Кто такой лоренцо да понте
Лоренцо да Понте
Лоре́нцо да По́нте (10 марта 1749 — 17 августа 1838) — итальянский либреттист и переводчик. Автор 28 либретто к произведениям 11 композиторов, включая оперы Моцарта и Сальери.
Содержание
Биография и творчество
Лоренцо да Понте (при рождении ему было дано имя Эмануэле Конельяно) родился в городке Ченедо Венецианской республики (сейчас Витторио-Венето) в еврейской семье. Его мать умерла в 1754 году и после её смерти отец повторно женился, для чего вместе с детьми принял католическую веру. При крещении Эмануэле принял имя епископа, совершившего обряд, Лоренцо да Понте. С 1769 года учился в духовной семинарии в Портогруаро и в 1773 году принял монашеский сан [1] В 1774—1776 годах аббат да Понте преподавал литературу и красноречие в семинарии Тревизо. Однако его радикальные взгляды (да Понте был поклонником Руссо [1] ) и распутное поведение привели к изгнанию из Тревизо, а затем и из Венеции, где среди его близких знакомых был Казанова.
В 1790 г. из-за сокращения финансирования да Понте потерял работу и уехал в Триест, где познакомился со своей будущей женой, англичанкой Нэнси Грал. Жил в Праге и Дрездене, Париже и Лондоне. Тринадцать лет проработав с забытыми ныне композиторами, да Понте в 1805 эмигрировал в Америку.
Годы в США
В Америке Лоренцо да Понте перевел несколько английских произведений на итальянский язык, написал мемуары — «Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные» (1823—1827; немецкий перевод Гота, 1861). Он преподавал итальянскую словесность в Колумбийском университете в Нью-Йорке и был первым католическим священником на кафедре Университета. В 1826 он выступил организатором первого исполнения оперы «Дон Жуан» в Америке (Церлину пела Мария Малибран). В 1828 году, в возрасте 79 лет, Лоренцо да Понте получил гражданство Соединенных Штатов.
Лоренцо да Понте умер в возрасте восьмидесяти девяти лет в Нью-Йорке и при большом стечении народа был пышно похоронен в Бруклине.
Мемуары Лоренцо да Понте
Лоренцо да Понте (при рождении ему было дано имя Эмануэле Конельяно) родился в городке Ченедо Венецианской республики (сейчас Витторио-Венето) в еврейской семье. Его мать умерла в 1754 году и после её смерти отец повторно женился на итальянке, для чего вместе с детьми принял католическую веру. При крещении Эмануэле принял имя епископа, совершившего обряд, Лоренцо да Понте. С 1769 года учился в духовной семинарии в Портогруаро и в 1773 году принял монашеский сан. В 1774–1776 годах аббат да Понте преподавал литературу и красноречие в семинарии Тревизо. Однако его радикальные взгляды (да Понте был поклонником Руссо) и распутное поведение привели к изгнанию из Тревизо, а затем и из Венеции, где среди его близких знакомых был Казанова. В 1782 году Лоренцо да Понте прибыл в Вену и по ходатайству придворного композитора Антонио Сальери получил место придворного поэта-либреттиста. Здесь да Понте написал три самых известных либретто, положенные на музыку Моцартом: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все». На его счету также либретто к операм Сальери («Талисман», «Богач на день», «Аксур, царь Ормуза», «Пастырь верный», «Цифра»), Йозефа Вайля, Висенте Мартина-и-Солера и других композиторов. В 1790 г. из-за сокращения финансирования да Понте потерял работу и уехал в Триест, где познакомился со своей будущей женой, англичанкой Нэнси Грал. Жил в Праге и Дрездене, Париже и Лондоне. Тринадцать лет проработав с забытыми ныне композиторами, да Понте в 1805 году эмигрировал в Америку. В Америке Лоренцо да Понте перевел несколько английских произведений на итальянский язык, написал мемуары – «Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные» (1823–1827). Он преподавал итальянскую словесность в Колумбийском университете в Нью-Йорке и был первым католическим священником на кафедре Университета. В 1826 он выступил организатором первого исполнения оперы «Дон Жуан» в Америке (Церлину пела Мария Малибран). В 1828 году, в возрасте 79 лет, Лоренцо да Понте получил гражданство Соединенных Штатов. Лоренцо да Понте умер в возрасте восьмидесяти девяти лет в Нью-Йорке и при большом стечении народа был пышно похоронен в Бруклине. (Материал из Википедии – Свободной энциклопедии)
Итак, фрагменты из «Мемуаров» Лоренцо да Понте.
Я публикую свои Мемуары. Но поскольку я не пишу историю человека, выдающегося по своему рождению, своим талантам или блеску услуг, оказанных им своей родине, я буду говорить по возможности мало о своей стране, моей семье и моем детстве; я ограничусь фактами, которые, хотя и не будучи замечательными, смогут, по крайней мере, своей странностью и неожиданностью, доставить несколько часов развлечения моим читателям.
Я родился 10 марта 1749 года в Ченеде, маленьком городке, однако пользующемся некоторой известностью в Венецианском государстве. В возрасте пяти лет я потерял свою мать. Отцы, по большей части, мало занимаются первыми годами своих детей, мои ранние годы были полностью заброшены; читать и писать – была вся моя наука в одиннадцать лет. В этом возрасте мой отец удосужился дать мне некоторое образование. К сожалению, он выбрал дурного воспитателя. Это был крестьянский сын; он поменял своих быков и телегу на направляющую ферулу и внес в свои новые обязанности всю неотесанность своего происхождения; он вложил мне в руку грамматику Альваро и возымел претензию обучить меня латыни. Я учился несколько месяцев и абсолютно ничего не усвоил. Несмотря на это отсутствие знаний, все упорно смотрели на меня как на ученого; я был наделен превосходной памятью, редким умом, я обладал легкой речью, быстрой реакцией и при этом неутолимой жаждой познания. При этих счастливых качествах, мой отец с удивлением видел, сколь мало я извлекал из уроков своего учителя. Он хотел выяснить причину этого, и ему не стоило больших усилий в ней разобраться. Он зашел однажды в мою учебную комнату и стал наблюдать, стоя позади моего педагога. Тот же, разозленный ошибкой, которую я сделал, повторяя урок, сжал кулак и обрушил его мне в голову с силой, подобной удару кузнеца по наковальне: это было, впрочем, его ежедневное времяпрепровождение. Не могу сказать, обида или боль вызвала у меня невольную слезу; эта слеза не ускользнула от внимания моего отца. Она поразила его в сердце. Приблизиться к педагогу, схватить его за волосы, выволочь его вон из комнаты и спустить с лестницы было делом одного мгновения, обрушив на того все, что попалось ему в руку, включая мою грамматику Альваро – первую причину этой сцены. В течение трех лет речь больше не заходила о латыни. Мой отец был уверен, что именно отвращению к моему наставнику следует приписать мой малый прогресс в изучении этого языка, и, может быть, он был прав.
Исход этой сцены был для меня фатальным: до четырнадцати лет я оставался полностью отстранен от какой бы то ни было науки и, поскольку весь мир оставался в мой голове в своем естественном состоянии, я краснел, оставаясь менее продвинутым по сравнению с остальными молодыми людьми Ченеды, которые, забавляясь, называли меня умственно отсталым. Не могу описать, насколько сильное смущение я ощущал при этом, и какая жажда знаний меня охватывала. Поднявшись однажды на чердак, где мой отец имел привычку складывать свои старые бумаги, я нашел там несколько книг, которые, полагаю, составляли всю его библиотеку. В этой куче авторов, более или менее известных, я наткнулся вскоре на томик Метастазио. Я прочел его на одном дыхании, и стихи этого божественного поэта произвели в моей душе эффект самой восхитительной музыки.
Десять лет спустя после смерти моей матери отец сочетался вторым браком и дал мне в мачехи молодую девушку, которой не было еще и семнадцати лет; ему было в это время свыше сорока. Поощряемый желанием развить свой ум и предвидя между тем последствия столь диспропорционального брака, я понял, что мне следует изыскивать других ресурсов, которые я не мог больше надеяться найти в отчем доме.
В ту пору епископом Ченеды был монсиньор Лоренцо Да Понте; это был человек высокого благочестия, большой толерантности, наделенный самыми редкими христианскими добродетелями; он обладал, кроме того, глубоким влиянием на мое семейство. Я решительно представился ему и попросил поместить меня, как и одного из моих братьев, в семинарию, которой он руководил. Мой поступок понравился этому уважаемому прелату. Он увидел в нем с нашей стороны живое стремление к получению образования в наилучших условиях. Он согласился с радостью и даже взял на себя, с редкой добротой, оплату всех расходов, достаточно больших, связанных с этим предприятием. Прогресс, который мы обнаружили в нашей учебе, отвечал надеждам нашего благодетеля. Менее чем в два года мы уже писали с элегантностью на ученой латыни, с особенным старанием занимаясь этой дисциплиной, так необходимой ученикам, которым предназначалось принять сан священника. Что же касается современных языков, они рассматривались только как дополнение. Мой отец заблуждался относительно моей склонности и поощрял меня, более в согласии с обстоятельствами, чем в соответствии с отцовским долгом, стремиться к Церкви; таким образом, я воспитывался, чтобы стать священником, хотя был увлекаем, согласно своему вкусу и по природе, к занятиям вполне противоположным, таким, что в восемнадцать лет, способный сочинить за полдня проповедь или более пятидесяти стихов элегантной латынью, я был не в состоянии написать письмо в несколько строк на своем родном языке. Первый, кто был поражен этой ошибкой образования и вызвался ее исправить, был аббат Кальяри, молодой священник, наделенный горячим и поэтическим воображением, недавно вышедший из коллежа в Падуе, где чтение Данте и Петрарки было столь же распространено, как и Горация и Вергилия; он начал, прежде всего, читать, объяснять, а затем и прививать вкус большому числу учеников, составлявших его класс, к прозе, а также стихам наших национальных поэтов.
ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ
Либреттист Моцарта Лоренцо да Понте родился с именем Эммануэле Конельяно в гетто городка Ченеда (ныне Витторио-Венето) близ Венеции. Немногим известно, что да Понте был евреем, поскольку большую часть своей жизни он щеголял по Европе под видом священника (притом весьма любвеобильного) и поскольку большее внимание все еще привлекает история жизни Моцарта. Друг пользовавшегося дурной репутацией Казановы, аббат Да Понте написал три величайших либретто в истории оперы, положенные на музыку Моцарта: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все». До появления в конце XIX в. блестящих инсценировок шекспировских пьес «Отелло» «Виндзорские проказницы» («Фальстаф»), написанных для Верди композитором-либреттистом Арриго Бойто, музыкальные комедии да Понте были вершиной музыкального театра. Важно понять другое: без сотрудничества с да Понте Моцарт не написал бы музыки, которая обнажила человеческие чувства до такой степени, которая не доступна была до него никому.
В прошлом да Понте ничего, что предвещало его удивительную жизнь и литературный успех. Отец Эммануэле Жеремия был торговцем кожи. Когда Эммануэле исполнилось пять лет, его мать Гелла (Ракель) Пинкерле умерла в момент рождения его младшего брата. Вторая жена Жеремии была христианкой. Из желания то ли удовлетворить ее религиозные потребности, то ли выбраться из гетто в 1763 г. Жеремия попросил епископа Ченеды (которого звали Лоренцо да Понте) обратить в христианство своих трех детей от Геллы. По существовавшему тогда обычаю семья Конельяно взяла фамилию да Понте, а Эммануэле взял себе и имя епископа. Епископ приютил своего нового тезку и его двух братьев и записал юного Лоренцо в семинарию.
К 1773 г. дитя гетто Эммануэле Конельяно стал священником Лоренцо да Понте. Но, даже будучи аббатом, да Понте никогда не выполнял обязанностей священника. Его темперамент (судя по описанию в его собственных ярких и причудливых «Мемуарах») вряд ли соответствовал обету безбрачия и целомудрия. Тем не менее он был уважаемым учителем в семинарии Тревизо, увлеченным современной литературой и древними языками. Его любовные похождения завершились тем, что он сделал ребенка замужней аристократке. Его радикальные политические взгляды в сочетании с распутным поведением обусловили его изгнание из Тревизо. Да Понте бежал в Венецию, где, как рассказывали, нашел пристанище в доме другой прекрасной дамы, потом в Горицию и за пределы Италии – в Дрезден (где научился у другого итальянца писать пьесы на музыку в виде опер).
Их первый совместный проект, примерно переведенный как «Одураченный муж», так и не воплотился. За семь лет до своей кончины Моцарт отличался идеальным вдохновением и отличной техникой. Ему требовалось нечто большее, нежели еще одна опера-буфф с типичной для нее клоунадой и комическими трюками. Внимание же Моцарта и да Понте привлекла более революционная пьеса того времени – «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше. В ней рассказывалась истории развратного графа, пытавшегося изменить своей утонченной супруге со служанкой (собиравшейся замуж за его слугу). Присутствовали все элементы комической оперы, за несколькими исключениями. Речь шла о реальных людях. Они пели с истинным чувством. Порой были по-настоящему напуганы. Они смеялись, неистовствовали, иногда исполняли арии с восхитительными словами, написанными на незабываемые мелодии, вызывавшие слезы.
Либретто да Понте к «Дон Жуану» (на основе старой легенды «Каменный гость») и к игривой, но оригинальной «Так поступают все» обращены к иным драматическим и поэтическим заботам. «Дон Жуан» – бурная трагикомедия, рассказывающая о персонаже, похожем на Казанову и недалеко ушедшем от самого да Понте в недавнем прошлом. Подобно «Гамлету» и «Фаусту», она уникальна, неподвластна стереотипам или строгому анализу. Несмотря на свое черное сердце, Дон Жуан величествен в своей ужасающей элементарности. Напротив, «Так поступают все» пузырятся как шампанское, но немного горьковаты. То, что в них рассказано об отношениях между мужчинами и женщинами – как они обманывают друг друга, как лгут, проявляют страсть, познают и забывают любовь, полная выдумка да Понте.
Итальянский язык да Понте просто сверкает в фонетическом возбуждении. Он был не только великим драматургом, но и первоклассным драматическим поэтом. Он давал моментальную характеристику персонажей и окружающей среды. Зрители втягиваются не только в действие, но и – что важнее – в мысли и эмоции тех, кто представляются живыми людьми. Несмотря на продолжительность этих произведений, в них нет повторов, лишних слов – только прекрасная экспрессия.
За год до смерти Моцарта в 1790 г. австрийский император урезал поддержку художественного творчества из-за увеличившихся расходов на войну с Турцией. Да Понте потерял работу, уехал в Триест, где познакомился с юной англичанкой по имени Нэнси Грал отправился вместе с ней в Париж, потом в Лондон (где тринадцать лет проработал с ныне забытыми композиторами) и в конце концов эмигрировал в Америку. У Лоренцо и Нэнси родились четверо детей. Престарелый иммигрант зарабатывал на содержание семьи преподаванием ряда европейских языков. Он умер в возрасте восьмидесяти девяти лет и был похоронен в Бруклине.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Лоренцо ди Пьеро ди Медичи, прозванный Великолепным
Лоренцо ди Пьеро ди Медичи, прозванный Великолепным I Правительство Флоренции, именуемое Синьорией, получило из городка Сан-Миниато Тедеско, расположенного на дороге из Флоренции в Пизу, письмо, в котором, в частности, было написано следующее:«В опасных обстоятельствах,
Основные даты жизни и деятельности Лоренцо Медичи
Основные даты жизни и деятельности Лоренцо Медичи 1449, 1 января — родился Лоренцо Медичи, сын Пьеро Медичи по прозвищу Подагрик, и Лукреции Торнабуони, внук Козимо Старшего.1454 — юный Лоренцо под руководством гувернера и учителей постигает гуманитарные дисциплины и
Лоренцо Великолепный. Блестящий правитель Флоренции
Лоренцо Великолепный. Блестящий правитель Флоренции Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепный — правитель Флоренции, человек, прославивший ее в веках. А что мы знаем о нем? Хотя его пример мог бы послужить и к пользе нашего отечества. Римский папа, узнав о его смерти, сказал: «С
ВИЗИТ КАРЛЫ ДЕЛЬ ПОНТЕ
ВИЗИТ КАРЛЫ ДЕЛЬ ПОНТЕ Карле дель Понте долго не давали визу… За два дня до прилета беспрецедентный случай! — у нее еще не было визы — у нее, одного из крупнейших государственных чиновников Швейцарии! Такого еще в истории отношений наших двух стран не бывало — я, во
СИМОН ХОСЕ АНТОНИО БОЛИВАР-И-ПОНТЕ (1783—1830) Освободитель южноамериканских колоний от владычества Испании.
СИМОН ХОСЕ АНТОНИО БОЛИВАР-И-ПОНТЕ (1783—1830) Освободитель южноамериканских колоний от владычества Испании. Боливар происходил из древнего испанского рода, осевшего в Венесуэле еще во второй половине XVI века. Первым, кто прибыл на эту землю, был баск по имени Симон Боливар.
Лоренцо Великолепный. Блестящий правитель Флоренции
Лоренцо Великолепный. Блестящий правитель Флоренции Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепный – правитель Флоренции, человек, прославивший ее в веках. А что мы знаем о нем? Хотя его пример мог бы послужить и к пользе нашего отечества. Римский папа, узнав о его смерти, сказал: «С
2. Творчество Лоренцо Бернини
2. Творчество Лоренцо Бернини Лоренцо Бернини, которого также называют «Микеланджело XVII столетия», признан наиболее знаменитым итальянским скульптором эпохи. Большую часть своих произведений он выполнил в Риме, включая памятники трем римским папам, во время правления
ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (1449-1469-1492)[12]
ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (1449-1469-1492)[12] Лоренцо тяжело переносил потерю отца. Но, переняв его полномочия, он сразу должен был включиться в управление республикой. У 20-летнего правителя был талант повелевать другими и властолюбие, чтобы направить это умение на пользу своему
ДЖОВАННИ — ЛЕВ X (1476–1521) ДЖУЛИАНО (1479–1516) ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1492–1519) ДЖОВАННИ БАНДЕ НЕРЕ (1498–1526)
ДЖОВАННИ — ЛЕВ X (1476–1521) ДЖУЛИАНО (1479–1516) ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1492–1519) ДЖОВАННИ БАНДЕ НЕРЕ (1498–1526) Джованни вернулся в Италию в мае 1500 года. События во Флоренции сделали целесообразным для него поселиться в Риме. Здесь он жил во дворце Сант-Эустакьо, (теперь палаццо Мадама),
ГЛАВА IV. Военная монархия в Сицилии и на Понте
ГЛАВА IV. Военная монархия в Сицилии и на Понте В то время как Спарта воевала с Персией из-за независимости малоазиатских греков, в Сицилии также началась освободительная война против варваров. Со времени мирного договора 405 г. Дионисий ни на минуту не упускал из виду
1469–1492 Правление во Флоренции Лоренцо Великолепного
1469–1492 Правление во Флоренции Лоренцо Великолепного Богатый и влиятельный флорентийский род Медичи пришел к власти во Флорентийской республике в 1434 г., а в 1469 г. республику возглавил 20-летний Лоренцо Медичи. Он сумел подавить недовольство своих противников внутри
Лоренцо Великолепный Илья Бузукашвили
Лоренцо Великолепный Илья Бузукашвили «С уходом Лоренцо закончился мир во Флоренции», – так сказал папа, узнав о смерти Лоренцо Медичи. Природа по-своему отозвалась на это событие: молния с такой силой ударила в купол церкви Санта Репарата, что часть его рухнула, вызвав
Дневник
Друг Моцарта и Сальери
Они творили музыку, он создавал под нее литературу. Однако из 28 либретто к произведениям 11 композиторов, включая оперы Моцарта и Сальери, особняком всегда стоял «Дон Жуан». Здесь итальянский еврей Лоренцо да Понте не только выразил весь личный опыт в искусстве соблазнений, подключив к работе своего наставника, Джакомо Казанову, но и многое привнес из еврейского фольклора. Как результат – опера, которая и спустя 230 лет считается одной из величайших в мире.
В начале этого года в архивах Чешского музея музыки была обнаружена партитура произведения Моцарта, которая более 200 лет считалась утраченной. Кантата, созданная в 1785 году, была написана великим композитором в соавторстве с Сальери и Корнетти на слова Лоренцо да Понте, известного еврейского либреттиста и переводчика своего времени. Но это новообретенное произведение далеко не единственная совместная работа Моцарта и да Понте. Их неповторимый творческий союз также подарил миру такие шедевры, как «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все». Но главным их детищем все же стала блестящая опера «Дон Жуан».
Эта история началась в 1787 году в таверне на сонной кривой улочке в тени романских арок, готических сводов и высоких башен в стиле барокко, украшавших старую Прагу. В тускло освещенном зале пивной трое мужчин в галифе, треуголках и напудренных париках оживленно вносили последние штрихи в свою новую оперу «Дон Жуан», которая сегодня, спустя почти 230 лет, считается одной из величайших в мире. Этими тремя собеседниками были легендарный женский обольститель Джакомо Казанова, величайший композитор Вольфганг Амадей Моцарт и одаренный либреттист Лоренцо да Понте.
Опера по пьесе «Мщение из гроба» испанского драматурга Антонио Самора конца XVII века и либретто Джованни Бертати никого не оставит равнодушным. Музыка – фантастична, слова пропитаны страданием, а сюжет вызывает эмоции, с которыми каждый из нас сталкивался не раз – от страха до жажды мести, от страсти до злости, от плотского желания до нежности. И совсем неудивительно, что в письме к Луизе Колет Гюстав Флобер назвал «Дон Жуана» Моцарта вместе с Гамлетом и морем «тремя самыми красивыми созданиями Господа».
Многие считают, что такой идеальный творческий продукт вряд ли мог бы появиться на свет, если бы автор не был знаком с темой вероломных соблазнений не понаслышке. Испанский режиссер Карлос Саура в своем фильме «Я, Дон Жуан» (Io, Don Giovanni), ставшем вольным пересказом биографии да Понте, близко подходит к истине, проводя параллели между бурной молодостью автора и либретто, которое он написал позже для Моцарта. Но очевидно, что не один личный жизненный опыт да Понте вдохновил его на создание сюжетных акцентов оперы. В ней также чувствуется влияние и еврейского фольклора –например, когда мраморная статуя оживает и мстит убийце. На самом деле это не что иное, как отсылка к идишской легенде о големе, которая была очень хорошо знакома чешской публике.
Кем же на самом деле был этот талантливый литератор с итальянским именем и отличным знанием еврейской мифологии? Лоренцо да Понте (Эмануэле Конельяно) родился в еврейской семье в венецианском гетто в 1749-м, но в 1763 году, после смерти матери и еще до своей бар-мицвы, вместе со своим отцом и братьями принял католичество. Позже он стал священником, но несмотря на сан, ему нравилось вольно рассуждать на богословские и моральные темы, а свое истинное духовное призвание он нашел в страстных любовных похождениях. В 1779 году в родной Венеции Лоренцо предстал перед судом за «публичное внебрачное сожительство» – его обвиняли в том, что он держал дом разврата и азартных игр, а также сам в нем жил.
Именно в этом веселом окружении он встретился с человеком, ставшим его главным советчиком по амурным вопросам, Джакомо Казановой. После того как да Понте, обвиненного в крайнем распутстве, выгнали из Светлейшей Республики Венеция на 15 лет, он отправился в Европу, но и тут за ним шлейфом тянулись скандалы. В Дрездене, к примеру, Лоренцо поймали на «многопрофильной» интрижке – он умудрился крутить романы одновременно с хозяйкой дома, в котором квартировался, и с ее дочерями. Все открылось по досадной случайности – дамы сердца перепутали время, и одно свидание наложилось на другое в лучших традициях оперы-буфф.
В конце концов в Вене по протекции композитора Сальери литератора Лоренцо представили императору Иосифу II, а чуть позже и Моцарту. Вторая встреча произошла во дворце барона Вецлара – иудея, принявшего крещение, –который поддерживал композитора и хотел помочь да Понте. Известный филосемит Моцарт с радостью принял Лоренцо в круг своих друзей, и довольно скоро у них сложился крепкий творческий союз. Как писал биограф Моцарта Марсия Давенпорт, «строки [да Понте] всегда были яркими и блестящими и облекали мысли Вольфганга в словесную форму с искрой, которая рождается при ударе кирки о кремень».
На самом деле Моцарт во многом походил на Микеланджело, который талантливейшим образом зашифровал свое дружеское расположение к евреям в росписи Сикстинской капеллы. Композитор скрыто осудил антисемитизм в своей опере «Похищение из сераля», изобразив ненавидимого турка, Селим-пашу, как участливого человека, лишенного религиозных предрассудков.
Но в 1790 году умер покровитель да Понте Иосиф II, а через год ушел из жизни и Моцарт. Новый император был к литератору безразличен, и Лоренцо пришлось искать применение своим талантам в других землях. Не имея возможности вернуться в родную Венецию, да Понте перебрался в Париж, потом в Лондон, а затем отправился в Новый Свет. Там он стал настоящим «венецианским купцом» – начал коллекционировать предметы искусства, стал известным продавцом книг, лектором, выдающимся экспертом в музыке, импресарио и, наконец, преданным мужем. В отличие от своего учителя в амурных делах, Казановы, с возрастом Лоренцо научился усмирять плотские порывы и сублимировать их в творчество.
Выдающийся гуманитарий времен Ренессанса, да Понте познакомил с работами Данте Алигьери, Франческо Петрарки и Витторио Альфьери тысячи своих студентов в Колумбийском университете, основанном в 1754 году. Будучи философом и историком, он поддерживал ценности французской и американской революций. Будучи поэтом Просвещения, он продвигал идеи свободы творчества в искусстве. Будучи гуманистом, он боролся с предубеждениями и бедностью, щедро спонсируя многие благотворительные инициативы на новой земле, в Америке. В память о своем друге Моцарте в 1826 году в Нью-Йоркском мюзик-холле, который впоследствии стал Метрополитен-оперой, Лоренцо поставил «Дон Жуана».
Да Понте умер в 1838 году в Нью-Йорке, но до сих пор достоверно не известно, где именно находится его могила. Похоронная церемония состоялась в старом соборе Святого Патрика на Малбери-стрит, но касательно места его захоронения ведутся споры. Одни источники утверждают, что его могила находится на кладбище Голгофа в Квинсе, Нью-Йорк (только вот незадача – оно появилось лишь в 1848 году), а другие говорят, что свое последнее пристанище он нашел в Нижнем Манхэттене. Но так или иначе, каменное надгробие-мемориал да Понте сегодня находится именно на Голгофе. Современники да Понте утверждали, что он носил золотую Звезду Давида на груди, и некоторые предполагали, что в конце жизни литератор мог тайно вернуться в веру предков.
Мы также не знаем, где именно на венском кладбище Святого Марка покоятся останки Моцарта, так как в те времена могилы, не принадлежащие знати или богачам, часто перемещались и вскрывались. Могилу Казановы постигла та же участь – ее давно уже нет. Но разве так уж важно, где именно находится прах, если гений вечно жив? Нетленным памятником Моцарту, да Понте и Казанове навсегда останется их непревзойденный «Дон Жуан».