Кто такой бобриков диверсант
Фильмы и Сериалы 12+
Пять вопросов о сериале «Диверсант. Крым». Все, что нужно знать перед просмотром
Где и когда происходит действие
История разведчиков Лени Филатова, Алексея Бобрикова и Григория Калтыгина началась в первые месяцы войны. «Зеленые» выпускники разведшколы за два сезона «Диверсанта» успели стать первоклассными профессионалами и сработаться настолько, что эту троицу тяжело представить в каком-то другом составе. В 2007 году зрители попрощались с героями сериала «Диверсант. Конец войны», когда тех уже после окончания военных действий перебрасывали на очередную операцию в Латинскую Америку.
Третья часть эпопеи снималась спустя 15 лет и не стала хронологическим продолжением сюжета. Персонажей ждет боевое задание в Крыму, буквально спустя несколько дней после захвата Севастополя немецкими войсками летом 1942 года. Героям поручено ликвидировать капитана первого ранга Александрова, ответственного за сдачу одного из рубежей обороны города. В ходе операции Филатову и Бобрикову приходит помощь из совершенно неожиданных источников, они попадают в немецкий плен и выясняют подробности личной жизни Калтыгина.
Очень важно было сказать о том, о чем по сути у нас никогда не говорилось: о том, что на самом деле было при сдаче Севастополя. Это всегда умалчивали и называли героической обороной Севастополя, а по сути это была абсолютно позорная сдача. Бегство высшего командования и огромное количество брошенных солдат и офицеров среднего звена, когда из 100-тысячной группировки за неделю при массированном наступлении немцев уцелело 3 тыс. человек. Немцы не ожидали такого количества пленных и раненых, они даже не знали, что с ними делать. Мы об этом говорим вскользь, сюжет наш не в этом, но есть какие-то вещи, о которых рано или поздно наш зритель должен узнать.
«Добить врага, где бы он ни притаился. » или О сериале «Диверсант»
О Великой Отечественной войне фильмов столько, что можно растеряться. Один из самых моих любимых — сериал «Диверсант». Несколько лет я смотрела его ежегодно сразу после Пасхи, поэтому для меня эта лента ассоциируется не с войной, а с Пасхой. Да и 9 мая — день Победы обычно выпадает на пасхальное время.
Напомню, что первый 4-серийный «Диверсант» режиссера Андрея Малюкова вышел в 2004 году, а продолжение «Диверсант. Конец войны» в 2007-м снимал другой режиссер Игорь Зайцев.
Первый сценарий написан по роману Анатолия Азольского, второй по мотивам книги. Сценаристы Владимир Валуцкий и Андрей Житков.
«Тема, поднятая в фильме, получила совершенно новое и неоднозначное развитие и вышла на принципиально иной художественный уровень, благодаря напряженному движению сюжета и безукоризненной реализации стилистической задачи», – сказано на Кино-сайте.
Но сколько раз за последние годы сериал обвиняли во лжи и поливали грязью. Все, кому не лень от простых смертных до известных писателей и министра культуры РФ. Так же, как «Мы из будущего», «Штрафбат» и прочие военные фильмы, созданные в период с 2000 года. Пусть все остаются при своем мнении, нам с ними явно не по пути. И какое им дело до моих размышлений!
Хочется просто ответить этим всевозможным критикам. Знаете, если я хочу получить точную информацию по истории Второй Мировой войны, то изучаю энциклопедии или учебники, которым тоже нельзя до конца верить. В лучшем случае, читаю мемуары фронтовиков, благо, их осталось немало.
Какие могут быть претензии к исторической правде? В кино я не ищу чистой правды, здесь произведение искусства и неизбежный художественный вымысел.
Действия начинаются в 1942 году. Первые серии насыщены секретными операциями, которые выполняет группа разведчиков за линией фронта в фашистском тылу. Особенность диверсантов в том, что задачи, которые перед ними ставятся, они практически неосуществимы. Они чудом выбираются из ситуаций, как, например, с «желтым портфелем», который оказался заминированным.
Классический вариант предполагает троих главных героев. Сослуживцы, прошедшие войну и друзья, делившие один кусок хлеба. Самый лучший для меня одни. Многие без ума от Владислава Галкина, исполнителя роли Григория Ивановича Калтыгина, а я давно влюблена в Кирилла Плетнева.
Григорий Иванович, битый жизнью — эмоциональный, неуравновешенный, но не волевой человек. Он как отец, старший брат и наставник для младших.
Двое 18-летних мальчишек пришли на фронт после разведшколы, уверенные, что война скоро кончится. С энтузиазмом считают убитых немцев. Леонид Филатов (Алексей Бардуков) стреляет как снайпер, бегает по утрам и любит музыку.
Алексей Бобриков (Кирилл Плетнев) загадочный, отважно решившийся на воинское преступление. Он присвоил документы погибшего красноармейца, тогда и стал Бобриковым. Ему обязательно в Берлин попасть надо, а лишь в разведке есть такая возможность!
«Люди за идеологию воюют только в плохих фильмах и в плохих книгах. настоящая история и настоящие художественные произведения говорят нам о том, что солдат воюет за свою судьбу и судьбу своих близких, воюет за свою Родину, воплощенную в его сознании в их судьбах.
Фильм живой, не фальшивый, актеры играют правдиво. В фильме мы видим настоящих героев — живых, каждый из которых — со своей болью, со своей страстью, со своей жизненной философией. », – нашла близкий мне отзыв зрителя.
«Разные, дополняют друг друга», – говорит Чех о группе Калтыгина, отвечая на вопрос генерала. Генерал Калязин (Владимир Меньшов) — шпион высокого уровня, появляется в самых неожиданных местах на протяжении всего сериала.
Атмосфера второй части отличается от первого фильма. Здесь и захватывающие приключения, и драматические события. Для меня, конечно, не стрелялки на первом месте, а душевное взросление героев.
Приключения иной раз фантастические. Особенно 3 серия «Диверсант. Конец войны», где они прорываются на немецкий аэродром. Но я смотрела замечательный документальный фильм о съемках картины, там рассказывалось, как был использован эффект неожиданности. Автор сценария и режиссер продумали этот эпизод: атаковать аэродром удобнее всего именно с зоны отдыха.
Из второстепенных персонажей мне симпатичен Грачев (Вячеслав Разбегаев) — военнопленный, обученный и направленный в Крым с группой диверсантов для внедрения в ложный партизанский отряд.
— Жить хочешь? – спросил у него Калтыгин.
— Могу и умереть, только за Родину.
Грачев так и поступает, самоотверженно умирает за Родину.
Далее, в 1943 году разведчики проводят отпуск в Абхазии, когда выясняется, что Бобриков — не Бобриков. К концу войны это уже боевые офицеры, прошедшие вместе все, даже Крым…
Важные эпизоды фильма построены на основе документальных рассказов. Например, использован тот факт, что к концу войны многие буквально сходили с ума. Калтыгин сколько пережил, а в конце сорвался. Это происходило оттого, что люди привыкли к напряжению войны, а без нее ими овладевало полное отчаяние.
«Ты сначала воевать разучись», – советует Света (Юлия Пересильд), девушка, встреченная Леонидом в Берлине в самый день Победы.
Из женских образов, честно говоря, ни один меня не привлекает. Все-таки история чисто мужская и о мужчинах, утверждающая, что нет ничего сильнее мужской дружбы.
Как же глупо они разлучились в Берлине! Бобриков шел всю войну к этой улице, где когда-то жил в детстве. Он мечтал отомстить фрау Фогель (Эва Шикульска), соседке, сдавшей гестапо его родителей.
Окончательное время действий 1947-48 годы. В последних сериях это уже совершенно другие люди. Филатов перевоплощается в скромного музыканта, он даже скрывает, что воевал. Дерзкий Бобриков не сломлен на зоне. Калтыгин живет в глухомани, с женой и сыном, но каждый день ждет весточки от «своих мальчишек».
Взаимоотношения трех героев важнее всего. Они семья и они не могут сидеть, сложа руки. В конце группа снова собрана неуловимой силой. Чех говорит, что в послевоенной борьбе с бандитизмом нужна не военная операция, а специальная, разведывательно-диверсионная.
— А задание у нас может быть одно: добить врага, где бы он ни притаился.
Их ничто больше не страшит и не останавливает, в каком бы виде не выступил новый враг.
И еще мне очень нравится Олег Станиславович (Алексей Гуськов), пахан из Ростова, ценитель русской литературы. Бобриков с ним вместе уходит из лагеря. Как жаль, когда этот старый вор в законе нелепо погибает на свободе в мирное время.
Сериал «Диверсант» (обе части) — это, безусловно, яркое явление в кинематографе и целая эпоха в жизни исполнителей главных ролей. Таких ребят-разведчиков уже не будет. Как Галкин, умерший в 2010 году, не вернется, так и остальные актеры внешне и внутренне изменились, и больше не создадут таких прекрасных мальчиков.
В финальной сцене по мысли режиссера все трое одеты в белое потому, что, возможно, не вернутся из своего нового, самого сложного задания. Но если фантазировать оптимистически, можно придумать другой конец. После захватывающих приключений любимые герои Алексей Бобриков, Леонид Филатов и Григорий Калтыгин обязательно возвращаются.
Кто такой бобриков диверсант
[ | Tags | | | ВОВ, кино | ] |
Со времен первой части фильма «Диверсант»,сюжет значительно изменился.
Не могу понять,почему Калязин (Меньшов) все таки решил продолжать работу. Хоть его и раскрыли как советского шпиона, он согласился тренировать немецкие диверсионные группы, а всю известную информацию передавать Чеху, как своему другу, который сможет что нибудь придпренять.
Непонятно, как немцы позволили Меньшову, которого они подозревали, или не доверяли полностью, готовить агентов для заброски в тыл, это полная
нелепость.
Непонятно, как Калязин ( Меньшов) смог заслужить такое доверие немцев, в реальности, он должен бы сдать всех красных шпионов, или почти всех, с кем был связан. Тут ему назад точно не было ходу, за такое не прощали.
Дальше эту группу, чтоб бумаг не править, решают считать –нелегальной. Погибшая группа появляется после выполнения задания, которого тоже официально нет. Интересно, как их не расстреляли? Поскольку, видимо, этот вопрос озадачил и создателей фильма, они берут паузу и заставляют наших Дж.Бондов купаться в море и пить чачу. Немцев в этой части Крыма, видимо, не было, потому что куры целы. Из фильма явствует, что наших героев даже на допрос не вызывали в связи с убийством офицера. Расслабилась, «кровавая гебня» на солнечном кавказском побережье. А после поимки, наши герои со словами «Никому не говорите» отдали немецкого шпиона каким-то абхазским кровникам. Ножами будут резать. А часового на метеостанции подкупили самогонкой, или тоже кровники зарезали?
Кавказская вдова, кидающаяся разнимать мужчин, сдирающая с себя прилюдно платок, хватающая мужчину руками за лицо.
Моющая полы в платье подоткнутом по самое «это самое» в присутствиии чужого мужчины.
Серия выдалась особо слезливая-рыдала весь конец серии, когда Плетнев о матери повествовал, когда потом с Ланой (вдовой)прощались. И тут снова плохие люди взялась за наших героев, вроде бы им снова светит расстрел, Бобриков-то не Бобриков, но они выкрутились– они же герои, герои не тонут. И до конца сериала не потонут точно.
Поняла, он тоже герой, точнее по Голливудским стандартам,опасность до последней схватки нюхом чует.
Что имеем дальше: Берлин,приключения великих героев в Германии.
В одном немецком здании (при сьемках использовалось здание Питерских «Крестов») засели сразу три немецких снайпера. Командование решило здание не оцеплять, чтобы не мешать советским солдатам расслабляться, попивая шнапс и прочие благородные напитки, и не посылать к зданию пару танков или самоходок, что бы его превратить в груду развалин- зачем технику зря гонять и снаряды тратить!? А решило оно послать туда трех великих войнов. Все равно их не убьют – решило командование. И точно – не убили. Хотя одному,пуля из карабина точно попала в каску, но отскочила от чугунной головы!
Но тут ототкуда не возьмись, приехал генерал – лейтенант и назначил нашим героям два дня отдыха, хотя война вообще-то кончилась. А может их надо было послать ловить самого Гитлера, от них он точно не сбежал бы! Галкин при вручении ему Красной Звезды, наконец сказал: Служу трудовому народу. Это уже прогресс!
И ребята стали отдыхать. Григорий Иванович(Галкин) выпил немецкого шнапса, занюхал портянкой и тут то его и заколбасило!. Бобриков же и Филатов,напившись дорогова вина,на «старой квартире» тогоже Бобрикова,пошли выполнять его заветный план-убить фрау Фогель! Супермены идут вершить кровную месть над фрау, но моральный облик им этого не позволяет,он же все таки-Алеша,хороший мальчик-Алеша (в этом месте зрители должны рыдать от умиления)
) Особенно я прибалдела, когда парень в костюмчике цивильном и ППШ по Берлину разгуливает.. А в квартиру к фрау Фогель вообще ввалился и смотрится как гангстер из Чикаго!
Не развед-группа,а какой-то ударный отряд из отмороженных бойцов.
Ладно, смотрим далее.
Берлин выметен, дезодорирован от запаха трупов и тщательно проветрен от дыма.
Калтыгин допивается до белой горячки и просыпаясь, и палит в привидевшихся фрицев.Один он чего стоит! Как беднягу переглючило с похмелья что то!За не имением дурки в полевых условиях,Калтыгина приязывают к койке в госпитале, он же вытрезвитель.Сколько надо было выпить ему, чтобы шмалять втупую по всему, что движется!?
Площадь, празднуют взятие Берлина. Народ радуется, пляшут, пьют. Ой, среди толпы пляшет боец Вермахта! Правда без головного убора.Наверное сдался. После он участвовал в драке на сцене. И как интересно-концнрт-прямо на середине площади,сколотили сцену,и переодетые бойци женского пола,пляшую гапак!
Да, не удалось Бобрикову отъехать в Швецарию. Бедный парень. Жизнь абсолютно не научила ничему его, ну захотелось парню с дядькой повидаться (три года войны, а он всё такой же наивный мальчик). И вот возникает вопрос: Швецария,всегда была нейтральной стороной,не учавствовала ни в каких войнах и не была ни чьим союзником,и как интересно,умудрились там найти Бобрикова? Для меня это остается до сих пор загадкой! Как Бобриков в лагерь попал? А почему его не попытались вытащитьот туда?. Сказали бы спец.задание. Зачем Филатова привезли на сборный пункт будущих заключенных,неужели чтобы попрощаться с боевым товарищем?
Собственно, что касается Бобрикова, то с ним наиболее все понятно. Бить будут много и часто.Уже на месте, начальник зоны домогается Бобрикова и устраивает бои без правил.Мне его по человечески жаль…
К Филатову подкладывают странного субьекта-Кондратия-который в припадке отдает ему артефакты и называет место тайника. Ночью у него болезнь внезапно сменяется шизофренией, и он бежит закладывать Филатова, не боясь, что его самого отдадут под трибунал за мародерство.
Мараз крепчает. Действие все более удаляется от реальности, логика становится совсем уж размытой. Особа,у каторой работает Филатов, Римма Ивановна, за 500 рублей, «продает» его своей подруге,как быка осеминитела!
Послевоенная жизнь показана,как и весь фильм,со своим бредом.
Посмешил эпизод в поезде, со Скляром и его джазз-бандой, где явно прослеживается сходство сюжета с фильмом «Мы из джаза». По приезду Филатова в Москву, художественный руководитель, с видом мелкого итальянского мафиози, достает для него липовую ксиву.Сразу чувствуется большой опыт и связи.
Сцена в ресторане с пьяным дебошем вообще, не понятна, зачем нужна.
Бобриков решает отвалить с концами, для чего ночью вызывается к начальнику лагеря и требует свести его с Чехом. За что его и отправляет его в карцер. Дают жестяное ведро для естественных надобностей. Начальник чешет репу и мучительно размышляет, в чем был прикол.
При свете дня видно, что это убежище в военном городке. Так же при свете дня видно, что в только что построенном в тайге лагере стоят руины дореволюционной казармы с кирпичными стенами, но ее влом восстанавливать.
«Чех»? Вот не за что бы не додумалась кто это,пока не показали лицо «Казановы»! Оказывается-это он!
На зону приехал летнаб, он же Чех. Бобрикова выпускают из карцера, дают для умывания то же жестяное ведро, что и ему давали для естественных надобностей. Бобриков не брезглив.
Удивила одна вещь-Бобрикова посадили в карцер,где то с суточной щетиной,а выпустили-побритого! Чем брился Бобриков? Об шершавые стены терся чтоль?
Летнаб гнет пальцы, посылает все начальство и лагерный режим.
И Чех, что-то совсем уже видимо из ума выжил, ну нельзя же ему не знать, что рукопожатия запрещены на свиданиях с заключенными. Но,у него ранг и статус-значит-можно!
Поскольку, внезапно накормленному от пуза и напоенному Бобрикову не плохеет, летнаб открывает ему новое задание.
Собственно, побег. Зеков заставляют тащить вышку и уронить ее,проломив забор при этом!. Для этого наверно спецально вышку строили не в том месте, где ставить.
Тем временем, Бобриков и пахан, пользуясь китайской пиротехникой, рвут в лес. При этом они ухитряются наткнутся в на телегу с бюстом вождя! Видимо, без этого их радость была бы неполной.
Жизнь Филатова однообразна и скучна.
Тут к нему приходятс весточкой, что Бобриков в бегах.
После встречи на явочном подвале в имении, Филатов и Бобриков разыскивают Калтыгина. Рассмешила борода Галкина.
Выясняется, что Калтыгин обзавелся семьей, отрастил бороду и на все плюет. При виде Филатова и Бобрикова, у Калтыгина наступает шок и просветление сознания.
После чего долго хвастается своим хозяйством-козлами и бараними.
Странно, при обучении диверсантов в послевоенное время, использовался опыт врагов-японцев. Странно как то.
Поднакачанные Бобриков, Филатов и Калтыгин,после тренировок сенсея-нинзя на генеральской даче,добираются до Ростова.
Ростов. Пахан назначает встречу, за неимением типичного для американского кино заброшенного завода, в развалинах купеческого особняка. Жалуется на беспредел нового поколения и решает: то ли разобраться с конкурентом, то ли фарцануть напоследок за бугром украденными немцами.
В немецкую форму переодевают Бобрикова и Калтыгина. Бобриков ночью проникает за забор никем не охраняемого объекта. Странно, что население не тырит там доски. Переодетого Калтыгина оставляют в машине. Гуськов- классно он пахана сыграл. Главное, что характерно.
Военный фильм «Диверсант»: актёры, роли, краткий сюжет
6 сентября 2004 г. состоялась громкая премьера военного телефильма «Диверсант». Актёры, получившие главные роли в проекте, да и сама картина заслужили народную любовь и признание. О чём же повествует сериал? И кто воплотил на экранах образы отважных советских диверсантов?
Краткий сюжет и создатели картины
Историю о трёх бравых разведчиках придумал писатель-романист Анатолий Азольский. Его роман был издан в 2002 г., а уже через год появилась экранизация под названием «Диверсант».
Актёры В. Галкин, А. Бардуков и К. Плетнёв сыграли в проекте главные роли. За постановку фильма взялся режиссёр Андрей Малюков, который также снял картины «Матч» и «Мы из будущего».
Согласно сюжету, трёх советских солдат абсолютно с разными характерами и жизненными историями случай объединяет в одну команду, а именно, в разведгруппу, которой будут поручаться самые отчаянные и сложные задания. Капитану Калтыгину и младшим сержантам Бобрикову и Филатову придётся забыть о различиях между собой, чтобы посвятить себя одному делу – приближению победы Красной Армии над фашистами.
И хотя цель главных героев довольно масштабна, сериал лишён излишнего пафоса и рассказывает о жизни простых людей со своими достоинствами и недостатками. У каждого в этой троице свои мотивы дойти до Берлина. И в конечном итоге они там окажутся.
«Диверсант»: актёры. Владислав Галкин и его персонаж Калтыгин
Самый колоритный и сумасбродный персонаж в фильме «Диверсант» – это начальник диверсионной группы капитан Калтыгин. На первый взгляд кажется, что со вспыльчивым капитаном совершенно невозможно работать. Но его резкий и решительный характер как раз и обеспечивает успешное выполнение многих боевых заданий.
Роль Григория Калтыгина в фильме исполнил Владислав Галкин. Сериал «Диверсант» стал в фильмографии актёра чуть ли не самой яркой работой. Конечно, Владислав знаком зрителям и другими ролями.
Например, в детстве Галкину-младшему удалось перевоплотиться в обаятельного Гекльберри Финна в фильме «Приключения Тома Сойера» С. Говорухина. А в 2000-х исполнитель вновь напомнил о себе, сыграв в популярном тогда сериале «Дальнобойщики». И всё-таки проект «Диверсант» обрёл куда большую известность, чем другие фильмы с участием Владислава Борисовича, поэтому для многих зрителей актёр запомнился именно образом Григория Калтыгина.
К сожалению, актёр умер от сердечной недостаточности в 2010 г., т.е. через 3 года после съёмок «Диверсанта-2».
Алексей Бардуков («Диверсант») в роли сержанта Филатова
Для начинающего актёра Алексея Бардукова проект «Диверсант» превратился в удачный кинодебют. Выпускнику Школы-студии МХАТ поручили роль 17-летнего Леонида Филатова, который приписал себе лишний год к возрасту, чтобы пойти добровольцем на фронт и попасть в разведшколу.
Молодого человека приняли на ускоренный курс подготовки из-за его отличной спортивной формы и исключительной меткости в стрельбе. Однако, когда Лёня Филатов с другом отправляются на попутке в свою часть, к ним присоединяется неизвестный советский солдат. По дороге машину обстреливают, друг Филатова погибает. А безымянный попутчик неожиданно присваивает себе документы погибшего. Леонид идёт навстречу своему новому знакомому, сохранив его тайну. Впоследствии «новоиспеченный» Алексей Бобриков не раз спасёт жизнь Филатову и капитану Калтыгину.
В картине «Диверсант» актёры Бардуков, Галкин и Плетнёв составили замечательный тандем. Уже через 3 года троица появилась в полном составе в продолжении сериала под названием «Диверсант: Конец войны». После съёмок в заключительном сезоне фильма Алексей Бардуков также засветился в проектах «На игре», «Мосгаз», «Метро» и «Шакал».
Актёр Кирилл Плетнёв и судьба его экранного героя
Роль младшего сержанта Алексея Бобрикова в сериале сыграл Кирилл Плетнёв. «Диверсант» обогатил фильмографию исполнителя первой главной ролью, поскольку до этого Плетнёв снимался в основном в эпизодах.
Судьба у Алексея Бобрикова, пожалуй, одна из самых интересных. Будучи сыном советского разведчика, детство он провёл в Берлине, живя под прикрытием. Однако некая фрау Фогель, которая жила выше этажом, сдала отца Алёши в гестапо. Всю семью Алексея депортировали в Советский Союз, где отца расстреляли как двойного агента, а мать погубили в лагерях. Когда началась Великая Отечественная, Алексей искал возможность попасть в разведвойска, чтобы как можно быстрее добраться до Берлина и отомстить за родителей. И такая возможность молодому человеку внезапно предоставляется…
Кирилла Плетнёва можно также увидеть в фильмах «Адмиралъ», «Десантура» и «Викинг».
Другие исполнители ролей
Сериал «Диверсант» также вошёл в фильмографию таких известных актёров, как Андрей Краско («Агент национальной безопасности»), Михаил Ефремов («Гардемарины IV») и Александр Лыков («Гибель империи»).
Роль неуловимого советского генерала Калязина, за которым в Польшу отправил группу Калтыгина сам Сталин, исполнил Владимир Меньшов («Ликвидация»). Финн Вилле Хаапасало появился на экранах в образе двойного агента Вильгельма.
Неправильные герои. Анатолий Азольский. Диверсант
Анатолий Азольский. Диверсант. Издательство БММ, 2015.
В этом романе рассказывается о жизни и судьбе простого пацана Лени Филатова, который с началом войны стал одержимо рваться на фронт. По возрасту он не подходил, поэтому, сбежав из дома, попал в действующую армию лишь изменив возраст. Он стал разведчиком. Его напарники – это умудренный опытом Григорий Калтыгин и прячущий свое прошлое молодой солдат Алеша Бобриков. Калтыгин некогда предал родителей, выдав их и заставив вступить в колхоз. А Бобриков, похваляющийся какой-то древней европейской родословной, сторонится органов. Эту троицу забрасывают в тыл немцам, где они выполняют задания. В их кругу царят странные отношения. Они вроде друзья и не друзья. Они помогают друг другу и при этом каждый стоит за себя. И тем не менее после войны Леня Филатов пытается отыскать своих напарников с таким рвением, как если бы это были родственники.
Книга Азольского не принадлежит к ряду произведений, которые обычно проходят в школе, то есть произведений, где рассказывается, что советскому солдату тяжело, но он все равно победитель и поэтому герой. Хотя действующих лиц в «Диверсанте» и можно назвать героями, от героизма своего они скорее страдают. Они герои вопреки системе, иногда даже настолько, что система хочет от них избавиться. Опытный разведчик Калтыгин, солдат Алеша Бобриков и пацан Леня Филатов в годы войны выполняют опаснейшие задания, добывают пленных и важные документы, однако после войны оказываются объектом поиска спецслужб, да и в ходе войны иногда получают такие задания, что понятно – суть их только в том, чтобы они не вернулись. Пока они трудятся в тылу врага, рискуя жизнями, военная прокуратура размахивает папками с заведенными на них делами. Дела эти легко закрыть, но никто не хочет – все «дорожат спрятанным за пазухой камнем». Поэтому эти разведчики-победители всерьез пытаются обустроить жизнь за границей, в зоне американской оккупации, потому что дома для них жизни нет. Азольский прямо пишет и о СМЕРШЕ, и о штрафбатах, но изображение этой подлинной окопной правды, давно потерявшей свежесть позднесоветского откровения и сегодня ставшей общим местом уже даже в кино и сериалах, не является для писателя самоцелью. Он не выворачивает, как Солженицын или Астафьев, толщи грязной истины, а скорее скользит по ее поверхности, от детали к детали, через второстепенные образы, чтобы таким парадоксальным образом вновь рассказать о том, что происходило с русским человеком и российским государством в начале сороковых.
Самое ошеломляющее ощущение от «Диверсанта» состоит в тотальном отсутствии единства нации, как нам это вдалбливали в школах. Единства не было ни на улицах в глубоком тылу, где могла заправлять шпана, ни среди солдат, которые могли находить время и силы на драки, ни на руководящих постах, где армейские начальники с трудом согласовывали действия. А самое страшное, что с человеческими жертвами никто не считался. Героям книги в одно из заданий удается сверх поставленной задачи раздобыть секретные документы (не трогая, фотографически запомнив их глазами). Когда они возвращаются к своим, попав не на тот фронт, их сначала долго подозревают в работе на немцев (что еще можно понять). Но даже когда они устанавливают контакт со своей частью и увиденные ими документы о секретной операции немцев начинают приобретать черты правдоподобия, об этой операции боятся сообщить наверх – это-де может поставить под сомнение компетентность командования, уже имевшего свой план действий. То, что в результате погибнут многие тысячи солдат, никого в общем-то не интересует. И таких ситуаций у Азольского описано много. Например, один пожилой хирург в госпитале отрезает раненому гниющую руку, но без консультации с другими врачами. Это преступление, без консилиума ампутировать конечности нельзя. Теперь хирургу грозит расстрельный список за вредительство (от чего его спасает Леня Филатов). Или после войны: где-то за Уралом Леня Филатов, спасаясь от НКВД, приходит на постой к женщине, которая фактически его продает другим женщинам за деньги и товары.
Но тогда возникает вопрос: если нет единства, как же страна выиграла войну? Ответ Азольского отсылает к классическому русскому архетипу спящего богатыря, который однажды просыпается. Это обычный русский мужик. Не солдат, именно крестьянин. Всю жизнь он мечтал о земле, но ему не давали. А когда дали (во время коллективизации), то работать на ней ему уже расхотелось. Этот мужик в первые месяцы войны отступал с армией. Но потом свалился в яму и осознал, что дальше бежать некуда. Тогда он озверел и погнал немца обратно. Это архетип отчаянного русского человека из народа, которого все пытаются сделать крайним, и который в ответ на это поднимается с печки и начинает крушить все вокруг.
Несмотря на предельную психологическую серьезность, «Диверсант» все же проходит по тонкой границе между вымыслом и реальностью. Ряд сцен может похвастаться супергероическими натяжками, но, очевидно, сделано это умышленно. Например, Леня Филатов, добывая портфель с немецкими документами, отрезает руку немца, его держащего. Отрезает как-то непонятно, отстреливая что ли. Почему бы не отцепить пальцы? В другом эпизоде он нюхом отыскивает неизвестно где зарытую в землю ампутированную руку раненого, чем спасает хирурга, не имевшего права ее отрезать без совещания с другими врачами. Наконец, пьяные генералы присваивают Филатову вполне себе официальное звание майора – и это в шестнадцать лет. Все это придает книге какую-то пеструю лихость, словно война – это не только тяжелые труды, риск и страх, но и еще и время, когда случаются удивительные события.