Седьмой вид обучения в школе что это такое
7 вид обучения?
Здравствуйте! У меня ребенок сейчас учится в 6-м классе. Проблемы начались с первого, перед школой ему поставили диагноз эпилепсия, назначили препараты. У него стала плохая память, медлительный. Первый класс с горем пополам отучились, второй вышли двойки по некоторым предметам. Я написала заявление оставила на второй год. Потом 2 и 3 классы он проучился на домашнем по программе 7 вида. 4 класс стал учиться в общем классе, посадили на последнюю парту одного, где сидит до сих пор. На уроках ничего не пишет, не отвечает. Когда его спрашивают, он замыкается и молчит. Но 4 и 5 класс как-то закончили без двоек. По информатике, биологии, географии, ОБЖ и т.д. были 4 и 5. На последней МПК (медико- педагогический комиссии) сказали социальному педагогу из нашей школы, чтобы ставили ему двойки, чтобы было основание дать ему 8 вид. Областной психиатр ставит нам небольшую ЗПР, сопутствующую основному заболеванию. В школе нет программы 7 вида. Сейчас у сына село зрение, прописали очки. Он отказывается их надевать и по-прежнему сидит на последней пасте, с доски ничего не видит, под диктовку не успевает писать. Диктанты тоже писать за всеми не успевает. Одноклассники его обижают. Ни с кем не общается, в группу в ватсап его не добавляют, игнорируют везде. Что делать в такой ситуации и куда обратиться?
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центр лечебной педагогики Анна Лебедь:
Здравствуйте! Если под «8 видом» Вы подразумеваете адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то ПМПК не имеет права рекомендовать такую программу, в случае, когда ребенку психиатр не поставил диагноз «Умственная отсталость». Если в заключении ПМПК рекомендована АООП для обучающихся с задержкой психического развития (7 вида), то школа обязана разработать такую программу для ребенка. Указана ли в заключении ПМПК коррекционно-развивающая работа (занятия с психологом, дефектологом)? Необходимо получить заключение офтальмолога и уточнить, не является ли ребенок слабовидящим. Возможно, необходимо пройти ПМПК с целью внесения в заключение ПМПК занятий с психологом, дефектологом и уточнения, что ребенку рекомендована программа 7 вида с учетом слабовидения. С целью исполнения заключения ПМПК, в том числе разработки адаптированной образовательной программы, необходимо составить письменное обращение на имя директора образовательной организации. Если после рассмотрения указанного обращения специальные условия обучения для ребенка не будут созданы, рекомендуем обратиться письменно в местный орган образования.
Здравствуйте. У сына согласно ПМПК обучение форма 7.1, сейчас заказчивает 4 класс. Весь год проблема по английскому языку, а именно со словарным диктантам: учитель говорит слово на русском языке- ребенок должен написать его на английском. Я разговаривала с учителем, объясняла что ребенок этого сделать не может,бесполезно. Написала письмо на имя директора с просьбой составить индивидуальную АООП только по английскому языку огласно ПМПК. В ответе от директора:изучение иностр.языка является обязательным для обучающих с ЗПР. программа составленная учителем соотвествует, учитель к вашему сыну не предъявляет высоких требований. Директор ссылается ФГОС НОО (пункт 19.3 раздела III ФГОС НОО), а не на ФГОС для детей с ОВЗ, права-ли она? Как мне увидеть эту программу, имею я на это право и могу-ли просить убрать словарный диктант именно в таком виде, какой требует учитель, на какой пункт закона мне сослаться? Что делать дальше если будет очередная отписка? Помогите пожалуйста! Сын уже не хочет идти на урок англ.языка!
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
Согласно приложению № 7 к Приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» для АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО, т.е. директор поступает правомерно, ссылаясь на ФГОС НОО.
При этом неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Если по английскому языку у ребенка образуется академическая задолженность и ее невозможно ликвидировать, Вы можете требовать перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом целесообразно при наличии специфического расстройства школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) или нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы предоставить подтверждающие документы (например, заключения специалистов – логопеда, невролога и т.д.).
В случае отказа в переводе на индивидуальный учебный план необходимо обратиться с письменной жалобой в местные органы образования.
Спасибо огромное за подробный ответ.
Подскажите пожалуйста, а обучение по индивидуальному учебному плану- подразумевается обучение на дому или не обязательно?
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
7 вид обучения в общеобразовательной школе
Здравствуйте! У меня сын, 11 лет. Перешел в 5-й класс общеобразовательной школы. Учитель начальных классов утверждала, что программу начальной школы он усвоил плохо. Мы обратились к психиатру. Он выдал справку с рекомендацией обучения по 7 виду. Осматривал ребёнка он один, а печатей на справке три. Я так понимаю, что это справка ПМПК (?) В школе у нас эту справку не приняли, аргументируя тем, что заниматься с ребёнком никто не будет, так как за это не доплачивают. Посоветовали обратиться в районную больницу в комиссию ВКК для получение справки о переводе ребенка на обучение на дому. При этом пояснили, что заниматься с ребенком дома никто не будет, а будут проводиться дополнительные занятия в школе после уроков. Правомерны ли действия работников школы в этом вопросе? Какими нормативно-правовыми актами я могу фигурировать в общении с руководством школы? На какие законы ссылаться?
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
Уважаемая Марина! Сама по себе справка врача с рекомендацией обучения по 7 виду является только рекомендацией, не является основанием для перевода ребенка на обучение по программам для обучающихся с ограниченными возможностями ребенка. При этом определение вида школы не входит в компетенцию психиатра. Кроме того, в настоящее время отсутствует деление школ на виды по номерам. Ранее в школах 7 вида обучались дети с задержкой психического развития.
Только психолого-медико-педагогическая комиссия уполномочена давать заключения об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обязательны для исполнения образовательными организациями и органами образования. Поэтому, если действительно есть основания считать, что ребенок не сможет обучаться без создания специальных условий обучения, то необходимо обратиться в ПМПК. Где она находится можно узнать, обратившись в орган образования по месту жительства. Психиатр в данной ситуации мог бы только составить заключение о том, какой у ребенка диагноз и как он влияет на способности ребенка обучаться. Такое заключение необходимо представить на ПМПК.
Заключение же ПМПК в соответствии с Положением о ПМПК обязательно для исполнения образовательными организациями и органами образования. Для обеспечения его реализации подается соответствующее письменное заявление в школу с приложением копии заключения ПМПК. По получении письменного ответа будет понятно, что делать дальше. Если администрация школы дает устные ответы, надеясь, что родители отстанут и не будут требовать реализации заключения ПМПК, то надо обращаться с жалобой в орган образования по месту жительства.
Необходимо уточнить, насколько необходимо ставить вопрос о том, что ребенок не справляется с обучением и нуждается в создании специальных условий. К специальным условиям относится и образовательная программа, адаптированная для обучения детей с теми или иными ограничения здоровья. Пробелы в освоении программы могут быть устранены иными способами, если есть такая возможность.
Что делать с ним не знаю.
Здравствуйте! Извините за большую задержку с ответом.
Под индивидуальным обучением Вы имеете в виду обучение на дому? Я правильно понимаю, что он обучается в обычной школе по программе для детей с задержкой психического развития? Конкретного минимального объема индивидуальных занятий на дому законодательством жестко не установлено, количество занятий должно быть достаточным для освоения программы, соответственно конкретный учебный план должен зависеть и от программы, и от состояния ребенка. В принципе, большинство существующих учебных планов для занятий на дому предусматривает около 10 час. еженедельной нагрузки для 5-7 классов, полагаю, что школа исходит из устоявшейся практики.
Отдельно стоит отметить, что согласно Приказу Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому», СДВГ и подобные незначительные нарушения основанием для перевода на надомное образование не являются.
Мне кажется, Вам следует обратиться за рекомендациями по организации учебного процесса к специалистам, которым Вы доверяете. Согласно закону «Об образовании», помощь школам по вопросам организации образовательного процесса, в том числе для детей с ОВЗ, осуществляют Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые так или иначе действуют во многих регионах. Возможно, Вам стоит обратиться в такой центр.
Перед Вами стоит несколько разных вариантов. Вы можете просить школу составить для Вашего ребенка индивидуальный учебный план, который бы учитывал особенности его состояния. Вы можете рассмотреть вопрос о переводе его на обучение по другой программе, например для детей с умственной отсталостью. Вы можете настаивать на том, чтобы Ваша школа усилила коррекционные занятия с ребенком, которые помогут ему справиться с отношением к учебе (в заключении ПМПК должно быть указано на необходимость занятий с дефектологом/психологом, если этого не указано, то можно обратиться на ПМПК за новым заключением). Вам нужно выбрать тот вариант, который в наибольшей степени соответствует интересам ребенка, и действовать в соответствии с ним.
Из того, что Вы пишете, следует, что основная трудность Вашего ребенка – это формирование учебных навыков, как мне кажется, именно на это и должны быть направлены усилия педагогов и работников в первую очередь.
Елена, здравствуйте. Прочитала, прямо моего сына описываете. Прошло два года после этой записи, поделитесь как обучение сына проходит? Вы сейчас на индивидуальном обучении? Можно ли как-то лично пообщаться? может e-mail?
Здравствуйте,Проблема такая,- сын двоечник, за первую четверть 6 двоек, 9 класс. До 9 двойки за четверть тоже были. Наблюдается у врача психиатра с 2012 года. Диагноз-СДГА, Органическое эмоциональное лабильное расстройство,несоциализированное расстройство поведения. На руках направление от врача на ПМПК с рекомендацией о переводе на обучение по 7 программе. В школе отказали в переводе. Объяснив тем что он может, но ленив и тут же единогласно говорят,- но ОГЭ он все равно не сдаст!Даем вам месяц и если результата не будет пишем заявление в милицию, в отдел по несовершеннолетним. На справки и выписки внимания не обращают, не прикрывайтесь говорят. О том что он наблюдается поставлены в известность неоднократно и директор и классный руководитель. Что делать в этой ситуации?
Отвечает юрист Анна Басова:
В таком случае в целях получения профессии можно посоветовать обратить внимание на специализированные центры профессионального обучения, где созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра с выраженными ментальными нарушениями http://tk21.mskobr.ru/prof_edu/strukturnoe_podrazdelenie_3/). В соответствии со статьей 79 Закона об образовании профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Отвечает юрист Анна Басова:
Отвечает юрист Анна Басова:
Сложности с обучением ребенка с ОВЗ можно попробовать решить несколькими способами.
Во-первых, хочу подчеркнуть, что заключение ПМПК обычно дается на ступень обучения. Это означает, что представив в школу заключение ПМПК в течение года со дня выдачи и начав в ней обучение, ребенок не должен через год снова проходить ПМПК, если иное прямо не указано в нем (например, «срок повторного прохождения ПМПК – через год»). То есть если школа самовольно меняет образовательную программу без соответствующих рекомендаций ПМПК – это неправомерно.
При этом заключение невролога (или любого другого специалиста) само по себе не является основанием для установления/смены школой образовательной программы. Такое заключение можно приложить к документам на прохождение ПМПК, и уже ПМПК с учетом всех документов и собственной экспертизы выдает рекомендации по обучению.
Если в действующем заключении ПМПК дана рекомендация по обучению по определенной АООП, Вы вправе (и, с точки зрения интересов ребенка, обязаны) настаивать на ее реализации школой. Рекомендую в конфликтных со школой случаях направлять обращения письменно с регистрацией в канцелярии школы или заказным письмом с уведомлением с просьбой предоставить ответ (например, в течение 30 дней с момента поступления запроса). С учетом того, что школы сейчас строго контролируются департаментом образования, произвольный отказ от создания условий для обучения по АООП будет затруднительным.
Кроме того, в ПМПК может быть указано на необходимость дополнительных занятий с дефектологом/психологом/иным специалистом, помогающим ребенку с учебой. Если такой рекомендации нет в заключении ПМПК, при необходимости нужно повторно пройти ПМПК.
Иными словами, обеспечить реализацию АООП со всеми рекомендациями школа обязана только в случае, если они даны в действующем заключении ПМПК. Если школа отказывается исполнять рекомендации ПМПК, обращайтесь в орган образования по месту жительства, прокуратуру, и, возможно, в суд. Образцы заявлений можно посмотреть по ссылке http://navigator.osoboedetstvo.ru/razdel/3/block/268.html?h=2639
Что же касается требований, то они предъявляются не к детям, а к образовательным программам в соответствии с диагностируемым диагнозом согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598).
Вариант 7.1 как более сложный предназначен для образования детей с задержкой психического развития, близких к возрастной норме.
Вариант 7.2 предназначен для образования детей с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, с отставанием в отдельных функциях или в целом.
В спорных случаях рекомендуется более сложный вариант и, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения знаниями в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей он может быть переведен на более легкий вариант 7.2.
Более детально с требованиями программы можно ознакомиться на сайте Минобразования и науки (ныне – Министерство просвещения РФ) https://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf)
При возникновении трудностей в освоении программы ребенок также может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану. Кроме того, как вариант можно оставить ребенка на повторный год обучения – возможно, какая-то из этих мер поможет ему освоить школьную программу.
Уважаемая Гульнара, а Вы пробовали обратиться с вопросом в Комитет солдатских матерей России? Это очень опытная организация в этой сфере, которой, мы думаем, можно доверять.
Отвечает юрист Анна Басова:
Безусловно, никто не может заставить мать проходить медицинское обследование ребенка и даже ПМПК без ее согласия, об этом говорится в п. 1 ст. 20 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Данный вопрос целиком и полностью находится в зоне ответственности родителей и законных представителей.
С другой стороны, нарушение прав других детей и правил образовательной системы в целом нельзя оставлять без внимания. Необходимо наладить диалог между администрацией и родителями беспокойного ребенка для поиска компромиссных решений.
Может быть, ПМПК порекомендует ребенку тьюторское сопровождение или ассистента, которые будут помогать ему в классе, либо занятия с психологом и/или иными профильными педагогами.
Что же касается домашнего обучения, то оно, во-первых, предписывается только на основании медицинского заключения и обращения родителей (Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»), во-вторых, не является панацеей – детям, в том числе и с ОВЗ, нужна социализация, и задача взрослых – ее обеспечить при учете соблюдения интересов всех участников образовательного процесса.
Ответили Вам на почту, посмотрите, пожалуйста!
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь: