Шлюзование что это такое
ШЛЮЗОВАНИЕ
Смотреть что такое «ШЛЮЗОВАНИЕ» в других словарях:
шлюзование — пропускание Словарь русских синонимов. шлюзование сущ., кол во синонимов: 1 • пропускание (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
шлюзование — ШЛЮЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
шлюзование — 3.27 шлюзование: Процесс перевода людей либо передачи различных предметов внутрь барокамеры или из нее без изменения давления в барокамере. Источник: ГОСТ Р 52264 2004: Барокамеры водолазные. Общие технические условия оригинал документа Смот … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Шлюзование — с. Способ разработки золотой россыпи с помощью шлюзов. Затем следует шлюзование. Мы употребим это выражение потому, что оно прямо соответствует английскому и выражает собою не только устройство шлюзов, но и связанных с ним способов разработки… … Словарь золотого промысла Российской Империи
Шлюзование — 4.14. Шлюзование комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением… … Официальная терминология
Шлюзование — ср. 1. процесс действия по несов. гл. шлюзовать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шлюзование — шлюзование, шлюзования, шлюзования, шлюзований, шлюзованию, шлюзованиям, шлюзование, шлюзования, шлюзованием, шлюзованиями, шлюзовании, шлюзованиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
шлюзование — шлюзов ание, я … Русский орфографический словарь
шлюзование — шлюз/ова/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
ШЛЮЗОВАНИЕ РЕКИ — работы по превращению несудоходной реки в судоходную, заключающиеся в сооружении шлюза у несудоходной реки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Как устроен шлюз и зачем он нужен?
Начало большой навигации на реках Европейской части страны не за горами (осталось примерно около месяца) и сегодня мы хотели бы рассказать о шлюзах на наших реках. Зачем они нужны? Как они устроены и пр.
Итак, начнем с самого начала. Все наши равнинные реки, к коим относится и Волга, и Кама, и Ока и др. имеют между собой много общего. Если попробовать разрезать все русло реки от истока до устья по оси, то получится продольный профиль реки. Если река течет в своем естественном русле, то этот профиль будет иметь вот такой вид
Условно все реку можно разделить на три участка: верхнее течение или горный участок как на рисунке, среднее течение и нижнее течение. Все эти участки имеют свои особенности.
Так горный участок или верхнее течение, как правило, характеризуется небольшими глубинами, малой шириной, но при этом довольно высокими скоростями течения. Также на этом участке очень много порогов и перекатов. Судовой ход (если он есть) чаще всего очень извилистый.
В среднем течении скорость течения и количество перекатов уже заметно снижается, а вот плесов (то есть широких и глубоководных участков) увеличивается. Увеличивается и ширина русла. Судовой ход более ровный.
В нижнем течении плесов, чаще всего, еще больше (хотя и не всегда). Глубины здесь максимальные и ширина тоже. Но здесь прослеживается еще один момент: практически все взвешенные частицы, находящиеся в воде, в местах с невысокими скоростями течения начинают оседать (физика, однако), образуя перекаты.
Как с этим бороться? Проще всего, построить плотину. Уровень воды выше плотины поднимется и затопит пороги, что создаст более благоприятные условия для судоходства. И если на реке построить несколько плотин, то продольный профиль будет больше похож на лесенку.
Чтобы речной теплоход мог попасть из верхнего бьефа в нижний или наоборот строят специальные судопропускные сооружения – шлюзы. Собственно шлюзование – это процесс перемещения судна из одного бьефа в другой.
Давайте посмотрим на конструкцию типового шлюза
Шлюз состоит из трех основных элементов: верхняя голова А, нижняя голова Б и камера шлюза В. Сверху и снизу к шлюзу примыкают подходные каналы 2. Для отстоя судов в ожидании шлюзования в подходных каналах делают специальные причальные стенки 1. А чтобы теплоходы могли заходить в камеру и выходить из нее при неблагоприятных условиях (сильный ветер и пр.) делаются специальные направляющие палы 3.
Наполнение или опорожнение камеры шлюза происходит через специальные водоводные галереи 5, которые перекрываются специальными затворами 4. Когда затвор открывается вода самотеком наполняет или опорожняет камеру шлюза (принцип сообщающихся сосудов). Но перед этим, камера шлюза должна быть полностью изолирована от верхнего и нижнего бьефа при помощи ворот 6. Ворота шлюзов могут быть различных систем. В настоящее время нижние ворота обычно делают двустворчатыми распашными, а верхние — сегментными или плоскими опускными. В открытом состоянии створки распашных ворот находятся в специальных шкафных нишах 7 чтобы не мешать судам при их прохождении.
Все вместе: водоводные галереи, затворы и ворота называются – головой шлюза.
Как видно из рисунка наиболее мелкими местами подходных каналов являются верхний и нижний пороги шлюза 8. Причем нижний порог имеет свое специальное название – король шлюза.
Из-за того, что уровень воды в нижнем бьефе во многом зависит от попусков воды через водосливную плотину гидроузла, глубина на короле шлюза может служить весьма серьезным препятствием к прохождению шлюза судами. Ведь все теплоходы, которые ходят по нашим рекам должны строго соблюдать минимальный запас воды под днищем. И если запас будет недостаточным, то диспетчер шлюза не разрешит заход такого теплохода в камеру.
Шлюзы могут отличаться друг от друга. Например, по количеству камер. По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двухкамерным, трехкамерным и т. д.
Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров. Такие шлюзы имеют Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, Канал имени Москвы, шлюзы в Угличе, Рыбинске, Чебоксарах, Балаково и др.
Если перепад высот между верхним и нижним бьефами велик, то тогда сооружают многокамерные шлюзы. У таких шлюзов общий перепад высот (напор) делится на несколько камер, которые располагаются последовательно одна за другой. Например, два шлюза канала имени Москвы (№7 и №8) состоят из двух камер с напором по 9 м в каждой камере. А в Перми на Камской ГЭС шлюзы вообще шестикамерные!
Но не всегда условия местности позволяют построить многокамерные шлюзы. Тогда шлюзы разделяют соединительным судоходным каналом — межшлюзовым бьефом. Длина межшлюзовых бьефов различна, например у Горьковских шлюзов — 2 км, у Куйбышевских — 4 км.
При очень большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стенка, которая в своей нижней части имеет отверстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным затвором. Или судоподъемники. В России работает в настоящее время всего один судоподъемник в составе Красноярской ГЭС.
Камеры шлюза могут располагаться и параллельно друг другу. По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточные (один шлюз), двухниточные (два рядом расположенных шлюза) и т. д. Двухниточные шлюзы применяют на реках с большим грузооборотом. Например, гидроузлы на Волге, начиная с Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.
В процессе шлюзования в камере шлюза возникают сильные течения, а также образуются волны. Для того, чтобы теплоход не поплыл вслед за уходящей или прибывающей водой в камерах делают специальные швартовные устройства, для надежной швартовки судов. Устройства эти называются рымы или по простому крюки. Рымы могут быть плавучими и неподвижными.
Неподвижные рымы — это крюки намертво вмонтированные в стенку шлюза через равные промежутки. В процессе шлюзования, швартовный трос время от времени перекидывают с одного крюка на другой.
Подвижные рымы больше похоже на большие поплавки. Они располагаются в специальных нишах (впрочем как и неподвижные). По мере наполнения или опорожнения камеры они движутся вместе с уровнем воды.
Но есть еще шлюзы с небольшим напором, например на реке Москве, в которых суда швартуются за специальные тумбы, установленные сверху на стенке шлюза. По мере изменения уровня воды в камере швартовные тросы приходится либо потравливать (увеличивать их длину) или выбирать (уменьшать длину).
Подытоживая, можно так описать процесс шлюзования:
· теплоход из нижнего или верхнего бьефа входит в камеру шлюза.
· открываются затворы водоводных галерей.
· происходит наполнение или опорожнение камеры.
· закрываются затворы и открываются ворота с противоположной стороны.
· теплоход выходит из камеры шлюза.
Надеемся, что смогли в статье ответить на большую часть вопросов, относительно того – зачем нужны шлюзы и как они работают.
Как это работает? | Cудоходный шлюз
Первый судоходный шлюз, в котором осуществлялось попеременное выравнивание уровня воды, был изобретен Цяо Вэйюэ в 984 году и возведен на Великом Китайском канале. Шлюз представлял собой прямолинейный участок длиной 76 метров, который был ограничен с двух сторон воротами. Они были изготовлены из деревянных брусьев и перемещались вертикально. Берега шлюза были укреплены, а над ним размещался навес. В течение 11 века строители возводили шлюзы по всей длине Великого Китайского канала. Как же работает современный судоходный шлюз? Об этом в сегодняшнем выпуске!
Итак, шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях, которое обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами или воротами, между которыми располагается герметичная камера с регулируемым уровнем воды. Камера любого шлюза имеет габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. При этом, в отличие от судоподъемников, камера шлюза не может менять свое положение или габариты. Однако уровень воды в ней может изменяться.
Одним из самых важных в конструкции шлюзов является водопроводное устройство. Оно предназначено для наполнения и опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут применяться и специальные насосы.
Процесс пропускания судна через шлюз длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. При шлюзовании чередуют направление пропускания судов: после того как судно, идущее вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды заходит судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не приходится выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.
ШЛЮЗОВАНИЕ
Приказ Минтранса РФ от 24.07.2002 N 100 «Об утверждении Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.07.2002 N 3643)
Смотреть что такое ШЛЮЗОВАНИЕ в других словарях:
ШЛЮЗОВАНИЕ
шлюзование ср. Процесс действия по знач. несов. глаг.: шлюзовать.
ШЛЮЗОВАНИЕ
шлюзование с.1. (реки‘) locking 2. (судов) locking through
ШЛЮЗОВАНИЕ
ШЛЮЗОВАНИЕ
3.27 шлюзование: Процесс перевода людей либо передачи различных предметов внутрь барокамеры или из нее без изменения давления в барокамере. Источник. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
1) Орфографическая запись слова: шлюзование2) Ударение в слове: шлюзов`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): шлюзование4) Фонетическая транскр. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
Шало Шале Ошва Олин Олива Олеин Озен Овин Овилан Овен Овал Ноша Нолева Нло Ниша Нил Низ Нивоз Нива Неваш Нева Налив Налево Нал Назол Назло Наз Навоз Лозина Лоза Лов Лионез Лион Линза Лина Лизен Лиза Ливан Леша Леон Лениво Лена Лен Левша Левизна Лев Лаз Ион Иол Иов Илюша Илона Изол Извне Иена Иван Зона Зола Зоил Зоеа Зов Зло Зина Зил Зело Зево Зев Звон Звено Звание Зао Зало Залив Зал Зав Енол Евина Ева Вона Вон Волна Волин Волан Вол Воин Возле Воз Вниз Внеш Вне Виола Винол Вино Вилен Виза Вие Виан Веш Вено Вена Вано Валин Вале Вал Вазон Вазелин Аон Шелон Шив Шиз Шилов Шина Анизол Шлюз Шлюзование Шов Аил Ювенал Юла Азол Юлиан Азов Юлина Юни Азин Авил Авизо Авеню Юноша Юли Ален Алеш Алиев Алин Шило. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
проход судна через шлюз для входа в канал, порт или какое-либо искусственное сооружение. Вход судна в шлюз осуществляется только по разрешающему сигналу администрации шлюза, указывающему также сторону шлюза, к которой должно швартоваться судно. К шлюзу подходят на самом малом ходу, обеспечивающем управляемость судна. При швартовке в шлюзе первыми подают носовой шпринг и кормовой продольный швартов, с тем чтобы предотвратить навал на стоящее впереди судно или батопорт шлюза. Выход судов из шлюза осуществляется в той же последовательности. Стенки шлюза предохраняются от навала судов специальными плавающими или навесными кранцами. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
в гигиене —1) переход людей из условий повышенного давления воздуха (например, из кессона) в условия нормального давления через камеру, в которой проис. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
шлюзование в гигиене — 1) переход людей из условий повышенного давления воздуха (напр., из кессона) в условия нормального давления через камеру, в которой происходит постепенное понижение давления воздуха; необходимо для предотвращения кессонной болезни; 2) переход людей или перемещение оборудования и материалов из условий загрязненной воздушной среды в помещения с чистым воздухом и обратно, осуществляемое через вентилируемые камеры, препятствующие проникновению загрязненного воздуха.
ШЛЮЗОВАНИЕ
ШЛЮЗОВАНИЕ
с. Способ разработки золотой россыпи с помощью шлюзов. — Затем следует шлюзование. Мы употребим это выражение потому, что оно прямо соответствует англи. смотреть
ШЛЮЗОВАНИЕ
Ударение в слове: шлюзов`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: шлюзов`ание
ШЛЮЗОВАНИЕ
ШЛЮЗОВАНИЕ
airlocking космонавт., lockage, locking* * *шлюзова́ние с.locking, lockage* * *lockingСинонимы: пропускание
ШЛЮЗОВАНИЕ
-я, ср. Действие по знач. глаг. шлюзовать.Шлюзование судов.Синонимы: пропускание
ШЛЮЗОВАНИЕ
сущ. ср. родадействие/процессшлюзування
ШЛЮЗОВАНИЕ
шлюзова’ние, шлюзова’ния, шлюзова’ния, шлюзова’ний, шлюзова’нию, шлюзова’ниям, шлюзова’ние, шлюзова’ния, шлюзова’нием, шлюзова’ниями, шлюзова’нии, шлюзова’ниях. смотреть
Что значит шлюзование судов
Содержание статьи
Основными препятствиями речному судоходству являются мели, пороги, уклоны, разница уровней воды в смежных акваториях при наличии плотин или дамб. С целью обеспечения беспрепятственного прохождения судов на этих участках возводят ряд сложных сооружений. К ним относят затворы, камеры, ворота и установки по нагнетанию воды.
Устройство судоходного шлюза
Каждый шлюз снабжен закрытыми или открытыми каналами водопроводной системы, по которым нагнетается или отводится вода. Обычно насосно-затворная станция расположена в непосредственной близости от основного массива гидротехнических сооружений. Подача и слив воды могут осуществляться как естественным путем при открывании плоского шлюза, соединяющего камеру с акваторией высокого уровня, так и принудительной перекачкой.
Как проходит процесс шлюзования
При прохождении шлюзования судно заходит в шлюз через открытые ворота с одной его стороны. Если судно осуществляет подъем в акваторию высшего уровня, камера пуста. Заполняют камеру перед переходом судна из акватории высшего уровня на более низкий. Когда судно вошло в шлюз, ворота за ним закрываются, при этом камера становится практически полностью герметичной.
Далее следует слив или нагнетание воды в камеру, при этом судно соответственно опускается или поднимается. Как только уровень воды в шлюзе становится относительно равным со смежным водоемом, открываются небольшие затворки для полной стабилизации водной поверхности. После этого основные ворота открываются и судно может покинуть шлюзовую камеру.