Министерство экономического развития Российской Федерации
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
27 сентября 2010 г.
Версия для печати
Organization for Economic Cooperation and Development(OECD),
Organisation de Coopération et de Développement Economiques (OCDE)
Место расположения: Париж, Франция.
Создана: апрель 1948 г.
Членство: 34 страны.
Генеральный секретарь: Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика) с июня 2006 года.
Рабочие языки: английский и французский.
История Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) началась в апреле 1948 года, когда была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основная цель которой заключалась в координации деятельности государств по послевоенному хозяйственному восстановлению Западной Европы на основе «Плана Маршалла» (1948-1951 гг.). В задачи ОЕЭС входила экономическая интеграция Западной Европы, создание обширного рынка с устранением внутри него количественных ограничений на движение товаров, а также снятие валютных и тарифных барьеров.
14 декабря 1960 года в Париже была подписана Конвенция о создании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вступившая в силу 30 сентября 1961 года. Инициатором создания организации с более широким диапазоном деятельности выступили США, преследовавшие как политические цели (укрепление так называемого атлантического единства), так и экономические цели (усиление влияние на европейскую экономику).
Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.
В качестве основных задач ОЭСР определено:
Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:
Членами ОЭСР являются 34 страны. В 2004 году была разработана Стратегия расширения ОЭСР, в рамках которой сформулирован ряд критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР. В соответствии с решением, принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 года, определены две основных «волны расширения»:
— в «первую волну» вошли Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения, которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день из этих стран только Россия не присоединилась к Организации);
— во «вторую волну» вошли еще пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР– с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.
В структуре ОЭСР высшим органом является Совет представителейстран — членов организации,заседания которого на уровне министров иностранных дел, финансов, торговли или экономики проводятся не реже одного раза в год. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством Генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются, как правило, консенсусом.
В Комитет содействия развитию входят более двадцати государств-членов и Европейская комиссия, статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой странами ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику.
Работой Международного секретариата руководит Генеральный секретарь. В составе Секретариата функционируют департаменты, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов (статистика; продовольствие, сельское хозяйство и рыболовство; информатика и коммуникация; сотрудничество в содействии развитию; окружающая среда; финансы, налоги и предпринимательство; социальные вопросы, рабочая сила и образование; наука, технология и промышленность; занятость и социальные вопросы). Кроме того, в структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 году Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период.
Штаб-квартира ОЭСР
Organisation de Coopération et de Développement Economiques (OCDE) 2, Rue André Pascal, 75775, Paris, Cedex 16, France Tel: (8-10-33-1-45) 24-82 00; Fax: (8-10-33-1-45) 24-85 00
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation — OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
Штаб-квартира в Париже (Château de la Muette).
Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран — членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.
Содержание
Члены ОЭСР
В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 30 государств, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская Комиссия (орган Евросоюза).
На долю ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.
Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.
ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.
Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».
Планы расширения организации
В 1996 г. заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом
В июле 2005 генеральный секретарь ОЭСР Дональд Джонсон в интервью газете Financial Times призвал принять в организацию КНР, поскольку, по его мнению, вступление в ОЭСР крупных развивающихся стран необходимо, если организация хочет оставаться эффективной структурой, влияющей на формирование глобальной экономики: «Китай — крупнейший производитель стали в мире и оказывает серьезное влияние на другие международные рынки сырья. Эта страна может стать крупнейшей экономикой в мире». Джонсон призвал исключить политические характеристики государств из рассмотрения при решении вопросов расширения ОЭСР: «Мы являемся экономической организацией, и мы должны иметь дело с экономическими вопросами. В прошлом у нас были диктатуры в ОЭСР — Португалия и Испания, нам приходилось иметь дело с военным режимом в Греции». Китай уже получил приглашение к участию в проводимом ОЭСР исследовании его экономики, что обычно является первым шагом к вступлению в организацию.
16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Россия, Эстония, Словения, Израиль и Чили. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южно-Африканская Республика. [1]
Чёрные списки
Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В список несотрудничающих налоговых гаваней 2007 года входили Андорра, Лихтенштейн и Монако.
2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад (См. текст на русском в переводе А.С. Захарова) о юрисдикциях наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементированию налоговых стандартов, принятых на международном уровне.
Согласованные на международном уровне налоговые стандарты, разработанные ОЭСР в сотрудничестве со странами, не являющимися членами ОЭСР, которые были утверждены на Встрече министров финансов «Большой двадцатки» (G20) в Берлине в 2004 году, которые предусматривают обмен информацией по запросу по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации или банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена.
В этом Докладе ОЭСР разделил все государства на три категории:
Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Туркс и Кайкос(заморская территория Великобритании).
Иные финансовые центры:
Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай (ходит информация, что после определенных возражений 06.04.2009 ОЭСР исключил из списка), Филипины
Организация экономического сотрудничества и развития
Резюме
История
В 1989 году, после революций 1989 года, ОЭСР начала помогать странам Центральной Европы (в частности, Вишеградской группе) в подготовке реформ рыночной экономики. В 1990 году был создан Центр сотрудничества с европейскими странами с переходной экономикой (который сейчас сменил Центр сотрудничества с государствами, не являющимися членами), а в 1991 году была запущена программа «Партнеры в переходный период» для Чехословакии и Венгрии. и Польша. В этой программе также есть возможность членства для этих стран. Таким образом, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, а также Мексика и Южная Корея стали членами ОЭСР в период с 1994 по 2000 год.
Организация
В 2019 году ОЭСР имеет генеральный секретариат, исполнительную дирекцию, управление по связям с общественностью и двенадцать департаментов, специализирующихся на различных темах: развитие, торговля и сельское хозяйство, экономические вопросы, образование, занятость, МСП, окружающая среда, финансы, налогообложение., государственное управление, наука и технологии, статистика. На уровне Секретариата работает около 2500 человек.
Центр развития, Сахельский клуб и Секретариат Статистического партнерства в целях развития входят в состав Управления сотрудничества в целях развития, одного из двенадцати упомянутых выше департаментов, который вносит свой вклад в работу Комитета помощи развитию.
Продвижение либерализма
Для проведения экономических исследований ОЭСР опирается на свою экономическую базу данных, одну из самых обширных в мире.
Исследования и публикации
ОЭСР публикует специализированные периодические отчеты, а также специальные отчеты по определенным областям, статистические данные, исследования по странам и рабочие документы ( с более техническим содержанием).
Все резюме и значительная часть полных отчетов доступны бесплатно онлайн на сайте iLibrary ОЭСР.
Коллекция библиотеки и архивов включает документы и публикации Комитета европейского экономического сотрудничества (CCEE), Организации европейского экономического сотрудничества (OEEC) и ОЭСР с 1947 года по настоящее время.
Наиболее известные отчеты ОЭСР публикуются через регулярные промежутки времени (часто ежегодно). Каждый год они проводят всесторонний обзор текущей ситуации во всех странах ОЭСР в той или иной области. В основном это:
ОЭСР публикует для каждой из своих стран-членов каждые два или три года «страновое исследование», исчерпывающий обзор экономической ситуации в стране, рекомендаций по экономической политике и результатов прошлых реформ.
Помимо периодических отчетов, ОЭСР регулярно проводит исследования по различным темам «на переднем крае» эмпирических исследований в области экономики.
ОЭСР Руководство Осло объединяет «предлагаемые руководящие принципы для сбора и интерпретации инновационных данных ».
Конкретные области
Борьба с коррупцией
Защита инвестиций
Руководящие принципы обращения с иностранными инвестициями, разработанные в 1992 году Международным банком реконструкции и развития (МБРР), являются еще одним источником вдохновения для разработки соглашений о защите инвестиций.
На международном уровне пока трудно найти консенсус. ООН (более конкретно ЮНКТАД ) может играть определенную роль.
Список не сотрудничающих стран согласно ОЭСР
ОЭСР публикует «черный список» не сотрудничающих стран для обмена налоговой информацией и обеспечения прозрачности.
Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран.
ОЭСР объединяет большинство развитых и некоторые развивающиеся страны, на долю которых приходится 20% населения планеты и около 55% мирового ВВП.
В 2007 году Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако в 2014 году переговорный процесс был временно приостановлен в связи с политической ситуацией. Сотрудничество России с ОЭСР продолжается в формате технического сотрудничества. Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР.
Страны-члены ОЭСР и партнеры
К 2020 году количество стран – полноправных участников ОЭСР достигло 37: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В ближайшее время Коста-Рика станет 38-м членом Организации.
Статус ключевых партнеров ОЭСР имеют Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, Индонезия.
История создания ОЭСР
Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.
За годы успешной работы в Европе Организация накопила значительный опыт и компетенции в сфере государственного управления, регуляторных реформ и собрала внушительную базу статистических и эмпирических данных, позволяющих проводить обширный сравнительный анализ и давать рекомендации по имплементации эффективных мер экономической политики. В результате в 1961 году учреждена Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого времени состав ее членов продолжает расти.
Структура ОЭСР
Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим ее текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается на пятилетний срок).
Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии, Международный транспортный форум. В ОЭСР также расположен Секретариат Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Цели и задачи ОЭСР
Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».
На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:
Направления работы ОЭСР
Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:
Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР
Общие сведения
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Организация) создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
Штаб-квартира ОЭСР располагается в Париже.
В ОЭСР входят 35 государств, в том числе большинство государств- членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.
Цели и задачи
ОЭСР является глобальной международной организацией, основной целью которой стала выработка рекомендаций по повышению качества экономической политики и качества жизни людей во всем мире.
Взаимодействуя с правительствами государств мира, ключевыми институтами экономики, международными организациями и экспертным сообществом, ОЭСР в рамках реализации возложенных на нее задач разрабатывает глобальные стандарты, основанные на лучшем международном опыте, в отношении широкого перечня сфер государственного регулирования экономики (от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ).
Сотрудничество Российской Федерации с ОЭСР
В связи с событиями на Украине 12 марта 2014 г. Совет ОЭСР единогласно принял решение о приостановке переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР на временной основе, официально сохранив за Российской Федерацией статус «присоединяющегося» государства, и, не вводя ограничений на любые иные форматы сотрудничества с Организацией.
В этой связи взаимодействие Российской Федерации с ОЭСР после приостановки переговорного процесса осуществляется в формате экспертного диалога на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации планов.
В 2017 году Правительством Российской Федерации принят План работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на
Участие представителей Российской Федерации в деятельности рабочих органов ОЭСР определяется соответствующим статусом, выраженной заинтересованностью российской стороны в расширении тематик и направлений взаимодействия, а также инициативой самой Организации.
Ожидается, что в обозримой перспективе российским приоритетом в сотрудничестве с ОЭСР станет внедрение проектного подхода к управлению государственными программами Российской Федерации на основе качественных и количественных стандартов Организации.
Сотрудничество Банка России с ОЭСР
Сотрудничество Банка России с ОЭСР направлено на поддержку деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет предоставления экспертизы Банка России и статистических данных (в соответствии с поступающими запросами).
С учетом концентрации полномочий и компетенций в Банке России в области регулирования финансовой отрасли, организация работы по предоставлению в ОЭСР статистических и иных сведений и данных в компетенции Банка России является в настоящее время также одним из наиболее важных направлений сотрудничества.
Банк России продолжает выполнять указанные задачи, вместе с тем стремясь к совершенствованию (большей систематизации и интеграции) сотрудничества с ОЭСР на всех направлениях, представляющих для Банка России интерес.
Основной общей целью взаимовыгодного сотрудничества Банка России с ОЭСР является анализ и обобщение международного опыта и практики в области регулирования финансовой сферы, а также совместная выработка стандартов и рекомендаций по ее развитию и обеспечению ее стабильного функционирования.
Для достижения указанной цели Банком России решается следующий комплекс задач:
В целях комплексной реализации сформулированных задач в годах Банком России по линии ОЭСР выпущен приказ «О реализации в Банке России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничеств и развития (ОЭСР) на
Руководствуясь задачами, сформулированными указанным Планом, Банк России осуществлял взаимодействие с ОЭСР в соответствии со своими приоритетами.
В 2016 году представители Банка России приняли участие в заседаниях Комитета ОЭСР по корпоративному управлению, Комитета ОЭСР по финансовым рынкам, Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, Консультативной рабочей группы ОЭСР по кодексам либерализации, Рабочих групп ОЭСР по статистике национальных счетов, финансовой статистике, статистике международных инвестиций и статистике международной торговли товарами и услугами, Рабочей группе ОЭСР по частным пенсиям, Технического комитета и годовом собрании Международной организации органов пенсионного надзора, Семинаре высокого уровня по вопросам международного сотрудничества в условиях открытого и упорядоченного движения капиталов (в семинаре приняла первый заместитель Председателя Банка России К.В. Юдаева), а также заседании Круглого стола ОЭСР и Института Азиатского банка развития по рынкам капитала и реформированию финансового сектора.
Кроме того, в рамках деятельности по линии Комитета ОЭСР по налогообложению Банком России проведена работа по подготовке позиции по законопроекту «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)», а также по поступившим по итогам общественного обсуждения законопроекта замечаниям, соответствующие письма направлены в Минфин России и ФНС России.
Сотрудничество Банка России с ОЭСР в 2018 году будет опираться на аналогичный механизм закрепления ответственности структурных подразделений Банка России за взаимодействие с профильными рабочими органами Организации.
Информация о ходе выполнения пунктов указанного Плана направляться в Минэкономразвития России в режиме ежеквартальных отчетов о взаимодействии.