Сервис на железнодорожном транспорте что за профессия
Профессия специалист по сервису на транспорте: что нужно знать?
На сегодняшний день специалистами по сервису на транспорте принято называть проводников, стюардесс и другой подобный персонал, а также тех, кто ими руководит и обеспечивает работу по обслуживанию пассажиров. Освоить профессию можно в среднем специальном учебном заведении или на курсах. Однако, чтобы занять руководящую должность, потребуется высшее образование.
О том, как и где выучиться на специалиста по сервису на транспорте, а также что это за профессия в целом и какими особенностями она обладает, мы сегодня и поговорим.
Кто такой специалист по сервису на транспорте: что нужно знать о профессии?
Специалист по сервису на транспорте – это должностное лицо, оказывающее ряд услуг пассажирам различных транспортных средств и выполняющее некоторые другие функции. Кроме того, так называют менеджера, который организует оказание таких услуг, контролирует и оптимизирует их.
К представителям профессии относят:
Профессия появилась, когда люди начали передвигаться на транспортных средствах на большие расстояния. Такое передвижение стало возможным с развитием судоходства в Европе в XV-XVI веках. Кроме того, ему способствовало открытие и колонизация новых земель, в частности – Америки и Индии. Состоятельные пассажиры в ту пору обычно брали с собой слуг. Но рядовые колонисты, отправляющиеся на новое место жительства в далекие земли, не могли себе этого позволить. Поэтому владельцы судов начали нанимать на работу специальных людей, которые обслуживали бы таких пассажиров. Их стали называть словом steward. В средневековой Англии им именовали специальную разновидность слуг при дворянских домах, которые следили за подачей кушаний на стол господина. С появлением новых видов транспорта в XIX и ХХ веках (поездов и самолетов) обслуживающий персонал стал необходим и на них. Так появились проводники поездов и бортпроводники самолетов (которых тоже называют стюардами).
Задачи и обязанности
Вот какие обязанности обычно выполняет специалист (на примере бортпроводника самолета):
Работа и зарплата
Заработная плата тех, кто работает в области сервиса на транспорте очень сильно отличается в зависимости от компании и должности. Ниже приведена таблица со средними значениями дохода специалистов разных категорий в Москве.
Должность | Доход (в рублях) |
Менеджер по сервису на транспорте | 65 000 – 120 000 |
Проводник поезда | 30 000 – 50 000 |
Стюард на корабле | 45 000 – 65 000 |
Стюард на воздушном судне | 60 000 – 80 000 |
Работники заведений общепита на транспортных средствах | 35 000 – 45 000 |
Карьерный рост для специалистов, работающих в сфере сервиса на транспорте, почти невозможен. Единственные доступные для них должности – это старший проводник, старший стюард. По сути, люди, которые на них трудятся, выполняют те же функции, что и рядовые работники, однако в их обязанности также входит координация деятельности остальных сотрудников.
Кроме того, работник сервиса может стать менеджером в этой области. По сути, это своего рода управленец, который организует работу по оказанию услуг пассажирам. Для этого потребуется наличие высшего образования.
Найти работу специалисту будет совсем не сложно: представители профессии востребованы как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в провинциальных городах России.
Вот главные преимущества профессии:
А вот – ее главные недостатки:
Как стать специалистом по сервису на транспорте?
Какие навыки нужны?
Вот какие навыки и способности потребуются представителю профессии.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Для получения специальности можно окончить:
Что нужно сдавать?
Для обучения в высшем учебном заведении на ЕГЭ потребуется сдать:
Для поступления в среднее специальное учебное заведение сдают математику и русский язык.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Обучение в колледже или техникуме после окончания одиннадцати классов средней школы занимает по времени тридцать четыре месяца. Если же поступать сразу после девятого класса, то учеба продлится сорок шесть месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Специальности возможно обучиться в том числе и дистанционно. Сделать это можно двумя способами:
Где учиться?
ВУЗы и академии
Вот пять высших учебных заведений столицы, где можно освоить специальность.
А это – аналогичные ВУЗы Санкт-Петербурга.
Колледжи и техникумы
Колледжи и техникумы
Вот пять колледжей и техникумов Москвы, в которых можно получить профессию.
Подобные средние специальные учебные заведения существуют и в Санкт-Петербурге.
Все указанные техникумы и колледжи (кроме Академии транспортных технологий) – государственные. Это дает возможность проходить обучение в них полностью бесплатно. Его срок составляет тридцать четыре месяца при поступлении после одиннадцатого класса и на двенадцать месяцев больше при поступлении после девятого.
Курсы и тренинги
Вот на каких курсах можно обучиться сервису на транспорте в Москве.
Ниже приведены подобные курсы Санкт-Петербурга.
Специалист в области сервиса на транспорте – очень востребованная профессия. Она имеет довольно много разновидностей. Представители некоторых из них неплохо зарабатывают. Освоить специальность можно в ВУЗе, техникуме, колледже или на курсах. Одними из главных минусов профессии являются: длительные дальние командировки и почти полное отсутствие продвижения по карьерной лестнице.
Сервис на транспорте: плюсы и минусы профессии
Существенное внимание в эпоху высокой мобильности отводится вопросу, касающемуся безопасности перемещений. Люди готовы отдавать немалые денежные средства за получение качественного сервиса в сфере транспорта, так как жизнь и здоровье является главной ценностью. Возникли потребности в наличии специалистов, в компетенции которых будут входить обязанности по организации и планированию транспортных услуг, касающиеся перевозки пассажиров и грузов. В данной статье будут рассмотрены следующие вопросы: сервис на транспорте, что за профессия, должностные обязанности, заработная плата, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Появление профессии «сервис на транспорте» связано с началом передвижения людей на большие расстояния. Начало таких передвижений связано с развитием судоходства в Европе (XV-XVI в.) и колониальными завоеваниями новых земель. Отправляющиеся на новые земли колонисты зачастую не имели с собой слуг, что побудило владельцев морских судов нанимать специальных людей для обслуживания пассажиров. Таких специалистов прозвали steward.
С развитием науки и техники появились и новые виды транспорта, такие как поезда и самолеты, которые также нуждаются в обслуживающем персонале. Это послужило возникновению профессий «проводник поезда» и «бортпроводник».
Специалист по сервису на транспорте – это высококвалифицированный специалист, оказывающих перечень услуг пассажирам различных транспортных средств и обслуживающий грузоперевозки.
Представителями профессии являются:
Рассмотрим более детально некоторые из видов профессии:
Кассир пригородных поездов – сотрудник, в компетенции которого входит оформление проездных документов на пригородные поезда, хранение документации и денежных средств.
Проводник – железнодорожный служащий, в соответствии с нормативными документами, предоставляет услуги сервиса в пути следования поезда, на станциях посадки и высадки, для создания комфортных условий пассажирам в период поездки.
Бортпроводник – член экипажа, ответственный за создание комфортных условий для пассажиров в авиатранспорте, а также осуществляет связь между экипажем и пассажирами.
Проводник багажного вагона – отвечает за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа, не допускает его повреждения.
Менеджер по работе с пассажирами – управляющее лицо, отвечающее за организацию работы сотрудников по оказанию услуг пассажирам.
Любому из представленных выше специалистов найти работу будет не сложно. Это связано с тем, что специалисты сервиса на транспорте являются востребованными как в крупных городах, так и в провинциальных. Процент трудоустройства таких выпускников составляет от 68%.
Помимо востребованности на рынке труда, преимуществами данной профессии являются:
Что касается недостатков то, как и в любой другой специальности, можно выделить следующие минусы профессии:
Обязанности
Направления подготовки кадров транспортного сервиса осуществляется в соответствии со следующими видами деятельности, которые подразумевают выполнения ряда должностных обязанностей.
Осуществление бронирования и продажи перевозок и услуг:
Предоставление услуг в пунктах отправления и прибытия транспорта:
Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте:
Место работы
Специалист сервиса на транспорте осуществляет: организацию и управление перевозок, в зависимости от вида транспортного средства, бронирование и продажу билетов, образование сервиса в пунктах отправления/прибытия транспорта, обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов. В связи с этим, профессиональная деятельность такого специалиста может осуществляется в следующих организациях:
Важные качества
К персоналу сферы обслуживания предъявляют большое количество требований. В соответствии с видом сферы транспортных услуг, сотрудники обязаны обладать рядом личностных и профессиональных качеств и умений. Тем не менее, обобщив список требуемых личностных черт характера, мы получим следующие:
Что касается профессиональных качеств и умений, то здесь список выглядит следующим образом:
Следует также сказать о том факте, что помимо перечисленных выше требований, специалист не должен иметь следующих медицинских противопоказаний:
Обучение
Для работы в сфере транспорта необходимо получить документ об окончании одного из следующих учебных заведений:
Направления подготовки в ВУЗах:
23.04.01 «Технология транспортных процессов»;
23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»;
23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов»;
23.03.03 «Организация транспортного обслуживания»;
23.05.02 «Транспортные средства специального назначения»;
43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»;
23.03.01 «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе».
Направления подготовки в ССУЗах:
Для поступления в ВУЗ на соответствующие направления подготовки абитуриенту необходимо сдать следующие ЕГЭ:
Среди отечественных учебных заведений можно найти большое количество программ, где можно получить соответствующее образование:
Колледжи и техникумы:
Заработная плата
При выборе профессии следует обращать внимание не только на личные предпочтения и карьерные возможности, но и на размер оплаты трудовой деятельности. Средний оклад «Специалиста по сервису на транспорте» в Российской Федерации составляет 48 тыс. руб., однако этот «усредненный» показатель не отображает всей картины по специализациям. Поэтому ниже приведены средние значение заработной платы пяти основных должностей:
Что касается нижних и верхних границ оплаты трудовой деятельности, то в России она варьируется от 24,5 тыс. руб. до 156,6 тыс. руб. и зависит не только от занимаемой должности, но и от стажа работы, региона, компании и т.д. Поэтому, помимо приведенных выше средних данных по спецификациям труда, ниже сформированы региональные средние значения:
Возвращаясь к диапазону заработка в данной отрасли, ниже приведена диаграмма с результатами проведенного анализа по распределению количества вакансий на примере диспетчера.
То есть, 56% вакансий представленных на бирже труда предлагают зарплату до 31 600 рублей и всего лишь 4% – более 90 тыс.
В заключение следует сказать, что помимо оклада, сотрудник может иметь различные виды надбавок за особые условия труда, а также премии.
Эксплуатация железных дорог: кем можно идти работать
Передвижение на поезде является одним из самых популярных во всем мире и в нашей стране в частности. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом, будут востребованы еще долгое время. Некоторым профессиям можно обучиться в колледже или техникуме. Но высшее образование дает больше возможностей для устройства и получения хорошего дохода. Рассмотрим такую специальность, как эксплуатация железных дорог. Кем работать по окончания вуза, где востребованы работники такого профиля?
Что это за специальность?
Эксплуатация железных дорог – деятельность служб по подготовке и осуществлению перемещения железнодорожного транспорта.
К этой работе относят все действия, связанные с движением транспорта:
Эксплуатация железных дорог делится на два вида: коммерческая и техническая. Техническая эксплуатация железных дорог – подготовка и контроль передвижения поездов, организация пассажирских перевозок, разработка станций и узлов.
Коммерческая – подготовка и осуществление коммерческой и грузовой работы, фирменное обслуживание.
Данная специальность доступна только в высших учебных заведениях. Она включает в себя несколько профилей:
Квалификация, которая будет присвоена выпускнику вуза, – инженер путей сообщения.
Специалисты в этой области организуют передвижение составов по территории страны, регулируют обслуживание путей и коммуникаций, обеспечивают безопасность перемещения пассажиров и грузов.
Для поступления на железнодорожника нужно сдавать ЕГЭ по следующим предметам:
Важно! Необходимо учесть, что требования различных вузов могут отличаться.
Кем работать
Выпускники получают знания не только в области железнодорожных дисциплин, но и в сфере маркетинга, менеджмента и информационных технологий. Это открывает доступ к еще большему кругу профессий.
Кем можно работать после учебы по данной специальности:
После прохождения необходимых ступеней образования можно преподавать.
Техническая эксплуатация подвижного состава
Не многие знают, что техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – это отдельная специальность. В отличие от предыдущей, она преподается и в средних специальных учебных заведениях.
Профессии, которые можно получить после обучения, связаны непосредственно с оборудованием, движущимся по рельсам. Эта специальность обобщенная, предыдущая – узкая.
Кем работать после обучения по этой специальности? Поскольку она более широкая, выбор профессий тоже больше.
Система железнодорожного транспорта имеет структурные подразделения. Выбор следует делать исходя из того, в каком подразделении хочется работать. Например, в метрополитене есть разделения на цеха: электродепо, ремонт, эксплуатация. Каждый цех включает в себя несколько профессий.
Это интересно! Выбор профессии: что нужно знать, чтобы стать стюардессой
Один из самых престижных вузов в данной отрасли – МГУПС (МИИТ). Образовательное учреждение готовит специалистов для работы в сфере железнодорожного транспорта. В программе учреждения есть 64 направления и специальности высшего образования и 32 направления и специальности среднего специального образования.
Учебное заведение включает в себя:
Университет готовит кадры для 134 профессий. Обучение проводится по формам обучения: очная, очно-заочная, заочная. По программе бакалавриата вуз предоставляет около 2500 бюджетных и около 4500 платных мест. Стоимость обучения в год – от 53000 тысяч рублей.
РЖД обучение
На получении диплома о высшем или среднем специальном образовании обучение не заканчивается. Как в любой другой профессии, нужно постоянно совершенствовать свои навыки. Более того, железнодорожные системы развиваются. Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо идти в ногу со временем и знать, как происходит развитие отрасли.
Для этих целей ОАО «РЖД» создаются учебные центры. Актуальную информацию о них предоставляет официальный сайт ведомства. Всего в стране 15 таких учебных центров.
Курсы проводятся для подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации работников. Помимо этого, есть курсы для обучения второй профессии.
Один из важных вопросов – кто может проходить обучение в этих учебных центрах:
Это интересно! Для чего нужна и что это такое физическая культура
Что касается последнего, учебный центр может принимать решения об оказании платных услуг физическим и юридическим лицам от имени ОАО «РЖД».
Также в структуре ОАО «РЖД» есть корпоративный университет. Он создан для руководителей филиалов и подразделений. Обучение проводится по 150 программам. Формы обучения – очная и дистанционная.
Цели корпоративного университета – развитие профессиональных знаний и опыта, дополнение и развитие навыков управленческого персонала. Одно из направлений деятельности – стажировки за границей. Университет сотрудничает с несколькими международными университетами и школами.
Это интересно! Стоит ли идти на таможенное дело и что это за профессия
Работа и вакансии
В целом в России на редкость развитая железнодорожная сеть. Железной дороги нет только в пяти субъектах РФ:
В остальных субъектах пути проходят даже через небольшие города и некоторые поселки. Поэтому железнодорожные работники востребованы везде.
Самая популярная вакансия – дорожный мастер. Примеры некоторых других вакансий в Москве:
Это интересно! Выбираем профессию: как можно стать археологом
В некоторых местах есть возможность работы на железной дороге вахтой. Сколько получают эти работники, зависит от конкретного места работы.
Зарплата зависит от региона и населенного пункта. В крупных городах железнодорожник получает больше. Расценки там примерно такие:
Данная работа в России доступна везде, но в небольших городах оплата труда в этой сфере меньше.
Интересный момент! Нельзя не отметить отдельно одну профессию проводник поездов. Чтобы работать проводником, не требуется высшее и среднее специальное образование. Для устройства нужно обратиться в отделение кадров железнодорожного вокзала. Кандидат должен быть старше 18 лет. Также придется пройти трехмесячное обучение.
Полезное видео
Подведем итоги
Работа в России по специальности эксплуатация железных дорог непростая, именно поэтому многие считают ее престижной. Более того, при получении необходимых навыков и опыта работы можно рассчитывать на хороший доход. Выпускники колледжей нередко стремятся продолжить образование и выбирают именно эту специальность.
Кем можно работать, получив специальность Эксплуатация железных дорог
Железнодорожный транспорт во всем мире и в XXI веке остаётся наиболее популярным и выгодным видом пассажирских и грузовых перевозок. От общего объёма грузооборота в России на пассажирооборот в системе железнодорожного транспорта падает более 40%, а на грузооборот в два раза больше — 80%. Железнодорожную сеть России обслуживает почти 2% работоспособного населения страны. Поэтому кадры для работы в системе железнодорожного транспорта востребованы в наше время и будут востребованы ещё не одно десятилетие.
Специальность 25.05.04 «Эксплуатация железных дорог» и её профили
Современная железная дорога – развёрнутая сеть производств, требующая специалистов разной категории и квалификации. Большинство железнодорожных профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования, которое получают в профильных институтах, техникумах и колледжах. Одна из основных железнодорожных специальностей «Эксплуатация железных дорог».
Данная специализация является программой высшего образования и предполагает подготовку кадров, которые обеспечивают техническое обслуживание и эксплуатацию систем железнодорожного транспорта. Будущая квалификация, присваиваемая выпускнику института по данной специализации: инженер путей сообщения.
Специальность имеет следующие профили подготовки (углублённое изучение в рамках одного предмета узкого поля деятельности):
Профиль подготовки указывается не в дипломе, а в приложении, где после направления и перечисления общих дисциплин, в графе «специализация» прописываются профильные дисциплины.
Профессии по специальности
Как видно из перечня профилей данной специальности, кроме приобретения знаний в области основных железнодорожных дисциплин, студенты овладевают маркетингом и информационными технологиями. Эти профессиональные знания и навыки позволяют им претендовать на следующие должности в системе железнодорожных сетей и метрополитенов России:
Специалистов, получивших образование по данной специальности и имеющих некоторый опыт работы на простых должностях, чаще других назначают на руководящие должности в системе технического обслуживания и безопасности железнодорожного транспорта.
Помимо инженерно-технологической направленности, эта специализация после окончания магистратуры и аспирантуры позволяет заняться преподавательской и научной деятельностью в данной области.
Где можно пройти обучение по данной специальности
Основных вузов, готовящих специалистов для работы на железных дорогах России, всего девять.
ГУПСы (университеты путей сообщения) распределены по всем округам России и находятся они в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов, Екатеринбург, Томск, Омск, Иркутск, Хабаровск. Развёрнутая сеть филиалов и институтов, входящих в состав ГУПСов, даёт возможность жителям многих отдалённых областей получить «железнодорожное» образование недалеко от места основного проживания.
Самый крупный железнодорожный вуз «Российский университет транспорта (МИИТ)» расположен в Москве. МИИТ существует с 1896 года и является одним из самых старых учебных заведений данного профиля. Институт в 1993 году получил статус университета, но фирменное сокращение, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), используемое с 1924 года, в названии учебного заведения было сохранено.
МИИТ — основной поставщик квалифицированных кадров для метрополитена Москвы и метрополитенов других городов России.
Обучение в институтах и университетах путей сообщения ведётся на бюджетной (квота, целевые места) и на платной основе. Данные по количеству бюджетных, целевых и платных мест публикуются на официальных сайтах учебных заведений. Самым крупным заказчиком специалистов, оплачивающим целевые места в железнодорожных университетах и институтах, является компания «Российские железные дороги». Ежегодно РЖД отправляет на обучение более 10 тыс. целевиков в Москве, и в других регионах России. В целях стимулирования качественного обучения компания РЖД реализует стипендиальные программы, грантовые проекты для студентов и вузов своего профиля.
Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Абитуриенты, родители и пользователи часто путают две специальности: «Эксплуатация железных дорог» и «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Происходит это из-за присутствия трёх одинаковых слов в названии: «эксплуатация», «железных», «дорог».
Первое различие между ними состоит в том, что «Эксплуатация железных дорог» является специалитетом высшего образования. Специализация «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» изучается в техникумах и колледжах.
Второе отличие заключается в дополнительной фразе «подвижного состава», уточняющей, что будущие технологи, прошедшие обучение по этой специализации, будут заниматься вагонами, паровозами, локомотивами, то есть оборудованием, которое движется по рельсам. Сфера профессиональной деятельности специалитета «Эксплуатация железных дорог» совершенно иная. О чём свидетельствует перечень профилей (узкой специализации) и перечисление возможных должностей.
Зарплаты специалистов железнодорожного транспорта
При выборе будущей профессии не последнюю роль играет размер оплаты будущей трудовой деятельности. Планирующих поступать в железнодорожные вузы, конечно, интересует вопрос о том, сколько получает железнодорожник. По данным, опубликованным в отраслевой газете «Гудок», средняя зарплата железнодорожников в 2016 году выросла до 46,8 тыс. рублей. Разумеется, по этой «усреднённой» цифре не видно разницы между оплатой работы санитарки в железнодорожном санатории и зарплатой вице-президента компании РЖД.
Но если просмотреть сайты, где публикуются вакансии в железнодорожной отрасли, то обобщенно эти зарплаты выглядят так:
К этим зарплатам добавляются различные виды надбавок за особые условия работы и премии.
В системе железнодорожного транспорта, кроме государственной транспортной компании «РЖД», работают и другие операторы железных дорог. Размеры оплаты на этих коммерческих предприятиях могут значительно отличаться от указанных в статье.