Сельцо и село в чем разница
Село, деревня, сельцо, починок…
Статья опубликована 23 октября 2012
В исторической и художественной литературе, не говоря уже о различных документальных материалах, хранящихся в архивах, встречаются наименования населенных пунктов, чей статус (село, сельцо, деревня, починок, пустошь) может ввести в заблуждение любого начинающего исследователя. В особенности это касается начинающих генеалогов и краеведов, которые оставляют этот статус без внимания.
Между тем, наряду с самим названием населенного пункта, его статус имеет немаловажное значение. Хотя бы уже потому, что: во-первых, название населенного пункта может зачастую «навести на след» помещика, которому когда-то принадлежал этот населенный пункт. А во-вторых, статус населенного пункта всегда укажет опытному исследователю на его положение по отношению к соседним населенным пунктам, даст хотя бы приблизительное представление о его размерах и, стало быть, расскажет об условиях, в которых жили предки и их близкие и дальние родственники.
Так, село, отличаясь от прочих сельских населенных пунктов наличием церкви (а то и двух или даже трех), всегда являлось центром сельского прихода, объединявшим несколько соседних деревень. Как правило, в селе находилась и барская, помещичья, усадьба, официально именовавшаяся имением. При этом иная деревня по числу находящихся в них крестьянских дворов могла быть заметно больше того села, к приходу которого она относилась, прежде всего, в силу своего «географического положения» (как правило, на удалении не более 5 – 7 верст).
В советское время на смену барским имениям в селах пришли правления колхозов и совхозов, здесь же располагались и их центральные усадьбы. А что стало в это время с церквями – общеизвестно, поэтому в СССР статус села был иной раз условным, в большей степени в силу сложившейся еще до революции традиции и практически не отражался на почтовых адресах. Разница между селом и деревней в СССР была, таким образом, нивелирована или даже сведена на нет. Вместо церкви в населенном пункте, именовавшемся селом, имелся сельский совет, являвшийся в советское время центром сельской жизни. Здесь заключались браки, регистрировались новорожденные, выписывались свидетельства о смерти односельчан – в этом смысле председатель и секретарь сельсовета осуществляли функции, которые до революции были присущи приходскому священнику с причтом.
До революции хорошее село с добросовестным помещиком было центром окрестной жизни – в барской усадьбе организовывалось производство по переработке молока, а в самом селе имелась мельница, куда свозилось зерно со всей округи… Иное село могло похвастаться собственным конезаводом с рысаками, приносившими своим владельцам баснословные выигрыши на скачках в Петербурге и Москве и солидные призы на различных отраслевых выставках.
Деревней же в дореволюционной России было принято именовать сельский населенный пункт с одним и более дворами индивидуальной застройки (впрочем, иногда такое поселение в несколько дворов, особенно в прибалтийских губерниях, называлось хутором, а во главе его стоял один крестьянин-собственник). В этом случае, совершенно очевидно, церковь отсутствовала, а населявшие деревню крестьяне являлись прихожанами церкви в ближайшем селе. Тихую, спокойную и размеренную деревенскую жизнь «вдали от шума городского» воспевали в поэзии и прозе Пушкин, Тургенев, Есенин. А одной из вершин советской «деревенской прозы» является повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Русскую дореволюционную деревню, сельскую жизнь того времени навеки обессмертил в своих фотоработах (первых в Российской Империи цветных фотоснимках) выдающийся русский фотограф, химик, изобретатель и издатель С.М. Прокудин-Горский.
Кстати сказать, сам термин «деревня» имеет весьма давнее происхождение (некоторые исследователи относят его появление к XVII веку) и в самом начале своего существования означал место, очищенное от леса под ниву. Вместе с тем, в писцовых книгах XVII столетия этот термин практически не встречается, так как в это время он еще вытеснен другим, близким к нему по значению термином – «сельцо».
Сельцом в XVII – начале XX века называлось сельское поселение без церкви (иногда с часовней), но хотя бы с одним помещичьим двором и несколькими крестьянскими избами, в которых, как правило, проживали обслуга и работники помещика, деловой люд. В XVIII – первой половине XIX вв. этот термин бытовал уже наряду с термином «деревня» и фактически означал то же – небольшой сельский населенный пункт. Жизненный уклад деревни и сельца был одинаков, что после отмены крепостного права единый жизненный уклад способствовал быстрому образованию сельских обществ, а со строительством церкви облегчал слияние близко стоящих друг к другу населенных пунктов разных типов (например, сельцо и одна или две деревни) в одно село из нескольких десятков дворов.
В XVII – XVIII веках во всех трех вышеупомянутых типах сельских населенных пунктов (село, деревня, сельцо) наряду с крепостными крестьянами проживали однодворцы, особый социальный класс русского населения, возникший в результате расширения Московского государства на юг и в самом начале своей истории состоявший из солдат и рейтар. Тогда в обязанность однодворцам, потомкам служилых людей, не успевшим получить права дворянства, вменялась охрана пограничных территорий, за что им были установлены и т. н. казенные оклады (например, в Курском уезде в 90-х годах XVIII века).
Починком считался населенный пункт, насчитывавший изначально один двор, к которому со временем прирастали еще несколько дворов и тогда починок превращался уже в деревню. Стало быть, сельские населенные пункты в дореволюционной России претерпевали своего рода эволюцию от починка через деревню и сельцо в село, а то и в город, если не в губернский, то в уездный-то точно.
Однако в истории России, в особенности в XVI – XVIII столетиях, известны случаи инволюции, обратного движения, когда село, сельцо или деревня по каким-то причинам пустели, оставались без жителей, и тогда такое заброшенное село, сельцо или деревня или, точнее, то, что от них оставалось с годами, назывались пустошами.
И последнее. Обязательным условием для возникновения любого из вышеназванных типов сельских населенных пунктов было наличие поблизости ручья с ключами, реки или озера, поскольку именно вода означала жизнь в той или иной местности. Впрочем, иногда выручали колодцы.
Выселка, слобода, сельцо чем отличались от деревни
ПОЧИНОК, ВЫСЕЛОК, СЛОБОДА И ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СЕЛО ОТ ДЕРЕВНИ..
Думаю эти термины помогут искать наиболее перспективные места..
1.Выселок. Да, именно так — правильно будет выселок, а не выселка (выселки).
Достаточно старый термин, употреблялся еще до пришествия советской власти. Так называли небольшие крестьянские селения. Выселки образовывались в результате межевания и выхода некоторых землевладельцев(которым предоставлялась экономическая и юридическая свобода) из основного села.
Как правило, названия тех или иных выселок происходили от названия «родительского» села. Например, село Куракино — Куракинские выселки.
2.Починок. Термин, употреблявшийся в России до 20 века.
Починками именовались совершенно новые поселения, образованные на новой территории (вырубке в лесу, к примеру). Иногда починок являлся выселком, иногда даже в один двор, а позднее разрастался в целое село.
3.Заимка. Тип поселения, который чаще всего встречается в Сибири.
Это сезонное поселение, обычно как правило состоящее из одного двора. Имя заимке давали по имени владельца, занимавшего определенную территорию, на которой в последствии, он разбивал хозяйство. В будущем вполне могло развиться в деревню или село.
4. Деревня. Поселение с несколькими дворами. Одна из самых многочисленных форм селений в России.
Вопреки расхожему мнению слово «деревня» стало обозначать поселение крестьян лишь в 17-18 веках, до этого употреблялось в значении «двор» или «пахотное поле».
5. Село. Одна из основных хозяйственных единиц в нашей стране.
От деревни село отличается размерами и наличием православного храма. В советское же время селами назывались поселения, в которых находился сельсовет.
6. Погост от слов «гость», «погостить». Одна из самых первых административно-территориальных единиц Руси.
Когда-то, как и село, являлся центром прихода с кладбищем и церковью, от села отличался наличием домов священнослужителей. Позже словом «погост» стали обозначать сельское кладбище.
7. Слобода от слова «свобода». Жители, основавшие такое поселение были свободными людьми (имели освобождение от повинностей).
Селение близ городов, жители которого занимались несельскохозяйственной деятельностью (торговцы, купцы, солдаты). Также слободой назывались крупные поселения с несколькими церквями и имевшие какое-либо производство.
8. Сельцо. Небольшой населенный пункт, состоящий из дома помещика и прислуги.
В сельце могло и не быть церкви, но часовня имелась.
Сельцо и село в чем разница
В исторической и художественной литературе, не говоря уже о различных документальных материалах, хранящихся в архивах, встречаются наименования населенных пунктов, чей статус (село, сельцо, деревня, починок, пустошь) может ввести в заблуждение любого начинающего исследователя. В особенности это касается начинающих генеалогов и краеведов, которые оставляют этот статус без внимания.
Между тем, наряду с самим названием населенного пункта, его статус имеет немаловажное значение. Хотя бы уже потому, что: во-первых, название населенного пункта может зачастую «навести на след» помещика, которому когда-то принадлежал этот населенный пункт. А во-вторых, статус населенного пункта всегда укажет опытному исследователю на его положение по отношению к соседним населенным пунктам, даст хотя бы приблизительное представление о его размерах и, стало быть, расскажет об условиях, в которых жили предки и их близкие и дальние родственники.
Так, село, отличаясь от прочих сельских населенных пунктов наличием церкви (а то и двух или даже трех), всегда являлось центром сельского прихода, объединявшим несколько соседних деревень. Как правило, в селе находилась и барская, помещичья, усадьба, официально именовавшаяся имением. При этом иная деревня по числу находящихся в них крестьянских дворов могла быть заметно больше того села, к приходу которого она относилась, прежде всего, в силу своего «географического положения» (как правило, на удалении не более 5 – 7 верст).
В советское время на смену барским имениям в селах пришли правления колхозов и совхозов, здесь же располагались и их центральные усадьбы. А что стало в это время с церквями – общеизвестно, поэтому в СССР статус села был иной раз условным, в большей степени в силу сложившейся еще до революции традиции и практически не отражался на почтовых адресах. Разница между селом и деревней в СССР была, таким образом, нивелирована или даже сведена на нет. Вместо церкви в населенном пункте, именовавшемся селом, имелся сельский совет, являвшийся в советское время центром сельской жизни. Здесь заключались браки, регистрировались новорожденные, выписывались свидетельства о смерти односельчан – в этом смысле председатель и секретарь сельсовета осуществляли функции, которые до революции были присущи приходскому священнику с причтом.
До революции хорошее село с добросовестным помещиком было центром окрестной жизни – в барской усадьбе организовывалось производство по переработке молока, а в самом селе имелась мельница, куда свозилось зерно со всей округи… Иное село могло похвастаться собственным конезаводом с рысаками, приносившими своим владельцам баснословные выигрыши на скачках в Петербурге и Москве и солидные призы на различных отраслевых выставках.
Деревней же в дореволюционной России было принято именовать сельский населенный пункт с одним и более дворами индивидуальной застройки (впрочем, иногда такое поселение в несколько дворов, особенно в прибалтийских губерниях, называлось хутором, а во главе его стоял один крестьянин-собственник). В этом случае, совершенно очевидно, церковь отсутствовала, а населявшие деревню крестьяне являлись прихожанами церкви в ближайшем селе. Тихую, спокойную и размеренную деревенскую жизнь «вдали от шума городского» воспевали в поэзии и прозе Пушкин, Тургенев, Есенин. А одной из вершин советской «деревенской прозы» является повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Русскую дореволюционную деревню, сельскую жизнь того времени навеки обессмертил в своих фотоработах (первых в Российской Империи цветных фотоснимках) выдающийся русский фотограф, химик, изобретатель и издатель С.М. Прокудин-Горский.
Кстати сказать, сам термин «деревня» имеет весьма давнее происхождение (некоторые исследователи относят его появление к XVII веку) и в самом начале своего существования означал место, очищенное от леса под ниву. Вместе с тем, в писцовых книгах XVII столетия этот термин практически не встречается, так как в это время он еще вытеснен другим, близким к нему по значению термином – «сельцо».
Сельцом в XVII – начале XX века называлось сельское поселение без церкви (иногда с часовней), но хотя бы с одним помещичьим двором и несколькими крестьянскими избами, в которых, как правило, проживали обслуга и работники помещика, деловой люд. В XVIII – первой половине XIX вв. этот термин бытовал уже наряду с термином «деревня» и фактически означал то же – небольшой сельский населенный пункт. Жизненный уклад деревни и сельца был одинаков, что после отмены крепостного права единый жизненный уклад способствовал быстрому образованию сельских обществ, а со строительством церкви облегчал слияние близко стоящих друг к другу населенных пунктов разных типов (например, сельцо и одна или две деревни) в одно село из нескольких десятков дворов.
В XVII – XVIII веках во всех трех вышеупомянутых типах сельских населенных пунктов (село, деревня, сельцо) наряду с крепостными крестьянами проживали однодворцы, особый социальный класс русского населения, возникший в результате расширения Московского государства на юг и в самом начале своей истории состоявший из солдат и рейтар. Тогда в обязанность однодворцам, потомкам служилых людей, не успевшим получить права дворянства, вменялась охрана пограничных территорий, за что им были установлены и т. н. казенные оклады (например, в Курском уезде в 90-х годах XVIII века).
Починком считался населенный пункт, насчитывавший изначально один двор, к которому со временем прирастали еще несколько дворов и тогда починок превращался уже в деревню. Стало быть, сельские населенные пункты в дореволюционной России претерпевали своего рода эволюцию от починка через деревню и сельцо в село, а то и в город, если не в губернский, то в уездный-то точно.
Однако в истории России, в особенности в XVI – XVIII столетиях, известны случаи инволюции, обратного движения, когда село, сельцо или деревня по каким-то причинам пустели, оставались без жителей, и тогда такое заброшенное село, сельцо или деревня или, точнее, то, что от них оставалось с годами, назывались пустошами.
И последнее. Обязательным условием для возникновения любого из вышеназванных типов сельских населенных пунктов было наличие поблизости ручья с ключами, реки или озера, поскольку именно вода означала жизнь в той или иной местности. Впрочем, иногда выручали колодцы.
Что такое сельцо, кто там жил и почему этих поселений было мало?
Во время поездок по просторам Кировской области я не раз попадал в населённые пункты, именуемые сельцом. Из-за своего малого распространения и созвучного названия с «селом» и «селищем», приходилось неоднократно сталкиваться с путаницей и незнанием людей о таком типе населённых пунктов. Написать данную статью я решил с целью просвещения и расширения кругозора читателей. В ходе повествования покажу и находки, сделанные с металлоискателем в этих интересных местах.
Различные исторические литературные источники говорят, что с 17 по начало 20 века сельцом называлось сельское поселение, не имеющее церкви, но при котором стоял дом помещика. Здесь же располагались крестьянские дворы, где проживали прислуга и помещичьи крестьяне. В подтверждение этих слов приведу выдержку из четвёртого тома Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля, издания от 1882 года.
Сельцо, селечко − деревня, селенье, особ. барское, более где барский дом.
Сельцо, отмеченное на Плане генерального межевания.
Этот термин активно использовался в прошлом. Так, например, в Писцовой книге за 1585−1586 годы в Черкизовскую вотчину сына Иоана Васильевича Грозного − царевича Иоана Иоановича записано:
…пустошь, что было сельцо Машкино … да к тому ж сельцу припущены в пашню две пустоши: пустошь Пестово, да пустошь Горбуново…
Ближе к 19 веку понятие «сельцо» в своём массовом использовании сменило значение и толковалось как «деревня».
Сельцо около тракта.
Как я упоминал в самом начале, этот тип поселения не получил широкого распространения на Вятке. Крепостных крестьян в Вятской губернии, по сравнению с другими регионами Российской империи, было мало.
Распределение помещичьих крестьян по уездам Вятской губернии (1859 год). Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 г. Вятка, 1911.
Глядя на приведённую выше таблицу, составленную по данным, собранным за пару лет до отмены крепостного права, можно заметить, что в одних уездах крепостных крестьян насчитывается лишь несколько десятков, а в других − они вовсе отсутствуют. Согласно 10-й народной переписи 1857−1859 годов, численность населения Вятской губернии равнялась 2 123 904 человек. Из них помещичьими крестьянами являлось всего 37 058 человек, что составляет приблизительно 2% от общего числа проживающих в губернии. Отсюда следует то, что дворянские имения на Вятке не были широко распространены.
Приблизительно на этом месте стоял господский дом.
Для сравнения, в соседней Нижегородской губернии, по данным вышеупомянутой 10-й ревизии, крепостными крестьянами являлось 59% всего населения, а на Вологодчине − 23% населения губернии. Наибольший показатель крепостного права в то время был в Смоленской губернии − помещикам принадлежало около 70% жителей региона.
Говоря о наших днях, осталось крайне мало жилых населённых пунктов, некогда носивших статус сельца. Сейчас на их месте, в своём большинстве, пашутся поля или растут леса. Эти покинутые поселения не являются памятниками и не охраняются государством. О том, что на участке земли стояло сельцо, могут напоминать только углубления, нетипичная растительность или обилие камня, кирпича и металла в земле.
На месте сельца в наши дни пашется поле.
Кладоискателей сельца привлекают своей историей. В первую очередь, здесь жил помещик − довольно состоятельный человек, у которого водились как серебряные, так и золотые монеты больших номиналов. Также он мог спрятать клад и по стечению обстоятельств не успеть забрать ценности обратно.
Судя по находке, усадьба помещика здесь существовала ещё при Екатерине II.
Самое интересное − это подтверждение таких историй. Например, после вспашки колхозом заброшенного поля, на месте сельца кладоискатели практически сразу отыскали медаль «За усердие» времён Николая II, выполненную из золота. В другом месте поисковики обнаружили несколько золотых монет номиналом 5 и 10 рублей, отчеканенные в начале 20 века.
Царский пятак, найденный в бывшем сельце.
А за пределами нашей области при шурфе фундамента предположительно дома помещика кладоискателям попался небольшой горшочек, наполненный серебряными монетами времён правления Екатерины II.
Денежка, потерянная, скорее всего, крепостными крестьянами.
Сельцо является, что ли, неким рудиментом, оставшимся от прошлых времён, от крепостного права, отменённого в 1861 году. О существовании такого типа населённых пунктов, пожалуй, сейчас знают только увлечённые историей люди, краеведы и кладоискатели.
Сельцо и село в чем разница
ВИТЯЗИ РОДА запись закреплена
ЧЕМ СЕЛО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕРЕВНИ?
Что такое сельцо, выселок и починок
Добрый (у меня вечер), дорогие друзья Недавно я задумалась (даже выписку в ежедневник сделала, дабы не забыть) о том, что часто в книгах, которые читаю (не редко случается, что это книги до 1917 года, взять хотя бы того же Малицкого и его «Приходы и церкви тульской епархии») помимо названия населенных пунктов, встречаются их, скажем так, статусы (село, деревня, сельцо, выселки, слобода и прочее). Так вот, мне стало интересно, а в чем конкретно разница-то? В общих чертах, в принципе, понятно, но всегда хочется подробностей. И вот, в этой статье я решила подробненько разобраться, что такое сельцо, слобода, выселки, и чем деревня от села отличается. Одним словом, начинаю косить под Даля с его толковым словарем.
Чем село отличается от деревни?
Начну именно с этого вопроса, а все потому, что слова «деревня» и «село» встречаются в исторической литературе (да и в художественной) чаще всего. Но если простому пользователю Рунета, все это не очень надо, и он читает ту или иную литературу просто из любопытства, то вот начинающему краеведу, полезно знать, в чем разница между селом и деревней (а она есть, я вас уверяю).
В наши дни, эта разница, конечно, потерялась в веках. За это нужно «сказать спасибо» советской власти, так вот, чтобы уловить различия, нам придется вернуться в дореволюционную Россию, как раз там находится ответ на наш вопрос.
Давайте поближе рассмотрим село. Село в России до 1917 года, это совсем не то, что мы видим сейчас. Села тех лет – это центр общественной жизни (конечно, не такой большой, как город, но тем не менее).
В селе почти всегда была барская усадьба. И если помещик был добросовестным, то всячески старался поддерживать благосостояние своих земель. В селе, как правило, имелась мельница, и значит, зерно на перемолку туда привозили со всей округи. А ведь мы с вами знаем, что зерно — это хлеб, а хлеб – всему голова.
Наличие церкви для села являлось обязательным, в противном случае, сий населенный пункт нельзя было селом-то именовать, уже деревня получалась. А раз была церковь, значит, были и школы (сначала земская, а потом ей на смену пришла церковно-приходская).
Понятное дело, что раз есть церковь, мельница, барин (у которого нет-нет, да и работенку можно было подыскать), то люди в это место тянулись. А раз были люди, то они чем-то занимались, и чаще всего это были кустарные промыслы. А раз промыслы имелись, значит и ярмарки были, а ярмарка – это здорово
Так же в селе находились полицейские участки, и все прочие органы власти, но особенно хорошо, если в селе был конезавод. Это приносило известность и, соответственно, прибыль, а чем село богаче, тем лучше оно и ярче.
Теперь, что касается деревни. Само слово «деревня» очень и очень старое – появилось примерно в 17 столетии. Но обозначало оно в ту пору место в лесу, которую расчистили под поле (ниву), а уже позже, слово начало применяться и к населенном пунктам.
Так вот, что же такое деревня? Это небольшой населенный пункт сельского типа, в котором имелось несколько дворов (обычно 30 плюс-минус), и отсутствовала церковь. Так что жители деревень являлись прихожанами церкви в самом близком к ним селе (как правило).
Остальные «непонятные слова»
Сельцо
Первое в нашем списке – это «сельцо». Ну, так и хочется сказать: «чего уж тут думать, сельцо – маленькое село, русским же языком написано», логично, да. Но все же, сельцо от села отличается не только количеством дворов.
По сути своей сельцо – это почти та же деревня (уклад у них был одинаковый). В сельце так же, как и в деревне церкви не было, жителям приходилось добираться до близлежащего села, но иногда в сельце имелась часовня.
Далее, еще одно отличие, в сельце, как правило, имелся дом помещика, собственно, вокруг него оно и росло по схеме: дом помещика+ хозяйственные постройки+дома прислуги, и уже потом разрасталось по накатанной. Но позднее синонимом сельца стала деревня.
Тут само слово говорит за себя. То есть, выселки – это такие поселения, которые образовывались в результате переселения крестьян из какого-либо села на новую территорию. Примечательно еще и то, что это вид, так сказать, сравнительно новых поселений, позже выселки трансформировались в деревни, села и тому подобное.
Обратите внимание, что выселки носят название того населенного пункта, уроженцами которого являются крестьяне, пришедшие на новую территорию. Если мы возьмем Тульскую губернию, то увидим, что слово «выселки» встречается очень часто. Например, Куракинские выселки (ныне Новоселебное) по селу Куракино и так далее.
К слову говоря, в разных губерниях такие крестьянские поселения называются по разному, где-то они починки, где-то околотки.
Выше мы уже отметили, что починок – это по сути своей выселок. Но о нем можно добавить еще несколько слов. Так, впервые этот термин стал употребляться веке эдак в 15, и применяли его к только что возникшим выселкам (поселениям). Как правило, эти поселения состояли из одного-двух дворов, но позже к ним «прирастали» еще.
Чаще всего такие сельские поселения возникали на месте выжега или расчистки в лесу.
Вот, в общем-то, и все. Больше «незнакомых» слов мне пока что не встречалось, а с этими мы разобрались. Как насобираю еще – обязательно поделюсь (а чтобы не пропустить, можете ).
Ну, я прощаюсь с вами, до скорой встречи, друзья