Шеринг экономика что это такое
Шеринговая экономика. Экономика будущего!
Главная мысль шеринга, что Вам нет необходимости что-то покупать и владеть этой вещью, Вы можете взять во временное пользование у человека, которому сейчас этот предмет не нужен и он готов его отдать на заранее определенный срок.
Все это происходит на онлайн сервисах. Пользователи на них обмениваются товарами или услугами. Для меня именно сегмент p2p (от человека к человеку) и является классической шеринг экономикой. Но есть и профессиональные игроки рынка, который предоставляют вещи в краткосрочную аренду (например каршеринг (Делимобиль, Belka)).
Как появился шеринг
Р. Ботсман и Р. Роджерс предложили идею в начале нашего века. По их мнению, шеринг экономика станет серьезным конкурентом традиционного бизнеса. Причина – уход многих сфер в интернет, благодаря развитию сетевых технологий.
Развитию шеринговой экономики способствовали:
Введение режима самозанятых на территории всей страны в 2020 году, также способствовало развитию шеринга, поскольку позволило физическим лицам начать предоставлять услуги официально с предоставлением подтверждающих расчетных документов.
В России шеринг-сервисы развиваются стремительными темпами:
Хочу отметить, что сегмент шеринговой экономики p2p услуг, в прошлом году показал рост + 31 % к предыдущему году. Этому способствовал рост онлайн образования и сервисов выполнения виртуальных заданий.
В 2020 году, темп роста снизился (по сравнению с 2019 г.), но не в абсолютных цифрах (+ 300 млрд. руб.) Вероятнее всего на такой рост повлияла пандемия COVID-19 и ограничения связанные с ней. Но все равно сектор показал рост и значительный. Мало какие отрасли хотя бы смогли удержать свои позиции и не понести потерь. Отрицательную динамику в прошлом году показали только шеринг жилья, офисов и автомобилей. Основной рост (в абсолютных цифрах) пришелся на C2C-коммерцию. и онлайн-биржи труда. Экономика совместного потребления показала свою устойчивость в период пандемии, еще раз доказав свою жизнеспособность и перспективу.
Конечно для меня экономика шеринга, это именно обмен услугами или вещами между людьми. Именно поэтому, проектируя сейчас свою платформу TravelsSaharing.club, мы нацелены на сегмент p2p. И еще, для меня важно, чтоб это был именно обмен, а не просто продажа. Однако, я понимаю, что найти и совершить обмен одной вещи на другую, достаточно сложно (просто с точки зрения вероятности совпадения интересов). Поэтому в нашем сервисе Вы можете предоставить людям место для ночлега, стать для них гидом, переводчиком, или предложить покататься на Вашем велосипеде, при этом люди не платят Вам за это, а отдают Вам баллы, которые они получили за такие же услуги. А Вы, получив баллы, могли бы тоже их использовать в своих путешествиях. Таким образом идет обмен путешествиями внутри сообщества.
Все это используя модель шеринговой экономики, то есть обмен услугами или вещами, не применяя денежные средства.
Коммунизм, который никто не строил: куда нас заведет шеринговая экономика
В начале XXI века в экономической истории мира произошло удивительное событие: в недрах капитализма выросло то, что еще лет сто назад называлось моделью коллективного потребления. В ее основе — совместное пользование товарами и услугами, бартер или аренда вместо единоличного владения и частной собственности. Все это реализуется в рамках виртуального сообщества посредством интернет-платформ и специальных приложений.
По своей сути шеринговая экономика — это IT-реинкарнация идеи коллективного хозяйства в абсолютно рыночной и прагматичной среде. Зачем, спрашивается, всю жизнь над златом чахнуть, если сундук можно выгодно сдать в аренду, а злато приумножить, предоставив микрозаем пользователям Лукоморья? Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, нивелируя философию обогащения и подрывая триумф частной собственности. Не нужно покупать автомобили, квартиры, яхты, частные самолеты, офисы и многое другое, если вы можете ими пользоваться, не неся расходы на содержание и ремонт. И при этом можно менять дома, квартиры, машины, интерьеры столько раз, сколько захочется.
Экономика совместного потребления охватила уже целые страны и отрасли, превратившись в миллиардный бизнес, привлекательный и для крупных корпораций, а ее быстрый рост феноменален. Число предложений Airbnb (платформы по обмену и поиску жилья) выросло за последние 6 лет больше, чем сеть отелей Hilton за 93 года. И рост продолжается такими же темпами. Потоковая платформа Netflix уже конкурирует с признанными киностудиями за «Оскар». Автомобильный брокер Uber выводит таксистов всех стран на баррикады. И это только начало.
Потребляй, делись и властвуй
К преимуществам, которые дает экономика совместного потребления, относятся:
Однако есть и минусы:
Три тенденции экономики совместного потребления
Взрывной рост экономики совместного потребления уже не остановить. Он превзошел все прогнозы и поразил даже самых оптимистичных экспертов рынка. Уже сегодня существует несколько тысяч платформ для совместного использования ресурсов, работающих почти во всех секторах экономики по всему миру. Хотя еще 10 лет назад, в 2009 году, их было всего несколько: Zipcar, BlaBlaCar и Couchsurfing. Airbnb был запущен осенью 2008 года, а Uber —весной 2009 года. Новая модель потребления — это уже не предпочтение поколения миллениалов, а неотъемлемая часть современной жизни. Чего ждать от этой сферы в следующие 10 лет?
2. Демография как определяющий фактор. В ближайшие 10 лет экономика совместного потребления все больше будет зависеть от демографии, которая до сих пор играла вспомогательную роль. Ставка будет сделана на зарождающийся средний класс, в особенности женщин, поколение миллениалов и пожилых потребителей. По данным исследований World Economic Forum, впервые в истории человечества средний класс представляет большинство населения планеты, и, согласно прогнозам, в ближайшие 10 лет он удвоится. Ожидается, что женщины будут нести ответственность за 2/3 увеличения всех располагаемых доходов в следующем десятилетии. Между тем в США, Японии и в Европе растет число стареющих жителей. Женщины уже являются одними из самых активных клиентов экономики совместного использования. К тому же экономика совместного потребления может постепенно изменить институт пенсий, поскольку все больше людей к старости нуждаются в дополнительном доходе или хотят продолжать участвовать в жизни своих сообществ. Такие платформы, как SilverNest и GoGoGrandparent, как раз предназначены для удовлетворения таких потребностей.
3. Активность регуляторов. Постепенно регуляторы понимают, что экономика совместного потребления требует от них упреждающих действий. В 2018 году Дания стала первой страной, позволившей владельцам квартир платформы Airbnb сообщать о доходах непосредственно в налоговые органы. Другой пример: многие европейские города перешли к тому, чтобы заставить платформы для электронных скутеров «действовать с осторожностью», в то время как другие, такие как Портленд, штат Орегон, запустили пилотные программы для определения соответствующих нормативных правил.
Шеринг по-русски: глобальные изменения с национальным акцентом
Россия находится вовсе не на периферии глобальных тенденций в сфере экономики совместного пользования, а в самом ее эпицентре. В отечественной нише прижились и с успехом работают отделения таких международных платформ, как сервис краткосрочной аренды Airbnb, сервис по поиску попутчиков BlaBlaCar, сервис по аренде вещей Rentmania, Uber, каршеринг «Делимобиль» и другие. Русским людям в принципе свойственна социальная общинность, близки по духу понятия «совместное пользование» и «делиться». Вместе с тем основная угроза — низкий уровень доверия и осторожность — не стала тормозом или проблемой, а превратились в стимул для развития.
Еще одна наша особенность: российский шеринговый рынок не про квартиры, не про машины или одежду, а про опыт. Мы быстро учимся всему новому и понимаем, как это работает, начиная делиться опытом и вовлекая в это все новых и новых пользователей. Хотя, конечно, сейчас шеринг-бум затронул в большей степени Москву, Петербург и города-миллионники, но подтянутся и другие города. То, что российская почва готова для шеринг-экономики, показал, в частности, и чемпионат мира по футболу, когда места в гостиницах Петербурга сначала были неадекватно дорогими, а потом быстро закончились. И иностранные гости массово селились в российских хрущевках и брежневках через платформы-аналоги Airbnb.
К таким результатам, которых достиг «Делимобиль» за 11 месяцев работы в Москве, в Европе приходят за 2-3 года. Конечно, при выходе на рынок были опасения: как это, отдавать автомобиль непонятно кому и неизвестно по каким документам? А как же аварии и кражи? Однако сегодня емкость рынка каршеринга уже оценивается в России в 13 млрд рублей. А общий объем основных отраслей российского шеринга — в 511 млрд рублей.
Наиболее перспективным сегментом национальной шеринг-экономики является обмен вещами и работа. Так, платформы по продаже или обмену вещей занимают самую большую долю в структуре с показателями в 370 млрд рублей. Еще один драйвер — онлайн-биржи по поиску фрилансеров, объем которых приближается к 98 млрд рублей. Свыше 2,5 млн россиян оценили возможности шеринга и регулярно подрабатывают, «шеря» заказы через онлайн-платформы. На рынок совместных поездок приходится 13,7 млрд рублей, краткосрочную аренду жилой недвижимости — 9,8 млрд рублей, шеринг офисов — 5,7 млрд рублей, краудфандинг — 400 млн рублей.
Основные мотивы для россиян-приверженцев шеринг-экономики — стремление больше зарабатывать и меньше тратить, а также сохранять мобильность. Портрет типичного пользователя российских шеринг-сервисов — житель крупного города, возраст 25–39 лет, со средним доходом. По оценкам экспертов, объемы рынка шеринг-экономики в России будут прирастать на 10-30% в год. Это поменяет классическую модель потребления: покупатель — посредник — поставщик — производитель. Крупные классические компании, в частности таксопарки, будут вынуждены пересматривать бизнес-модели, снижать цены или развивать собственные платформы. Это в целом позитивно повлияет на рынок, нивелируя тотальный диктат монополий и крупных игроков, сделав его более доступным и ориентированным на потребителя.
Арендуй и властвуй: что такое шеринговая экономика и как она работает
Содержание:
Развитие интернет-профессий и фриланса позволяет людям работать там, где они захотят. Они больше не привязаны к одному месту и могут свободно путешествовать и жить в разных странах.
В таких условиях не нужен свой дом, автомобиль или бытовая техника. Всё это можно взять в аренду благодаря шеринговой экономике.
Чтобы разобраться в этой модели, мы рассказали про базовые принципы и понятия шеринга, а потом привели примеры шеринг-компаний, услугами которых уже пользуются многие.
Что такое шеринговая экономика
Шеринг-экономика или экономика совместного потребления (sharing economy) – это бизнес-модель по обмену товарами, транспортом, недвижимостью или знаниями на онлайн-площадках.
Английский глагол to share значит «делиться», а сама модель основана на том, что товары и услуги используются коллективно, на условиях бартера или аренды. Обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.
Откуда и почему появилась эта концепция
Концепцию совместного потребления в 2000-х гг. предложили Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010 году идея была признана революционной. Она поменяла социально-экономическую модель общества.
Конечно, этот принцип был и до XXI века. Например, как коллективные хозяйства, где люди работали на общем участке земли. Но тогда это не было частью бизнеса.
На появление шеринговой экономики повлияло несколько факторов:
Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Такие люди живут по принципу «здесь и сейчас», а сам факт владения им не важен. Они готовы платить за эмоции, но не за вещи.
Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваться фотографиями товаров и отзывами об услугах.
Мировые проблемы. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами.
Доступность. Люди обмениваются или арендуют не только ради экономии, но и для комфорта или широкого выбора. Шеринг делает жизнь доступнее и проще.
Мобильность. В движении шеринга много активных молодых людей, которые воспринимают частную собственность как громоздкую. Поэтому они пользуются среднесрочной арендой квартир. Это помогает им жить в разных странах и устраивать зимовки в условном Таиланде.
Этапы развития экономики совместного использования
Шеринговая экономика в России и в мире, по исследованию Школы бизнеса ВШЭ, прошла несколько стадий развития:
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объём шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей, а в 2020 году составил уже 1,07 трлн рублей. Лидирует торговля товарами между пользователями – «из рук в руки». Второе и третье места занимают рынок фрилансеров и каршеринг.
Самый динамичный рост за 2020 год показал сектор аренды вещей: бытовой техники, одежды, товаров для спорта, игровых приставок и видеокарт. Сильнейшее падение из-за пандемии продемонстрировали сервисы по поиску попутчиков, коворкинги и коливинги.
Примеры экономики совместного потребления
Недвижимость
Проживание за общение или небольшие услуги. На Couchsurfing путешественники с 2000 года ищут единомышленников, которые приютят у себя в обмен на вкусный обед или весёлые истории. Ещё один вариант – хаусситинг – уход за домом и проживание, когда в нём нет хозяев. Сервисы хоусситинга: Mindmyhouse.com, TrustedHousesitters.com, Housecarers.com.
Транспорт
Каршеринг. В одной Москве больше десятка сервисов поминутной аренды авто. Самые популярные: Яндекс.Драйв, Делимобиль и YouDrive.
Карпулинг или райдшеринг. В отличие от каршеринга тут вы не берёте напрокат авто, а ищите водителей, которым с вами по пути. Лидирует сервис BlaBlaCar. В мире сайтом пользуется 50 млн пассажиров, и большая их часть – россияне. Для поиска попутчиков на небольшие расстояния по стране или даже городу есть аналогичный проект «Довезу!».
Велошеринг и кикшеринг. Аренда электросамокатов и велосипедов быстро набрала популярность в России. Пользоваться ими очень удобно: вы заходите в приложение, оплачиваете нужное время и потом оставляете свой транспорт на ближайшей станции. Популярные сервисы: Велобайк, Samocat Sharing, YouDrivelite, Lucky Bike и Woosh.
Офисы
Здесь главную позицию удерживают коворкинги – рабочие пространства для фрилансеров. За денежный депозит посетители получают доступ к wi-fi, рабочее место, офисное оборудование, кофе и т.д. А ещё посетители могут общаться друг с другом и заводить полезные знакомства.
Работа
Помимо разных сервисов фриланса по типу FL.ru или Kwork, где ищут проектные и постоянные вакансии, появились шеринговые сайты в сфере повседневных услуг. Примеры: YouDo, Profi.ru, Яндекс.Услуги. Там можно найти официанта на праздник, сантехника, репетитора или фитнес-тренера.
Образование
Теперь образовательные курсы можно проходить онлайн бесплатно или за небольшую плату: вам показывают лекции в записи, вы выполняете задания, сдаёте экзамен и получаете сертификат. Среди популярных сервисов: Coursera, Универсариум, Лекториум, TED, Openedu.ru.
Одежда
Секонд-хенды уже считают прошлым веком. Популярность набирают благотворительные магазины, где вы можете не только купить чью-то одежду, но и сдать или обменять свою (как на продажу, так и на переработку).
Ещё стали проводиться тусовки, где можно обменять свою одежду на вещи другого человека – дресс-кроссинг. Расписание таких мероприятий чаще всего публикуют тематические группы в соцсетях.
Товары
Любые товары б/у можно покупать, а иногда и арендовать на известных Авито или Юле. Для отдельных товаров в разных странах существуют специальные сервисы. В Китае есть Sharing E Umbrella с прокатом зонтиков, а в Германии компания Conjoule, которая помогает продать излишки электроэнергии, если у вас на участке есть солнечные батареи или ветряки.
Финансы
Частное кредитование. Кредиты благодаря шерингу превратились в P2P-займы между частными лицами. В России такие сервисы ещё не популярны, но в Европе и США есть Zopa.com и Kiva.org, где кредиторы и заёмщики работают по условиям выгоднее банковских.
Краудфандинг. Это поиск частных инвесторов и сбор средств для реализации идей : бизнеса, творческих или благотворительных проектов.
Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления
Рассказываем, что такое экономика совместного потребления, почему выгоднее арендовать, чем владеть, и как эта идея завоевывает мир.
Что такое sharing economy: история термина
Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами — приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.
С развитием технологий общество вернулось к этой практике — но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy — совместное потребление — и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.
Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.
Экономика совместного потребления в мире: как это работает
Читать по теме:
В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз — на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.
Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods — инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.
Уберизация в бизнесе — то же самое, что шеринговая экономика?
Интересный пример экономики совместного потребления — сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга — поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.
Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.
Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.
Читайте по теме:
«Прелесть модели совместного использования — в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, — считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. — Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».
Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.
По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.
Sharing economy в России
В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически — многие говорили, что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.
Столь же быстро в России развивается каршеринг — с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 — 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» — в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.
Другая «уберизированная» отрасль российской экономики — торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» — 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.
Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods — YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.
Как регулируется sharing economy
Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.
Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.
Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса — например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили, что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.
Другой пример — разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).
На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» — согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона — те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.
Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей — должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача — соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», — говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.
Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса — так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей — будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.
Читать по теме:
В материале обновлены данные по пользователям YouDo, а также налоговая ставка для тех, кто сдает вещи в аренду — 13%.