Как подобрать табы на слух
Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео
На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.
Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.
Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.
А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?
По нотам или на слух?
Среди музыкантов не мало тех, кто хорошо играет по нотам, бегло читает с листа. Музыкантов, способных воспроизвести музыку на слух – меньшинство. Даже среди тех, кто обладает абсолютным слухом. Так в чем же разница? Может быть умение подбирать музыку на слух это дар, и таких счастливчиков один на тысячу? Попробуем разобраться.
Маленький ребенок сперва учится говорить, а потом уже его учат читать и писать. Логично будет учить ребенка музыке таким же способом — сперва извлекать звуки из инструмента, а потом уже объяснять, как эти звуки записывать нотами. Этот этап обучения, называется донотным периодом. К сожалению, это короткий этап. Вскоре, детей начинают обучать нотной грамоте, игре по нотам. Этому уделяют больше внимания и отводят больше времени на эти занятиях. Получается, ребенок с раннего возраста учится играть ПО НОТАМ. К окончанию музыкальной школы, ученик свободно играет по нотам, но без них чувствует себя обезоруженным.
Есть и другая ситуация. Человек со средними музыкальными способностями хотел обучаться музыке, но по каким-то причинам не попал в музыкальную школу. Такой человек бо́льшую часть времени уделяет практическим занятиям — игре на инструменте. Самоучки, как правило, не владеют теоретическими знаниями. Зато благодаря регулярным занятиям без нот, навык импровизировать и подбирать на слух, у них развит очень хорошо.
Конечно, есть исключения из правил и среди учеников. Встречаются таланты, которые осваивают игру по нотам и без нот параллельно. Но мы будем говорить о человеке со средними музыкальными способностями.
На чем тренироваться
Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.
Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:
Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.
Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.
С чего начать
Используем родственные тональности
А сейчас взгляните на круг:
Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.
Рассмотрим еще пару примеров
Допустим, вы нашли тональность песни, которую подбираете. Эта тональность — Фа минор. Берем наш круг, находим нужную тонику:
Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.
Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.
В минорных тональностях, можно использовать мажорную доминанту – аккорд, построенный на 5 ступени в гармоническом — мажорном виде. Так в тональности Соль минор, мы можем использовать аккорд доминанты в мажоре или в миноре.
Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.
Зачем играть с закрытыми глазами
Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.
Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.
Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.
Обращение аккордов.
Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:
Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:
Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:
Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:
Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:
Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:
Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия, в основании которого лежит терцовый тон. Между верхними звуками возникает интервал — кварта.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.
Если мы не находимся в системе какой-либо тональности, то эти аккорды будут называться без приставки «тонический». Их можно будет называть просто — «трезвучие», «секстаккород», «квартсекстаккорд».
Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:
Почему уметь обращать аккорды так важно
Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:
Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:
Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.
Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.
Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».
Тренируем слух
Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.
Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.
Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.
Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.
Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.
Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.
Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:
Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.
Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.
Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!
Как подбирать аккорды к песням на гитаре: для начинающих
Желательно начинать осваивать подбор аккордов на слух уже при наличии определённого исполнительского опыта. В вашем репертуаре как минимум должно быть два-три десятка песен с разными ритмами и переборами. Кроме этого, необходимо знание аккордов, хотя бы основных: мажоры и миноры, септаккорды, их буквенно-цифровые обозначения и различные аппликатуры. Ну а что касается музыкального слуха – навык приобретаемый, вопрос занятий и опыта. Впрочем, об этом подробно в статье.
Поговорим о том, как подбирать песни на гитаре самостоятельно, на слух.
Рассматриваются разные методы съёма аккордов, условно обозначенные как уровни по степени сложности:
Выбираем первую песню для подбора аккордов
Конечно, вы захотите сразу же взять ту песню, которая вам очень нравится. Пусть так и будет, если она лёгкая. А вот сложные песни лучше оставить на потом.
А вообще на начальном этапе для съёма лучше выбирать очень простые композиции:
Уровень №1: напеваем мелодию – подставляем аккорды
Самый простой способ – напевать мотив песни и подставлять аккорды. Звучит или не звучит. Аудиозапись не используется. Тональность выбирается самая удобная для голоса и пальцев, и не обязательно оригинальная (в которой звучит песня). Для начинающих это обычно – ля минор или ми минор, до мажор, соль мажор в открытой позиции.
Конечно, и в этом лёгком способе есть свои «хитрости». Аккорды при подборе на мотив берутся не все подряд, какие есть, какие знаете, а в определённых последовательностях, которые часто используются в песнях.
Например, наверняка, вы играете пару песен, которые начинаются с Am – E – Am. Аккорды одинаковые, а мотив другой. Так вот, это и есть пример последовательности. Кроме этого, последовательности выбираются для конкретной тональности. Если вы решили подбирать песню в ля миноре – значит все аккордовые связки от Am.
Рассмотрим пошагово – подбор по мелодии:
1. Песня в минорной тональности. И мы хотим сыграть её в Ля миноре – удобные простые аккорды и для вокала вроде бы подходит.
2. Берём Am и начинаем петь песню.
3. Когда дальше по мотиву «просится» следующий аккорд, начинаем подставлять аккорды из распространённых последовательностей.
Сейчас вспомните из тех песен, которые знаете, какие обычно звучат аккорды после Am в начале песни.
Может быть Dm, E, С или F. Пробуем играть Am с каждым из них и напеваем мотив песни дальше. Определяем на слух, ложатся ли аккорды на мелодию: Am – Dm, Am – E, Am – C или Am – F?
4. После того как определите первые два аккорда, можно продолжать подбор. По принципу конструктора – «по кирпичкам», сопоставляя с мотивом, выстраиваем аккомпанемент.
Но, разумеется, используем «строительный материал», согласно выбранной тональности. То есть аккорды, соответствующие тональности Ля минор:
— Три основных: Am, Dm, E
Иногда Dm (ре минор) заменяется D (ре мажором), а E (ми мажор) – Em (ми минором).
— A7 (иногда используется после Am по мотиву, или просто как переход на Dm)
— Дополнительные аккорды: C, G и F
— B, B7, Bb или Bb7 (часто звучат перед E, Dm, иногда в связке: Am – B – Am, Am – Bb – Am)
И ещё. Чтобы было легче ориентироваться, используйте список распространённых последовательностей в Ля миноре. Возможно, какая-то из последовательностей в точности подойдёт к песне, которую вы подбираете. Но может быть и так, что подойдёт только определённая часть последовательности (только два, три или четыре аккорда). В таком случае, ищите связку в других последовательностях от последнего аккорда, на который звучит мотив.
Например, мотив звучит на Am – G – Am. Отлично. Подходит. А дальше, что после Ля минора? Смотрим из списка другие варианты – где после Am аккорд E, Dm, С или F и т.д.
Если у вас задача, как подобрать аккорды в Ми миноре, в помощь этот список:
Уровень 2: снимаем аккорды с аудиозаписи в оригинальной тональности
Итак, теперь перед нами задача посложней – как подобрать песню в её «родной» тональности, как определить аккорды по аудиозаписи.
Для работы с треком можно использовать и обычный аудиоплеер. Но всё-таки лучше установить специализированную программу для съёма на слух – Transcribe! В ней удобней работать. И есть целый ряд полезных хитрых функций, помогающих точно снять аккомпанемент на гитаре (о них подробно в следующем уровне №3).
Как подбирать – рассмотрим пошагово:
Настраиваем гитару
По возможности узнайте, в каком строе звучит гитара на треке (как группа, или исполнитель обычно настраивает гитары или для конкретной песни, альбома).
В основном, используется стандартный строй – 1-ая струна ми.
Но может быть и так, что строй понижается:
Если же ничего узнать не удалось по поводу строя гитары в песне, настраивайте по стандарту.
Иногда ещё может быть и так, что строй на аудиозаписи неопределённый – и не стандарт и нет явного понижения на полтона или тон. Такое случается, когда трек оцифровывается с аналоговых носителей (кассетных магнитофонов, проигрывателя пластинок) – появляется погрешность из-за небольшого изменения скорости воспроизведения. Или же просто гитара не настраивалась по стандарту.
В таком случае сразу настраивайте первую в ми, а потом включите трек, попробуйте найти ноту из тональности на первой струне. Она не будет строить, но при этом будет диссонировать, меньше других звуков. Теперь попробуйте слегка отпустить/подтянуть струну и снова возьмите эту ноту. Крутите колок, пока не подстроитесь под аудиозапись. Затем по настроенной первой струне – уже остальные струны.
Очень важно, чтобы строй гитары был такой же, как и на аудиозаписи. Максимально точно настраивайте инструмент. В противном случае, если гитара строить не будет, съём на слух будет затруднителен, либо вы вообще не сможете работать с аудиозаписью.
Снимаем первый аккорд
Загружаем трек в проигрыватель или Transcribe! Слушаем только первый аккорд. Можно выделить начальный фрагмент записи и зациклить (функция «петля») для автоматического повторного воспроизведения.
Пытаемся найти на басовых струнах (6-ой, 5-ой) основной звук первого аккорда – тонику. Включаем начало трека. Берём басовые ноты на гитаре поочерёдно. Какие-то из нот будут сильно диссонировать, от них продвигайтесь дальше по ладам ниже/выше. До тех пор, пока не найдёте унисон. Основной звук аккорда в басу будет звучать устойчиво, чётко.
Как в этом аудиопримере – оригинальный трек и на гитаре звучит определённый основной звук:
Что дальше? От основного звука определяем тип аккорда – мажорный он или минорный. Как известно, мажор – весёлый, а минор – грустный.
Если в басу определена тоника Ми – значит, это может быть Em или E.
Снова включаем аудиозапись. Сразу на слух пробуйте определить – минор или мажор. Затем берите аккорд и слушайте – созвучен ли он с аудиозаписью.
Пока не пытайтесь сыграть такой же бой, перебор как на треке, просто сделайте несколько ударов по струнам, чтобы убедиться в том, что вы правильно подобрали аккорд.
Если совсем сложно определиться с видом аккорда, поочерёдно берите минорный, затем мажорный и сравнивайте, какой из них больше подходит по звучанию.
Определяем тональность и аккорды для неё
Обычно первый аккорд в песне тонический (основной) – и определяет её тональность. Допустим, если песня начинается с Em, значит она в ми миноре, если с Am – в ля миноре.
Иногда, песня начинается не с тонического аккорда. Тогда тональность определяется исходя из последовательности. К примеру, начинается с E, но потом переход в Am и дальше Dm, снова E или G, С, соответственно, и тональность будет ля минор.
А поскольку вы уже сняли первый аккорд – то уже можно определить и тональность песни.
И теперь, чтобы ускорить, упростить дальнейший съём, предварительно анализируем, какие аккорды могут быть в этой тональности.
Например, в До миноре: какие аккорды на ступенях минорной гаммы, а также в скобках какие другие виды аккордов часто используются (вместо минора мажор (Fm → F) и наоборот, большие и малые септаккорды).
Также по аналогии и в До мажоре:
В свою очередь вы можете составить такой список для тональности песни, которую вы снимаете. Самостоятельно или при помощи специальных таблиц для транспонирования.
Ещё один важный подготовительный момент – не будет лишним вспомнить, повторить, распространённые последовательности применительно к определённой тональности. Если песня в До миноре – Cm/ Fm/ G/, Cm/ Ab/ Fm/ G и т.д.
Подбираем остальные аккорды песни
Мы знаем, какой первый аккорд, определили тональность. И можем предположить, какие аккорды, последовательности могут быть в песне.
Открываем плеер с треком. Выделяем фрагмент начала песни – с первым и следующим аккордом. Слушаем. Стараемся определить на слух – какой может быть следующий аккорд.
Выделяем отрезок трека на втором аккорде. И пробуем на басовых струнах взять основной тон аккорда, который нам слышится. Есть унисон – устойчивое звучание. Берём аккорд. Звучит – отлично. Нет – ошибка. Берём тонику другого аккорда. Опять же дополнительно ориентируемся на последовательности (они «подсказывают» как правильно). И снова проверяем по басу, затем по аккорду.
Как только второй аккорд будет определён, перематываем плеер и играем связку: первый аккорд + следующий. Ещё раз слушаем, проверяем на слух – правильно ли определили. Идём дальше – третий аккорд и т.д.
Определение основного тона в басу – потом аккорд:
И так шаг за шагом, пока не снимите всю последовательность.
Сразу разбивайте съём на части, прорабатывайте фрагменты: первые две строчки куплета, потом ещё две, отдельно припев и т.д. Так удобней.
После завершения подбора последовательности, уже можно поработать отдельно над звукоизвлечением – каким ритмом, перебором играть песню.
Уровень 3: максимально точный съём
Сразу нужно сказать, что уровень №3 – это совокупность методов и навыков из уровня №1 и №2 (как мы условились обозначать подходы к съёму на слух). И ещё вдобавок целый ряд дополнительных нюансов.
Наша задача – не просто снять аккорд, а в точности, или, по крайней мере, максимально точно повторить гитарную партию, которая звучит в песне.
И конечно, чтобы браться за точный съём, нужно иметь соответствующий опыт:
1. Съём аккордов к песне выполняем также – определяем по басу основной тон и затем аккорд.
Может быть и так: слышно, что басу звуки разные, а аккорд не меняется. Это так называемые дробные аккорды с другой нотой в басу – Am/G, Am/C, Am/F#, Em/B и др. В таком случае снимаем аккорд и басовую линию, которая звучит с ним, а затем выписываем дробные аккорды по басовому ходу.
Такой приём можно услышать в песнях Still Loving You (Scorpions), While My Guitar Gently Weeps (The Beatles).
2. Аккорд сняли: основной тон, определили мажор это или минор, надстройки. Отлично. Теперь дополнительно постарайтесь услышать, в какой аппликатуре он звучит – на первых ладах, с открытыми струнами, или это баррэ.
3. Полностью разобравшись с аккордом, снимаем ритм, перебор – стараемся повторить в точности оригинальную партию. Конечно же, это не всегда просто сделать, даже при наличии хорошо тренированного слуха. Есть определённые факторы, которые очень сильно затрудняют подбор. А именно: насыщенная аранжировка, гитара звучит тихо, некачественная запись, вокал очень громко, очень быстро и пр.
И чтобы увеличить шансы на точный съём, можно обработать трек в Transcribe! специальным образом, чтобы гитару было лучше слышно:
— Как снимать, если быстрые обыгровки (на одном аккорде меняются надстройки) или быстрая смена аккордов: замедляем трек – воспроизведение в 2 раза медленней. И в таком режиме разбираем партию на слух. Пытаемся сыграть вместе с замедленной записью.
— Если несколько гитарных партий, стараемся выделить ту, которая нужна, посредством отключения одного из каналов. Не всегда это срабатывает, но если получается, очень удобно. Хорошо слышно.
— Если аккорды практически не слышно, когда звучит вокал, включаем в Transcribe фильтр «Karaoke». Голос «срезается» и можно лучше расслышать инструментальное сопровождение.
Обработанная «Karaoke», без вокала:
И вот так по пунктам прорабатываем каждый аккорд. Если требуется, используем дополнительно обработку Transcribe.
Советы по развитию слуха, навыка подбора аккордов
Съём на слух – это отдельная музыкальная дисциплина. И чтобы постоянно развивать, совершенствовать навык подбора аккордов, нужно систематически заниматься, практиковаться:
На этом завершаем статью. Тренируйтесь, развивайте слух, и у вас всё получится. Усилия, направленные на умение подбирать аккорды к песне, окупятся с лихвой. Все любимые композиции будут в вашем репертуаре!