Кто такие табиины в исламе и сахабы
Кто такие табиины и ат-табиины?
Кто такие табиины и ат-табиины?
Кто такие табиины и таб ат-табиины?
Священный Коран является великолепным источником и настоящим кладезем всего святого и благого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) на своем примере, в своих призывах, в образе жизни, в вероубеждении ясно показал это. Его сахаба восприняли это от него и воплотили в жизнь. После них табиины, а затем и таб ат-табиины, то есть мусульмане второго и третьего поколения, которые были удостоены похвалы Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), твердо держались пути, указанного Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Именно об этих замечательных людях сказано в хадисе: «Мои сподвижники подобны ярким путеводным звездам, каждая из которых указывает прямой путь». В те времена некоторые сподвижники занимались сбором аятов Благородного Корана, писали хадисы, некоторые поддерживали Ислам материально и физически. Затем наступило время табиинов и таб ат-табиинов. То есть мусульман, которые виделись с одним или несколькими табиинами. Они сыграли важную роль в формировании и классификации Исламских наук, изложении хадисов и исламской юриспруденции – фикх.
Это поколение жило примерно до 220 года по хиджре. Сохранились имена некоторых из этих выдающихся личностей. Вот некоторые: имам А’зам, имам Малик, имам Шафи’ий, имам Ахмад, Хасан Басри, имам Абу Сур, имам Суфьян Сури, имам Абу Юсуф, имам Зуфар, имам Мухаммад, Абдулла ибн Мубарак. Пусть Всевышний удостоит их всех и каждого Своей милости!
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Кто такие табиины в исламе и сахабы
Кто такие ‘абиды, таби’ины, авлия, анбия и мурсалины?
Слово «‘абид» в переводе с арабского означает « поклоняющийся », «человек всем своим существом направленный к Аллаху, живущий по канонам ислама». Ясное и полное определение «‘абида» дано в Священном Коране в суре «аль-Кафирун» («Неверующие»):
قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ (1) لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ (2) وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ (3) وَلَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ (4) وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ (5) لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
Сура эта была ниспослана в Мекке после того, как к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обратились идолопоклонники, которые, видя как народ принимает Ислам, и как ряды мусульман с каждым разом приумножаются, решили пойти на компромисс и призвали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) один день поклоняться их идолам, а на следующий – Аллаху Та’аля.
После чего Всевышний провозгласил (смысл): «Скажи: «О, неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). У вас есть ваша религия, а у меня – моя!»
Авлия означает “ тот, кто близок Аллаху, человек, достигший познания таинственного ”. Достигнуть этой степени возможно постоянным поклонением и служением Всевышнему, остерегаясь от греховного и борясь с нафсом, отрекаясь от удовольствий, строго следуя Сунне.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Откройте свой Мир!
Согласно требованиям «ахлю-сунны уаль-джамаа» все сахабы считаются праведниками. По этой причине мусульманину не подобает порочить имена сподвижников, осуждать за какие-либо действия и относиться к их памяти с пренебрежением. И это не безосновательно. И вот почему:
Во-первых, как можно осуждать тех, кому Всевышний обещал: «..прощение и великую награду». (Коран сура Победа, аят 29). Тех, кого Всевышний Аллах упоминает только с лучшей стороны. Уместно ли говорить отрицательно о тех, кого восхваляет сам Всевышний Создатель?
Во-вторых, самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) было сказано о них: «Мои сподвижники подобны звёздам на небе. За кем бы из них вы не последовали, они направят на путь истины». («Кашфуль-Хафа», 381).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не поносите моих сподвижников! Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, даже если кто-то из вас потратит золото величиной с гору Ухуд, то даже тогда не сравниться с ними даже на половину». («Тухфату Аль-Ахуази», 4024).
«Да будут прокляты Аллахом те, кто осуждал моих сподвижников». (Табарани, Бэйхаки, Хаким).
«Страшитесь Аллаха, когда злословите о моих сподвижниках! Не используйте их после меня в своих скверных делах! Не любящий меня, не будет любить и их. Обижающий их, обидит и меня. Обидевший меня, заслужит недовольство Аллаха. Наказание же за это наступит без промедления» (Бухари).
«Остерегайтесь оскорблять моих сподвижников! Не превращайте их после моей смерти в мишень для оскорблений. Любите их по причине того, что я любил их… Кто причиняет страдания им, тот причиняет страдания мне. Кто причиняет страдания мне, тот причиняет страдания Всевышнему. А кто причиняет страдания Всевышнему, тот достоин мучительной смерти в самое ближайшее время». («Сунанут-Тирмизи», 3954).
В своем комментарии к этой книге Хафиз аль-‘Ираки добавил: «Последний кто умер в Хурасане был Бурайда ибн аль-Хусайб. Последним в Рухдже (провинция Сиджистана) умер аль-‘Ада ибн Хауза. Последним в Асбахане умер ан-Набига аль-Джа’ди. Последним кто умер из сподвижников в Таифе был ‘Абдуллах ибн ’Аббас. А последним в Самарканде умер Касам ибн аль-‘Аббас». (см. «Такйид уаль-Идах» с. 299-300)
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Каждый из сподвижников отстаивал своё мнение, как только может, однако после прений они возвращались к уважению, любви, искренним отношениям и взаимной поддержке».
Куръан, Сунна, понимание Сахабов и Табиъинов!
БисмиЛляхи Ррохмани Ррохим
О нашей акыде изложено в Книге Аллаhа Всевышнего и в том, что достоверно пришло от посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует.
Показать полностью. Нельзя уклониться от того, что пришло в них и нет пути для отрицания этого, потому что нам приказано следовать Книге и Сунне, и абсолютно гарантированно, что в них верное руководство, а так же дано свидетельство, что Пророк наш, да благословит его Аллаh и приветствует, наставляет на верный путь. Нам послано предостережение, что в противоречии ему, да благословит его Аллаh и приветствует, нас ждет смута и страшное наказание. Мы не причастны к современным шубухатам,наша акыда прямой аят, достоверный хадис и иджма’а ученых.
Ошибка тех людей, которым ты доверил свою религию может привести в вечный Ад, так как фетвы этих людей идут вразрез всей идеологии ислама.
А также великий Аллаh говорит о людях последовавшие за ними :
(9-31) Они признали господами помимо Аллаhа своих первосвященников и монахов.
Люди следуют за фетвами этих людей, основа которых неизвестно что, хотя широко известны слова ученного нашей уммы абу Ханифы:
«Запрещается кому-либо брать наше слово, если не знает, откуда мы его взяли», в другой же передаче сообщается от него: «харам тем, кто не знает моего доказательства давать фетву моим высказыванием».
или искаженное толкование корана и сунны и следование за иносказательными аятами:
(3-7) Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаhа. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом.
Фундаментом сомнений они закладывают любовь к этому миру, разрешают суд тагъута при вынуждености, выборы тагъутов, а такую основу религии, как такфир неверному вообще вывели из правил религии. Этот мир они поставили выше поклонению Аллаh. Они забыли, что Великий Аллаh сказал:
(51-56) Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
Свят Аллах и мы отрекаемся от этих адских ученных и его последователей. Как можно детальнее мы будем выкладывать куфры этих несчастных людей, которым Аллаh обещал вечный Ад.
(7-36) А те, которые отвергнут Мои аяты и превознесутся над ними, станут обитателями Огня и пребудут там вечно.
ﻦﻴﻤﻟﺎﻌﻟﺍ ﺏﺭ ﻪﻠﻟ ﺪﻤﺤﻟﺍ
ﻪﻟﻮﺳﺭ ﻰﻠﻋ ﻡﻼﺴﻟﺍﻭ ﺓﻼﺼﻟﺍﻭ
ﻪﺑﺎﺤﺻﺃﻭ ﻪﻟﺁ ﻰﻠﻋﻭ ﺪﻤﺤﻣ
ﻦﻴﻌﻤﺟﺃ
Табиины. Кто они?
Определение
Учёные разошлись во мнениях относительно определения понятия «ат-Таби`ин» (последователь).
Хафиз Аль-Хатыб аль-Багдади (392 – 463 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Аль-Кифая фи ильм ар-Ривая» (стр. 59):
التابعي : من صحب الصحابي
«Табиин – это тот, кто находился рядом со сподвижником».
Шейх Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в труде «Шарх Нухбат уль-Фикр» (стр. 185):
من لقى الصحابي مؤمنا بالنبى صلى الله عليه وسلم ولو تخللت ردة في الأصح
«Согласно наиболее правильному мнению, табиин – это тот, кто встретился со сподвижником, веруя в Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), даже если в его жизни имело место вероотступничество».
Хафиз Абдур-Рауф аль-Мунави (952 – 1031 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в труде «Аль-Йавакиту ва ад-Дурар»:
ولا يلزم أن يكون مؤمناً حال ملاقاته للصحابي، بل لو كان كافراً ثم أسلم بعد موت الصحابي، وروى عنه سميناه تابعياً وقبلناه
«Необязательно, чтобы во время встречи со сподвижником он был верующим – даже если он был неверующим, а после смерти сподвижника он принял Ислам, от него передают, и мы называем его табиином».
Достоинства табиинов
От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Наступят времена, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас сподвижники Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и тогда будет дарована им победа.
Затем вновь наступит время, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас сподвижники сподвижников Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и тогда будет дарована им победа.
Затем придёт время, когда группа людей будет сражаться, и спросят у них: “Есть ли среди вас последователи сподвижников сподвижников Посланника Аллаха?”. Они ответят: “Да”, и будет дарована им победа». (аль-Бухари)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا تمَسُّ النارُ مسلماً رآني، أو رأى من رآني
«Огонь не коснётся мусульманина, который видел меня или того, кто видел меня». (ат-Тирмизи)
Шейх Абуль-‘Аля аль-Мубаракфири (ум. 1353 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Тухфат уль-Ахвази» (10/361):
أن ظاهر الحديث تخصيص الصحابة والتابعين بهذه البشارة
«Внешне хадис обособляет сподвижников и табиинов этой радостной вестью».
От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Лучшее поколение – это моё (поколение), затем – следующее за ним, и затем – следующее». (аль-Бухари).
Имам аль-Хаким (321 – 405 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Ма’рифат уль-улюм аль-Хадис» (стр. 41-42):
فخير الناس قرناً بعد الصحابة من شافه أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم وحفظ عنهم الدين والسنن
«Лучшее поколение после сподвижников – это те, кто вёл беседу со сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сохранив и передав от них религию и сунну».
Табиины: малые и большие
Имам Абдуллах Сираджуддин (ум. в 1422 г. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Шарх уль-Манзумат уль-Байкуния» (стр. 69-70):
فصغار التابعين: هم الذين يروون أكثر أحاديثهم عن التابعين و قلت روايتهم عن الصحابة، كأبي حازم سلمة بن دينار، و يحيى بن سعيد الأنصاري. و أما كبار التابعين فهم الذين يروون أكثر أحاديثهم عن الصحابة و قلت ووايتهم عن التابعين، كسعيد بن المسيب، و قيس بن أبي حازم و عبيد الله بن عديّ بن الخيار و نحوهم
«Малые табиины – это те, кто передаёт большинство своих хадисов от табиинов, и лишь незначительное количество хадисов – от сподвижников, как Абу Хазим Сальма ибн Динар и Яхья ибн Саид аль-Ансари.
Мухадрамуна
Слово المخضرم «мухадрам» служит для обозначения любого человека, который застал период джахилии, являлся современником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но не видел его и принял Ислам.
Имам Ибн ас-Салях (577 – 643 гг. х), да смилуется над ним Аллах, сказал в книге «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 310):
وذكرهم مسلم فبلغ بهم عشرين نفسا، منهم: أبو عمرو الشيباني، وسويد بن غفلة الكندي، وعمرو بن ميمون الأودي، وعبد خير بن يزيد الخيواني، وأبو عثمان النهدي، وعبد الرحمن بن مل، وأبو الحلال العتكي ربيعة بن زرارة. وممن لم يذكره مسلم: منهم أبو مسلم الخولاني عبد الله بن ثوب، والأحنف بن قيس، والله أعلم
«Имам Муслим насчитал около двадцати таких людей, среди них Абу Амр аш-Шайбани, Сувайд бин Гафля аль-Кинди, Амр бин Маймун аль-Авди, Абдухайр бин Язид аль-Хайвани, Абу Усман ан-Нахди, АбдурРахман бин Мулли, Абу ль-Халяла аль-Атаки и Рабиа бин Зурара.
Среди тех, кого не упомянул имам Муслим, Абу Муслим аль-Хавляни, Абдулла бин Суваб и аль-Ахнаф ибн аль-Кайс. А Аллах знает лучше».
Семь факихов
Наиболее выдающимися табиинами и крупными учёными являются семеро факихов, они упоминаются в этом байте (стихе):
إذا قيل من في العلم سبعة أبحر * * * روايتهم عن العلم ليست خارجة
فقل هم عبيدالله عروة قاسـم * * * سعيد أبو بكر سليمان خـارجة
1. Саид ибн аль-Мусайиб (ум. в 94 г. х.),
2. Урва бин аз-Зубайр (ум. в 94 г. х.),
3. Абу Бакр бин АбдурРахман бин аль-Хариса аль-Махзуми (ум. в 94 г. х.),
4. Убайдулла бин Абдуллах бин Мас’уд (ум. в 98 г. х.),
5. Хариджа бин Зайд бин Сабит (ум. в 99 г. х.),
6. Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сыддик (ум. в 107 г. х.),
7. Суляйман бин Йасар (ум. в 107 г. х.).
Некоторые учёные назвали 94 год по хиджре Годом факихов по той причине, что в этот год умерло много факихов, среди них был и Али Зайнуль-Абидин бин аль-Хусейн бин Аби ибн Абу Талиб – правнук Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Наиболее достойный из числа табиинов
Имам Ибн ас-Салях (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 305-306):
وأعجبني ما وجدته عن الشيخ أبي عبد الله بن خفيف الزاهد الشيرازي في كتاب له، قال: “اختلف الناس في أفضل التابعين: فأهل المدينة يقولون: سعيد بن المسيب، وأهل الكوفة يقولون: أويس القرني، وأهل البصرة يقولون : الحسن البصري
«Меня удивило то, что я нашёл в книге “Ихталяф ан-Нас фи афдали ат-Табиин” шейха Абу Абдуллаха бин Хафиф аш-Ширази:
– жители Медины говорят, что достойнейшим из табиинов является Саид бин аль-Мусайиб,
– жители Куфы говорят, что это Увайс аль-Карани,
– жители Басры говорят, что это Хасан аль-Басри».
Хафиз аль-Ираки (725 – 808 гг. х), да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Шарх ат-Табсыра ва ат-Тазкира» (2/123):
الصحيح بل الصواب ما ذهب إليه اهل الكوفة لما روى مسلم في صحيحه عن عمر بن الخطاب قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول إن خير التابعين رجل يقال له أويس الحديث قال فهذا قاطع للنزاع
«Достоверным и правильным мнением считается то, которому последовали жители Куфы, так как имам Муслим в сборнике “Сахих” приводит со слов Умара ибн аль-Хаттаба хадис о том, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Поистине, самый лучший из табиинов – человек по имени Увайс”. И этот хадис разрешает все разногласия».
Хафиз аль-Булькини (724 – 805 гг. х), да смилуется над ним Аллах, пишет в труде «Махасин уль-Истилях» (стр. 517):
الأحسن أن يقال: الأفضل من حيث الزهد والورع أويس. ومن حيث حفظ الخبر والأثر سعيد
«Лучше сказать: наиболее достойным с точки зрения аскетизма и богобоязненности считается Увайс аль-Карани, а в запоминании хадисов и преданий (асар) – Саид бин аль-Мусайиб».
Наиболее достойная из числа табиинов
Имам Ибн ас-Салях, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Мукаддима фи улюм иль-хадис» (стр. 306):
«До нас дошли слова Абу Бакра бин Абу Дауда: “Двумя лучшими женщинами из числа табиинов считаются Хафса бинту Сирин и Амра бинту Абдуррахман, а за ними следует Умм ад-Дарда[1]”».
Кто из табиинов умер первым и последним?
Хафиз аль-Булькини, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Махасин уль-Истилях» (стр. 519):
أول التابعين موتا ابو زيد معمر بن زيد قتل بخراسان وقيل: بأذربيجان سنة ثلاثين وآخرهم موتا خلف بن خليفة سنة ثمانين ومائة
«Первым умершим табиином считается Абу Зайд Маамар бин Зайд, он был убит в Хорасане, некоторые сказали, что в Азербайджане в 30 году по хиджре, а последним умершим табиином считается Халяф бин Халифа – он умер в 180 году по хиджре»
[1] Имеется в виду Умм ад-Дарда ас-Сугра, которую звали Худжайма или Джухайма и мужем которой был Абу ад-Дарда. Что же касается Умм ад-Дарда аль-Кубра, то её муж также был известен по этой кунье, но эту женщину звали Хайра, и она относилась к числа сподвижниц.