Ювенал что это такое
Ювенал
Полезное
Смотреть что такое «Ювенал» в других словарях:
Ювенал — Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок.127) римский поэт сатирик. Родился в в юго восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55 56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить … Википедия
ЮВЕНАЛ — (Децим Юний Ювенал, Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 50 127 гг. н. э.), римский поэт, автор шестнадцати сохранившихся гекзаметрических «Сатир», распределенных по пяти книгам. Его имя стало нарицательным обозначением самого сатирического жанра,… … Энциклопедический словарь
ЮВЕНАЛ — Децим Юний (ок. 60 130) Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно – кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ЮВЕНАЛ — Децим Юний (ок. 60 130) Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно – кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих… … Список древнегреческих имен
Ювенал — (Juvenalis) Ювенал, Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок. 127) Римский поэт сатирик, профессиональный ритор декламатор. О его жизни известно только из его стихов. По некоторым сведениям, в Рим он приехал из Аквина (Центральная… … Сводная энциклопедия афоризмов
Ювенал — (Juvenalis, Decimus Junius). Великий римский сатирик, живший при имп. Домициане и Траяне в г. Аквине. До нас дошло 16 его сатир, ярко рисующих нравы и личности его времени в язвительном тоне. Ювенал умер в конце 1 го века от Р.Х. (Источник:… … Энциклопедия мифологии
Ювенал — Ювенал, Децим Юний; Iuvenalis, Decimus Iunius, из Аквина в Кампании, ок. 60 130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г.… … Античные писатели
ювенал — сущ., кол во синонимов: 1 • сатирик (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ювенал — (Juvenalis) Децим Юний (ок. 60, Аквинум, близ Рима – ок. 127, Египет?), римский поэт сатирик. Ювенал Был профессиональным ритором, после гибели прославившегося жестокими репрессиями императора Домициана (96) начал писать гекзаметрические сатиры … Литературная энциклопедия
Ювенал
Полезное
Смотреть что такое «Ювенал» в других словарях:
Ювенал — Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок.127) римский поэт сатирик. Родился в в юго восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55 56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить … Википедия
ЮВЕНАЛ — (Децим Юний Ювенал, Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 50 127 гг. н. э.), римский поэт, автор шестнадцати сохранившихся гекзаметрических «Сатир», распределенных по пяти книгам. Его имя стало нарицательным обозначением самого сатирического жанра,… … Энциклопедический словарь
ЮВЕНАЛ — Децим Юний (ок. 60 130) Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно – кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
ЮВЕНАЛ — Децим Юний (ок. 60 130) Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно – кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих… … Список древнегреческих имен
Ювенал — (Juvenalis) Ювенал, Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 ок. 127) Римский поэт сатирик, профессиональный ритор декламатор. О его жизни известно только из его стихов. По некоторым сведениям, в Рим он приехал из Аквина (Центральная… … Сводная энциклопедия афоризмов
Ювенал — (Juvenalis, Decimus Junius). Великий римский сатирик, живший при имп. Домициане и Траяне в г. Аквине. До нас дошло 16 его сатир, ярко рисующих нравы и личности его времени в язвительном тоне. Ювенал умер в конце 1 го века от Р.Х. (Источник:… … Энциклопедия мифологии
Ювенал — (Децим Юний Juvenalis) римский сатирический поэт. Родился вг. Аквине (в юго вост. части Лация) в первые годы правления Нерона(около 55 56 г. по Р. Хр.). Судя по литературной деятельности Ю.,можно предполагать, что он получил весьма тщательное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Ювенал — Ювенал, Децим Юний; Iuvenalis, Decimus Iunius, из Аквина в Кампании, ок. 60 130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г.… … Античные писатели
ювенал — сущ., кол во синонимов: 1 • сатирик (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ювенал — (Juvenalis) Децим Юний (ок. 60, Аквинум, близ Рима – ок. 127, Египет?), римский поэт сатирик. Ювенал Был профессиональным ритором, после гибели прославившегося жестокими репрессиями императора Домициана (96) начал писать гекзаметрические сатиры … Литературная энциклопедия
Ювенал
Ювенал, Децим Юний Ювенал (лат. Decimus Junius Juvenalis ) (ок. 60 — ок.127) — римский поэт-сатирик.
Родился в в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины жизни», то есть до 40—50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.
Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:
По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры) по мнению знатока Ювенала Отто Яна гораздо слабее:
«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость дает место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку».
Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.
В первой сатире Ювенал обосновывает свое выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д. Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt…»). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI). В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.
В 5-й сатире поэт в ярких красках рисует унижения, которым подвергается бедняк-клиент на пиру у богача-патрона. Ювенал хочет пробудить в паразите чувство стыда и гордости и для этого в резких контрастах противопоставляет то, что имеет за столом сам богач и что велит он подавать бедному прихлебателю. Из 6-й сатиры можно заключить, что Ювенал был страстным женоненавистником и врагом брака и основательно изучил слабости и пороки современных ему дам. Эта сатира, самая большая по объёму (661 стих), является одним из наиболее жёстких плодов гения поэта, как по крайне суровому тону, так и по натуральности описания. 7-я сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов, учителей. В 8-й сатире разбирается вопрос, в чём состоит истинное благородство. Поэт доказывает, что одно только знатное происхождение без личных нравственных качеств ещё ничего не значит, и что лучше иметь отцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить на Ферсита (этой сатире подражал Кантемир). В 9-й сатире содержатся иронически наивные жалобы мужчины, промышляющего педерастией, на то, как трудно зарабатывать себе хлеб этим занятием. Тема 10-й сатиры — близорукость всех человеческих желаний; людям, собственно, нужно одно, чтобы был здравый ум в здравом теле (знаменитое «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano»). В 11-й сатире Ювенал приглашает в праздник Мегалезий на обед своего друга Понтика и распространяется по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расточительности. В 12-й сатире (самой слабой) Ювенал преследует весьма распространённый в Риме того времени тип искателей наследства (heredipeta). В 13-й сатире поэт, утешая друга своего Кальвина, лишившегося значительной суммы денег, изображает угрызения совести, которыми должно терзаться обманувшее Кальвина лицо. 14-я сатира состоит из двух слабо соединённых между собой частей: первой об огромном влиянии на детей образа жизни их родителей и второй об алчности, как одном из главнейших пороков. В 15-й сатире, по поводу случая каннибальства в Египте, Ювенал распространяется об извращённости тамошних религиозных верований. Наконец, последняя, 16-я сатира представляет собой отрывок из 60 стихов, в котором говорится о мнимом превосходстве военного сословия над другими. Незаконченность этой сатиры служит доказательством того, что произведения Ювенала не подвергались переработке после его смерти.
Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum»). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге». Таким образом читатель предупрежден, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут повредить — а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения — особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола. Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.
Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанаре, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus, а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali»). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.
Словари
Исходное значение латинского термина satura, а значит, и соответствующего жанра римской литературы (причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан (см. КВИНТИЛИАН Марк Фабий) гордо писал, что «сатура целиком наша»; «Воспитание оратора», X 1,93), было несколько иным. Первоначально этим словом (производным от satur «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом, песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фольклорных «ругательных» стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего, греческой новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи (см. МЕНИППОВА САТИРА)) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания.
В жанре сатуры писали Энний (см. ЭННИЙ Квинт), Луцилий (см. ЛУЦИЛИЙ Гай), Варрон (см. ВАРРОН), Гораций (см. ГОРАЦИЙ), причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (см. ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл) (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.
Характерно, что Ювенал подчеркнуто адресует свои сатиры прошлому, прямо говоря о том, что он ради собственной безопасности будет обрушиваться только на уже умерших (1-я сатира). Тем самым он сознательно утверждает реальность и истинность изображаемого им, окончательно порывая с фольклорными корнями «ругательных» стихов, допускавших и поощрявших обращение к ныне живущим. В то же время темы его стихотворений остаются вполне традиционными: он рисует падение нравов, сравнивая излишества, разврат и нечестие современного ему Рима со скромностью и благородством предков (10-11); рассуждает о подлинной и мнимой дружбе (12). В этой связи он отдает дань и философским размышлениям о влиянии родительских грехов на детей (14) или о предпочтительности добродетели по сравнению с богатством и высоким происхождением (8).
Но в то же время поводом к написанию того или иного стихотворения зачастую служит конкретное событие или обстоятельство личной жизни. Правда, когда таковым, например, становится спасение некоего друга при кораблекрушении (12), остается гадать о реальности происшедшего, поскольку эта тема была весьма популярной в предшествующей литературной традиции. Такое своеобразное сочетание сиюминутности предмета и литературности его обработки сближает Ювенала не только с его предшественниками в жанре «сатуры», но и, скажем, с литературной эпиграммой Марциала (см. МАРЦИАЛ) (40-104 г.), у которого мы, кстати, встречаем и прямые упоминания о Ювенале и его стихах (см. Марциал 12.18).
В свою очередь, описание распущенных римских пиров (например, в 5-ой сатире) заставляет вспомнить о схожих картинах, скажем, в романе Петрония (см. ПЕТРОНИЙ Гай) «Сатирикон», название которого тоже обнаруживает некую связь с «сатирическим» жанром. Весьма характерно, что сам Ювенал постоянно подчеркивает именно художественность своих инвектив, говоря, например, о том, что происходящее в Риме подтолкнуло его выбрать именно жанр сатиры, или прямо упоминая своих предшественников, например, Горация (7, 62) или Луцилия (1, 165). Ювенал, бесспорно, рисует самого себя нравоучителем и поборником истинной добродетели, но все же он прежде всего литератор, чьи достоинства и художественное мастерство заслуживают признания, а значит, и высокого покровительства, о необходимости которого для писателя он сам говорит в 7-ой сатире. Иными словами, бичующий пороки Ювенал тем не менее стремится стать неким избранным поэтом придворного круга, какими были в эпоху «золотого века» римской литературы Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) или Гораций (см. ГОРАЦИЙ).
Ср. Людей позабывать я начал понемногу
И часто повторял: один я! слава Богу,
К несчастью, был со мной в деревне «Ювенал».
Яд злых своих сатир он в душу мне вливал.
А.М. Жемчужников. Сумасшедший.
Римский поэт-сатирик, профессиональный ритор-декламатор. О его жизни известно только из его стихов. По некоторым сведениям, в Рим он приехал из Аквина (Центральная Италия). Возможно, некоторое время прожил в изгнании в Египте. До тех пор пока император Адриан не пожаловал ему небольшое имение, жил в бедности. Известны 16 сатир Ювенала, содержащих насмешки над аморальными порядками современного ему Рима. В средние века его произведения пользовались наибольшей популярностью.
Общественное мнение щадит ястреба и карает цыпленка.
Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил.
Печально опираться на славу других, ибо с падением этих устоев рушится все здание.
Никто не считает, что он грешит сверх или хотя бы в меру дозволенного.
сущ., кол-во синонимов: 1
Ювенал Децим Юний (ок. 60-130)
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом,
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затруднения какие угодно,
Духа, не склонного к гневу, к различным страстям.
Кстати, именно эти стихи Ювенала вызвали к жизни известное выражение «В здоровом теле здоровый дух», которое, впрочем, вне контекста означает нечто противоположное тому, что говорил Ювенал.
— Кто сказал фразу: «Познай самого себя»?
— Слова «В здоровом теле здоровый дух» принадлежат этому римскому поэту-сатирику.
— Онегин знал латынь настолько, что мог о нём потолковать.
— Древнеримский поэт-сатирик, ритор-декламатор, классик «суровой сатиры».
Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из «золотых поэтов» Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.
Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987 Римская сатира. М., 1989 Ювенал. Сатиры. СПб, 1994
Прежде всего, следует напомнить читателю, что в русской грамматике слова, имеющие схожее написание, но отличающиеся по значению носят название омонимов. В качестве примера можно привести понятие «коса».
О многозначности
Как известно, это слово может обозначать совершенно разные явления, в зависимости от контекста, в котором оно употребляется. Так, косой называется и песчаная отмель на реке, и женская прическа, и орудие, применяемое в сельскохозяйственных работах. К числу омонимов принадлежит и понятие «ювенал».
Древнеримский поэт
Прежде всего, стоит сказать о том, что такое имя носил один из самых значимых поэтов древнего мира. Его стихи оставили заметный след в мировой литературе. Не будь Ювенала, жанра сатиры, которому он посвятил свою творческую деятельность, возможно, не существовало бы в его современном понимании. Или, по крайней мере, этот вид юмористической литературы не приобрел бы едкого, злободневного, язвительного оттенка, каким обладает большинство произведений римского классика.
Среди профессиональных литераторов, как, впрочем, и у простых ценителей античной поэзии имя Децима Юния Ювенала давно уже стало нарицательным. Так часто называют пылкого, негодующего сатирика, изобличающего пороки, характерные для его современников.
Классики русской поэзии о древнеримском гении
Сам факт, что творчество Юния Ювенала упоминается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина, уже говорит о том, что стихи данного поэта заслуживают внимания. Прежде всего, в описании главного героя романа «Евгений Онегин» Пушкин приводит следующую деталь: молодой человек любил поговорить о творчестве сатирика. Сам же Александр Сергеевич в одном из своих стихотворений говорит, что желает, чтобы его поэзия была подобна «мечу Ювенала».
Среди проблем, поднимаемых поэтом Ювеналом, в произведениях из цикла «сатиры» рассматривалось и воспитание молодого поколения.
Правда и вымысел
До наших дней дошло мало сведений о жизни этого выдающегося деятеля античной культуры. Тем не менее написано несколько десятков книг, посвященных его биографии. Некоторые из этих произведений опираются на неподтвержденные документальные факты.
Например, широкое распространение получила легенда о том, что Децим Ювенал был сослан за свои сатирические стихи, содержащие множество нападок на существующий государственный строй, в Грецию или даже Британию. В изгнание поэт был отправлен, уже находясь в почтенном возрасте, ему на тот момент было больше восьмидесяти лет. На чужбине он, согласно этой легенде, и умер. Исследователи говорят, что этот факт являются ничем иным, как простым вымыслом биографов, не обладавших достаточным количеством информации для создания полноценных жизнеописаний.
Биография великого сатирика
Достоверно известно, что Ювенал родился при императоре Нероне в семье, принадлежавшей к среднему классу римских граждан. По некоторым сведениям, отец поэта был отпущенным на волю рабом. Будущий литератор получил отличное образование, обучаясь ораторскому мастерству у знаменитых мастеров публичных выступлений.
Также он изучал иностранные языки и юриспруденцию. Последнее обстоятельство позволило ему заниматься адвокатской деятельностью. Вплоть до сорокалетнего возраста он зарабатывал на жизнь этой профессией, а также написанием речей для политических и общественных, деятелей.
Эпоха сатирика
Перемены к лучшему произошли и в культурной жизни страны. Была объявлена амнистия многим писателям и поэтам, находившимся в ссылке из-за своих оппозиционных взглядов. Прекратились многочисленные доносы граждан друг на друга, которые были распространенным явлением при Нероне и других правителях древнего Рима.
Некоторые люди, известные своими ложными показаниями в суде сами подверглись наказанию. Деятели культуры получили относительную свободу слова. У них появилась возможность выступать с критикой правительства, не опасаясь возмездия со стороны власти.
Два вида сатиры
Среди наиболее ярких поэтов античности, говоривших о недостатках современного общества, чаще всего называют Ювенала и Горация.
Последний был сторонником более мягкой сатиры. Смеясь над людскими пороками, он с пониманием относился к их обладателям. Поэт старался объяснить появление у человека тех или иных негативных черт характера жизненными обстоятельствами.
Он выступает только в роли обличителя, его суждения бескомпромиссный. Этот поэт подобно пушкинскому пророку хочет «глаголом жечь сердца людей». Свою позицию, по отношению к искусству и роли автора произведений, он высказывает в первой сатире. Ювенал говорит о том, что многие римские поэты чересчур увлечены мифологическими сюжетами.
Произведения Ювенала
До наших дней дошли только шестнадцать творений древнеримского поэта, называемых сатирами. Обычно эти стихотворения принято разделять на две группы: ранние и поздние. К первым относятся девять произведений, которые содержат резкую критику общественных нравов, политического строя, неблаговидных действий и поступков отдельных личностей.
В данных произведениях Ювенала описываются чаще события прошлого, нежели актуальные происшествия, но во всех этих эпизодах содержится намек на современность. Автор в одной из сатир сам утверждает, что разумнее говорить языком намеков, чем открыто. Тем не менее его стихи переполнены и отрицательными примерами из его времени.
Авторский стиль
Например, он часто задает риторические вопросы, с помощью которых подчеркивает мысль, которую хочет донести до аудитории. Также для этих стихов характерны многочисленные примеры, подтверждающие тот или иной тезис. Ювенал буквально обрушивает на читателя гору доказательств своей правоты.
Кроме того, автор по нескольку раз повторяет одну и ту же мысль, формулируя ее по-разному. Он как будто гипнотизирует людей, несколько раз произнося заклинание. Для читателя наших дней изучение его произведений является занятием, требующим выдержки и терпения. Многие слова в его текстах требуют разъяснений, поэтому, как правило, издатели снабжают их сносками. Ювенал же часто выступал перед публикой с чтением своих произведений.
Поэтому можно предположить, что в стихах он упоминал о фактах, знакомых его современникам. Римский сатирик использовал в своих произведениях широкий спектр приемов воздействия на аудиторию.
Ошибка
Отличительная особенность данного сочинения состоит в том, что Петроний снабжает прозаический текст стихотворными вставками, написанными в стиле Петрарки, Горация и Ювенала. Возможно, из-за этого авторство «Сатирикона» часто ошибочно приписывают последнему.
Кроме того, у двух этих произведений есть еще одно сходство. В них автор выступает от имени простого народа. Он критикует нравы знати. В обоих творениях присутствуют элементы разговорной латыни, не характерной для литературного языка того времени.
Сюжет
Приписываемый Ювеналу «Сатирикон» (который на самом деле написал Петроний) является ярким образцом авантюрного романа. В нем повествуется о странствиях Энколпия, молодого человека с темным прошлым: он неоднократно имел проблемы с законом. Этот персонаж периодически ссорится со своими спутниками. Центральным эпизодом произведения является пир, на который попадает Энколпий с друзьями.
Эта трапеза проходит в доме бывшего раба, добровольно отпущенного хозяином. Очутившись на воле, этот человек сильно разбогател, но это обстоятельство не прибавило ему хороших манер. Он изображается одетым в причудливую одежду с множеством драгоценностей. Его рукава нарочно закатаны, а ворот расстегнут, для того чтобы продемонстрировать украшения. Речь данного героя отличается обилием неграмотных выражений и вульгаризмов.
После пира
Покинув дом богатого, но невежественного знакомого, главный герой ссорится с Аскилтом. В результате этой размолвки Энколпий и его друг (Эвмолп) садятся на корабль с целью уплыть как можно дальше от неприятеля. Во время путешествия выясняется, что судно принадлежит их врагу Лиху. Чтобы их не узнали, приятели изменяют внешность: сбривают волосы и брови. Но, несмотря на эту уловку, хозяин корабля узнал об их присутствии на его судне. Между интриганами и командой завязалась драка.
Когда все участники потасовки устали, было заключено перемирие. Вскоре судно терпит кораблекрушение. Героев спасают рыбаки. Когда друзья прибыли в ближайший населенный пункт, то узнали, что в данном городе проживает много людей, мечтающих обогатиться за счет получения богатого наследства. Один из них решает выдать себя за зажиточного вельможу, а остальные играют роль его слуг. Горожане, надеясь на благосклонность богача, снобжают их всем необходимым. Роман обрывается на эпизоде, когда Эвмолп решает в очередной раз подшутить над жадными горожанами и объявляет, что оставит наследство тому, кто после его смерти съест его тело.
Судьба романа
Роман Петрония дошел до наших дней не полностью. Некоторые его фрагменты были утеряны. О событиях в них описываемых, читатель может догадываться только из некоторых упоминаний в уцелевших главах. Так, например, утеряна часть романа «Сатирикон» (Ювенал не является его автором), которая повествовала о преступной жизни и последовавшем за ней заключении главного героя.
«Сатирикон» с момента своего создания разошелся по миру в многочисленных копиях. Во всех этих рукописях произведение представлено в неполном виде. Чтобы соединить отрывки в единое целое, французский поэт Франсуа Нодо сочинил недостающие фрагменты и опубликовал «полный» «Сатирикон», якобы найденный им в результате долгих поисков. Его обман легко раскрылся, но в таком виде произведение тоже иногда издается. «Сатирикон» оказал влияние на искусство следующих поколений. В честь этой книги назван московский театр комедии. По мотивам данного произведения поставлены несколько художественных фильмов, в том числе и лента, снятая выдающимся итальянским режиссером я Федерико Феллини.
Еще одно значение
По правилам этого вида спорта, все люди, занимающиеся им, делятся согласно возрасту на несколько категорий. Так, лица от шестнадцати до двадцати двух лет причисляются к категории «Молодежь». Далее, по мере увеличения возраста идут группы: взрослые и сеньоры.
Дети, посещающие секции бальных танцев тоже разделяются на категории. Самые маленькие участники хореографических кружков называются «детьми». К этой группе причисляются дошкольники от пяти до семи лет. Когда танцоры достигают семилетнего возраста, то их переводят в группу «Ювеналы» по танцам. Данная категория разделяется на две подгруппы первую и вторую. Под номером один значатся те дети, которые не достигли еще одиннадцатилетнего возраста.
Дошкольники, переступившие этот рубеж, но младше пятнадцати называются «Ювеналы 2».
Понятие в юстиции
Еще одним важным понятием, которое нельзя не упомянуть, разбирая вопрос о том, что такое ювеналы, является указанный в названии главы юридический термин.
Небольшая историческая справка: в семидесятые годы девятнадцатого века в Соединенных Штатах Америки было осуществлено следующее нововведение в правоохранительной системе. Теперь несовершеннолетние, совершившие преступление, не получали предусмотренное законом наказание, а направлялись учиться и жить в специальные учреждения.
Через некоторое время в этой стране появились так называемые ювенальные суды, то есть те, которые разбирали дела, в которых в качестве одной из сторон выступал несовершеннолетний гражданин.
Такая система действовала не только для контроля над малолетними преступниками, но и для защиты прав детей. Ювенальная юстиция получила распространение также в ряде стран Западной Европы. Наряду с положительными последствиями такого реформирования судебной системы были допущены и некоторые оплошности.
В ряде скандинавских стран и в Германии неоднократно проводились акции протеста против ювенальной юстиции. Их участники говорили о том, что подобные законы дают государству право беспрепятственно вмешиваться в дела семьи. Родители подвергаются серьезным наказаниям за мельчайшие нарушения правил обращения с детьми.
Заключение
В статье были рассмотрены несколько значений слова «ювенал». Оно знакомо как любителям античной поэзии, так и танцорам. Кроме того, оно употребляется в качестве юридического термина. Также под таким названием существует строительная фирма, осуществляющая свою деятельность в Санкт-Петербурге.