Сертификат исо 22000 хассп что это такое
Сертификат исо 22000 хассп что это такое
Обращаясь в орган по сертификации систем менеджмента для того чтобы получить сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007, первое, что необходимо выяснить – это аккредитован ли орган по сертификации в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация) на право проведения сертификации систем менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с требованиями ИСО 22000. В случае положительного ответа – необходимо самостоятельно проверить наличие аккредитации в Реестре аккредитованных лиц.
Законодательство
В соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. Полномочия по аккредитации в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по аккредитации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации».
С чем сталкиваются заявители при получении сертификата ИСО 22000?
Пользуясь неосведомлённостью заявителей, мошенники подменяют государственную аккредитацию в Росаккредитации и ограничиваются наличием лишь одной системы добровольной сертификации, которые регистрируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в уведомительном порядке. Не редки случаи, когда представители так называемых органов по сертификации заявляют, что аккредитованы Росстандартом, что не может соответствовать действительности, так как Росстандарт не осуществляет функции по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента
Таким образом, ничего не подозревающие руководители организаций, фактически платят деньги за «фантик», который может в любой момент нанести им репутационный ущерб.
Чем может обернуться получение сертификата ИСО 22000 в организации не аккредитованной в Росаккредитации?
отказ от принятия сертификата при участии в закупках на законном основании;
репутационный ущерб при проверке сертификата компетентными специалистами;
вместо демонстрации надёжности организации получение обратного эффекта;
Что и как проверить при выборе органа по сертификации?
При выборе органа по сертификации систем менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции» необходимо убедиться в:
Наличии аккредитации в Федеральной службе по аккредитации (Организация должна быть внесена в Реестр аккредитованных лиц Росаккредитации);
Наличии системы добровольной сертификации, в которой проводится сертификация, должна быть зарегистрирована в Росстандарте.
Наличие аккредитации в Федеральной службе по аккредитации следует проверять в Реестре аккредитованных лиц Росаккредитации
Будьте бдительны!
Регистрация системы добровольной сертификации не заменяет аккредитацию! Соответствующая информация, опубликована на официальном сайте Росстандарта (см. последние 3 абзаца). Ознакомиться с информацией >>
Если остались вопросы
Если у Вас остались вопросы – Вы можете их задать экспертам по сертификации Государственного центра испытаний, сертификации и стандартизации по телефону (812) 388-34-33 или написать на info@gociss.ru
Документы, оформляемые по итогам сертификации
В соответствии с установленными требованиями по результатам сертификации органом по сертификации оформляются следующие документы:
Акт по результатам сертификационного аудита
Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2019 / ГОСТ Р 51705.1-2001
Решение о выдаче сертификата соответствия
Разрешение на использование знака соответствия
Вас также может заинтересовать
Как внедрить ХАССП и без потерь пройти проверку роспотребнадзора и крупных торговых сетей?
Связь стандарта ISO 22000 и Технических регламентов
Речь идёт о взаимосвязи стандарта ISO 22000 (использован текст национального стандарта ГОСТ Р ИСО 22000) и Технических регламентов Российской Федерации на пищевую продукцию. Нынешняя российская нормативная база в пищевой отрасли, которая основана на Федеральных законах «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и многочисленных подзаконных ведомственных актах (главным образом, СанПиН и ГОСТ), в настоящее время пересматривается для выполнения требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Создается фактически «пищевое техническое законодательство».
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что положения стандарта ISO 22000 и технических регламентов имеют тесную связь. Простыми словами ее можно выразить следующим образом: СМБПП или систему HACCP следует рассматривать как инструмент или организационную оболочку, которая может помочь предприятию организовать выполнение и соблюдение обязательных требований технических регламентов и других законодательно установленных требований (например, СанПиН, ГОСТ).
Сертификация ХАССП
ХАССП – это тщательно проработанная система, с целью контроля и управления безопасностью продуктов питания, где в основе лежит предотвращение рисков при изготовлении пищевой продукции. А уже сертификат ХАССП ИСО 22000 является подтверждением того, что на вашем предприятие работает и функционирует система ХАССП в соответствие всем ее стандартам. Для того чтобы заказать сертификат ХАССП вам необходимо позвонить по номеру: 8 (800) 775-29-78 или оставить заявку ниже
Что такое сертификат ХАССП?
Сертификат ХАССП для потребителя (клиента) является документальным, подтверждением безопасности производства пищевой продукции на Вашем предприятии, а так же подтверждением ее высокого качества.
Сертификат выдается в СМК в сфере безопасности пищевой продукции (СМБПП), данная система регулирует стандарты безопасности, а также помогает выявлять и контролировать опасности пищевых продуктов, которые могут возникать в рамках процессов производства.Сертификация ХАССП является неким гарантом в обеспечении для ваших клиентов и потребителей и формирует доверие у поставщиков.
Как проходит сертификация?
После того, как вы решили, что ХАССП или ISO 22000 подходит для вашей компании, вам необходимо будет внедрить процессы управления безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандартов. А это означает что вам придется проводить планирование, проектирование, документирование и внедрение комплексной системы управления безопасностью пищевых продуктов.
Внедрение системы может занять достаточно много времени от 2 недель до 9 месяцев или еще больше. Как только система будет создана и будет использоваться как часть повседневной деятельности, к вам выезжает аудитор сертификации (если центр сертификации не занимался самостоятельно внедрением системы у вас на предприятии). Если аудитор понимает, что система соответствует стандартам и соблюдаются все ее требования, они рекомендует ваш объект для сертификации.
Если вы еще только планируете заняться разработкой документации и внедрением системы, то на первых шагах может быть трудно понять, как планировать и управлять всеми частями проекта внедрения. Нами был разработан обучающий курс «ХАССП 24, чтобы предоставить вам всю информацию, необходимую для уверенности в ее реализации.
Кому необходимо получать сертификат ХАССП ИСО 22000?
Система ХАССП обязательна с 15 февраля 2015 года для всех предприятий, которые имеют отношение к пищевой отрасли. Но получение Сертификата ХАССП является добровольным желанием компаний, как правило сертификат оформляют те, кто хочет подтвердить документально наличие работающей системы ХАССП у себя на предприятии.
Какие документы необходимы для оформления сертификата?
Сертификат ИСО 22000 или Гост Р 51705 выдается заявителю при наличии следующих документов:
Кто имеет право выдавать сертификаты ХАСССП ИСО 22000?
Проводить сертификацию, аудит и выдавать сертификат ХАССП имеют право центры сертификации или органы по сертификации имеющие необходимый опыт и знания для проведения оценки системы ХАССП. Организация которая проводит сертификацию обязана иметь право на законодательном уровне.
Чтобы быть уверенным в компетенции/организации которая будет проводить подтверждение соответствия, необходимо перейти на официальный сайт Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ и найти через поисковик название или регистрационный номер системы добровольной сертификации.
Реестр добровольной сертификации
Сертификат ХАССП можно оформить в ЦС «Гарант», мы являемся держателями зарегистрированной системы «Garant Registrum» Рег. номер: РОСС RU.З1449.04ЖИН1
Специалисты нашей компании более подробно расскажут о сертификате ХАССП и о системе в целом.
Для того чтобы заказать сертификат ХАССП вам необходимо позвонить по номеру: 8 (800) 775-29-78 или оставить заявку ниже
ИСО 22000 (Сертификат 22000)
Почему выбирают нас?
Законность документов подтверждается Росаккредитацией
Бесплатно проконсультируем по любым вопросам
Приступаем к работе без предоплаты
Получите предложение
ИСО (ISO) 22000 выдается в рамках системы менеджмента в сфере пищевой продукции (СМБПП), которая регулирует стандарты безопасности, а также формирует модель управления и контроля над рисками, способными возникать в этой ветви промышленности. Сертификат 22000 обеспечивает безопасность для клиентов-потребителей и повышает доверие у поставщиков, реализаторов и других лиц.
Наши специалисты помогут быстро получить сертификат ИСО 22000. Вы предоставляете базовый пакет документов, и мы приступаем к работе без предоплаты. За 9 лет оформили 23 000 документов для 5 800 компаний России, Беларуси и Казахстана.
Качество продуктов и их безопасность регулируется по всему «пути» пищевой цепи (от фермеров до конечного потребителя). В связи с этим сертификат ИСО 22000 дает возможность внедрить стандарты безопасности и для перерабатывающего сектора, и для вспомогательных линий.
Виды стандартов ИСО 22000
Первый стандарт серии сертификатов (ISO 22000:2005) позволил внедрить международные критерии оценки системы менеджмента для обеспечения безопасности непосредственно пищевой продукции. Он включает в себя не только контроль рисков в пищевой промышленности, но и информирование сотрудников касательно политики новых стандартов, а также разработку политики управления системой безопасности. В дальнейшем сертификат ИСО 22000 стал подразумевать и другие ИСО-системы: ISO/TS 22004:2005, ISO/TS 22002-1:2009, ISO/TS 22003:2007 и т.д.
Фактически, существует 2 стандарта ИСО 22000: международный и национальный. Как можно догадаться, разница кроется в том, на какой территории они действуют. Оформлять в РФ национальный обычно проще и дешевле, но он актуален исключительно внутри ТС. Если же компания собирается расширяться и выходить на международный рынок, ей понадобится соответствующий документ именно по стандарту ISO 22000.
ИСО (ISO) 22000 выдается в рамках системы менеджмента в сфере пищевой продукции (СМБПП), которая регулирует стандарты безопасности, а также формирует модель управления и контроля над рисками, способными возникать в этой ветви промышленности. Сертификат 22000 обеспечивает безопасность для клиентов-потребителей и повышает доверие у поставщиков, реализаторов и других лиц.
Наши специалисты помогут быстро получить сертификат ИСО 22000. Вы предоставляете базовый пакет документов, и мы приступаем к работе без предоплаты. За 9 лет оформили 23 000 документов для 5 800 компаний России, Беларуси и Казахстана.
В основе стандартов ИСО 22000 лежит система принципов ХАССП. Аббревиатура HACCP расшифровывается как Hazard Analysis and Critical Control Points. Эта концепция включает анализ рисков и широкий перечень критических контрольных точек для глобального мониторинга качества продукции.
Качество продуктов и их безопасность регулируется по всему «пути» пищевой цепи (от фермеров до конечного потребителя). В связи с этим сертификат ИСО 22000 дает возможность внедрить стандарты безопасности и для перерабатывающего сектора, и для вспомогательных линий.
Виды стандартов ИСО 22000
Первый стандарт серии сертификатов (ISO 22000:2005) позволил внедрить международные критерии оценки системы менеджмента для обеспечения безопасности непосредственно пищевой продукции. Он включает в себя не только контроль рисков в пищевой промышленности, но и информирование сотрудников касательно политики новых стандартов, а также разработку политики управления системой безопасности. В дальнейшем сертификат ИСО 22000 стал подразумевать и другие ИСО-системы: ISO/TS 22004:2005, ISO/TS 22002-1:2009, ISO/TS 22003:2007 и т.д.
Фактически, существует 2 стандарта ИСО 22000: международный и национальный. Как можно догадаться, разница кроется в том, на какой территории они действуют. Оформлять в РФ национальный обычно проще и дешевле, но он актуален исключительно внутри ТС. Если же компания собирается расширяться и выходить на международный рынок, ей понадобится соответствующий документ именно по стандарту ISO 22000.
Читайте похожие статьи:
Внедрение стандарта ISO 22000 в России является обязательным
Во многих странах использование принципов HACCP в пищевой отрасли является обязательным. Многое из этих принципов применялось для создания Технического регламента Таможенного Союза в этой сфере. В России с 15 февраля 2015 года стали обязательными требования, касающиеся сертификации систем менеджмента в отношении пищевой промышленности, которые основаны на подходах HACCP. Кроме того, в РФ на национальном уровне ввели аналогичный стандарт: ГОСТ Р ИСО 22000-2007. У российских предприятий есть право выбрать любой из 3 вариантов (ГОСТ 51705.1-2001, ГОСТ Р ИСО 22000-2007, ISO 22000:2005).
Кто может получить сертификат ISO 22000?
Определение данного стандарта ISO очень широкое, так как проходить сертификацию могут не только предприятия, которые производят непосредственно пищевые продукты, но и любые другие компании, принимающие участие в пищевой цепи, в том числе и реализаторы. ИСО 22000 получают компании, выпускающие, хранящие, поставляющие или реализующие:
Требования стандарта ИСО 22000 предназначены для применения всеми организациями, вовлеченными в один или больше этапов продуктовой цепи напрямую (производители кормов, растениеводческие и животноводческие компании, розничные продавцы, фирмы по предоставлению соответствующих услуг, предприятия общественного питания и не только) или опосредовано (связанные с пищевой отраслью компании, например, производители оборудования, упаковочного материала, очищающих средств, добавок и ингредиентов).
Преимущества от внедрения ИСО 22000
Отдельные организации ошибочно предполагают, что внедрение стандартов ISO 22000 потребует от них значительного увеличения расходов. При внимательном изучении нормативной документации становится понятно, что речь идет не только о модернизации, которая действительно предполагает расходы, но и об использовании другого подхода, более рационального применения средств и имеющихся ресурсов. Это впоследствии не только окупить затраты на внедрение, но и позволит получать дополнительную прибыль.
Базовые требования к предприятиям ИСО 22000
Для получения сертификата ISO 22000 предприятие должно соответствовать ряду базовых требований:
Внедрение системы ИСО 22000 на предприятии
Предоставление сертификата ISO 22000 возможно, если компания успешно внедрила систему ХАССП и (или) аналогичный ГОСТ Р. Обычно речь идет об определенной последовательности действий:
Аннулирование сертификата ИСО 22000
Сертификат ISO 22000 выдается на срок до 3 лет, по истечению которого нужно будет получать новый документ. Причем при повторном прохождении процедуры компании не предоставляют преимущества, то есть, процесс для нее ничем не отличается.
Сертификат ИСО 22000 также могут аннулировать, если фирма откажется от проведения ежегодной инспекционной проверки. А если в результате последней будут обнаружены серьезные нарушения, то фирме чаще всего предлагают их исправить в оговоренные сроки. Другой вариант развития событий – отзыв сертификата ИСО 22000, но только в случае чего-то очень значительного. Также по умолчанию документ аннулируется, если при его оформлении фирма предоставила о себе заведомо ложные данные или же другим способом ввела центр аккредитации в заблуждение.
Как получить сертификат 22000?
Для оформления сертификата ИСО 22000 необходимо выполнить ряд последовательных действий. Речь идет о следующем:
Это стандартная схема оформления сертификата ИСО 22000. Она может несколько отличаться в зависимости от того, о какой именно компании идет речь (производство кормов для животных и детского питания, например, далеко не одно и то же).
Какие документы нужно предоставить для получения сертификата ИСО 22000?
Оформление сертификата ИСО 22000 требует наличия определенных документов.
В первую очередь это заявление (заявка). В ней необходимо обозначить реквизиты центра по сертификации, в который вы обращаетесь, полное название самой организации, номер регистрационного свидетельства и прочие данные, юридический адрес и актуальные контакты.
Обязательно стоит указать директора, а также способ связи с лицом, которое будет заниматься оформлением сертификата. Дальше идет просьба о выдаче соответствующего документа.
Разумеется, нужно обозначить вид деятельности и вписать отсылку на конкретные нормативные акты, которые ее регулируют. Чуть ниже заявитель обычно обязуется соблюдать требования, обозначенные в нормативных документах, и подтверждает, что организация производственного процесса на его предприятии соответствует ISO 22000. Внизу идет подпись и печать.
К заявлению обычно прикладываются копии уставных документов. Учтите, что у обратившейся компании должны быть в наличие оригиналы, потому что в противном случае сертификат ИСО 22000 или не выдадут, или же могут аннулировать даже после оформления. Причем важно наличие у заявителя именно оригиналов, а не, допустим, нотариально заверенных копий.
Если у фирмы есть уже оформленные допуски, лицензии, другие сертификаты и (или) декларации, их копии тоже следует приложить. Напрямую это не влияет на решение комиссии, однако может заметно упростить и ускорить процедуру.
В ситуациях, когда компания отличается сложной структурой, ей следует предоставить данные (схему своей организации и описание того, как именно происходит взаимодействие). Также нередко запрашивают штатное расписание, особенно если у фирмы – большое количество персонала. Могут потребовать и другие документы дополнительно, особенно в отношении соблюдения санитарно-гигиенических стандартов.
Куда стоит обращаться при оформлении сертификата 22000?
Выдавать сертификаты ИСО 22000 имеют право только организации с соответствующим разрешением и аккредитацией. Они официально входят в перечень, который можно найти на сайте Росстандарта. Другие компании, впрочем, способны оказывать помощь по внедрению и получению сертификата ИСО 22000: консультировать на эту тему, подавать заявку от имени самой компании, собирать необходимые данные (экспертные заключения, скажем, в отдельных случаях) и прочее.
К компаниям, которые работают в сфере пищевой промышленности или так или иначе с ней связаны, предъявляются достаточно жесткие требования. Именно поэтому специалисты предупреждают о важности грамотного подхода к оформлению сертификата ISO 22000.
Если вы не знаете, какие точно документы нужно подготовить для ИСО 22000, если вы запутались, лучше всего поручить это профессионалам. Те, кто постоянно занимаются оформлением сертификатов в пищевой промышленности, изучили весь процесс от и до. Они отлично знакомы с процедурой и могут ее заметно упростить и ускорить.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Применение принципов ХАССП
Применение принципов ХАССП
Нормативно-правовое регулирование системы безопасности производства пищевых продуктов.
Приступая к производству продуктов питания, организация берет на себя ответственность за безопасность производимой продукции. Опасности в пищевой продукции могут возникнуть на любой стадии пищевой цепочки. Во всем мире принята на уровне Государств и успешно внедряется на предприятиях, превентивная модель управления безопасностью пищевой продукции, основанная на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point).
В Российской Федерации в настоящее время действует стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007, изданный в 2007 году, который является аутентичным переводом стандарта ISO 22000:2005.
• ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи»;
• ISO 22003:2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов»;
• ISO 22004:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Руководящие указания по применению ИСО 22000:2005»;
• ISO 22005:2007 «Прослеживаемость в цепи поставщиков пищевой промышленности. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению систем».
Стандарты ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования» и ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Производство пищевой продукции» объединяют принципы ХАССП, на которых основана система анализа опасностей.
• допустимые уровни радионуклидов;
• требования к непереработанному сырью животного происхождения;
• паразитологические показатели безопасности рыбы и ракообразных.
Предприятию для подтверждения безопасности пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 необходимо, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (Глава 3, Статья 10, п 2 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»)
Все системы менеджмента безопасностью пищевой продукции базируются на принципах HACCP(ХАССП), в основе которых лежит анализ опасностей, оценка рисков и определение критических контрольных точек в процессе производства. Подтверждением применения ХАССП на предприятии является разработанное руководство по внедрению стандарта ХАССП на предприятии и сертификация предприятия по стандарту ГОСТ Р ИСО 22000-2007 — «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».
Основные принципы системы ХАССП.
Во всем мире признано, что применение системы НАССР на пищевых производствах имеет явные преимущества в повышении продовольственной безопасности и предотвращения инфекционной заболеваемости пищевого происхождения.
Система ХАССП — это совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
Системы ХАССП применяются практически во всех цивилизованных странах мира как надежная защита потребителей.
Работа по ХАССП направлена на конкретные действия для обеспечения безопасности пищевой продукции. Семь принципов HACCP представляют собой обобщенную формулировку требований и для того, чтобы применять их эффективно, необходимо полное понимание всех процессов организации и сопутствующей деятельности. Поскольку принципы ХАССР по своей природе являются обобщающими и имеют широкую направленность, в них не содержатся указания по применению. Принципы ХАССП представлены на рис.
Принцип 1. Идентифицировать потенциальные риски, которые могут возникнуть на всех стадиях производства, используя диаграмму потоков ресурсов на каждом этапе процесса производства. Оценить вероятность возникновения рисков и идентифицировать превентивные меры для их контроля.
Анализ риска состоит из его оценки, управления им на анализируемом этапе и оценки возможности передачи риска на последующие этапы.
ХАССП определяет риск как «биологический, химический или физический параметр или условие в пищевой продукции, которые потенциально способны оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека».
Биологические риски включают в себя риски, возникающие в результате действия живых организмов, в том числе микроорганизмов (Salmonella, Escherichia coli 0157:H7 и др.), простейших, паразитов и т. д., их токсинов и продуктов жизнедеятельности.
Химические риски можно разделить в зависимости от источника происхождения на три группы.
1 Ненамеренно попавшие в пищу химикаты
а) Сельскохозяйственные химикаты: пестициды, гербициды, регуляторы роста растений и т. д.
б) Химикаты, используемые на предприятиях: чистящие, моющие и дезинфицирующие средства, смазочные масла и т. д.
в) Заражения из внешней среды: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть и т. д.
2. Продукты растительного, животного или микробного метаболизма, например афлатоксины.
3. Намеренно добавляемые в пищу химикаты
Консерванты, кислоты, пищевые добавки, вещества, способствующие облегчению переработки и т. д.
Физические риски связаны с наличием любого физического материала, который в естественном состоянии не присутствует в пищевом продукте, и который может вызвать заболевание или причинить вред лицу, употребившему данный пищевой продукт (стекло, металл, пластик и др.).
Принцип 2. Идентифицировать критические контрольные точки. Определить точки, процедуры или операционные шаги, которые можно контролировать на предмет устранения рисков или минимизации вероятности их возникновения, или снижения опасности до приемлемого уровня.
Принцип 3. Установить критические пределы (целевые уровни и допуски), которые должны быть выполнены с тем, чтобы обеспечить мониторинг критических контрольных точек.
С критическими пределами вплотную связаны предупреждающие действия, которые необходимо установить для каждого опасного фактора. Предупреждающие действия направлены на устранение возможности возникновения последствий, которые могут возникнуть при отсутствии контроля.
Принцип 4. Установить систему мониторинга контроля критических контрольных точек, запланировав испытания или наблюдения.
Система мониторинга необходима для своевременного обнаружения нарушений критических пределов и реализации соответствующих предупредительных или корректирующих воздействий (наладок процесса).
Мониторинг проводят в режиме реального времени и делят на непрерывный (с помощью автоматической измерительной аппаратуры) и выборочный (когда нет возможности или необходимости осуществлять контроль постоянно).
Принцип 5. Установить корректирующие действия, которые должны быть предприняты, если мониторинг указывает на выход из-под контроля одной из критических контрольных точек.
Поскольку ХАССП является предупреждающей системой, направленной на устранение проблем до того, как они смогут стать причиной угрозы безопасности пищевых продуктов, необходимо заранее осуществить планирование исправления потенциальных отклонений от установленных критических пределов и определить меры, которые необходимо будет предпринять при превышении критических пределов в ККТ.
В число корректирующих действий входят:
— определение местонахождения продукта, не соответствующего требованиям;
— восстановление контроля над ККТ;
— исправление причины несоответствия для предотвращения повторения нарушения (поверка средств измерений, наладка оборудования и т. п.).
Принцип 6. Установить процедуры проверки, включая дополняющие испытания и процедуры, чтобы подтвердить, что система ХАССП работает эффективно.
Осуществляется проверка с помощью методов внутреннего и внешнего аудита по окончании всех работ по документированию и внедрению системы ХАССП на предприятии по прошествии некоторого количества времени, и затем с установленной периодичностью не реже одного раза в год или во внеплановом порядке при выявлении новых неучтенных опасных факторов и рисков.
Принцип 7. Установить документацию по всем процедурам и протоколам, касающимся применения этих принципов
Важной частью системы является составление системы документации, которая представляет собой письменные документы, подтверждающие выполнение плана ХАССП на предприятии, а также дающие возможность отслеживать происхождение любого ингредиента, технологической операции или конечного продукта. Система документации должна включать информацию о продукте, информацию о производстве, рабочие листы ХАССП, процедуры мониторинга и т. д.
Система ХАССП основана на принципе, что риски, оказывающие влияние на безопасность продуктов питания, можно либо устранить, либо свести к минимуму скорее в процессе изготовления продукции, нежели путем контроля готового продукта. Его цель заключается в том, чтобы предотвратить риски на как можно более раннем этапе/точке в цепочке производства. Подход, используемый ХАССП, можно применить от момента сбора урожая до потребления готового продукта. Применяя ХАССП совместно с традиционными контролями и управлением качеством, можно создать превентивную систему обеспечения качества. Таким образом, принципы ХАССП составляют основу для грамотной разработки и внедрения управленческих систем контроля качества над производством продуктов. Для внедрения системы ХАССП производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Система ХАССП не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.
Внедрение системы менеджмента безопасности производства пищевых продуктов (СМБПП)
Разработка и внедрение системы безопасности пищевой продукции на предприятии затрагивает все службы и весь персонал производства. Этот процесс не ограничивается оформлением документации и созданием внешнего подобия порядка.
Как и любая систематическая деятельность, работы по СМБПП должны планироваться для достижения поставленных целей. При планировании СМБПП и внесении в нее изменений должна быть обеспечена целостность системы. Необходимо подчеркнуть важность стратегического планирования СМБПП, поскольку разрабатываемая система должна стремиться не только к достижению текущих краткосрочных целей, но и быть готова к тому, чтобы обеспечить столь же высокий уровень качества и в будущем.
Руководство организации определяет и документирует политику относительно безопасности выпускаемой продукции и обеспечивает её осуществление и поддержку на всех уровнях.
При разработке политики в области безопасности пищевой продукции организация должна:
— определить область применения. Область применения должна указывать категорию продукции и производственные участки, которые охвачены системой; обеспечить, чтобы политика соответствовала целям компании, требованиям законодательства по безопасности пищевой продукции; обеспечить, чтобы политика в области безопасности пищевой продукции была понятна, внедрена и поддерживалась во всех уровнях организации. Политика в области безопасности должна быть адекватной, соответствовать требованиям органов государственного контроля и надзора и ожиданиям потребителей.
Руководство определяет область распространения системы ХАССП относительно определённых видов продукции (групп или наименований и этапов жизненного цикла, к которым относятся производство, хранение, транспортирование, оптовая и розничная продажа и потребление).
Для внедрения и разработки системы ХАССП на предприятии необходимо сформировать рабочую группу из сотрудников с различной специализацией, обладающих должными знаниями о конкретной продукции, опытом работы и методикой разработки эффективного плана по внедрению системы ХАССП на предприятии. Основными задачами рабочей группы, отвечающей за внедрение системы ХАССП, на производстве являются:
— определение микробиологических, физических, химических и других факторов, возникающих при производстве продуктов питания на всех стадиях технологических процессов;
— определение вероятности появления опасных факторов в технологическом процессе в зависимости от степени их опасности (вирулентности);
— определение критических точек технологических процессов, лежащих в области недопустимого риска;
— установление критических пределов для каждого опасного фактора, в интервале которых опасные факторы подлежат контролю, ликвидации или снижению;
— разработка необходимых предупреждающих (мониторинговых) мероприятий;
— установление системы контроля за опасными факторами посредством имеющихся средств, позволяющих удостовериться об эффективном контроле за критическими точками;
— разработка корректирующих мероприятий по устранению или уменьшению опасных факторов;
— установление процедур проверки эффективности функционирования системы ХАССП;
— установление документирующей системы регистрации полученных данных;
— обеспечение, доведение рабочих листов системы ХАССП на производственные участки, назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий, разработанных в рабочих листах.
Оптимальным считается период внедрения ХАССП от 6 месяцев до одного года. Разработка плана ХАССП должна начинаться с составления технического задания. Целью любого плана ХАССП является обеспечение безопасности пищевого продукта.
В техническом задании надлежит определить применение плана ХАССП: для одного вида или для группы выпускаемой продукции. Если какой-то процесс является общим для нескольких изделий, то устанавливаются границы для того, чтобы не допустить опасность, которая может быть результатом небольших различий изделий. Таким образом, важна индивидуальная оценка безопасности изделия.
Также в техническом задании определяются этапы жизненного цикла изделия, которые будет охватывать системы безопасности. Будут ли включены в план НАССР, например, хранение на складе, распределение готовой продукции, транспортировка потребителю, розничная продажа, обработка потребителем и т.д. Здесь нужно исходить из того, насколько критичен рассматриваемый этап.
Техническое задание разрабатывается группой ХАССП, подписывается и утверждается руководителем организации.
Для каждого вида продукции должны быть указаны:
• Наименования и обозначения нормативных документов и технических условий;
• наименование и обозначение основного сырья, пищевых добавок и упаковки, их происхождение, а также обозначения нормативных документов и технических условий, по которым они выпускаются;
• Требования безопасности (указанные в нормативной документации) и признаки идентификации выпускаемой продукции;
• условия хранения и сроки годности;
• известные и потенциально возможные случаи использования продукции не по назначению;
• возможность возникновения опасности в случае объективно прогнозируемого применения не по назначению.
Целью следующего этапа является определение точек, этапов или процедур, в которых может быть применен контроль, благодаря чему можно предотвратить появление опасного фактора, устранить его или уменьшить до допустимого уровня.
Следует определить критические пределы, соблюдение которых в каждой критической точке управления будет контролироваться мониторингом. Критические пределы должны быть измеряемыми и должны задаваться с учетом всех погрешностей.
Пределы можно разделить на:
Мониторинг может вестись с помощью наблюдений (например, цвет продукции) и с помощью измерений (например, измерение температуры). Документация системы ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51.705.1 должна включать:
— политику в области безопасности выпускаемой продукции;
— приказ о создании и составе группы ХАССП;
— информацию о продукции;
— информацию о производстве;
— отчеты группы ХАССП с обоснованием выбора потенциально опасных факторов, результатами анализа рисков и выбору критических контрольных точек и определению критических пределов;
— рабочие листы ХАССП;
— процедуры проведения корректирующих действий;
— программу внутренней проверки системы ХАССП;
— перечень регистрационно-учетной документации.
Уважаемые предприниматели!
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг (приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).
С 12 февраля 2013 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 №42 «О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых представляется уведомление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, дополнен следующим пунктом:
— деятельность туристических агентств.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности можно направить:
· почтой в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Балакаева, 8;
· непосредственно представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия:
в понедельник-четверг: 09.00-13.00, 14.00-17.45; в пятницу: 09.00-13.00, 14.00-16.45. Телефон для справок: 8 (84722) 25694;
· в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя на электронный адрес Управления: rpnrk1@yandex.ru
С информацией о получении электронной цифровой подписи можно ознакомиться в информационно-справочном разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru и на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по адресу: www.minsvyaz.ru.
· через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает единую точку доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через интернет, а также предоставляет возможность направить уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в электронном виде и получить информацию о регистрации уведомления в реестре. Для получения данной услуги указанным способом необходимо пройти регистрацию на Портале и создать учетную запись пользователя. После чего в ближайшем отделении ОАО «Ростелеком» при наличии документа, удостоверяющего личность, получить код авторизации.
Уведомление направляется в двух экземплярах, по форме установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (приложение № 2).
С реестром зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия уведомлений можно ознакомиться здесь.
Сиюля 2011 года действует алгоритм, позволяющий осуществить проверку правильности заполнения уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде.
Алгоритм действий для заполнения шаблона можно получить по адресу: http://egov.rospotrebnadzor.ru.
Заполненный заявителем электронный шаблон уведомления поступает в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия и проверяется в течение 1 рабочего дня.
В случае отсутствия ошибок, заявитель получает по электронной почте сообщение о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в порядке, установленном законодательством.
В случае неправильного заполнения шаблона уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, зарегистрировавшее уведомление, сведения о следующих изменениях:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица.
Внимание!
В соответствии со ст. 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.
— за представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.
О формировании электронного вида санитарно-эпидемиологических заключений
Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия информирует о возможности получения в электронном виде результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Роспотребнадзором разработан единый ресурс: http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru на котором можно получить электронный вид документа и проверить полученный электронный вид документа.
Заявитель может получить ЭВ СЭЗ, указав реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки.