Кто такой джордано бруно кратко
Юные годы
В 1548 году в местечке Нола недалеко от Неаполя в бедной семье простого солдата и крестьянки родился Джордано Бруно — будущий знаменитый философ. В возрасте 11 лет способный мальчик был отправлен в Неаполь, где углубленно изучает актуальные для того времени науки — литературу, логику, диалектику. Спустя четыре года он поступил в монастырь святого Доминика, а еще через два года постригся в монахи.
В это время он принимает имя Джордано и с этим именем проживет всю оставшуюся жизнь, взойдет на эшафот и останется на века в памяти потомков.
Краткая биография Джордано Бруно
Скитания по континентальной Европе
В 1572 году Джордано принял сан католического священника, но вскоре после этого его начали подозревать в чтении запрещенных книг. Началось неизбежное в этой ситуации расследование, которое грозило молодому священнику серьезными последствиями. Дожидаться его результатов он не стал и в 1576 году уехал в Рим.
Но и в Риме молодой священник не чувствовал себя в безопасности. Он двинулся на север Италии, побывал в Генуе, Турине, Венеции. Затем Италию и вовсе пришлось покинуть.
В 1578 году, после двухлетних скитаний, Джордано обосновался в Швейцарии, в Женеве. Но обвинения в ереси преследовали его и там.
В Швейцарии Джордано пробыл недолго и в начале 1580 года переезжает во Францию, в Тулузу. Там в течение полутора лет он читает курс лекций по философии и публичные лекции по книге древнегреческого философа Аристотеля «О душе». Аристотель, кстати, являлся одним из первых ученых, считавших землю круглой, но к тому времени его научные взгляды уже сильно устарели. В 1581 году Бруно переезжает в Париж и летом этого же года становится преподавателем университета в Сорбонне.
В это время ему покровительствует король Франции Генрих III и у Джордано появляется непродолжительный период относительно спокойной жизни. И все-таки сторонники философских взглядов Аристотеля вынудили его покинуть Францию и перебраться в Англию. Генрих III предоставил в его распоряжение рекомендательные письма, это позволило философу в 1583 году уехать в Лондон.
За время скитаний по Европе с 1576 по 1583 год ученый проживал и работал во многих городах, нигде не задерживаясь надолго:
Переезды носят вынужденный характер, по сути, это больше похоже на бегство. Его философские идеи вызывают резкое неприятие со стороны католической церкви. Постоянные подозрения в ереси, попытки начать соответствующие расследования вынуждают ученого каждый раз искать новое место для своей жизни и деятельности.
Английский период
В Лондоне он публикует один из своих наиболее важных трудов — «О бесконечности вселенной и мирах». В Англии философ активно, но безуспешно пытается убедить английское общество в истинности учения Коперника. Однако, ни Шекспир, ни Бэкон, ни многие другие ученые не приняли одну из главных идей философии Бруно о том, что все планеты (в том числе и Земля) вращаются вокруг Солнца.
Не смог прижиться ученый и в Оксфорде, местная профессорская элита не приняла открытия ученого, наука того времени еще не была готова признать подобные научные взгляды. Пришлось возвращаться в Лондон, а в конце 1585 года Джордано навсегда покинул Англию.
Возвращение в Европу
В октябре 1586 года, вернувшись в Париж, философ издает курс лекций по «Физике» Аристотеля, а с середины 1586 года его скитания по Европе продолжаются. В некоторых городах философа встречает холодный прием, в других — относительно благоприятный, но конец всегда один — угрозы, преследования, запрет на участие в диспутах и чтение лекций.
За несколько лет в Германии Джордано жил и работал (или пытался найти работу) в таких городах как:
Только в Виттенберге, где он провел около двух лет, философ смог работать в относительно спокойной обстановке.
В 1588 году Бруно приезжает в Прагу, где пишет литературные сочинения на тему магии, но уже через год снова пытается продолжить свою деятельность в Германии и опять неудачно. В 1591 году Джордано возвращается в Италию.
Философские идеи Джордано Бруно
Основные идеи философии Джордано Бруно заключаются в отождествлении Бога и природы, пантеизм являлся наиболее характерной особенностью его мировоззрения. В философии Бруно первоисточником всего является материя, Бог пронизывает все и вся, при этом сама природа предполагается божественной.
Естественным следствием пантеизма философа являлась его приверженность учению Коперника. В своих многочисленных лекциях и трактатах философ не только пропагандировал это учение, но и пытался развить его отдельные положения. По представлениям, выдвинутым Джордано, вселенная бесконечна и содержит в себе неограниченное количество миров, а в нашей солнечной системе имеется множество небесных тел, на тот момент неизвестных астрономии.
Некоторые выводы из размышлений Джордано Бруно — верного последователя учения Коперника — в ходе истории и познании мира нашли подтверждение в современной науке. Например, утверждение о том, что звезды являются небесными телами, подобными нашему солнцу. Кстати, утверждение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, также противоречило церковным догмам того времени.
В философии, которую смог создать Бруно, присутствовали как религиозные, так и научные основы. Подобное сочетание не дает возможности дать однозначную характеристику его вкладу и достижениям в науке, даже современные ученые находят его философские теории достаточно сложными.
Возвращение в Италию
В 1591 году Бруно возвращается в Италию — он принял приглашение одного из венецианских аристократов по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Память у философа была превосходная — это отмечали многие его современники. В то же время не раз пострадавший от давления католической церкви, он славился как резкостью суждений, так и умением легко наживать себе врагов. В мае 1592 года между ученым и аристократом возникла ссора и аристократ написал на него несколько доносов. В итоге ученый был арестован.
Учитывая тяжесть обвинений и неуступчивость философа, его дальнейшая судьба была фактически предопределена, казнь стала лишь вопросом времени. Вскоре власти Венеции выдали ученого для суда и в феврале 1593 года он был доставлен в Рим.
Судебный процесс и казнь
В течение шести лет Бруно находился в римской тюрьме, но так и не признал свои убеждения ошибочными. В январе 1600 года папа Климент VIII принял решение о его передаче в руки светской власти.
Инквизиция вынесла свое решение, оно было безжалостным. Философ был признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» — прямая цитата из текста приговора. Он был отлучен от церкви и лишен сана священника. Его ждал суд губернатора Рима, но это была простая формальность. Инквизиция потребовала наказания «без пролития крови», что на самом деле было требованием сжечь обвиняемого живым.
17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме формально в соответствии с приговором светской власти, состоялась казнь. Философ был доставлен на площадь Цветов в Риме. Перед тем как вспыхнул огонь, палачи привязали его к столбу в центре костра железной цепью и стянули тело мокрой веревкой.
Спустя три года все произведения Джордано были внесены в католический «индекс запрещенных книг». Несмотря на это, имя выдающегося мыслителя не забыто историей.
Некоторые интересные факты о Джордано Бруно:
Сегодня, спустя несколько столетий со времени трагической гибели выдающегося мыслителя, история дала свою, высокую оценку его достижениям, значению его идей и вкладу в развитие науки.
Джордано Бруно биография кратко
Джордано Бруно биография кратко изложена в єтой статье.
Джордано Бруно краткая биография
БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600) – итальянский естествоиспытатель и философ. Создатель гениального пантеистического мировоззрения, утверждал о бесконечности Вселенной и бесчисленности солнц и планет, следующих там по своим орбитам. Считал мир одушевленным.
Бруно родился в 1548 году в Ноле, провинциальном городе Неаполитанского королевства. Филиппе – такое имя дали мальчику при крещении. В 17 лет Бруно стал монахом католического монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену. При этом он принял новое имя – Джордано.
В монастыре молодой монах получил хорошее образование. Тайно от всех Бруно занимался литературной деятельностью.
В 24 года Джордано Бруно получает сан священника, и это дает ему возможность более близкого общения с людьми вне стен монастыря. В 28 лет Джордано Бруно вышел из доминиканского ордена, совершив с точки зрения церкви, массу неблаговидных поступков. Против него возбудили судебное дело, и Бруно бежал сначала в Рим, затем в Женеву, оттуда перебрался во Францию, а потом в Англию. Так начались многолетние странствия ученого по Европе.
За время своих скитаний во Франции и Англии он читал лекции, писал книги, но нигде не был понят, поскольку Бруно был человеком инакомыслящим. Призывая к раскрепощению ума и мысли, он тем самым посягал на власть над умами людей, до того момента безраздельно принадлежащую церкви. Новое, ошеломляюще смелое учение Бруно, открыто провозглашавшееся им в диспутах с представителями официальной науки, определило дальнейшую трагическую судьбу ученого.
В Лондоне в 1584 г. Бруно издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд “О бесконечности, Вселенной и мирах”. Он отрицал существование какого бы то ни было центра вселенной. Бруно же выдвинул такую идею: звёзды – это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом равное расстояние, вокруг других звёзд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей.
Главным в учении Бруно была идея саморазвития природы. Бруно утверждал: думать, что Вселенная ограниченна, замкнута – значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить Бесконечность.
В 1591 году Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его “тайному знанию” и захотел уехать, раздосадованный “ученик” не отпустил его, насильно запер и донес на своего учителя инквизиторам. Майской ночью 1592 г. Джордано Бруно был арестован, и в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.
До 1600 г. он томился в застенках Ватикана.
Джордано Бруно был казнен (сожжен на костре) в Риме, на Кампо ди Фьори. Это преступление свершилось под утро 17 (26) февраля 1600 года.
Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа
Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды. Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре. Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.
Джордано Бруно: биография философа
Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:
Внешность и характер Джордано Бруно
Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.
Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.
Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.
Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.
Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.
Происхождение и юность Бруно
В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.
Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.
В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’. Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви. Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.
В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.
Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.
Европейские путешествия философа
Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.
В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.
В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.
В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.
В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.
В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете. Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров. Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.
Возвращение в Италию и арест
В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.
В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно. Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.
В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Тайна приговора
Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор. После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство». Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.
Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал. Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни. Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.
Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.
Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:
Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.
Отношение церкви к Бруно после его смерти
В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.
Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.
В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.
Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.
Фото: flickr.com: UGC
Джордано Бруно: философия кратко
Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века. Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным. В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.
Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.
Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:
Искусство памяти
В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.
Философия
Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».
Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).
Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).
Магия
Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).
Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).
Полемика и риторика
Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).
Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).
Фото: picryl.com: UGC
Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.
Вот основные ее положения:
Взгляды на устройство Вселенной
Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.
Определение божественной сущности природы
Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.
Отношение человека с Богом
Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.
Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.
Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.
Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора