вдруг навалился густой туман как будто стеной
Вдруг навалился густой туман как будто стеной
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вдруг навалился густой туман (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) я решил вернуться на тропинку (4) которая должна была находиться слева.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Запятые под номерами2 и 3 выделяют придаточное предложение «чтобы не заблудиться». Запятая под номером 1 разделяет части сложносочиненного предложения: «Вдруг навалился густой туман» и «я решил вернуться на тропинку». Запятая под номером 4 отделяет придаточное предложение «которая должна была находиться слева» от главного «я решил вернуться на тропинку».
Два блока, первый—простое предложение, второй СПП. Между блоками сочинительная связь, зпт 1.
Слово вдруг никак не может быть общим членом. В этом задании таких случаев, во-первых, не бывает, а во-вторых, разве герой решил вернуться вдруг? Нет, он решил это сделать, чтобы не заблудиться.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.
Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:
1) <Печален я>: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи
Схема разбора сложного предложения с разными видами связи
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).
5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).
6. Составить схему предложения.
Образец разбора сложного предложения с разными видами связи
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он_ меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).
Задание №13
На улице дождь – выйти невозможно. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Прилетели зяблики – лес ожил. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы еще не раскрыли венчиков. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Зимою еще скучнее становилось на хуторе: сугробы со всех сторон облегали постройки. Староста спросил у него документ – документа не оказалось. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Я поднял глаза: высоко в небе неслись над станицей птицы. Снегом занесло дороги – теперь ни проехать, ни пройти. Соловей в середине мая запел – весна пойдет дружнее. Он подумал, понюхал: пахнет медом.
Задание №15
С востока надвигались темные тучи, и оттуда потягивало влагой. Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева. Сережа оглянулся: пожар все больше охватывал школу. Ударил сильный гром – задрожали все окна. По мере того как наступала темнота, комната моя становилась как будто просторнее. Когда наступает осень, ветер срывает с деревьев последнюю одежду и дождь постукивает в окно костяшками пальцев. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. Он объяснил, что, если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах уже виднелись ледяные закрайки. Вода спадет – сразу начинайте земляные работы. Летом скворцов трудно увидеть: они живут в густых лесах. Сумерки приближались, и надо было торопиться. Ветер распахнул дверь в сени, и стало слышно, как глухо ревет за Доном полая вода.
Задание №16
Тренажер «Пунктуация в многочленном сложном предложении» (задание 19 ЕГЭ по русскому языку)
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
О том (1) что в течение долго времени по всей столице шёл гул самых невероятных слухов (2) очень быстро перекинувшихся в отдаленные и глухие места провинции(3) и говорить не приходится (4) и слухи эти даже тошно повторять.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Как-то сразу потемнело (1) и наступила ночь (2) но (3) если посмотреть на небо (4) то звёзд не увидишь.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
На небольшой поляне мы решили развести костёр (1) чтобы приготовить себе еду (2) и (3) пока он медленно разгорался (4) к нам незаметно подкралась сладкая дремота.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Одна за другой звёзды гасли на небе (1) и (2) когда мы уже подходили к дому (3) то увидели (4) что из-за горизонта медленно поднимается ярко-красное солнце.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Издали он ещё раз обернулся (1) но увидел только рожь(2) которая клонилась и покорялась под ветром (3) избы же деревни и маленькая мать скрылись за далью земли(4) и грустно стало без них.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Переправившись через реку (1) войско персов устремилось в глубину скифских равнин (2) и Дарий ласкал себя надеждой (3) что скифы непременно выйдут ему навстречу (4) и покорятся ему .
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Сентябрьскими вечерами уже не поют соловьи (1) но пахнет цветами (2) и степь (3) которая вольно раскинулась под сероватым небом (4) ещё полна жизни.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Боец запел (1) и (2) хотя песня звучала тихо (3) и я не мог разобрать всех слов (4) моё сердце наполнилось необъяснимым восторгом.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Однажды Аристотель задумался о конструкции Вселенной (1) и тут ему (2) как раз попалась гипотеза Евдокса (3) которую ещё не все древние греки приняли (4) как единственно верную.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Мне казалось (1) что (2) если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность (3) то он мог бы рассказать (4) что-то глубоко печальное и значительное.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Вдали синело море (1) и (2) чем ближе мы подходили к нему (3) тем отчётливее слышался рокот волн (4) которые с силой ударялись о прибрежные скалы.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
В саду уже расцвели тюльпаны (1) и (2) когда я утром открываю окно (3) то они тянутся навстречу дню (4) и качают своими ярко-красными головками.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
На улице шёл дождь(1) и (2) когда Егор вернулся в избу (3) то одежда его была насквозь мокрой (4) а выражение лица хмурым.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
На небольшой поляне мы решили развести костёр (1) чтобы приготовить себе еду (2) и (3) пока он медленно разгорался (4) к нам незаметно подкралась сладкая дремота.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
О том (1) что в течение долго времени по всей столице шёл гул самых невероятных слухов(2) очень быстро перекинувшихся в отдаленные и глухие места провинции(3) и говорить не приходится (4) и слухи эти даже тошно повторять.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Глядя на Алика, я подумал (1) что (2) если бы у нас в классе не было настоящего рыжего (3) то он сошёл бы за него (4) потому что волосы у него светлые (5) а веснушки (6) которые он скрывал (7) обнаружились во время укола.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Одна за другой звёзды гасли на небе (1) и (2) когда мы уже подходили к дому (3) то увидели (4) что из-за горизонта медленно поднимается ярко-красное солнце.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Бог оставил её мне (1)и (2) когда она выздоровела (3) никогда не отвечала она на частые вопросы мои о зеркале и цыганке (4) причине ее крика и обморока.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Надвигалась гроза (1) и (2) когда тучи закрыли небо (3) стало не по себе.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Вечерело (1) и (2) когда мы вышли из дома (3) деревья слились уже в темную массу.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Он закидывает голову назад (1) и (2) когда говорит (3) поминутно крутит усы левой рукой.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Когда я вернулся в свою комнату (1) уже совсем рассвело (2) и (3) народ стал подниматься.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
На луговине гулял ветерок (1) и (2) пока мы отдыхали (3) ни один комар не пропищал над ухом.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Он знал (1) что в комнату смотрит солнце (2 ) и (3 ) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов посыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Куница временно исчезла (1) но (2) когда она поправилась и окрепла (3) то она снова пришла к тому дом (4) куда её будто на поводе тянуло.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Приходилось вес время быть настороже (1 ) и (2) когда она спрашивала меня (3) права ли она (4) то спешил ответить ей (5) что она права (6) и что я глубоко ее уважаю.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Ассоль зажмурилась (1) но (2) когда она решилась открыть глаза (3) покачиванье шлюпки, блеск волн, приближающийся корабль — все было необъяснимым сном (4) где свет и вода качались, кружась (5) как игра солнечных зайчиков на струящейся лучами стене.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Ещё издалека Сергей увидел группу ребят (1) и (2) когда он подошёл поближе (3) от толпы отделился один паренёк и с приветливой улыбкой направился к нему (4) тогда как остальные не обратили на него никакого внимания.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Его собирались эвакуировать (1) но он взмолился (2) чтобы его оставили вблизи станции (3) и его оставили дома.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то (3) что перед ним сейчас была скучная серая дорога (4) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (5) ему вдруг стало весело.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков (1) мы понимаем (2) что праздник (3) не может быть (4) вечным (5) и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные задачи.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить (5) даже на самом необходимом.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
После того (1) как все гости разъехались (2) хозяйке захотелось побыть одной (3) и (4) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (5) она не стала удерживать сына.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Левин уже давно заметил (1) что (2) когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости и покорности (3) то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
И я даже не уверена (1) что было бы хорошо (2) если бы ревность совсем исчезла: боюсь (3) что от этого обеднела бы любовь.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Господин Голядкин пробормотал извинение (1) и (2) когда прохожий отошёл уже на значительное расстояние (3) осмотрелся (4) чтобы понять (5) где он находится .
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
И сегодня (1) спустя много лет (2) когда я вспоминаю тот случай (3) моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь (4) особенно (5) если пытаешься её понять.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Нехлюдов вспомнил (1) как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том (2) что (3) и (4) как он будет делать (5) и вспомнил (6) как он запутался в этих вопросах (7) и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопросу.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Переулок был весь в садах (1) и (2) у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень (3) так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Солнце закатилось (1) и (2) ночь последовала за днем без промежутка (3) как это обыкновенно бывает на юге.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
В парке было просторно (1) и (2) росли одни только дубы (3) они стали распускаться только недавно (4) так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Весь день стояла прекрасная погода (1) но (2) когда (3) мы подплывали к Одессе (4) пошел сильный дождь.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Надвигалась зима (1) и (2) когда ударили первые морозы (3) то жить в лесу стало тяжело.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Надвигалась зима (1) и (2) когда ударили первые морозы (3) жить в лесу стало тяжело.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Можешь мне позвонить (1) но (2) если ты не позвонишь сегодня (3) завтра мы уедем.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Можешь мне позвонить (1) но (2) если ты не позвонишь сегодня (3) то завтра мы уедем.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Я думаю (1) что (2) если ты будешь стараться (3)у тебя всё получится.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Я думаю (1) что (2) если ты будешь стараться (3) то у тебя всё получится.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Вдруг навалился густой туман (1) как будто стеной отделил он меня от остального мира (2) и (3) чтобы не заблудиться (4) я решил вернуться на тропинку (5) которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Мальчик был добрый (1) но только калачнику всегда говорили (2) что с Селиваном требуется осторожность (3) потому что у него на лице была красная метинка (4) а это даром не ставится.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Особенно понравилась Клервиллю та барышня (1) с которой его посадили: она была такова (2) какой должна была быть девушка (3) из петербургской передовой интеллигенции.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Солнце било в окно (1) и (2) когда он поднял голову (3) ему пришлось зажмуриться.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни (1) а (2) так как умение рассказывать даётся не всякому (3) то к рассказам с художественной стороны не придирались.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Архитектура — это тоже летопись мира: она говорит тогда (1) когда уже молчат и песни, и предания (2) и (3) когда уже ничто не говорит о погибшем народе (4) и поэтому люди должны беречь памятники старины.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Небо все ниже нависает над нами; слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня (1) и (2) в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки (3) которые всегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Общество «Зеленая лампа» политической цели не имело; члены съезжались для того (1) чтобы читать друг другу новые литературные произведения, свои и чужие (2) и обязывались сохранять в тайне всё (3) что на их собраниях происходило (4) и нередко случалось (5) что там слушали и разбирали стихи и прозу, написанную в сатирическом или вольнолюбивом духе.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Печален я: со мною друга нет (1) с кем долгую запил бы я разлуку (2) кому бы мог пожать от сердца руку (3) и пожелать весёлых много лет.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Солнце (1) как будто запоздало в это утро (2) и (3) когда оно заглянуло из-за домов и церквей (4) застало всех в страшной суматохе.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Ей попробовали рассказать (1) что говорил доктор (2) но оказалось (3) что (4) хотя доктор и говорил очень складно и долго (5) никак нельзя было передать того (6) что он сказал.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось (1) что я только закрыл глаза (2) но (3) когда же я раскрыл их (4) то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца (5) в которых кружились бесчисленные золотые пылинки.
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Надвигалась зима (1) и (2) когда ударили первые морозы (3) жить в лесу стало тяжело.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Надвигалась зима (1) и (2) когда ударили первые морозы (3) то жить в лесу стало тяжело.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Но вот однажды, в оттепельный мартовский день (1) когда аэродром за одно утро вдруг потемнел (2) а пористый снег осел так (3) что самолеты оставляли на нем глубокие борозды (4) Алексей поднялся на своем истребителе (5) и настроение сразу же стало необыкновенно радостным.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Он говорил о том (1) с какой нежностью (2) и как весело нужно относиться к вещам (3) и странная мечтательная улыбка щекотала ему усы, морщила и снова расправляла складки губ.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Ещё была зима (1) но солнце начинало ходить выше (2) и в полдень (3) когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять (4) пригревало так (5) что становилось жарко.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Мы вступаем в открытое море (1) но (2) если хорошо приглядеться (3) то на горизонте уже виднеются синие тени земли.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Солнце взошло (1) и (2) хотя на небе не было ни облачка (3) но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Я зашёл к Лоре (1) чтобы поделиться с ней новостью (2) но её не оказалось дома.
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Собачья конура была похожа на игрушечный домик (1) какие бывают в детских парках (2) и только чёрный круг входной дыры напоминал об её истинном назначении .
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Тут в комнату ворвался ветер (1) так что пламя свечей в канделябрах легло (2) тяжёлая занавеска на окне отодвинулась (3) распахнулось окно (4) и в далёкой высоте открылась полная луна .
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Он опять сделал паузу; и вдруг генерал понял (1) что видит перед собой преобразившегося человека: сто бесцветные глаза светились энергией (2) и весь он был так похож на профессора .
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Зашумели берёзы неподалёку от костра (1) и (2) чудится (3) что кто-то большой шагает по сухим листьям.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Его охватил покой (1) потому что день завершился (2) а такой покой охватывает иной раз (3) когда разрешишь давно мучившую тебя задачу .
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Он никогда не хохочет (1) он улыбается так: зубы покажет все до одного (2) а кожа на щеках при этом почти неподвижна (3) словно перетянута (4) и он боится (5) как бы не лопнула.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Мальчик старика боялся (1) и (2) когда тот изредка появлялся в их доме (3) старался держаться от важного посетителя в стороне .
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Веня не перебивал Родю (1) но (2) когда тот закончил рассказ (3) посмотрел на него с досадой .
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Он не замечал (1)как шло время (2)но (3) когда глянул на часы (4)то увидел (5)что уже поздно .
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Осенью пляж был безлюден (1) и (2) когда мы возвращались из школы (3) я шёл домой через пустынный пляж .
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Девушка бледнела от ночной прохлады (1) и (2) когда они выходили из сада (3) раздвигая мокрые синеватые листья (4) она вздрагивала.
(в основе заданий – ресурсы Интернета)
1. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Вокруг меня живут люди (1) которые любят (2) и умеют работать (3) которые ставят перед собой цели (4) и достигают их (5) а (6) если не получается (7) то не опускают руки.
2. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Машина подъезжала к остановке (1) и (2) когда была уже совсем близко (3) шофёр свернул в ближайший переулок.
3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Я привстал с кровати (1) и (2) если бы не схватил руку медсестры(3) то упал бы.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Мы не торопились (1) но (2) когда начал накрапывать дождь (3) то мы прибавили шагу.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Я проспал часа четыре (1) и (2) когда проснулся (3) уже стемнело.
6. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Я пробовал посадить ослика (1) но он заупрямился (2) и (3) когда я ударил его (4) он только недоумённо повёл ушами.
7. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Всё это начинало мне надоедать (1) и (2) когда мы двинулись дальше (3) я приметил в фасаде одного из домов углубление нечто вроде ниши (4) защищенной от ветра.
8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями (1) и (2) если близко подойти к ним (3) то (4) как будто вился от них лёгкий запах — остаток ли отданного во время жизни или уже первое тление.
9. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Дина играла с Олей и Игорем в разные игры (1) и в доме стало шумно (2) потому что (3) когда в доме один ребёнок (4) то это одно (5) а (6) когда больше одного (7) то это уже куча мала .
10. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Где-то плакал чибис (1) и изредка раздавался писк бекасов (2) прилетевших поглядеть (3) не уехали ли непрошеные гости.