Кто такой доктор мабузе
Психологический каннибализм: От Мабузе до Гитлера
Если основы фэнтези как киножанра Фриц Ланг заложил в своём пятичасовом эпосе «Нибелунги», а основы фантастики в «Метрополисе», то немой «Доктор Мабузе, игрок» приближается к кинореализму. В своём детективе о системе и свободе, рисках и потерях один из важнейших режиссёров в истории кино даёт интересные и неожиданные замечания.
Ч ёрно-белая криминальная драма «Доктор Мабузе, игрок», празднующая свое 95-летие, показывает грязную послевоенную Германию: царят беспредел, нищета, алчность, политическая и классовая борьба. Повествование извилистое, но в центре событий возвышается таинственная фигура – доктор Мабузе – злой гений, азартный карточный игрок и мастер перевоплощений. Эдакий Фантомас. Фриц Ланг заимствует французского персонажа, который для многих в детстве казался весьма пугающим, и показывает его сатанинского собрата на фоне послевоенной политэкономической разрухи. Мабузе обретает большую значимость, чем персонаж из развлекательно-приключенческих историй pulp-журналов.
«Доктор Мабузе, игрок» – портрет своей эпохи. Фильм, который рассказывает об опасном картёжнике, берёт начало у произведения Норберта Жака. В звуковую эру лента получила аж два сиквела: «Завещание доктора Мабузе» и «Тысяча глаз доктора Мабузе». Четырёхчасовой фильм Фрица Ланга, разделённый на две полнометражные части («Великий игрок: облик эпохи» и «Инферно. Игра современных людей»), также разбит на множество отдельных историй, которые вертятся вокруг Мабузе (Рудольф Кляйн-Рогге) и государственного прокурора Фон Венка (Бернхард Гетцке) – единственного, кто способен хоть как-то противостоять давлению злого гения. В первой части Ланг показывает социально-экономический беспорядок. 20-минутный пролог фильма на фондовом рынке имеет мало общего с дальнейшими событиями, но его суть – в иллюстрации Мабузе как ключевого участника государственного хаоса и социальной истерии, бунтов и убийств. В начале Ланг также намекает на то, что деньги – бумага, расходный материал, власть – всё, а банковские дельцы – жулики.
Фильм Фрица Ланга очевидно идеологический, потому что представляет расслоение общества, классовое упадничество и несправедливость. Рассказ открывается в бешеном темпе с налёта на поезд и ведёт к мошенничеству на бирже. Затем внимание углубляется в деятельность доктора Мабузе и молодого промышленника, ввязываемого в долги. После Мабузе овладевает вниманием аристократки, похищает её и доводит её мужа до самоубийства. Снова и снова провокатор Мабузе умудряется перехитрить окружающих, пока, наконец, его не загоняют в угол. В финале Мабузе то ли сходит с ума, то ли притворяется сумасшедшим.
Режиссёр демонстрирует анархию и растерянную буржуазию, которая владеет большими деньжищами, но не имеет представления об их смысле. Существует классовая неопределённость, нация расколота, немцы разбиты Первой мировой и последующими тревогами. Образуется вакуум, который и заполняет загадочный доктор Мабузе. Социально-политическую пустоту Мабузе лихо и цинично использует в корыстных целях. Трагедии на его пути – лишь издержки. Прокурор Фон Венк существует в изоляции нового государственного порядка. Противостояние Мабузе и Фон Венка становится ядром сюжета.
В отличие от других персонажей, Венк представляется той силой, которая ещё имеет дерзость сопротивляться всеобщему упадку. Венк тяготеет к порядку, а Мабузе орудует словно революционер или тиран. Это личность свободолюбивая, убеждённая в собственной безнаказанности, азартно играющая с судьбами людей. Впрочем, играет-то он ради игры. Мабузе издевается над несостоявшейся нацией.
В чём же смысл провокаций и саботажей? В своем труде «От Калигари до Гитлера» теоретик Зигфрид Кракауэр утверждает, что немецкие киноделы охотно показывали злых, харизматичных мужчин, использующих гипноз или другие хитрые и гнусные средства для навязывания народу собственной воли. Закономерно, что в «Завещании доктора Мабузе» герой маниакально исписывает страницу за страницей, что читается как аллюзия на создание книги «Майн Кампф». Безумец в своих писаниях твердит о том, что истинный смысл преступлений – установление неограниченной власти. Возможно, действия Мабузе приведут к единодушию немецкого народа под знаменами Третьего Рейха? Мабузе – Гитлер? Более того, Кракауэр уверен, что, несмотря на дьявольский характер преступлений, немецкий кинематограф отражал бессознательное желание общества обманывать и обманываться. Своеобразная игра в поддавки. Ланг демонстрирует панораму декаденса Веймарской Германии – слабого полугосударства, которое легко становится жертвой ушлого афериста, способного заболтать людей и подавить их свободу. Мабузе – образ власти и ужаса, отражающий тоску немцев по режиму, порядку, жёсткой силе внутри страны и влиянию в большой политике.
Немецкий кинематограф 1920-х насыщен жутью и мраком сюжетным, визуальным и психологическим в сравнении с американским кино и его радужными персонажами Чарльза Чаплина и Бастера Китона. «Доктор Мабузе, игрок» не обходится и без классического ланговского монтажа – одна сцена задаёт вопрос, а следующая на него отвечает. Персонажи говорят о человеке, который стоит за преступлениями, а после нам показывают самого преступника – Мабузе. При этом из-за изменчивой внешности доктора Мабузе получается занятный парадокс. Кто совершает преступления? Доктор Мабузе. Кто такой доктор Мабузе? Человек, который совершает преступления. Замкнутый круг. Никто точно не знает истинного лица злоумышленника. Казалось бы, полиция охотится за человеком, однако она борется не с человеком, а с абстракцией.
Следует сказать, что в фильме персонажи показаны в качестве собирательных образов, без внимания на глубину или развитие характеров. Герои – части целого. Наиболее чётко это прослеживается в начале, где доктор Мабузе тасует фотокарточки с портретами различных людей – обликами для перевоплощения. Слово «игрок» в названии относится и к Мабузе как к любителю азартных игр, так и к Мабузе как к великому манипулятору, а также к актёру Рудольфу Кляйн-Рогге, демонстрирующего мастерское притворство. Мабузе – сплошная метаморфоза, это маска, как Бэтмен, и зрителю не позволено увидеть внутренние настроения героя.
Персонаж появляется сразу в нескольких образах: видный биржевой агент, еврейский разносчик, бородатый рантье, капиталист с моноклем, иллюзионист и психиатр. Мабузе постоянно маскируется, и только горстка сообщников знает его истинное лицо. Хотя и это не точно. Цель вечно скрывающегося злодея – провоцирование социального бардака. Мабузе – рука кукловода, скрытая от постороннего взора. Его существование возможно только при безвластии. К этой теме Фриц Ланг возвращается и в одной из своих главных лент – нуаре «М». Подобно маньяку из «М», доктор Мабузе вселяет страх изворотливостью и коварством. Он – экстравагантный нонконформист, одиночка без лица, который вторгается в политический класс и ухитряется оставаться вне подозрения.
Стоит обратить внимание на каноническое изображение – после успешной кражи Мабузе, подобно Богу, гордо возвеличивается над хаосом на фондовом рынке. Он притворяется, играет и рискует. То ли злодей стоит за социальными переменами, то ли им противостоит. Мабузе – диктатор, сеющий безумие. Один из самых запоминающихся фрагментов фильма: голова Мабузе на чёрном фоне приближается к нам всё ближе и ближе, ставя нас на место его жертвы.
Спекуляции на фондовом рынке – не единственная форма развлечения многоликого злодея. Фриц Ланг показывает игорные притоны и мюзик-холлы. В варьете молодой наследник богатого промышленника Эдгар Халл (Пауль Рихтер) попадает под власть Мабузе – магический взгляд шулера вызывает у Халла головные боли и головокружение. Затем злодей играет с ним в карты, где Халл теряет немалые деньги, и только после исчезновения Мабузе бестолковый Халл понимает, что его обманули.
Суровый персонаж представляется вездесущей угрозой, которая расползается, подобно чуме. Ланг изображает общество тирании – общество, в котором один человек боится всех, потому что каждый может быть рукой безжалостного режима. Человек начинает бояться даже своей тени. Здесь сподвижники Мабузе могут быть в образе охранников, а убийства могут казаться самоубийствами. Ланг умудряется показать бренный мир, где всегда нужно оставаться бдительным. Силы, обитающие в тени, вроде Мабузе, не дремлют.
К главному герою не испытываешь ни сочувствия, ни восхищения. «Нет любви, есть лишь страсть. Нет счастья – есть лишь воля к власти», – по-ницшеански молвит Мабузе в финале первого фильма, а уже во второй, более живой части он под видом великого фокусника Вельтмана полностью овладевает массами. Публика на его выступлении безвольно и очарованно захлёбывается овациями. Мабузе – человек-оркестр и дирижёр, а фильм – сложное, многоактовое произведение. Персонаж находится вне политического и общественного порядка. Принимая тот или иной облик, злой гений использует тягу людей к наживе против них же. Однако, как и в «М», Ланг говорит о том, что власть и жадность губит, а час расплаты и справедливости обязательно наступит – мысль, которую не услышала Германия 30-х и которая должна быть услышана сегодня. Доктор Мабузе вовсе не человек, а бессмертный дух зла и предупреждения. Кино, как писал Кракауэр, «стремится превратить взбудораженного свидетеля в сознательного наблюдателя».
Казалось бы, «Доктору Мабузе, игроку» почти век, а фраза: «Это современный каннибализм!» по праву звучит насущно и остро. Редкая, малоизвестная классика об алчности общества. Четыре часа немоты, – казалось бы, непосильный груз для современного зрителя. Однако актёры в слегка заторможенном повествовании играют настолько сдержанно, насколько позволяют рамки немого кино. Персонажи загипнотизированные, потерянные в пространстве, будто сумасшедшие во сне, как в шедевре Роберта Вине, но без мира смещённых пропорций. Кино 20-х – олицетворение разрушенного государства, которое не способно себя определить. Да, чёрно-белая картина, скорее, притупляет внимание, а в оптических эффектах нет ничего новомодного, хотя автомобильная погоня выглядит живенько на фоне доминирующих статичных сцен. Вторая часть выглядит мобильнее. Фрицу Лангу удаётся создать атмосферу и настроение, ведь фильм-то о перестройке ценностей. Зрителю с экрана заявляют, что основной закон жизни: «Всё, что приносит удовольствие, – позволено!» Поменялось ли что-то с тех пор? Кино отражает время в движении, покидая экран и выходя к нам, зрителям.
Доктор Мабузе
Мабузе — доктор-психоаналитик, гениальный и безжалостный преступник, карточный игрок, мастер перевоплощения и феноменальный гипнотизёр.
Исполнители
В музыке
Ссылки
Фильмы серии | Доктор Мабузе, игрок (1922) • Завещание доктора Мабузе (1933) • Тысяча глаз доктора Мабузе (1960) • Возвращение доктора Мабузе (1961) • Невидимый доктор Мабузе (1962) • Скотланд-Ярд против доктора Мабузе (1963) • Лучи смерти доктора Мабузе (1964) • Месть доктора Мабузе (1972) |
---|---|
Ремейки | Завещание доктора Мабузе |
ПолезноеСмотреть что такое «Доктор Мабузе» в других словарях:Доктор Мабузе, игрок — Dr. Mabuse, der Spieler Жанр фантастика Режиссёр Фриц Ланг Продюсер Эрик Поммер … Википедия Доктор — (лат. doctor, «учитель»): Содержание 1 Медицина 2 Образование 3 География … Википедия Завещание доктора Мабузе (фильм, 1933) — Завещание доктора Мабузе Das Testament des Dr. Mabuse Жанр триллер Режиссёр Фриц Ланг Продюсер … Википедия Завещание доктора мабузе — Das Testament des Dr. Mabuse Жанр триллер Режиссёр Фриц Ланг Продюсер … Википедия Завещание доктора Мабузе (фильм — Завещание доктора Мабузе (фильм, 1933) Завещание доктора Мабузе Das Testament des Dr. Mabuse Жанр … Википедия Тысяча глаз доктора Мабузе (фильм) — Тысяча глаз доктора Мабузе Die 1000 Augen des Dr. Mabuse Жанр детектив триллер фантастика Режиссёр Фриц Ланг … Википедия Завещание доктора Мабузе — Das Testament des Dr. Mabuse … Википедия Тысяча глаз доктора Мабузе — Die 1000 Augen des Dr. Mabuse … Википедия Ланг, Фриц — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ланг. Фриц Ланг Fritz Lang … Википедия Жак, Норберт — Норберт Жак Norbert Jacques … Википедия DARKERонлайн журнал ужасов и мистикиНовости и анонсыАвторские колонкиМероприятияМы решаем, кто здесь МабузеЗавещание доктора Мабузе / Das Testament des Dr. MabuseЖанр: ужасы, триллер Режиссер: Фриц Ланг Сценарий: Теа фон Харбоу В ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Томи Бурдель, Густав Диссль, Рудольф Шюндлер, Джим Жеральд, Оскар Хёкер Похожие фильмы: «Завещание доктора Мабузе» – фильм, в котором сошлись сразу три легенды: персонаж доктор Мабузе, режиссер Фриц Ланг и сложная судьба самого фильма, который запрещали, переделывали, восстанавливали. Вообще, подобная изменчивость судьбы фильма и его открытость разным интерпретациям выглядит даже символично для картины, преступником в которой оказывается «не тот слон». Даже жанр фильма определить не так-то просто: по сути, перед нами приключенческий фильм о гениальном преступнике, а сам Мабузе – чисто «палповый» герой в духе Фантомаса или Фу Манчу. Но, тем не менее, особенности подачи материала, съемки, да и сами сюжетные ходы позволяют его отнести и к хоррору тоже. Собственно, некоторые последующие фильмы об этом персонаже были уже чистым хоррором, как, например, версия неутомимого и культового Хесуса Франко 1972 года. В самом фильме Ланга, как ни крути, но психиатр, в больнице которого содержится опасный преступник, владеющий (кажется) мистическими силами – это заставляет вспомнить доктора Стюарта и маньяка Рейнфилда. Есть ощущение, что сцены с Томом Уэйтсом в «Дракуле» Копполы – дальнее эхо кадров «Завещания доктора Мабузе». Или возьмите вступительную сцену: кто-то где-то прячется, явно испытывая едва ли не животный ужас, появляются его противники – и, опять-таки, мы не знаем, кто они, чего хотят. Не знаем, по большому счету, даже кто злодей, а кто герой в этой сцене. Но особенности ее съемки, напряжение, которое нагнетает режиссер, и давящее звуковое сопровождение таково, что, кажется, никто и не удивился бы, вломись в кадр Кожаное Лицо со всей своей семейкой. По большому счету, вступительная сцена фильма – сама по себе отличная хоррор-миниатюра. А ее сопровождение можно запросто издавать на альбоме какой-нибудь индустриальной группы, и мало кто заподозрит подвох. При желании можно «засчитать» как элементы хоррора и появления призрака доктора Мабузе, но здесь не все так однозначно: фильм позволяет воспринимать эти сцены как чисто символические, а «призрака» – как отражение души самого персонажа. С другой стороны, даже если злодей действует под влиянием воображаемого призрака, а не реального, это еще не основание отказывать ленте в статусе «хоррора». С позиции современного зрителя фильм интересен еще и тем, что эта картина 1933 года предвосхитила многие едва ли не артхаусные приемы, которые будут эксплуатировать десятилетия спустя модные авторы типа Дэвида Линча («Твин Пикс»). Вспомним, что звуковое кино, по большому счету, только начинает свой путь, всего пару лет назад снят первый звуковой хоррор, «Дракула» с Лугоши. А в фильме Ланга, где эстетика и приемы немого кино еще хорошо ощутимы, звук, тем не менее, используется весьма нетривиально. Режиссер сознательно выстраивает целую систему «ненадежных диалогов»: к примеру, разговор, возникающий на стыке двух сцен и поначалу понимаемый зрителем неверно. Да и само вышеупомянутое давящее звуковое сопровождение во вступительной сцене – схожим образом использовался звук в пресловутой «Необратимости» Ноэ. Причем, если убрать из нее этот звук, большая часть воздействия улетучиться, а с Лангом этот фокус не пройдет. Что касается легендарной судьбы самого фильма, незадолго до премьеры он был запрещен в Германии, «Завещание доктора Мабузе» было показано на родине почти два десятка лет спустя и в порезанном виде. Правда, франкоязычная версия, снимавшаяся Лангом параллельно с немецкой, в Европе-таки была доступна и в перемонтированном и переозвученном виде демонстрировалась даже в США, но это был уже не совсем тот же фильм. Как бы то ни было, решение о запрете принимал лично Геббельс, которому не понравилось, что фильм можно интерпретировать, как критику нацистского режима. Как рассказывал сам Ланг, Геббельс вызвал его на встречу и, несмотря на запрет «Мабузе», предложил стать официальным кинорежиссером нацистов. Ланг, по его словам, спросил: «А ничего, что я отчасти еврей?». На что Геббельс отозвался: «Мы решаем, кто здесь еврей». После чего, вежливо распрощавшись, Ланг в ту же ночь бежал из Германии, бросив все имущество и деньги. Проверить, состоялся ли этот диалог, по понятным причинам, невозможно, но история про бегство – легенда: Ланг покинул Германию значительно позднее. Ну и напоследок забавный факт: культовый и неоднократно цитированный шедевр Ланга тоже содержит скрытую отсылку к другому произведению и довольно забавную. Итак, (сейчас будет СПОЙЛЕР) наш злодей вещает из-за ширмы, а его фамилия… Баум. Никого не напоминает? Все верно «Удивительный волшебник из страны Оз», автором которой был Лаймен Фрэнк Баум. Прямых доказательств этой версии, кажется, нет, но многие считают, что это сознательная шуточка Ланга. Поддержите DARKER!Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только! Киноцикл «Доктор Мабузе»Dr. Mabuse, der Spieler 1922, Германия, 242 мин., детектив, триллер режиссёр: Фриц Ланг сценарий: Фриц Ланг, Теа Фон Харбоу в ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Од Эйгед Нишен, Gertrude Welcker, Альфред Абель, Бернхард Гетцке, Пауль Рихтер, Robert Forster-Larrinaga, Ганс Адалберт Шлеттов, Георг Джон, Грете Бергер мировая премьера: 27 апреля 1922 г. Доктор Мабузе — демон во плоти, главарь шайки бандитов. Полиция идет по его следу, но безуспешно, потому что он умело меняет свою внешность: то он — аристократ, то — банкир, а иногда — нетрезвый матрос. Но главное — он обладает даром гипноза, от которого его жертвам нет спасения. В советском кинопрокате фильм был перемонтирован и демонстрировался под названием «Позолоченная гниль». Das Testament des Dr. Mabuse «Fritz Lang’s Meisterwerk. Der Gewaltigste Film der Gegenwart» 1933, Германия, Франция, 122 мин., детектив, триллер, ужасы режиссёр: Фриц Ланг сценарий: Теа Фон Харбоу, Фриц Ланг в ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Томи Бурдель, Густав Диссль, Рудольф Шюндлер, Джим Жеральд, Оскар Хёкер, Тео Линген, Моника Роллан, Морис Мэйллот, Камилла Спира мировая премьера: 21 апреля 1933 г. Мабузе заперт в стенах психиатрической клиники, где он как одержимый разрабатывает многочисленные планы разбойных операций. И его конспекты не пропадают зря, они служат руководством к действию. Один из главных персонажей фильма — комиссар Карл Ломан, действующий в предыдущем фильме Ф. Ланга «М убийца / M» (1931). В фильме «Тёмный рыцарь / The Dark Knight» (2008) режиссёра Кристофера Нолана представлена версия Джокера, вдохновленная Мабузе. На протяжении всего фильма персонаж рассказывает монологи, способствующие хаосу и беспорядку, которые позаимствованы из «Завещания доктора Мабузе». Доктор Мабузе, игрокРудольф ван Клейн немое кино с немецкими титрами |
«Доктор Мабу́зе, игрок» (нем. Dr. Mabuse, der Spieler ) — немой полнометражный фантастический фильм Фрица Ланга, первая картина трилогии о докторе-убийце Мабузе по рассказам Норберта Жака.
Было снято две части фильма:
Премьера состоялась в Германии 26 мая 1922 года.
В ролях
Сюжет
Доктор Мабузе — психолог и мастер маскировки. Он играет с людьми в различные игры, применяя гипноз. С помощью гипноза он убивает людей и превращает их в призраков.
В дальнейшем Фриц Ланг создал ещё два фильма, которые вместе с первым образовали трилогию: «Завещание доктора Мабузе» и «Тысяча глаз доктора Мабузе».
Ссылки
1910е | Полукровка (1919) • Властелин любви (1919) • Харакири (1919) • Пауки. Часть 1: Золотое озеро (1919) |
---|---|
1920е | Пауки. Часть 2: Бриллиантовая лодка (1920) • Блуждающий образ (1920) • Четверо вокруг женщины (1921) • Усталая Смерть (1921) • Доктор Мабузе, игрок (1922) • Нибелунги (1924) • Метрополис (1927) • Шпионы (1928) • Женщина на Луне (1929) |
1930е | М (1931) • Завещание доктора Мабузе (1933) • Лилиом (1934) • Ярость (1936) • Жизнь даётся один раз (1937) • Ты и я (1938) |
1940е | Возвращение Фрэнка Джеймса (1940) • Вестерн-Юнион (1940) • Охота на человека (1941) • Палачи тоже умирают! (1943) • Министерство страха (1944) • Женщина в окне (1944) • Улица греха (1945) • Плащ и кинжал (1946) • Тайна за дверью (1948) |
1950е | Дом у реки (1950) • Американские партизаны на Филиппинах (1950) • Пресловутое ранчо (1952) • Стычка в ночи (1952) • Голубая гардения (1953) • Сильная жара (1953) • Человеческое желание (1954) • Мунфлит (1955) • Пока город спит (1956) • За пределами разумного сомнения (1956) • Бенгальский тигр (1959) • Индийская гробница (1959) |
1960е | Тысяча глаз доктора Мабузе (1960) |
Фильмы серии | Доктор Мабузе, игрок (1922) • Завещание доктора Мабузе (1933) • Тысяча глаз доктора Мабузе (1960) • Возвращение доктора Мабузе (1961) • Невидимый доктор Мабузе (1962) • Скотланд-Ярд против доктора Мабузе (1963) • Лучи смерти доктора Мабузе (1964) • Месть доктора Мабузе (1972) |
---|---|
Ремейки | Завещание доктора Мабузе |
Полезное
Смотреть что такое «Доктор Мабузе, игрок» в других словарях:
Доктор Мабузе — (нем. Dr. Mabuse) вымышленный персонаж, созданный Жаком Норбертом, главный герой кинотрилогии Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Завещание доктора Мабузе» (1933), «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960), а также нескольких фильмов… … Википедия
Доктор — (лат. doctor, «учитель»): Содержание 1 Медицина 2 Образование 3 География … Википедия
Завещание доктора Мабузе (фильм, 1933) — Завещание доктора Мабузе Das Testament des Dr. Mabuse Жанр триллер Режиссёр Фриц Ланг Продюсер … Википедия
Завещание доктора мабузе — Das Testament des Dr. Mabuse Жанр триллер Режиссёр Фриц Ланг Продюсер … Википедия
Завещание доктора Мабузе (фильм — Завещание доктора Мабузе (фильм, 1933) Завещание доктора Мабузе Das Testament des Dr. Mabuse Жанр … Википедия
Тысяча глаз доктора Мабузе (фильм) — Тысяча глаз доктора Мабузе Die 1000 Augen des Dr. Mabuse Жанр детектив триллер фантастика Режиссёр Фриц Ланг … Википедия
Завещание доктора Мабузе — Das Testament des Dr. Mabuse … Википедия
Тысяча глаз доктора Мабузе — Die 1000 Augen des Dr. Mabuse … Википедия
Ланг, Фриц — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ланг. Фриц Ланг Fritz Lang … Википедия
Ланг, Фритц — Фриц Ланг Fritz Lang Фриц Ланг Имя при рождении: Fritz Lang Дата рождения: 5 декабря 1890 … Википедия