Сивцев вражек что это такое
Москва изнутри Александр Архангельский о Сивцевом Вражке
Кирпичная часовня, бордель с писателями, мальчик на коняшке и другие мифы и достопримечательности Сивцева Вражка в рассказах автора «1962» и «Цены отсечения».
Сивцев Вражек
Александр Архангельский
Филолог, писатель, телеведущий
В Москве я люблю два района: Арбат и Чистые пруды. На Арбате все устроено немного по-деревенски: ты вышел из дома и отправился пешком куда надо; вопреки всем представлениям здесь в нерабочее время царит абсолютная тишина. Какая-то затрапезная атмосфера в этих местах, все кривое и аляповатое. И совершенно нет мрачности. Особенно я люблю гулять по этим переулкам зимой, когда все засыпает снегом.
Арбат и дом Рыбакова
Добросердечная инициатива Булата Окуджавы превратить Арбат в пешеходную зону фактически уничтожила эту улицу, потому что сюда люди приезжают только для того, чтобы бесцельно побродить. Здесь по определению не может быть хороших ресторанов, встречаются только забегаловки или очень средненькие места. Здесь шумно; я не завидую людям, у которых окна выходят на Арбат: тут сплошные пьянки, гулянки, волынки. Какая-то жизнь наблюдается, только если спрятаться в подворотне. Вот туда мы и направимся.
Это дом 51, строение 1, который сейчас знают по матрешкам, но здесь, за рекламой, спряталась памятная доска Анатолия Рыбакова — он тут жил. Действие «Детей Арбата» тоже происходит здесь, и, как я понимаю, одноименный сериал снимался в этой подворотне.
Доходные дома
Здесь вообще везде кто-нибудь из великих да жил. В одном из корпусов дома 51 в свой последний приезд в Москву останавливался Блок. И, как ядовито пошутил один из крупнейших его исследователей, здесь же он, вероятно, в последний раз в жизни предавался плотским утехам.
Это типичный район доходных домов, какие строили в начале XX века. Многих из них уже нет — и это мы тоже увидим. В недавно появившемся неподалеку здании должен был находиться Центр Булата Окуджавы. По крайней мере, пока его строили, так писали на плакатах. Я думаю, что сейчас там есть какая-нибудь комнатка, отведенная под центр, а на самом деле это обычное элитное жилье, которое, как это чаще всего с элитным жильем случается, пустует. Я за несколько лет лишь раза два или три видел, чтобы кто-нибудь въезжал в подземный гараж, вечером окна не горят.
Останки усадьбы Лопатиных
На этом месте, когда земля перешла Поповичу и Леонову, в конце 1990-х планировали построить Центр космонавтики. Они долго не могли найти инвесторов, а когда нашли, инвестор быстро и аккуратно их отсюда выдавил. Получившиеся в ходе этих операций руины — это все, что осталось от усадьбы Лопатиных начала XX века. Инвестор, который в 2005–2006 годах получил права на эту землю, с тех пор ежегодно их продлевает. Каким-то образом ухитрился провести субботник так, что рухнула кладка. Вообще, скандальное место — соседний дом очень долго пытались расселить: во дворе загорались автомобили, жильца избили бейсбольными битами до полусмерти. На инвестора открыто уголовное дело, а он ничего — борется за продление инвест-контракта. А разбирать эту кучу по закону нельзя — так и лежит. Вы бы видели проект того, что собирались здесь построить: восемь этажей, монумент провинциального постмодернизма. Эта стройка отражает то, как живет история в районе: плохо.
Цекашные дома
Вдоль всего Плотникова и Денежного переулков стоят цекашные дома, которые в этом районе выглядят как заколоченные гвозди, но образуют свой, советский Арбат. Одним из первых построили этот отель, он когда-то был маленькой гостиницей ЦК КПСС — кажется, под вывеской «Октябрьская». Теперь называется «Арбат», но ни снаружи, ни внутри почти не изменился.
Не знаю, работает он сейчас или нет, но раньше во дворике гостиницы был настоящий советский ресторан с шашлыками, подмигивающим официантом (который говорил, что такое-то блюдо сегодня брать он не советует) и прочими ужимками советского времени.
«Публичный дом»
По легенде, которая не находит никакого документального подтверждения, здесь раньше был публичный дом. И его процветающие сотрудницы из любви к русской литературе заказали многофигурные барельефы с изображениями обнимающихся классиков. Сто процентов из ста, что никакого публичного дома на этом месте не было, но почему появилась эта многофигурная композиция, я на самом деле не знаю — и сколько ни искал, так и не нашел. Думаю, что это просто постмодернистский выверт. И скоро это все исчезнет — барельефы потихоньку опадают, и, более того, им в этом помогают. И все-таки большая загадка: отчего, кто изобразил целующихся и лапающих друг друга Толстого, Гоголя и других писателей в виде сатиров? Других аналогов такого уровня хулиганства в московской архитектуре нет. Наверняка это как-то освещалось в прессе того времени, и надо поднимать подшивку, но ехать в Химки в Ленинку, к сожалению, совершенно нет времени.
Поликлиника №1
Это купол поликлиники главного управления, которая символизирует присутствие могучего и давящего сталинского времени на Арбате. На ее месте были две усадьбы: Толстого-Американца — знаменитого авантюриста, скандалиста и шулера, и Танеевых — часть их усадьбы сохранилась в виде одного дома.
Музей Герцена
Особняк спасает то, что в нем существует Музей Герцена. Живет бедно. Потому что как-то кто-то из постсоветских начальников сказал про культуру: «Она как свинья: шерсти дает мало, а визга много». Поэтому закрыть музей невозможно, но и финансировать его особо не хотят. Но там происходит жизнь, какие-то бесконечные вечера и встречи, и я регулярно вижу афиши на входе.
Конструктивистский дом
В районе Арбата много конструктивизма. К сожалению, с домами этого времени беда: в середине 1920-х годов кончилась лиственница, из которой строили до революции, и в ход пошли новые материалы. И как ты ни спасай конструктивистские дома, от них, скорее всего, ничего не останется — они сделаны из тех материалов, которые были под рукой, практически из отбросов. А это все-таки великая архитектурная эпоха.
В этом доме жил Матусовский, придумавший песню «Подмосковные вечера», в которой есть строчка «Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера». Про нее есть такая легенда: песню Матусовский сочинил, когда достраивал свою дачу в Подмосковье, в которую вложил много денег и сил. Эта история пошла из рассказа Маргариты Алигер, хотя на самом деле — все вранье, потому что сначала он написал песню «Ленинградские вечера», которые потом превратились в московские, а еще позже — в подмосковные.
Кирпичная часовня
Еще один документ эпохи. Вокруг цекашного дома — стена из кирпича. По цвету кирпича мы легко можем определить время постройки. Мутно-желтый — значит, семидесятые. А сырой (какой достали), неформатный, красный кирпич — это 90-е. Из этого же кирпича в 1995 году построили часовню, ведь это тоже было странное время, когда всем хотелось сделать что-то хорошее, и это хорошее выполнить в несоветских формах. И кто-то решил построить во дворе дома часовню, хотя уж где-где, а на Арбате недостатка в церквях нет. Я в Москве такого больше нигде не видел — и ни разу не видел, чтобы здесь служили, хотя есть лампадка, освящение и цветочки. Такой придомовой храм.
Сад скульптур Бурганова
Совершенно фантастическая вещь — полквартала отданы под творчество скульптора Бурганова. В Москве есть особо избранные художники, которым при жизни ставят памятники, — Бурганову же дали целый сад под его монументы: тут и огромная рука, и мальчик на коняшке, и другие интересные скульптуры.
Памятник Шолохову
Самый жуткий памятник новейшего времени — памятник Шолохову на Гоголевском бульваре. Почему лошади? Почему Шолохов сидит в опрокинутой лодке? Почему эта опрокинутая лодка плывет в бездну? Что это за река — Дон? Тогда почему она здесь: Москва впадает в Дон — или Дон в Москву? Не понимаю. В общем, торжество абсурда.
Обыденская церковь
Здесь начинается самое прекрасное, на мой взгляд, московское место, с которого начались мои отношения с этим районом. В юности я приезжал сюда в Обыденский храм и бывал на Кропоткинской практически каждое воскресенье. К сожалению, район Обыденки сейчас тоже испорчен — все поделено на пятачки и застроено. Не могу сказать, что эти дома плохие, они интересные с архитектурной точки зрения, но совсем не московские. Раньше после подъема к церкви глазу открывался огромный спад вниз с убегающими в разные стороны улицами и домами. Да, подчас было грязновато и заброшенно (и это очень плохо), но был простор и кипела жизнь. А район не может жить без людей, как сейчас, и Остоженка тихо вымирает. Зачем очень богатые люди покупают здесь квартиры, которые потом пустуют, я не понимаю; можно устроить из этих денег костер — всяко веселей будет.
Так вышло, что храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал в 80-е годы интеллигентским местом. Не то чтобы сюда специально к кому-то ездили, просто сложилась прекрасная атмосфера. Здесь служили удивительные люди. Есть совершенно фантастическая история про крупнейшего геолога Глеба Каледу, который курировал большие геологические разработки в СССР. В 1990 году выяснилось, что Каледа в 1972 году был рукоположен в священники и параллельно со своей работой служил в Обыденке и у себя, в кабинете без окон.
А за свечным ящичком сидела тетенька, про которую мало кто знал что-либо. А потом все узнали, что она мало того что внучка митрополита Серафима Чичагова, так еще и доктор технических наук. Когда началась перестройка, она стала первой настоятельницей Новодевичьего монастыря; звали ее Серафима Черная.
Переулок Сивцев Вражек в Москве
Переулок Сивцев Вражек расположен в Центральном округе столичного района «Хамовники». Начинается от Гоголевского бульвара и продолжается до примыкания к Денежному переулку. По пути пересекает Большой Афанасьевский, Староконюшенный и Плотников переулки. К нему примыкают Нащокинский, Филипповский, Калошин, а также Большой и Малый Власьевский переулки.
Протяженность – порядка 860 метров.
Ближайшие станции метрополитена – Смоленская и Кропоткинская.
Происхождение название переулка Сивцев Вражек и его история
Свое название переулок Сивцев Вражек получил от небольшого, но достаточно бурного ручья Сивец (Сивка), который впадал в ручей Черторый, протекавший вдоль защитных укреплений Белого города. Такое необычное название связывают с цветом воды, бывшей преимущественно серого цвета.
В начале девятнадцатого столетия речушка Сивка, как и Черторый, была заключена в подземную трубу.
На своем историческом пути переулок не единожды менял название. Он был то Протасьевским, то Троицким, но уже с первой декады XIX века на планах Москвы он представлен как Сивцов переулок, затем Вражский и, наконец, Сивцев Вражек.
В настоящее время в переулке находятся порядка 40 домов.
История переулка достаточно богата и связана с именами таких известных личностей, как композитор Сергей Васильевич Рахманинов, поэтесса Марина Ивановна Цветаева, поэт Максимилиан Александрович Волошин, писательница Евдокия Петровна Ростопчина, Александр Иванович Герцен, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, писатель Михаил Александрович Шолохов, художник Михаил Васильевич Нестеров, академик Александр Александрович Богомолец, ученый-микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева, композитор Николай Яковлевич Мясковский.
Архитектурный облик переулка Сивцев Вражек складывался благодаря архитекторам Ивану Гавриловичу Кондратенко, Николаю Александровичу Ладовскому, Ивану Андреевичу Герману, Георгию Константиновичу Олтаржевскому, Дмитрию Николаевичу Чичагову, Роману Ивановичу Клейну и другим.
Дома в переулке Сивцев Вражек и его достопримечательности:
— Доходный дом, где жила Цветаева
— Дом семьи Александра Герцена
— Доходный дом Шаблыкиной
— Доходный дом Никифорова
— Особняк Вердеевского-Алексеевой
— Доходный дом Петровской
О Москве нескучно
История переулка около Арбата с очень странным названием Сивцев Вражек
Во второй половине 16 столетия основное население местности составляли опричники Ивана Грозного. Но уже в следующем веке их поселения заняли работники дворцовых слобод. Многие из них располагались в районе соседних переулков. Например, Иконная у Филипповского, Старая Конюшенная у Афанасьевского, а Плотничья на современном Плотниковом переулке.
Полностью овраг засыпали только в 18 веке. Река Сивка (в некоторых источниках ручей называют именно так) протекала по южной стороне улицы. Лишь в следующем столетии её заключили в трубу. Когда это произошло точно, сказать трудно. Некоторые авторы утверждают, что Сивец перестал существовать в начале 19 века. Но в то же время, один из идеологов анархизма Пётр Кропоткин делился своими воспоминаниями о ручье. Хотя родился он в лишь 1842 году. Кропоткин описывал водную артерию, как очень бурную. Весной, когда таял снег, Сивец часто переполнялся. Это приводило к подтоплениям.
Окончательно Сивцев Вражек оформился после того, как перестали существовать овраг и ручей. Хотя дома знатных людей появлялись здесь ещё в 18 веке. Но это всё было больше похоже на набережную, чем на улицу. Интересно, что изначально дорога не имела единого названия, а её части именовали по-разному. Всего было три переулка: Протасьевский, Подьяческий и Троицкий. Обозначение Сивцев Вражек стало появляться на картах Москвы лишь во второй половине 19 столетия.
Дом №34 какое-то время принадлежал Льву Толстому. Он даже упомянул это здание в своём романе «Война и мир». В доме №19 жила с мужем поэтесса Марина Цветаева в начале 1910-х годов.
В 1930-х на углу со Староконюшенным переулком вместо здания, где в конце 19 века жил композитор Сергей Рахманинов, появилось сооружение, напоминающее по форме букву «Ж»с высоты. Его построили по проекту архитектора Д.С. Лебедева. По иронии судьбы, одним из самых известных его жителей также стал человек, связанный с музыкой. Это был поэт Михаил Матусовский, автор текстов песен «Подмосковные вечера» и «Огни Москвы».
С годами советских домов в переулке становилось всё больше. А жили в них чаще высокопоставленные люди. Например, в зданиях, построенных в 1970-х гг., квартиры получали генералы и маршалы Советского Союза. Здесь же, в доме №9 последние годы жизни провёл известный скульптор Евгений Вучетич (автор монумента «Родина-Мать зовёт»).
Узко и неуютно
Современный переулок Сивцев Вражек не кажется уютным. Из-за большого количества советской застройки, #архитектура изменилась. Ансамбль местности нарушился. Старые дома 19 века и доходные постройки начала 20 столетия соседствуют с типовыми зданиями брежневской эпохи и конструктивизмом начала 1930-х годов.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Сивцев Вражек
Переулок Сивцев Вражек.
Москва.
Си́вцев Вра́жек переулок между Гоголевским бульваром и Денежным переулком. Название (XVII в.) от овражка, по которому протекала р. Сивка. Как и другие переулки этой части города, Сивцев Вражек был застроен после пожара 1812; от застройки той поры сохранились: д. 24 Т.Н. Вердеревского (1822, фасад 1875, архитектор Д.Н. Чичагов; в 183132 в этом доме жили Тургеневы); д. 25/9 Е.П. Ростопчиной, затем И.А. Яковлева, у которого жил его сын А.И. Герцен, впоследствии в доме размещалась женская гимназия В.В. Ломоносовой; д. 27 П. и А. Тучковых, также купленный Яковлевым, в 184346 здесь жил А.И. Герцен (ныне Государственный литературный музей А.И. Герцена; мемориальная доска из чёрного гранита с портретом писателя, 1957, скульптор П.В. Данилов); д. 30 С.Т. Аксакова (1822, на фундаменте палат И. Батурина, конец XVIII в.; на фасаде мемориальная доска с барельефным портретом писателя, 1959, скульпторы М.Т. Климушина, В.М. Шишков, архитектор И.Н. Андрианов); д. 34 Е.А. Ивановой, в 18501851 в нём жил Л.Н. Толстой; д. 38 (перестроен; в доме в разное время жили историк Д.Н. Бантыш-Каменский, физик Н.А. Умов, филолог Д.Н. Ушаков, пианист К.Н. Игумнов). Из особняков второй половины XIX в. сохранился д. 3/18 Шервуд-Верной (1898, архитектор И.С. Кузнецов). Облик переулка с несомасштабной его ширине застройкой в основном определяют здания советского периода и отчасти громоздкие доходные дома конца XIX начала XX вв.: д. 4 кооператива «Научные работники» (192830, архитектор А.В. Самойлов; памятные доски в честь академика А.А. Богомольца и композитора Н.Я. Мясковского); д. 9 (1972, доска из чёрного гранита с барельефным портретом Е.В. Вучетича, 1977, скульптор В.Е. Матросова и архитектор В.А. Климова); д. 7 (193337, архитекторы В.А. Симков, С.В. Князев); д. 8 дом причта церкви Святых Кирилла и Афанасия (1914, архитектор Холмогоров); д. 14 богадельня (1910, архитектор А.Ф. Мейснер, перестройка 1930-х гг., архитектор И.О. Гохблит); д. 15 (1920-е гг., архитектор Д.С. Лебедев); д. 19 (1911, архитектор Н.И. Жерихов; в этом доме жила М.И. Цветаева); д. 2628 (1937 1950, архитекторы Н.В. Гофман-Пылаев, А.П. Голубев); д. 29 дом начсостава Наркомата морфлота (192930, архитектор П.А. Голосов); д. 33 и 37 (1963; в д. 33 жил М.А. Шолохов); д. 35 (1913); д. 41 мужская гимназия З.И. Шамониной (левая часть) (1884, архитектор К.И. Андреев, перестройка 193637, архитектор Н.И. Транквиллицкий); д. 43 (190607, архитектор В.К. Олтаржевский; в 1962 на доме открыта доска серого гранита в виде палитры с барельефным портретом М.В. Нестерова работы скульптора В.М. Кураева и архитектора Л.П. Шатиловой); д. 44 (1911, надстройка 1940).
Полезное
Смотреть что такое «Сивцев Вражек» в других словарях:
Сивцев Вражек — … Википедия
Сивцев Вражек — С ивцев Вр ажек, С ивцева Вр ажка (переулок) … Русский орфографический словарь
Сивцев Вражек — (переулок в Москве) … Орфографический словарь русского языка
Переулок Сивцев Вражек — Сивцев Вражек Москва … Википедия
Осоргин, Михаил Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Осоргин. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ильин. Осоргин, Михаил Андреевич … Википедия
Денежный переулок — Москва … Википедия
Плотников переулок — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ ЦА … Википедия
Щипок, Жужа, Сивцев Вражек. Москвичам объяснили происхождение необычных названий улиц
Оказалось, что многие из них напоминают нам о реках и ручьях.
Фото © ТАСС / Михаил Метцель
Названия многих московских улиц вызывают вопросы даже у местных жителей. Об их происхождении рассказал старший научный сотрудник отдела образовательных программ Музея Москвы Денис Ромодин.
Специалист отметил, что многие улицы столицы получили своё имя в честь рек и ручьёв. Так, название улицы Жужи, которая находится в парке музея-заповедника «Коломенское», происходит от небольшой речки. По одной из версий, оно было образовано от слов «лужа» или «жижа».
Ленивка и Волхонка в Хамовниках получили названия благодаря притокам Москвы-реки, а Пруд-Ключики в районе Лефортово напоминает нам о водоёме в верховьях реки Нищенки, который некогда славился ключевой водой. Переулок Сивцев Вражек, который у некоторых ассоциируется со словом «овраг», на самом деле тоже имеет отношение к воде: в XII веке на его территории текла маленькая река Сивка, или Сивец, которую позже заключили в коллектор.
Ромодин отметил, что улицы Щипок и Зацепу связывает общая история происхождения, однако документального подтверждения у неё нет. Принято считать, что раньше там находился вал, который называли цепью или зацепой. В этом месте досматривали возы, въезжающие в город, а инструмент, который использовался для досмотра, имел название «щупок», или «щуп».
Проезд Соломенной Сторожки в Тимирязевском районе носит своё имя с XIX века. Эксперт рассказал, что раньше эти земли входили во владения Петровской земледельческой и лесной академии, а на их окраине находился сторожевой дом с утеплителем из прессованной соломы. Позже здесь начали появляться дачи, однако название Соломенная Сторожка сохранилось.
Ромодин обратил внимание и на историю улицы Кирпичные Выемки в Южном Чертанове. Оказалось, что раньше недалеко находился кирпичный завод А.П. Верховского, который работал с 1900-х годов. Недалеко от предприятия добывали (вынимали) глину для будущих изделий.