ветер в поле ветку клонит
Подколодная змея.
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, гори моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Нет житья мне здесь без милой:
С кем теперь пойду к венцу?
Знать судьба, судьба моя с могилой
Обвенчаться молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, моя родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро ль, скоро ль, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
История создания песни. Романс «Лучина или То не ветку ветер клонит»
Стихи не часто становятся песнями и романсами, даже стихи очень хороших поэтов, а стихи третьестепенных авторов и того подавно, но часто бывает, что именно их стихи, вдруг, неожиданно и помимо их намерений, становятся народными, авторство которых забывается именно потому, что они уходят в народ, как, например, случилось с песней «Лучина».
Извела меня кручина,
Подколодная змея!
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я.
Не житье мне здесь без милой.
С кем теперь идти к венцу?
Знать, судил мне рок с могилой
Обручиться, молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска?
Поэт разделил участь неизвестных авторов самых известных песен: «Однозвучно гремит колокольчик», легендарного «Варяга», «Гори, гори. » и других, хотя печатался он в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки» и «Московитянин», находившемся под покровительством самого графа С.С.Уварова.
Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Поэтому напишу, что нашла о его жизни.
Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре. В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства. В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.
Расцвет творчества Александра Варламова пришелся, когда он уехал из Петербурга, самого западного города, смотревшего через окно в Европу, уехал в первопрестольную. И именно Москва патриархальная сделала его горячим поклонником русской народной песни.
Пятнадцать лет, что композитор провел в Москве, стали расцветом его творчества. Он удивительно точно почувствовал атмосферу и нерв той эпохи, именно поэтому его песни и романсы («Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные», «На заре ты ее не буди») пели и в русской избе, и в дворянских усадьбах. Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.
Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований.
Задушевность, теплота и нежность отличает большинство песен и романсов Варламова. Без его музыки стихи Семёна Стромилова никогда бы не стали популярными, и так и остались бы никому неизвестными. Варламов писал музыку и к другим стихам Стромилова («Ожидание» и «К птичке»).
Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И вдаль глядят печально очи?
Туманом даль заслонена!
Кого ты ждешь? По ком, тоскуя,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?
Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?
Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокий,
В чужую землю схоронен.
(С.Стромилов. Ожидание, 1839)
Благовестница природы!
Спой для праздника весны
Песню горней стороны,
И веселья, и свободы!
Расскажи мне, как на воле,
Ты, беспечная, живешь?
С кем знакомства ты ведешь;
Что поешь в лазурном поле?
Птичка, птичка! Как, откуда
Ты взяла такой наряд?
Как роскошен, как богат!
Что за прелесть, что за чудо!
(С.Стромилов. К птичке. Отрывок. 40-е годы)
Но ни та, ни другая песня не превзошли популярность «Лучины», которую поют уже почти сто пятьдесят лет оперные певцы, исполнители авторских и русских песен, многочисленные хоры и фольклорные ансамбли. О поэте очень мало написано, а если написано, то очень неточно, а иногда и просто уничижительно. Вот, например, что сказано о нем в советском сборнике о песнях русских поэтов (1965):
Евгений Евтушенко, однако, включил Семёна Стромилова в свою антологию русской поэзии, исключительно и только благодаря песне «Лучина», обессмертившей имя поэта. Несмотря на скудость информации, все-таки кое-какие сведения о поэте есть. Родился он в 1810 году и, судя по тому, что учился в Благородном пансионе при Московском университете, был дворянского происхождения.
С 1831 года Семён Стромилов начал служить чиновником в ведомстве военного генерал-губернатора Москвы. К народным песням поэт пришел не сразу. Начинал он с кавказской темы, очень популярной в тридцатые-сороковые годы позапрошлого века.
Я статней, ровней платана,
Гибче, тоньше, чем лоза.
Легче во сто раз тумана
И прозрачней, чем слеза.
Я в движеньях — ветер горный,
Голос мой звучней струны,
Мой наряд такой узорный —
Облит золотом луны…
Но постепенно стихи Стромилова становились тише, проще и душевней, что и привлекло к ним таких композиторов, как Александр Варламов и Александр Алябьев.
В исполнении Кадышевой
Ветер в поле ветку клонит
ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ
Музыка Александра Варламова
Слова Семена Стромилова
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Не житьё мне здесь без милой:
С кем теперь идти к венцу?
Знать судил мне рок с могилой
Обручиться молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро ль, скоро ль, гробовая
Скроет грудь мою доска?
Две последние строки повторяются
Лучина, моя лучинушка березовая,
Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь. )
Исполнение Марии Максаковой, передача «В нашу гавань заходили корабли», «5 канал», 19.10.2008:
ВАРИАНТЫ (4)
1.
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Не житьё мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать сулил мне рок с могилой
Обвенчаться молодцу.
Расступись, земля сырая.
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В темный терем гробовой.
Владимирский С. Н. Гитара для всех. М.: «Пионерская правда» : Рось : Фантастика для всех, 1994
2. То не ветер ветку клонит
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
ы гори, догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Расступись, земля сырая.
Дай мне, молодцу, покой.
Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой…
3. Что не ветер ветку клонит
Что не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
Знать мое, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.
Знать мое, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.
Извела меня кручина —
Подколодная змея,
Догорай, гори, моя лучинушка,
Догорю с тобой и я.
Догорай, гори, моя лучинушка,
Догорю с тобой и я.
Не житье мне здесь без милой.
С кем пойду я под венец?
Знать, судьба — могила,
Обвенчался молодец.
— Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой,
Будь мне матерью, родная,
Я сыночек буду твой.
Записана от Соболевой С. И., 1905 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. В 1 ч. сб. «Фольклор семиреченских казаков», № 20. Здесь приведен более полный текст. См. «Песни и романсы русских поэтов», серия «Библиотека поэта», М.-Л., 1965, № 418. «То не ветер ветку клонит» С. И. Стромилова.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 296.
4. То не ветер ветку клонит
Слова С. Н. Стромилова
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Не житье мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать судил, судил мне рок с могилой,
Обвенчаться, молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне молодцу покой,
Приюти, приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой!
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро ль, скоро ль, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска.
Русские народные песни. Песенник. Ред.-сост. проф. Е. В. Гиппиус. Гос. изд-во «Искусство», Л., 1943, стр. 238.
10, 12 и 16 строки – в народном разночтении
То Не Ветер Ветку Клонит
То не ветер ветку клонит
ВОТ ЭТО ГОЛОС ШОК ДУШУ РВЁТ То не ветер ветку клонит Лучинушка поёт Юлия Боголепова
То не ветер ветку клонит ансамбль Пташица
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит Олег Погудин
Анатолий Соловьяненко То не ветер ветку клонит
Вика Цыганова То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит О Воронец
Стас Михайлов Ой то не ветер ветку клонит Live
Ольга воронец То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит Иван Козловский
Георг Отс То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
Янка То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит Народная Karaoke Ru
То не ветер ветку клонит Версия
То Не Ветер Ветку Клонит
Г ВиноградовТо не ветер G Vinogradov A Varlamov Romance
То не ветер ветку клонит Борис Андреев
Георгий Виноградов То не ветер ветку клонит
ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ
Вика Цыганова То не ветер ветку клонит
Tatjana Iwanow То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
НИНА ШАЦКАЯ То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит Гитара
То не ветер ветку клонит Фолк театр Забайкалье
То не ветер ветку клонит
Русская народная песня То не ветер ветку клонит Cover Sheepовская
То не ветер ветку клонит
Олег Погудин То не ветер ветку клонит
Хор Гавани То не ветер ветку клонит
Chorus Of The Sretensky Monastery That Does Not Bend A Branch Of The Wind Russian Folk Song
Хор Пересвет То не ветер ветку клонит
Олег Погудин То не ветер ветку клонит
то не ветер ветку клонит
ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ фрагмент из телефильма Кащей Бессьертный
То не ветер ветку клонит Вариация с переборами разбор на гармони
То не ветер ветку клонит Musicelia Cover
Русская народная песня То не ветер ветку клонит в обработке Суркова Исполняет Моринова Анна
Русская народная песня То не ветер ветку клонит Галина Улетова и Георгий Мещеряков
То не ветер ветку клонит гитара Л Скат
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит шуйская гармонь
То не ветер ветку клонит на гармони Оригинальное вступление
То не ветер ветку клонит
Jgraj Bajan 001 ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ
Здесь Вы можете скачать То Не Ветер Ветку Клонит. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню То не ветер ветку клонит размером 4.12 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.
Слушают
То Не Ветер Ветку Клонит
Суруди Ало Гулдона Дона Дона Ёракум Кахр Кардай Намиёя Хона Hd
Retro Und Nostalgie Network Visa
Танец Грибочков Евтодьева
Сәт Тобы Биле Биле2014 Казакша Клип Hd Tdm
Шамши Калдаяков Ана Туралы Жыр Караоке Под Баян
Jeray Band Zebosanam Nola Doram 2019 Гр Джерай Зебосанам Нола Дорам
Magic Tiles 3 Sudden Fun
Гүлдария Әні Бердах Берікболов
Alan Walker Remux Cyberpunk
Last Breath Phase 4
Максат Кыштобаев Айжаркын
Жаңылыктар 02 05 18 Күндүзгү Чыгарылыш 15 00 Нтс Кыргызстан
Самый Лучший Клип По Аниме Ван Пис
Макс Барских Рингтон Берега
Где Родился Там И Пригодился
Скачивают
Достоевский Биография В Портретах Mp4
Самое Красивое Чтение Абу Бакар Аш Шатри Сура Прощающий
Fred Daphne The Heart Wants What It Wants Selena Gomez
Zumba Fitness Workout With Jo Feelgoodfitness
Brianda Legna Y Juls En Pinky Promise T2 Ep 7
Drum And Bass Workout Mix 3
I Will Still Praise You By Gretchen Espina
Электроника 302 Искусствопринадлежитнароду Lo Fi Synthpop Sovietwave Dreamwave Synthwave New Wave
Фано Тека Леприконсы Хали Гали
Painis Csupo Has A Sparta Venom Remix Ab75 Edition
Family Guy The Drunken Clammers Play Baseball
Канареечный Вьюрок Канареечный Вьюрок Европейский Вьюрок Или Желтозобик Лат Serinus Serinus
Top 5 Scary Demons Living On Earth Part 4
Wanda Nara Video Prohibido
Stromae Alors On Danse Tom Wilkinson Remake In Fl Studio 10
Fashion Blogging How To Start A Fashion Blog Fashion Blogging On Instagram Tips
Unyobore Mwami By Worship Team Full Gospel Church Burundi
Shamsudheen Cherpulassery Snake Makudi Reading Original Sound Real Makudi Sound
История создания песни. Романс «Лучина или То не ветку ветер клонит»
Стихи не часто становятся песнями и романсами, даже стихи очень хороших поэтов, а стихи третьестепенных авторов и того подавно, но часто бывает, что именно их стихи, вдруг, неожиданно и помимо их намерений, становятся народными, авторство которых забывается именно потому, что они уходят в народ, как, например, случилось с песней «Лучина».
Извела меня кручина,
Подколодная змея!
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я.
Не житье мне здесь без милой.
С кем теперь идти к венцу?
Знать, судил мне рок с могилой
Обручиться, молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска?
Поэт разделил участь неизвестных авторов самых известных песен: «Однозвучно гремит колокольчик», легендарного «Варяга», «Гори, гори. » и других, хотя печатался он в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки» и «Московитянин», находившемся под покровительством самого графа С.С.Уварова.
Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Поэтому напишу, что нашла о его жизни.
Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре. В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства. В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.
Расцвет творчества Александра Варламова пришелся, когда он уехал из Петербурга, самого западного города, смотревшего через окно в Европу, уехал в первопрестольную. И именно Москва патриархальная сделала его горячим поклонником русской народной песни.
Пятнадцать лет, что композитор провел в Москве, стали расцветом его творчества. Он удивительно точно почувствовал атмосферу и нерв той эпохи, именно поэтому его песни и романсы («Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные», «На заре ты ее не буди») пели и в русской избе, и в дворянских усадьбах. Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.
Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований.
Задушевность, теплота и нежность отличает большинство песен и романсов Варламова. Без его музыки стихи Семёна Стромилова никогда бы не стали популярными, и так и остались бы никому неизвестными. Варламов писал музыку и к другим стихам Стромилова («Ожидание» и «К птичке»).
Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И вдаль глядят печально очи?
Туманом даль заслонена!
Кого ты ждешь? По ком, тоскуя,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?
Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?
Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокий,
В чужую землю схоронен.
(С.Стромилов. Ожидание, 1839)
Благовестница природы!
Спой для праздника весны
Песню горней стороны,
И веселья, и свободы!
Расскажи мне, как на воле,
Ты, беспечная, живешь?
С кем знакомства ты ведешь;
Что поешь в лазурном поле?
Птичка, птичка! Как, откуда
Ты взяла такой наряд?
Как роскошен, как богат!
Что за прелесть, что за чудо!
(С.Стромилов. К птичке. Отрывок. 40-е годы)
Но ни та, ни другая песня не превзошли популярность «Лучины», которую поют уже почти сто пятьдесят лет оперные певцы, исполнители авторских и русских песен, многочисленные хоры и фольклорные ансамбли. О поэте очень мало написано, а если написано, то очень неточно, а иногда и просто уничижительно. Вот, например, что сказано о нем в советском сборнике о песнях русских поэтов (1965):
Евгений Евтушенко, однако, включил Семёна Стромилова в свою антологию русской поэзии, исключительно и только благодаря песне «Лучина», обессмертившей имя поэта. Несмотря на скудость информации, все-таки кое-какие сведения о поэте есть. Родился он в 1810 году и, судя по тому, что учился в Благородном пансионе при Московском университете, был дворянского происхождения.
С 1831 года Семён Стромилов начал служить чиновником в ведомстве военного генерал-губернатора Москвы. К народным песням поэт пришел не сразу. Начинал он с кавказской темы, очень популярной в тридцатые-сороковые годы позапрошлого века.
Я статней, ровней платана,
Гибче, тоньше, чем лоза.
Легче во сто раз тумана
И прозрачней, чем слеза.
Я в движеньях — ветер горный,
Голос мой звучней струны,
Мой наряд такой узорный —
Облит золотом луны…
Но постепенно стихи Стромилова становились тише, проще и душевней, что и привлекло к ним таких композиторов, как Александр Варламов и Александр Алябьев.
В исполнении Кадышевой