в проблемное поле входят следующие проблемы

В проблемное поле входят следующие проблемы

Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблемной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препятствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуацию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. Поэтому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого «проблемного поля», в содержание которого в контексте нашего предмета включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжируются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характеризующих состояние и перспективы развития сферы культуры, образования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном проектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культуры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности «Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций1.

Попытки установления определенной иерархии и классификации проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмысления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): общенациональный, региональный, территориальный (конкретный город, район), социально-групповой (социальная общность, группа).

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу социально-психологические) и отраслевые (по преимуществу социально-культурные) проблемы.

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско-ординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналистов, населения; 5) снижение социального статуса и профессиональной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.

Источник

Глава 10. Анализ проблемного поля

Глава 10. Анализ проблемного поля

Жизнь – это искусство приходить к обоснованным умозаключениям, отталкиваясь от незначительных обстоятельств.

10.1. Построение матрицы значимых проблем

В результате организационной диагностики можно получить перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем. Возникает вопрос: как определить главные из них, а также как их оценить и упорядочить?

Можно при оценке опираться на критерий степени важности (значимости), но что делать, если проблем с высокой значимостью много?

Ответ на эти вопросы кроется в экспертной оценке перечня проблем по методике, разработанной профессором А.И. Пригожиным.

1. Внимательно прочитать список проблем.

2. Вычеркнуть из него те, что представляются несущественными или повторяющимися в другой формулировке.

3. Объединить (агрегировать) проблемы в тех случаях, когда это необходимо.

4. Выделить из полученного трансформированного списка наиболее важные.

5. Методом парных сравнений определить главную среди них, после того как будет заполнена «пустографка» по описанной ниже методике.

А. Внести в «головку» и «боковик» номера проблем, признанных наиболее важными.

Б. Сопоставить попарно каждую проблему горизонтального ряда с каждой из вертикального по критерию взаимовлияния. Иначе говоря, сравнивая каждую пару проблем, ответить себе на вопросы:

• Какая из этих двух сильнее обостряет или вызывает другую?

• Решение какой из проблем снимет остроту, сделает легче решаемой другую?

Если проблема из вертикального ряда вызывает, обостряет проблему из горизонтального, то в клеточке их пересечения следует вставить стрелку по горизонтали слева направо вверх. Если же взаимосвязь обратная, то и стрелку надо ставить наоборот.

В случае, когда не видно связи между обеими проблемами, ставить ноль (0).

В. Если какие-либо проблемы упущены в списке, дописать их, не внося в «пустографку» (рис. 10.1).

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Обработка полученного материала консультантами позволяет строить графы, отражающие представление каждого из экспертов о важнейших проблемах организации и связях между ними.

В результате обработки «пустографок», заполненных каждым из экспертов, выявляются четыре типа проблем:

1) корневые – вызывающие или обостряющие другие проблемы;

2) узловые – зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие или обостряющие другие проблемы;

3) результирующие – являющиеся следствием других проблем;

4) автономные – достаточно значимые, но никак не связанные с другими.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

10.2. Индивидуальные графы проблемного поля

10.2. Индивидуальные графы проблемного поля Многие имели ванну. Но гениально ее принял только один. Владимир Колечицкий Указанные типы проблем выявляются путем построения графов. В качестве примера три из них приведены на рис. 10.2, 10.3 и 10.4. Как правило, сопоставление графов

10.4. Другие методы структурирования проблемного поля

10.4. Другие методы структурирования проблемного поля В результате организационной диагностики получаем перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем. Возникают вопросы: что с ними делать, как их оценивать?Ответ на эти вопросы кроется в экспертной

Глава 5 Анализ потребительских рынков

Глава 5 Анализ потребительских рынков В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Как культурные, социальные и персональные характеристики потребителей воздействуют на их покупательское поведение?2. Какие основные психологические процессы определяют

Глава 6 Анализ деловых рынков

Глава 6 Анализ деловых рынков В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Что такое деловые рынки и чем они отличаются от потребительских?2. С какими ситуациями сталкиваются деловые покупатели?3. Кто участвует в процессе деловых покупок?4. Каким образом

Глава 17 Анализ рекламного сообщения

Глава 17 Анализ рекламного сообщения Реклама сегодня является одной из самых затратных сфер маркетинг-микса. Поэтому авторы до конца не могут понять поведения некоторых заказчиков рекламы, тратящих миллионы долларов на производство и прокат роликов на телевидении и

Глава 18 Анализ развития бренда

Глава 18 Анализ развития бренда Итак, бренд на рынке уже полгода. При нормальной дистрибуции и цене (ценообразование в брендинге – отдельная тема, которой мы здесь вообще не будем касаться) шесть месяцев – достаточное время для ваших потенциальных покупателей

Как настроить пользовательское представление. Поля

Как настроить пользовательское представление. Поля С помощью этого элемента пользовательского представления мы говорим Outlook, какие поля, т. е. параметры, аспекты задач мы хотим видеть в нашем пользовательском представлении. По умолчанию в представлении отображаются

5.3. Ядро ономастического поля

5.3. Ядро ономастического поля Внутри ономастического поля существуют ядерно-периферийные отношения, обусловленные существованием внутри поля устойчивой семантической зоны (ядра) и нестабильной зоны речевых изменений, словообразования и языковых экспериментов

Глава 7 SWOT-анализ организации

Глава 7 SWOT-анализ организации 7.1. Метод SWOT-анализа Организации, как и любые системы, ограничены от внешней среды и в то же время связаны с ней: из внешней среды они получают необходимые ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности. Внешняя среда

Глава 3 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Глава 3 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ «Если вы не знаете, куда направляетесь, то как поймете, что добрались в нужное место?» Чтобы достичь любой цели, для начала нужно ее определить. Люди часто пропускают эту часть процесса, потому что не понимают, насколько она важна. Ситуация каждого

Источник

Характеристика категории «содержание». Понятие «проблемное поле» в контексте СКД. Характеристика типичных проблем социально-культурной практики.

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики социально-культурной деятельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.

Основу категории «содержание» социально-культурной деятельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно связанная с реализацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга.

Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого «проблемного поля», в содержание которого в контексте нашего предмета включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжируются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

Необычайное разнообразие проблемных полей, характеризующих состояние и перспективы развития сферы культуры, образования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном проектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культуры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности «Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций.

В проблемное поле входят личностные (по преимуществу социально-психологические) и отраслевые (по преимуществу социально-культурные) проблемы.

Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие:

1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям;

2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско-ординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы;

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования;

4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналистов, населения;

5) снижение социального статуса и профессиональной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.

17.Понятие «принципа» в теории.Характеристика общих принципов СКД

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.

Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:

-принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

-принцип единства и преемственности культурно-исторического,

-социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

-принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

18. Понятие «принципы» в теории.

Источник

Структуризация проблемного поля

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

В результате организационной диагностики консультант получает перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем. Возникают вопросы: что с ними делать, как их оценивать?

Ответ на эти вопросы заключается в экспертной оценке перечня проблем силами работников организации по методике, разработанной профессором А.И. Пригожиным.

1. Внимательно прочитать список проблем.

2. Вычеркнуть из списка проблемы, которые представляются эксперту несущественными или повторяющимися в другой формулировке.

3. Объединить (агрегировать) проблемы в тех случаях, когда эксперт сочтет это необходимым. Разбить сложные формулировки на простые и, выделив из контекста причинно-следственные связи, по возможности перевести назывные формулировки в причинно-следственные либо антитезные так, как это показано на рис. 9.6.

Номер проблемы 1Исходная формулировка проблемыПриведенная формулировка проблемы
Антитезная или причинно-следственнаяБез изменений
НазывнаяПричинно-следственная или антитезная формулировка
Сложная
14аПервая часть сложной формулировки проблемы
14бВторая часть сложной формулировки проблемы
Сложная назывная
24аПервая часть сложной формулировки проблемы, приведенная к причинно-следственной или антитезной
24бВторая часть сложной формулировки проблемы, приведенная к причинно-следственной или антитезной
1 В данном примере в боковике указаны номера из неупорядоченного списка проблем, приводить который, по мнению автора, нецелесообразно.

Рис. 9.6. Схема формирования упорядоченного списка проблем

4. Выделить из полученного трансформированного списка наиболее важные проблемы (желательно, но не обязательно, ограничиться 10-12 проблемами).

5. Заполнить «пустографку» (пример заполнения «пустографки» приведен на рис. 9.7) по следующей методике:

а) внести в головку и в боковик номера проблем, признанных наиболее важными;

б) сопоставить попарно каждую проблему, находящуюся в горизонтальном ряду, с каждой проблемой из вертикального ряда по критерию взаимовлияния. Иначе говоря, сравнивая каждую пару проблем, ответить на вопросы: «Какая из двух проблем сильнее обостряет или вызывает другую? Решение, какой из проблем снимет остроту, сделает легче решаемой другую?» Если проблема из вертикального ряда вызывает, обостряет проблему из горизонтального ряда, то в клеточке их пересечения вставить стрелку по горизонтали слева направо вверх. Если же взаимосвязь обратная, то стрелку нужно ставить наоборот. В случае, когда не видно связи между проблемами, ставить нуль (0);

в) если какие-либо проблемы упущены в списке, дописать их, не внося в «пустографку».

После того как материал обработан консультантами, можно построить графы, отражающие представление каждого из экспертов о важнейших проблемах организации и связях между ними.

Номер проблемы
Номер проблемы§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§
§

Рис. 9.7. Пример заполнения «пустографки»

При построении графов выявляются четыре типа проблем:

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Таким образом, получаем формулу:

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы,

упростив выражение, получаем:

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы,

Где С – количество сравнений;

Из приведенной формулы следует, что число сравнений достаточно велико: при сопоставлении 30 проблем максимальное количество связей равно 435. И даже учитывая, что такой способ определения причинно-следственных связей исключает ситуацию, когда какая-либо связь не будет определена, применение на практике этого способа сравнения сопряжено со значительными затратами времени квалифицированных специалистов.

Рассмотрим еще один способ структурирования проблемного поля. Он заключается в следующем:

§ агрегирование проблем по блокам (кадровый, финансовый, технологический, инновационный, организационный, маркетинговый);

§ структурирование блоков (построение модели причинно-следственных связей» внутри блока);

§ анализ блоков (определение коэффициентов влияния и важности проблем);

§ установление причинно-следственных связей между блоками.

Проблемное поле может быть разбито по разным признакам проблем, например, по сфере возникновения возможно разбиение на следующие блоки: кадровый; финансовый; технологический; инновационный; маркетинговый; организационный.

Организационный блок — проблемы, связанные с координацией действий элементов организации, направленных на обеспечение требуемой функциональности подсистем организации и организации как системы в целом.

Коэффициент влияния проблемы

Номер 1= 0,6 + 0,3 = 0,9 1

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы1

Рис.9.8. Определение связей между проблемами и степени важности проблем

Коэффициент влияния проблемы

Номер 1= 0,6 + 0,3 + 0,6 = 1,5 1

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы1

Рис.9.9. Определение связей между проблемами суммированием значений дуг

Для сравнения проблем можно использовать следующий численный метод. Общая степень влияния проблем, воздействующих на один узел, принимается за единицу. Далее влияния распределяется по входящим дугам в соответствии с суждениями экспертов (см. рис. 9.8). Затем определяются общие коэффициенты влияния Узлов (суммированием значений исходящих дуг), после этого коэффициенты нормализуются. Для графа, изображенного на рис. 9.8, можно построить табл. 9.6. Этот метод целесообразно применять при сравнении проблем одного уровня.

Более точную математическую модель можно построить, если суммировать веса связей по всем ветвям графа (см. рис. 9.9).

Источник

Структуризация проблемного поля

В результате организационной диагностики консультант получает перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем. Возникает вопрос: что с ними делать, как их оценивать?

Ответ на эти вопросы заключается в экспертной оценке перечня проблем силами работников организации по методике, разработанной профессором А.И. Пригожиным (курсив – автор данного учебного пособия):

1. Внимательно прочитать список проблем.

2. Вычеркнуть из списка проблемы, которые представляются эксперту несущественными или повторяющимися в другой формулировке.

3. Объединить (агрегировать) проблемы в тех случаях, когда эксперт сочтет это необходимым. Разбить сложные формулировки на простые, и, выделив из контекста причинно следственные связи, по возможности перевести назывные формулировки в причинно-следственные либо антитезные так, как это показано на рис. 9.6.

Номер проблемы *Исходная формулировка проблемыПриведенная формулировка проблемы
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемыАнтитезная или причинно-следственнаяБез изменений
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемыНазывнаяПричинно-следственная или антитезная формулировка
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемыСложная
14аПервая часть сложной формулировки проблемы
14бВторая часть сложной формулировки проблемы
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемыСложная назывная
24аПервая часть сложной формулировки проблемы, приведенная к причинно-следственной или антитезной
24бВторая часть сложной формулировки проблемы, приведенная к причинно-следственной или антитезной

* Примечание: В данном примере в боковике указаны номера из неупорядоченного списка проблем, приводить который, по мнению авторов, нецелесообразно

Рис. 9.6. Схема формирования упорядоченного списка проблем

4. Выделить из полученного трансформированного списка наиболее важные проблемы (желательно, но не обязательно, ограничиться 10 – 12 проблемами).

5. Заполнить «пустографку» (пример заполнения «пустографки» приведен на рис. 9.7) по следующей методике:

а) внести в головку и в боковик номера проблем, признанных наиболее важными;

б) сопоставить попарно каждую проблему, находившуюся в горизонтальном ряду, с каждой проблемой из вертикального ряда по критерию взаимовлияния. Иначе говоря, сравнивая каждую пару проблем, ответить на вопрос: «Какая из двух проблем сильнее обостряет или вызывает другую?» Решение какой из проблем снимает остроту, сделает легче решаемой другую? Если проблема из вертикального ряда вызывает, обостряет проблему из горизонтального ряда, то в клеточке их пересечения вставить стрелку по горизонтали слева направо вверх. Если же взаимосвязь обратная, то стрелку нужно ставить наоборот. В случае, когда не видно связи между проблемами, ставить нуль (0);

в) если какие-либо проблемы упущены в списке, дописать их, не внося в «пустографку».

Номер проблемы
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*

*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы46 в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы*
*
*

Рис. 9.7. Пример заполнения «пустографки»

После того как материал обработки консультантами, можно построить графы, отражающие представление каждого из экспертов о важнейших проблемах организации и связях между ними.

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

При построении графов выявляются четыре типа проблем:

· результирующие – являются следствием других проблем;

· корневые – вызывают или обостряющие другие проблемы;

· узловые – зависят от некоторых проблем, но вызывают или обостряющие некоторые другие проблемы;

· независимые – достаточно значимые проблемы, не связанные, по мнению экспертов, с другими проблемами.

Выясним, какое количество сравнений (С) необходимо провести при n-количестве проблем. Первую проблему необходимо сравнить с n–1 проблемой, вторую с n–2 проблемой и т.д. В этом случае:

Таким образом, получаем формулу:

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы,

упростив выражение, получаем:

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы,

где С – количество сравнений; n – количество проблем.

Из приведенной формулы следует, что число сравнений достаточно велико: при сопоставлении 30 проблем максимальное количество связей равно 435. И даже учитывая, что такой способ определения причинно-следственных связей исключает ситуацию, когда какая-либо связь не будет определена, применение на практике этого способа сравнения сопряжено со значительными затратами времени квалифицированных специалистов.

Рассмотрим еще один способ структурирования проблемного поля. Он заключается в следующем:

· агрегирование проблем по блокам (кадровый, финансовый, технологический, инновационный, организационный, маркетинговый);

· структурирование блоков (построение модели причинно-следственных связей внутри блока);

· анализ блоков (определение коэффициентов влияния и важности проблем);

· установление причинно-следственных связей между блоками.

Проблемное поле может быть разбито по разным признакам проблем, например, по сфере возникновения возможно разбиение на следующие блоки: кадровый; финансовый; технологический; инновационный; маркетинговый; организационный.

Кадровый блок – включает проблемы, связанные с личным составом организации, нехваткой, а также избытком персонала, его обучением, уровнем квалификации и т.п.

Финансовый блок – включает проблемы, связанные с финансовыми ресурсами, их движением, распределением и перераспределением, применением, а также проблемы взаимодействия организации с внешней средой, имеющие своим предметом денежные расчеты, использование денег, их инвестирование и т.п.

Технологический блок – блок проблем, связанных с преобразованием вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий.

Инновационный блок – проблемы, присутствующие в организации, связанные с введением новаций в области техники, технологии, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта.

Маркетинговый блок – проблемы, присутствующие в организации, связанные с широким спектром ее деятельности в области исследования рынка, динамики его развития, прогнозирования развития, планирования развития рынка, с одной стороны, с целью разработки и выпуска товаров, наилучшим образом удовлетворяющих потребности общества, а с другой – с целью получения прибыли и увеличения доли рынка.

Организационный блок – проблемы, связанные с координацией действий элементов организации, направленной на обеспечение требуемой функциональности подсистем организации и организации как системы в целом.

Сначала сравниваются проблемы внутри каждого блока (рис. 9.8 – 9.10), а затем главные проблемы блоков между собой (рис. 9.11).

Для сравнения проблем можно использовать следующий численный метод. Общая степень влияния проблем, воздействующих на один узел, принимается за единицу. Далее влияния распределяются по входящим дугам в соответствии с суждениями экспертов
(см. рис. 9.8). Затем определяются общие коэффициенты влияния узлов (суммированием значений исходящих дуг), после этого коэффициенты нормализуются. Для графа, изображенного на рис. 9.8, можно построить табл. 9.6. Этот метод целесообразно применять при сравнении проблем одного уровня.

Сравнение коэффициентов важности проблем

Номер проблемыВес проблемыНормальный коэффициент ВажностиТип проблемы
2-й0,4Корневая (стратегическая проблема)
3-й0,2Узловая
1-й0,90,18То же
5-й0,60,12»
6-й0,50,1»
4-йРезультирующая

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Более точную математическую модель можно построить, если суммировать веса связей по всем ветвям графа (см. рис. 9.9). Результаты сравнения коэффициентов влияния проблем представлены в табл. 9.7. Этот способ расчета более точен, так как принимает в расчет не только прямые влияния, однако и косвенные, но и он недостаточно точно учитывает распределение весов.

Наиболее точный метод приведен на рис. 9.10. Граф представляется в виде иерархической структуры и веса распределяются так, как это показано на рис. 9.10. Результаты сравнения коэффициентов влияния таким методом приведены в
табл. 9.8. Применение этого метода целесообразно, когда есть возможность построить иерархию проблем.

Сравнение коэффициента важности проблем методом суммирования весов

Номер проблемыВес проблемыНормальный коэффицинт влиянияТип проблемы
4,10,4Корневая (стратегическая проблема)
2,50,25Узловая (тактическая)
1,50,14То же
1,40,14»
0,60,05»
Результирующая (оперативная)

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Сравнение коэффициента важности проблем методом построения иерархии

Номер проблемыВес проблемыНормальный коэффициент влиянияТип проблемы (приоритет решения)
0,34Корневая (стратегическая проблема)
0,70,24Узловая
0,60,2То же
0,30,1»
0,30,1»
Результирующая (оперативная)

Связи позволяют определить корневой блок проблем. Как видим, такой подход упрощает процедуру поиска корневой проблемы среди множества проблем организации.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «проблема», «стратегическая проблема», «оперативная проблема». В чем основные отличия между стратегическими и оперативными проблемами организаций?

2. В чем сущность структурирования проблемного поля организации как процесса?

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

3. Назовите типы проблем организации и приведите их формулировок.

4. В чем заключается сущность организационной самодиагностики как части общей диагностики организации?

5. Что представляют собой организационные патологии? Назовите виды организационных патологий.

6. Перечислите методы выявления организационных патологий.

7. Какие этапы включает организационная диагностика, в чем ее сущность?

8. Назовите методы организационной диагностики.

9. Каковы методы структурирования проблемного поля организации?

10.Почему, на ваш взгляд, целесообразно проводить структурирование проблемного поля силами работников организации?

11.Что позволяет получить структурирование проблемного поля организации, каковы его цели?

Тема 10. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

10.1. Целевая ориентация управленческого решения.

10.2. Целеобразование в организациях.

10.3. Стратегическая система целей.

10.1. Целевая ориентация управленческого решения

Предприятие – это открытая целевая система, причем цели предприятия определяются субъектами разной природы. В идеальном случае должны быть достигнуты цели всех субъектов целеполагания (конкурентов в том числе). Но в рамках существующей парадигмы производства и распределения благ, в условиях ограниченности ресурсов руководители сталкиваются с конфликтами интересов, когда цели персонала не совпадают с целями руководства, цели конкурентов не совпадают с целями предприятия (почти аксиома), и, наконец, цели собственников предприятия не совпадают с целями управляющего персонала.

Одна из задач управления состоит в том, чтобы согласовать цели персонала с целями предприятия, а также по возможности согласовать цели предприятия с целями конкурентов. Практика показывает, что довольно часто то, что воспринимается как угроза, при определенных обстоятельствах может стать возможностью, необходимо только создать такие обстоятельства, используя сильные стороны предприятия. Следовательно, процессы принятия решений должны проходить в условиях максимально возможной определенности как внешней, так и внутренней среды. И если внутренняя среда поддается диагностике, то с анализом внешней среды дело обстоит хуже. Не случайно на рынке преуспевают компании, имеющие специальные подразделения, которые занимаются мониторингом внешней среды.

В данном случае цели – антиподы проблем (цель – не существующее, но желаемое состояние системы, а проблема – разрыв или неизбежность его появления между существующим и желаемым состояниями), Таким образом, необходимо избавиться от проблем (решить их) и цель будет достигнута.

10.2. Целеобразование в организациях

Целеобразование (с точки зрения психологии) – процесс актуализации целей в сознании человека. Этот процесс может быть бессознательным, когда осознанные образы будущего возникают в сознании, как некая данность, провидение или видение, или когда контекст цели остается в бессознательном (например, в результате сновидения) и осознанным, как результат самоанализа и анализа контекста, в котором происходит процесс целеобразования.

Приведем ряд толкований понятия «цель».

«Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств»[56].

«Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия» [57].

«Цель – субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему» [58].

«Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить»[59].

«Цели – конкретные конечные состояния или искомые результаты, соответствующие различным уровням компании. Выделяют корпоративные цели, бизнес-цели и цели функциональной деятельности»[60].

Если цель представляет собой не существующее, но желаемое состояние системы, а проблема – есть некое противоречие в системе, требующее разрешения, то взаимосвязь исходного состояния организации, ее стратегических и оперативных целей, а также стратегических и оперативных проблем можно изобразить так, как это представлено на рис. 10.1. Из рисунка следует, что оперативные проблемы возникают постоянно и требуют разрешения.

Оперативная проблема, таким образом, есть незначительное отклонение состояния организации от стратегии или, точнее, от ближайшей оперативной цели, достижение которой соответствует реализации стратегии в некоторой ее части.

Оперативная цель – состояние системы, соответствующее стратегии достижения долгосрочной цели.

Предприятие – смешанная многоцелевая система, стремящаяся к устойчивой стабильности. Внешняя среда вынуждает предприятие реагировать на происходящие в ней изменения, что проявляется в оперативном управлении предприятием.

В том случае, если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то предприятие способно инициировать необходимые события для наступления на конкурентов. Жизненный успех субъектов целеполагания (собственников, менеджеров, клиентов, работников предприятия) определяется успехом предприятия. При определенных условиях субъектом целеполагания, имеющим сонаправленный вектор целей, становится конкурирующее предприятие (такими условиями могут быть образование корпорации; согласование целей деятельности взаимными соглашениями, а также иные формы сотрудничества).

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Для определения связей между целями субъектов целеполагания и целью предприятия как системы необходимо сделать некоторые замечания, руководствуясь положениями системного анализа:

· любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у предприятия, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько;

· под целями субъектов целеполагания будем понимать субъективные модели желаемых состояний субъектов целеполагания, достижение которых ассоциируется у субъектов целеполагания с решением проблем;

· под целью предприятия как многоцелевой социально-экономической системы будем понимать состояние предприятия, обеспечивающее достижение целей всех субъектов целеполагания;

· Цели предприятия могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях (могут быть составлены на различных языках описания), причем область пересечения указанных плоскостей, вероятнее всего, будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной цели организации.

Исходя из данных ранее определений и хода рассуждений, можно построить графическую модель системы целей, состоящую из подсистем целей субъектов целеполагания предприятия.

Как показано на рис. 10.2, цели субъектов целеполагания совпадаюттолько внекоторой своей части (сектор Цп). Так, собственник предприятия заинтересован в получении дивидендов на вложенный капитал, но получение дивидендов станет невозможным, если предприятие обанкротится, поэтому он должен учитывать цели управляющего, одна из которых, – развитие предприятия в нечто совершенное, завоевание максимально возможной доли рынка и т.д.

Работники предприятия стремятся получать высокую заработную плату и иметь приемлемые условия труда, но и они должны знать, что заработная плата выплачивается из фонда оплаты труда, который закладывается в себестоимость продукции, а на себестоимость влияют производительность труда (как фактор, зависящий от прилагаемых работниками усилий), масштаб производства и уровень применяемых технологий.

И наконец, чтобы избежать неожиданностей от конкурентов, нужно знать их цели. В идеальном случае цели предприятия совпадают с целями конкурентов в некоторой части, что проявляется в сотрудничестве. Сотрудничество зачастую снижает конкуренцию в отрасли, но позволяет снизить издержки, часть из которых приходится на борьбу с конкурентами, и если учитываются цели потребителей, то сотрудничество гораздо выгоднее, чем соперничество. Кроме того, использование сочетания некоторых особенных свойств двух организаций может дать ощутимые конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям отрасли (например, сочетание «крупная организация – малая организация» дает совмещение высокотехнологичного потенциала и мобильности). Если цели конкурентов не совпадают с целями предприятия, (см. рис 10.2, пунктирную фигуру 4А), то предприятию придется выделять часть средств для конкурентной борьбы, направленной на увеличение рыночной ниши и притеснение конкурента. Если эти цели касаются еще и кадров, то средства будет необходимо отвлекать на дополнительное мотивирование персонала, «приобретение» наиболее квалифицированных работников конкурирующей организации и т.п.

Таким образом, можно сформулировать аксиому целеполагания.

Существует как минимум одна цель предприятия, достижение которой – цель (обеспечивает достижение целей) всех субъектов целеполагания.

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Рис. 10.2. Модель системы целей предприятия, включающая цели субъектов целеполагания:

Сегмент 1 – собственники (учредители предприятия); сегмент 2 – управленческий персонал; семент 3 – исполнительный персонал предприятия (рабочие и служащие, работники структурных подразделений, инженерно-технические работники); сегмент 4 – конкуренты; сегмент 5 – потребители. Цп – цель предприятия; 4А – альтернативные цели конкурентов; ЦА – альтернативное пересечение целей конкурентов с целями субъектов целеполагания предприятия

Первое следствие аксиомы – если цель предприятия не учитывает целей всех субъектов целеполагания (на предприятии существует конфликт целей), то такое предприятие столкнется с проблемами противоречия целей различных субъектов целеполагания, что может привести его к банкротству.

Второе следствие аксиомы – если известны и учтены цели всех субъектов целеполагания, то предприятие будет гармонично развиваться и его цель будет достигнута.

Третье следствие аксиомы – цель любого предприятия как социально-экономической системы – стабильное развитие, показателями которого выступают:

· рост стоимости предприятия;

· рост показателей финансовой устойчивости;

· уменьшение текучести кадров;

· рост инновационности производства;

· рост уровня труда и социального обеспечения работников;

· формирование и укрепление корпоративной культуры;

· укрепление положительного имиджа предприятия;

При выборе альтернатив решения проблем предприятий возникает необходимость их оценки. Оценивают альтернативы по критериям достижения поставленных целей.

Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 10.1.

Модель состава целей

Наименование характеристикТип целевой ориентации организации
Внутренне заданные целиЦели внешней средыОбразование новых целей
Объект целеобразованияОрганизация как системаКонкуренты и клиенты как внешняя средаЦели как образ будущего
Предмет целеобразованияКонтроль самосохране-нияОперативное управлениеСтратегическое управление
Содержание целейПассивное функционированиеАдаптация к изменяющейся внешней средеФормирование у внешней среды новых целей
Образ формы целей организацииОбщество инвалидовКруговая оборонаНаступление через прорыв
Клиентная ориентация организацийОрганизация и клиент: две несвязанные системыБлагополучие организации зависит от клиентаБлагополучие клиента зависит от развития организации

Назначение указанной таблицы – продемонстрировать положение, в соответствии с которым, содержание целей системы меняется в зависимости от того, что является объектом и предметом целеобразования. Другая задача – показать, на что направлены цели.

Содержание таблицы демонстрирует, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и к существованию независимо от наличия внешней среды. Внешняя среда в лице конкурентов и потребителей продукта организации вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления. В том случае, если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов. Жизненный успех клиента в данном случае определяется успехом самой организации.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования.

10.3. Стратегическая система целей

Но из теории систем известно, что, перефразируя определение, средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем обосновать выдвинутый тезис путем анализа структуры целей организации.

В начале 1980-х гг. А.И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует словосочетание – миссия вовне). Цели-ориентации соответствовали общим интересам работников, которые могли быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели системы реализовывали потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать – цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется прежде всего структурой, совокупностью связей между частями системы) и т.д.

Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.

Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей, как нам представляется, в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.

Под целью здесь понимается субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигать цель. Подобная «тень» цели на среде представляет собой средство достижения цели – систему (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое).

Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания характеризующих рассматриваемую цель. Пример подобного описания (конфигуратора целей) приведен на рис. 10.3.

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемыРис. 10.3. Конфигуратор цели организации

Таким образом, на рисунке проиллюстрированы взаимосвязи основных целевых характеристик организации, которые позволяют сделать следующие выводы:

· стратегия есть система достижения цели организации;

· содержание стратегии есть отображение, проекция видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду;

· направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду, и вовнутрь организации: в социальную структуру и структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации;

· стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, которое состоит из элементов внешней среды и слабо-структурировано;

· цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем;

· wели организации (как любой системы) формируются под воздействием многих факторов (рис. 10.4) и могут быть различными: по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными, как свойства любой системы, и субъективными, как образ, к которому стремится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятий «цель» и «целеобразование».

2. Что представляют собой стратегические и оперативные цели организации, какова их взаимосвязь?

3. Цели каких субъектов целеполагания необходимо учитывать при определении целей организации?

4. Что представляет собой вектор целей конкурирующей организации по отношению к вектору целей организации, в каких случаях данные векторы могут иметь одинаковую направленность?

5. Сформулируйте аксиому целеполагания в организациях.

6. Каковы следствия аксиомы целеполагания?

7. Что представляет собой стратегическая система целей?

8. Назовите три вида целей по А.И. Пригожину, не связанных между собой иерархией. К чему, на ваш взгляд, могут привести конфликты между данными видами целей?

9. Должны ли оперативные цели соответствовать стратегии организации?

10.Назовите факторы, влияющие на формирование целей.

в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть фото в проблемное поле входят следующие проблемы. Смотреть картинку в проблемное поле входят следующие проблемы. Картинка про в проблемное поле входят следующие проблемы. Фото в проблемное поле входят следующие проблемы

Рис. 10.4. Распределение факторов, влияющих на формирование целей

Тема 11. КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

11.1. Критерии принятия решений и их шкалы.

11.2. Показатели и критерии эффективности.

11.1. Критерии принятия решений и их шкалы

Для формализации задачи выбора необходимо, чтобы альтернативы сравнивались по количественным критериям. Поэтому важно, чтобы большая часть (особенно наиболее весомых) критериев состояла из количественных критериев.

Следовательно, критерий есть количественно выраженная цель – ее количественная модель. Например, можно определить такие общие для большинства предприятий критерии достижения целей:

· для собственников – высокие и стабильные дивиденды не ниже банковского процента по вкладам (не менее 12%, например);

· для управляющих – доля рынка (например, не менее 42%), уровень применяемых технологий (например, соответствующий
ISO9000), репутация предприятия (например, репутация 100%-ного плательщика по обязательствам), уровень корпоративной культуры (например, количество случаев появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии – 1 случай в год на 1000 работающих);

· для работников – увеличение заработной платы (например, темпами, превышающими инфляцию на 2%), социальные гарантии (например, перечисления в Пенсионный фонд);

· для конкурентов – доля рынка: увеличение на n-процентов (если цели согласованы) или уменьшение на n-процентов (если цели не согласованы и цель конкурентов заменяется на противодействующую цель предприятия);

· для клиентов – цена и качество товара: снижение цен на
n-процентов, увеличение товарной номенклатуры до m-позиций, оказание p-дополнительных услуг.

Перечисленные выше критерии образуют систему критериев достижения целей предприятия.

Для получения оценок по критериям используются определенные шкалы, которые задают совокупность возможных значений показателей и их допустимых преобразований. Существуют три основных типа шкал – номинальная, порядковая и метрическая. В свою очередь, к метрическим шкалам относятся шкала интервалов, шкал отношений и абсолютная шкала. Показатели, значения которых измеряются в номинальной или порядковой шкалах, называются качественными. Количественными называют такие показатели, значения которых измеряются в любой метрической шкале.

Каждый тип шкалы имеет свою информативность и свой класс допустимых преобразований (т.е. операций с показателем). При измерении показателей наибольшее распространение имеют номинальные, порядковые и метрические шкалы. Среди метрических выделяются абсолютные шкалы, шкалы отношений и интервальные шкалы.

Номинальная шкала, или шкала наименований, применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам. В этой шкале число используют лишь для обозначения и выделения объекта. Это наименее совершенный тип шкалы.

Порядковая шкала (ранговая) используется для упорядочения объектов по одному или несколько признакам. Числа в этой шкале определяют только порядок следования объектов по их предпочтительности, но не позволяют утверждать, в какой степени один объект предпочтительнее, чем другой.

Шкала интервалов применяется для отображения различий между свойствами объектов. Значения показателей в шкале интервалов позволяют определить, насколько один объект превосходит другой. Эта шкала может иметь произвольные точки и масштаб. Основное свойство шкалы интервалов – сохранение отношения интервалов при любом допустимом преобразовании шкалы.

Шкала отношений – частный случай шкалы интервалов при выборе нулевой точки отсчета. В отличие от шкалы интервалов она позволяет судить, во сколько раз некоторое свойство одного объекта «сильнее» или «слабее», чем это же свойство у другого объекта.

Абсолютная шкала – самая совершенная, в ней не допускается никаких преобразований показателей. Это означает, что существует только одно отображение объектов в числовую шкалу.

Шкала считается тем совершенней, чем меньше множество ее допустимых преобразований. А это, в свою очередь, дает возможность более точно определить понятия «количественный» и «качественный показатели».

11.2. Показатели и критерии эффективности

Для осуществления выбора альтернативы из множества рассматриваемых их необходимо оценить. Оценивают альтернативы по критерию эффективности – определяющему правилу. Существуют два основных вида критерия эффективности, которые носят названия «критерий оптимальности» и «критерий пригодности». Критерии оптимальности используются для принятия оптимальных решений, которые обеспечивают максимальную эффективность операции. Критерии пригодности используются для принятия удовлетворительных решений, которые обеспечивают требуемую эффективность операции.

Для принятия управленческих решений недостаточно знать, по каким показателям будет оцениваться эффективность операции. Для того чтобы принять решение, необходимо использовать определенные правила, позволяющие выбрать наилучший или приемлемый вариант действий из множества допустимых. Такие правила определяются критериями эффективности.

Критерий эффективности формулируется на основе показателей, описывающих количественно цель (или цели) принятия решения. В таком случае критерий эффективности – определяющий выбор критерий. Существуют две концепции, на основе которых формируется критерий эффективности: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности.

На основе концепции максимизации полезности формируется критерий оптимальности, а на основе концепции ограниченной рациональности – критерий пригодности.

Использование критерия оптимальности означает, что управленческое решение считается оптимальным, если оно обеспечивает максимальную эффективность.

Скалярный показатель эффективности играет роль функции полезности, которую необходимо максимизировать. Например, оптимальным может быть признано стратегическое решение, которое обеспечивает захват максимальной доли рынка или минимальные риски.

Использование векторного показателя эффективности предполагает, что роль функции полезности будет играть некоторое математическое выражение в виде комбинации частных показателей, выражающих количественную модель достижения цели некоторой функцией эффективности. Например, если решение принимается с учетом двух показателей — доля рынка и риски, то функция эффективности может выглядеть как доли рынка к рискам, т.е. иметь «физический» смысл рыночной доли на единицу рисков. Оптимальным в данном случае считают решение, которому соответствует максимальное значение этой функции.

Если взаимосвязи между показателями не выражены явно, т.е. выражение функции полезности неизвестно, то применяют специальные методы ее построения, либо решение принимается путем непосредственного сравнения между собой значений векторного показателя для различных альтернатив. Если число частных показателей и число альтернатив велико, то при этом могут использоваться вспомогательные методы, облегчающие процесс поиска и выбор наилучшей альтернативы. В этом случае оптимальным считается наилучшее компромиссное решение, принятое человеком субъективно с учетом значений всех показателей эффективности.

Следовательно, критерий оптимальности — это такое решающее правило, согласно которому следует принимать только решение, обеспечивающее максимальную эффективность.

Критерий пригодностииспользуется для принятия решений, соответствующих требованиям целедостижения в соответствии с концепцией ограниченной рациональности. Управленческое решение считается удовлетворительным, если оно обеспечивает требуемую эффективность операции.

Если для принятия решения используется скалярный показатель эффективности, то удовлетворительными будут такие решения, которым соответствует оценка данного показателя не хуже, чем некоторое «пороговое» значение, но не обязательно обеспечивающие максимальную эффективность операции. Например, ожидаемая производительность должна быть не меньше требуемой или процент брака не должен быть выше допустимого.

Если используется векторный показатель, то удовлетворительными следует признать такие решения, которые удовлетворяют всем требованиям по частным показателям одновременно либо обеспечивают требуемое значение обобщенного показателя эффективности или функции полезности, если она известна».

Следовательно, критерий пригодности — это решающее правило, согласно которому принимаются только такие решения, которые обеспечивают требуемую, но не обязательно максимальную эффективность операции. Если таких решений несколько, то считается, что все они одинаковы по предпочтительности и человеку безразлично, какое из них выбрать. Обычно в этом случае принимается решение, соответствующее личным предпочтениям (по скрытым или как еще говорят – латентным критериям) и дальнейший поиск прекращается.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «критерий».

2. Для чего необходимы критерии, какова их сущность?

3. Какие критерии предпочтительнее с точки зрения оценки альтернатив – количественные или качественные?

4. Для чего необходимы шкалы критериев? Что они определяют?

5. Какие шкалы критериев вы знаете? Какие шкалы критериев наиболее распространены?

6. По какому критерию чаще всего оцениваются альтернативы?

7. В чем сущность критериев оптимальности и пригодности, каково их отличие?

8. В чем специфика осуществления оценки по векторному критерию эффективности?

Тема 12. ГЕНЕРИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ РЕШЕНИЯ

12.1. Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений

12.2. Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр

12.1. Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *