Святая кетеван в чем помогает
Чем опасна вакцинация от коронавируса
Что известно о COVID-19?
Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.
При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.
Как действует вакцина?
Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:
У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.
Опасна ли вакцинация?
Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.
Чем опасна вакцинация от коронавируса:
Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.
Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:
При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.
Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.
Как уменьшить негативные проявления?
Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:
При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.
После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.
Когда будет массовая вакцинация?
Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.
КЕТЕВАНА КАХЕТИНСКАЯ
Великомученица Кетеван, царица Кахетии |
Кетевана Кахетинская (+1624), царица Кахетии, великомученица.
После недолговременного супружества с царём Давидом I Кахетинским (также из рода Багратионов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевана, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I.
В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания.
В заложниках у шаха был также младший брат ее мужа, Константин, прозванный Окаянным. Он принял ислам и в 1605 году по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, нечестивец попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.
Вмц. Кетеван, царица Кахетинская. Грузинская фреска |
Но шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза и принуждал кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевана «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну».
Несмотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце 1615 года отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего своего сына Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Напрасно предупреждала Кетевана своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона.
Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкою их, царицей Кетеваной, томились в темнице в Ширазе. Оба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытания, скончался. С христианскою покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.
Истязания же Кетевани продолжались. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.
Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы.
Ночью христиане тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к своему ужасу, не нашли ее останков. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху очень крупную сумму денег и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени.
Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с патриархом Захарией (+ 1634), со всем духовенством карталинским и кахетинским, со всеми вельможами и народом и с великим торжеством, псалмопением и курением фимиама встретил свою мать, царицу-великомученицу. Всеобщая радость была неописуема, некоторые плакали. Честные мощи были торжественно положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии.
Оставшиеся мощи латинские монахи тайно отправили в Рим в богатой раке и положили в усыпальнице святого апостола Петра, где они и почивают до сего дня. Часть мощей, в частности, кисти рук, была перенесена в Индию, в Гоа, где положили в каменном саркофаге в нише городской церкви. В 2006 они были обретены во время археологических раскопок [1]
Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская
Аудио
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)
Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии [2] Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.
В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован. Его сосед, картлийский царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях – их объединяла крепкая вера во Христа.
Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.
Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.
По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и отдали ее главу Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Ее «Мученичество» было написано св. Космой Мравалмтским.
[4] Церковь чтит его святую память 21 июня. Вместе с ним поминается св. царь Арчил II (668–718), также претерпевший мученичество ради сохранения христианской веры своего народа.
26сентября-память вмц. Кетеван, царицы Кахетинской
XVII век в Грузии был кризисным периодом, когда трагичные и запутанные события происходили одно за другим. Страна была раздроблена на несколько политических единиц, которые, хоть и не враждовали между собой, но своей разъединенностью существенно ослабляли и военный, и общественно-культурный потенциал Иверии. Главную опасность на тот момент представляла Турция, которая надеялась удержать власть над Грузией.
Угроза от османов была настолько велика, что грузинские цари даже делали попытки подружиться с Ираном, но вместо этого приходилось балансировать между турками и персами. Последние время от времени совершали опустошающие набеги на Грузию, захватывая в плен местное население и пытались максимально распространить ислам в практически полностью православной стране. На фоне этих событий и разворачивалась драматическая история святой великомученицы царицы Кетеван, которую впоследствии назовут ангелом-хранителем Грузии.
Княжна Кетеван происходила из царского рода Багратиони и была правнучкой царя Константина Карталинского. Благочестивые родители наставляли свое чадо в добродетели и нравственной христианской жизни. Красивая, умная и верующая девушка в юном возрасте вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II, и родила ему наследника – Теймураза.
Царская чета воспитывала малыша в благочестии и строгости, готовя сына к восхождению на престол. Горцы безмерно уважали своих правителей – Давид был справедлив и рассудителен, а Кетеван все свое время посвящала заботе о Церкви, занималась построением храмов, приютов и больниц, была милостива к нищим, врачевала больных и в приключившихся бедах была скорой помощницей.
Беда пришла откуда не ждали – в 1601 году царь Давид внезапно умер. Кетеван осталась вдовой, а Теймураза отправили на обучение к персидскому двору. После погребения мужа царица стала вести аскетическую и закрытую жизнь, оплакивая утрату и посвящая всю себя государственным делам. Ей удалось усмирить знать, привести в порядок дела Кахетинского царства, обеспечить благосостояние Церкви и возвратить ей утраченный мир, которого не было при предыдущих правителях.
Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху мать свою с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетеван «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа.
Опытная царица отвечала своему сыну:
— Ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну…
Народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание. Царица Кетеван знала, что едет в логово тигра, откуда не будет возврата. И в конце 1615-го года Царица отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра, чтобы убедить шаха пощадить Грузию.
Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего сына своего Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду… Напрасно предупреждала Кетеван своего сына не исполнять этого требование шаха. Вынужденный народом, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона. Он вскоре убедился, что предупреждения ему со стороны матери были не напрасны и что никакими жертвами не отвратить ему бедствий, которые готовились со стороны Аббаса. Вскоре и обрушились на Кахети все эти бедствия.
Царице Кетеван шах предложил принять ислам и стать его соправительницей и женой. Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение, а Аббас с огромным войском пошел на Кахетию и вновь залил ее кровью.
Между тем, сыновья Теймураза Леон и Александр вместе с бабушкой их, царицею Кетеван, томились в это время в темнице в Ширазе, но через несколько лет их забрали во дворец шаха Аббаса. Там юношей постигла жестокая участь: обоих сыновей Теймураза оскопили, от чего старший умер в тяжелых мучениях, а младший сошел с ума от болевого шока.
«Радуйся, сладкоименитая Кетеван, великая заступнице и скорая помощнице!»
Тропарь великомученице Кетеван, царице Кахетинской, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Кетеван, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетеван взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак великомученице Кетеван, царице Кахетинской, глас 2:
Храм твой всечестный яко цельбудушевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти, дево мученице Кетеван, великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетеван, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»
Величание:
Величаем тя, страстотерпице Христова Кетеван, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
Молитва святой великомученице царице Кахетинской Кетеван
О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетеван! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима!
Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие:
Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего!
Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная!
Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев!
Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский!
Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение!
Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение!
Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств!
Радуйся, сладкоименитая Кетеван, великая заступнице и скорая помощнице!
Святая великомученице Кетеван, моли Бога о нас.
Православная Жизнь
Об одной из самых почитаемых грузинских святых.
Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II.
У них родились сыновья Теймураз, Вахтанг и дочь Елена.
Будущая святая жила в то время, когда Грузия была поделена между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587–1629). Это один из наиболее тяжелых периодов в истории Грузии. Грузинские цари много раз пытались освободиться от протектората этих стран и избежать угрозы исламизации, Грузия стремилась наладить отношения с единоверной Россией и с христианской Европой. Но ничего реального из этого не выходило.
Поэтому даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие – в Турции. Естественно, и интересы у них были разные, часто шедшие вразрез с интересами родины.
Царствование Давида было недолгим. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования. После смерти мужа царица Кетеван сама правила царством. Много сил уделяла на построение храмов, приютов и странноприимных домов.
Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял ислам и по указке шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеван. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Преданный Аббасу I Константин стремился превратить Кахети в часть Ирана. Кроме того, опираясь на мусульманский обычай, согласно которому он должен был взять в жены вдову брата, Константин потребовал от Кетеван, чтобы она вышла за него замуж. Возмущенная царица отказалась: она созвала совет кахетинских дворян, недовольных правлением Константина I, и просила не допустить беззакония, напомнив, что нечестивый отце- и братоубийца был намерен истребить весь царствующий дом Кахети. Дворяне поклялись ей в верности: «Кроме тебя, никогда никому другому не подчинимся». Было собрано войско против предателя, и в сражении Константина убили. Благодаря мудрому правлению царицы Кетеван в Кахетии водворились мир и справедливость. Шах Аббас I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован.
В 1614 году Шах Аббас, недовольный условиями Стамбульского турецко-персидского договора 1612 г., решил завоевать Восточную Грузию, упразднить царства Картли и Кахети, сделав эти территории частью Ирана, депортировать грузин и заселить их территории своим населением. Его армия двинулась вглубь страны, все разрушая на своем пути. Теймураз бежал к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать его персам.
Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Теймураз I по настоянию вельмож решил послать к шаху свою мать и своего младшего сына Александра, т. к. кахетинцы надеялись, что Кетеван сможет умилостивить шаха и спасти страну. Она же сочла это решение неудачным и сказала Теймуразу I: «Тебе известно, сколько раз я избавляла от беды Кахети и не щадила себя для страны. Бесполезно ехать к шаху, ибо никакие мои просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей нашей страны». Но потом подчинилась воле царя и народа и отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. В 1614 г. Аббас I велел взять Кетеван и царевичей под стражу, царицу разлучили с внуками и отправили в Шираз, где более 10 лет Кетеван провела в заточении. В том же году шах разорил Кахетию. Страна потеряла большую часть населения (более 100 тысяч человек были убиты на поле боя, около 200 тыс. пленными уведены в Иран), города были сожжены, сельское хозяйство полностью уничтожено.
Теймураз I искал союзников для борьбы против Ирана. Он отправил несколько посольств в Россию, которая положительно восприняла восстановление отношений и вела переговоры с персидской стороной, пытаясь убедить Аббаса I, чтобы он «на Иверскую землю не наступал и не воевал и Теймураза мать, царицу его, ему отдал». В 1618 г. Теймураз I принимал участие в турецко-персидской войне, во главе отряда вторгся в Иран, пытаясь освободить Кетеван, но османы не смогли воспользоваться преимуществом и заключили перемирие. В 1620 г., разгневанный сопротивлением грузинского царя, Аббас I велел оскопить царевичей: старший, Александр, сошел с ума, Леван скончался.
Португальские миссионеры, проповедовавшие в Ширазе, пошли на сближение с царицей Кетеван, надеясь с ее помощью приступить к миссионерской деятельности в Грузии. Монах-доминиканец Амброзиу душ Анжуш навещал пленную царицу, беседовал с ней и оставил много сведений о последних годах жизни царицы. Так, душ Анжуш и армянский историк Аракел Даврижеци писали, что она, находясь в заточении в Ширазе, строго постилась, изнуряла себя бдением, редко покидала жилище, спала на жесткой постели, делилась с бедными всем, что у нее было. Она поклялась, что в случае возвращения на родину примет монашество, но этому не суждено было сбыться. На службе у шаха находилось много пленных грузин, матери и жены которых оставались христианками. Кетеван ходила в гарем шаха, где они жили, и укрепляла их в вере. Когда Аббас I спросил, почему грузины не принимают ислам, они ответили ему: «Когда мы говорим своим матерям, чтоб они приняли мусульманство, те отвечают: «Мать Теймураза – христианка, почему же мы должны принять мусульманство?». Поэтому для шаха было очень важно, чтобы царица на глазах у всех отреклась от Христа. Он обещал сделать Кетеван царицей Ирана, предлагал сокровища. Соотечественники просили ее принять ислам для видимости, однако она осталась тверда в своей вере.
Тогда шах приказал оскопить внуков царицы, отчего старший умер, а младший сошел с ума.
Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.
По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Мощи святой царицы Кетеван были перенесены в Рим, в собор святого апостола Петра, монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии, где она почитается до наших дней. Католикос-патриарх Захария (1613–1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября.
Мученический подвиг великомученицы Кетеван произвел сильное впечатление на грузин. 25 марта 1625 г. произошло одно из самых значительных событий в грузинской истории: грузинские войска с именем царицы Кетеван на устах разгромили на Марткопском поле 30-тысячное войско Аббаса I и за несколько дней полностью освободили от персов Картли и Кахети. Теймураз I также связывал победу в Марткопской битве с подвигом Кетеван. Он писал, что «на седьмом месяце от мученичества (Кетеван. – Прим. авт.) случилось великое чудо: в марте, после одиннадцатилетнего горького ига, была освобождена Грузия, и осталась страна христианской, уделом Господа нашего и Животворящего Столпа».
В 1656 г. Теймураз I послал частицу мощей Кетеван российскому царю Алексею Михайловичу, сопроводив дар письмом: «Да послал я тебе часть мощей матери моей от ноги великого перста, что мучил ее шах Аббас, тому 40 лет сентября в 13 день». Некоторые исследователи идентифицируют эти фрагменты мощей как те, что хранятся в серебряном ковчежце (фрагмент ноги), обрамленном золотом и украшенном 15 изображениями и драгоценными камнями в музее Сергиева Посада. В 1870 г. из Санкт-Петербурга в Мцхету была передана дароносица с мощами Кетеван. На крышке ковчежца помещена икона Кетеван.
В 2003 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Троице-Сергиевой Лавре была написана икона Кетеван, в которую была вложена частица мощей святой из Троице-Сергиевой Лавры. В 2004 г. икона была подарена Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II.
В 2006 г., во время раскопок обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа под руковдоством индийского археолога Н. Тахера, были обнаружены фрагменты мощей Кетеван. Они были возвращены в Грузию. Анализ ДНК и другие исследования подтвердили принадлежность мощей святой. В церкви во имя великомученицы в Авчале (Тбилиси) в аналойной иконе Кетеван покоятся части мощей святой, хранится фрагмент каменной раки, в которой мощи находились в обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа, а также Иверская икона Божией Матери, принадлежавшая Кетеван и бывшая с ней во время пленения в Ширазе.
Имя Кетеван – одно из популярных женских имен в Грузии. Так народ выражает свою любовь и память царице великомученице.
Мало кто знает, что относительно недавно в Грузию привезли святыню – икону Божьей Матери, перед которой в последние минуты жизни молилась святая царица Кетеван. Привезли ее Ольга Харшиладзе и Нана Миротадзе. Сейчас эта икона находится в Авчальской церкви св. вмч. Кетеван.
Ольга Харшиладзе рассказывает: «Мы с дочерью были в Англии, когда из Франции нам сообщили, что в одной французской семье находится эта икона. Хозяйку зовут Барбара. Она показала нам эту икону и спрашивала, не знаем ли мы ее историю. Так как после молитвы перед этим образом она, несмотря на многолетнюю инвалидность, родила ребенка. Барбара знала только, что получила эту икону от своей бабушки, а та в свою очередь от одной австралийской семьи. Реставратор подтвердил грузинское происхождение иконы, ее историческую ценность и принадлежность царице. После этого икону перевезли в Грузию. О. Георгий (Размадзе) приехал во Францию. Встретился с семьей Барбары. Во время реставрации произошло чудо. В семье реставратора после семилетнего бесплодия родился ребенок».
Так святыня спустя 300 лет снова вернулась в Грузию.