Можно ли сказать что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан
Можно ли сказать что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его?
Можно ли сказать что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его?
Да. Поскольку по условиям ультиматума Сербия практически лишалась своего суверенитета.
Ни государство ни согласилось бы на это.
Докажите, что нацистское государство в Германии носило тоталитарный характер?
Докажите, что нацистское государство в Германии носило тоталитарный характер.
Какой характер носила политика египетских фараонов в отношении завоеванных стран?
Какой характер носила политика египетских фараонов в отношении завоеванных стран.
Почему столетняя воина носила народный освободительный характер?
Почему столетняя воина носила народный освободительный характер.
Какой из пунктов австрийского ультиматума Сербии от 23 июля 1914 г был отвергнут сербами как неприемлемый?
Какой из пунктов австрийского ультиматума Сербии от 23 июля 1914 г был отвергнут сербами как неприемлемый.
Какой характер носили войны ассирии?
Какой характер носили войны ассирии?
Почему войны против франции носили коалиционный характер?
Почему войны против франции носили коалиционный характер.
Какой характер носили действия ссср в великой отечественной войне?
Какой характер носили действия ссср в великой отечественной войне.
Докажите что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер?
Докажите что национальная политика самодержавия носила противоречивый характер.
С чем был связан новый виток деятельности либералов и какой характер он носил?
С чем был связан новый виток деятельности либералов и какой характер он носил?
Народ, скажите, пожалуйста, какой характер носила крестьянская реформа?
Народ, скажите, пожалуйста, какой характер носила крестьянская реформа?
Бомарше развивает просветительскую идею о том, что человеческая личность стоит выше сословных ограничений и феодальных пережитков.
Церковь играет важную роль в государстве : 1)объединяет 2)поддерживает Московских князей 3)гуманизирует обществой.
Российские органы сословного представительства отличались всесословностью от западноевропейских.
Росия, Украина беларусь.
Разные, интересные, потом там жили.
1. от 3г до н. Э. до 2г. Н. э. Прошло 99лет 2. Раньше был 3г. До н. Э.
Его изобрели в Китае. Его использовали для походов по пустыням.
Первая мировая война
Презентация предназначена для урока истории в 11 классе
Содержимое разработки
Первая Мировая война 1914 – 1918 гг.
Всеобщая история, 11 класс
учебник под ред. Загладина Н.В.
Самостоятельно составьте план изучения Первой Мировой войны по пунктам. Свяжите их по смыслу, чтобы каждый пункт был логическим продолжением предыдущего.
Могли ли происходить столкновения интересов разных стран в зоне колониальных владений? Назовите эти зоны. Вспомните локальные конфликты, произошедшие из-за столкновения разных интересов.
Посмотрите на карту и назовите основные страны, которые принимали участие в колониальных войнах. Найдите их колониальные владения.
Филиппино-американская война (1899 – 1902 гг.)
Назовите основные локальные конфликты, которые представлены на данных карикатурах. По каким характерным признакам вы узнали их?
Образование военно-политических блоков.
Карикатура начала XX в.
Образование военно-политических блоков.
Российский плакат 1914 года.
Образование противоборствующих блоков в Европе
Блок Центральных держав
1893 – союзный договор России и Франции
1879 – союзный договор Австро-Венгрии и Германии
1904 – заключение англо-французского союза
1882 – заключение Тройственного союза (Германия, Италия и Австро-Венгрия)
1907 – соглашение России и Великобритании
Присоединение к австро-германскому блоку Турции (1914) и Болгарии (1915)
Как повлияло на развитие международных отношений создание двух систем союзов?
В начале XX века в Европе образовались два военно-политических блока, которые имели общие цели.
Причины начала войны
Вспомните основные причины начала войны. Сформулируйте их и впишите в схему.
Прочитайте отрывок из монографии «Первая Мировая война. Пролог XX в» на стр. 63 учебника и ответьте на вопросы:
Найдите ошибки в тексте и прочитайте текст в правильном варианте
Вспомните, какое событие считается поводом к началу Первой Мировой войны? Обоснуйте свою точку зрения.
Поводом к началу Первой мировой войны послужило
убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника
австрийского престола Франца Фердинанда. Это
преступление было совершено албанским террористом
Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию,
поэтому немедленно, без предъявления ультиматума,
союзник Сербии – Италия – начала всеобщую
Найдите ошибки в тексте и прочитайте текст в правильном варианте
Поводом к началу Первой мировой войны послужило
убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника
австрийского престола Франца-Фердинанда. Это
преступление было совершено албанским террористом
Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию,
поэтому немедленно, без предъявления ультиматума,
союзник Сербии – Италия – начала всеобщую
Однако несколько лет он жил в Сербии – этот факт дал правительству Габсбургов предположить, что Сербия замешана в акте террора.
Убийство в Сараево
Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос:
Можно ли утверждать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его? Свой ответ обоснуйте и подтвердите пунктами из документа.
Прочтите отрывок из австрийского ультиматума Сербии (23 июля 1914 г.) и ответьте на вопрос:
Подумайте, что было бы, если Сербия согласилась принять ультиматум Австро-Венгрии? Как Вы считаете, война бы состоялась?
Основные военные действия на Западном фронте
Итоги военной кампании
Используя карту в учебнике на стр. 63 – 66, в таблицу выпишите основные военные действия и их значения. Подведите главный итог к каждому году войны.
Проследите по картам, какие главные изменения произошли после Первой Мировой войны. Сформулируйте итоги и запишите их в таблицу.
Д/З: Заполнить таблицу, подвести итоги Первой Мировой войны, записать общий вывод.
Письменно подвести общий итог: «Что дала миру Первая Мировая война»?
Вопросы по истории 11 класс учебник Загладин параграф 7
1. Что стало причиной начала Первой мировой войны и какой характер она носила?
Причиной Первой мировой войны были острые противоречия между двумя военно-политическими блоками, которые вы подробно разбирали в 9 классе. Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) возник еще в 1882 г. и был направлен против России и Франции. Охлаждению прежде дружественных российско-германских отношений способствовали соперничество на Балканах (борьба за влияние в Болгарии и Сербии и поддержка Германией австрийских притязаний на Боснию и Герцеговину), рост влияния Германии в Османской империи (нерешенный «Восточный вопрос»), а также торгово-экономические противоречия (Россия стремилась с помощью высоких таможенных пошлин не пускать к себе германские промышленные изделия, а Германия не пускала к себе русское зерно и некоторые другие сельхозтовары). У Франции, в свою очередь, были острые противоречия с Германией (из-за пограничной территории Эльзаса и Восточной Лотарингии, отнятой у Франции по итогам франко-прусской войны) и с Италией (из-за г. Ницца).
В этой ситуации логичным было русско-французское сближение. У самой России с Францией не было противоречий из-за сфер влияния, зато французские банки и частные лица охотно покупали в российские ценные бумаги и давали в долг российскому правительству. К 1894 г. оформился русско-французский союз, которому не мешали даже различия в политическом строе двух стран.
В начале ХХ в. рост могущества и агрессивности Германии вызвал беспокойство у Великобритании, традиционно не стремившейся вступать ни в какие союзы. Германия опоздала к колониальному разделу мира, и то, что она всё-таки успела захватить, смотрелось просто смешно в сравнении с огромными владениями Франции, России и особенно Великобритании. К этому времени также выявилось отставание английской промышленности от немецкой и началось вытеснение с рынков английских товаров немецкими. Германия при этом стремительно наращивала вооружение и создавала мощный военно-морской флот.
Перед лицом нового мощного врага Великобритания вышла из «блестящей изоляции» и пошла на сближение с Францией, а затем и с Россией. В 1904 г. был заключён англо-французский военно-политический союз, который назвали Антантой — «Сердечным согласием» (по-французски согласие — entente). Франция отказывалась от претензий на Египет, а Великобритания признавала французские права на Марокко. В 1907 г. было заключено русско-английское соглашение по разделу Центральной Азии. В итоге оформился англо-франко-русский союз («Тройственное согласие» – Антанта), противостоявший Тройственному союзу во главе с Германией. Европа оказалась расколота на два лагеря, готовящихся к войне.
2. Как проходили военные действия во время этой войны и сколько их этапов было?
3. Чем и каким образом эта война была завершена?
Можно ли сказать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его?
Как вы думаете, почему С. Сазонов считал виновником войны Великобританию?
Как вы оцениваете эту позицию? Во имя чего велась мировая война?
1. Что стало поводом и причинами Первой мировой войны? В чём различие между этими понятиями?
2. Какой характер носила война 1914–1918 гг.? Можно ли однозначно определить, кто был её виновником? Кто, по вашему мнению, несёт ответственность за её возникновение?
3. Подведите итоги первого года войны. В чём состояли ошибки военного командования воюющих сторон?
4. В чём проявился кризис в противоборствующих державах? Каковы были его причины?
2. Германия изначально делала ставку на молниеносную войну, прекрасно осознавая, что в затяжной войне ей не победить. Антанте также помогли США, предоставив солдат, деньги и все необходимое для войны.
3. США оказывали помощь странам Антанты финансами и войсками. Вступив в войну, правительство США помогало победить опасного противника, а также обогатиться вследствие кредитов европейским державам.
5. Чем можно объяснить победу стран Антанты? При ответе используйте материалы таблицы на с. 65.
1. Опираясь на материалы учебника и дополнительные источники, самостоятельно составьте сравнительную таблицу «Лидеры модернизации» (США, Франция, Великобритания). В таблице необходимо отразить следующие положения: а) названия крупнейших монополий; б) в какой отрасли они добились успехов; в) существуют ли они в наши дни.
На основе анализа таблицы подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме доклада.
2. Подготовьте реферат на тему «Геополитические теории». При подготовке реферата следует осветить следующие вопросы: а) когда возникли геополитические теории и кого можно причислить к их авторам; б) какое значение эти теории имели в ходе подготовки мировой войны; в) существуют ли в наши дни новые теории и если да, то в чём их новизна.
3. Прочитайте фрагмент из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю» (1942).
«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало её критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение »
Как автор объясняет появление нового социального слоя в Индии? Согласны ли вы с мнением автора? В чём, на ваш взгляд, он ошибается? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов.
4. Подготовьте двухминутное слайд-шоу, посвящённое антивоенным плакатам и карикатурам времён Первой мировой войны, выпущенным разными государствами-участниками. Используя соответствующие сайты (как вариант ria.ru/infografika; www.msk.kp.ru), подготовьте подробное описание каждого из изображений (в какой стране и когда оно было сделано; в чём основной посыл этого плаката или карикатуры) и сделайте небольшое историческое введение к данному слайд-шоу.
5. Обсудите на круглом столе или семинаре вопрос о том, почему Соединённые Штаты Америки приняли решение вступить в Первую мировую войну. Подготовьте и сделайте в классе сообщение на тему «Роль и значение участия США в Первой мировой войне».
§ 10. Первая мировая война
1. Причины и характер войны
Поводом к войне послужило убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда Габсбурга в городе Сараево (Босния) двадцатилетним Гаврилой Принципом. Он был выходцем из Боснии, присоединённой к Австро-Венгрии в 1908 г., однако несколько лет жил в Сербии. Это дало основания правительству империи Габсбургов предположить, что сербские власти причастны к организации покушения.
Из Австрийского ультиматума Сербии
(23 июля 1914 г.)
Императорское. правительство находится вынужденным просить сербское правительство официально заявить, что оно осуждает пропаганду, направленную против Австро-Венгерской монархии.
Австро-венгерское правительство ожидает ответа королевского правительства до б часов вечера в субботу 25 текущего месяца.
Можно ли сказать, что данный ультиматум носил провокационный характер и был рассчитан на то, что Сербия отвергнет его?
Россия не могла оставить безнаказанным нападение на дружественное ей государство. Её отказ от поддержки Сербии привёл бы к установлению полного контроля Центральных держав над Балканами. Российское общественное мнение также требовало оказания помощи дружественному православному народу. Началась частичная мобилизация русских войск в приграничных с Австро-Венгрией округах. В ответ на это Германия 1 августа объявила войну России, потребовав от французского правительства разорвать с ней союз и передать германской армии все приграничные укрепления. Франция конечно же отказалась от этих унизительных требований. 3 августа Вильгельм II объявил и ей войну. Германские войска вторглись на территорию Бельгии. Нарушение нейтралитета этого государства дало основание Великобритании 4 августа вступить в войну против Германии.
Прояви великие державы большую гибкость, кризис в Европе, вызванный убийством австрийского эрцгерцога, мог быть решён мирным путём. Однако причины их неуступчивости не были случайными. И Антанта, и Центральные державы исходили из неизбежности военного столкновения двух военных блоков. Для правящих кругов Германии, которые считали, что страна готова к войне, отсрочка представлялась нежелательной. Россия осуществляла реформирование своих вооружённых сил и вскоре могла стать намного более опасным противником. В то же время Австро-Венгрия, по оценке германского генштаба, каждый год слабела. Кроме того, в Берлине надеялись на нейтралитет Англии в войне. При этом не было учтено, что она тоже стремилась к скорейшей развязке, пока Германия не завершила свою военно-морскую программу.
Сербия, выступавшая за объединение южных славян под своим главенством, также была заинтересована в войне, рассчитывая на поддержку Антанты.
Во вступивших в войну странах происходил подъём национально-патриотических настроений. Пресса убеждала европейцев, что наконец наступает время свести счёты с историческими противниками. Россия переживала всплеск антигерманских настроений. Народы Австро-Венгрии и Германии были уверены, что война с русскими — это борьба против «полуазиатских варваров», а также Франции — извечного врага немцев.
Официальная пропаганда Франции и Великобритании призывала к войне в защиту демократии, против имперских режимов, стремящихся к территориальным захватам. Наличие у стран Антанты союзника в лице Российской империи, как и её роль в войне, стыдливо замалчивалось.
2. Первый этап войны
Германский план войны был разработан ещё в 1905 г. тогдашним начальником генерального штаба Альфредом фон Шлиффеном. Основная его идея заключалась в том, чтобы нанести поражение Франции раньше, чем Россия будет готова прийти на помощь союзнику. Обойдя пограничные французские укрепления через территорию Бельгии, германские войска устремились к Парижу, подойдя к нему на 30-40 км. Правительство Франции спешно переехало в город Бордо. Но в результате битвы на реке Марна (сентябрь 1914 г.) немецкое наступление было остановлено. От границ Швейцарии и до Ла-Манша, на 700 км, протянулась сплошная линия фронта, срочно укреплявшаяся с обеих сторон.
Многие историки писали о «чуде на Марне». Между тем решающую роль в предотвращении падения Парижа сыграли события на Восточном фронте. Настоятельные просьбы союзников побудили командование российской армии начать наступление против Германии и Австро-Венгрии, не дожидаясь завершения развёртывания всех вооружённых сил.
Русские армии, возглавляемые генералами А.В. Самсоновым и П.К. Ренненкампфом, в начале августа вступили на территорию Восточной Пруссии. Угроза её потери вынудила германское командование перебросить крупные силы и резервные войска с Западного на Восточный фронт. Немцам удалось воспользоваться плохой организацией взаимодействия между командующими русских армий. Пока войска Ренненкампфа бездействовали, армия генерала Самсонова была окружена и разгромлена, сам он застрелился.
В конце августа 1914 г. русские войска перешли в наступление против Австро-Венгрии. Её армия начала отступать, оставив территорию Галиции. В развернувшихся на польских землях боях Германии вновь пришлось перебрасывать дополнительные силы на Восточный фронт, чтобы спасти союзника от разгрома.
Рис. Атака русской кавалерии. Художник И. Борисов
После упорных сражений обе стороны понесли большие потери, но план Шлиффена сорвался. Война приобрела затяжной характер. Для Антанты, обладавшей большими людскими и материальными ресурсами, открывалась перспектива победы над Германией. Поэтому усилия дипломатов воюющих стран сконцентрировались на поиске новых союзников.
В 1914 г. на стороне Германии в войну вступила Турция, в 1915 г. — Болгария. Это, однако, не изменило общего баланса сил в пользу Центральных держав. Антанту поддержали многие страны. Её союзником ещё в 1914 г. стала Япония, воспользовавшаяся войной в Европе для захвата германских владений в Азии и бассейне Тихого океана. В 1915 г. к Антанте присоединилась Италия, в 1916 г. — Румыния, в 1917 г. — Греция.
Первые же месяцы войны показали, что готовившиеся к ней генералы, как Антанты, так и Центральных держав, допустили грубейшие просчёты в военном планировании. Все они считали, что война продлится несколько месяцев. Заготовленного количества боеприпасов, провианта, амуниции, медикаментов оказалось недостаточно. Перевод экономики на военные рельсы занял много времени. Наиболее серьёзные ошибки допустило германское командование, недооценившее возможности своих противников, особенно русской армии.
3. Воюющие страны в 1915-1916 гг. В 1915 г.
Помощь союзников в сложный для России период войны носила ограниченный характер. В порты Мурманска, Архангельска и Владивостока началась поставка вооружения и боеприпасов, но из-за трудностей транспортировки они попадали на фронт с большим опозданием.
На Западном фронте применение немцами отравляющих газов у Ипра (после этого отравляющие вещества стали применяться обеими сторонами) не обеспечило им преимущества. Англия и Франция попытались вывести из войны Турцию. Для этого они высадили десант вблизи Стамбула с целью захвата Черноморских проливов. Однако так называемая Галлипольская операция завершилась полным провалом.
Австро-Венгрия начала наступление против Италии. Однако оно было сорвано Брусиловским прорывом — одной из самых крупных операций Первой мировой войны, предпринятой Россией. По просьбе командования союзников в мае 1916 г. русская армия начала наступление по всему фронту. Наиболее успешными оказались действия войск под командованием генерала А.А. Брусилова против Австро-Венгрии.
Русская армия заняла Восточную Галицию и Буковину. Противник потерял около 1,5 млн человек убитыми, ранеными и пленными. Немцы вынуждены были прекратить атаки на Верден и перебросить дивизии на помощь союзнику.
В августе 1916 г. под влиянием успехов России в войну на стороне Антанты вступила ранее колебавшаяся Румыния. Её армия была незамедлительно разгромлена подошедшими германскими войсками. Оборону румынского фронта взяла на себя Россия, фронт её армий протянулся на тысячи километров — от Чёрного до Балтийского моря.
4. Война и российское общество
Объявление Германией войны России вызвало невиданный всплеск патриотизма в русском обществе. В столицах и других крупных городах прошли многолюдные манифестации под лозунгом «Война до победного конца». Столицу империи переименовали в Петроград. 26 июля 1914 г. подавляющим большинством Государственная дума проголосовала за выделение правительству военных кредитов. Призыв защиты Отечества подхватили даже меньшевики и эсеры. Лишь большевики выдвинули лозунг поражения своего правительства и превращения войны империалистической в гражданскую. Первоначально эти воззвания не пользовались популярностью даже у рабочих.
Тем временем в тылу разворачивалась кампания по оказанию помощи фронту. Были созданы Земский и Городской союзы. Они занимались помощью раненым, снабжением войск, формировали отправляющиеся на фронт санитарные поезда, налаживали работу госпиталей и лазаретов. Для объединения и координации усилий союзы создали объединённый Главный комитет по снабжению армии, или Земгор. С самостоятельной инициативой выступили предприниматели, создавшие весной 1915 г. сеть военно-промышленных комитетов для организации военного производства.
Мобилизация промышленности позволила к 1916 г. преодолеть кризис снабжения армии. На выполнении военных заказов было занято 76% всей рабочей силы страны, причём по законам военного времени продолжительность рабочего дня увеличилась до 14-16 часов. Однако концентрация ресурсов на военные цели негативным образом сказалась на положении в тылу. Всего за годы войны в армию было мобилизовано около 15,8 млн человек. На фронт ушла почти половина трудоспособных мужчин. Это привело к нехватке рабочей силы в деревне и промышленности.
Хотя экспорт зерна прекратился и в стране было достаточно хлеба и для армии, и для мирного населения, железнодорожный транспорт не справлялся с возросшим объёмом военных перевозок. С конца 1916 г. ухудшалось продовольственное снабжение крупных городов. Возникали перебои с топливом.
Громадные военные расходы покрывались в основном за счёт выпуска бумажных денег (их обмен на золото прекратился с началом военных действий), а также внутренних и внешних займов. В результате государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным уровнем. Цены на основные продукты выросли в 4-5 раз.
По мере того как война затягивалась, патриотические настроения в стране сменились апатией, а затем и недовольством. Военные неудачи усилили оппозиционность по отношению к правительству не только Государственной думы, но и Государственного совета. В августе 1915 г. думские фракции кадетов, прогрессистов, октябристов и националистов объединились в «Прогрессивный блок», главным пунктом программы которого стало требование формирования так называемого Министерства общественного доверия. «Прогрессивный блок» требовал, чтобы в правительство вошли общественные деятели и государственные сановники, пользовавшиеся доверием не только императора, но и Государственной думы, — во имя наведения порядка в тылу и организации победы на фронте.
Правительство не пошло на компромисс. Однако, отступив от согласованных действий с оппозицией, власть сама оказалась в глубоком кризисе. Узнав, что Николай II намерен принять на себя командование войсками, 8 министров обратились к императору с просьбой не делать этого глубоко ошибочного, с их точки зрения, шага. В ответ император отправил в отставку всех, не согласных с его решением. По выражению В.М. Пуришкевича, «министерская забастовка» сменилась «министерской чехардой». За год сменилось три Председателя Совета министров, два министра внутренних дел, два министра юстиции, два военных министра, два министра земледелия.
В глазах общества и широких народных масс власть опорочила себя тесной связью с «тёмными силами», олицетворением которых был Г.Е. Распутин. Этот малограмотный выходец из Тобольской губернии, выдававший себя за «святого провидца», сумел войти в круг приближённых императрицы и приобрести влияние на государственные дела.
Для спасения династии и монархии её сторонники пошли на устранение наиболее одиозной фигуры — Распутина. В декабре 1916 г. он был убит группой заговорщиков. Однако и этот крайний шаг не помог, самодержавный режим стремительно терял поддержку в обществе. Страна стояла на пороге революции и гражданской войны. На фронте росло дезертирство, упала дисциплина. В тылу вновь поднялось рабочее движение, причём треть забастовщиков выдвигала политические и антивоенные лозунги.
Стихия народного протеста, спровоцированного тяжёлыми условиями войны, становилась всё более мощной. Трон российской монархии зашатался, и для его падения было достаточно даже слабого толчка.
5. Кампания 1917 г. и завершение военных действий
В 1917 г. весной и летом страны Антанты безуспешно пытались добиться перелома в войне. Истощение воюющих сторон становилось все более очевидным. Первоначальный патриотический подъём повсюду сменился пацифистскими настроениями, недовольством правительствами, которые втянули народы в кровавую и бесперспективную войну. В Германии произошли волнения среди моряков. В России после Февральской революции 1917 г. боеспособность армии быстро падала, во Франции летом 1917 г. также вспыхнули беспорядки в войсках. В Англии, Франции и Италии рабочие начали выдвигать антивоенные лозунги.
В этой ситуации большое значение имело присоединение США к Антанте. Соединённые Штаты, выполнявшие военные заказы стран Антанты, предоставили им большие кредиты. США не могли допустить поражения своих должников, угроза которого после Февральской революции 1917 г. в России стала вполне реальной. В конце 1917 г. после поражения при Капоретто на грани краха оказалась Италия.
Поводов для вступления в войну у США было достаточно. Военно-морские силы Германии не смогли взять верх над британским флотом. Однако весьма успешной оказалась подводная война против Великобритании. Её жертвами неоднократно становились американские граждане. Предложения президента США Вудро Вильсона о посредничестве в достижении мира было отвергнуто Центральными державами. Это дало основание США 6 апреля 1917 г. объявить им войну. К середине 1918 г. США успели перебросить в Европу около миллиона человек.
В марте 1918 г. Советская Россия и Германия заключили сепаратный мир. Пользуясь этим, Германия попыталась переломить ход событий на Западном фронте.
Летом 1918 г. она начала наступление на Францию, однако немецким войскам удалось продвинуться лишь на расстояние нескольких десятков километров. Натиск оказался последним, силы Центральных держав были истощены. Свежие американские войска помогли Англии и Франции в августе перехватить инициативу и перейти в контрнаступление на всех фронтах.
В сентябре 1918 г. перемирие с союзниками заключила Болгария, в октябре — Турция. Начался распад Австро-Венгрии. Независимость провозгласила Чехословакия, 3 ноября Австро-Венгрия вышла из войны. В этих условиях у Германии, также охваченной революционным движением, не осталось иного выбора, кроме заключения с союзниками перемирия на их условиях. Германские войска должны были быть выведены с оккупированных территорий и западного берега Рейна, а большая часть немецкого вооружения, включая самолёты, военные суда, артиллерию и пулемёты передана странам Антанты.
За годы Первой мировой войны в армии стран Антанты было мобилизовано более 48 млн человек, в странах германской коалиции — 25 млн. Размах военных действий был беспрецедентным в истории Европы. Потери в войне составили около 10 млн человек убитыми и 20 млн ранеными. Наибольший урон понесли Германия (2 млн погибших на поле боя), Россия (1,8 млн), Франция (1,3 млн), Австро-Венгрия (1,1 млн), Англия (0,7 млн).
Первая мировая война привела к коренным изменениям в политической и экономической жизни не только Европы, но и всего мира. С политической карты исчезли могущественные империи, на месте которых образовались новые государства. Значительно усилились США, а позиции Великобритании ослабли. Впервые в истории человечества была предпринята попытка создания политического органа — Лиги Наций, которая могла бы осуществлять разрешение острых проблем в мировом масштабе.
В то же время победители осуществляли активный передел колоний и сфер влияния за счёт проигравших стран. Это заложило предпосылки новой фазы острого соперничества и борьбы.
Вопросы для самопроверки
Самостоятельная работа
Подготовьте компьютерную презентацию, посвящённую основным этапам эволюции политического строя России в ходе революции 1905-1907 гг.
По результатам своей работы ответьте на вопросы:
Как менялся политический строй страны в ходе революции 1905-1907 гг.? Какие политические партии и социальные слои были удовлетворены переменами, а какие нет?
Охарактеризуйте политический строй, установившийся в России в результате революционных перемен, и попробуйте самостоятельно начертить его схему (в тетради или добавив кадр к своей презентации).