виды уборки стоматологического кабинета обработка стен цсо
Этапы уборки стоматологического кабинета
К уборке стоматологических клиник и кабинетов выдвигаются жесткие требования. Для этого ведется специальная документация, включая журнал учета текущих и генеральных уборок, назначаются ответственные лица и комиссии, а за уборку и обработку помещений отвечает руководитель заведения. Ежедневно на санитарно-дезинфекционные мероприятия тратится около двух часов, раз в неделю – еще 3-4 часа при условии малых размеров клиники.
Из этого материала вы узнаете основные требования СанПиН к уборке медучреждений, правила осуществления процедуры, информацию о средствах для дезинфекции, увидите различия между текущей и генеральной уборкой и почерпнете несколько полезных советов, которые сделают эти мероприятия быстрее и удобнее.
Уборка стоматологического кабинета
Требования СанПиН по уборке стоматологического кабинета
Пункт 8 СанПин «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям» гласит о том, что ответственность за организацию и осуществление дезинфекционных и стерилизационных действий возлагается на руководство клиники.
Для проведения уборки и обработки необходимы регулярные поставки моющих и дезинфекционных средств различного назначения, препаратов для стерилизации, кожных антисептиков, упаковочных материалов. Все эти вещества должны быть разрешены в Российской Федерации и храниться на стеллажах с заводской этикеткой в упаковке. Рабочие растворы должны иметь этикетки с надписями даты приготовления, концентрации, указанием средства, срока годности.
Правила уборки стоматологических кабинетов
Правила уборки стоматологических кабинетов
Обработка стоматологического кабинета
Что понадобится для уборки
Виды уборки стоматологического кабинета
Виды уборки стоматологического кабинета
Стоматологический кабинет требует регулярной уборки и обработки. Ежедневные санитарные мероприятия называются текущей уборкой, а масштабные регулярные, которые проводятся еженедельно – генеральной уборкой.
Текущая уборка стоматологического кабинета
Осуществляется ежедневно перед открытием и приемом посетителей, и после. Если стоматология работает в две смены, то между сменами уборка проводится еще раз.
Уборка стоматологического кабинета по новому СанПиН включает несколько методов:
После осуществления санитарно-дезинфекционных мероприятий персонал записывает в журнал графика уборки стоматологического кабинета (текущие уборки) порядковый номер процедуры, дату, время, ФИО, вид уборки, средство и концентрацию, ставит подпись.
Генеральная уборка стоматологического кабинета
Генеральная уборка стоматологического кабинета
Инвентарь и средства при текущей и ген.уборке не отличаются. Генеральная уборка стоматологического кабинета проводится раз в неделю и займет больше времени. Она включает в себя полную обработку и мытьё всех поверхностей, включая потолок и проводится в несколько этапов.
Алгоритм уборки стоматологического кабинета:
Для генеральной уборки понадобится два ведра: первое – для раствора с дезинфицирующим средством, второе – для чистой воды. Сначала ветошь смачивают в растворе, протирают до 2 м², затем промывают ее в воде, повторяя процедуру. Когда вода и раствор загрязнятся, следует сменить на новый (обычно хватает для площади до 60 м²).
Кроме уборки с обработкой, кабинет потребуется обработать бактерицидным облучателем.
Лучше всего для мытья и обработки поверхностей использовать средства с моющим эффектом, чтобы совместить два этапа в одном: мытьё и дезинфекция. Подойдет бюджетный Оптимакс.
Санпин по уборке стоматологического кабинета
Учет генеральной уборки в графике также необходим с указанием всех те же данных, что и при текущей уборке.
В клинике важно следить не только за чистотой, но и за бактериальным риском. Обзаведитесь качественными дизсредствами большого объема, предметами индивидуальной защиты, сменной одеждой и обувью, бактерицидными устройствами, которые будут на страже охраны здоровья все время. Все эти действия сведут любой риск заражения к нулю.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
Вниманию руководителей, специалистов медицинских организаций стоматологического профиля
Требования к проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в частных МО стоматологического профиля
Несмотря на достижения в здравоохранении, проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) остается одной из острых в современных условиях, приобретая все большую медицинскую и социальную значимость. Актуальность проблемы внутрибольничных инфекций для всемирного здравоохранения обусловлена с одной стороны высоким уровнем заболеваемости, летальности, социально-экономическим и моральным ущербом наносимым здоровью пациентов, а с другой стороны внутрибольничные инфекции наносят существенный вред здоровью медицинского персонала. Существующая в настоящее время сложная эпидемиологическая ситуация обосновывает повышенное внимание к профилактике инфекционных заболеваний и рост требований к качеству дезинфекционных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекций на объектах окружающей среды, являющихся факторами их передачи.
Специфика рыночных отношений ставит стоматологию в особое положение по сравнению с другими медицинскими специальностями
В стоматологической практике проблема защиты пациента и медицинского персонала является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено, прежде всего, большим количеством посещений стоматологических кабинетов населением. Высокий риск передачи инфекций в учреждениях стоматологического профиля обусловлен также обслуживанием пациентов без предварительного клинического обследования на возможные инфекционные заболевания или носительство.
Основными направлениями дезинфекционных мероприятий в стоматологической практике являются:
1. дезинфекция поверхностей;
2. дезинфекция изделий медицинского назначения;
3. дезинфекция рук медицинского персонала;
4. дезинфекция воздуха;
5. дезинфекция отходов.
Многообразие стоматологического инструментария, оборудования, наличие в них деталей из полимерных и других синтетических материалов, труднодоступность отдельных узлов и поверхностей для обработки значительно усложняют выбор оптимального метода дезинфекции и стерилизации.
Требования к проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в стоматологических организациях регламентированы главой VСанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и предполагают:
— один раз в неделю в операционном блоке, хирургическом кабинете, стерилизационной (автоклавной) проводят генеральную уборку помещений;
— результаты контроля фиксируют в журнале.
Для дезинфекции изделий медицинской техники и медицинского назначения применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам – между вирусами или грибами рода Кандида.
Стерилизации подвергают все инструменты и изделия, контактирующие с раневой поверхностью, кровью или инъекционными препаратами, а также отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждения:
— стоматологические инструменты: пинцеты, зонды, шпатели, экскаваторы и др.;
— ультразвуковые наконечники и насадки к ним, наконечники, съемные гильзы микромотора к механическим наконечникам, канюли к аппарату для снятия зубного налета;
— лотки для стерильных изделий медицинского назначения, инструменты для работы со стерильным материалом, в том числе пинцеты и емкости для их хранения.
Стерилизацию изделий медицинского назначения, применяемых в стоматологии, осуществляют физическими или химическими методами согласно действующим документам, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования, разрешенные к применению в установленном порядке. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий.
Привлекать к проведению дезинфекционно-стерилизационных работ можно только персонал лечебно- профилактического учреждения, прошедший специальную подготовку в аккредитованных учебных заведениях.
Не следует забывать также ряд особых указаний:
Контроль за деятельностью персонала клиники в области профилактики внутрибольничных инфекций проводится внутренними и внешними силами. Так называемый внешний контроль проводится Роспотребнадзором и опосредованно при проведении лицензирования учреждения, а внутренний – персоналом стоматологического учреждения. Внутренний контроль за качеством проведения противоэпидемических мероприятий осуществляется в рамках производственного контроля. Наряду с этим должны быть разработаны системы само- и взаимоконтроля.
Как часто проводится генеральная уборка стоматологии с дезинфекцией
К уровню санитарного состояния помещений в медицине предъявляются повышенные требования, поскольку здоровье пациентов зависит, помимо прочего, и от этого важнейшего фактора. Среди ряда мероприятий, направленных на предотвращение ухудшения эпидемиологической обстановки, особое внимание уделяется санитарной обработке помещений, в которых проводятся манипуляции, связанные с инвазивным (проникающим) медицинским вмешательством. К этой категории относятся, в том числе, кабинеты стоматологических клиник. Требования к их гигиеническому состоянию утверждены санитарными правилами и нормами (СанПиН), и являются общими для крупных городов и небольших населенных пунктов.
Виды и периодичность уборки стоматологических кабинетов
В зависимости от характера проводимых манипуляций, кабинеты в специализированных стоматологических поликлиниках подразделяются на три типа:
Все они проходят регулярную санитарную обработку. Требования нормативных документов в отношении того, насколько частой должна быть периодичность проведения гигиенических процедур, направленных на поддержание необходимого уровня санитарного состояния этих помещений, несколько разнятся. Текущая уборка стоматологического кабинета должна проводиться дважды в день – между сменами и по окончании каждого рабочего дня. Сколько раз делается генеральная уборка в стоматологии по новому СанПиН, зависит от характера проводимых в помещении процедур.
Обязанности по текущей и генеральной уборке стоматологических кабинетов выполняет штатный персонал уборщиков, трудящийся в клинике на постоянной основе и регулярно проходящий профилактические медицинские осмотры. Привлекать к этой работе сотрудников клининговых компаний не следует.
Правила текущей уборки в стоматологии
В перечень предметов, находящихся в зоне лечения и подлежащих обеззараживанию после каждого пациента, входят:
Для обеззараживания используют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия. Они должны иметь бактерицидный, вирулицидный (противовирусный) и фунгицидный (противогрибковый) эффект.
Последующий этап текущей уборки стоматологического кабинета включает его обработку ультрафиолетовыми бактерицидными лампами. Ультрафиолетовое излучение обладает дезинфицирующими свойствами, нейтрализующими вредоносные свойства большей части болезнетворных микроорганизмов. С помощью бактерицидных ламп обеззараживаются предметы, находящиеся в кабинете, а также стены и воздух в нем. Однако провести подобную обработку возможно только в помещении, свободном от людей, поскольку ультрафиолет способен вредно воздействовать на глаза и кожу человека.
Количество и мощность бактерицидных ламп подбирается с таким расчетом, чтобы при прямом облучении на 1 куб. м объема помещения приходилось не менее 2-2,5 Вт мощности излучателя. В стоматологии используются приборы следующих видов:
Лампы включаются на 1 час дважды в день – перед началом и после окончания работы. Входить в помещение можно спустя полчаса после их выключения. Также для очистки воздуха в кабинетах используются антимикробные фильтры – электрические и работающие по принципу фотокатализа.
Правила генеральной уборки
В терапевтических и ортопедических кабинетах генеральную уборку необходимо проводить один раз в месяц, в хирургических – еженедельно. График проведения генеральной уборки составляется ежемесячно и утверждается главным врачом.
На первом этапе генеральной уборки в стоматологии используются дезрастворы того же вида и концентрации, что и при текущей санобработке. Ими обрабатывается поверхность стен на высоте не менее двух метров (в хирургическом кабинете – стены до потолка), а также окон, подоконников, дверей, мебели и пола. На втором этапе производят облучение помещения бактерицидной лампой. После этого все поверхности тщательно протирают стерильной ветошью, смоченной проточной водопроводной питьевой водой. Также возможно орошение кабинетов дезинфицирующими растворами при помощи специальной распылительной аппаратуры. Данная процедура проводится в отсутствии людей. В заключение вновь повторяют световую обработку. Периодически в алгоритм генеральной уборки включается процедура мытья оконных стекол: один раз в месяц – изнутри, и один раз в три месяца – снаружи.
Правила использования, обработки и хранения уборочного инструментария
После использования весь уборочный инвентарь тщательно обрабатывают дезинфицирующими растворами, затем промывают в горячей проточной воде и сушат. Текстильные салфетки желательно применять одноразово, но если такой возможности не имеется, их стирают в порошке с кипячением.
Шкафы для хранения уборочного инвентаря должны быть раздельными, в соответствии с тем, в каком кабинете и при каком виде уборки применяются те или иные предметы, и располагаться за пределами медицинских кабинетов, в специально отведенных для этого помещениях.
Текущая и генеральная уборка в стоматологическом кабинете
Санитарное состояние медицинского кабинета должно не противоречить требованиям, предъявляемым к любому медучреждению. Стерильность может быть получена благодаря специальному инвентарю, а также моющим и дезсредствам. Санитарная обработка в стоматологии подразделяется на 2 вида: текущая и генеральная уборка в стоматологическом кабинете.
Как проходит дезинфекция?
Наведение порядка и обработка поверхностей каждый день в таких медкабинетах выполняется за счет простого влажного и сухого протирания. А генеральная приборка в стоматологическом блоке требует наиболее тщательной обработки и мытья.
Мероприятие основано на проведении санитарных, гигиенических операций с использованием дезрастворов. Необходимость применения дезинфектантов при текущей и генеральной уборке в стоматологическом кабинете дает возможность обеспечивать асептический режим объектов, которые предназначены для медицинских процедур. Как проводится уборка медицинских учреждений, сказано в СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.05.2010 г. В гл. 5 изложены требования к стоматологиям.
Виды и периодичность уборки стоматологии
Уборку стоматологического кабинета игнорировать нельзя, это риск распространения инфекций, заражения. По СанПиН, в помещении, где проходят стоматологические процедуры, должны выполняться такие виды санобработки:
Текущая уборка медкабинета должна производиться в пересменках и по завершению работы. Генеральная уборка стоматологического кабинета (обновленный регламент) зависима от характера выполняемых в помещении операций.
Контроль качества санобработки выполняют главная или старшая медсестра. Кроме того ответственный человек использует органолептические или инструментальные методики (например, флюоресцентный маркер, люминометр). Такая проверка субъективна, потому необходимо также обращаться к микробиологии и проверке проб с поверхностей в лаборатории. Качество санобработки проверяет госпитальный эпидемиолог.
Правила текущей обработки
Текущая уборка в стоматологическом кабинете должна проходить не реже 2 раз в день — сутра и после рабочей смены. Когда работает 2 смены, убираются трижды. Методы санобработки:
Когда обрабатывание проходит методом протирания, нужно иметь много ветоши, применяя принцип одноразового намачивания материала в дезрастворе. Обрабатывание выполняется двойной протиркой поверхностей помещения ветошью, намоченной дезраствором с промежутком 15 минут. Допускается мытье с использованием дезинфицирующих препаратов.
Места, трудные для обрабатывания, можно продезинфицировать оросительным способом. При этом методе следует учитывать свойства дезвещества, выбранного в качестве распыления. Необходимо изучить инструкцию по применению конкретного вещества. Необходимо иметь спецустройства для распыливания — ирригаторы.
Обычно объемные по метражу поверхности не обрызгивают, а протирают. Хорошо объединять оба метода. Медоборудование, имеющее стыки, крепежи и неровности – орошать. Стенки, мебель, напольную поверхность – протирать. Обработку проводят последовательно:
Когда все промыто, обязательно включают обеззараживающие приборы, ультрафиолет.
Правила генеральной обработки
Генеральная уборка стоматологического кабинета выполняется по технике «двух ведер». Для этого:
Порядок генеральной уборки в стоматологии:
Если дезсредство имеет моющий ингредиент, то процесс дезинфицирования и смывания грязи разрешено объединить. Это сократит время санобработки.
Правила применения, обработки и хранения инструмента
Генеральная уборка стоматологического кабинета выполняется с применением ведер, швабр (металл, пластик), щеток, стерильных тряпок. Инвентарь для санации должен быть индивидуальным по типам помещений стоматологии, для любого вида уборки. Менять предметы запрещено. Чтобы не допустить случайного применения чужих емкостей и инструментов, их надо промаркировать цветом или аналогичными методами.
После применения весь инвентарь для санобработки хорошенько обрабатывают дезрастворами. Затем моют в теплой воде из-под крана и просушивают. Тряпки желательно применять один раз. Но если это невозможно, то их необходимо постирать в порошке, прокипятить.
Мебель для содержания инвентаря и инструмента должны быть отдельными. Все зависит от того, в каком медкабинете и виде обработки используются соответствующие предметы. Размещаются они за пределами медицинского помещения для стоматологических операций, в специализированных помещениях.
Если текущая уборка в стоматологическом кабинете проведена по правилам, то риск заражения будет исключен. Старшая медсестра обязательно ведет график санобработки. Соблюдают регламентированные правила.
Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
4,03 (Проголосовало: 127)
СанПиН для стоматологического кабинета — это нормативный документ, устанавливающий требования к организации работы такого медицинского учреждения. Эти правила и нормы приведены в СанПиН 2.1.3.2630-10, содержащем нормативы, применяемые в деятельности разных типов медицинских организаций.
Нормативная база
В Российской Федерации для всех медицинских учреждений действуют общие санитарные правила и нормы организации их деятельности. Но в зависимости от конкретного профиля работы медучреждения для него применяются дополнительные нормативы, обеспечивающие безопасность пациентов. Требования к стоматологической клинике сформулированы в федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященном вопросам охраны здоровья граждан и медицинского обслуживания, и в СанПин 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Изменения на 2021
На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».
С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.
Актуальные статусы санитарно-гигиенических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.2524-09, статус на 2021 год
СанПиН 2.1.3.1375-03, статус на 2021 год
Санитарно-гигиенические требования к медицинским организациям
Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:
Санитарно-гигиенические правила 2.1.3.2630-10
Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.
Санитарно-гигиенические правила 2.4.3.1186-03
Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.
Санитарно-гигиенические правила 2.6.1.1192-03
Эти нормы и правила утверждают порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских установок. Они широко применяются в медицинских учреждениях различного профиля, поскольку рентгеновское оборудование используется в разных областях медицины – от стоматологии до хирургии.
Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
Действующие санитарно-гигиенические требования, определяющие площадь стоматологического кабинета и другие аспекты его размещения, включают следующие позиции:
Дополнительные требования к размещению стоматологической медицинской организации приводятся в приложении № 2 к СанПиН 2.1.3.2630-10. В этом разделе указывается, что любое такое учреждение обязано иметь минимальный набор помещений, включающий вестибюль, кабинет врача-стоматолога, комнату для персонала, туалет и кладовую.
Вестибюль, в котором размещаются гардероб, регистратура и холл для ожидания приема
Минимальная площадь определяется по числу ожидающих пациентов: минимум на одного взрослого — 1,2 кв.м, на взрослого с ребенком — 2 кв.м
Для каждой дополнительной стоматологической установки потребуется еще 10 кв.м, для каждого дополнительного кресла без стоматологической установки — 7 кв.м
Комната медицинского персонала с гардеробом
На каждого работника выделяется не меньше 1,5 кв.м. Верхняя одежда размещается в шкафу-купе
Если в организации не больше 3 стоматологических кресел, туалет для пациентов и персонала разрешается объединить
Может размещаться в шкафу-купе в коридоре или в подвале
Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции
Актуальные нормы проектирования для стоматологий сформулированы в части 4 раздела V Санитарных правил 2.1.3.2630-10. Они включают следующие требования:
В частях 5 и 6 раздела V приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.
Требования к оборудованию
Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:
Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов
Работа стоматологических медицинских учреждений характеризуется специфическими рисками. Они учитываются СанПиН 2 1 3 2630-10 с изменениями на 2021 год, который регламентирует санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к работе таких учреждений. Действующие сангигнормы стоматологического кабинета касаются:
Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений
При организации содержания помещений руководство стоматологической медицинской организации обязано следить за соблюдением нормативов, приведенных в части 8.2 раздела V СанПиН для стоматологии на 2021 год:
Дополнительные требования к проведению уборки приведены в разделах I и II интересующего нас нормативного документа.
Требования к аптечкам
Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 07.12.2011 № 1496н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:
Дезинфекция и стерилизация изделий медицинской техники и медицинского назначения
Этот вопрос действующий СанПиН по стоматологии освещает в части 3 раздела V. Она содержит следующие нормы:
В рассматриваемом разделе приводятся сведения об особенностях санитарно-гигиенической обработки и обеззараживания разных типов оборудования и инструментов.
Санитарно-гигиеническая обработка рук
Порядок санитарно-гигиенической обработки рук медперсонала в стоматологических организациях осуществляется в соответствии с общими требованиям, которые применяются ко всем категориям медицинских работников. Они сформулированы в части 12 раздела I СанПиН 2.1.2.2631-10 с изменениями на 20210 год для медсестер в стоматологии и другого медперсонала. Обязательными условиями для всех работников согласно инструкции по охране труда становятся отсутствие лака на ногтях и украшений на руках, коротко стриженые ногти, использование средств ухода для предотвращения контактных дерматитов. Санитарно-гигиеническая обработка рук осуществляется с соблюдением следующих условий:
Санитарно-гигиеническая обработка проводится посредством мытья рук с мылом либо нанесения антисептика. После мытья руки вытираются тканевыми или бумажными полотенцами, а после обработки антисептиком – высушиваются. Во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями либо иными выделениями пациента, рекомендуется применение перчаток.