Машина тесла что умеет
11 самых интересных фактов о Tesla Motors
Отобрала самый сок.
Разумеется, ты знаешь, в честь кого был назван известнейший автоконцерн. И да, электрокар Model S разгоняется до сотни менее, чем за 3,1 секунды. Молодец, но сейчас не об этом.
Мы копнули чуть глубже, и оказалось, у компании много своих скелетов. Правда, некоторые из них попросту остались незамеченными.
Илон Маск не создавал Tesla Motors
Да, в головах многих его имя неотделимо от бренда Tesla. Но все потому, что Маск – главное публичное лицо компании.
Хотя изначально идея стартапа зародилась у Мартина Эберхарда. Талантливый инженер давно мечтал о машине с экономным расходом, но по части автомобилей был полный профан. Да и скромных накоплений едва ли хватало на достойный старт.
Другими соучредителями компании стали Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатели Google. А также давний напарник Эберхарда Марк Тарпеннинг.
Первая машина компании была плагиатом
Над дизайном первого авто решили долго не заморачиваться. Ребята просто взяли бензиновую Lotus Elise и перевели ее на электропитание. И стоит отдать должное, машинка вышла, что надо.
Благодаря 6381 аккумулятору, бывший английский красавец разгонялся до сотни за 4 секунды. А максимальная скорость авто составила 210 км/ч. Модель решили назвать Tesla Roadster. Заряжалась от обычной розетки, и «полного бака» хватало на 400 км пути.
Правда, сложная система охлаждения потребовала привлечения новых специалистов. И их решили набрать прямо из Lotus Elise. Ситуация начала перерастать в громкий скандал, но дипломатичный Маск все быстро уладил.
Tesla была на грани банкротства
Тогда в команду пригласили Зеева Дрори, который был президентом Tesla Motors весь следующий год. Дела пошли в гору, и обязанности генерального директора снова перешли к Элону Маску. На тот момент он вложил в Tesla Motors около $70 млн.
Компания занимала у правительства США
Электрокары Tesla собирают Мистик, Росомаха и Айсмен
На производственной линии Tesla трудятся более полутора сотен роботов. И самые крупные из них действительно названы в честь персонажей из «X-Men». Некоторые даже работают в паре, в отличие от своих обособленных тёзок из фильма.
Кроме них на производстве задействованы тысячи профессионалов. Они делают то, что не могут дать Tesla бездушные роботы.
Внутренняя отделка салона, батарея повышенной емкости – все это собирается вручную. И добавляет особую изюминку премиальным электрокарам. Ну и стоит такой «hand made», разумеется, дороже.
Что особенного в электрокарах Tesla Motors?
Сегодня каждый авторитетный бренд выделяется своими фишками. И у электрокаров Tesla их множество.
И одна из них – «умная» пневмоподвеска, которая сама может регулировать просвет между авто и трассой. Стоит один раз проехать по ухабистой русской дороге, и в следующий раз машина сама отрегулирует подъем на знакомых ей ямах.
Кроме того, днище электрокара защищено от неожиданностей 6-миллиметровой бронированной панелью. А за счет рекуперативного торможения, тормозные колодки вообще не придется менять. Никогда. Впрочем, как и большинство деталей авто – замене подлежат лишь 4 колеса и пара дворников.
Компания работает по открытому принципу
Любопытно и то, что компания не прячет свои разработки. Даже несмотря на множество патентов, Tesla открыто предоставляет в пользование свои инженерные решения.
А все потому, что компания заинтересована в развитии электротранспорта. И, по словам руководства, не боится здоровой конкуренции.
Кроме того, функции электрокара легко можно расширить, просто обновив систему. Да, точно так же, как на iPhone или iPad. Например, осенью прошлого года некоторые модели после обновления получили функцию круиз-контроля и «Автопилот». Правда, активация некоторых из них стоит денег.
Что с продажами?
По итогам 2015 года, на Tesla пересели 50 тысяч автолюбителей, из них 58 россиян. А продаваемость Model S возросла на 75%.
И даже несмотря на мировое признание, в России электрокары снизили свои позиции на 29,3%. В нашу страну их ввозят исключительно «серым» способом, и, в среднем, такое удовольствие обходится в $100 тыс.
Неудивительно, что в России зарегистрировано всего 122 электрокара Tesla. И, в основном, их владельцы – жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Tesla выпустит бюджетный автомобиль
Уже в первой половине этого года компания готовится представить футуристичный седан Model 3. Так как дела компании не всегда идут в гору, Маск возлагает на него большие надежды.
Потенциальных покупателей должен привлечь скромный ценник в $35 тыс. и авангардный дизайн. В компании заявляют, что Model 3 не будет похожа ни на один другой автомобиль. Но чего нам ждать, пока непонятно.
Электрокары Tesla обзаведутся беспроводной зарядкой
Об этом обещает позаботиться компания Plugless Power. Если вы владелец Tesla Model S, то, возможно, есть смысл инвестировать в проект 244 доллара. И уже в конце этого года сможете испытать нано-гаджет в действии.
Tesla не прошла проверку экологичности
Как бы забавно это ни звучало, но буквально вчера колонну электрокаров задержало ГАИ Казахстана. Машинам запретили подъем в высокогорный спортивный комплекс по причине их «неэкологичности».
Проезд разрешен лишь газовому транспорту, про электрокары власти как-то не подумали. А раз в президентском указе их нет, значит, и проехать в «Медеу» нельзя. Все логично, но очень забавно.
Вместо вывода
Tesla обрастает врагами и конкурентами. Многие компании считают своим долгом создать еще более навороченный электрокар, который назовут «убийцей Теслы». Faraday Future, Quantino от NanoFlowcell, K50 от Qiantu, Rimac Concept One, Mercedes-Benz ELC..
И все же, конкурировать с компанией, чья капитализация $28,4 млрд, не так-то просто. Что ж, посмотрим, к чему приведут дальнейшие изыскания Маска и сколько еще автолюбителей начнут «Жечь резину, а не бензин».
Несколько интересных фактов о Tesla Motors
Скорее всего, ты в курсе, что Tesla Roadster, по сути, был электрическим Lotus Elise. Ну и, само собой, ты понимаешь, чье знаменитое имя легло в название автомобильной компании. В конце прошлого года миру была представлена новая модель автомобиля Tesla Model S P85D, а сегодня мы решили пройтись по страничкам истории компании и отыскать для тебя десяток интересных фактов, о которых ты, возможно, не знал.
Вопрос о том, кто основал Tesla Motors, является предметом жарких споров уже на протяжении многих лет. Миллиардер и официальный глава компании Элон Маск – один из пяти соучредителей компании, тогда как оригинальная идея создания спортивного электромобиля пришла в голову инженеру Мартину Эберхарду. Именно он задался целью создать автомобиль с маленьким расходом топлива, но, к сожалению, ни черта не понимал в машинах, и у него абсолютно не было денег на реализацию этой достойной идеи.
Эберхарду пришла идея дать автомобилю название Tesla, когда он ужинал со своей будущей женой в ресторане «Пираты Карибского моря», который находится на территории Диснейленда.
Tesla Model S не нужно заводить или выключать. Ты можешь припарковать ее у дома, и машина отправится в спящий режим, словно компьютер на твоем рабочем столе.
Tesla Model S имеет шестимиллиметровую бронированную панель, которая надежно защищает днище автомобиля.
И она оборудована саморегулирующейся пневмоподвеской, которая «помнит» неровную дорогу. Tesla Model S способна изменять просвет авто, машина способна подниматься или опускаться по желанию водителя. Более того, модель S запоминает, где ты это сделал раньше, и автоматически поднимает себя вверх при повторном маршруте на этой ухабистой территории.
Большая часть автомобиля была разработана совместно с талантливыми инженерами, пришедшими из других знаменитых компаний. Например, инженер, разработавший подвесную систему автомобиля Ford GT, создал аналогичные подвески и для Tesla, а первый автомобиль, выпущенный компанией, – и вовсе переделанный Lotus Elise.
Модель S имеет практически одинаковый центр тяжести, как и последнее поколение Ford GT. Это имеет смысл, потому как тяжелые батареи расположены в машине очень низко.
Вращение двигателя – 16000 оборотов в минуту, а коробка передач имеет всего одну передачу. В итоге, Model S разгоняется до 100 км/час всего за 5,6 секунд, тогда как спортивная модель еще быстрее и разгоняется до 100 км/час не более, чем за 4,5 секунды, что на 1,2 сек. быстрее Porsche Panamera.
Под капотом Tesla нет ни двигателя, ни радиатора. Тормозные колодки автомобиля не нуждаются в замене, а коэффициент аэродинамического сопротивления модели S – до 0.24.
7 крутых фишек, делающих машины Tesla уникальными
В своё время Tesla Model S стала первым действительно крутым массовым электромобилем, но сейчас она уже не уникальна в этой роли — со своими моделями подтянулись и традиционные производители, и множество стартапов. Но несмотря на то, что индустрия электрокаров стремительно растёт, Tesla умудряется сохранять статус самого удивляющего и инновационного производителя — инженеры из компании Илона Маска выдумывают всё новые и новые фишки, отличающие машины Tesla от любых других. Вот несколько наиболее ярких примеров.
Новые функции через обновления прошивки. Владельцы Tesla могут сделать свой автомобиль быстрее или умнее, всего лишь скачав новую версию официального программного обеспечения — не нужно заниматься чип-тюнингом, вставлять электронные блоки от старших модификаций или ждать рестайлинга. Так, например, весной этого года владельцам Model 3 прилетело обновление, которое среди прочего делает автомобиль быстрее, а также позволяет самостоятельно выполнять перестроения в автопилотном режиме. А если вы поскупились на опцию автопилота при покупке и пожалели об этом, то менять машину не надо — достаточно купить обновление программного обеспечения, и автопилот разблокируется.
Собачий режим. Чтобы с комфортом для питомца оставить его в машине, нужно лишь активировать специальный режим Dog Mode. В нём в запертом салоне работает кондиционер, а на центральном экране демонстрируется крупный текст: «Мой хозяин скоро вернётся. Кондиционер включен». Ведь в США нередки случаи, когда полиция по жалобе прохожих вскрывала автомобиль, в котором питомцы были оставлены на жаре. А если батарея электрокара разрядится и возникнет угроза невозможности продолжения работы собачьего режима, то на телефон владельца придёт соответствующее уведомление.
Защита от перегрева салона. Кстати, о людях в Tesla тоже позаботились, предусмотрев специальный режим защиты от перегрева пассажирского пространства. При достижении определённой температуры в салоне во время нахождения на парковке, Tesla автоматически включает охлаждение кондиционером — эта функция отбирает около 1 км запаса хода за час работы. Кстати, управление воздухом в Tesla Model 3 тоже непростое: направление задаётся пересечением двух перпендикулярных потоков, дующих из статичных скрытых дефлекторов во всю ширину передней панели. А задать точный вектор и гибко сконфигурировать «ветер» можно интуитивными свайпами на схеме салона в мультимедийной системе.
Режим «караул!» Это улучшенная версия сигнализации. В режиме ожидания охранная система дежурно записывает в память всё происходящее вокруг автомобиля, чтобы в случае возникновения инцидента сохранить всю череду событий в особую область памяти — аналогично работают видеорегистраторы. Если на кузов оказывается лёгкое нежелательное воздействие (например, кто-то облокотился или сел), то машина предупреждает о факте записи происходящего яркой надписью на дисплее. А в случае более жёсткой атаки (например, разбитое окно), в качестве сирены начинает проигрываться музыка на максимальной громкости аудиосистемы, а владельцу на смартфон приходит уведомление и видеозапись происшествия.
Развлечения и «пасхалки». В знаменитой тесловской мультимедийке есть бесконечное количество необязательных, а то и бесполезных для автомобиля, но милых и весёлых вещей. Например, приложение для рисования, обрастающее всё более серьёзным функционалом графического редактора. Здесь и куча встроенных аркадных игр (как современных, так и ретро), и в части из них («гоночки» Beach Buggy Racing 2) можно даже управлять болидом с помощью штатного руля. Регулярно появляются надстройки для навигации, которые имитируют то движение по Марсу (давняя мечта Илона Маска), то сани Санта Клауса с соответствующей озвучкой. А в 2016 году было выпущено обновление для Model X, которое активировало режим праздника — кроссовер показывал светомузыкальное шоу и пританцовывал своими уникальными дверями-крыльями.
Кстати, активировать тот режим нужно было по-хитрому, в лучших традициях так называемых «пасхальных яиц» из компьютерных игр: нажми сюда и подержи 5 секунд, введи кодовое слово, выйди из машины и закрой дверь — ни за что не догадаться, если не знать. Думаете, это самая бесполезная функция? Тогда как вам шутливый «режим пуков», позволяющий издавать характерные звуки в любой из четырёх точек салона по числу пассажирских мест? После этого «романтичный режим» с анимированным камином во весь центральный дисплей уже не кажется чем-то диким.
Смартфон вместо ключа. Нам сейчас привычно отпирать двери автомобиля с помощью смартфона — каршеринг приучил к чудесам. Но в индустрии автомобилей личного пользования всё ещё принято носить с собой брелок-ключ. Поэтому необычно, что Tesla решила эту привычку искоренить — для доступа в салон Model 3 достаточно смартфона, который опознаётся автомобилем через Bluetooth. Резервный вариант — специальная ключ-карта толщиной с кредитку, которую нужно приложить к средней стойке, чтобы двери разблокировались.
P.S. не уникальные, но крутые особенности
Tesla старается изобрести свой подход даже к тем вещам, которые давно изобретены и отлажены. Вот, например, режимы движения. Электрическая силовая установка седанов и кроссоверов Tesla даёт возможность очень резко выстреливать со старта, опережая в этой дисциплине даже некоторые суперкары, не говоря уж об обычных спортивных машинах. И чтобы описать эмоции пассажиров, банального слова sport, конечно же, недостаточно. Поэтому в Tesla официально используют термин Ludicrous Mode. Cлово ludicrous взято из пародийного фильма «Космические яйца» 1987 года, где скорость света экипажу звездолёта показалось недостаточной, и они приготовились к погоне на «бредовой» («абсурдной», «курьёзной») скорости. Примерно такие же ощущения, что у героев кинокартины, испытывают пассажиры электрокаров Tesla, катапультирующихся до 100 км/ч за 3 секунды.
Да и обычный комфортно-экономичный режим у Tesla называется не затёртым Eco, а многообещающим Chill Mode. Вроде бы, всё то же самое — а пользоваться хочется больше. Куда приятнее думать, что ты просто «чиллишь», а не банально тошнишь в эко-режиме. Наконец, для Tesla Model 3 доступен режим с провокационным названием Track Mode — он оптимизирован для всяческих выкрутасов на мощном электроседане, в том числе дрифта! При этом компания Илона Маска не заигрывается в «пасхалочки» и «шутеечки» — эти автомобили до сих пор остаются одними из самых конкурентоспособных и передовых «электричек» с продвинутым автопилотом, хорошим запасом хода и «фичами» вроде дистанционной парковки, которых не гнушаются и гранды вроде BMW.
Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Курс о больших делах
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.