в арендованной квартире прорвало трубу кто виноват
За потоп ответит управдом
А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.
Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.
В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».
Возмещение убытков от порыва шланга горячей воды в арендованной квартире
Добрый день! Снимаем квартиру. В одну ‘прекрасную’ ночь разорвало посередине шланг гибкой подводки горячей воды.
Мы всей семьей спали и узнали о случившемся лишь тогда, когда пришли соседи. Конечно, моментально начали собирать воду.
Приехала хозяйка квартиры, сантехник ей сказал, что данному шлангу более 15 лет (мы снимаем квартиру 2,5 года), а также сказал, что срок службы данного шланга не более 5 лет.
Сейчас сосед снизу требует от неё возмещение ущерба, также он грозит, что приведет в квартиру ‘службы’, чтобы они зафиксировали, что все трубы здесь старые, проводка старая и, в дальнейшем, обязать хозяйку сделать капитальный ремонт чтобы обезопасить своё имущество, так как у этого соседа дорогой ремонт. Мне проблем с органами никаких не надо, так как со мной живут несовершеннолетние дети.
3 дня меня пилит хозяйка и сосед.
Она сказала, что я должна была поменять этот шланг, пока его не прорвало. На мой ответ, что мой взгляд не рентген и я не могла видеть и знать, что этому шлангу уже 15 лет, а соответственно я и понятия не имела, что его 10 лет назад надо было менять, он не капал и поэтому я его и не меняла.
Она меня не слышит и продолжает обвинять, что шланг порвался из-за того, что я его вовремя не поменяла. Пыталась добавить, что я к шлангу подключила посудомойку и стиралку, но, я ей ответила, что они подключены на холодную воду, а не на горячую, который порвался.
Кто в данной ситуации должен оплачивать ремонт? Какими статьями закона подкрепляется правота одной из сторон?
У меня на руках есть договор, который мы заключали перед выездом в данную квартиру. Срок договора давно истек. Не знаю, актуален он ещё или нет, но прикрепляю фото договора.
Прорвало батарею. Как понять, кто виноват и есть ли возможность переложить вину на ТСЖ?
Даже если своевременно проверять состояние всех труб в квартире, аккуратно обращаться с техникой и перед уходом перекрывать запорные краны, спастись от протечки труб и потопа, к сожалению, не удастся. Подобные казусы не редкость для многоквартирных домов. Причин таких проблем может быть масса, начиная от простой небрежности самих жильцов, заканчивая серьезной поломкой в общедомовой системе отопления.
Чтобы выйти из этой проблемы с минимальными финансовыми потерями, необходимо знать, как действовать и кто понесет ответственность.
О чем у нас говорит закон?
Для начала необходимо понимать, является ли батарея общедомовым имуществом. Так, согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 за номером 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Проще говоря, из этого следует, что вся ответственность лежит на управляющей компании. Но не все так просто, здесь есть подвох и заключается он вот в чем. Похожее дело рассматривалось Верховным судом еще в далеком 2009 году. И по мнению ВС РФ, сами приборы отопления индивидуализированы, то есть обслуживают только одно какое-нибудь помещение, например, одну квартиру и, соответственно, они не могут относиться к общедомовому имуществу. А это значительно усугубляет и без того сложный вопрос с прорывом батареи.
Понять, кто виноват в таком деле бывает, на самом деле, очень и очень трудно. И, как правило, суды встают как на сторону собственника, так и на сторону управляющей компании. Исход дела здесь будет зависеть от множества нюансов, например, от того, какую именно часть трубы прорвало. Если эта часть считается общим имуществом, то ответственность ляжет на УК и платить придется ей же.
Порядок действий в случае, если прорвало трубу
Самое первое и самое главное, что нужно сделать — перекрыть воду. Если масштаб протечки серьезный и могут пострадать не только члены вашей семьи, но еще и соседи — немедленно вызывайте аварийную бригаду.
Пока ожидаете приезда аварийной службы, следует не приближаться к батарее, иначе рискуете получить ожоги. Все, что вы можете сделать — накинуть толстый плед или одеяло на место протечки, чтобы защитить рядом лежащие вещи.
Не забудьте в обязательном порядке сфотографировать место протечки и ущерб, нанесенный потопом. Если вы проживаете не в своей квартире, а в арендованной, известите о случившемся собственника.
Далее очень важный шаг — нужно составить акт и задокументировать ущерб. Для этого нужно составить акт о заливе квартиры. Этим занимаются сотрудники управляющей компании. Акт составляется в день случившейся аварии в квартире.И еще — перед подписанием документов внимательно читайте весь документ!
Как уже было сказано мной выше, в разных ситуациях виноватым может оказаться как сам собственник, так и управляющая компания или ТСЖ. Здесь нужно определять место течи. По закону стояки, трубы до первого вентиля и сам вентиль считаются общедомовым имуществом, за него отвечает управляющая организация (ст. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Владелец квартиры понесет ответственность только в том случае, если прорвало трубу после первого вентиля.
если в арендуемой квартире прорвало трубу. затопили соседей
уважаемые юристы подскажите, если в съемной квартире прорвало шланг подачи горячей воды (скорее всего срок эксплуатации вышел, Да и качество Китай.) и мы затопили соседей. Соседи конечно требуют возместить ущерб. Кто в данном случае оплачивает расходы, арендодатель или квартирант?
lisica
однозначно владелец квартиры. Он ставил трубы, его квартира, он и отвечает за причиненный ущерб.
Естественно в том случае, если вы сами не меняли этот шланг.
Естественно в том случае, если вы сами не меняли этот шланг.
варг
арендатор здесь каким боком? да еще и без договора-то? хозяин, хозяин за все отвечает
Естественно в том случае, если вы сами не меняли этот шланг.
Безусловно несет собственник, будьте осторожны при использовании терминов владелец, владельцем в данном случай является квартирант
Собственник несет все риски возникшие из осуществления право собственности.
Вы не можете ссылаться на договор поскольку договор это соглашение между вами и арендатором, и соответственно вы не можете ссылать на договор при возникновении правоотношении с третьими лицами. А вы арендодатель можете потребовать возмещение связи с нарушением договора и потребовать убытки которые вы заплатили соседям + убытки связанные с затоплением то есть порча имущества или возможно были другие негативные последствия
владельцем в данном случай является квартирант
спасибо всем за содержательные ответы. Все более менее стало понятно. Договора у нас письменного нет. Сказали о проблеме хозяину квартиры, он сказал, что с данной проблемой разберется сам. Еще раз большое спасибо. На будущее буду знать.
просто я пытаюсь объяснить соседям, что с ними по этому поводу будет разбираться хозяин, они не говорят, что это не их проблема кто будет возмещать ущерб, определили сумму ущерба в 5000 сом, и требуют эти деньги не посредственно с меня, дескать с хозяином сами разбирайтесь кто кому что должен.
просто я пытаюсь объяснить соседям, что с ними по этому поводу будет разбираться хозяин, они не говорят, что это не их проблема кто будет возмещать ущерб, определили сумму ущерба в 5000 сом, и требуют эти деньги не посредственно с меня, дескать с хозяином сами разбирайтесь кто кому что должен.
владельцем в данном случай является квартирант
Квартиранты затопили соседей. Что делать?
Вам неожиданно звонят квартиранты и говорят, что топят соседей снизу. Неприятно! А еще непонятно, что вообще делать. Для таких случаев мы написали инструкцию (да, ещё одну) специально для хозяев квартир. Но, надеемся, она никому не пригодится.
Шаг 1. Попросите квартиранта сделать всё, чтобы минимизировать ущерб
Отключить электричество через электрощит. Некоторые провода в стенах и под покрытием пола не изолированы. Когда на них попадёт вода, людей может ударить током, или произойдёт короткое замыкание, которое приведёт к пожару.
Обязательно нужно надеть резиновые перчатки, чтобы не ударило током, а затем опустить вниз все рычаги
Перекрыть стояки и отключить воду в батареях. Трубы и вентили батарей могли не выдержать напора воды. Чинить их во время затопления — опасно и бесполезно. Лучше перекрыть стояки с водой и выключить вентили.
Стояки находятся в ванной комнате или туалете.
В новостройках на батареях похожие вентили. Закрываются они просто: поверните вентиль до нуля. На старых батареях вместо вентилей красные рычаги. Если у батареи нет вентилей, сотрудник управляющей компании выключит воду во всём доме – по-другому никак
Спуститься к соседям. Пусть квартиранты предупредят соседей, что топят их. Так они успеют перенести технику, мебель и поставить вёдра под капающую воду. Это уменьшит ущерб, и на восстановление потребуется меньше денег.
Теперь переходим к шагам, которые спасут вас от ошибок, обмана и вымогания денег со стороны пострадавших.
Шаг 2. Езжайте в квартиру и позвоните в управляющую компанию
Вызовите сотрудника аварийно-диспетчерской службы. Он перекроет воду, осмотрит вашу и соседскую квартиры и составит акт. В акте он укажет объём ущерба и причину затопления.
Номер телефона управляющей компании написан в квитанции о квартплате. Ещё его можно найти на стенде в подъезде или на сайте «Реформа ЖКХ»
Без акта пострадают сразу две стороны: и пострадавшие, и виновные. Без документа даже непонятно, сколько продлятся разбирательства и к чему это в итоге приведёт. Так что лучше потратить время и составить акт. Больше про документ мы рассказали в статье «Я затопил соседей. Что делать: пошаговая инструкция».
Кто виноват в затоплении
Если квартиранты затопили соседей, они платят в двух случаях:
👉🏻 Затопил соседей по невнимательности. Например, включил воду и забыл закрыть кран. Тут всё понятно — вина его. В таком случае даже при большом желании не получится скинуть происшествие на владельца квартиры.
В многоквартирном доме на первом этаже был магазин. В доме временно отключили воду, а когда включили — магазин затопило. Вода лилась с потолка и затекала через дверь соседнего помещения, в котором тоже был магазин. Оказалось, что в квартире сверху и в соседнем магазине не были закрыты краны. Сосед сверху добровольно компенсировал ущерб, а чтобы получить компенсацию от соседнего магазина, пришлось судиться.
Пострадавший предприниматель подал иск к компании, владевшей соседним магазином. Как выяснилось, та была арендатором помещения, но по договору аренды, если затопление случилось по вине арендатора, тот обязан был устранить последствия за свой счёт. Вина арендатора была очевидна — это он не закрыл краны, поэтому суд взыскал ущерб с арендатора, а не с собственника.
👉🏻 Не заменил протекающий полотенцесушитель, радиатор отопления или кран. В этом случае исход зависит от того, что написано в договоре найма: если квартирант отвечает за капитальный ремонт, платит он.
Собственник квартиры по умолчанию отвечает за капитальный ремонт согласно ч. 1 ст. 616 ГК РФ. То есть если прорвёт батарею, возмещение ущерба на нём. Но иное можно предусмотреть в договоре найма.
Например, если прорвёт батарею, потому что закончился срок эксплуатации, это считается технической неисправностью. В таком случае оплатит ущерб собственник квартиры. Но, опять же, зависит от того, что написано в договоре: если квартирант отвечает за капитальный ремонт, заплатит он.
Текущий и капитальный ремонт отличаются. Текущий — это, например, подклеить немного обои или подкрасить стенку. А капитальный — заменить трубы или окна. Это важно учитывать при составлении договора, но об этом позже.
Управляющая компания иногда экономит на материалах и не чинит коммуникации вовремя. Из-за этого прорывает трубы и протекает кровля. Если по вине УК квартиранты затопили соседей, платить за всё будет УК.
Про коммуникации → Есть общедомовые и личные коммуникации. Личные — это те коммуникации, на которых есть вентили. Например, стояки с горячей и холодной водой — личные коммуникации, а главная труба относится к общедомовым.
Если квартирант затопил соседей из-за того, что прорвало общедомовые коммуникации, виноват не он, а управляющая компания.
Шаг 3. Сделайте фотографии ущерба и снимите всё на видео
Сфотографируйте повреждения в своей и соседской квартире.
Дополнительно можно снять видео, как у соседей стекает вода по стенам или капает с люстры.
Начните снимать видео ещё до того, как зайдёте в квартиру соседей. Покажите сначала подъезд, дверь с номером квартиры, а уже потом в неё заходите. Это вам поможет в суде и пригодится, если соседи попытаются выбить с вас побольше деньжат. Например, польют водой телевизор и заявят, что он сломался из-за затопления, а теперь нужен новый, и купить его обязаны вы. А ещё видео поможет сотрудникам страховой компании определить, какой ущерб понесли соседи.
Шаг 4. Если квартира застрахована, обратитесь в страховую компанию
Страховой компании понадобятся доказательства потопа, иначе они не выплатят вам компенсацию. В «Манго» сотрудникам чаще всего хватает фотографий, видео и акта о затоплении квартиры, чтобы определить ущерб и рассчитать стоимость ремонта. Если застрахована и гражданская ответственность перед соседями, сотрудники страховой сами с ними свяжутся и выплатят деньги за понесённый ущерб.
Если по фото и видео у сотрудников не получится определить объём ущерба, они найдут эксперта-оценщика и отправят его к вам и соседям. Он осмотрит квартиры, оценит ущерб и посчитает сумму выплат.Страховая компания снимает много головной боли: не надо разговаривать с соседями, договариваться, искать деньги и разбираться с квартирантами. Даже если квартиранты под шумок соберут вещички и смоются, вы от этого не пострадаете — весь ущерб покроет страховая компания.
Наша клиентка с мужем переехали в новостройку и одними из первых сделали ремонт. Пожили в красоте полгода, а потом их затопил сосед. Причина — установка наливного пола. Стяжка была сделана некачественно, и основная масса раствора попала к ним. Пришлось переделывать ремонт в двух комнатах. В результате случившегося сумма ущерба составила 117 700 рублей, и страховая компания всё выплатила.
Реальная история клиента «Манго»
Шаг 5. Попробуйте мирно решить конфликт
Решите совместно с пострадавшими соседями, сколько денег вы должны им отдать и когда. Укажите всю информацию в расписке. Чтобы она стала юридическим документом, заверьте её у нотариуса. Если этого не сделать, соседи могут провернуть такую махинацию: получат от вас деньги, а потом подадут на вас в суд, заявят там, что вы не возместили ущерб, и вас из-за этого принудят отдать им деньги.
Если договориться о выплатах не получается, вызовите независимого эксперта-оценщика. Он осмотрит квартиры, оценит нанесённый ущерб и рассчитает сумму, которая потребуется на ремонт. На стоимость услуги влияет площадь квартиры, количество повреждённых вещей и степень повреждения помещения. Мы просмотрели много фирм. Самая низкая цена — 3 000 рублей в компании «Оценочная компания № 1». В других организациях цена стартует с 4 000 рублей.
Предоставить доказательства затопления в суде обязан истец. И оценку ущерба тоже заказывает он. Но советуем не пожалеть денег и заказать экспертизу. Ведь вы не знаете, сколько стоит ремонт и имущество соседей, а они могут этим воспользоваться и потребовать в разы больше денег. Или подкупить независимого эксперта-оценщика, чтобы он завысил цены на восстановление мебели и отделки.
Шаг 6. Обратитесь в суд, если квартирант не хочет оплачивать ущерб
В вашем случае в суде придётся доказать два факта: что был потоп и что вы сдавали квартиру.
Доказательства затопления:
Главное доказательство сдачи квартиры — договор найма. Если его нет, предоставьте другие доказательства. Например, скриншоты переписок с квартирантами, свидетельствования соседей, чеки из банка с ежемесячными поступлениями оплаты аренды.
Как хозяину квартиры обезопасить себя от ЧП
Составьте договор найма. Пропишите в нём, за что несёт ответственность квартирант, а за что — вы. Обязательно пропишите, за какой ремонт он отвечает: за текущий или капитальный. Вообще квартирант и так несёт ответственность за текущий ремонт, но стоит дополнительно прописать обязанности в договоре, чтобы это не было сюрпризом для квартиранта.
Каждый месяц составляйте расписку о том, что получили деньги за квартиру. Указывайте в ней дату, сумму, ФИО сторон и за что вы получили деньги. Внизу подпишитесь сами и попросите квартирантов. Скорее всего, за такое они будут смеяться над вами за посиделками с друзьями. Но какая разница, если вас это обезопасит?