Кто такие мокша и эрзя

Кто же мы? Эрзя, мокша, шокша.

В междуречье рек Оки и Волги (Рав) живет очень древний и красивый народ Эрзя, благородное имя которого происходит от эрзянских слов «эрий», «арий» (житель), «эриця», (живущий, жизнеспособный), «эряза» (быстрый, проворный).
Об эрзянах писали древнегреческие ученые-географы Страбон («Аорсы») и Птолемей («Арсииты»). О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X в.).

История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают, почти в центральной части, а именно недалеко от города Владимир, на левом берегу р. Клязьма обнаружена сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного), человека эпохи позднего палеолита.

Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь возникло от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.

В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты.

Чудь и Меря (Шокша) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских народов создателями Киевской Руси. В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Эрзя приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома, Добрыня Никитич из эрзянского города Рязани, Алеша Попович из меряно-эрзянского города Ростова.

С эрзянской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко.

Всё это указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим славянам. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.

Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются.

«Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, эрзянского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На эрзянской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила эрзянское имя Москов.

В конце 16-начале 17 века, когда поляки пришли завоевывать Москву и Россию, эрзяне выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке эрзянин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность.

В начале 20 века эрзянин (по отцовской линии) Ленин совершил социалистическую революцию и вывел Россию на дорогу прогресса и процветания, на которой она стала самой совершенной цивилизацией на земле, а русский народ – самым великим и сильным народом в мире.

И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.

И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!

Пока верховный Бог эрзян – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений земле пришли в мир самые выдающиеся персонажи русского этноса: князья Рюрик и Олег, Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Буслаев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, В.И.Ленин, А.Ф.Керенский, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.Д.Эрьзя, Л.А. Русланова, С.А.Есенин, В.И.Чапаев, И.С.Кутяков и мн. др.

Современные эрзяне являются хранителями древних знаний своего народа, и в очередной раз колесо истории может быть раскручено именно эрзянским народом.
И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.

И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!

Источник

Мордвины – двуединый народ России

Мордва – колоритный народ России, сохраняющий богатое культурное наследие и свою историю. Они принадлежат к финно-угорским племенам, что по сей день помнят старинные обряды и верования, поклоняются языческим божествам и духам. Поразительно, но у мордвы нет своего языка, хотя литература существует. Сам же народ разделяется на два субэтноса – мокша и эрзя.

Как ни странно, но представители этих народностей сильно отличаются друг от друга – даже внешне. Тем не менее, все мокшане с любовью относятся к своей родной земле, традициям и знаниям, полученным от предков. Что особенного открывает нам их история? Как живут мокша в наше время?

Значение этнонима мокша

Название народа мордва является довольно молодым. Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей. По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.

Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.

Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяХрымов Виктор Дмитриевич «Мокшанка», 1955 год
Местонахождение: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина,
Республика Мордовия, Россия

История мордвы

Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.

В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяСемья мордвинов, 1901 год

Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.

Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.

Мордовская культура

Хотя мокша и эрзя считаются одним народом, эти представители мордвы совсем не похожи друг на друга. У них разные языки, существенные различия во внешности. Большинство мордвинов принадлежит к европеоидному типу, однако встречаются и типажи с тюркскими, скандинавскими примесями.

Даже традиционная одежда у мокшан и эрзян значительно отличается. Мокшанки носят штаны и рубаху, которую подвязывают поясом. Она значительно короче, чем одежда эрзянок, что едва ли не касается пят. Но, пожалуй, главной отличительной чертой является головной убор. Эрзянские женщины предпочитают надевать кокошники-сороки с двумя “рожками”, а вот мокшанские красавицы любят просто повязывать на голову платок или шаль.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяЭрзянская женщина в «сороке», 1914 год
Фото: Армас Отто Вайсанен
Место съемки: Шентала, Бугульминский (сейчас Шенталинский) район, Самарская область, Россия

В записях русских путешественников прошлых веков нередко отмечается, что мордвины живут значительно лучше соседних племён. У них был разумно обустроен быт, они умели строить надёжные и тёплые жилища, занимались земледелием.

Часто отмечалось сходство мордовских и русских изб, однако дома мокшан и эрзян всегда смотрят окнами в сторону двора, а не на улицу. Также само жилище нередко располагалось в центре двора.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяМордвинский крестьянин

Старина и наше время

Мордвины не слишком тяготели к украшениям, хотя в женском костюме присутствуют элементы вышивки, использование декоративных деталей. Наибольшего развития среди декоративно-прикладных ремёсел у мордвы получила резьба по дереву.

Многие обычаи старины сохранились и по сей день. Мордвины стараются помнить и соблюдать свадебные и семейные обряды так же, как это делали их предки. Конечно, некоторые особенности культуры уходят в прошлое.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяНа фестивале эрзянской этинческой культуры Раськень Озкс, 7 июля 2010 года
Место съемки: село Чукалы, Большеигнатовский район, Республика Мордовия, Россия
© Erzianj jurnalist / ru.wikipedia.org

Например, сегодня мордва уже не практикует создание брачных союзов между взрослыми женщинами и юными мальчиками. До XIX века этот обычай воспринимался нормально, и в нём не было ничего предосудительного – просто семье необходима была помощница, а потому юношу сватали за женщину, что была значительно старше его.

Говорят, что даже сегодня в некоторых мордовских сёлах существует черничество, что принадлежит к одним из самых старинных принципов жизни. Черничками называли себя девушки, отказавшиеся от замужества и покрывшие свои головы чёрным платком. Свою жизнь они посвящают молитвам, однако не пользуются лестной репутацией среди земляков.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзяВладимир Маковский «Крестьянка», 1897 год
Этюд к картине мордовская свадьба
Местонахождение: Романовский музей, Кострома, Россия

Мордва – народ, что и сегодня хранит таинственные знания предков, старается сберечь и приумножить культурное наследие. Этот народ сложно рассматривать как единый этнос, ведь две его составляющих так сильно отличаются друг от друга. Мокша и эрзя – такие разные его представители, что сплочены единой историей и родственными связями, что проходят через много поколений.

Источник

Волжские финны – эрзя и мокша

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Рассмотрим вопросы, которые могут быть положены в основу национально-освободительного движения. Заметим сразу, что оно не обязательно должно быть связано с сепаратизмом.

Прежде чем говорить о сути поднимаемого вопроса, надо познакомиться с самими волжскими финнами. Под академическим термином «волжские финны» понимаются сразу несколько родственных финно-угорских этносов, живущих в Поволжско-Уральском регионе России: эрзя, мокша и марийцы (черемисы). Живут они там исторически – сколько себя помнят.

На сегодняшний день на Средней, Нижней Волге и Урале выделяют два крупных финно-угорских этноса – эрзя и мокша, относящиеся к волжским финнам. Хотя есть и другие малочисленные обособленные этнические группы, ведущие происхождение от эрзя или мокши. Марийцы традиционно живут в Волго-Вятском междуречье.

Известно, что племена эрзя и мокши наравне с булгарами, чувашами и марийцами были коренными жителями Волжской Булгарии.

Каратаи, например, и сейчас живущие в Татарстане, очень сильно ассимилированы татарами, но сохраняют при этом свою волжско-финскую самоидентичность. В частности, самоназвание каратаев – мукшы, по всей видимости, тюркоизированное самоназвание мокши – мокшет. Ассимиляция каратаев выражена в заимствовании ими татарского языка, который они считают своим родным.

Говоря о мокше, надо отметить, что предположительных предков мокши – андрофагов – упоминал еще Геродот как северных соседей скифов, живущих в верховьях Днепра. Существует версия, отождествляющая андрофагов с городецкой археологической культурой, широко распространенной в Поволжье. Правда, надо отметить, что городецкую культуру ассоциируют иногда с балтийскими и даже славянскими племенами. Возможно, ответ кроется в тех географических условиях, в которых эта культура зародилась и которые определяли бытие древних племен.

Позже с мокшанами ассоциируют Пурешеву волость, название которой связывают с мокшанским каназором Пурешом, союзником Владимирского княжества и половецкого хана Котяна. Земли, объединенные под властью Пуреша, включали бассейны рек Цны, Вада, среднего течения рек Мокши и Суры.

Пуреш одним из первых принял вассальную зависимость от хана Батыя и участвовал в Западном походе. Погиб 9 апреля 1242 года, в ночной резне мокшанского войска, устроенной полководцем Субэдэем, за отказ каназора Пуреша принять участие в битве при Легнице.

Дочь Пуреша – Нарчатка, по мокшанской легенде, возглавила опустошительную войну в тылах монгольского войска. В свое войско Нурчатка собрала и мокшан, и эрзя, и славян, и булгар, и половцев. Заключительным актом борьбы Нурчатки с монголами было эпическое Золоторевское сражение близ мокшанской крепости Серня (место сражения было во 30 км на юго-восток от современной Пензы). Последнее, правда, является легендой, так как существует версия, основанная на данных археологии, что сражение произошло еще в 1237 году, когда монголы первый раз вторгались на правобережье Волги, следуя по пути из Волжской Булгарии, на Русь.

Если говорить о народе эрзя, то с ними связанно встречающаяся в летописях Пургасова волость, или, как иногда еще называют – Пургасова Русь. Собственно говоря, название Пургасова волость происходит от имени эрзянского инязора Пургаза, а центром этого княжества был Эрзя-мас – современный Арзамас. Сам Пургас, что отраженно в летописях, последовательно отстаивал независимость эрзян от Владимирского княжества, нападений Пуреша и поддерживал союзнические отношения с Волжской Булгарией.

С именем Пургаса связывают задержку продвижения монгольского войска хана Батыя в 1237 году. Эрзя так и не признали власти Золотой Орды, уходя с насиженных мест на север и восток, они распространились, в итоге, по всему Поволжско-Уральскому региону.

В целом, история племен волжских финнов сама по себе любопытна и изобилует многими интересными и малоизвестными фактами, например, тремя кровопролитными Черемисскими войнами, когда марийцы отстаивали свою независимость от Московского царства в XVI веке. Но говоря о вторжении монголов, можно отметить, что племена эрзя и мокши подверглись жесточайшему геноциду, который очень тяжело сказался на их дальнейшем историческом развитии как европейских народов.

А теперь самое интересное – назовем некоторых ярких представителей волжских финов, имена которых вписаны в российскую и мировую историю.

Эрзяне Степан Разин, возглавивший национально-освободительную борьбу народов Поволжья с явным антиклерикальным характером, выступая против реформ патриарха Никона.

Следующим назовем графа Николая Семеновича Мордвинова, мокшу по своему происхождению – российского адмирала, одного из создателей Черноморского флота Российской Империи, первого российского морского министра, человека либеральных взглядов и авторитетную личность в среде декабристов. Это о нем поэт Александр Пушкин написал: «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию».

Не менее удивительным будет и имя мокшанина Василия Осиповича Ключевского – одного из выдающихся российских историков, профессора Московского университета, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским.

Следует особо отметить эрзянина Макара Евсевьевича Евсеевьева – известного ученого: историка, филолога, педагога. С именем Макара Евсеевьева связан новый этап эрзянской и мокшанской письменности в конце XIX – начале XX века, новый свод грамматических правил на основе живого разговорного языка эрзян и мокшан.

Эрзянка Лидия Андреевна Русланова прославилась на весь мир как исполнительница русских народных песен. Русланову репрессировали вместе с мужем генералом Владимиром Крюковым в 1949 году по знаменитой 58 статье «Антисоветская агитация». Освободили ее в начале августа 1953 года, пересмотрев ее дело после смерти Сталина.

Следующий, кого хотелось бы отметить – мокшанин, герой Советского Союза Андрей Митрофанович Кижеватов, лейтенант-пограничник, известный участник и организатор обороны Брестской крепости.

Подводник капитан-лейтенант Фёдор Алексеевич Видяев, уроженец эрзянского села Степная Шентала Кошкинского района Самарской области, был награжденный орденом Британской империи IV степени, дающим право на получение британского подданства. Он прославился как один из немногих в истории подводников, сумевших потопить преследовавший его лодку противолодочный корабль противника. Гвардейская подводная лодка «Щ-422» капитан-лейтенанта Фёдора Видяева не вернулась из 19 похода в июле 1943 года.

Вклад потомка мокшан Василия Шукшина в советское искусство XX века трудно переоценить, мастер реализма в литературе и кино. Отметим, что Василий Шукшин интересовался в своем творчестве Крестьянской войной и историей предводителя восстания Степана Разина, которому посвятил роман «Я пришел дать вам волю».

На самом деле знаменитых людей, имеющих корни из племен волжских финнов – очень много. И как видно, все это люди несомненно достойные, внесшие вклад в культуру, науку, верно служившие своему Отечеству, которому присягали.

Как мы видим, что и эрзя, и мокша внесла заметный вклад в историю и культуру Российского государства. Одно только это дает основания для возникновения национальной идеи у волжских финов. Хотя есть и другая более серьезная причина – не секрет, что в России много различных националистических организаций, причем очень различающихся по своим идеям и программам. Есть среди них и откровенно шовинистические, и ксенофобские…

Здравая национальная идея для народов из числа волжских финнов, положенная в основу программы национализма – это ответ, способный охладить «горячие головы» радикально настроенных националистов, прежде всего русских. Правда, серьезная организация, созданная на основе такой программы – обязательно должна быть готова и к силовым действия против нее.

Говоря о современной численности народов эрзя и мокши, не следует забывать еще одно обстоятельство. Многие представители волжских финнов в анкетных данных указывают в качестве национальности – русские. Но при этом они не теряют своей национальной самоидентификации. Во многом такое поведение связано с существующей дискриминацией в адрес волжских финнов, не стоит забывать и о презрительной кличке, возведенной в ранг официального экоэтнонима. Отказавшись публично от своих корней и записавшись в русские, представители волжских финнов получают определенные социальные преференции. В русской среде к эрзя и мокше зачастую относятся уничижительно, подвергают насмешкам. Были случаи в СССР, когда запись в паспорте в графе «национальность» делали с обоснованием – «нет такой нации». Особо комичным являлось продолжение этого обоснования: «Вы русский, со знанием мордовского языка».

Хотя с другой стороны на Волге распространена поговорка: «Мордва-чуваши – люди наши!». Более того, в Поволжье не редкость смешанные села, например, с русско-волжско-финнским населением – когда половина села русское, а половина эрзя или мокша или марийцы. Половину называют концами, соответственно «русскими» и «мордовскими», не редкость и смешанные браки при этом. Но вот в целом насмешливого отношения к волжским финнам у русских это не меняет. Волжские фины, правда, в долгу не остаются – платят той же монетой, но уже не так публично.

Как мы видим на примерах истории и выдающихся людей, у мокши и эрзя богатая, эпически славная история и немало выдающихся людей, которыми они могут по праву гордиться.

Итак, теперь мы можем сделать несколько важных выводов относительно национализма у волжских финнов. Не национализма как идеи-фикс, а как основы национально-освободительной борьбы волжских финнов и противопоставление иным российским национализмам, включая русский.

Первый вывод касается того, что представители волжских финнов внесли немалый вклад в развитие Российского государства. А эрзяне и мокшане не заслужила насмешливо-саркастического отношения к себе со стороны «титульной» нации. И это положение надо исправлять.

Второй вывод примыкает к первому, но имеет уже другое основание, о котором мы еще не говорили. Дело в том, что Россия, как единое государство, стоит на пороге своего краха, а отсутствие у волжских финнов четкой национальной идеи на уровне их этносов и серьезного национализма создает предпосылки для нанесения ударов по ней. Это не страшилки. К сожалению, оснований к этому предостаточно, учитывая имперско-шовинистически-милитаристский настрой «титульной» нации – русских.

Прагматичной была бы идея создания Поволжской Федерации. Связано это с пестрым национальным составом людей, проживающих в Поволжье, национальными анклавами, вплоть до отдельных сел. Волжские финны, особенно эрзяне, могут занять в этом процессе ведущую роль. Потенциала, сил и средств у волжских финнов для этого предостаточно, а опыт жизни с соседями других национальностей более чем полезен в таком процессе.

Третий и последний вывод – формирование нации, на основе национализма у эрзян и мокшан должно происходить прежде всего на основе национального самосознания. Несмотря на пережитый в XIII веке геноцид при вторжении монголов, несмотря на «второстепенные» роли в российской истории, когда с одной стороны мы имеем плеяду выдающихся ярких выходцев из числа волжских финнов, но в тоже время сами народы серьезно не воспринимаются.

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.

Источник

Народы России: Мордва

Мордва

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Мордва древнее славян

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза

Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.

Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Традиционные ритуалы мордвы

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Мордва-мокша

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Мордва-эрзя

Откуда произошла мордва?

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.

В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.

Кто такие мокша и эрзя. Смотреть фото Кто такие мокша и эрзя. Смотреть картинку Кто такие мокша и эрзя. Картинка про Кто такие мокша и эрзя. Фото Кто такие мокша и эрзя
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *