Кто такие станиславский и немирович данченко

Невидимый дар: почему нельзя забывать о Немировиче-Данченко

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

23 декабря исполнилось 160 лет со дня рождения Владимира Ивановича Немировича-Данченко — повод напомнить, что ему мы обязаны появлением выдающихся театров, пьес и театральной школы. «Известия» вспоминают реформатора русской сцены.

Вечно второй

Обычно говоря об этом драматурге, режиссере, педагоге и общественном деятеле, его фамилию произносят с союзом «и»: «. и Немирович-Данченко». А первым в связке неизменно называют Константина Сергеевича Станиславского.

В тени своего великого коллеги, единомышленника и соперника по искусству, вместе с которым в 1898 году они осуществили настоящую культурную революцию, основав Московский художественный театр, Немирович-Данченко оказывался если не всегда, то часто — и при жизни, и после смерти.

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Народные артисты СССР и театральные деятели (слева направо) Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Даже музыкальный театр, который был создан в Москве слиянием руководимых ими студий (Станиславский к тому времени уже ушел из жизни) и сразу получивший их имена, сокращенно называют «Стасиком». А если и добавляют фамилию Немировича-Данченко, то только чтобы не путать с расположенным неподалеку драматическим театром, который с недавних пор именует себя электротеатром «Станиславский».

И в трагикомическом «Театральном романе» Булгакова (а Михаил Афанасьевич очень хорошо знал сложнейшие отношения двух отцов МХТ) Немирович-Данченко, выведенный в образе Аристарха Платоновича, находится «за кадром»: он бесконечно путешествует по Индии, откуда шлет в театр письма.

Или возьмите школу-студию МХАТ, учиться в которой — мечта почти что всех отравленных театром юношей и девушек: кто, кроме специалистов или бывших выпускников, знает, что основано это учебное заведение было по инициативе Немировича-Данченко и носит его имя? И здесь Владимир Иванович вроде как опять в тени. Несправедливо!

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Народный артист СССР Василий Осипович Топорков (в центре) проводит урок со студентами в школе-студии имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре СССР имени Максима Горького

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Авторитетный театральный исследователь Инна Соловьева призналась как-то: «Почему я в свое время не хотела заниматься Немировичем-Данченко? Потому что с пошлостью бороться невозможно. В отношении Немировича эта пошлость заключается в том, что он, дескать, функционер, а Станиславский — вольный гений. Причем к созданию этой чепухи приложил руку другой гений, а именно Всеволод Мейерхольд в своей статье «Одиночество Станиславского». Всё это вранье. Как ни удивительно это прозвучит, Немирович-Данченко для утверждения режиссуры в театре сделал больше, чем Станиславский. Он гораздо больше ценил форму в театре в отличие от Станиславского, который придавал значение прежде всего актерскому искусству. Не случайно именно Немирович, а не кто-нибудь другой, воспитал Мейерхольда, который, разумеется, потом его ненавидел, как сыну и полагается ненавидеть отца».

Разные судьбы

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

За свою долгую жизнь — а Немирович прожил 84 года и умер от сердечного приступа в 1943 году — Владимир Иванович не раз переживал перемену участи. Он начинал учиться в Московском университете на физико-математическом факультете, после перешел на юридический, но и его бросил ради театра. Оставаясь верным Мельпомене, он проявил себя в разных ипостасях: критика, сочинителя пьес, режиссера, организатора театрального дела, педагога. Неслучайно документальный спектакль-концерт, который вот уже четверть века играют на новой сцене МХТ, называется «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко». Уникальность этого камерного и, в общем-то, старомодного зрелища в том, что в роли Владимира Ивановича выступает его родной внук. Василий Немирович-Данченко — профессиональный музыкант, в театре, основанном его дедом, служит с 1966 года и уже много лет заведует музыкальной частью МХТ.

Разумеется, и в этом спектакле, как и в любой монографии об истории театра, упоминается о первой встрече отцов-основателей, организованной по инициативе Немировича-Данченко и длившейся целых восемнадцать часов, начавшись обедом в два часа дня и закончившись завтраком в восемь утра.

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников» — писал Станиславский. Они подробно, взахлеб обсудили все детали, механизмы и принципы будущего театрального дома, особо отметив в протоколе: «Мы создаем НАРОДНЫЙ театр. ».

От встречи в «Славянском базаре» до открытия Художественно-общедоступного театра прошло почти полтора года. Это был частный проект, поддерживаемый меценатами и созданный в пику государственным императорским театрам. «Они там понимают, что мы выступаем на борьбу с рутиной, шаблоном, признанными гениями и т.п.» — отмечал Немирович.
И хотя открылся новый театр постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», говоря о начале МХТ, скорее всего, все скажут два слова: Чехов и «Чайка».

Спасший «Чайку»

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Отношения с Чеховым — особая, заслуживающая отдельного разговора страница в биографии нашего героя. После неудачной, да что там, просто провальной постановки «Чайки» в октябре 1896 года в Александринском театре Чехов решил для себя, что с театром покончено навсегда. Именно Немирович-Данченко вернул его произведения на сцену, написав расстроенному автору, что из современных драматургов он как режиссер «решил особенно культивировать только талантливых и недостаточно еще понятых».

Владимир Иванович признавался, что пьеса «Чайка» особенно захватывает его: «Я готов отвечать чем угодно, что эти скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы при умелой, небанальной, чрезвычайно добросовестной постановке захватят и театральную залу. Может быть, пьеса не будет вызывать взрывов аплодисментов, но что настоящая постановка ее со свежими дарованиями, избавленными от рутины, будет торжеством искусства — за это я отвечаю». Добиваясь разрешения на постановку, он убеждал Чехова всеми правдами и неправдами, проявляя и свой административный талант: «Я по бюджету не смогу заплатить тебе дорого. Но, поверь, сделаю все, чтобы ты был доволен и с этой стороны».

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

Писатель Антон Павлович Чехов с исполнителями спектакля «Чайка»

Премьера возрожденной «Чайки» прошла в Москве так, что Немирович отправил болевшему в Ялте Чехову телеграмму: «Успех колоссальный. Мы сумасшедшие от счастья». Позднее благодарный Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с гравировкой: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!».

Стоит сообщить и такой факт, много говорящий о Владимире Ивановиче: за год до этой премьеры, в 1897 году, Немировичу-Данченко присудили Грибоедовскую премию, которую вручали за лучшую пьесу года. Так вот он отказался от нее в пользу Чехова, заявив, что чеховская «Чайка» лучше, чем написанная им драма «Цена жизни». Редкий художник способен на такое благородство.

Источник

Выйти из тени Станиславского: что нужно знать о Немировиче-Данченко

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко
Владимир Иванович Немирович-Данченко

Обед длиной 18 часов

— Аристарх Платонович не может ему ничего сказать, так как Аристарх Платонович не разговаривает с Иваном Васильевичем с тысяча восемьсот восемьдесят пятого года.

— Как это может быть?

— Они поссорились в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и с тех пор не встречаются, не говорят друг с другом даже по телефону.

— У меня кружится голова! Как же стоит театр?

— Стоит, как видите, и прекрасно стоит. Они разграничили сферы. Если, скажем, Иван Васильевич заинтересовался вашей пьесой, то к ней уж не подойдет Аристарх Платонович, и наоборот. Стало быть, нет той почвы, на которой они могли бы столкнуться. Это очень мудрая система.

(Михаил Булгаков, «Театральный роман»)

В этом ироничном фрагменте из незаконченного романа Булгакова Владимир Иванович Немирович-Данченко упоминается — как и всегда — в паре с Константином Сергеевичем Станиславским (Иван Васильевич). С момента их первой встречи в московском ресторане «Славянский базар» в 1897 году — беседа продлилась в общей сложности 18 часов, начавшись с обеда и закончившись завтраком на следующий день, — двум именам было суждено стоять рядом. Год спустя они вместе основали Московский художественный театр.

Немирович-Данченко, поддержавший Чехова после провала «Чайки» в Александринском театре, предложил пьесу для постановки в МХТ, и премьера стала первым триумфом Станиславского-режиссёра. Хотя заслуги Немировича-Данченко действительно преуменьшались и со временем два мэтра вправду поссорились, нельзя забывать, что именно Немирович-Данченко был учителем Всеволода Мейерхольда и Ольги Книппер-Чеховой, а позже основал школу-студию театра.

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко
«Три сестры» Немировича-Данченко, 1940 г.

— Без Немировича-Данченко никакого МХТ не было бы вообще, — говорит Юлиана Бачманова, театральный историк, ведущий редактор МХАТ имени М. Горького. — По его инициативе состоялась та судьбоносная встреча со Станиславским, где были сформулированы задачи и программа нового театра. Немирович стал незаменимым организатором и педагогом театра: во время гражданской войны создал Музыкальную студию, а во время Отечественной — Школу-Студию МХАТ. С 1928 года, когда Станиславский тяжело заболел, Немирович-Данченко практически возглавлял театр.

По словам Юлианы Бачмановой, мемуары Немировича-Данченко «Из прошлого» пользуются такой же популярностью в театральной среде, как «Моя жизнь в искусстве» Станиславского, и это объяснимо.

— Немирович был выдающимся режиссером и столь же выдающимся завлитом — это ему в немалой степени обязаны славой драматургов культовые мхатовские авторы — Чехов и Горький, — объясняет она. — В то время как Станиславский произносил актерам свое знаменитое «Не верю!», Немирович радел об идеологии, «большой линии», эстетической законченности спектакля. Как художник он тяготел к историческим драмам и трагедиям («Юлий Цезарь», «Борис Годунов», «Пугачевщина», «Братья Карамазовых», «Бесы»). Немирович-Данченко остро чувствовал время. Так, в 1924 году он предложил исключить из репертуара чеховские спектакли в дореволюционной, «декадентской» интерпретации. В 1940 году, кардинально переосмыслив «Трех сестер», поставил свой последний и лучший спектакль в декорациях Владимира Дмитриева.

20 февраля 2020 года, в год 80-летнего юбилея постановки Немировича и 160-летнего юбилея Чехова, во МХАТе имени М. Горького состоялась премьера полной исторической реконструкции «Трех сестер».

Немирович-Данченко и Московский университет

Литературой и театром Немирович-Данченко увлёкся ещё в 1870-х — во время учёбы на физико-математическом факультете Московского университета. Среди просвещённых студентов было модно слушать Аделину Патти, разбираться в постановках Малого театра, а иногда и играть в любительских спектаклях. В мемуарах Немирович-Данченко с удовольствием вспоминал о первых успехах: «Когда кончился акт, Леонид Соколов пришёл ко мне за кулисы, начал целовать, теребить меня и говорить: «Бросьте, голубчик, все науки, университеты, и идите на сцену». Приглашал поступить к нему в небольшую труппу, которую в то время составил. Я отказался. При всём моём тяготении к театру я никак не мог принести университет в жертву».

Для того, чтобы окончательно порвать с университетом, понадобилось ещё четыре года: в 1881 году, уже студентом юрфака, он получил свидетельство за подписью ректора, что «полного курса наук не окончил».

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко
Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский

Впереди были занятия литературой и театром, и только в 1940 году, когда Московский университет отмечал 155-летний юбилей, уже именитый режиссёр прислал поздравительную телеграмму:

«Жалею, что не могу лично высказать, как глубоко и трепетно волнуется вся моя мысль каждый раз, когда наблюдается связь университета с театром, — писал он. — Эта связь — в давних традициях университета. Эта связь — и идейная и бытовая — в достойнейших страницах истории русского театра. В этой связи заложено благороднейшее из человеческих переживаний — дружеское бескорыстное служение родине. Да здравствует Московский университет, и да примет он привет от всего театрального фронта!».

Но следующая акварель поразила меня сверх всякой меры. В бедной комнате, в кресле, сидел человек с длиннейшим птичьим носом, больными и встревоженными глазами, с волосами, ниспадавшими прямыми прядями на изможденные щеки, в узких светлых брюках со штрипками, в обуви с квадратными носами, во фрачке синем. Рукопись на коленях, свеча в шандале на столе.

Молодой человек лет шестнадцати, еще без бакенбард, но с тем же надменным носом, словом, несомненный Аристарх Платонович, в курточке, стоял, опираясь руками на стол.

Я выпучил глаза на Поликсену, и та ответила сухо:

— Да, да. Гоголь читает Аристарху Платоновичу вторую часть «Мертвых душ».

Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

— Сколько же лет Аристарху Платоновичу?!

На неприличный вопрос я получил и соответствующий ответ, причем в голосе Поликсены послышалась какая-то вибрация:

— У таких людей, как Аристарх Платонович, лет не существует.

(Михаил Булгаков, «Театральный роман»)

Голливудский режиссер Немирович-Данченко

Ещё одной сферой, в которой много сделал Владимир Немирович-Данченко, был музыкальный театр. В 1919 году он основал Музыкальную студию при МХТ, где оперные постановки совмещались с крепкой режиссурой. Опера «Кармен» Жоржа Бизе шла с грандиозным успехом, а триумфальные гастроли студии по Европе и США чуть было не закончились превращением Немировича-Данченко в голливудского режиссёра.

Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть фото Кто такие станиславский и немирович данченко. Смотреть картинку Кто такие станиславский и немирович данченко. Картинка про Кто такие станиславский и немирович данченко. Фото Кто такие станиславский и немирович данченко

После гастролей он полтора года проработал в Голливуде и даже собирался снять фильм о Пугачёве по мотивам «Капитанской дочки». Как вспоминал Борис Пильняк, съёмки не состоялись по одной-единственной причине: «Дирекция находила слишком страшным конец Пугачёва и настаивала на том, что Пугачёв, вместо плахи, встретился б с Екатериной, они б влюбились и — о`кэй — женились».

Когда студийцы всё же вернулись из-за границы, им передали сцену на Большой Дмитровке (сейчас — Театр оперетты). В 1939 году в состав Музыкального театра (труппа Немировича-Данченко к тому времени успела объединиться с Оперной студией Большого театра Станиславского) вошла балетная труппа Викторины Кригер. Так возник Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в названии которого два имени соседствуют по сей день.

— Нет меры, по которой можно было бы оценить вклад в искусство таких людей, как Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко, — говорит театровед и режиссер Мария Рува. — Неоспорим факт, что интерес к театру жив благодаря тем, кто умело распорядился их наследием. Для меня в своё время большим культурным открытием стал Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Это совершено уникальное место, где драма и музыка пропитались друг другом. Место, где ария — больше, чем статическое чувство, танец — больше, чем символический жест.

По словам Марии Рува, два великих реформатора запустили идеологию психологизма и содержательности сценического действия в стены здания на Большой Дмитровке. И она по-прежнему живёт — это чувствуется в современных постановках театра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *