Сестра во христе что это значит
Сестра во Христе
Смотреть что такое «Сестра во Христе» в других словарях:
Брат во Христе — Устар. 1. Единоверец христианин. «Дорогой заблудный брат, писал Яшке по русски некий Кларк из города Огайо. Близится суд Божий. Заботясь о спасении блуждающей в потёмках души твоей, призываем тебя, пока не поздно, обратиться к братьям во Христе…… … Фразеологический словарь русского литературного языка
КЕРРИ — (англ. Carrie) героиня романа «Сестра Керри» (1900) Т.Драйзера, писательским кредо которого было неуклонно следовать правде жизни. Слово «сестра», вынесенное в заглавие, несомненно, несет двойную нагрузку. С одной стороны, прототипом героини была … Литературные герои
Орлова-Чесменская — Орлова Чесменская, Анна Алексеевна Анна Алексеевна Орлова Чесменская портрет работы И. В. Баженова, 1838 год Род деятельности: графиня, камер фрейлина … Википедия
Орлова-Чесменская, Анна Алексеевна — Анна Алексеевна Орлова Чесменская портрет работы И. В. Баженова, 1838 год … Википедия
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ — Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Офорт В. А. Боброва. 1900 г. (ГИМ) (Сергиев Иоанн Ильич; 19.10.1829, с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. 20.12.1908, Кронштадт), св. прав. (пам. 1 июня … Православная энциклопедия
ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия
Последнее искушение Христа — О евангельских событиях искушения Христа в пустыне см. статью Искушение Христа Последнее искушение Христа The Last Temptation Of Christ … Википедия
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
Действительное причастие
Церковное «братья и сестры» — это просто красивая метафора? Что делает нас одной духовной семьей? Размышляет игумен Савва (Мажуко).
Говорят, что в Румынии во времена Чаушеску строили огромные многоквартирные дома, удобные и современные, но с одним изъяном: в них не было кухонь. Можете себе это представить? Я не могу. Как же без кухни? Холостяк или студент — куда ни шло, но ведь это все строилось для семейных людей.
Как это — семья без кухни? Кухонные разговоры, посиделки до утра, бабушкино героически-вдохновенное служение у плиты, а главное — застолье или просто семейный обед, ужин, да и завтрак тоже. Мне в детстве страшно нравились наши ужины, когда мы, вдоволь наевшись и досыта насмеявшись, вслед за мамой принимались петь наши любимые песни. До чего же было хорошо!
Семье никак нельзя без общей трапезы. Где еще семья себя и обнаруживает, как не в совместном преломлении хлеба? Вспоминается старичок из чудесного фильма «По семейным обстоятельствам». Он вопрошал героиню картины: есть ли у вас дома большой круглый стол? — и сокрушался: как же это плохо, что из нашего быта исчезли эти почтенные хранители семьи!
Церковь — это семья. Семья собирается вокруг трапезы, в ней обнаруживает себя, проявляет свое таинственное бытие и единство. Где она, эта Церковь? Я вижу только группу крайне непохожих людей, разных взглядов, привычек, культурных пристрастий. Не решусь даже утверждать, что нас объединяет вера. Если опросить присутствующих, картина может сложиться неутешительная.
Церковь является в Евхаристии, а Евхаристия — дело семьи. Причастие подобно вспышке света. Что такое Церковь, в чем смысл ее бытия, не абсурд ли и беспроглядная тьма окружает нас? — И тут высекается искра и освящает на мгновение все вокруг. Ты видишь стены, шкафы, какую-то скрытую за твоей слепотой логику и смысл во всем. Церкви нет. Мы не видим ее. И лишь в момент причастия, когда разрозненная масса часто предельно чужих людей подходит к Чаше, вдруг мы все становимся Телом Христовым, мы видим это Тело, ощущаем его, потому что только сейчас, в это мгновение по-настоящему и принадлежим ему.
Но причастие — это не личное дело, не решение моей индивидуальной проблемы или удовлетворение естественной религиозной потребности. Причастие — дело семьи. Новгородская школа иконописи изображала Тайную вечерю с вызывающе огромным столом, который композиционно захватывал или отхватывал большую часть иконного пространства. Большой семейный стол — а если на иконе что-то слишком большое, это неспроста.
Тайная вечеря. 15 в., Новгородская школа. Киев, Музей русского искусства. Источник: nsu.ru
На «Тайной вечери» Леонардо — обычный стол — прямоугольный и непримечательный. Наша икона, которая есть богословие не столько в красках, сколько в композиции, стол выставляет вперед, прямо таки бросает в глаза, выпячивает, почти вываливает из пространства иконы, он будто свисает оттуда — огромный круглый семейный стол.
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. Источник: artgallery2000.com
Если мы братья и сестры во Христе, то мы семья не только по духу, но и по крови. Буквально, в самом наибуквальнейшем смысле слова. Взаимное обращение «брат» или «сестра» среди христиан не есть красивый образ, не просто метафора. Что такое метафора? Допустим, вы любите хорошенькую девушку и совершенно естественно называете ее «мой цветочек». Однако это не означает, что каждое утро вы поливаете ее из лейки, подсыпаете удобрения или, упаси Боже, прореживаете. Это просто красивый образ. Фигура речи.
Когда мы слышим в церкви — «братья и сестры»! — чаще всего для нас это тоже метафора. Ведь кто такой мой родной брат и сестра, отец, мать? Нас объединяет кровное родство, родство по крови, вполне осязаемое и доказуемое. От своих родителей я получаю набор генов, наследую родовые качества и роковые признаки. Это — единство крови. Вполне реальное единство.
Единство и общность христиан вокруг Чаши Евхаристии — это тоже единство по крови, не спиритуальное, не по убежденности и тождеству религиозных воззрений. Мы единокровны и единотелесны Христу, Его Кровь течет в наших жилах, Его Жизнью мы живем, родившись от Нового Адама «водою, кровию и Духом» (1Ин 5:6). Но это также означает, что мой брат во Христе и сестра — единотелесны и единокровны мне во Христе, реально и осязаемо, а не символически, мы — одной крови, а значит, братья и сестры воистину в силу кровного родства — у нас один Родитель, и в жилах наших течет одна кровь — Его кровь.
Мой брат во Христе — мой брат по крови. Пусть он другой расы — китаец, например, или индус — и вырос в другой культуре, и много старше меня, и образованнее, и богаче — «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28) — эта известная фраза ап. Павла родилась из опыта Евхаристии. И в другом послании: «Нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11).
Это откровение, перевернувшее мир. Евхаристия — опыт преодоления многовековой болезни, тысячелетней распри между народами, племенами, семьями и сословиями, дерзновенная попытка собрать всех в одну семью и «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:10). И если мы примем это откровение с последней серьезностью, в каждом брате и сестре будем видеть и переживать своего родненького братишку и сестричку, то дар Евхаристии не будет в нас напрасен.
Однако это еще не влечет за собой взаимной любви. И в обычных семьях единокровные родственники очень часто — чужие люди и даже враждебные. Господь одарил нас возможностью не только «называть, но и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1), не по убеждению или ради идеи только, но единокровно и единотелесно причащаться жизни Христа и жизни своих братьев и сестер, и наши жизни взаимно пронизывают друг друга, и вовсе не в спиритуальном только значении, их жизни — моя жизнь, проникает в меня, и моя жизнь — в них жительствует.
Отсюда и так естественно переживая ближнего как подлинно живого и единокровного брата своего, принимая его по-настоящему живым, настолько же живым, как и ты сам, заботится друг о друге, учиться друг друга любить, «быть братолюбивым друг к другу с нежностью» (Рим 12:10), потому что мы — одной крови, мы — одна семья, а «если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся веры и хуже неверного» (1Тим 5:7). Мы не просто единомышленники, мы — свои, потому что — семья. Потому и строг апостол к тем, кто не заботится о своих, потому и приравнивает такое бессердечное поведение к отречению от веры.
Значит ли это, что к тем, кто не семья, мы не можем или не должны относиться сердечно и братски? В опыте Евхаристии христианину открывается истина единства всего рода человеческого, единство, превосходящее время и пространство, так что все человечество представляет собой единый организм, одно тело, как огромное дерево, в каждом листочке которого отражается жизнь целого.
Болезнь греха, вселенской распри, онтологического раздора лишило нас чувствительности друг к другу, и каждая ветвь этого огромного дерева, если не каждый листок утратили восприимчивость к единству, атрофировалась сама способность воспринимать и переживать жизнь всего этого единого и живого организма.
Литургия на какое-то мгновение дает пережить опыт единения, в некой таинственной вспышке света дает увидеть «все дерево». И только воистину святые люди и настоящие молитвенники возвращают себе эту чувствительность навсегда, не только переживая боли и страдания всего мира, но и радуясь его жизни, пропуская через себя, свое сердце кровь всего человечества, и своей святой жизнью оживляя это древнее, но все еще плодоносное дерево единой человеческой семьи.
Церковь: братья и сестры
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Слова и их смыслы в Толковом словаре Юрия Пущаева
В одном из выпусков Толкового словаря мы писали о том, как в Новом Завете на древнегреческом языке называли язычников. Дословно «язычники» переводятся с древнегреческого как «народы», «племена». Это слово – τὰ ἔθνη (ethnē) – множественное число от τό ἔθνος (ethnos) – «народ», «племя», «общество», «группа» (отсюда, например, в русском языке прилагательное «этнический»).
А язычникам как совокупности разных непросвещенных народов и религиозных групп противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог – то есть, Церковь. Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви – ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) – образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».
Вообще слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Оно также значит собрание, общее или народное, место для собраний. Например, экклесией в Древних Афинах называли Народное собрание, которое решало самые важные дела в жизни полиса – древнегреческого города-государства. В Новом Завете этим словом назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь – это те, кто призван, собрание «призванных». Первые ученики Христа, апостолы сознавали себя призванными Богом. Так апостол Павел в самом начале Послания к римлянам и Первого послания к коринфянам называет себя «призванным апостолом».
Члены Церкви – это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Ведь принадлежность к Церкви не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Во Христе «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28-29).
Вступившие в Церковь становятся членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога полностью поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства.
Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2, 44-46).
Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах, одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.
Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.
На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина
Братья Господни
Бра́тья Госпо́дни – так в Евангелии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству).
В Новом Завете упоминается не менее 6‑ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии говорится как о «матери Иакова меньшого и Иосии». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа «братья» Его «не веровали в Него» ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников ( Деян.1:13-14 ). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40‑х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины.
Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы».
Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим.
а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого бpaкa. Taк думали автор Ев. Иакова, Ориген, Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский. Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.
б) Братья Господни были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или же Иосифа и т.о. приходились Христу Спасителю двоюродными или троюродными братьями. В ( Ин.19:25 ) названа некая Мария Клеопова (т.е. жена Клеопы), которая, по-видимому, тождественна с матерью Иакова меньшого и Иосии. Из текста Ин. явствует, что она была сестрой Девы Марии, хотя некоторые экзегеты считают, что в словах «сестра Матери Его, Мария Клеопова» речь идет о двух женщинах. Древние церковные предания, сохраненные в Ев. Иакова, не допускают, что у Девы Марии были родные сестры. Однако Мария Клеопова могла быть двоюродной сестрой Богоматери. Такого мнения придерживались блж. Иероним и блж. Августин. Противники его ссылались на то, что греч. слово братья означает только родных братьев. Однако следует помнить о семитической основе Евангелий. В евр. языке слово ахим может означать разные степени родства (ср. ( Быт.13:8 ); ( Быт.19:15 ); ( 3Цар.12:24 ) и др.).
в) Согласно гипотезе Ренана и русского православного историка Лебедева А.П., Клеопа был братом Иосифа Обручника и поэтому их жены именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон (и второй Иуда?) и «сестры» Иисусовы – детьми Клеопы, Марии».
из «Библиологического словаря» священника Александра Меня
Заметим, что выражение «братья по плоти» можно осмысливать по-разному. С одной стороны, если держаться версии о том, что «братья» Христа были родственниками Его Матери (родственниками по крови), то, конечно, можно сказать, что они же были и родственниками Её Сына (по человеческому естеству). С другой стороны, если считать, что братьями Иисуса Христа названы дети Иосифа от предыдущего брака, то здесь возникает вопрос: коли Иосиф не был отцом Иисуса Христа по плоти, но был лишь «названым» отцом (отцом по усыновлению), то правильно ли называть его сыновей братьями Спасителя? Есть мнение, что в этом случае выражение «братья по плоти» не вполне уместно. Однако братья Иисуса называются братьями в Евангелии, а значит, это определение нужно принять (нельзя не принять). При добавку же «по плоти» можно сказать следующее. Выражение «по плоти» в данном случае указывает на них как на родственников Христа по плоти, а не по Божеству. Кроме того наименование «братья по плоти» отличается от выражения «братья по духу», что вообще может указывать на людей, и не объединённых родственными связями (в обыденном понимании этого слова).
«Братья» и «сестры» Иисуса Христа^
Эпизод, способный вызвать недоумение. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:19-21 ; см. также Мф.12:46-50 ; Мк.3:32-35 ).
Конечно, в ответе Иисуса присутствует метафора, то есть под братьями понимаются просто единомышленники, духовно близкие люди, но пришли к нему и ждали его, несомненно, родственники по плоти.
Более того, одного из братьев Иисуса по плоти мы хорошо знаем. О нем сообщает апостол Павел, когда говорит о своем путешествии в Иерусалим, где он повидался с апостолом Петром и с апостолом Иаковом: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( Гал.1:19 ). Апостол Иаков был первым христианским епископом Иерусалима: он был известен своей праведной жизнью, что, однако, не помешало толпе растерзать его в 62 г н.э. (или в 66‑м). Сохранилось замечательное Соборное послание апостола Иакова, являющееся одним из самых ранних произведений христианской литературы. Между прочим, в православном месяцеслове в день памяти автора этого послания (23 октября по старому стилю) так и сказано: «Апостола Иакова, брата Господня по плоти».
Встречается в Евангелии упоминание и о сестрах Иисуса.
Есть такое крылатое выражение: «Несть пророка в отечестве своем». Оно означает: выдающегося человека обычно не ценят там, где он родился и хорошо известен. Подобно многим другим крылатым изречениям, и это восходит к одному евангельскому эпизоду.
Вы знаете, что, хотя Иисус родился в Вифлееме, городе на юге Палестины, в области, называемой Иудеей, свое детство он провел в городе Назарете, расположенном в области Галилея на севере Палестины. Так вот, однажды в Галилее, «в отечестве своем», Иисус проповедовал в одной из синагог. «… и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» ( Мк.6:2-4 ; см. также Мф.13:54-57 ; Лк.4:22-24 ; Ин.4:44 ).
Обратите внимание: здесь не только по именам перечисляются братья Иисуса, но и говорится о его сестрах.
В повествовании о рождении Иисуса есть место, которое как бы подсказывает, что у Иисуса были родные братья и сестры. У Матфея говорится, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» ( Мф.1:25 ), и Лука ему вторит: «И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли…» ( Мф.2:7 ). По-русски можно сказать, что, предположим, Ваня первенец, если известно, что за ним были другие дети. Если же других детей не было, то обычно говорят, что Ваня — единственный ребенок, и в таком случае слово первенец неуместно.
Между тем оно разрешается, если принять во внимание, что смысловое пространство ивритского слова ’ахей, равно как и слова ’ахут, значительно шире соответствий в русском языке — брат и сестра. Братьями и сестрами назывались не только люди, происходящие от одного и того же отца и от одной и той же матери, но вообще все родственники человека, более или менее равные ему по возрасту. Не только сводные или двоюродные братья и сестры, но вообще все родственники, даже такие, которых в нашей культуре мы назвали бы дальними. Так, братьями Иисуса по плоти считались не только дети Иосифа, обручника Девы Марии, от предыдущего брака, но и, например, тот же Иаков, мать которого, по имени Мария (она упоминается в Мф.27:56 ), приходилась родственницей Деве Марии. Таким образом, житель Палестины имел многих братьев и сестер, и совсем не обязательно, чтобы у его матери были еще дети. Поэтому когда в Евангелии говорится о братьях и сестрах Иисуса, этим совсем не утверждается, что он не был единственным — «единородным» — ребенком.
А что касается слова первенец, то оно соответствует греческому слов уprotōtokos, буквально «перворожденный», но в конечном итоге должно передавать смысл ивритского слова-понятия б е хор. Слово б е хор не содержит никакого упоминания о числительных: б е хор — это сын, который «разверзает ложесна» женщины, и совсем не предполагается, что после него были еще братья. Братья могут быть или не быть, но родившийся сын непременно называется б е хор, потому что по обычаю за «бехором» были закреплены многие преимущества. Только «бехора» посвящали Богу, присваивали ему особенное достоинство, при разделе ему принадлежала двойная доля имущества отца, а во время отсутствия отца в доме «бехор» считался его представителем (и даже его собственная мать была у него в подчинении). По этой причине «бехорство» — по-русски это понятие не совсем точно передается как «первородство» — было вожделенным достоянием: не случайно в Ветхом Завете праотец Иаков выкупил его у подлинного «бехора» Исава (за пресловутую чечевичную похлебку). Первородство другого ветхозаветного персонажа, Рувима, перешло к его брату Иосифу вследствие совершенного Рувимом преступления. Следовательно, первородство —б е хора(х) — это понятие не генеалогическое, а юридическое, оно не предполагает, что у «бехора» есть еще непременно младшие братья.
Кстати, в Евангелии не случайно подчеркнуто, что Иисус был «бехором». Лишь первородного младенца мужского пола приносили в Иерусалимский храм, где совершалась очистительная жертва матери, а сам ребенок представлялся «пред лице» Господа. По этому закону и Иисус был принесен в Иерусалимский храм: «…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…» ( Лк.2:23 ). Об этом событии мы вспоминаем в праздник Сретения.
После сказанного, думаю, понятно, что ни именование Иисуса первенцем, ни упоминания о наличии у него братьев и сестер на фоне еврейского языка и культуры отнюдь не противоречат тому, что он был единственным сыном Девы Марии. Греческий язык, на котором были написаны евангелия, был средством отражения другой культуры, поэтому, когда ему пришлось стать зеркалом для культуры Палестины, он привнес от себя некоторые смыслы, реально способные ввести в заблуждение. Соответственно эти смыслы затем перешли и в христианский славяно-русский язык, сформировавшийся на базе греческого.
Глава из книги Е. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении». М. Лада, 2013.