Шмас это что за войска
Мы из ШМАСа
5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в В-Волочек. В конце 1961 года в/ч 62542 из Домны (ЗабВО) была передислоцирована в г. Сретенск Читинской области. В марте-апреле 1967 года приказом МО и Главкомата ВВС СССР 53-я ШМАС передислоцировна в Вышний-Волочек Калининской области. В 1968 году приказом ГлавКома ВВС СССР 53-я ШМАС была слита с 5-ой ВАШМ (в/ч 74326). 5-я ШМАС в/ч 74326 расформирована в 1997 году.
В 1970 году из города Жердевка, Тамбовской области в Вышний Волочек передислоцируется 235-я ШМАС, готовившая механиков-водителей для обслуживания военных аэродромов. В начале 90-х годов эта школа, на правах учебного батальона, тоже вливается в состав 5-ой ВАШМ. В результате увеличения численного состава школы, 5-я ВАШМ преобразовывается в Учебный Центр ВВС.
В 1998 году, решением Правительства России и Главкомата ВВС РФ, Вышневолоцкий Учебный Центр ВВС (бывшая 5-я ВАШМ) был расформирован.
Таким образом, 5-я ВАШМ прекратила свое более чем 50-летнее существование.
С чего всё начиналось и чем закончилось можно узнать, прочитав «ПОПЫТКА НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ» [http://www.proza.ru/2012/09/12/482].
В настоящем документе приводятся воспоминания тех, кто когда-то служил и учился в Военной Авиационной Школе Механиков №5 в Вышнем Волочке.
От нашего ШМАСа остались лишь груды битого кирпича на том месте где когда-то стояли казармы и учебные корпуса, да зарастающий травой плац.
Но что-то еще осталось в нашей памяти. Мы еще живы.
Воспоминания взяты из различных ресурсов Сети*.
«В ПОПЫТКЕ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ» и «МЫ ИЗ ШМАСа» сохранена орфография первоисточников**.
Учился в 5-й ВАШМ с мая по ноябрь 1973-го года. 11 рота. 3 взвод. Мы еще живы.
Мы здесь: http://shmas.okis.ru/
. служил в 10-й роте. Фотографии есть, но не все они хорошего качества.
Что касается остальных рот, если идти от Дома офицеров к плацу, слева от плаца, стояло еще два здания. В первом располагались несколько рот, в том числе рота ПС, а во втором учебные циклы 1,2 и 3. А в соседнем здании, слева от здания 4-го и 5-го батальонов (если стоять спиной к плацу) располагались, кроме рот, и дежурный по части и библиотека и т.п. Так, что их и было 15 рот.
. Через эти ворота КПП №1 в первый раз прошли все прибывшие в ВАШМ новобранцы, через них же и покидали часть, кто закончив службу, а кто продолжать ее. Как правило прибывали все сюда на поезде и пешком шли с ж.д. вокзала до части.
Потом построение на плацу, приходили сержанты, прапорщики и, редко кто-то из офицеров, и начинался отбор по ротам.
В первую очередь отбирали спортсменов (спортивной подготовке в части надо сказать уделялось большое внимание, постоянно проводилась спартакиада части между ротами). Кто первый приходил, тот и отбирал самых лучших.
Потом отбирали, кому кто был нужен: водителей, музыкантов, художников и т.д. Остальных уже просто делили по ротам и разводили по казармам.
Воспоминания Петра Куликова:
Воспоминания Владимира Скворца:
церкви были закрыты, но кровля, окна, двери были в порядке. в одном помещении работал магазинчик. т.е. можно сказать что храмы были не разорены, а хорошо сохранились благодаря армии.
а! для завода Красный май мы, солдаты, в сильный мороз разгрузили где-то на жд путях вагон речного песка, на изготовление стаканов)) круглые такие стаканы, красивые, в упаковке из термоусадочного полиэтилена, не гранёные ) по тем временам там было современное производство с импортным оборудованиеи
да, слышал, что армия не хотела уходить из монастыря, территорию поделили забором, были разборки и не всё было тихо и мирно.
интересно сейчас там только монастырь?
в клубе/кинотеатре мы смотрели кино. эта здание, постройка точно советское. ещё мы ходили туда на выборы Черненко, если не ошибаюсь
была своя котельная, хотя зимой в помещениях было вовсе не жарко
новый 85-й год мы встретили ночью в наряде в городе, в помещении комендатуры, должны были патрулировать, но сидели и никуда не выходили ) потом пришли молодые женщины, оставили нам печенье в виде грибочков и увели до утра лейтенанта)
в Вышнем Волочке гостиница и ресторан при ней были вполне приличные
в 18 лет о вере я не знал ничего. церкви, храмы, монастыри для меня меня были большой загадкой действующие ли или не действующие. но дух таинственности, чего то сильного неизменно встречал на пороге
вот так выглядел интерьер Преображенский храма. он у нас самый старинный, расположен недалеко от города
честно говоря, не помню, что в нашей части В.Волочка размещалось: полк, батальон..
было 15 рот учебки 5000 солдат срочной службы различных род войск: ВМФ, пограничники.. авиация у нас не только стратегическая ) и плюс школа прапорщиков, ещё одна рота
готовили различных специалистов, но каких именно нам не рассказывали. знал только авиамехаников, дешифровщиков аэрофотосъёмки и в нашей роте готовили фотолаборантов: мне было там очень интересно.
. хотелось-бы вспомнить о наряде в столовую,как вы помните, туда заступали почти всем взводом,почему «почти», был какой-то параллельный небольшой наряд, а какой-не помню. Подумал,что по ГСМ и периметру,но не сходится,ведь начпатруля ходил с нами замок,но и деж.по столовой-замок,то есть один замок на две точки-ну никак. Может кто поправит? Ну-да ладно,о главном:столовались мы(13-я рота)столовая №2,зал№2,и в этот зал,конечно-же ходили в наряд. Я к чему всё это;кто попадал в»зал»,тем приходилось»пахать»до упора,сами помните,зал,столуются 4 роты,а назначали всего 4 человека,даже в посудомойке было легче(самое то считалось у нас-варочный цех),но это место 2-го отделения,а зал был за нами-3-е отделение. Где были в это время семеро остальных наших-убей-не помню(наверное я был не очень хороший командир отделения)но от наряда к наряду старшина ребят менял,а так как старший-то по залу»ком.отд»,то я тащил этот»крест»почти постоянно. Почему»почти»-об этом чуть позже. А работать надо было на совесть, за залом и за посудомойкой сержант(деж.по столовой)контролировал особенно. Но»господь миловал»,всё было всегда»на высоте»,хотя выматывались конкретно. А теперь насчёт»почти». Как Вы все помните,а может и не помните,в наряде по столовой была такая»должность»-старший рабочий»правая рука дежурного». В нашем понятии он должен был»ничего не делать»,а просто ходить время от времени»по цехам,доглядывать,управляются-ли»,в общем на фоне остального наряда-«должность»в высшей мере довольно привлекательная. Но-это была прерогатива 1-го отделения,точнее-его командира,Сашки Кузнецова. И вот где-то среди зимы умотал он на какие-то соревнования по лыжам в составе команды школы,уехали они надолго,где-то на неделю,а здесь-наряд по столовой. Назначил старшина(или замок)этим самым старшим рабочим меня,вот случай,когда в наряде не замотался,а отдохнул. Ходить»по цехам»скоро надоело,тем более парни и без меня отлично знают,что,где и как,и,»помозолив»сколько положено глаза»начальству»я обычно скрывался в бойлерную,там можно было»кимарнуть»,валялось какое-то тряпьё,или даже был топчан,точно не помню,или на худой конец»погонять»зажигалкой тараканов,коих там по всем щелям водилось великое множество(следует признаться,что в зал»к своим»всё-же иногда наведывался в чём-либо помочь). Вот такие воспоминания,может кому-то покажется скучновато,прошу извинить.
Воспоминания Михаила Ефремова:
Воспоминания Дмитрия Марьянова:
1988 год. Прихожу в военкомат. Сидят вот эти самые, в фуражках. Помню, один человек говорит: «Ты у Рязанова снимался? Народ развлекал?». И тут я понял, что такое энергетика, и понял, что мне. приехали. И он пишет мне маркером команду, обводит, три раза подчеркивает, ставит три восклицательных знака: «Тихоокеанский подводный флот». Открывается дверь, вбегает начальник военкомата и кричит: «У нас проверка ленинских комнат!». И он говорит: «Сделаешь за пять дней, пойдешь куда надо». И за пять дней мы с моим другом каких-то семь огромных щитов. таким образом я и попал в ВВС Вышний Волочек 74326.
Там я служил полгода и там же был оставлен в роте постоянного состава.
Я был дешифратором черных ящиков. То есть все эти бомбометания, открылки, закрылки, включение форсажей. Но сейчас ничего не помню.
Я устраивал там КВН, организовывал какие-то праздники, мало того, ко мне в эту часть пришли служить два моих одноклассника и один из театральной школы. Я их, естественно, брал к себе, мы придумывали какие-то праздники.
Воспоминания Михаила Данихленко:
Воспоминания Георгия Андреева:
Воспоминания А. Бондарцева:
Воспоминания Сергея Кузнецова:
С городом Вышний Волочек у меня «особые» отношения. Именно в этом городе я провел первые 4 месяца своей службы в армии. В городе Вышний Волочек находилась, а может быть находится и сейчас, учебка ВВС в которой, как утверждал наш командир части из «сыкливых мальчишек делают настоящих мужиков». Подтверждаю. Делают.
Воспоминания Олега Козырева:
В армии трудно. Трудно не всегда потому, что там есть дедовщина. Трудно просто потому, что это армия. Просто уже потому, что там ты В ПОДЧИНЕНИИ. Хотя бы только поэтому. Тебе говорят, когда и что тебе есть, когда и где тебе спать, что тебе делать – ты не принадлежишь себе. Но, учитывая, что речь идет об армии, это понятно. Это даже разумно. Ибо случись война, все должно работать как единый механизм.
При этом мне не довелось застать чеченской войны, когда вопрос дисциплины мог быть уже и вопросом жизни и смерти.
Был парень один у нас в роте, моего призыва. Его все затюкали. Причем терроризировали его ребята из его же призыва. Сложный был парень. Так получилось, что я один с ним разговаривал. Он просто ну никак, никак не был приспособлен к армии. Когда ребят отправляли в часть, чувствовал, что он долго не протянет. Он точно повесится. И даже не сбежит, т.к. не было характера у него даже на это. Правда. Я знал, что он наверняка повесится. И ничего, абсолютно ничего не мог с этим поделать.
Некоторые говорят «в армии ты станешь мужчиной». Нет. Это не так. Мужчиной ты можешь стать везде. А в армии можешь превратиться в павиана, дикаря, носителя совершенно бредовых ритуалов, о которых на гражданке просто даже стыдно рассказать. Но можешь и остаться человеком. Каждый делает выбор сам.
Но армия пока что, к сожалению, школа с обязательным посещением.
Я служил в 5-й школе с мая по ноябрь 1973 года. 11 рота. 3 взвод. В те времена это было огромное учебное заведение. Огромное по личному составу, по занимаемой территории, по количеству специальностей, которым обучали в школе. И учили не плохо. Я из школы вышел оператором КТС. О чём никогда не жалел. Было интересно потом работать до самого увольнения в запас. На сайте Стрижей узнал, что школу расформировали в 1997-м году. А, тогда, в 1973-м, мы были нарасхват в ВВС.
. В армию из нашего института не брали, так как у нас была военная кафедра. Кажется, на четвёртом курсе у нас были лагерные сборы в Вышнем Волочке (это где-то между Москвой и Ленинградом). За полтора месяца нам постарались в концентрированном виде показать все «прелести» воинской службы.
РАссказываю свой опыт. Приехали мы сначала в ШМАС (школа младшего авиационного специалиста) в городе Вышний Волочек, тверской области. Но та учебка расформировывалась и пробыли мы там всего неделю. Были там еще и полугодичники, вот захотели ребята выпендриться пальцы погнуть, они ведь уже по пол года отслужили. Крик наших бьют. и 100 человек на улице, полугодичники оставшееся время ныкались как только могли. Замечу выбежали не все, подержали только кавказсцы, и руссские парни с кавказа. Все кто был с России остались на этаже, но мы и сами справились.
Воспоминания Виктора Панова:
Я служил в Вышнем Волочке совсем не долго: с августа 1981 по март 1982.
Сделал два выпуска и перевёлся в Воронеж, домой, так как квартиру в этом захолустье мне даже не обещали!
Я был инструктором в 3 роте. Обучал солдат работе в Объективном контроле, ТЕСТЕРЕ или чёрном ящике.
Воспоминания Никитина Владимира Викторовича:
По воле рока службу начинал в ШМАСе (школа младших авиационных специалистов) города Вышний Волочек, что в Тверской области. Из нашей 13-й роты новобранцев готовили для авиаполков фотолаборантов. Окончив ШМАС с отличием, я был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Стрый (Западная Украина). Если в ШМАСе получали только теорию, то здесь была сплошная практика. Проявляли плёнки от 35 мм до полуметра по ширине. Оборудование фотолаборатории, по тем временам, была просто фантастическая. На гражданке она появилась лет этак через 10, а некоторая так и вообще не появилась.
Помню, где-то в начале 70-х, в один из приездов на каникулы, не увидел купол на колокольне монастыря. Сгорел от удара молнии. Жили в так называемом желтом доме, рядом с КПП, окна кухни как раз на монастырь.
В мае 2010 г. был в Волочке. Школы нет, только Дом офицеров стоит (Фантомаса смотрел году в 1968). С левой стороны дороги, ведущей к ДО, за забором какая-то в/ч.
С уважением, Ю. Ходячих
Воспоминания неизвестного (журнал удалён):
И, что самое прискорбное, под завалами одной из казарм погиб 20-летний юноша, правнук ПЕРВОГО командира части полковника Орлова.
Страшная и горькая ирония судьбы.
Забытый всеми ШМАС в развалинах стоит,
Туда сейчас приходят люди очень редко.
В пыли там чей-то недописанный конспект лежит,
И стёкла в чёрных окнах выбиты камнями метко.
И ветер в наших классах выцветшие схемы шевелит,
И плесень по углам покрыла штукатурку.
И на зарядку взвод наш больше не бежит,
И роту некому построить на вечернюю прогулку.
Лишь в полночь грозный призрак старшины
Прошествует по коридору в мрак подвальный.
И звуком лишним не нарушив чуткой тишины
Замрёт у вечной тумбочки седой дневальный.
—————————————————
Все выше, и выше, и выше!
Солнце светит в Вышнем Волочке
На казарм островерхие крыши!
Слышишь, слышишь, слышишь!
Прошлого в памяти шаги звучат
И ты от волнения глубже дышишь!
Бац, бац, бац!
Сто пятьдесят пар ног
Вбивают подошвы сапог в плац!
И-и-расс, расс, расс!
Яростный голос старшины роты
Гонит вперед нас!
ШМАС, ШМАС, ШМАС!
Младших специалистов для ВВС
Готовят в Волочке из нас!
Грум, грум, грум!
Эхо от монастырских стен отражает
В ногу идущей колонны шум!
Пой, пой, пой!
Песня наша строевая
Вокруг покрывает шум любой!
Там где пехота не пройдет!
Где бронепоезд не промчится!
Тяжелый танк не проползет!
Там пролетит стальная птица!
Стой, стой, стой!
Где-то далеко труба поет:
Одиннадцатой роте – Отбой!
А слезы дрожат на ресницах,
Потому что ночами снится:
Молодость, ШМАС,
Улыбки на забытых лицах.
И птичьих крыльев взмах
На голубых как небо петлицах.
Молодой курсант
В Вышнем Волочке…
На фуражке неба кант,
Ветер в голове.
Тысячу солдат,
На плацу за раз
Примет под Присягу,
Пятый ШМАС…
На ряды фуражек
Тень набросит нам,
Кем-то обезглавленный,
Чёрный древний храм.
Целые полгода
Будем в той тени,
Изучать работу
На авиаоборудовании.
Канет в прошлое учебка,
Вместе с нею и страна…
Тень забудется, но редко,
Будет сниться мне она.
Шмас это что за войска
Авиамеханики, воздушные стрелки-радисты, специалисты из ОБАТО, метео и другие!
Форум выпускников школ младших авиационных специалистов создан специально для ВАС!
Чуть больше месяца прошло с момента создания форума, а нас уже 63 зарегистрированных участника! Появились и зарегистрировались на форуме даже выпускники ШМАС 1958-1959 г.г.!
Наше дело не стоит на месте: список ШМАС существенно пополнился, появились новые исторические факты! Может это кому-то совсем не интересно, но.
С уважением,
Администрация Форума выпускников школ младших авиационных специалистов
http://shmas.forum24.ru
Уважаемые авиамеханики и мотористы!
В следующем, 2009, году мы будем отмечать 100-летие со дня рождения военных специальностей авиационного механика и моториста.
До недавних пор считалось, что военные специальности механика и моториста появились в России только в 1910 году, когда первая партия нижних чинов была отправлена в авиашколы Франции для обучения моторному и механическому делу.
Оказалось, что первые военные младшие авиационные специалисты из нижних чинов появились еще в 1909 году. Они и приняли участие в сборке и регулировке первых российских аэропланов.
Все, кому небезразлична история наших специальностей, смелее подключайтесь к обсуждению юбилейной символики: памятного знака, сувенирной продукции (майки, кружки и т.д.), буклета!
Ждем ваших предложений!
Также на форуме осуществляется предварительный сбор заявок на юбилейную продукцию для определения количества первой партии заказа.
Спешите!
Оставьте себе память об исчезающей специальности младших авиаспециалистов в российской армии!
Другого столетнего юбилея при нашей жизни уже не будет!
Краткий очерк истории ШМАС
Данная публикация задумана как краткое описание истории создания, истории деятельности и истории прекращения существования Школ младших авиационных специалистов в Российской Империи, в Российской Республике, в РСФСР, в СССР и в Российской Федерации.
Очерк составлен на основании информации, собранной на Форуме ШМАС (администратор Форума Владимир Андреев) из открытых сетевых источников инициативной группой сослуживцев.
На иллюстрации перед очерком: Знак ШМАС, выпущенный в инициативном порядке к 100-летнему юбилею Школ Младших Авиационных Специалистов.
Здесь содержатся изображения и названия «Знаков военных учебных заведений первых лет Советской власти»
В ссылочном материале под номером 2258 находится Знак «Авиационный механик школ механиков ВВС РККА».
Здесь содержатся изображение «Нагрудного знака для лиц окончивших школы механиков РККА по специальности авиационных механиков. 1938 г.»
В ссылочном материале под номером 7 находится Знак авиационного механика школ механиков ВВС РККА.
За неимением свидетельств, подтверждающих что указанными выше Знаками №2258 и №7 награждались выпускники ШМАС и ВАШМ, вопрос о т.н. Знаке ШМАС следует считать открытым.
В сетевых изображениях можно найти лишь несколько разновидностей (возможно всего две) Знаков, выпущенных (вероятно в инициативном порядке) в очень небольшом количестве экземпляров.
Примечательно, что не известно о существовании даже самодельных (дембельских) Знаков ВАШМ послевоенного периода.
2. Младший авиационный специалист.
«Деятельность авиационного механика направлена на выполнение регламентных и ремонтных работ планера, шасси, двигательных установок, приборного оборудования самолетов и вертолетов, кислородного оборудования и средств жизнеобеспечения экипажа, электрооборудования самолетов и вертолетов, систем автоматического контроля, авиационных аккумуляторных батарей, бортовых средств регистрации полетных данных, комплексных тренажеров, электронной автоматики и систем автоматизированного управления, пилотажно-навигационных комплексов, фотооборудования, оптико-электронной и квантово-электронной техники.
Рабочие места авиационных механиков располагаются на стоянках самолетов и вертолетов, в ремонтных мастерских авиационных эскадрилий, ангарах и цехах технико-эксплуатационной части. Основные орудия труда – техническая документация, авиационные приборы, авиационный инструмент, контрольно-поверочная аппаратура.
Деятельность авиационных механиков осуществляется в составе небольших групп, в условиях социальных контактов, при взаимодействии со специалистами высокого класса. Работа – исполнительская.»[1]
Именно авиационных механиков готовили и выпускали Школы Младших авиационных Специалистов в СССР.
По окончании Школы каждый бывший курсант получал СВИДЕТЕЛЬСТВО Министерства Обороны СССР о присвоении ему квалификации механика.
В 70-х годах ХХ века это СВИДЕТЕЛЬСТВО выглядело как половинка листа формата А4 плотной бумаги, сложенное пополам.
На обложечной части имелась надпись:
Внутри, на левой половине, был печатный текст с пробелами.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
СВИДЕТЕЛЬСТВО № ____
Выдано____________________
___________________________
в том, что он в 197_ г. поступил и
в 197_ г. окончил на _________
полный курс _____ военной-авиа-
ционной школы механиков по специ-
альности ___________________
___________________________
и ему присвоена квалификация
___________________________
Начальник школы ___________
м.п. _______________________
Выдано ___ ___________197_г.
На правой половине, было напечатано:
За время обучения в школе
__________________________
изучил нижеперечисленные предметы и по-
лучил по ним следующие оценки:
_________________________________
Наименование предмета Оценка
(прописью)
_________________________________
Политическая подготовка __________
Уставы ВС СССР __________
Строевая подготовка __________
Огневая подготовка __________
Физическая подготовка __________
ОМП и защита от него __________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
начальник учебной части школы
_________________________________
___ ______________ 197_г.
Пробелы заполнялись писарем перьевой ручкой чёрной тушью.
В наименования предмета вписывались те предметы,
которые изучались курсантом в учебном взводе дополнительно
к основным воинским предметам.
3. История школ младших авиационных специалистов разбита непростой историей страны на этапы.
3.1. Школы младших авиаспециалистов в 1910-1917 г.г.
Необходимость в механиках появилась вместе с появлением военной авиации в России.
Истории подготовки военных авиационных специалистов в России посвящены некоторые публикации и диссертации, ссылки на которые приведены в конце очерка.
Очень интересен вопрос: по каким критериям, кроме молодости, осуществлялся отбор личного состава для обучения в Школы?
В 70-х годах ХХ века в Школы отбирали призывников имеющих образование не ниже среднего. Приветствовался набор студентов первых курсов вечерних отделений институтов, выпускников и учащихся техникумов и училищ гражданской авиации.
Вероятно в 1914 году для обучения набирали грамотных солдат, умеющих читать и писать, бывших рабочих и ремесленников.
Интересен следующий документ:
«. Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся, так называемый, солдатский класс. В него было отобрано 10 нижних чинов – солдат и унтер-офицеров, среди которых был Д.П. Ананьев. Еще в 1909 году он освоил специальность моториста и был назначен к поручику Рудневу, который научил его летать на аэроплане. Только в 1912 г. унтер-офицер Ананьев получил официальный документ и был назначен летчиком-инструктором, но, разумеется, в солдатский класс. До 1918 года он обучил 310 учеников. После Октябрьской революции он стал известным советским летчиком.
Сохранилась программа солдатского военно-авиационного класса:
Закон божий
Русский язык
Арифметика
Практическая геометрия
Физика
Метеорология
Авиация
Моторное дело.»[3]
А вот по каким предметам аттестовался обучающийся в учебной команде специалистов 6-го Авиационного парка по классу мотористов в 1916-м году (с правом на производство в своей части в унтер-офицеры):
«-Воинские уставы;
-Сведения о стрельбе из ружей и пулемётов;
-Авиационная служба;
-Авиационная часть;
-Моторная часть;
-Часть аэрологическая;
-Часть телефонно-телеграфная;
-Практические занятия;
-Общеобразовательные предметы.»[36]
В связи с тем, что в начале ХХ века уделялось большое внимание развитию гидроавиации, обучением авиамеханик озаботилось и морское ведомство:
«. Механиков по обслуживанию летательных аппаратов готовили непосредственно на гидроавиационных станциях службы связи флотов. В общем, до лета 1915 года ни летчиков, ни инженерно-технических специалистов непосредственно для морской авиации учебные заведения Морского министерства не готовили.
. Ход войны изменил отношение флотского командования к качественной стороне подготовки авиационных специалистов, занимающихся ремонтом и обслуживанием самолетов, и в начале 1917 года в Гапсале (ныне Хаапсалу) было создано соответствующее специализированное учебное заведение — Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших авиаспециалистов). В дальнейшем (кампания 1917 г.) в связи с увеличением потребности флотов в летном составе и перспективным (плановым) развитием отечественной морской авиации эта школа наряду с подготовкой наземного технического персонала начала осуществлять обучение матросов, унтер-офицеров и охотников флота летным специальностям. «[4]
Можно и далее приводить ссылки на публикации, но мы ограничены рамками очерка, а потому приведём перечень подразделений, в которых проводилось обучение авиационных механиков того периода истории авиации.
Данный список составлен администратором Форума ШМАС Владимиром Андреевым:
«Або (ныне Турку; Финляндия). Школа авиамехаников (предположительно флотская), 1917
Брянск. Школа авиамотористов, 1915
Витебск. Курсы авиамотористов при 4-м авиапарке, 1915 (Подобные курсы были при всех 7 авиапарках)
Гатчина. При авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы начата подготовка механиков и мотористов, 1910. Солдатский класс по подготовке механиков и мотористов, осень 1912. Запасной авиационный батальон двухротного состава. Школа авиамехаников и мотористов, 1915
Гапсала (ныне Хаапсалу, Эстония). Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших специалистов) в Императорском Военном флоте, начало 1917
Кронштадт. Машинная школа Балтийского флота (подготовка авиамехаников), 1912-1915. Школа мотористов, 1915
Николаев Николаевская школа авиационных мотористов (непроверенные данные), 1915
Петербург Учебный воздухоплавательный парк, 1909. Солдатский класс, 1912
Петроград. Курсы авиамехаников и авиамотористов (моторный класс) при Политехническом Институте, 1915
Севастополь. Курсы мотористов при Севастопольской авиашколе, 1910-1912
Чита (Забайкальский край), на базе 4-й Сибирской воздухоплавательной роты Школа по подготовке мотористов-механиков, 1910, первый выпуск 1911
Школа при Центральной аэрогидрологической школе. Школа готовила военных метеорологов, 1916
Курсы при Офицерской электротехнической школе готовили радиотелеграфистов из числа унтер-офицеров, 1916″ [6]
3.2. Школы младших авиаспециалистов в 1918-1940 г.г..
Взгляните на эти даты.
С 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года в России была Гражданская война.
А вот свидетельство о подготовке младших авиаспециалистов для авиации Белой Армии:
«. В Томске открылось несколько учебных заведений для подготовки офицеров. Первое военное училище возникло в сентябре 1918 г. в ходе создания Сибирской белой армии, расположилось оно в здании Томского епархиального женского училища. В начале 1919 г. появились офицерская инженерная школа, радио-школа, военно-автомобильная школа и машинно-моторная школа морского ведомства.
С марта 1919 г. при машинно-моторной школе действовал специальный класс для подготовки авиационных механиков. С отступлением Белой армии все военные школы в Томске были эвакуированы или ликвидированы. «[9]
По некоторым предположениям во время Гражданской войны таких школ было несколько.
Найдены упоминания о Военной авиационной школе Дальнего Востока (г. Спасск) и о Военно-авиационной школе Народной армии (г. Самара).
Вот очень живое воспоминание бывшего курсанта:
«. Высшая аэрофотограмметрическая школа Красного воздушного флота, а по-нашему, курсантскому, просто — Фотограммка, в начале двадцатых годов размещалась на Большой Никитской, теперешней улице Герцена. Она занимала два барских особняка, расположенных друг против друга. В одном была школьная канцелярия, в другом — учебные классы.
Школа выпускала аэрофотограмметристов, аэронавигаторов и аэрофотолаборантов — существовали такие авиационные специальности. Навигаторов часто именовали также и «ветродуями», поскольку на обязанностях наших лежал также запуск шаров-пилотов и наблюдение за ними в теодолит.
На первых порах Фотограммка была заведением еще не отшлифованного учебного профиля. Хотя неясного тогда было вообще много. Военно-воздушный флот начал совсем недавно становиться на крыло, и школа комплектовалась народом пестрым. Шли сюда и романтики, и любители сильных ощущений, и люди, убежденные в прогрессе авиации, и просто оголодавшие за годы экономической разрухи молодые ребята, привлеченные военным пайком.
Курсанты, или, точнее, слушатели, получали два фунта белого, как кипень, хлеба из кукурузной муки, который надо было срочно съедать, пока он окончательно не закаменел, и подходящий приварок от котла. Кроме того, давали и обмундирование.
В школе не существовало казарменного положения, и поэтому строевой муштрой нас особенно не отягощали. Большая часть иногородних ребят жила в общежитии около церкви Большого Вознесения, где, как известно, венчался Пушкин. Москвичи — на своих квартирах. [10]
В 1924 году осуществлена реорганизация Воздушного Флота.
«В 1924 году решением СНК СССР Рабоче-Крестьянский Воздушный Флот переименован в Военно-Воздушные Силы РККА, а Главное управление Воздушного флота — в Управление ВВС.»[11]
В эти годы происходит количественный и качественный рост авиапарка ВВС РККА.
В 1927 году образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ).
30-е годы прошлого века в СССР знаменуются резким увеличением количества авиационных предприятий, новых аэродромов, авиационного парка.
Ещё в 60-х годах прошлого века по всей стране (речь идёт о СССР)в Парках Культуры и Отдыха стояли вышки для тренировок в прыжках с парашютом.
В 1938—1939 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную.
Личный состав и авиатехника участвовали в гражданской войне в Испании (1936 год).
В 1939 году ВВС РККА принимали участие в боях на Халхин-Голе.
В 1939-1940 годах была война с Финляндией.
Перед самой войной появился Приказ маршала Советского Союза Тимошенко:
«ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии
№ 0362 22 декабря 1940 г.
.
12. Установить в дальнейшем следующий порядок присвоения военных званий после окончания военно-авиационных училищ и школ:
г) курсантов, окончивших военно-авиационные школы воздушных стрелков и стрелков-радистов, после окончания ими шестимесячного срока обучения выпускать воздушными стрелками с присвоением им военного звания «младший сержант»;
д) курсантов, окончивших школы младших авиаспециалистов (авиамотористы, мастера по вооружению, по приборам, электро- и радиомеханики и фотоспециалисты), после окончания ими шестимесячного срока обучения выпускать младшими авиаспециалистами с присвоением им военного звания «младший сержант технической службы».
Настоящий порядок присвоения военных званий распространить на курсантов, выпускаемых из военно-авиационных и авиатехнических школ и училищ в декабре 1940 г.»[15]
А потом была война.
3.3. Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг.
В предчувствии войны в Школах были сокращены сроки обучения и была осуществлена передислокация некоторых Школ:
«ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
о подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году
№ 008
14 марта 1940 г.
Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940 г.:
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков — 12 месяцев.
Школы летнабов и авиатехников — 12 месяцев.
Школы авиамехаников — 8 месяцев.
Школа стрелков-радистов — 5 месяцев. «[18]
После 22 июня 1941 года, в связи с обстановкой на фронтах, осуществлялись массовые передислокации учебных частей ВВС.
В связи с необходимостью в специалистах организовывались новые Школы:
«. в феврале 1941 года, была организована 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. Школа готовила механиков по авиационным приборам и электромехаников для обслуживания приборного и электрического оборудования самолетов истребительной и бомбардировочной авиации.
Первым начальником школы был назначен генерал-майор авиации Соколов Иван Ефимович. В том же грозном 1941 году на смену ему пришел инженер-полковник Бирюков Павел Петрович, который руководил учебным заведением до 1949.
За четыре года войны школа дала фронту около семи тысяч авиационных специалистов, сотни из которых за проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками мужество и героизм, награждены орденами и медалями.» [22]
«Рождение Калининградского военного авиационно-технического училища связано с периодом Великой Отечественной войны. В августе 1944 года была сформирована школа младших авиационных специалистов истребительной авиации ПВО страны.»[23]
Поставки авиационной техники по ленд-лизу не могли остаться без авиаспециалистов.
«. По той причине, что количество постоянного американского персонала на полтавских базах решением советского правительства не должно было превышать 1270 человек, освоением техобслуживания авиатехники союзников пришлось заниматься советским людям. Для изучения американской техники в Троицкой (г.Троицк Челябинской области) военно-авиационной школе механиков по вооружению (бывшее 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище) было отобрано около 100 курсантов, которые уже прошли фронтовую стажировку и половину теоретического курса. Срочная целевая подготовка механиков и младших авиаспециалистов по всем основным направлениям велась и в других авиашколах ВВС, причем началась она еще до принятия решения руководителей СССР и США об организации баз. Из этих специалистов были сформированы специальные технические батальоны наземного обслуживания самолетов (ТБНОС), в основу работы которых был положен бригадный метод. В советских ВВС, где практиковался экипажный метод техобслуживания, такие части были созданы впервые.»[24]
«В Красноярском аэропорту базировалась эвакуированная сюда в начале войны Харьковская военная авиационная школа, готовившая младших авиаспециалистов. Как записано в отчете по эксплуатации аэродромов ВТКУ за 1944 год, Красноярский аэродром находится в эксплуатации совместно с ХВАШ. Имеется аэродромная рота — 60 бойцов, 10 бортовых машин, 14 тракторов.
Ремонтировали пригнанные «Бостоны» и «Аэрокобры», доводили, готовили к отправке на фронт. Красили самолеты и отправляли на фронт.
Истребители со снятыми крыльями везли по железной дороге, бомбардировщики и «Дугласы» летели своим ходом.»[25]
Вероятно, военные авиационные школы механиков (ВАШМ) в то время по существу готовили авиатехников, в отличии от ШМАС, где давали одну, но узкую специальность.
Вот воспоминания Костерина Леонида Михайловича, полковника в отставке, участника Великой Отечественной войны, авиамеханика, летчика:
«. В конце мая 1942 года обучение в аэроклубе было закончено, мы сдали экзамены. 6 июня нас отправили в Челябинское авиационное училище. Однако в училище нас не приняли, так как оно было полностью укомплектовано курсантами. Поэтому нас направили на учебу в школу авиамехаников, которая находилась в этом же городе (Челябинск). Такое решение командования для нас было совершенно непонятным, но пришлось подчиняться приказу и учиться на авиационного механика.
. За период моего нахождения на фронте я обеспечил более ста самолетовылетов. Сложность труда авиамеханика заключается не столько в работе, которую он выполняет лично, сколько в контроле за другими специалистами: механиками, электриками, прибористами, оружейниками, связистами, специалистами по спецоборудованию и другими. И это не случайно: ведь спрос за качество подготовки самолета прежде всего с авиамеханика. «[26]
3.4. Школы младших авиаспециалистов после 1945 г.
Объём очерка не позволяет рассказать о каждой из действующих в этот период Школ.
Общий список Школ младших авиационных специалистов составлен Владимиром Андреевым (администратором Форума ШМАС) и представлен в Приложении 1.
Этот список не претендует на истину в последней инстанции, но другого списка у нас нет.
На настоящий момент все Школы расформированы.
Младшие авиационные специалисты проходят подготовку непосредственно в лётных частях и на авиабазах.
3.5. Школы младших авиационных специалистов за рубежом.
Имеются скудные сведения о Школах, которые располагались на территории стран Варшавского Договора, в некоторых зарубежных странах, а также в бывших советских республиках.
Тем не менее, они были:
» В августе 1956 года меня призвали из Сысерти на службу в ряды Советской Армии. Попал в школу ШМАС (школа младших авиационных специалистов) в городе Челябинск. Учился на авиамеханика по обслуживанию реактивных двигателей самолетов МИГ 15 и МИГ-17. И вдруг, прервав обучение, в начале октября 1956 года, сформировав состав, нас на поезде отправили за границу. Привезли в город Веспрем, что находится в Венгрии, в 15 км от озера Балатон. Здесь был расположен наш аэродром истребительной авиации и школа ШМАС (в/ч 78424). «[31]
«. Я действительно жил в детстве в гарнизоне на территории ШМАС в городе Сольнок, Венгерская Народная Республика, ЮГВ. Но учиться в ней не довелось, отец там служил.»[32]
«Отец (в центре) принимает экзамен в 36-й военно-авиационной школе механиков спецслужб в Эльстале (Эльштале), Германия (1956).»[33]
«134я школа младших авиационных специалистов была сформирована 15го декабря 1962 года на базе 362ой отдельной вертолётной эскадрильи в городе Лунинец (Брестская область,БВО). В январе 1972 года школа сменила место дислокации, переехав в город Поставы (Витебская область). В декабре 1978 ШМАС в очередной раз сменил гарнизон, в этот раз на Сморгонь Гродненской области. Там она благополучно просуществовала до развала СССР, там же стала частью армии независимой Беларуси. Школа сменила немного название с 134й ШМАС на 134ю ШМС(а).
Директивой министра обороны Республики Беларусь учебка была переведена в город Щучин. Чуть позже учебка получила пополнение из расформированной 223й школы авиаспециалистов из Могилёва. Возглавил школу бывший командир 10 орап полковник Владимир Рябов, личность в городе легендарная.
Однако пробыв чуть более 10 лет школа покинула город Щучин получив приказ о очередной смене гарнизона. Сейчас она в составе Объединённого Учебного Центра под Борисовом.
Подготовка по специальностям :
-авиационное вооружение (АВ)
-авиационное оборудование (АО)
-радиоэлектронное оборудование (РЭО)
-самолёт и двигатель (СД)
-автомобильная компрессорная зарядная станция (АКЗС)
-автомобильный передвижной агрегат (АПА) «[35]
4. Специальности в ШМАС.
Список специальностей по которым проходило обучение в Школах после 1945 года достаточно обширен.
Приносим извинения за возможные неточности.
Вот те специальности (специалисты), которые удалось установить (ВУС в трактовке 70-х годов прошлого века):
-дешифровщик средств объективного контроля,
-механик по РЭО самолёта (радио-электронное оборудование),
-радиомеханик,
-механик РЭО ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть),
-механик-аэрофотограф,
-аэрофотограмметрист-дешифровщик,
-фотолаборант,
-механик СД (самолётный двигатель),
-механик АО (авиационное оборудование),
-механик РЛО (радио-локационное оборудование),
-механик РТАУ (радиотехническая аппаратура управления),
-механик РРНО (радиосвязное и радионавигационное оборудование),
-механик РСБН (радиолокационная система ближней навигации),
-механик АВ (авиационное вооружение),
-механик АВ и ДТО (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования),
-механики ПЭА (приборы электронной автоматики),
-командир ОУ (огневых установок),
-ВСР (воздушный стрелок-радист),
-механик ВД (вертолётный двигатель),
-специалист метеослужбы,
-механик метеоприборов,
-метеонаблюдатель,
-радиооператор,
-техник-метеоролог,
-механик ЗАС (засекречивающая аппаратура связи),
-заправщик изделия.
5. О службе и учёбе в Школе младших авиаспециалистов.
На Форуме ШМАС собраны воспоминания бывших курсантов о пребывании в их Школах.
Эти воспоминания отличаются друг от друга в деталях, связанных со спецификой географического положения, с численностью учебных рот, с принадлежностью Школ к родам войск.
В СССР существовали:
Школы младших авиаспециалистов Военно-Воздушных Сил;
Школы младших авиаспециалистов в войсках Противо-Воздушной Обороны.;
Школы младших авиаспециалистов Военно-Морского Флота.;
Школы авиамехаников спецслужб, связи, метео, ОБАТО и другие.
Следует заметить, что практически отсутствуют воспоминания о последних годах существования Школ авиаспециалистов.
Довольно подробно собраны воспоминания курсантов ВАШМ №5 (г. Вышний Волочёк).
5-я ШМАС была организована в 1943 г.
В 1998 году, решением Правительства России и Главкомата ВВС РФ, Вышневолоцкий Учебный Центр ВВС (бывшая 5-я ВАШМ) был расформирован.
Таким образом, 5-я ВАШМ прекратила свое более чем полувековое существование.
Это была самая крупная Школа ВВС в СССР.
В лучшие годы численность личного состава Школы достигала составляла 2-х тысяч человек.
В ВАШМ №5 было 15 учебных рот по 150 курсантов в каждой.
В начале 70-х годов прошлого века Школой командовал участник ВОВ полковник Мясоед.
Кроме него, в то время на разных должностях (в том числе командирами рот) ещё служили офицеры-фронтовики, которые знали цену настоящей выучке и к лишней сентиментальности склонности не имели.
Примерно таким был типовой pаспоpядок учебного дня (будни) Школы на летний учебный пеpиод:
Остались только воспоминания.
(Воспоминания приводятся в авторском изложении, без редакторской правки.)
Забытый всеми ШМАС в развалинах стоит,
Туда сейчас приходят люди очень редко.
В пыли там чей-то недописанный конспект лежит,
И стёкла в чёрных окнах выбиты камнями метко.
И ветер в наших классах выцветшие схемы шевелит,
И плесень по углам покрыла штукатурку.
И на зарядку взвод наш больше не бежит,
И роту некому построить на вечернюю прогулку.
Лишь в полночь грозный призрак старшины
Прошествует по коридору в мрак подвальный.
И звуком лишним не нарушив чуткой тишины
Замрёт у вечной тумбочки седой дневальный.
Приложение 1.
Общий список Школ младших авиационных специалистов.
Составлен администратором Форума ШМАС Владимиром Андреевым.
Используемые термины и сокращения:
В списке школ даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях: