная работа студентов является одним из наиболее слабых мест в современном профессиональном образовании, несмотря на то, что в наше время существует достаточное количество инновационных технологий, позволяющих очень эффективно организовать самостоятельную работу студента.

Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

2. Виды и формы са мостоятельной работы обучающихся

Для преподавателя при планировании и организации самостоятельной работы одной из самых сложных задач выступает отбор и конструирование заданий для самостоятельной работы по дисциплине (модулю).

Виды и формы самостоятельной работы утверждаются на кафедре при разработке учебно-методического комплекса (рабочей программы) учебной дисциплины (модуля) основной образовательной программы.

С учетом целей и задач, решаемых в процессе выполнения самостоятельной работы, а также специфики содержания выделяются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

творческая (научно-исследовательская) написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, выполнение курсовых работ, специальных творческих заданий, написание эссе по проблемным вопросам, написание квалификационной работы и.т.д. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучающийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения.

Содержание самостоятельной работы определяется спецификой формируемых компетенций и применяемых образовательных технологий. Конкретные виды и формы организации самостоятельной работы с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя. Поэтому данные рекомендации не исчерпывают всего многообразия содержания самостоятельной работы и включают формы наиболее распространенные в практике высшей школы.

Самостоятельная работа студентов (СРС) подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинарских или практических занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение реферата, курсовой работы и т.п. Она организуется в течение всего периода изучения учебной дисциплины и не имеет жестко регламентирующих норм.

Выделяют пять уровней самостоятельной работы.

Первый уровень − дословное и преобразующее воспроизведение информации.

Второй уровень − самостоятельные работы по образцу.

Третий уровень − реконструктивно-самостоятельные работы.

Четвертый уровень − эвристические самостоятельные работы.

Пятый уровень − творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Основными критериями качества ее организации служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и приобрести навыки решения определенных практических задач. Существуют следующие виды контроля:

а) корректирующий − осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки;

б) констатирующий − осуществляется по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов работы;

в) самоконтроль − осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам;

г) итоговый − аттестация студентов по всем видам работы.

Организационно-технические условия СРС предусматривают научно-методическое обеспечение (необходимая литература, ориентационные (технологические) карты, алгоритмы и образцы выполнения работ, нормативные требования и т.д.), наличие компьютерных мест, свободного доступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ, а также возможность консультации по вопросам, возникающим в ходе выполнения самостоятельной работы.

Особые требования следует предъявлять к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы. Задания должны быть направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер, происходит увеличение разнообразия форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов. Это создает условия для более широкого использования заданий по выбору студентов. Необходимо увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности студентов.

Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями, под которыми понимается устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов задач.

Учебные стратегии определяют содержание и технологию выполнения самостоятельной работы. Ставя человека перед выбором конкретных действий из множества, они характеризуют ориентировочную и исполнительскую активность студентов и состоят из привычных навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Процесс их формирования начинается в начальной школе и продолжается в течение всего периода обучения: разные учебные действия и алгоритмы образуют взаимосвязи и устойчивые сочетания (комплексы действий), автоматически включаясь в учебную деятельность при выполнении того или иного задания.

Основными компонентами учебных стратегий выступают:

1) долговременные цели (планы, программы), определяющие организацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей);

2) технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей;

3) ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.

Входящие в их состав учебные действия и алгоритмы позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат.

3. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы

Мотивация выполняет три регулирующие функции по отношению к действию:

побуждающую, то есть дающую двигательный импульс или мотив для того, чтобы личность начала действовать;

смыслообразующую, то есть придающую деятельности глубокий личностный смысл;

организующую, то есть опирающуюся на целеполагание, когда сознанные мотивы превращаются в мотивы-цели.

Именно такая мотивационная иерархия лежит в основе познавательной

самостоятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса.

Познавательная активность, а, следовательно, способность к самообразованию у одних обучающихся носит генезисный характер, у других эти качества нужно формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа становится ключевым звеном. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться», принимая во внимание следующие мотивирующие факторы:

1. Полезность выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (на семинаре, в лабораторном практикуме), при подготовке публикации или выступления на конференции, и т.п., то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, какие компетенции (или часть компетенции) формирует выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

Практикоориентированность заданий повышает интерес к профессиональной деятельности. Обучающийся будет активнее выполнять самостоятельные задания в ходе практики, если ее результаты будут применены при подготовке курсовых и квалификационной работ.

2. Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, проектной работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является использование практико-ориенированных методов и способов обучения. Это предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием новейших информационных технологий.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, студенческих научных обществах, дискуссионных клубах и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося.

6. Поощрение обучающегося за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Самостоятельная работа, самостоятельность является одним из главных качеств обучающегося и важнейшим условием обучения. Процесс обучения не может быть эффективным без развития самостоятельной деятельности.

Для того чтобы развивать самостоятельную деятельность необходимо:

— учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся.

— вызывать положительную мотивацию и учитывать цели каждого ученика.

— формировать умения и навыков самостоятельной учебной деятельности.

— развивать интерес к учебной дисциплине.

Трудности в организации самостоятельной работы:

— в условиях групповой системы обучения возможно использование лишь элементов индивидуализации;

— недостаток времени для формирования индивидуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (разные темпы);

— нельзя свести самостоятельную деятельность обучающегося только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика, а это требует дополнительного времени;

— обучающийся должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях, но инициатива обучающихся чаще направлена на финансовую деятельность.

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на теоретических, лабораторных и практических занятиях, во внеурочной деятельности. Использование самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемными, более интересными, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения.

Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.

Выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера. На последних курсах больший объем самостоятельных заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *